Об антимонопольной деятельности

Государственное антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование — комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В экономической науке выделяют следующие направления антимонопольного регулирования:

1) Институциональное — это введение ограничений на создание самих монополий (характерно для США, Канады, Японии и Австралии);

2) Функциональное — это введение запретов на злоупотребление монопольной властью (характерно для стран Европы).

В основе антимонопольного регулирования лежит антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний.

К основным методам борьбы с монополизацией экономики относятя:

— принудительное разделение крупной фирмы на несколько мелких.

— упрощение процедуры создания новой фирмы.

— использование налоговых льгот для фирм впервые пришедших на рынок.

— льготное кредитование малых фирм.

— субсидирование малых фирм.

— допуск иностранных компаний на внутренний рынок.

Монополии склонны занижать свое производство в сравнении с общественно-эффективным выпуском, достигаемым при совершенной конкуренции. Поэтому государство использует различные методы ограничения монопольной власти — антимонопольную политику.

Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер (разработка, принятие и применение соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и др.), опирающихся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольная политика направлена на:

— обеспечение единства экономического пространства.

— обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение.

— снижение барьеров входа на товарные рынки.

— создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

— активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Антимонопольное законодательство является не единственным методом антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.

Помимо прямого антимонопольного регулирования существует косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций. Другими словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства.

Важнейшим средством антимонопольной политики во всех странах выступает содействие конкуренции. Антимонопольные органы препятствуют слияниям фирм, если в результате укрупненная компания будет обладать чрезмерной рыночной властью (таблица 1). С другой стороны, антимонопольное законодательство препятствует использованию действующими фирмами своей рыночной власти для сокращения производства, повышения цен, навязывания потребителям своей продукции, недопущения на рынок новых производителей или осуществления иной антиконкурентной практики.

В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

В реальной экономической жизни США антитрестовская политика федеральных органов власти определяется не только антитрестовским законодательством.

Конгресс США оставил за судебной властью право решать, что составляет «попытку монополизации», «существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке», «нечестные методы ведения конкурентной борьбы» и т.д. Два основных государственных органа — Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства Юстиции — также обладают широкими полномочиями в этой сфере.

Таблица 1 — Основания для возникновения антитрестовского законодательства.

Название и дата принятия.

Основное содержание и направленность.

Закон Шермана (1890 г.)

Запрещение любых контрактов, сделок и форм межфирменного сотрудничества, в том числе и скрытых, ограничивающих возможность реализации своей продукции на данном рынке другими хозяйственными субъектами; постановка вне закона монополизации, попытки монополизации или скрытой формы монополизации коммерческой деятельности.

Закон Клейтона (1914г)

Установление различного уровня цен разным покупателям ставится вне закона, если оно направлено на монополизацию или снижение конкуренции; запрещение включать в контракт условия, требующие с другой стороны бойкотировать продукцию конкурентов в случае, если это ведет к установлению монополии или снижению конкуренции; запрет слияний или покупки активов в случае, если это ведет к значительному снижению конкуренции, запрет перекрестных директоратов.

Акт о ФТК (1914г)

Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта Клейтона;

запрещает несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли.

Во всем мире деятельность естественных монополий регулируется правительственными комиссиями путем установления максимальных цен и стандартов качества продукции. В России разговоры о необходимости такого регулирования ведутся уже довольно давно, но к настоящему времени оно ограничено судорожным и малоосмысленным сдерживанием цен.

Проблема состоит в отсутствии действенного контроля над структурой затрат монополий (как естественных, так и остальных), без которого невозможно проверить обоснованность установления монопольных цен. Мониторинг цен и издержек должен стать постоянным и всеохватывающим, устранение монопольных злоупотреблений должно опираться на независимую судебную систему. Пока же в России зафиксированы лишь единичные случаи преследования фирм, злоупотребляющих своей монопольной властью.

6. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование — это деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, и включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и

антимонопольное законодательство.

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.

Очень важным является государственное регулирование цен естественных монополий, так как они в основном производят такую продукцию, которая необходима для нормального функционирования большинства предприятий и составляет значительную часть потребляемых ими ресурсов, поэтому неплатежи предприятий за продукцию естественных монополий могут привести к кризису в масштабах всей экономики страны.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ — поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар. Условием ценовой дискриминации является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по их платежеспособности на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей большую цену.

Распространение неплатежей является результатом ценовой дискриминации со стороны естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и неограниченных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет: * создания уникального товара; * эффективного маркетинга; * разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли. 7. Антимонопольная политика в России В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями. Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Этот закон устанавливает, что: 1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан; 2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм; 3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию; 4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике – ныне Федеральная антимонопольная служба; 5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф. Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий: 1) естественные монополии; 2) разрешенные монополии; 3) временные монополии. Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками: а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны; б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно. Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения ит.п. Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции. В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства. Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы. Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции. Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Меры, необходимые для обеспечения конкурентоспособности российской экономики, а именно:

1) совершенствование антимонопольной политики, в частности: подготовки обзора правоприменительной практики по ряду ключевых вопросов антимонопольной политики и выбрать на его основе предложения по внесению поправок в антимонопольное законодательство РФ;

2) ввода запрета на достижение вертикальных соглашений и осуществление согласованных действий, в результате которых происходит ограничение конкуренции;

3) государственная поддержка развития среднего и малого бизнеса, включая: доступные кредиты и льготное налогообложение, создание бизнесинкубаторов, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, международных программ сотрудничества;

4) развитие экстратерриториального применения антимонопольного законодательства РФ, развивать сотрудничество ФАС России с антимонопольными органами других стран для достижения скоординированного подхода к регулированию соглашений и действий, включая обмен информацией и привлечение к ответственности.

5) снижение уровня монополизации и развитие конкуренции на рынке;

6) защита интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности;

7) создание структуры горизонтальных связей между предприятиями для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики;

8) уменьшение зависимости предприятий от государственных управленческих структур и др. Там, где бизнес частный и он не сильно зависит от государства, то там конкуренция жестокая. Например, в сфере ресторанного бизнеса, туризма, мелкой торговли. Там же, где значение имеют разрешения, субсидии, крупные госзаказы, конкуренция слабая или сильно искаженная – компании конкурируют не на рынке, не качеством и ценой, а налаживанием «правильных» отношений с органами госуправления.

Правительство Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование конкуренции и монополии в пределах своих полномочий, на основе, в соответствии и во исполнение федерального законодательства, соответствующих указов Президента России. В ведение Правительства России входит целый ряд федеральных органов исполнительной власти, ответственных за различные направления реализации конкурентной политики, в том числе Минэкономразвития России, Федеральная антимонопольная служба ФАС России, Федеральная служба по тарифам ФСТ России, Роспатент, Центральный банк России. При этом в отношении ФАС России и ФСТ России Правительство России осуществляет непосредственное руководство и контроль.

В целях координации государственной политики между органами исполнительной власти, осуществления межведомственного взаимодействия по различным вопросам государственной политики, входящим в компетенцию Правительства России, Правительством созданы и при Правительстве же действуют различные межведомственные координационные и совещательные органы, в том числе комиссии, комитеты, консультативные советы. В рамках целого ряда соответствующих координационных и совещательных органов, созданных Правительством России, осуществляется, в частности, координация межведомственного взаимодействия, разработка и реализация согласованной государственной политики по различным направлениям конкурентного направления. К координационным и совещательным органам Правительства России относятся Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию; Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности; Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития; Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике; Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, и др.

Центральный банк России, осуществляющий ряд властных полномочий в регулировании кредитной и банковской системы, участвует в формировании нормативно-правовых основ конкурентного регулирования на рынках кредитных услуг. Банк России принимает участие в контрольно-надзорной деятельности в данной области.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) — является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства оконкуренциинатоварныхрынкахи на рынке финансовых услуг, естественных монополий,рекламе, размещениигосударственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

— надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);

— надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года;

— надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);

— надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года);

— надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года).

С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года. ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации(подчиняется непосредственноПредседателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

В последние годы мы наблюдаем явное усиление роли ФАС РФ, которая заявила о своих амбициях стать вровень с антимонопольными органами Евросоюза и США. Бьются рекорды по сумме штрафов, выплаченными крупными компаниями. ФАС демонстрирует самый высокий процент выигранных дел в судах по статистике Высшего арбитражного суда РФ (85-87%). Формируется новая политика «либеральных мер принуждения к рынку», которые применяются во имя защиты и развития конкуренции, т. е. создания общего хозяйственного порядка, а не отраслевых правил и традиционных преференций для отдельных групп участников рынка.

В качестве примеров привлечения предприятий – монополистов ФАС России к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства можно привести следующие: ОАО «ТНК-BP Холдинг» (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 16678/09), ООО » ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009). ОАО «Газпромнефть-Омск» (Постановление ФАС ЗСО от 17.06.2010 по делу № А46-18174/2009), ОАО «МГТС» (Постановление ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07). ООО «Башкирская генерирующая компания» (Постановление УО от 13.10.2010 № Ф09-8250/10-С1). МУП «Электротеплосеть» (Постановление ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20).

В последние годы государство уделяет повышенное внимание защите и содействию конкуренции, а также пресечению нарушений антимонопольного законодательства.

В условиях кризиса неизбежно падение спроса на товары и услуги, что ведет к усилению конкурентной борьбы на рынке, а следовательно, к усилению контроля государственных органов за соблюдением антимонопольного законодательства. В 2009г. Госдумой принят «второй антимонопольный пакет», подготовленный ФАС РФ. В нем сильно ужесточены санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Многие игроки рынка уже почувствовали на себе, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и злоупотребление монопольным положением на рынке. Также установлены правила оценки границ товарного рынка (приказ ФАС РФ № 220), ужесточилась борьба с картелям..

Антимонопольный пакет преследует три основные цели:

развитие конкуренции на товарных рынках;

совершенствование принципов контроля деятельности монополий;

минимизацию правовых рисков бизнеса.

Осенью 2011 г. Госдума начала осеннюю сессию с рассмотрения третьего антимонопольного пакета ФАС. Законопроект уточняет ряд определений, а также ставит жесткие условия, при которых сформированные на бирже цены будут признаваться ФАС конкурентными. Эксперты признают, что содержащиеся в законопроекте нормы действительно будут способствовать развитию конкуренции на российском рынке. Наиболее значимой новацией законопроекта, подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС), стало уточнение критериев монопольно высокой цены, а также введение условий, которым должны удовлетворять биржевые торги, чтобы ФАС признала биржевые цены конкурентными.

контроля ФАС на сделки, заключенные за пределами РФ. Также закон уточняет определения «согласованные действия», «группа лиц», расширяет определение картеля. Законопроект также переносит из закона «О торговле» в закон «О защите конкуренции» спорный запрет на навязывание контрагенту невыгодных условий договора. Одним из послаблений третьего пакета является повышение порога сделок, подлежащих антимонопольному контролю, а также выведение из-под уголовного преследования «согласованных действий», в ст. 178 УК останутся только препятствующие развитию конкуренции «соглашения».

Сейчас в российской антимонопольной политике происходят важные изменения. Формируя свою собственную антимонопольную политику, Россия использует передовой опыт развитых стран, в которых за последние десятилетия антимонопольное законодательство уже достаточно отшлифовалось.

8.Заключение. Пока конкуренция в России оценивается по-разному. Опросы представителей бизнеса в 2011г.показывают, что в целом ситуация их устраивает; 43% предпринимателей утверждают, что все неплохо, и только 23% категоричны: конкуренции в России нет. В рейтинге Всемирного банка Россия на 123-м из 183 возможных мест. По семи показателям мы ухудшили позиции. Всемирный экономический форум поставил Россию на 63-е из 139 мест. ФАС в 2010 году возбудила более 11 тыс. дел по нарушениям в сфере конкуренции — на 12% больше, чем 2009-м. По традиции более половины нарушений пришлось на чиновников. Но единая методика по измерению конкуренции пока отсутствует,

Число хозяйствующих субъектов на начало 2010 года выросло по сравнению с 2009-м на 2,8%, отмечается в докладе руководителя ФАС России Игоря Артемьева. В основном прирост обеспечили предприятия в сфере управления ЖКХ и розничной торговли. Впервые прирос сектор обрабатывающих производств — почти на 32%. Снижается роль монополий в российской экономике: если в 2007-м погоду делали 16 компаний, в 2008-м — 25, то в 2009-м — уже 32 компании.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

Антимонопольное законодательство

В развитых странах и странах Запада государство активно старается предотвратить развитие монополий, их негативное влияние на экономику и снизить отрицательное воздействие на социум. В связи с этим используется так называемое антимонопольное законодательство.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, регулирующих ту или иную отрасль права и экономики. Эти законы направлены, в первую очередь, на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества.

Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте. В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами.

Первые антимонопольные законы

Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США в $1899-1890$ годах.

Закон Шермана.

Закон Шермана, который негласно называли «хартией экономической свободы», был очень жёстким по отношению к возможным монополистам и звучал так: «Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничить свободу промысла и предпринимательства, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до $5$ тысяч долларов (впоследствии он был повышен до $50$ тысяч долларов) и тюремное заключение сроком до одного года».

Закон Клейтона.

Закон Клейтона был принят в $1914$ году и запрещал слияние или покупку фирм и создание холдингов, если это влекло к уничтожению конкуренции. На основе этого закона запрещались горизонтальные слияние организаций, то есть объединение фирм и корпораций одной отрасли.

Контроль над картелями.

С $1935$ по $1937$ года в Западной Европе были попытки принять законы, которые бы регулировали картельные соглашения. Законы были направлены на то, чтобы не было явных злоупотреблений картельной формой монополий.

Акт Келлера-Кефаувера.

В $1950$ году был принят акт Келлера-Кефаувера, который дополнил закон Клейтона запретом на слияние через приобретение активов. К тому же, запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния. То есть запрещалось объединять компании, которые специализируются и работают в разных процессах, но в одной отрасли.

Замечание 1

Все эти законы и акты были направлены на регулирование и контроль над соглашениями, обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка. Но эффективность этих законов часто сводилась на нет, когда дело доходило до практики. В судах решение часто принималось в пользу монополий.

Меры антимнопольного регулирования

Антимонопольное регулирование в современной экономике можно свести к трём основным группам:


Рисунок 1.


Рисунок 2.


Рисунок 3.

Замечание 2

Хочется отметить, что антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более эффективное, где-то — менее. Однако следует сказать, компании монополисты всегда будут существовать. В первую очередь, это достигается путём лоббирования интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или иной страны, региона или города. Также сама конкуренция, как бы это странно не звучало, — порождает монополию. Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать монополистом.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте $1991$ г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает $35 \ %$ – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре $1991$ г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

$12$ июля $1999$ г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:

  1. Предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  2. Направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
  3. Направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
  4. Направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Вопрос №18. Правовые средства антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности

Конкурентное право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон РФ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

№19.Дееспособность гражданина: понятие и содержание. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Эмансипация.

Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п.1 ст.21). Дееспособность включает в себя: сделкоспособность (способность к совершению сделок) и деликтоспособность (способность нести ответственность за неправомерные действия). Дееспособность не является естественным свойством человека, она предоставляется законом и является юридической категорией. ГЗ устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ее ограничения по воле гражданина (ч.3 ст.22). Принудительное ограничение дееспособности может происходить только в случаях и в порядке установленном законом (ч.1 ст. 22).

Дееспособность, как и правоспособность, является субъективным правом гражданина. Если правоспособность составляет права и обязанности, которые ФЛ может иметь, то дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.

Содержание дееспособности включает в себя следующие возможности (составные части): а) способность гражданина своими действиями приобретать ГП и создавать для себя ГО; б) способность самостоятельно осуществлять ГП и исполнять ГО; в) способность нести ответственность за гражданские правонарушения.

В отличии от правоспособности, которая в равной степени принадлежит всем гражданам, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того чтобы приобретать права, осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности человек должен достичь определенного возраста и обладать психическим здоровьем. ГЗ различает несколько видов дееспособности:

а) полная дееспособность – способность гражданина в полном объеме своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом ГП, принимать на себя и исполнять любые ГО. Наступает по достижении гражданином 18 лет (п.1 ст.21). Имеется 2 исключения: лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак (п.2 ст.21); эмансипация.

б) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет – ее объем достаточно широк. Они могут приобретать ГП и создавать для себя ГО самостоятельно (в указанных законом случаях), либо с письменного согласия своих представителей (родителей, усыновителей или попечителей). Согласие может выражаться и в последующем одобрении сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет праве самостоятельно (п.2. ст.26): распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки (п.2. ст.28). По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законом. Они считается деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Обладают правом составлять завещания (ст.534).

в) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет – малолетние вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Другие сделки от их имени осуществляют их родители, усыновители или попечители. За вред причиненный малолетним отвечают их представители, если не докажут, что вред возник не по их вине, то есть малолетние не признаются деликтоспособными. До 6 лет дети полностью недееспособны.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, согласно ст.27, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей, занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя. Юридический акт объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией, и производится по решению органа опеки и попечительства, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, а при отсутствии согласия – по решению суда.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх