Обгон на перекрестках

Типичные ситуации

Обгон на перекрестке регулируется всего лишь одним коротким абзацем пункта 11.4 Правил:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, на нерегулируемых дорога может быть главной и второстепенной. Главная дорога при этом может изменять направление. Важно помнить, что на регулируемых перекрестках знаки приоритета не действуют:

Итак, обгонять на перекрестке запрещено при движении по второстепенной дороге:

Такая ситуация может возникнуть в часы пик, когда по небольшой двухсторонней дороге практически весь транспорт движется в одном направлении и движение идет в два ряда и при этом забывается простое правило.

Обгон запрещен при движении через перекресток равнозначных дорог:

Не редко в небольших городах на дорогах отсутствуют знаки приоритета, не смотря на то, что это нарушение требований ГОСТ, и при движении по какой-нибудь основной городской дороге встречается много пересекающих на первый взгляд второстепенных дорог. Однако это не так, все такие перекрестки являются равнозначными и обгон на них запрещен.

Также запрещено обгонять на любых регулируемых перекрестках:

Это правило просто нужно помнить, так как зеленый сигнал светофора многие ассоциируют с движением по главной дороге. Это не верно. На регулируемом перекрестке главной и второстепенных дорог нет

И ситуация когда обгон на перекрестке разрешен – это при движении по главной дороге:

Это правило применяется в основном на дорогах вне населенных пунктов, однако будьте внимательны, не редко перед перекрестками нансесена сплошная разметка 1.1. Пересекать ее запрещено.

Спорные ситуации

Казалось бы о чем можно поспорить в восьми словах Правил? Рассмотрим три ситуации.

Движение через регулируемый перекресток в три ряда:

При плотном движении бывает, что ширины дороги достаточно для движения в 3 ряда или просто стерлась разметка на трехполосной дороге. В этом случае движение по логичному среднему ряду осуществляется с выездом на встречную полосу (подробнее в статье “Встречная полоса. Когда можно, когда нельзя“) и при опережении осуществляется обгон на регулируемом перекрестке.

Главная дорога меняет направление направо:

Вроде бы движение осуществляется по главной дороге и на перекрестке транспортное средство будет также находится на главной дороге, почему же нельзя выполнить обгон в этом случае?

Правила дорожного движения определяют действия водителя в случае изменения направления главной дороги:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Исходя из этого пункта Правил при изменении направления главной дороги направо, руководствуясь правилами проезда перекрестков равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа и относительно этого транспортного средства дорога не является главной и обгон на таком перекрестке запрещен.

Главная дорога меняет направление налево:

Обратная ситуация, главная дорога меняет направление налево и в этом случае в любом случае движение сохраняется приоритет. Тем не менее, как и в предыдущем случае, водители, движущиеся по главной дороге руководствуются правилами проезда перекрестка равнозначных дорог, а на перекрестках равнозначных дорог обгон запрещен. Более того такой маневр является небезопасным.

В заключение можно сделать очень простой вывод: Обгон на перекрестке разрешен только при движении по главной дороге, которая не изменяет направление и при отсутствии иных запретов.

Можно ли совершать обгон на перекрёстке?

Чтобы разобраться в данном вопросом, откроем главу 11 ПДД, пункт 11.4. Здесь чётко прописано: обгонять попутные ТС запрещено на регулируемых перекрёстках; а также на нерегулируемых пересечениях при движении по второстепенной дороге.

Делаем вывод о том, что совершать обгон на перекрёстке можно только в следующих случаях:

  • если нет светофора либо регулировщика;
  • участник движения едет по главной дороге.

Изучая ПДД, уясните для себя разницу между 2 дорожными терминами:

  • обгон – это опережение любого ТС с выездом на встречную полосу и дальнейшим возвращением на свою, ранее занимаемую полосу.
  • опережение — это обгон в рамках своей полосы движения.

До 2010 года под обгоном понималось любое опережение рядом идущего автомобиля, связанное с выездом автотранспорта из своей полосы, но после указанного года трактовка изменилась; теперь под обгоном подразумевается только такое опережение, когда водитель выезжает на встречную полосу.

Таким образом, любое опережение без выезда на «встречку», не считается обгоном, а значит, не запрещено на любых перекрёстках (при условии соблюдения очерёдности проезда).

Ещё одно новшество: согласно обновлённому пункту 11.4 ПДД обгон запрещён, если непосредственно перед перекрёстками находятся пешеходные переходы, независимо от наличия или отсутствия пешеходов на проезжей части.

Обгон на перекрёстке по главной дороге

В соответствие с правилами дорожного движения РФ, обгонять на перекрёстке разрешено только в одном случае – при движении машины по главной дороге. Но это в основном касается дорог за пределами населённых пунктов.

Часто перед перекрёстками наносится сплошная разметка, которою пересекать категорически запрещено (п. 1.1).

Некоторые начинающие водители идентифицируют зелёный цвет светофора как главную дорогу, но это в корне неверно. На регулируемых перекрёстках нет главных и второстепенных дорог.

Ещё один нюанс, который нужно знать водителю: главная дорога может менять своё направление – направо или налево. Как расценивать данную ситуацию? Можно ли совершать обгон?

ПДД определяют действия водителя в данном случае так: если главная дорога на перекрёстке меняет направление, то водители, движущиеся по приоритетной, а также по второстепенной дорогам должны руководствоваться правилами проезда перекрёстков равнозначных дорог (п. 13.10).

Это значит, что преимущество имеет автомобиль, приближающийся справа, а обгон на таком перекрёстке запрещён. Помните, что такой манёвр является небезопасным и может привести к ДТП.

Как не допустить аварий при обгоне на перекрёстке: советы водителям

Во-первых, водитель на дороге должен быть весь во внимании. Помните, что правила ПДД для вас – это жизненно важный закон.

Собираясь начать обгон, убедитесь, что ваш манёвр не противоречит правилам уличного движения и является безопасным для всех, кто движется по пересечениям.

Поворачивая налево, обязательно посмотрите в зеркало заднего вида, поскольку вас может пытаться обогнать водитель, едущий сзади, и с выездом на другую полосу нужно повременить.

Ответственность, собранность, внимательность – главные качества, которые должны быть у водителя. Не превышайте скорость, сохраняйте безопасную дистанцию и следуйте знакам дорожного движения.

Помните, что обгон на перекрёстке допускается только при движении по приоритетной дороге, не меняющей направление, и при отсутствии других запретов.

Маневрирование на проезжей части, в том числе и правила выполнения обгона, вызывают большие затруднения особенно у начинающих водителей.

Можно ли выполнять обгон на перекрестках? Как правильно совершить данный вид маневра? Какое наказание предусмотрено на несоблюдение правил обгона? На эти и многие другие вопросы можно получить ответы, ознакомившись с данной статьей.

Виды перекрестков

Правила выполнения обгона регламентируются статьей 11 Правил движения, установленных Постановлением Правительства №1090.

В данной статье четко указываются:

  • подробные правила выполнения данного вила маневрирования;
  • ситуации, при которых выполнение обгона запрещается;
  • места проезжей части, на которых обгон запрещен.

В соответствии с данной статьей обгон запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях;
  • на регулируемых перекрестках;
  • на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на железнодорожных переездах и 100 м перед ними;
  • в местах с недостаточной видимостью;
  • на опасных участках проезжей части.

Итак, обгон запрещается, как на регулируемых перекрестках, так и при определенных условиях на нерегулируемых перекрестках. А как узнать какой перекресток требуется проехать?

Регулируемыми считаются перекрестки, на которых приоритетность движения автомобильного транспорта определяется сигналами светофора или жестами регулировщика.

При приближении к регулируемому перекрестку может быть установлен следующий дорожный знак:

На нерегулируемом перекрестке приоритетность движения определяется водителями автомототранспорта самостоятельно в соответствии с установленными знаками.

В свою очередь нерегулируемые перекрестки подразделяются:

  • на перекрестки с равнозначными дорогами. При приближении к такому перекрестку установлен следующий знак:

При пересечении нерегулируемого равнозначного перекрестка требуется руководствоваться правилом «правой» руки, то есть приоритет в движении имеет транспортное средство, расположенное с правой стороны.

  • на перекрестки с неравнозначными дорогами. На таком перекрестке одна дорога является главной, а вторая – второстепенной. Главная и второстепенная дорога обозначаются следующими знаками:

Перекресток неравнозначных дорог так же может обозначаться одним из следующих знаков (на каждом знаке главной является та дорога, которая обозначена более толстой линией)

Приоритет в движении имеет автотранспортное средство, которое двигается по главной дороге.

Если на регулируемом перекрестке выключен светофор или он работает в режиме умеренно мигающего желтого сигнала, то такой перекресток так же является нерегулируемым.

Как правильно обгонять на перекрестках

Перед описанием подробных правил обгона на том или ином виде перекрестка необходимо установить само понятие «Обгон».

В соответствии с пунктом 1.2 Правил движения обгоном является опережение одного или нескольких автотранспортных средств с выездом на встречную полосу движения.

В соответствии с данным определением обгон выполняется по следующей схеме:

  • водитель автомобиля показывает сигнал поворота налево перед выполнением маневра;
  • производится перестроение автомобиля на встречную полосу;
  • после указания поворота направо водитель перестраивается в ранее занимаемую полосу движения.

Если при выполнении обгона не требуется выезд на встречную полосу, то такой маневр называется опережением. К опережению предъявляются иные требования, так как данный маневр является менее опасным.

Итак, можно ли и как правильно выполнять обгон на определенных видах перекрестков, читайте далее.

Регулируемых

Обгон на регулируемом перекрестке действующей редакцией Правил движения запрещается при любых обстоятельствах (пункт 11.4).

Дело в том, что регулируемый перекресток, несмотря на наличие светофора (регулировщика) которыми определяется приоритет движения, является перекрестком равнозначных дорог, то есть отсутствует распределение на главную и второстепенную. А данная ситуация может привести к аварийным последствиям.

Какое водителя ждет наказание за обгон на пешеходном переходе, объясняется в статье: штраф за обгон на пешеходном переходе.

Разрешено ли выполнить обгон в тоннеле, .

Нерегулируемых

В соответствии с пунктом 11.4 ПДД обгон разрешается при пересечении нерегулируемого перекрестка, но только если автомототранспортное средство движется по главной дороге.

Однако на нерегулируемом перекрестке главная дорога может менять направление. Разберем более подробно можно ли осуществлять маневр в обгон в таких ситуациях.

Ситуация 1

На перекрестке главная дорога поворачивает направо.

В соответствии с пунктом 11.4 обгон при движении по главной дороге на нерегулируемом перекрестке возможен, но в соответствии с пунктом 13.10 ПДД при изменении направления главной дороги водители, движущиеся по ней, оказываются на перекрестке равнозначных дорог, то есть имеют одинаковый приоритет и обязаны руководствоваться правилом «правой руки».

Справа от автомашины находится автомобиль, который в данный момент времени движется по второстепенной дороге, что противоречит действующим правилам. Таким образом, обгон в данной ситуации запрещается.

Ситуация 2

Главная дорога на перекрестке меняет направление налево.

Данная ситуация является аналогичной предыдущему случаю. При изменении направления главная дорога переходит в равнозначную, что приводит к невозможности выполнения такого маневра, как обгон.

Таким образом, обгон на перекрестке не являющийся регулируемым разрешен только в том случае, если:

  • автотранспортное средство движется по главной дороге;
  • на перекрестке дорога, являющаяся главной, не меняет своего направления ни в одну из сторон;
  • на перекресток не распространяют действие знаки, запрещающие выполнение обгона;
  • полосы движения на перекрестке разделены прерывистой линией разметки (сплошная линия запрещает выполнение рассматриваемого маневра).

В населенном пункте

И в городе и вне города (любого иного населенного пункта) действуют одинаковые правила на обгон автомобильного транспорта на перекрестках, то есть обгон разрешается исключительно при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка.

Чтобы определить возможность обгона на перекрестке требуется руководствоваться установленными вдоль проезжей части дорожными знаками и линиями разметки.

В пределах населенного пункта предупреждающие знаки (приближение к какому-либо перекрестку, смена приоритета движения и так далее) должны располагаться на расстоянии 50 м – 100 м до предполагаемой зоны, что позволяет водителю заранее оценить дорожную ситуацию.

На трассе за городом

Вне пределов населенного пункта предупреждающие дорожные знаки устанавливаются на расстоянии 150 м – 300 м от начала зоны действия, что так же дает возможность водителю заранее сориентироваться на местности, принять корректное решение и при необходимости снизить скорость.

На т-образном пересечении дорог

При маневрировании на Т-образном перекрестке следует руководствоваться общими правилами, приведенными ранее. Если такой перекресток является регулируемым, то обгон на нем запрещается.

Если Т-образный перекресток относится к нерегулируемым, то для определения возможности обгона необходимо предварительно разобраться в приоритетности дорог. Как правило, главной дорогой на перекрестке в виде буквы Т является прямая дорога, а второстепенной – примыкающая дорога.

В соответствии с правилами обгон по главной дороге на нерегулируемом перекрестке, в том числе и Т-образном при отсутствии запрещающих знаков и сплошной линии разметки разрешен.

Однако при выполнении такого маневра могут возникнуть сложные ситуации, которые могут привести к ДТП:

  • при выполнении обгона нескольких транспортных средств одновременно нельзя предугадать действия первого обгоняемого автомобиля, так как сигналов поворотов не видно. В таком случае не рекомендуется производить обгон, так как отсутствует возможность корректной оценки дорожной ситуации;

  • обгоняемый автомобиль планирует совершить поворот на второстепенную дорогу и перестроился в крайнее правое положение. При выполнении обгона такого автомобиля на некоторый промежуток времени теряется обзорность второстепенной дороги и если по ней движется автомобиль, то велика вероятность дорожной аварии.

По главной дороге

При движении на перекрестке по главной дороге обгон можно совершить только в том случае, если данный перекресток не является регулируемым. Перед выполнением маневра рекомендуется убедиться в максимальной безопасности его совершения.

Наказания за нарушения ПДД

За несоблюдение правил обгона на различных видах перекрестков водитель автомототранспорта привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 12.5 КоАП (Административного Кодекса).

Наказанием по данной статье являются:

Штраф в размере 5 тыс. рублей
Лишение прав на 4 – 6 месяцев

Вид наказания определяется сотрудником ГИБДД, который зафиксировал данный вид правонарушения. Основными принципами в определении наказания являются последствия того или иного действия водителя.

Следует отметить, что наказание в виде лишения прав может быть вынесено только судебными органами по ходатайству Госавтоинспекции.

При выявлении повторного нарушения правил выполнения обгона на перекрестке наказание будет:

В виде штрафа в 5 тыс. рублей если фиксация совершенного нарушения произведена автоматическими камерами
В виде лишения прав на 12 месяцев если нарушение зафиксировано непосредственно сотрудником автоинспекции

Таким образом, каждому водителю рекомендуется строго соблюдать правила выполнения обгона на перекрестках. Не соблюдение правил может привести к негативным последствиям и гибели людей.

Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках, описывается в статье: разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках.

Как произвести обгон без разметки, смотрите на странице.

Про обгон на перекрестке по главной дороге вне населенного пункта по ПДД узнайте из этой информации.

У белорусов осталось еще несколько дней, чтобы высказать свое мнение об изменениях в Правила дорожного движения. Напомним, документ вынесли на общественное обсуждение. Вместе с независимым автоэкспертом Александром Коноплицким AUTO.TUT.BY уже разобрал самые спорные моменты новой редакции ПДД. А сейчас эксперт предложил посмотреть на позитивные изменения, а также рассказал о том, чего же не хватает нашим ПДД.

2. Проезд круговых перекрестков

Тем не менее, по мнению Александра Коноплицкого, многие моменты при разработке новой редакции ПДД были упущены.

— В первую очередь необходимо обратить внимание на перекрестки с круговым движением — п. 40. Представьте себе простую ситуацию… Водители подъехали к перекрестку крестообразной формы и остановились на красный сигнал светофора. Какие-либо знаки перед перекрестком отсутствуют. Далее красный сигнал светофора продолжает гореть, но включается дополнительная секция светофора «направо». Кто из водителей может двигаться далее? Вы скажете, что только водитель, находящийся в крайней правой полосе, может повернуть направо, и будете абсолютно правы.

Согласно п. 40 при включении дополнительной секции светофора движение разрешено только в направлении, указываемом стрелкой.

— Теперь та же ситуация, только светофор установлен перед перекрестком с круговым движением. Те же водители остановились в тех же полосах на красный сигнал светофора, однако при включении дополнительной секции светофора направо едут не только автомобили, находящиеся в первой полосе, но и автомобили во второй и третьей полосах. Что в итоге? На регулируемом круговом перекрестке при основном красном сигнале светофора и включенной дополнительной секции «направо» все едут куда хотят… Почему? Неужели есть такое правило, что куча земли, насыпанная посередине перекрестка, разрешает ехать прямо, налево и даже на разворот, если включен основной красный сигнал и дополнительная секция «направо»? — удивляется эксперт.

Непонятно, по какой причине и кем, но правило движения на дополнительную секцию на перекрестках с круговым движением было негласно отменено. Может, поэтому у нас столько ДТП на круговых развязках, и многие из водителей боятся круговых перекрестков и стараются их объезжать.

3. Обгон на перекрестках

В первой части пункта 111 однозначно говорится о том, что при повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо.

— Я никоим образом не хочу оспаривать данное положение, но давайте рассмотрим пункт 111 в сочетании с пунктом 96.2 ПДД, который говорит, что обгон запрещается на обозначенных и (или) регулируемых перекрестках. Рассмотрим простейшую дорожную ситуацию, которая постоянно возникает на трассах. Загородная дорога, на которой имеется по одной полосе движения в каждом направлении. Два автомобиля, один за другим, подъезжают к небольшому перекрестку, перед которым в их направлении движения никаких знаков нет. Светофор на перекрестке также отсутствует. Первый автомобиль начинает поворачивать налево, а задний в это время совершает обгон первого автомобиля. Происходит столкновение. Кто виновен? — спрашивает Александр Коноплицкий.

В данной ситуации каждый из водителей при совершении левого поворота и обгона соответственно и соблюдении при этом требований соответствующих статей ПДД имел преимущество при выполнении маневра. Так, водитель первого автомобиля при совершении маневра левого поворота в соответствии с требованиями п. 111 ПДД обязан был уступить дорогу только транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Требование уступить дорогу транспортным средствам, движущимся сзади в попутном направлении, положениями п. 111 ПДД не предусмотрено.

Водитель второго автомобиля, двигаясь позади первого в попутном с ним направлении, в соответствии с положениями п. 96.2 ПДД имел право совершить обгон на необозначенном перекрестке. Какого-либо требования уступать дорогу автомобилям, движущимся впереди, при выполнении обгона соответствующими положениями ПДД не предусмотрено. Таким образом, до совершения ДТП никто из водителей правила не нарушал. Вот и получается — столкновение произошло, а виновных нет.

— Ранее обгон был запрещен на всех перекрестках. Сейчас же на необозначенных и нерегулируемых он разрешен. Для чего? Для увеличения количества ДТП? Есть примеры, когда виновным «назначают» любого — и того, кто обгонял, и того, кого обгоняли. Все зависит от того, как решит инспектор. Необходимо возвращаться к прежнему определению и запрещать обгон на всех перекрестках, — уверен эксперт.

7. Убрать «рекомендуемые» пункты ПДД

— Какой смысл в пунктах правил, если их выполнение является не обязательным, а рекомендуемым? Это означает, что этого можно и не делать.

В пункте 29 есть слово «может»:

— На основании данного пункта водитель может включить, а может и не включить специальный сигнал. Независимо от того, включен сигнал или нет, у водителей других транспортных средств не появляются какие-либо дополнительные обязанности при его включении. Данный пункт нарушить нельзя. Подобные пункты правил только увеличивают объем ПДД и никак не влияют на безопасность дорожного движения. Слов «может» и «рекомендуется» в ПДД быть не должно, поскольку они расслабляют участников дорожного движения и порождают мнение, что выполнение ПДД не является обязательным, — убежден эксперт.

Существуют пункты, в которых есть фразы типа «…обязан с учетом дорожно-транспортной обстановки…(95)». Слово «обязан» подразумевает безоговорочное выполнение этого пункта, а «с учетом дорожно-транспортной обстановки» подразумевает, что выполнять это совершенно не обязательно, а только если имеется такая возможность. Так все же как — обязательно или по возможности?

Не обошлось и без смешного. Например п. 200 ПДД.

— По поводу противооткатных упоров и ручного тормоза на телеге хочется спросить — кто-нибудь когда-нибудь видел такую телегу? Вы не встречали? А ведь так должно быть согласно ПДД! Как должно выглядеть на телеге стояночное тормозное устройство — «ручник» — вообще не знает никто. Это очередной пункт ПДД, который существует только на бумаге и раздувает и без того объемные правила дорожного движения, — говорит Александр.

А в пункте 153 умудрились даже забыть про падежи, которые пока никто не отменял.

— Мне кажется, что правильно будет «установленнЫХ требованИЙ», тем более, что в этом падеже и было до изменения.

9. Так можно ли разворачиваться на остановке?

В правилах есть пункт 72.3, который никогда не вызывал никаких кривотолков.

Все четко и понятно — на остановках разворот запрещен. Такие вопросы есть при сдаче теоретического экзамена, и до недавнего времени курсанты отвечали на него правильно. Теперь по неустановленным причинам экзаменаторы по вождению считают ошибкой, если курсант не произвел разворот в указанном месте. Есть примеры, когда именно из-за этого люди не сдают экзамен по вождению.

Мотивация такая — это «НА» остановку разворот запрещен, а «ОТ» остановки можно. Что за глупость? Где такое написано? В теоретических вопросах для обучения, кстати согласованных в ГАИ, ничего не менялось.

— Может, экзаменаторы по вождению поругались с экзаменаторами по теории или есть какие другие причины? Если не можете согласовать между собой, то вместо «на» напишите «напротив» и не делайте курсантов, которые ничего не нарушили, заложниками чужого мнения.

В таком виде этот пункт правил читался бы однозначно.

Особенности обгона автомашин на таком участке, как перекрёсток в форме буквы «Т», отличаются некоторой спецификой от точно такого же маневра на развилке любой другой конфигурации.

Но вот правила поведения водителей на автотрассе действуют одинаково для любого участка, где пути, так или иначе, пересекаются.

Здесь иногда допускается объезжать тихоходный транспорт справа, в зависимости от того, в какую сторону идет поворот самой дороги.

Кроме того, всегда требует особого внимания разметка на дороге и наличие указателей, знаков, светофоров или угла заворота.

Если игнорировать Правила дорожного движения (далее – ПДД), то на перекрестках аварии случаются чаще и по степени тяжести они серьезнее, чем на прямоезжей части автотрассы.

За нарушение норм правильного обгона на Т-перекрестке грозит наказание в виде денежного взыскания или лишения водительских прав.

Разрешен ли обгон на т-образном перекрестке

Ответить на вопрос, разрешается ли обгонять медленно едущие впереди машины на Т-образном перекрестке, можно лишь тогда, когда водитель определит, какого именно типа таковой участок пути является.

Существует два варианта обустройства таких перекрестков:

  1. Регулируемый.
  2. Нерегулируемый.
  3. Неравнозначный.
  4. Равнозначный.

На первом всегда будут выставлены какие-то дорожные знаки, обязательно должен быть светофор. А если всего этого нет, то хотя бы нанесена регулирующая разметка на дорогу или регулярно в центре перекрестка дежурит постовой-регулировщик.

Последний метод регулирования движения служба ГАИ часто использует в местах массового и регулярного скопления участников дорожного движения.

На втором обычно нет никаких знаков или указателей, как ехать, можно ли обгонять. Водители здесь всегда смотрят по ситуации на дороге, затем только определяют, стоит ли обгонять.

Но обгон возможен только тогда, когда шофер едет по главной, а не по второстепенной дороге.

При игнорировании данного правила, возникает большой риск столкновения с теми машинами, у которых имеется преимущество – они едут по главной дороге, им должны уступить дорогу водители с других дорог.

Третий и четвертый являются разновидностью скрестившихся дорог, которые сами по себе имеют разное значение приоритетности движения по ним. Неравнозначный перекрёсток имеет и главные и второстепенные пути.

Равнозначные — соединяются одинаковые дороги, а потом далее расходятся. Эта деталь важна по большей части для нерегулируемых зон.

Когда разрешен обгон на Т-перекрестке по требованиям ПДД (п.11.4):

Тип участка Правило обгона – разрешено ли? Исключения из правил
Регулируемый Нельзя Допустимо при 2-х полосной (и более) дороге по ходу движения.
Нерегулируемый Можно При перемещении по главной дороге
Неравнозначный Нельзя, если регулируется.
Можно, если нет знаков, светофоров, указателей и т.д.
При перемещении по главной дороге
Равнозначный Нельзя, если регулируется.
Можно, если нет знаков, светофоров, указателей и т.д.
Приоритет уступки при разъезде машин определяется методом «помеха справа»

Чтобы максимально снизить риски возникновения ДТП на Т образном перекрестке при обгоне, следует понимать, что по закону именно заезд на встречную полосу движения при объезде считается обгоном.

Если же машина объезжает медленный автотранспорт в пределах своей полосы – это называется опережением.

Правила обгона тихоходного транспортного средства через сплошную приведены в статье: обгон тихоходного транспортного средства через сплошную в 2019 году.

Какой штраф за обгон опасный поворот, .

По главной

Учитывая, что участок скрещенных дорог может не регулироваться, автомобилисты ориентируются на следующее:

  1. Условные обозначения деления дороги на правую и левую стороны движения.
  2. Правила дорожного перемещения.
  3. Обстановка на дороге.
  4. Меняется ли главный путь своё направление сразу после перекрёстка. Если да, тогда вступает силу к руководству правило равнозначности дорог и «помехи справа» (п.13.10 ПДД).

Совершать опережение по главной дороге с заездом встречный поток и участок перекрестия нельзя, если перекресток регулируется следующими механизмами контроля:

  • светофором;
  • знаками;
  • табличками-указателями;
  • регулировщиком;
  • запрещающей разметкой.

Совершить объезд медленно движущейся машины можно в рамках своей линии езды, но только в случае, если перекрёсток не регулируется никакими способами из следующих вариантов:

  • светофорами;
  • регулировщиками;
  • запретными знаковыми установками;
  • запрещающей разметкой (сплошная – «1.1» или двойная сплошная – «1.3», линия).

Если обгонять машину сзади и только по своей линии потока, то это не будет считаться обгоном, а скорее всего – опережением.

Такие действия не классифицируются запрещающими. Здесь важно не создавать помеху для участников своего потока движения.

При повороте

Сотрудники автодорожной полиции ГИБДД могут оштрафовать и тогда, когда неправильно был сделан с поворотом. Особенно это касается тех водителей, что по второстепенной дороге, а затем обгоняют другие машины и сразу же сворачивают вправо или влево.

Эти действия практически всегда приводят к аварийным столкновениям, поэтому очень строго наказуемы.

Причем тут могут быть нарушено сразу нескольких правил:

  1. Неверно совершенный обгон.
  2. Пересечение сплошной линии разметки.
  3. Езда по встречной полосе потока движения.
  4. Неразрешенный выезд на главную дорогу с второстепенной.

Очень важно обратить внимание при обгоне с поворотом на такие детали:

  • скорость и присутствие транспорта на главной и второстепенной дорогах (в зависимости от того, где именно, на какой дороге находится обгоняющий);
  • наличие пешеходного перехода на пути к повороту;
  • наличие ж/д переезда или трамвайных путей на пути к повороту;
  • какие знаки на пути к перекрестку расположены;
  • какие дорожные знаки есть на самом перекрестке;
  • особенности разметки;
  • стоп-сигналы светофора (или регулировщика).

Некоторое из перечисленного вовсе запрещает обгонять на перекрестке другие машины уже хотя бы потому, что присутствует сигнальная система – светофор, либо дорожный знак.

Поэтому успешность и законность обгонов на Т-перекрестке с заездом в поворот тоже зависит от типа перекрёстка.

По встречной за городом

Проделывать подобные маневры за пределами города тоже нужно внимательно, несмотря на то, что там может быть меньшей плотности движение.

Для этого могут пригодиться следующие рекомендации специалистов:

  1. Сначала следует присмотреться к перекрестку, определить, регулируемый он, или нет.
  2. После того, как водитель понял, что совершать действие можно, следует посмотреть в зеркало заднего видения, чтобы понять, не собирается ли проделывать то же самое мероприятие автомобилист сзади.
  3. Если путь свободен, тогда включается левый сигнал поворота.
  4. Совершается маневр, а сигнальные огни выключаются.
  5. После того, как в заднем зеркале будет видна обгоняемая машина, можно начинать выруливать на свою полосу.

При таком обгоне по встречной за пределами городской автодорожной инфраструктуры крайне важно отслеживать постоянно, чтобы обгоняемый водитель не создавал помех другим участникам – встречным машинам, при боковом разъезде с машинами своей полосы и т.д.

Правила выполнения маневра

Совершать действие объезда тихоходного или медленно едущего автотранспорта нормами ПДД не разрешается, если перекрёсток регулируемый, и возникает риск заезда на встречную полосу.

Поэтому рассмотрим порядок обгона на тех, перекрёстках, которые называются – нерегулируемые, и для тех автомобилистов, которые перемещаются по главной дороге.

Обгонять следует по следующим рекомендациям:

  1. Водитель обязан немного сбавить скорость перед развилкой.
  2. Им определяется приоритет для того потока движения, которому он дается Правилами.
  3. После этого необходимо включить поворотник с той стороны, куда будет поворачивать машина для обгона (чаще всего это левая сторона) – предупредить других автомобилистов сигнальными огнями, что вы собираетесь совершить обгон.
  4. Совершается непосредственно сам маневр, выключается поворотный сигнал.
  5. Начинать съезжать со встречной полосы в свой ряд следует только тогда, когда обгоняемый автомобиль будет отражаться в зеркале заднего просмотра.
  6. Возврат в свой ряд на свободное место, которое образовалось впереди машины, которую обгоняли.

Нужно отметить, что перекрёстки могут быть разными еще и по приоритетности движения на той или иной дороге, что сходятся в перекрестии.

Поэтому, особенно на нерегулируемых Т-перекрёстков очень важно внимательно смотреть, нет ли помехи справа для тех водителей, кто намеревается обгонять по расширенной дроге (2 полосы в одном направлении) заездом с правой стороны.

И, наоборот, следует удостовериться, что нет помехи слева, если требуется делать обгон с левой стороны.

Ответственность за нарушение правил

За назначение наказаний тем, кто проигнорировал Главу №11 ПДД, касательно обгонов на перекрёстках, отвечает статья КОАП РФ № 12.15.

В какую бы сторону не пробовал повернуть водитель при обгоне, налево или направо, если это запрещено Правилами или специально установленными знаками – тогда наказание за административное правонарушение неизбежно.

Поэтому так важно обращать внимание не только на полосы движения, но и знаки и помнить о нормах правил.

Мерой ответственности за подобное деяние является не только штраф, но и отстранение от прав вождения:

Пункт
ст.12.15
КоАП
Нарушение Наказание
Штраф Срок лишения прав
1 Неверное расположение автомобиля при обгоне на перекрестке, заезд на обочины, пересечение пешей, либо транспортной колонны. 1500
2 Обгон с попаданием на велосипедную дорожку, либо тротуар. 2000
3 Заезд на участок встречного потока при объезде препятствия, либо обгоне. 1000-1500
4 Нахождение в зоне встречного направления движения (в т.ч. – трамвайного) в результате пересечения сплошной черты (исключение – объезд статичного препятствия). 5000 4-6 месяцев
5 Вторичное допущение нарушения с неправильным обгоном, пересечением сплошной полосы, которое было заснято придорожными камерами фото или видеорегистрации. 5000 12 месяцев

За обгон по пешеходному переходу также устанавливается штраф, несмотря на то, что ст. 12.15 КоАП РФ об этом не пишется.

За то, что обгонщик не пропустил встречную машину при совершении своего маневра, полагается взыскание в размере – 500 руб.

Это касается любого нарушения в связи с неправильной очередностью разъезда. Если дистанция боковая не была соблюдена, и произошло из-за этого столкновением машин (либо не было аварии, но зафиксировано нарушение), тогда за это грозит штраф в размере – 1500 руб.

Важным для каждого водителя является — убеждение в том, что он своим маневром не будет создавать помех другим участникам движения. В этом помогает не только разметка на проезжей части, но также и указатели и сама ситуация на дорогах.

Если, к примеру, создается помеха справа, когда водитель второстепенной дороги хочет заехать на главную из поворота, тогда совершать обгон не следует.

Также основным правилом является то, что обгонять на Т-перекрестках можно только тогда, когда они не регулируются и когда автомобилист-обгонщик движется по главной дороге.

Возможен ли обгон пробки через прерывистую, объясняется в статье: обгон пробки через прерывистую.

Запрещен ли обгон на пешеходном переходе, смотрите на странице.

Про обгон на перекрестке по главной дороге в населенном пункте узнайте из этой информации.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх