Обязанности недропользователей

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Комментарий к статье 22
В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах устанавливалось, что «пользователи недр имеют право… пользоваться недрами в соответствии с целями, для которых они предоставлены».
Закон закрепил за недропользователем широкий круг прав в распоряжении своим участком недр. Он может свободно выбирать формы предпринимательской или иной деятельности согласно цели, обозначенной в лицензии; в соответствии с имеющимися у него техническими, финансовыми и другими возможностями выбирать наиболее рациональный способ извлечения полезных ископаемых из недр земли.
Предоставление недропользователю права использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, явилось результатом происходящих в стране экономических преобразований. Развитие рыночных отношений вводит новые методы правового регулирования в сфере недропользования. Закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» (30 декабря 1995 г.) был принят в целях расширения этих прав и установил правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе добытой продукции (т.е. минерального сырья).
Предоставляя недропользователю широкий спектр прав, законодатель расширяет и перечень обязанностей, возложенных на него.
Условно эти обязанности можно разделить на несколько групп по характеру требований, предъявляемых законодателем к недропользователю.
Первая группа (п. п. 1, 2, 6) состоит из требований соблюдения технической безопасности при работах, связанных с использованием недр. Регулирование отношений недропользования осуществляется на различных уровнях — законодательном (законы о недрах и кодексы Федерации и ее субъектов), исполнительном (указы и постановления, приказы), отраслевом (приказы, письма, инструкции, распоряжения, положения и т.д.). Основные требования по безопасному ведению горнодобывающих работ, соблюдению норм, правил по технологии ведения работ, требования к техническим проектам, планам и схемам развития горных работ содержатся в Законе о недрах (см. комментарий к ст. ст. 23-2, 23-3, 24, 25), Положении о порядке лицензирования пользования недрами (п. п. 13, 14, 16), в законах и кодексах субъектов РФ о недрах.
Правила, нормы, стандарты определяются в ведомственных нормативных актах по недропользованию, которые издаются Министерством природных ресурсов РФ, Федеральным горным и промышленным надзором России.
Из широкого перечня нормативных актов, касающихся вопросов технической безопасности, соблюдения норм и стандартов безопасного ведения горнодобывающих работ, приведу следующие:
— Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых (утверждено Госгортехнадзором РФ 3 ноября 1995 г. и Роскомитетом по недрам 10 ноября 1995 г.);
— Постановление Госгортехнадзора РФ «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений» от 11 сентября 1996 г. N 35;
— Постановление Госгортехнадзора РФ «Об утверждении Положения «О порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами» от 3 июля 1993 г. N 20.
Требования по соблюдению технологии ведения горных работ, технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущению сверхнормативных потерь полезных ископаемых преследуют цель снижения отрицательного воздействия горного производства на недра. М.Е. Певзнер и В.П. Костовецкий указывают, что «воздействие горного производства на недра проявляется в проведении горных выработок, извлечении полезных ископаемых, сбросе сточных вод, захоронении отходов производства и т.д. В результате этого воздействия изменяется напряженно-деформированное состояние массива горных пород, снижается качество полезных ископаемых, образуются потери минерального сырья, происходит возгорание полезных ископаемых и вмещающих пород, загрязнение недр, в них развиваются карстовые процессы». Поэтому так важно выполнение тех требований, которые предъявляются к недропользователю (п. п. 1, 2, 6 ст. 22 Закона).
———————————
Певзнер М.Е., Костовецкий В.П. Экология горного производства. М.: Недра, 1990. С. 174.
Следующей группой обязательств (п. п. 3, 4, 5) являются требования по ведению геологической, маркшейдерской документации, представлению в фонды геологической информации достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых.
Выполнение этих обязательств преследует цель формирования фонда геологической информации для ведения государственного кадастра и мониторинга месторождений и проявлений полезных ископаемых, ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых. Это необходимо для обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, учета состояния минерально-сырьевой базы, предоставления геологической информации потенциальному недропользователю-заявителю.
Положения ст. 22 Закона, касающиеся требований о предоставлении информации, были развиты в Постановлениях Правительства РФ «О лицензировании информации о недрах» от 10 июля 1991 г. N 392 и «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» от 28 февраля 1996 г. N 215.
Утвержденный последним Постановлением Порядок регламентирует представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых. Он обязателен для всех юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разведку месторождений и добычу полезных ископаемых. В соответствии с ним «государственная отчетность представляется по состоянию на 1 января каждого года по запасам основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, выявленным в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшим государственную экспертизу или получившим геолого-экономическую оценку и поставленным на учет в установленном порядке».
Перечень полезных ископаемых и полезных компонентов, по которым представляется государственная отчетность, определяется Роскомнедрами.
Государственная отчетность по каждому месторождению полезных ископаемых или иному объекту недропользования должна содержать следующую информацию:
а) количество и качество запасов полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов (добытых из недр, потерянных при добыче, добытых и направленных в спецотвалы, приращенных в процессе разведки, до разведки и эксплуатационной разведки, списанных в установленном порядке вследствие утраты промышленного значения, не подтвердившихся в результате последующих работ по переоценке, разведке и разработке месторождения, переданных от одного недропользователя другому при выдаче или переоформлении лицензий на право пользования недрами, подлежащих корректировке при изменении технических границ и по другим причинам);
б) годовые проектные и фактические показатели обеспеченности организаций разведанными запасами полезных ископаемых, а также данные по объемам их добычи, потерям, разубоживанию;
в) степень промышленного освоения, тип месторождений и способ их отработки, тип (сорт, марка) полезного ископаемого;
г) основные параметры пластов (залежей), горнотехнических, гидрогеологических и других условий отработки;
д) сведения об использовании полезных ископаемых при первичной переработке вскрышных пород и отходов производства (объем и качество минерального сырья, поступившего на первичную переработку; извлечение полезных компонентов при первичной переработке; количество и качество выпускаемых товарных руд, концентратов и другой продукции; количество и качество запасов полезных ископаемых и полезных компонентов во вскрышных породах, в отходах горнодобывающего и связанного с ним обогатительного производства, а также данные об их использовании).
Организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по формам, утвержденным в установленном порядке.
Территориальный фонд геологической информации по данным государственной отчетности недропользователей составляет территориальный баланс запасов полезных ископаемых и представляет его федеральному фонду геологической информации в срок до 25 апреля.
Федеральный фонд геологической информации по данным государственной отчетности организаций, территориальных балансов запасов полезных ископаемых и результатам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых; ежегодно подготавливает и представляет органам государственной власти РФ сводные данные по России и ее субъектам о состоянии и изменении запасов важнейших твердых полезных ископаемых — до 1 июля, угля, нефти и газа — до 1 августа; осуществляет разработку и внедрение методологии учета месторождений и запасов полезных ископаемых и координирует работу по представлению государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России.
Государственная отчетность о состоянии и движении запасов полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке не подлежит разглашению, если в соответствии с законодательством РФ она отнесена к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну. Пользование данными государственной отчетности, содержащимися в федеральном и территориальных фондах геологической информации, осуществляется в порядке, установленном Роскомнедрами. Ответственность за полноту и достоверность данных государственной отчетности, представленных в федеральный и территориальные фонды геологической информации, несут руководители организаций в установленном порядке. Контроль за соблюдением установленного порядка представления государственной отчетности, правильностью включаемых в нее данных осуществляют органы государственного горного надзора и государственного геологического

Следующая статья «
К тексту закона «

Какие обязанности и ответственность несут недропользователи в сфере экологии?

Наша республика богата полезными ископаемыми, ведётся большая работа по их промышленному освоению. В указанной связи серьёзно стоят вопросы охраны окружающей среды.

Какие права есть у граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться недропользователями при использовании участков недр и добыче полезных ископаемых? Что свидетельствует об их нарушении и какую ответственностью несут недропользователи за них?

Об этом 23 марта 2020 года в телепередаче «Актуальное интервью» рассказал старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.

На основании каких документов возникает право пользования участками недр?

В силу ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка — субъекты предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн. рублей.

Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесен ущерб в размере 2,5 млн. руб. и выше, в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.

То есть обычные граждане – не предприниматели не могут использовать осуществлять добычу полезных ископаемых?

Не совсем так. Положениями ст. 19 Закона о недрах предусмотрены определенные гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые и подземных воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.

Что понимается под использованием для собственных нужд?

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:

— добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

— строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;

— устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.

Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке, если он не собирается этот песок реализовывать, для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.

Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование участками недр?

В первую очередь это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.

Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведение работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.

Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа на должностных лиц — до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — до 500 тысяч рублей.

Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.

Так в 2018 году Управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий. В 2019 году – свыше 60 лицензий.

Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?

Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах.

Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.

Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.

Так, уже в текущем году, свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.

Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространенных полезных ископаемых и даже золота.

Зачастую берут лицензии на объемы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчетов, поскольку многие заблуждаются и думают, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчеты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.

Поэтому, хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.

Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

Действительно помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.

Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды.

Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства.

Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.

Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.

Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?

Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведенной в Нерюнгринском районе в 2017 году, установлено, что при осуществлении деятельности по добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан», сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.

Ущерб, причиненный водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн. руб.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и по ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта. юридическому лицу и его должностному лицу назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. руб..

Также, Якутской природоохранной прокуратурой в суд предъявлено исковое заявление о взыскании с Общества ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн. руб.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказано. В настоящее время предприятие находится в процессе банкротства.

Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.

Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?

В случае, если предоставленный в пользование участок недр расположен на территории земель лесного фонда, то использование лесного участка без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнем или источниками повышенной опасности.

За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки), повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа до 600 000 рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также возможно с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

В случае совершения незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере, для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Значительным размером в указанной статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям, превышающий всего 5000 рублей.

Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 руб.

В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.

Как известно нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера. Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недрапользователями таких территорий?

Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст. 69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Согласно ст. 13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч. 3 ст. 15 почти одноименного закона республики пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.

Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.

Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».

Органом, оказывающим государственную услугу по организации проведения этноэкспертизы, является также Министерство РС(Я) по развитию Арктики и делам народов Севера.

В 2019 году вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.

Так, частью 1 ст. 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — до 100 тысяч рублей.

Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.

Источник: Якутская природоохранная прокуратура

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Недропользование » Право пользования недрами

Статья посвящена вопросам права пользования недрами; субъектам права пользования недрами; видам права пользования недрами

Право пользования недрами — общие положения

Очевидно, что недра, содержащие множество различных природных ресурсов, обладают высокой экономической и социальной ценностью.

Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее по тексту – Закон РФ «О недрах») определяет недра как часть коры Земли, которая расположена ниже почвенного слоя, а если последний отсутствует – ниже поверхности Земли и водного дна, простирающейся до глубины, доступной для изучения и ее освоения.

На законодательном уровне установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Отчуждаться и переходить к другому лицу может лишь право недропользования.

Недропользование как таковое представляет собой выполнение определённых работ на основе лицензии, дающей право на геологическое изучение участков недр, извлечение полезных ископаемых, использование, а также захоронение производственных отходов, возведение и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ресурсов (ГОСТ Р 8.645-2008, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 №259-ст).

Право пользования недрами в юридической науке традиционно рассматривается в двух аспектах – объективном и субъективном.

С объективной точки зрения, право пользования недрами – это совокупность норм права, определяющих права и обязанности недропользователей, а также основания возникновения права недропользования, его прекращения и иные существенные условия и процедуру осуществления этого права. Право пользования недрами в субъективном смысле – система конкретных прав и обязанностей, которые реализуют субъекты права пользования недрами.

Субъекты права пользования недрами и его объекты

По общему правилу, субъекты права пользования недрами – это любые участники предпринимательской деятельности, включая юридических лиц и их объединения, не имеющих статуса юридического лица, а также иностранных граждан.

Исключением из этого правила является использование недр для захоронения радиоактивных отходов и добычи радиоактивного сырья. Реализовывать такое недропользование могут только государственные организации, предприятия (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

Выделенные и обособленные участки недр, которые предоставляются недропользователям, являются объектами права недропользования.

Выделяют два вида объектов, на которые распространяется право пользования недрами:

— горный отвод, то есть геометризированный блок недр (при добыче полезных ископаемых, возведении подземных сооружений и т.д.);

— геологический отвод (для геологического исследования недр).

Особая значимость предмета правоотношений по недропользованию определяет их детальное регламентирование государством. Значительное внимание уделено законодателем основаниям возникновения права пользования недрами как отправной точке всей системы этих правоотношений.

Основания возникновения права недропользования

Из ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» следует, что основания возникновения права недропользования в первую очередь зависят от категории участка недр (его правового режима). В общем государственном фонде недр выделяют участки недр федерального и местного значения, резервные участки (ст. ст. 2, 2.1, 2.3 ФЗ «О недрах»), а также участки, режим которых обозначается в юридической литературе как общеправовой.

Исходя из этого, основания возникновения права недропользования представляют собой:

— решение Правительства РФ по участкам недр федерального значения (п. 1 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа о предоставлении права пользования участком недр, деятельность на котором другого субъекта была досрочно прекращена (п. 2 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение специально созданной комиссии по участкам недр местного значения (п. 3 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение конкурсной (аукционной) комиссии, предоставляющее право пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых либо для геологического изучения недр, проводимых по совмещенной лицензии, исключая участки недр федерального значения (п. 4 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое в целях сбора минералогических, палеонтологических и прочих геологических коллекционных материалов (п. 5 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение органа государственной власти субъекта РФ по участкам недропользования местного значения (п. 6 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»)

— переход права пользования участком недр (п. 7 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— соглашение о разделе продукции, вступившее в силу, которое заключено в соответствии с федеральным законодательством (п. 8 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— государственный контракт на работы по изучению недр (п. 9 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»).

Независимо от основания возникновения права недропользования, предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением – лицензией. Права и обязанности недропользователя возникают с момента государственной регистрации этой лицензии в установленном порядке.

Виды права пользования недрами

В зависимости от целевого назначения, выделяют следующие виды права недропользования (ст.6 Закона РФ «О недрах»):

— геологическое изучение недр в широком смысле слова. В этот вид права недропользования включаются все геолого-геофизические работы, инженерно-геологические исследования, осуществление мониторинга недр и т.д., а также обнаружение и оценка месторождений полезных ископаемых;

— разведка, добыча полезных ископаемых;

— возведение и использование подземных сооружений, деятельность которых не связана с добычей полезных ископаемых;

— образование особо охраняемых геологических объектов, которые имеют важное значение;

— сбор различных геологических коллекционных материалов (минералогических, палеонтологических и др.).

С учётом срока его действия, право пользования недрами может быть постоянным (бессрочным) или временным, то есть предоставленным на определенный срок (ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Критерием для такого разграничения выступает род деятельности, осуществляемой субъектом недропользования на переданном ему участке недр.

Если участок недр предполагается использовать для возведения и эксплуатации различных объектов, а не для изучения или извлечения каких-либо природных ресурсов, он может быть предоставлен без ограничения срока.

Напротив, временное право пользования недрами реализуется в течение конкретного срока и распространяется на:

— геологическое изучение участка недр;

— добычу полезных ископаемых;

— добычу подземных вод.

Временное право пользования недрами бывает:

— краткосрочным (на срок до 10 лет);

— долгосрочным (до 25 лет);

— с установлением срока в зависимости от отработки месторождения полезных ископаемых при их добыче (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

В любом случае, срок использования участка недр может быть продлен по инициативе недропользователя в порядке, установленном законом (ч. 3 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх