О потребительском кредите ФЗ

Закон регулирует отношения по предоставлению физическим лицам потребительского кредита (не для предпринимательских целей) и касается всех финансовых организаций, которые занимаются потребительским кредитованием профессионально (т. е. выдают кредиты или займы хотя бы 4 раза в год). Из числа профессиональных кредиторов исключаются лишь работодатели, предоставляющие займы своим работникам.

Закрепляется право заемщика на получение подробной информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита. В законе приведен достаточно обширный их перечень. Указанные сведения размещаются в местах приема заявлений о выдаче кредита. Согласно закону можно будет получить и копии документов с перечисленной информацией (бесплатно или заплатив за ксерокопирование).

Определены условия договора потребительского кредита, регламентирован порядок его заключения. Запрещено взимать с заемщиков платежи за исполнение обязанностей, возложенных на кредиторов нормативно-правовыми актами, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате их предоставления не создается отдельное имущественное благо для заемщика.

Прописан порядок расчета полной стоимости займа. Она не должна превышать исчисленное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита соответствующей категории более чем на 1/3. Установлен перечень платежей, включаемых в расчет. Для наглядности закон требует размещать информацию о полной стоимости кредита на 1-ой странице договора четким, хорошо читаемым шрифтом в квадратной рамке.

При выдаче кредита на сумму 100 тыс. руб. и более заемщика должны предупредить о возможном риске неисполнения им обязательств по договору и взыскания с него штрафных санкций, если в течение года общий размер платежей по всем имеющимся у лица займам превысит 50% его годового дохода.

В договоре стороны могут определить суд, который будет рассматривать иск кредитора к заемщику (в пределах региона нахождения заемщика).

Закрепляется право гражданина на отказ от получения кредита и его досрочный возврат. Первое допускается до того момента, как кредит предоставлен. Достаточно лишь уведомить об этом кредитора. Кроме того, заемщик может в течение 14 календарных дней после получения денег (по целевым кредитам — 30 календарных дней) вернуть всю сумму, не уведомляя кредитора заранее и уплатив только проценты за время фактического пользования деньгами. В остальных случаях необходимо сообщить кредитору за 30 дней до возврата (в договоре можно прописать и меньший срок). Взыскание каких-либо штрафов за досрочный возврат не предусмотрено.

Закон ограничивает общий размер неустойки по договору. Кредитор может требовать досрочно вернуть кредит с набежавшими процентами лишь в случае просрочки платежей общей продолжительностью свыше 60 календарных дней в течение последних 180.

Закрепляется право кредитора передать долги коллекторам, если запрет на это не прописан в договоре. Определены допустимые способы взаимодействия коллекторов с должниками. В частности, запрещено посещать заемщика или звонить ему ночью.

Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2014 г. и применяется к договорам потребительского кредита, заключенным после этой даты.

Указание Банка России от 23.03.2017 N 4322-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 27 декабря 2013 года N 148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации

«Проценты по кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) с даты, на которую определена сумма требований кредиторов по таким субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), в том числе по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) для целей мены или конвертации в установленных Федеральным законом от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) случаях в обыкновенные акции кредитной организации — эмитента не начисляются и не применяются.».

Инструкция Банка России от 27.12.2013 N 148-И (ред. от 11.05.2017) О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации

Проценты по кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) с даты, на которую определена сумма требований кредиторов по таким субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), в том числе по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) для целей мены или конвертации в установленных Федеральным законом от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) случаях в обыкновенные акции кредитной организации — эмитента не начисляются и не применяются.

<Письмо> ФАС России от 21.03.2016 N АК/17292/16 «О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности»

Порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 25.04.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»

Контрольное событие 7.3. Внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в части совершенствования порядка лицензирования банковской деятельности)

«Порядок привлечения инвесторов к участию в предупреждении банкротства банков и мониторинга их финансового положения» (утв. решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 16.03.2017, протокол N 30, раздел IX) (ред. от 18.07.2019)

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

«Типовой план по проведению основных мероприятий принудительной ликвидации в отношении кредитных организаций» (утв. решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 17.09.2015, протокол N 130, раздел VI) (ред. от 22.12.2016)

Представление в Банк России определения арбитражного суда о завершении ликвидации и других документов в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»

<Письмо> Россельхознадзора от 13.11.2019 N ФС-АР-7/3113-7 <О введении временных ограничений на поставку в Российскую Федерацию продукции с предприятия Аргентины>

Установленные настоящим Положением условия и порядок отбора специализированных организаций обусловливаются особенностями осуществления Агентством в отношении финансовых организаций ликвидационных процедур и мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

<Письмо> Россельхознадзора от 13.11.2019 N ФС-АР-7/3124-7 <О введении временных ограничений на поставки в Российскую Федерацию продукции с предприятия Чили>

Установленные настоящим Положением условия и порядок отбора специализированных организаций обусловливаются особенностями осуществления Агентством в отношении финансовых организаций ликвидационных процедур и мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

<Письмо> Роструда от 31.07.2014 N 154-3-6 <О направлении рекомендаций> (вместе с «Рекомендациями Федеральной службы по труду и занятости по вопросу определения полномочности представителей работодателей при заключении соглашений», «Рекомендациями Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения трудового законодательства при увольнении работников в связи с ликвидацией организации», утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 3, от 15.07.2014)

Порядок ликвидации кредитной организации установлен Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». На основании статьи 23.3 данного закона решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации вступает в законную силу со дня его принятия. Со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон N 40-ФЗ) для случая признания кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Приказ Росстата от 17.07.2015 N 327 (ред. от 20.06.2018) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»

По строке 3 отражаются данные по лизингополучателям — кредитным организациям. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные вышеназванным Федеральным законом.

Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее по тексту – Закон № 353-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.
Индивидуальные условия договора определены в ч. 9 ст. 5 Закона № 353-ФЗ и согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально.
К таким условиям в подп.13 ч.9 ст. 5 Закон № 353-ФЗ относит условие о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа).
Согласно ст.12 Закона № 353-ФЗ кредитор вправе осуществлять уступку прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) только юридическому лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или физическому лицу, указанному в письменном согласии заемщика, полученном кредитором после возникновения у заемщика просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа), если запрет на осуществление уступки не предусмотрен федеральным законом или договором, содержащим условие о запрете уступки, согласованное при его заключении в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При этом заемщик сохраняет в отношении нового кредитора все права, предоставленные ему в отношении первоначального кредитора в соответствии с федеральными законами.
Как следствие, индивидуальные условия договора должны содержать сведения об ограничениях уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа).
Таким образом, в ст.12 Закона № 353-ФЗ предусмотрен прямой запрет на уступку свои прав (требования) по договорам третьим лицам, в том числе не являющимся кредитными или микрофинансовыми организациями, а также на уступку права требования без письменного согласия заемщика, после возникновения у заемщика просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа).
Действия микрофинансовых организаций, нарушивших требования ст. 12 Закона № 353-ФЗ при включении в договор микрозайма с потребителем условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Федеральный закон от 07.03.2018 N 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом вводится обязанность кредиторов, предоставивших потребительский кредит (заем) с использованием электронного средства платежа, направлять заемщику уведомление о размере задолженности и об остатке кредитного лимита по договору потребительского кредита (займа). Уведомление должно направляться незамедлительно после совершения операции в порядке, предусмотренном договором займа. Предполагается, что предоставление актуальной информации о задолженности позволит заемщику объективно оценивать свое финансовое состояние.

Кроме того, Федеральным законом уточняются:

— положения о порядке определения размера прибыли Банка России;

— полномочия Банка России по принятию мер, направленных на предотвращение угроз финансовой стабильности РФ;

— круг мер по предупреждению банкротств кредитных организаций.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается передача контроля за процедурой санации «Промсвязьбанка» от Банка России Правительству РФ в целях учреждения специализированного банка для совершения операций по государственному оборонному заказу.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений, внесенных в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», вступающих в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх