Нормы СанПИН в школе

Правило о 25 учениках в классе разъяснили в пресс-службе Управления образования Астаны, передает Tengrinews.kz.

В социальных сетях родители начали обсуждать норму, согласно которой в классах должно находиться не более 25 детей, а в старших классах — не более 20. Информацию об этом опубликовал юрист Жангельды Сулейманов в Facebook.

«Да, действительно, согласно новым санитарным требованиям к объектам образования, это приказ от 13 сентября 2017 года Министерства здравоохранения. И здесь есть пункт, что не более 25 человек могут находиться в классе», — сказала пресс-секретарь управления образования Астаны Жазира Асанова.

Она добавила, что данная норма существовала и раньше. При этом, по ее словам, не все школы соблюдают данную норму.

«На сегодняшний день в наших школах в среднем более 30 детей в классе. Это для нас первоочередная цель. У нас стоит цель снизить количество до 25 детей в классах. На сегодняшний день у нас 85 государственных школ и порядка 30 школ считаются переуплотненными. В них посещают ежедневно занятия по 35-38 детей в классах. Это происходит за счет того, что у нас хорошие рождаемость и миграция», — добавила Асанова.

По ее словам, за неисполнение данных норм предусмотрена ответственность.

«За неисполнение данных правил есть штрафные санкции. Там, где действительно сидят 45 детей, накладываются штрафные санкции. Но, естественно, мы активно работаем с госорганами, чтобы они нам пошли навстречу», — пояснила она.

Представитель Управления образования добавила, что проблема решается на уровне правительства. К наиболее переуплотненным школам пристраиваются новые здания. Также строятся частные школы, в которых размещается госзаказ. В ближайшие пять лет в столице планируют построить более 20 школ и 10 пристроек.

Она также пояснила, что в большинстве случаев школы переуплотнены по причине популярности некоторых.

«Есть школы, которые очень популярны среди родителей, и все туда хотят попасть, за счет этого они переуплотнены. Но мы не можем родителям запретить отдавать своих детей в эти школы. Мы рекомендуем родителям отдавать детей в школы, находящиеся в их районе. Это вопрос безопасности детей в первую очередь», — добавила Асанова.

Также, по ее словам, в санитарных правилах указано, что количество уроков в день не должно превышать шести, а нагрузка должна быть согласована с родителями. Об этом также говорил юрист Жангельды Сулейманов.

«Если посмотреть в 72-м пункте этих же правил, есть такой момент по недельной нагрузке. Есть определенное количество часов для каждой параллели, которые рекомендованы МЗ. (…) Условно, в какой-то параллели за неделю не должно быть более 32 часов. Если у родителей есть какие-то замечания и предложения, как лучше или эффективнее провести факультативные или вариативные часы, чем лучше занять ребенка. Это все обсуждается на уровне родительских комитетов, попечительских советов», — отметила Асанова.

20 сентября на «Пятом канале» Санкт-Петербурга в передаче «Открытая студия» обсуждался вопрос о введении с 1 сентября новых санитарных норм и правил (СанПИН) в российских школах. Характерной особенностью этих нормативов является резкое ужесточение требований к оснащению школ и образовательному процессу.
Интересны результаты голосования. На вопрос о том, что такое новые санитарные правила для школ 52% ответили: «Чиновничья глупость», 41% ответили, что это «Формальность (ничего не изменится)» и только 7% считают это необходимостью. Примечательно, что первоначально «чиновничья глупость» и «формальность» шли почти вровень.

Почему подавляющее большинство восприняло введение нормативов так негативно? Дело все в том, что принятые нормы и правила для многих школ являются фактически невыполнимыми. Уровень финансирования системы образования не позволяет не только реконструировать школы, согласно новым правилам, но и содержать их в надлежащем порядке.

Во многих сельских школах отсутствуют элементарные коммуникации. Если даже и пристроят к ним некие здания с теплыми туалетами, душевыми кабинками и бассейнами, то они будут тут же закрыты во избежание засорения. Открываться они будут лишь на время посещения контролирующих органов.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ.

Каждый тип лагерей обязан соблюдать соответствующие Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающие соответствующие СанПиН.

Этими Постановлениями устанавливаются требования к:

  1. требования к размещению
  2. устройству
  3. содержанию
  4. организации режима работы лагерей
  5. требования к возрасту детей.

Открытие лагерей осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту размещения туристического лагеря.

При этом учредитель или собственнику некоторых типов лагерей (например, туристического лагеря, лагеря труда и отдыха) необходимо поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органы местного самоуправления по месту его размещения о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и перед заездом детей — не менее чем за 2 недели.

К работе в лагерях допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке Работники должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Перечень действующих Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ (периодически изменяются и дополняются)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. № 73

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией детских оздоровительных лагерей, необходимо в срок не позднее, чем за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона, поставить в известность органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о планируемых сроках открытия детских оздоровительных лагерей, режиме функционирования (датах начала и окончания каждой смены), планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидных (противоклещевых) обработок

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2011 № 20277);*

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха, которые формируются в период каникул для обучающихся образовательных учреждений, достигших возраста 14 лет (далее — подростков), с целью организации отдыха и выполнения труда.

На этот тип лагерей распространяется также Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (ред. от 28.06.2002);

—Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 № 17378);*

устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 29 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2605-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2010 N 17400);*

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей в период летних каникул с использованием палаток (далее — туристические лагеря), независимо от их подчиненности и форм собственности.

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.32630-10″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2010 № 18094);*

* Определены санитарно-эпидемиологические требования к предпринимателям и организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10). ** Для санаторно-оздоровительных лагерей.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 3 г. Москва»Об утверждении СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей»»

Прочие акты

Приказ Росстата от 23.04.2010 N 171 (ред. от 16.05.2011) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)»

Данным приказом утверждена форма для предоставления статистической отчетности в Росстат.

Ее предоставляют лагеря всех типов, кроме санаторно-оздоровительных лагерей.

О медицинских противопоказаниях при направлении несовершеннолетних в организации отдыха и оздоровления (Письмо Минздрава РФ от 15.05.2015)

Учебный год стартовал. Пожалуй, сложнее всего сейчас педагогам и малышам из начальной школы. И если для детей самая главная задача сейчас — влиться в учебу после каникул, у педагогов и родителей другая головная боль.

— Мы все понимаем, что в столице много детей. Когда пришли в школу в прошлом году, в классе было 30 человек. Много, но что поделать! В других классах примерно такая же картина была. Но в этом году уже вместо 30 человек в классе было 35! Оказывается, расформировали один класс и перераспределили детей по остальным. Пострадали от этого все — дети, родители, учителя. Как один педагог может справиться с таким количеством учеников? Дети в результате плохо улавливают суть занятия, а педагоги уже через пару недель, уверен, уйдут на больничный. Мы же, родители, заинтересованы, чтобы ребенок получал знания, был в безопасности и не получал лишнего стресса. Выходит, школа этого дать не может? Почему так происходит? — дозвонился к нам возмущенный отец второклассника.

И этот звонок, увы, был далеко не единственный. У некоторых родителей даже были предположения, почему все так происходит:

— Слышала, в этом году изменилось правило финансирования школ. Если раньше школам выделяли фиксированную сумму, то теперь на каждый класс, грубо говоря, деньги будут выделять в зависимости от количества человек. Так это потому расформировывают классы? Чтобы сэкономить на зарплате одного учителя и повысить финансирование классов, где учится по 35 учеников? — возмутилась еще одна наша читательница.

Мы полистали Кодекс Беларуси об образовании. В статье 158 указано, что в 1 — 4-х классах число учеников в классе не должно превышать 20 человек, а в 5 — 11-х — не больше 25.

— Почему разрешают набирать в классы по 30 — 35 человек? — С этим вопросом мы обратились в Министерство образования.

— Проблема с большой наполняемостью классов стоит только в крупнонаселенных районах. Да, нормы, о которых вы упоминаете, действуют. Но к ним прилагаются также санитарные нормы и правила от 2012 года, по которым на каждого ребенка в классе должно приходиться не менее двух квадратных метров. И даже если класс маленький и в нем учится 20 детей, но помещение меньше 40 кв м — это тоже нарушение.

— А почему в школах, где в классах и без того было много детей, некоторые классы расформировали и распределили детей в другие. И теперь в одном классе даже не 30, а 35 человек?

— Это точно не прихоть министерства. Скорее всего, такое решение было принято по усмотрению администрации школы. И наверняка по экономически обоснованным причинам.

— Это делают не для того, чтобы сэкономить на зарплате учителей, как думают родители?

— Абсолютно нет. Да, с этого года финансирование школ действительно ведется по иному принципу. Но оно зависит не от количества учеников в классе, а от количества учеников в школе.

— И все же жалоб от родителей насчет переполненности классов действительно много. Какая-либо реакция Министерства по этому поводу будет?

— Повторюсь, проблема актуальна исключительно для густонаселенных районов. Министерство правила не нарушает. Школа принимает на обучение всех, кто относится к ней по прописке. По санитарным нормам, если площадь класса составляет 60 квадратных метров, в класс можно набрать и 30 человек. К слову, в новом Кодексе об образовании, который вскоре предоставят на рассмотрение депутатам, нормы о количестве учеников в классе уже не будет.

— Но 30-35 школьников для одного педагога, даже если площадь класса позволяет всех вместить, – это много! Вряд ли педагог потянет такую нагрузку и сможет уделить внимание каждому.

— Поверьте, это зависит от педагога. Профессионал точно сумеет и внимание удержать, и дать ученикам необходимые знания.

«На одного городского ученика государство теперь выделяет школам 1667,92 руб., на сельского — 3808,76 руб.»

Мы уточнили в Министерстве образования, почему и как с нового учебного года изменилось финансовое положение школ в Беларуси.

— Речь идет о Постановлении Совета министров Беларуси от 29 декабря 2018 г. №975 «О финансировании государственных учреждений общего среднего образования», — пояснили нам в Минобре. — Раньше финансирование школ было сметным. То есть просто индексировались расходы прошлого года, и в соответствии с ними выделялась сумма. Никаких нормативов не существовало — какой-то школе больше, какой-то меньше. Теперь введено подушевое финансирование школ. То есть с этого года каждой конкретной школе выделяют суммы в зависимости от количества учащихся в ней.

— Сколько средств после вступления в силу нововведения теперь выделяется на каждого белорусского школьника?

— Норматив расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях общего среднего образования в городах и поселках городского типа составляет 1667,92 рубля в год. Для школьников на селе — 3808,76 рубля. Существенная разница из-за условий функционирования городских и сельских школ.

— Что входит в эту сумму?

— Зарплата работников школы (педагогов и другого персонала), расходы на обеспечение образовательного процесса — связь, транспорт, ремонт инвентаря, канцелярские и прочие текущие расходы. Хочу отметить, что текущий и капитальный ремонты, коммунальные расходы и приобретение оборудования этой суммой не покрываются. Их невозможно увязать с количеством обучающихся. Это отдельный блок расходов. Впрочем, как и расходы на питание.

Минобразования: «Родители могут поднять вопрос делового стиля школьников на собрании»

В ведомстве говорят, что каждая школа сама решает, как должны выглядеть их ученики на занятиях. А что говорят стилисты?

Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай в рамках контрольно-надзорных мероприятий образовательных учреждений проводится контроль соблюдения режима образовательной деятельности. Учебная нагрузка школьников должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность коры головного мозга учащихся и высокий уровень работоспособности.

Так, в ходе плановой проверки Майминской школы №1, которая перешла на 5-ти дневную учебную неделю, были выявлены нарушения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности: не учтена динамика изменения работоспособности обучающихся: наиболее трудные предметы в расписании установлены уже с первых уроков, не предусмотрено снижение максимальной учебной нагрузки в течение недели, отсутствует перерыв между сменами.

По итогам проверки образовательному учреждению выдано предписание об устранении нарушений в организации учебного процесса в установленные сроки. Исполнение предписания находится на контроле Управления Роспотребнадзора.

Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях».

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Следовательно, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования –на 2-м, 3-м и 4-м уроках. Умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели неодинакова. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в ее начале (понедельник) и в конце (пятница). В связи с этим распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду, а в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать четыре урока, 2-4 –х классов – пять уроков, 5-6-х классов – шесть уроков, 7-11-х классов – семь уроков.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Для обязательных и факультативных занятий составляются отдельные расписания, между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Важны продолжительность урока (академический час) не более 45 минут.

Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) -20-30 минут. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

В связи с не учетом норм составления расписания возникает высокая перегрузка нервной системы и психики обучающихся, что приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. У детей в первую очередь это выражается в изменении почерка и в поведении, появляются жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе.

В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к составлению расписания занятий, в первую очередь соблюдению интересов обучающихся и их учебной нагрузки, а не в пользу своих коллег, обеспечивая им наиболее комфортные условия работы, такие как минимальное количество «окон» или начало/окончание рабочего дня в удобное для них время.

Специалисты Роспотребнадзора по Республике Алтай призывают родителей детей обращать особое внимание на организацию учебных занятий в школе и повышать роль родительского контроля в соблюдении гигиенических требований к режиму образовательной деятельности.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх