Обещанного три года ждут продолжение

Отвечает специалист по фольклору, кандидат филологических наук Павел Бородин:

– Смысл этой пословицы в том, что мало кто старается быстро исполнять свои обещания. Цифра 3 часто используется в фольклоре: вспомните трёх богатырей, трёхглавого змея или трёх ­братьев из сказки.

Но существуют и другие версии. Одна из них отсылает нас к Библии. В книге пророка Даниила есть такие слова: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трёхсот тридцати пяти дней». Если разделить 1335 на 365 (количество дней в году), то получится 3 года и 240 дней.

Вопрос-ответ Кто впервые сказал фразу «делу время, потехе час»?

Ещё одна версия касается взаимоотношений крестьян и помещиков. В XV в. было установлено правило, согласно которому свободный крестьянин мог перейти от одного землевладельца к другому на Юрьев день (26 ноября), когда завершались все сельхозработы. Точнее, это происходило во временном промежутке за неделю до 26 ноября и неделю после. Сначала кресть­янин мог перейти к другому хозяину раз в год, но потом срок увеличили до трёх лет. То есть он три года работал на помещика и ждал от него выполнения определённых договорённостей. А эти договорённости не всегда выполнялись. В 1649 г. в России было установлено крепостное право, и Юрьев день потерял свою актуальность.

Но вернёмся к пословице. Мы употребляем только первую её часть, а целиком она звучит так: «Обещанного три года ждут, а на четвёртый отказывают». Смысл её от этого меняется, ведь это значит, что в принципе не стоит ждать исполнения каких бы то ни было обещаний.

Секретариат мэра и Вильнюсского горсовета прислал протокол заседания Комитета по культуре, просвещению и спорту. Этот документ имеет особое значение для Еврейской общины: в очередной раз он демонстрирует невыполнение обещаний и истинное отношение к героям, которые во время Холокоста спасали евреев Литвы.

После выдержки из этого документа приводим статью председателя ЕОЛ Фаины Куклянски, которая была опубликована в тот день, когда Вильнюсское городское самоуправление в очередной раз отложило решение о памятнике Праведникам Народов Мира.

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И СПОРТУ

2. ОБСУЖДЕНО. По поводу памятника Праведникам Народов Мира – спасителям евреев в Литве.

РЕШЕНО.

2.1. Одобрить инициативу установления памятника Праведникам Народов Мира.

2.2. Обязать Вильнюсскую городскую комиссию по памятникам, наименованию улиц и памятным доскам до 20 октября 2016 г. представить ответ Еврейской общине Литвы по поводу места установления памятника.

Председатель заседания Витаутас Миталас

Секретарь заседания Гарольдас Масялис

04 октября 2016 г.

Памятник спасителям евреев

Председатель Еврейской общины (литваков) Литвы Фаина Куклянски

Сегодня, по прошествии 75-ти лет, есть довольно много людей, которых волнуют события Холокоста, волнуют убийства евреев и их спасение. Уже на протяжении 26-ти лет мы живем в свободной Литве, однако люди, которые, несмотря ни на что, спасали евреев в годы войны, так и не дождались достойного уважения. До сих пор нет ни одного памятника, ни одного памятного знака, у которого евреи могли бы молиться и благодарить за свои спасенные жизни.

По прошествии 75-ти лет после Холокоста, еврейская община получила приятный подарок от Вильнюсской мэрии – табличку с названием улицы Жиду (Еврейской) на иврите и идише. Получилось прекрасное мероприятие, в котором приняли участие мэр столицы, посол Израиля в Литве и другие важные лица; у всех было преподнятое настроение, звучали еврейские песни. После церемонии, спустя несколько часов (в тот же день), Вильнюсское самоуправление приняло решение о том, что «выбранное место для Памятника Спасителям не подходит”, не указав при этом, какое же место подходит. Решение в очередной раз откладывается. Мэры меняются, а памятника по-прежнему нет. Считаю, что это плевок в лицо всей еврейской общине, это плевок мне, как человеку из семьи спасенных евреев. Мне стыдно перед всеми моими родственниками, разбросанными по всему миру. Я не могу объяснить своему 94-летнему дяде, который пережил Холокост благодаря Праведникам Народов Мира, почему нет памятника?

Следует сказать, что ЕОЛ вместе с Центром изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы прилагает много усилий, чтобы в Вильнюсе появился такой монумент. По нашему мнению, самое лучшее место для памятника – это перекресток улиц Мисионерю и Майронё, возле улицы Оны Шимайте. Именно сюда, во двор монастыря Миссионеров, в холодное утро 23 сентября 1943 г., в день ликвидации Вильнюсского гетто, привели тысячи евреев Вильнюса для последней селекции. Здесь были расстреляны участники сопротивления. Это место, на котором ожидали своей участи обреченные: одни были отправлены в Панеряй, другие – в концлагеря. Маму и сестру члена ЕОЛ, бывшей узницы Вильнюсского гетто Фани Бранцовской отправили в концлагерь недалеко от Риги, а отца – в концлагерь Клоога в Эстонии, он погиб за несколько дней до освобождения лагеря в 1944 году. Последняя селекция узников Вильнюсского гетто проходила именно на этом месте, возле монстыря Миссионеров. Еврейская община Литвы обратилась в мэрию за разрешением установить здесь памятник спасителям.

Одна из первых признанных Яд Вашемом Праведниц Народов Мира – Она Шимайте, в планах городских властей записана как «Она Ширвайте”. Никто не знает, кто такая Она Шимайте. О спасителях не говорят в школах. Мы хотим, чтобы памятник спасителям был недалеко от улицы, названной именем этой храброй женщины.

В 2004 году известный еврейский писатель Ицхокас Мерас, которого в годы Холокоста спасли простые литовские крестьяне, написал в завещании на имя Президента Литовской Республики, премье-министра и других руководителей страны: «Они сознательно или бессознательно сопротивлялись уничтожающей нацистской силе и ее инструменту – тем, кто убивал. Мы должны помнить и уважать их героизм, совесть, нравственность, любовь к ближнему и простое человеческое милосердие. Их имена увековечены на Горе Памяти в Иерусалиме. Их имена должны быть золотом выгравированы в независимой Литве. Должен быть воздвигнут памятник Праведникам литовского Народа – тем, кто в самое темное время нес в обожженных, безоружных руках огонь совести, чести, любви к ближнему. К сожалению, все так и осталось на словах. До сих пор нет ни памятника, ни названных в честь Праведников улиц, ни аллеи Спасителей. Они (спасители) не получают никакой поддержки со стороны правительства. Неизвестно, почему государство так не ценит своих самых выдающихся людей? Размышления об образовательных программах и семинарах, посвященных Холокосту, ничего не дадут, если государство на официальном уровне, во всеуслышание не будет оказывать должного внимания и уважения спасителям, и наказывать тех, кто участвовал в Холокосте. Иначе, умаляется подвиг спасителей”.

Решение не устанавливать памятник спасителям – это не решение какого-либо мэра или комиссии. Председателя ЕОЛ не приглашают в мэрию на обсуждение этих вопросов. Их обсуждают дилетанты, люди, которые не знают еврейской истории, не знают о героизме спасителей. Во время Холокоста в Литве было уничтожено более 200 тысяч евреев. Праведниками признаные более 800 человек. В этом случае изречение из Талмуда: «Кто спасает одну жизнь, тот спасает весь мир”, приобретает особое значение. Еврейская община готова установить памятник спасителям на свои средства. Литовское государство должно встать на колени перед этими людьми. Если бы не они, была бы попрана честь всей Литвы. Подвиг Праведников Народов Мира был лучом человечности в самое темное время Литвы, время, переполненное ненавистью к евреям.

Спор по поводу памятника – это принципиальный спор. Он не поводу места. Такова политика Литвы. По отношению к спасителям поступают по-свински.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх