Обособленные подразделения юридических лиц

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же? Понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании поможет настоящая статья.

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

-сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

-оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

-филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», где в частности, указано:

«Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса».

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

-принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

-внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

-наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве – регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

В отличие от предпринимателей? все юридические лица могут создавать обособленные подразделения различных типов. Разберемся, чем отличается филиал от обособленного подразделения и выделим их главные признаки для подбора оптимальной формы в случае расширения бизнеса.

Обособленное подразделение или филиал – в чем разница

Возможность создания компаний для осуществления хозяйственной деятельности регламентируется ст. 48 ГК. При этом все юрлица, зарегистрированные в РФ, могут открывать свои представительства или филиалы, которые наделяются соответствующими полномочиями, имуществом и действуют согласно утвержденному положению и с внесением сведений в единый реестр (ст. 55 ГК).

Чтобы понять, чем отличается филиал от обособленного подразделения, определимся с терминологией. В соответствии с действующим законодательством:

  • Представительство – это территориально удаленное ОП, представляющее интересы юрлица и выполняющее их защиту (ст. 55 ГК).
  • Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, территориально удаленное от головного предприятия, выполняющее все его функции или же только часть из них, включая функцию представительства (ст. 55 ГК).
  • Обособленное подразделение – удаленное территориально от головного предприятия любое подразделение, где созданы СРМ сроком свыше 1 мес. (ст. 11 НК).

В соответствии с налоговым законодательством ОП компании признаются любые удаленные территориально структуры при условии оснащения СРМ (стационарные рабочие места). Далее выясним, в чем заключается основное отличие филиала от обособленного подразделения, а также какими общими чертами характеризуются подобные структурные единицы компании.

Отличие филиала от обособленного подразделения – таблица

Из всех трех доступных форм наибольшими полномочиями обладает филиал, на втором месте располагается представительство организации и на последнем – простое представительство, оборудованное хотя бы одним СРМ. Выбор оптимального типа ОП зависит от конкретных задач. Рассмотрим особенности каждой из форм – филиал или обособленное подразделение, или представительство в наглядной таблице.

Характеристика

Филиал

Представительство

ОП простого типа

Функционал подразделения

Выполнение всех или части функций основного предприятия, в том числе представительства.

Представление и защита интересов головного предприятия.

Удаленное выполнение трудовых обязанностей специалистом по трудовому договору.

Право на коммерческую деятельность

Может заниматься коммерцией.

Не может заниматься коммерцией.

Только трудовые взаимоотношения, ведение коммерческой деятельности не допускается.

Обязанность уведомления ИФНС об открытии

Такая обязанность не предусмотрена.

Такая обязанность отсутствует.

Необходимо уведомить ИФНС в течение 1 мес. с даты открытия ОП.

Обязанность внесения изменений в ЕГРЮЛ

Вносить данные в реестр по филиалу необходимо.

Вносить в реестр данные по представительству необходимо.

Вносить данные по СРМ в ЕГРЮЛ не требуется.

Порядок создания

Принятие собственником головного предприятия решения о создании филиала.

Принятие владельцем головного предприятия решения о создании представительства.

Утверждение исполнительным органом головного предприятия приказа о создании ОП в виде СРМ.

Возможность самостоятельного ведения бухучета

Может вести бухучет совместно с головным предприятием или самостоятельно.

Вправе вести бухучет отдельно или вместе с основной организацией.

Ведение самостоятельного учета не предусмотрено, баланс формируется в общем виде бухгалтером головного предприятия.

Возможность самостоятельного открытия счета в банке

Может открывать счет в банке.

Может открывать банковский счет.

Не может открывать отдельный расчетный счет.

Возможность самостоятельных расчетов с персоналом

Может выдавать вознаграждение сотрудникам «на местах».

Может выплачивать вознаграждение.

Не может рассчитываться по трудовым договорам.

Вывод – Выбирая, что открыть – филиал или обособленное подразделение, необходимо в первую очередь определиться с намеченными целями и задачами. Создание обычного ОП – более простая процедура, но и полномочий у такого подразделения намного меньше, чем у филиала или представительства.

Что собой представляет юридическое лицо

Под юридическим лицом понимают организации, предприятия, компании и фирмы, зарегистрированные согласно действующего законодательства, в собственности которых или в оперативном управлении имеется обособленное имущество. Данные организации отвечают своим имуществом по всем обязательствам, а также вправе осуществлять от своего имени покупки, обладать имущественными правами, а также выступать в судебных разбирательствах в качестве ответчика или истца. Каждая организация в РФ должна обладать 4 признаками:

Признаки юридического лица Подробная информация
Иметь учредительную документацию В документах содержится управленческая структура организации, прописаны подразделения компании, их назначение, а также устав компании. Управленческий орган компании может быть коллегиальным (правление, совет директоров), либо единоличным (директор).
Наличие обособленной собственностью В организациях присутствуют такие атрибуты, как собственный баланс, уставной капитал и т.д. Кроме того, показателем обособленности также может являться счет в банке.
Имущественная ответственность Каждое юридическое лицо должно отвечать за результат своей хозяйственной деятельности. Оно должно отвечать по задолженностям собственным имуществом, но по долгам участников или учредителей компания никаким образом не отвечает. Но в определенных случаях участники или учредители отвечают своими средствами, если такое условие предусмотрено в учредительных документах.
Возможность принятия участие в гражданских оборотах под своим именем, в суде выступать как ответчик или истец Юрлица вправе от своего имени заключать различные сделки, приобретать или реализовывать, получать права и обязанности. В судебных разбирательствах организации выступают под свои именем, так как представляют собой юридическую личность.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Филиалы юридического лица

Для того, чтобы юрлицо могло создать свой филиал, выполнить потребуется следующие действия:

  1. Принять решение о создании филиала.Для принятия решения о создании филиала учредители проводят собрание, результаты которого фиксируются специальным протоколом.
  2. Внести необходимые поправки в устав организации.
  3. Издать приказ о создании филиала и разработать положения по филиалу.Приказ составляется в свободной форме, так как специального бланка для него нет. Информацию о руководстве подразделения отдельным документом можно не выделять. Такая информация может содержаться в приказе о создании филиала.
  4. Обратиться в ФНС в соответствии с местом регистрации для внесения соответствующих поправок в ЕГРЮЛ (при этом потребуется предоставить необходимые документы).

Директор филиала назначается на основании доверенности руководителем (55 ГК РФ).Для создания филиала отдельно оформляется положение о нем. Специальной формы данного положения нет, главное, чтобы в нем присутствовала следующая информация:

  • юридический и фактический адреса;
  • наименование;
  • цели создания;
  • права подразделения;
  • руководящий состав.

Под филиалом организации понимают отдельное обособленное подразделение. Данное подразделение может осуществлять ту же деятельность, что и основная компания, предоставлять те же товары (услуг), выполнять те же функции, но находится оно при этом в другом месте.

Важно! Филиал не является отдельным юридическим лицом. Он ведет хозяйственную деятельность на основании положений главной организации и имущества, также предоставленного главным офисом.

Руководители филиалов свою деятельность осуществляют на основании доверенности. При этом необходимо, чтобы о них было указано в учредительной документации юрлица. Филиалы некоммерческих компаний, унитарных учреждений и иных фирм могут выполнять только функции, содержащиеся в учредительной документации.

У филиалов коммерческих организации имеется право на осуществление практически любой деятельности, если она не запрещена законодательными нормами и не противоречит учредительным документам юридического лица. Представительства компании могут организовываться и на территории РФ и за пределами РФ. Но за границей филиалы создавать могут только коммерческие компании. Некоммерческие организации открыть филиал вправе только на территории России.

Со стороны налогового законодательства филиалы представляют собой субъекты налогообложения и они обязаны брать на себя обязанность по уплате налогов. При возникновении спорных вопросов с филиалами, все иски направляют по их месту нахождения. При этом сами иски обращены не на филиал, а на основную компанию, так как ответственность за деятельность филиала возлагается на основное юрлицо, создавшее его.

Важно! В настоящее время законодательство не устанавливает каких-либо запретов на то, сколько филиалов может открыть одна организация. Поэтому компании вправе самостоятельно решить какое количество филиалов ей открыть в соответствии с положениями, предусмотренными учредительными документами.

Любая организация может предусмотреть в уставе положение о филиалах и открыть их в любом городе РФ или за пределами РФ. Главным условием при этом будет являться законное оформление всех подразделений и регистрация их по месту расположения. Важно помнить, что об открытии филиала организация обязана сообщить в налоговый орган. Если этого не сделать, юридическое лицо ждет штраф.Сообщить в налоговую следует в срок до 1 месяца с момента создания филиала.

В налоговый орган подать нужно будет следующие документы:

  • Сообщение о создании ОП. Заполняется оно по форме, утвержденной приказом ФНС №ММВ-7-6/362;
  • Уведомление по выбору налогового органа. Заполняется по форме, утвержденной приказом №ЯК-7-6/488. Направляется оно только теми организациями, которые имеют право выбирать инспекцию для постановки на учет своего подразделения;
  • Помимо уведомления и сообщения организация может подать копии документов, которые подтверждают создание обособки. Одним из таких документов является приказ о создании филиала.

После подачи заявления налоговая ставит на учет подразделение в течение 5 рабочих дней с момента обращения. В 5-дневный срок налоговая направляет в адрес организации уведомление о постановке на учет. Если организация направляла запрос на получение уведомления в электронном виде, то налоговая направит его в такой форме.

Важно! После регистрации налоговая присваивает филиалу отдельный КПП. ИНН подразделению не присваивают, он у подразделения будет такой же, что и у головной компании.

Если организация свою деятельность ведет через обособку, а на учет его не поставила, то ей грозит штраф в размере 40 000 рублей (Читайте также статью ⇒ Регистрация филиалов юридических лиц).

Таким образом, как следует из ГК РФ, филиалы представляют собой обособленные подразделения юридического лица. Располагаются они отдельно от места расположения юрлица и представляют интересы компании. Филиалы могут выполнять все функции головной компании, от имени организации вести предпринимательскую деятельность. Если в организации создается филиал, то должно быть соответствующее распоряжение уполномоченного органа. В учредительных документах должны содержаться сведения обо всех подразделениях юрлица. Сведения о создании филиала компания в установленном порядке должна подать в органы государственной регистрации. В противном случае на юридическое лицо будет наложен штраф.

Число филиалов, а также представительств, которые может иметь одно юридическое лицо, законодательством не ограничено. На усмотрение руководства компании, филиалов может быть сколько угодно, как на территории РФ, так и за ее пределами. Главное при этом следить за тем, чтобы процедура открытия филиала проходила по установленному порядку.

Все руководители организации на каком-то этапе начинают думать о расширении своей компании за пределы своего региона. Одной из возможностей является открытие новых филиалов. Отсюда возникает вопрос о том, какое количество филиалов может иметь одно юридическое лицо и есть ли вообще какие-либо ограничения.

Что такое юридическое лицо

Под юридическим лицом следует понимать зарегистрированные, в соответствии с законом, предприятия, организации и фирмы, в собственности которых либо в оперативном управлении есть обособленное имущество. Такие организации могут отвечать собственным имуществом по всем обязательствам, осуществлять покупки от своего имени, обладать личными имущественными правами, выступать в качестве ответчика, истца в рамках судебного разбирательства.

Все организации на территории РФ обязательно должны обладать следующими 4 признаками:

  1. Обладать учредительной документацией. Это своего рода критерий организационного единства. В этих документах отражается вся управленческая структура компании, описаны все имеющиеся подразделения и их основное назначение, указан устав организации. В организации управленческие органы могут быть коллегиальными (например, совет директоров или общее правление) и единоличным (например, директор). Основная роль структуры заключается в выражении общей воли данного юридического лица.
  2. Обладать обособленной собственностью. Имеется в виду, что в организации есть такие важные атрибуты, как свой баланс, уставной капитал и прочее. В качестве внешнего показателя обособленности и самостоятельности может выступать отдельный счет в банке.
  3. Могут нести имущественную ответственность. Любое юридическое лицо должно полностью отвечать за результаты своей хозяйственной деятельности. Оно может отвечать по собственным задолженностям принадлежащим имуществом. При этом компания никак не отвечает за долги учредителей либо участников. Также и участники компании, и ее учредители не отвечают по имеющимся у нее долгам. Однако, в некоторых случаях, участники либо учредители все-таки могут отвечать собственными средствами, если это указанно в учредительных документах.
  4. Возможность принимать участие в гражданских оборотах под собственным именем, выступать в суде в качестве истца или ответчика. Юрлица являются отдельными участниками гражданского оборота. Они имеют право от собственного имени проводить сделки, приобретать, продавать, обладают правами и обязанностями. В рамках судебного разбирательства они также имеют право выступать под собственным именем, поскольку являются юридической личностью.

Все о филиалах

Чтобы юридическому лицу создать собственный филиал, требуется:

  • принять соответствующее решение и огласить его на общем собрании учредителей;
  • внести надлежащие поправки в устав юридического лица;
  • разработать все положения относительно филиала;
  • обратится в отделение ФНС по месту регистрации для того, чтобы внести соответствующие поправки в ЕГРЮЛ, предоставив для этого все необходимые документы.

Директор отдельного филиала назначается основным руководителем на основании доверенности. Данный момент подробно описан в пункте 2 части 3 статьи 55 ГК РФ.

Под филиалом юридического лица следует понимать его обособленное, отдельное подразделение. Оно может осуществлять ту же самую деятельность, что основная организация, предоставлять те же товары и услуги, выполнять аналогичные функции, находясь при этом в другом месте.

Филиалы и представительства не являются отдельными юридическими лицами. Они ведут свою деятельность на основании:

  • имущества, предоставляемого основным офисом;
  • положений главной компании.

Руководители филиалов ведут свою деятельность на основании оформленной на их имя доверенности. Важно, чтобы они были указаны в учредительной документации создавших их юрлиц.

Филиалы некоммерческих организаций, унитарных компаний и некоторых других фирм в состоянии выполнять только те функции, которые перечислены в учредительной документации.

Филиалы коммерческих предприятий обладают правом на осуществление любой деятельности при условии, что она не запрещена законодательством и занятие ею не противоречит учредительным документам.

Представительства могут создаваться как на территории РФ, так и за ее приделами. Однако, возможность создавать филиалы за границей есть только у коммерческих организаций. Некоммерческие фирмы могут открывать свои филиалы только в пределах нашей страны. При этом, данный момент не является запретом для создания филиалов за границей для некоммерческих организаций. Они могут организовать представительства за рубежом, при условии, что это не противоречит их работы.

С точки зрения Налогового кодекса РФ филиалы выступают в качестве субъектов налогообложения и должны брать на себя обязанность организаций по уплате налогов. В случае спорных вопросов в отношении филиалов, все иски направляются по адресу их нахождения. Однако, сами иски обращены на основную организацию.

Вся ответственность за деятельность филиалов всегда возлагается на основные подразделения, их создавшие.

Что такое обособленное подразделение организации

Обновление: 21 сентября 2016 г.

В отличие от индивидуальных предпринимателей юридические лица (далее по тексту – ЮЛ) вправе создавать свои обособленные подразделения (далее по тексту — ОП) для различных целей. Законодательство России подробно регламентирует условия и порядок их создания. В данной статье мы ответим на возможные вопросы, возникающие при создании соответствующих подразделений на практике.

Для ответа на этот вопрос вначале надлежит разобраться с соответствующим понятием. Определение данного понятия приводится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.

Согласно указанной норме основными признаками ОП являются:

  • различие адресов мест нахождения ЮЛ и ОП. Финансовое ведомство России отмечает, что обособленность филиала (представительства) от ЮЛ имеет место в случае, если адреса ОП и ЮЛ различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702);
  • наличие по месту нахождения ОП стационарных рабочих мест (далее по тексту — СРМ). Организованное ЮЛ рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца.

Если подразделение установленным критериям не соответствует, оно не признается обособленным подразделением. Что это в таком случае – предмет отдельного рассмотрения, но такая структура не подпадает под понятие ОП в смысле, придаваемом ему законодательством. Следовательно, отсутствует необходимость отражения такого структурного образования в ЕГРЮЛ.

Виды обособленных подразделений

Представительство

Направлениями деятельности представительства ЮЛ являются представление интересов организации и их защита (статья 55 ГК РФ). Как видим, наименование структуры в полном объеме соответствует предназначению указанного ОП.

Учитывая понятие ОП и направления деятельности представительства, можно сформулировать его основные признаки:

  • расположение по адресу, отличному от адреса головной организации;
  • осуществление функций по представлению интересов ЮЛ и их защите.

Представительство не является ЮЛ, его руководитель действует на основании доверенности от головной организации, а само представительство – на основании соответствующего регламентирующего положения, утвержденного создавшей его организацией.

Представительство может, к примеру, осуществлять рекламную функцию ЮЛ, поиск клиентов для ЮЛ в различных регионах и т.п.

Филиал

Еще один вид обособленного структурного подразделения — это филиал.

Филиалу могут принадлежать как все функции головной организации, так и их часть. Функция представительства ЮЛ также может принадлежать филиалу (статья 55 ГК РФ).

Несмотря на более обширный по сравнению с представительством спектр полномочий, филиал самостоятельной организацией также не является.

Правовое основание деятельности аналогично представительству:

  • директор филиала получает назначение и доверенность в головной организации;
  • филиал действует на основании принятого головной организацией положения.

Важно!

Руководитель ОП получает доверенность действовать от имени организации, а не от имени ОП, т.к. правовой статус обособленного подразделения не позволяет его руководителю признаваться единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица (т. е. головной организации).

Информация о филиалах и представительствах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, откуда попадает в налоговые органы с целью учета.

Если стационарные рабочие места не организованы, то ОП не возникает.

Под созданием стационарного рабочего места понимаются организация условий для осуществления трудовой функции работника, а также непосредственно осуществление трудовой деятельности (Письмо Минфина России от 01 марта 2012 года № 03-02-07/1-50, Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20).

Если стационарное рабочее место создано, то не имеет значения, сколько именно времени работник исполняет должностные обязанности на этом месте (Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20).

Выяснив, что обособленное структурное подразделение юридического лица – это филиал или представительство, действующие на основании специальных положений и не являющиеся ЮЛ, переходим к рассмотрению формальностей, необходимых при создании ОП.

В каких случаях открывается обособленное подразделение

Как уже отмечалось, случаи, влекущие необходимость создания ОП, могут быть различными.

К примеру, головная организация, зарегистрированная в городе федерального значения, осуществляет оптовую торговлю в различных субъектах Российской Федерации. Для торговли в соответствующих регионах ей необходимы организация складских помещений и трудоустройство наемных работников, осуществляющих контроль за сохранностью товаров на местах. Если для этого создаются стационарные рабочие места на срок более чем на 1 месяц, у ЮЛ возникают необходимость создания ОП и, как следствие, обязанность по его регистрации в налоговых органах.

Создание обособленного подразделения НК РФ связывает с необходимостью постановки его на учет в Инспекции Налоговой службы России по месту нахождения каждого ОП (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Как следует из Письма Финансового ведомства от 11 декабря 2015 года № 03-02-07/1/72669, если несколько ОП созданы ЮЛ в одном муниципальном образовании, то постановку на учет надлежит осуществить по месту нахождения одного из ОП по усмотрению ЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет по месту нахождения филиала или представительства ЮЛ осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В иных случаях, когда ОП не является филиалом или представительством, подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ предписывает организациям уведомлять о создании ОП ИФНС России по месту нахождения ЮЛ в течение одного месяца со дня создания ОП.

Ответы на ваши вопросы о работе с обособленными подразделениями в Московском регионе

Журнал «Спутник главбуха» № 6/2011

Компании Москвы и области довольно активно создают обособленные подразделения как в столичном регионе, так и вне его пределов. Мы это знаем из ваших писем, в которых вы задаете вопросы о регистрации удаленных офисов. Мы выбрали три самых частых вопроса и дали развернутые ответы опираясь на мнения налоговиков и юристов столичного региона.

В какую ИФНС сообщать об открытии обособленного подразделения?

По Налоговому кодексу РФ (п. 1 ст. 83) организация, которая открыла обособленное подразделение, должна встать на учет по его местонахождению. Раньше надо было представить извещение о создании удаленного офиса в инспекцию по его местонахождению. Сейчас этого делать не нужно — сообщение об открытии необходимо передать в свою основную ИФНС (то есть по месту регистрации головного офиса). И сделать это надо в течение месяца со дня открытия удаленного офиса. Такой порядок предусмотрен в письме ФНС России от 3 сентября 2010 г. № МН-37-6/10623 @ «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ». Этим же письмом рекомендована форма сообщения № С-09-3-1.

Но обратите внимание: если вы создаете представительство или филиал то сообщение представлять в ИФНС не нужно. В этом случае вам придется написать и передать налоговикам заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ

Сообщение об открытии обособленного подразделения можно представить в ИФНС лично, отправить заказным письмом с описью вложения или переслать по телекоммуникационным каналам связи В последнем случае документ необходимо заверить ЭЦП руководителя организации или доверенного лица. Не позднее следующего рабочего дня инспекторы сами отправят ваше сообщение в ИФНС по местонахождению обособленного подразделения. Новая инспекция в течение пяти рабочих дней с момента получения документа должна поставить обособленное подразделение на учет и отправить компании уведомление об этом. Известить организацию налоговики могут как через Интернет так и через обычную почту. Чтобы не ждать почтовое отправление, можно лично прийти в новую ИФНС и там получить документ.

Какой день считать датой создания обособленного подразделения?

В Налоговом кодексе не установлено с какого дня обособленное подразделение можно считать созданным. Официальных разъяснений по этому вопросу тоже пока нет. Но исходя из судебной практики Московского региона можно сделать вывод о мнении чиновников. Как правило, налоговики считают обособленное подразделение созданным со дня, которым датирован приказ о его открытии. Также чиновники могут посчитать удаленный офис работающим, если обнаружат договор аренды помещения или приказ о назначении руководителя филиала. Это подтвердили и инспекторы опрошенных нами столичных ИФНС № 4, 6, 10, 14, 18, 22, 27, 36.

Мнение судей Московского региона другое — обособленное подразделение можно считать созданным с момента, когда там оборудовано стационарное рабочее место (постановление ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2751-08, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 31 июля 2008 г. № 9752/08). То есть ни решение о создании обособленного подразделения, ни другие «подозрительные» документы не свидетельствуют о его фактической работе. Этот вывод подтверждают и дальнейшие постановления ФАС Московского округа: от 9 ноября 2010 г. № КА-А40/13315-10, от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10.

Николай Чумаченко, заместитель руководителя отдела налогообложения и судебной защиты департамента налогового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем»:

— Зачастую налоговики считают обособленное подразделение открытым лишь при наличии одного из признаков его создания, например:

— при обнаружении договора аренды объекта, расположенного не по месту постановки на учет компании;

— при наличии приказа об учреждении обособленного подразделения;

— при обнаружении приказа о назначении на должность руководителя филиала и т. д.

Но эти признаки не всегда свидетельствуют о реальной работе обособленного подразделения. Например, арендованное помещение можно долго ремонтировать. Решение о создании обособленного подразделения можно принять, однако в связи с производственными трудностями оно так и не будет реализовано. Приказ о назначении руководителя может быть подписан, но рабочее место так и не будет оборудовано. Все эти факты помогут налогоплательщику обосновать то, что обособленное подразделение еще не начало работать. Подтвердить же дату его фактического открытия можно, например, приказом о создании рабочих мест.

Чтобы избежать конфликтов с проверяющими из налоговой, лучше не издавать приказ о создании подразделения и о назначении его руководителя, пока не будут оборудованы рабочие места. Либо в документе нужно прописать, когда подразделение будет считаться открывшимся. Например, когда будут заключены трудовые договоры с работниками и оборудованы места.

Нужно ли создавать подразделение по месту работы надомника?

Вопрос о том, нужно ли создавать обособленное подразделение там, где работает надомник, является спорным. Это доказывает и обзвон ИФНС, проведенный нашей редакцией. Опрошенные инспекторы разошлись во мнениях. Так, в столичной ИФНС № 2, а также в областных ИФНС по г. Егорьевску, г. Ногинску, г. Ступино, г. Павловскому Посаду считают, что место работы надомника — это обособленное подразделение. И о его создании обязательно нужно сообщить в инспекцию, иначе компании грозят санкции. А вот в московских ИФНС № 7, 8, 10, 13, 18, 25 уверены, что по месту работы надомника открыть обособленное подразделение нельзя.

Последнюю позицию поддерживают и юристы. Ведь по Трудовому кодексу РФ работодатель при создании рабочего места должен взять его под свой контроль. А в случае с надомником это просто невозможно — он трудится на личном пространстве, которое контролировать нельзя.

Татьяна Звягина, руководитель проекта «Регсеминар»:

— Главный признак обособленного подразделения — это рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Так сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. Рабочее место — это территория, где находится сотрудник и которую прямо или косвенно контролирует работодатель (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Но надомные работники самостоятельно организуют рабочее место в пределах своего жилища, и работодатель никоим образом не может на этот процесс повлиять. Кроме того, в соответствии со статьей 25 Конституции РФ жилище человека неприкосновенно и не может находиться ни под контролем работодателя, ни под контролем налогового органа.

Таким образом, рабочее место надомника не удовлетворяет его определению по Трудовому кодексу РФ. Поэтому здесь невозможно создать обособленное подразделение. Соответственно у компании нет и обязанности ставить его на учет.

Однако в ФНС России не согласны с такой позицией. Чиновники считают, что в некоторых случаях труд на дому все же можно приравнять к работе обособленного подразделения. Чтобы определить, в каких именно случаях нужно регистрировать удаленный офис, налоговики советуют обратиться в свою ИФНС с запросом. На основании представленных вами документов (трудового договора с работником-надомником) налоговики примут решение. Об этом сказано в письме ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.

Если ваша компания организует работу надомников, безопаснее будет все же обратиться с запросом в инспекцию. Если же вы этого не сделали, а налоговики оштрафовали за несообщение об открытии обособленного подразделения, можно попробовать отбиться от штрафа. Для этого подойдут приведенные выше аргументы.

Опубликовано 30 мая 2011 г.

Обособленное подразделение: создаем и регистрируем

Только что созданное ООО довольно часто не имеет собственного или арендованного офиса и числится только по юридическому адресу. Это может быть домашний адрес руководителя (учредителя) или адрес с почтово-секретарским обслуживанием. Пока еще реальная деятельность не ведется, а предназначенная для ООО корреспонденция, особенно от официальных органов, доходит своевременно, такая ситуация нормальна. Но, рано или поздно, ООО начинает работать, а значит, должно где-то «материализоваться» в пространстве.

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса:

Иногда характер деятельности позволяет вести бизнес из дома или при помощи удаленных работников, но если ООО открывает магазин, склад, офис, производственное помещение или каким-то другим образом начинает вести деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, то надо создавать и регистрировать обособленное подразделение.

Здесь есть важное условие – критерием создания именно обособленного подразделения является наличие хотя бы одного стационарного рабочего места, а оно признается таким, если создано на срок более одного месяца. Понятие рабочего места есть в Трудовом кодексе (ст. 209), из чего можно сделать вывод, что:

  • с работником должен быть заключен трудовой договор;
  • рабочее место находится под контролем работодателя;
  • работник постоянно находится в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

Исходя из этого, склад для хранения, на котором нет постоянного работника, не будет считаться обособленным подразделением. Не считаются им и вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы и т.п. Дистанционные (удаленные) работники также не подпадают под понятие «стационарного рабочего места», поэтому заключение с ними трудовых договоров не требует создания обособленного подразделения.

Обращаем ваше внимание, что индивидуальные предприниматели не должны создавать и регистрировать обособленные подразделения. ИП могут вести деятельность на всей территории РФ, независимо от места государственной регистрации. Если они работают на режиме ЕНВД или купили патент, то должны только дополнительно встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено). Разумеется, возникает вопрос — как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на УСН? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала. То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на общей системе налогообложения с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала. А потеря права на упрощенку ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем. НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Признаки филиала и представительства

Учитывая, к каким неприятным последствиям для плательщика УСН может привести признание обособленного подразделения филиалом, надо знать, какими могут быть его признаки:

  1. Факт создания и начала деятельности филиала или представительства отражается в уставе ООО (с 2016 года это делать необязательно).
  2. Головная организация утвердила положение о филиале или представительстве.
  3. Назначен руководитель обособленного подразделения, который действует по доверенности.
  4. Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность обособленного подразделения, как филиала или представительства.
  5. Филиал или представительство представляет интересы головной организации перед третьими лицами и защищает ее интересы, например, в суде.

Таким образом, чтобы сохранить право на УСН, надо следить, чтобы созданное обособленное подразделение не имело указанных признаков филиала. Кроме того, нужно указать в Положении об обособленном подразделении, что оно не имеет статуса филиала или представительства и не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме (например, магазин занимается только хранением, продажей и доставкой товаров). Создание обособленного подразделения находится в компетенции руководителя ООО, в устав сведения об этом вносить не обязательно.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение по форме № С-09-3-1 в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Постановка на учет в фондах

Ранее регистрация в Пенсионном фонде при открытии обособленного подразделения проводилась на основании заявления ООО, сейчас эти данные автоматически передает налоговая инспекция. Однако обязанность самостоятельно становится на учет в ФСС осталась.

Для регистрации в ФСС подают нотариально заверенные копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя головного организации, выданное региональным отделением ФСС;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстата);
  • уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  • приказа об открытии, Положения об обособленном подразделении, документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета;
  • оригинал заявления о регистрации.

Платить единый упрощенный налог и страховые взносы за работников, занятых в обособленном подразделении, надо по месту регистрации головной организации, а НДФЛ с этих работников надо удерживать по месту нахождения обособленного подразделения.

План действий при создании обособленного подразделения

  1. Определиться, что организация создает обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (т.к. у них другой порядок регистрации).
  2. Убедиться, что созданное рабочее место является стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей. Если работник дистанционный, создавать обособленное подразделение не требуется.
  3. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1.
  4. В течение 30 дней встать на учет в фонд социального страхования.
  5. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09-3-1.

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх