Обгон справа

В России каждый год в авариях погибает более тридцати миллионов человек. Автомобили и мотоциклы являются самыми опасными видами транспорта. Летальный исход чаще всего случается от лобовых столкновений. Соблюдая предписания правил дорожного движения, водители спасают жизнь не только себе, но и окружающим.

Что это такое

Обгон является одним из видов опережения. Совершая его, транспортное средство всегда выезжает на полосу встречного движения со скоростью большей, чем скорость впередиидущего авто и возвращается обратно на занимаемую им ранее часть дороги.

Опережение — движение без выезда на другую полосу с превышением скорости по отношению к движущемуся по соседней полосе транспорту; или выезд на соседнюю полосу без последующего возвращения на свою.

Бывает два вида опережения, разрешенные правилами:

  1. Без изменения полосы. Опережение происходит за счет увеличения скорости.
  2. С выездом на соседнюю полосу. Его можно производить с левой и правой полосы, без выезда на встречную.

По закону обгон и опережение разные понятия. Первое возможно только слева, а второе и слева, и справа.

Существует еще один распространенный термин — перестроение, которое не стоит путать с обгоном и опережением. Это выезд из собственной полосы или ряда с фиксацией первоначального направления. Перестроение тоже можно, как опережение, совершать в любой момент.

На картинке желтый автомобиль совершает опережение, а зеленый — перестроение:

Обгоном не является:

  • опережение транспорта без пересечения разметки;
  • опережение по правой стороне дороги без въезда на встречную полосу.

Он актуален, когда дорожное полотно состоит из двух полос, по одной в каждую сторону. Если их больше, лучше будет произвести опережение, без выезда на встречную. Оно более безопасно.

Данный маневр стоит выполнять в случае, если интенсивность движения, дорожные условия и возможность транспортного средства позволяют водителю после этого передвигаться на более высоких оборотах, чем до этого, так как машина перед ним шла медленнее.

Такое действие не всегда будет нарушением ПДД. Если нет запрещающих знаков и разметки, он совершается по правилам. Но во многих случаях он не допускается.

Обгон запрещен в следующих случаях:

  • автомобиль, передвигающийся перед тем, который собирается совершить маневр, сигнализирует левым поворотником, что поворачивает налево;
  • впередиидущая машина выполняет обгон или объезжает препятствие;
  • транспортное средство, движущееся сзади, совершает обгон;
  • при запрещающих знаках;
  • плохой видимости на дороге;
  • на четырехполосной дороге;
  • на пешеходном переходе;
  • на сложных участках дороги.

Если он начат по правилам, на прерывистой линии разметки, а закончен на сплошной, то за это последует наказание как за пересечение сплошной линии.

Обгон разрешен:

  1. На двухполосном дорожном полотне с прерывистой разметкой.
  2. Трехполосной дороге с прерывистой разметкой.

Чем быстрее будет совершен маневр, тем безопаснее он будет. Поэтому специалисты рекомендуют при его выполнении увеличивать скорость.

В каких случаях разрешен обгон справа

В пункте 10.4 действующих правил говорится, что за пределами населенных пунктов транспортным средствам необходимо двигаться только по крайней правой полосе, а на левую выезжать лишь для обгонов.

В населенных пунктах водители могут вести свои авто по любой полосе. Ее меняют только для поворотов, разворотов, обгона и остановки.

Но если дорога имеет более двух полос, двигаться по ним можно только в случаях большой загруженности.

Обгон справа запрещен, а опережение разрешено, об этом знает каждый водитель. Но в правилах об этом ничего не сказано. Есть определенные нормы опережения транспорта справа. А выполнение этого действия в качестве перестроения на крайнюю правую полосу разрешен.

В основном с правой стороны происходит обгон автомобилей по обочинам или тротуару. А это запрещено пунктом 9.9 ПДД. Двигаясь таким способом, водитель попадает под два наказания: за проезд по тротуару и обочине и за обгон справа.а

Разрешено ехать по обочине только водителям мопедов и велосипедов, которые старше четырнадцати лет, если не присутствуют специально отведенные для этого дорожки.

Но когда движение осуществляется по средней полосе и необходимо обогнать автомобиль, который едет впереди, можно перестроиться на правую полосу и прибавить скорость.

Объезд автомобиля, который подает сигнал левого поворота, можно производить справа:

Если дорога состоит из двух полос или идет плотный транспортный поток и такой маневр невозможен, следует оставаться на своей полосе и двигаться только после освобождения полосы поворачивающей машиной.

Но даже в тех редких случаях, когда можно объехать транспортное средство с правой стороны, следует воздержаться от них в случае дождя, тумана, сильного снегопада, когда видимость ограничена. Кроме того, необходимо еще и понизить скорость движения.

Как правильно выполнить маневр

Если все же возникла необходимость обгона с правой стороны, следует делать это с осторожностью.

Осуществлять маневр нужно, соблюдая определенные правила:

  • вначале удостовериться в том, что дорожное полотно полностью открыто для проезда, не присутствует припаркованных транспортных средств;
  • обязательно обращать внимание на дорожные знаки, щиты, табло. То есть убедиться в отсутствии пешеходных переходов, боковых выездов или автобусных остановок;
  • перед осуществлением желаемого действия удостовериться, что при совершении маневра не создастся тревожная ситуация для едущих сзади автомобилей;
  • очень важно принимать во внимание состояние грунта, край дорожного полотна и погодные условия. Ведь если машина заденет колесами наледь или влажную почву, она может потерять управление и съехать с дороги;
  • необходимо соблюдать дистанцию, положенную правилами, между двумя авто. При перестройке на другую полосу нужно оценить обстановку и понизить передачу;
  • убедиться, что после обгона машина сможет возвратиться на прежнюю полосу, не мешая другим участникам движения.

Если обгон с правой стороны осуществляет идущее сзади ТС, не стоит проделывать резких манипуляций, сигналить. Не нужно препятствовать другому водителю в завершении начатого действия, даже если он выполняет его с нарушениями ПДД.

Штраф за нарушение

Понятие обгон справа не существует, поэтому нет и наказания за это действие. Если сотрудники ГИБДД поймали водителя на езде по обочине или по тротуару, взыскание налагается за этот маневр в размере 1500 рублей.

Если штраф не был оплачен в установленный срок, то задолженность передается судебным приставам. Тогда водителю придется оплачивать и сам штраф, и пеню в размере 200% от суммы взыскания.

Добросовестные автомобилисты могут рассчитывать на скидку от государства. Это означает, что при погашении штрафа в срок не более двадцати дней со времени вынесения постановления, взыскание за движение по обочине или по тротуару уменьшится в два раза и составит всего 750 рублей.

Если будет установлено не только перемещение, но и опережение по обочине, то штраф за такое действие составит уже 5000 рублей.

Такое же наказание предусматривается за обгон справа на нерегулируемом пешеходном переходе. Если проезд пешеходного перехода будет осуществлен с нарушениями предписаний, а именно: без понижения скорости, с наездом на его границы, не пропустив всех пешеходов, законодательством предусмотрен штраф в 1500 тысячи.

При повторных совершениях вышеназванных действий права заберут уже на год.

Если объезд транспортного средства водитель осуществляет по пешеходной или велосипедной дорожке, по тротуару, взыскиваться с него будет 2000 рублей.

При совершении маневра с наездом на сплошную полосу его оштрафуют на 5000 рублей или лишат водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев.

Объезд пробки по правой полосе недопустим. Также запрещено становиться вторым и третьим рядом на однополосной дороге.

Если перемещение по обочине происходит из-за вынужденных причин (например, повреждений полотна дороги, совершенного дорожно-транспортного происшествия или иного недвижимого препятствия), штрафы наложены не будут.

В процессе движения по дороге водители должны быть предельно внимательны, соблюдать правила дорожного движения. Ведь правила созданы, исходя из реальных случаев, реальных аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. На практике неправильное понимание дорожных правил или путаница таких понятий, как обгон, перестроение и опережение могут привести к плачевным результатам.

К встречному разъезду приходится прибегать довольно часто. И речь идет не только об обгоне по «встречке», который грозит столкновением лоб в лоб. Данный маневр применяют и при проезде перекрестков, и при разъезде во дворах, и при объезде препятствия. Причем Правила в каждом случае действуют по-разному.

Любой водитель просто не может обойтись без обгонов и перестроений. Ведь невозможно часами плестись за тихоходом, движущимся по загородной однополосной трассе со скоростью 20 км/ч. Тут даже новичок решится на обгон. А если на встречной полосе появится другой автомобиль, не будете же вы в него врезаться. Вот вам и пример встречного разъезда.

Однако совсем не обязательно покидать свой ряд, чтобы натолкнуться на встречную машину. Во-первых, другие автомобилисты также нередко прибегают к обгону. Они также могут выехать на вашу полосу, если на их половине дороги, например, ведутся дорожные работы или повстречалась огромная ямища.

Но чаще всего причиной встречного разъезда становятся припаркованные у тротуаров автомобили (иногда даже в несколько рядов). А если добавить к ним горы снега, который забыли вовремя вывезти зимой, то частенько дорога становится настолько тесной, что приходится выезжать на «встречку», чтобы проехать узкое место.

Правила встречного разъезда в различных дорожных ситуациях

· При объезде препятствия и обгоне

Казалось бы, во встречном разъезде нет ничего сложного: кто занял чужую полосу, тот и обязан уступить. Это действительно так, если речь идет о встрече с препятствием лишь на одной стороне проезжей части.

Аналогичная ситуация и с тем, кто обгоняет: чтобы избежать столкновения, он должен вовремя вернуться на свою полосу. В данном случае приоритет – у движущихся по своей половине дороги.

· На склоне

Но иногда ПДД предусматривают уступать даже на собственной половине дороги. Например, во время подъема на склон. Такая ситуация даже в экзаменационных билетах встречается. Давайте мы ее и разберем.

Как Вам следует поступить в данной ситуации?

1. Уступить дорогу встречному автомобилю.

2. Проехать первым.

3. Действовать по взаимной договоренностью с водителем встречного автомобилю.

Правила дорожного движения четко регламентируют встречный разъезд в данном случае (п. 13.4 ПДД). Водитель, поднимающийся на гору, имеет преимущество даже, если куча земли неизвестного происхождения препятствие перекрывает его полосу дороги. Основная причина заключается в том, что автомобилисту на подъеме намного сложнее тронуться в дальнейший путь после остановки (не просто так на практическом экзамене ввели обязательное упражнение «Эстакада»).

Но стоит помнить, что такое правило действует далеко не на каждом пригорке. Склон обязательно должен быть обозначен следующими знаками:

(Знак 1.13 «Крутой спуск») – (Знак 1.14 «Крутой подъем»)

Таким образом помечают только самые крутые и опасные склоны. На них всегда преимуществом обладает водитель, поднимающийся в гору.

Так что правильный ответ в этой экзаменационной задачке – 1. Автомобиль, спускающийся со склона, должен пропустить машину, движущуюся ему навстречу независимо от того, на чьей стороне проезжей части образовалось препятствие.

· На перекрестке

Иногда приходится осуществлять встречный разъезд на перекрестке. Например, когда вам и встречному автомобилю понадобилось повернуть налево. В этом случае разъехаться можно как правыми, так и левыми бортами. В первом случае машины не доедут друг до друга. Во втором – поравняются и, проехав мимо друг друга, повернут. Алгоритм действий водители выбирают сами, так как Правила дорожного движения допускают оба варианта – лишь бы автомобилисты после выезда с перекрестка не попали на «встречку».

· В узких местах

А представьте себе дорогу, настолько узкую (например, из-за припаркованных вдоль обочины автомобилей), что одновременный разъезд двух машин на ней просто невозможен. Такие узкие места часто встречаются и при выездах из дворов или в дворовых арках. К тому же в данной ситуации вообще непонятно, чья это полоса: ваша или того автомобилиста, который едет вам навстречу… Так что тут ПДД бессильны.

Если ни один из водителей не имеет преимущества, то необходимо предварительно условиться о дальнейших маневрах. Сделать это можно жестами (о специальных жестах автомобилистов можно прочитать в этой статье), а если не получается, то придется выйти из машины и переговорить лично. Лучше потратить на это пару минут, чем потом в случае столкновения часами ждать полицейских или разбираться в оформлении Европротокола.

В узких дворах разъезд автомобилей также происходит по договоренности водителей. Как правило, одному из них приходится сдавать задним ходом для того, чтобы пропустить другого. Но кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности, конечно, тот автомобилист, у которого расстояние до конечной цели будет меньше. Заставлять встречную машину пятиться задом вдоль всего дома, а то и нескольких – это глупо и небезопасно. Но иногда другого выбора нет: водителям-новичкам, к сожалению, очень тяжело дается маневрирование задним ходом.

Кстати, узкими бывают не только дворы. Иногда нужно проехать мост, ширина которого не позволяет разместиться там вдвоем. Обычно такие места маркируются знаками приоритета, дающими подсказку, кому проезжать первым. Маленькая красная стрелочка в следующих знаках указывает на то, что необходимо уступить:

(Знак 2.6 «Преимущество встречного потока») и (Знак 2.7 «Преимущество перед встречным потоком»)

Как избежать лобовое столкновение на скорости?

Встречный разъезд может обернуться довольно опасной ситуацией – лобовым столкновением автомобилей. И будет удачно, если оно произойдет на маленькой скорости, ведь ни для кого не секрет, насколько серьезными бывают последствия таких ДТП. Так что основная задача водителей – не допустить это самое лобовое столкновение. Что для этого нужно предпринять?

1. Первое, что приходит на ум: тормози-и-и-и-и! Однако, если вы начнете резко жать на тормоз, то машину может занести. Так что для начала – уберите ногу с педали газа, а затем тормозите прерывистым нажатием на педаль тормоза.

2. Руль держите крепко. Очень крепко! Особенно, если разъезжаетесь с большегрузным автомобилем или автобусом. Причина в том, что езда габаритных транспортных средств сопровождается сильными потоками воздуха, которые могут пошатнуть ваш автомобиль и даже направить его по неожиданной траектории.

3. Примите максимально правее насколько это возможно. Может быть, придется съехать с проезжей части. Только предварительно оцените, что на вашем пути не окажется никаких препятствий в виде бетонных плит, других автомобилей и тем более людей.

4. Если вы понимаете, что столкновение неизбежно, попробуйте предпринять все возможное, чтобы автомобили столкнулись под углом или вообще «шаркнулись» по касательной. А вдруг водитель встречной машины поступит также, и вы неожиданно для себя разъедетесь без последствий.

Ответственность за нарушение правил встречного разъезда

Наказание за нарушения правил встречного разъезда предусмотрено в виде штрафа на 1500 рублей. Однако, в случае обгона еще и прав могут лишить на 4-6 месяцев. Так что будьте аккуратнее и не нарушайте Правила!

Самая болезненная для водителей тема — лишение прав. Именно такое наказание грозит в большинстве случаев за выезд на полосу встречного движения.

Первые в прессе подробные комментарии ГИБДД на эту тему, опубликованные в «Российской газете» («РГ» 18 и 25 марта, «РГ — Неделя», 20 марта), широко обсуждаются вот уже вторую неделю.

Сегодня заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин продолжает комментировать для читателей спорные ситуации, разбор которых не вошел в предыдущие публикации.

Отметим еще раз: этот комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Обгон на нерегулируемом перекрестке

Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Один из самых спорных случаев — обгон на перекрестке.

Всем известно, что обгон на перекрестке, тем более с выездом на встречную полосу, запрещен. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьезным. Однако в любом правиле есть исключения.

Оказывается, в некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречку, можно безнаказанно. Например, если вы совершаете обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге (схема 1). Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же вы, совершая обгон на таком перекрестке, пересекли сплошную линию, то лишения прав вам не избежать.

Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге (схема 2). В этом случае ваши действия будут однозначно квалифицированы по части 4 статьи 12.15. Соответственно суд лишит вас права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Обгон на регулируемом перекрестке

Если вы совершили обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке — прощайтесь с правами однозначно.

В этом случае никакие, даже самые резонные, на ваш взгляд, отговорки не помогут — инспектор будет суров. Ибо это нарушение предусмотрено той же частью статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев (схема 3).

Под кирпичом

В наших городах так часто меняются схемы организации движения, что водитель должен быть постоянно настороже, чтобы не попасть в неприятную историю. Еще вчера, например, можно было смело поворачивать на знакомую улицу, а сегодня там уже висит «кирпич».

Схема 4 разъясняет: помните — езда по улице с односторонним движением в противоположном направлении однозначно квалифицируется как выезд на встречку.

Ответственность за это нарушение также предусмотрена частью 4 статьи 12.15. Суд безальтернативно лишит водителя прав на 4-6 месяцев.

По трамвайным путям

На наших загруженных улицах даже трамвайные пути активно используются спешащими водителями.

Причем многие из них не считают зазорным на трамвайных путях обогнать другие машины. Или остановившийся на остановке трамвай по путям встречного направления (схема 5).

Раньше за это нарушение могли лишить прав. Теперь такая ситуация четко прописана в части 3 статьи 12.15, которая предусматривает уже не лишение, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Обгон при ограниченной видимости

Один из самых опасных маневров — обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью (схема 6). Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15.

Вы должны понять: жесткость данной нормы (лишение прав от 4 до 6 месяцев) оправдана — жертв подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Недавно именно так погиб радиоведущий Геннадий Бачинский.

резонанс

«Распечатайте эту статью»

Опубликованные нами на прошлой неделе разъяснения Владимира Кузина вызвали массу откликов в СМИ.

Нам показался показательным диалог ведущего радиостанции «Эхо Москвы» Матвея Ганапольского и автомобильного обозревателя Александра Пикуленко, который состоялся 24 марта. С разрешения «Эха Москвы» мы публикуем этот разговор (в сокращении).

— Доброе утро, это Матвей Ганапольский…

— Доброе утро, Александр Пикуленко здесь, в студии.

Ганапольский: Коротко рассказываю. Я ехал в машине моего друга, которая развернулась, не пересекла осевую, а развернулась. Остановил гаишник и отправил нас в суд. То есть- лишение от 4 до 6 месяцев.

О, спасибо «Российской газете»! Внимание, слушайте меня. «Российская газета» дала разъяснения начальства ГИБДД с рисунками, из которых следует, что не все пересечения сплошной линии караются лишением прав!

Пикуленко: Дело в том, что, к сожалению, пока судьи… Вот у нас в свое время в одном из интервью генерал Казанцев сообщил, что «мы с судами договорились, что будем лишать».

— Сказать тебе правду?

— Ну, скажите.

— А вот человек (нам) пишет, что эта публикация «ничего не значит».

— Вообще-то «Российская газета» — официальная. И потому все указы, которые печатаются в этой газете…

— Но это разъяснение…

— А разъяснение как раз сделано очень правильно, сделано ответственным человеком, это второй человек в ГАИ, и поэтому любой инспектор ДПС должен это принимать к действию, причем там написано все, как написано в законе.

Еще раз. Коллеги. Водители. Искренне советую, распечатайте себе эту статью, просто заламинируйте эти рисунки. Там прямо все нарисовано, как будто вы изучаете Правила дорожного движения.

— Да. Верно. Но вообще законы надо знать и тогда легче будет жить, в том числе автомобилистам.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх