Обязанности участкового уполномоченного полиции

Документация участковых уполномоченных милиции

В организации деятельности участкового уполномоченного милиции важное место отводится документации, которую он ведет в процессе осуществления служебных обязанностей:

  • паспорт на жилой дом (жилые дома);
  • журнал обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции;
  • контрольная карточка;
  • паспорт на административный участок;
  • требования, предъявляемые к участковому пункту милиции;
  • книга отзывов и предложений граждан;
  • рабочая тетрадь участкового уполномоченного милиции;
  • книга замечаний и предложений проверяющих;

На примере Паспорта на жилой дом (жилые дома) рассмотрим правила ведения и хранения служебной документации участковыми уполномоченными милиции.

Паспорт на жилой дом (жилые дома) заводится для накопления и изучения информации о социально-экономических, демографических и других особенностях жилого дома (жилых домов) и иных сведений сроком на 6 лет.

В нем концентрируется информация, содержащая:

  • сведения, характеризующие дом (дома);
  • данные о лицах, проживающих в доме (домах):
  • сдающих квартиры (дома) в поднаем;
  • имеющих в личном пользовании автомототранспорт;
  • имеющих собак;
  • отметки о проверке паспорта на жилой дом (дома).

Паспорт регистрируется в секретариате органа внутренних дел и выдается участковому уполномоченному милиции под роспись. При переводе с административного участка, на котором расположен дом (дома), участковый уполномоченный милиции сдает паспорт в секретариат. Паспорт выдается вновь назначенному участковому уполномоченному милиции под роспись. Паспорт хранится в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового уполномоченного милиции. Записи в паспорте ведутся четко и аккуратно.

По окончании срока действия паспорта, его повреждении и невозможности дальнейшего ведения, при сносе дома оформляется новый паспорт, в который из ранее заведенного паспорта переносится информация, не утратившая значения на момент переоформления паспорта; ранее заведенный паспорт сдается в секретариат органа внутренних дел и уничтожается в установленном порядке.

Порядок ведения паспорта проверяется начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности один раз в полугодие, начальником подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных милиции — ежеквартально. О результатах проверки паспорта в нем производится соответствующая запись.

Основное назначение документации участкового уполномоченного милиции — оказание непосредственной помощи участковому уполномоченному милиции в осуществлении задач и функций по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на территории административного участка.

Деятельность участковых уполномоченных полиции регламентируется приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан:

знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции;

знать и использовать формы и методы предупреждения преступлений и иных правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях;

владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции;

знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны;

владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке.

При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан:

принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть территориального органа МВД России с использованием всех доступных средств связи, при прибытии на участковый пункт полиции либо в иное служебное помещение записывать полученную информацию в журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений;

осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку по которым осуществляет участковый уполномоченный полиции, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

информировать в пределах компетенции соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными участковому уполномоченному полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

при получении сведений о совершении противоправных деяний, сообщив о них в дежурную часть территориального органа МВД России, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать в пределах компетенции обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия, а до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы — сохранность следов преступления;

незамедлительно докладывать оперативному дежурному при обнаружении лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лиц, находящихся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, оказывать первую помощь, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, докладывать руководителю территориального органа МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний;

участвовать в работе по подбору кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции, а также в пределах компетенции осуществлять непосредственное руководство внештатными сотрудниками полиции;

взаимодействовать с общественными объединениями и гражданами в сфере предупреждения правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

исполнять в пределах компетенции решения суда (судьи), по письменному поручению начальника территориального органа МВД России — письменные поручения следователя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске; совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; уклоняющихся от принудительной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; пропавших без вести, а также розыске похищенного имущества; в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на административном участке;

оказывать в пределах компетенции содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму;

участвовать в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запретов и ограничений;

участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, а также при наличии иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

осуществлять совместно с нарядами ППСП на маршрутах патрулирования обход мест возможного появления лиц, склонных к совершению противоправных действий, совместно с сотрудниками ППСП участвовать в пресечении преступлений и других правонарушений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

выявлять притоны для занятия проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей. Принимать меры по пресечению их деятельности, в том числе незамедлительно информировать о деятельности притонов заинтересованные подразделения полиции;

выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Принимать меры по пресечению деятельности указанных лиц, в том числе информировать о них заинтересованные подразделения полиции;

участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

участвовать в пределах компетенции в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

участвовать в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Принимать в пределах компетенции меры по пресечению их деятельности, в том числе информировать об указанных лицах заинтересованные подразделения полиции;

выявлять несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, информировать об этом подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России.

Помощник участкового уполномоченного полиции выполняет обязанности участкового уполномоченного полиции, за исключением обязанности по принятию мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Обязанности участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Правовой отдел УМВД России по Липецкой области

Пока что в России всё ещё существует практика, когда участковые уполномоченные полиции решают оперативно-служебные задачи вне территории своих административных участков. А это, понятно, забирает у них время, которое можно было бы направить на более полезные дела. В МВД решили исправить ситуацию и подготовили проект приказа, снижающий нагрузку на сотрудников. Предполагается, что новая инструкция позволит полицейским, работающим «в поле», не отвлекаться на сторонние обязанности и сконцентрироваться на профилактике правонарушений.

Избыточная нагрузка

Профилактика правонарушений и преступлений — одна из приоритетных задач органов внутренних дел Российской Федерации. Ключевую роль в её реализации играют участковые уполномоченные полиции. Причём по своим служебным обязанностям из представителей всех правоохранительных органов они ближе всего к населению. А в сельской местности зачастую участковые вообще являются единственными представителями органов внутренних дел.

Между тем в МВД констатируют, что участковые полицейские нагружены целым рядом избыточных функций, что мешает им выполнять свои прямые обязанности. «До настоящего времени не искоренена практика их чрезмерного отвлечения для решения оперативно-служебных задач вне территории обслуживаемых административных участков, а также исполнения обязанностей, не связанных с прямым назначением», — говорится в преамбуле проекта приказа главы МВД Владимира Колокольцева, опубликованного 3 декабря на официальном портале нормативно-правовых актов.

По мнению полицейского руководства, избыточная нагрузка на участковых влечёт отток кадров. В связи с этим документ содержит инструкцию для участковых с детализацией их функциональных задач. В частности, с них предлагается снять проверку заявлений, касающихся экономических, тяжких и особо тяжких преступлений. Кроме того, исключить практику поручения участковым проверок ‎заявлений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершённых вне территории закреплённых за ними административных участков.

Не отвлекаться от основной работы

«Абсолютно правильное решение — избавить участковых от несвойственных им функций. Все силы участковых теперь будут направлены на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в тех населённых пунктах, которые они обслуживают», — прокомментировал «Парламентской газете» проект приказа зампред Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Сергей Аренин.

По словам сенатора, участковый в силу особенностей своей службы вообще не должен заниматься экономической преступностью, особенно тяжкими преступлениями — хищениями в особо крупных размерах. «Как участковый может их выявить? Да никак. Другое дело, что он может получить оперативную информацию о таком преступлении. Но теперь ему будет достаточно написать рапорт и подать в установленном порядке сообщение вышестоящему руководству, которое примет решение, кто всем этим будет заниматься», — предположил генерал-лейтенант полиции.

Сходного мнения придерживается и председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков. По его словам, сегодня участковые полиции перегружены так, что не могут в должной мере выполнять возложенные на них обязанности. «Участковые — это те, кто взаимодействует с людьми чаще других сотрудников полиции, находится на передовой. Планируемые нововведения должны снять с них ряд задач по оформлению ненужных бумаг, высвободив время для работы с гражданами и для профилактики правонарушений», — сказал «Парламенской газете» эксперт.

Участковые — это те, кто взаимодействует с людьми чаще других сотрудников полиции, находится на передовой. Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Планшет для участкового

Помимо инструкции по работе участкового на обслуживаемом им участке, в проекте приказа главы МВД содержится и Наставление по организации работы подразделений участковых. В нём предусмотрен режим работы участкового полиции в две смены, а также разграничены полномочия руководящего состава по организации работы участковых. Кроме того, документ обязывает перевести всю бумажную работу участковых уполномоченных полиции и их руководителей в электронный формат.

«Электронный документооборот — абсолютно положительный момент. Если всё будет переведено в компьютерную сеть, участковому не придётся ехать с каждой бумажкой за 20-30 километров и докладывать её в канцелярии районного центра. Останется прямо с опорного пункта изложить и отправить документ по электронной сети. А это существенная экономия денег и времени!» — порадовался Сергей Аренин.

В свою очередь, Антон Цветков полагает, что ведомство должно пойти ещё дальше, снабдив каждого участкового современными гаджетами. «У каждого из них должен быть служебный мобильный телефон, персональный видеорегистратор, а также планшет по аналогии с комплексом «Мобильный инспектор» для сотрудников ГИБДД. Это ускорит время получения необходимой информации и оформления документов», — уверен эксперт.

Кому — квартира, кому — корова

Как отмечается в проекте приказа МВД, до сих пор не решены вопросы материально-технического и социально-бытового обеспечения участковых. В сочетании с избыточной нагрузкой это усиливает отток кадров из подразделений и становится причиной постоянно сохраняющегося некомплекта личного состава. По мнению опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, речь здесь идёт даже не столько об увеличении зарплат, сколько о неких «бонусах», которые позволят участковым уполномоченных крепко пустить корни на вверенных им участках.

«Для того чтобы люди закреплялись на службе, необходимо, во-первых, достаточное материальное обеспечение, в том числе обеспечение транспортом, средствами связи, компьютерной техникой, — считает Сергей Аренин. — А чтобы участковые становились «своими» для жителей той или иной территории и не относились бездушно к своей работе, им нужно выделять служебное жильё: в городе — квартиру, если в сельской местности — дом и, может быть, сельскохозяйственных животных».

Сенатор напомнил, что в большом количестве регионов существовала такая программа, как «Сельский участковый». В рамках неё полицейским выделялись квартиры и рабочие кабинеты. Всё это, по мнению парламентария, способствовало стабилизации личного состава на службе: «Ведь от того, сколько человек работает на данном участке, зависит и его осведомлённость о процессах, которые там происходят. Осложнение или улучшение криминальной обстановки зависит от участкового напрямую, потому что люди начинают его узнавать, запоминают его, обращаются к нему с жалобами и просьбами».

«Считаю, что каждый участковый должен проживать на вверенной ему территории в служебной квартире, а в сельской местности надо брать пример с Татарстана и предоставлять участковому дом с участком, разделённый на две части: жилую и нежилую для работы с населением», — согласен с парламентарием Антон Цветков.

900 обязанностей участкового

48,5 тысячи участковых насчитывается в России по данным МВД. Каждый из них обслуживает от 3 до 7 тысяч человек. Подготовительные меры к выполнению проекта приказа с новой инструкцией планируется завершить к началу апреля 2019 года. До вступления его в силу деятельность участковых регламентируется приказом МВД за номером 1166. А прежде это был указ №900 (между собой полицейские так его и называли — «900 обязанностей участкового»).

Основная функция участковых инспекторов — проведение профилактической работы на обслуживаемом административном участке. Полицейским приходится следить за правопорядком по самому широкому фронту занятий: посещать проблемные квартиры, проводить в магазинах профилактические беседы о продаже алкоголя несовершеннолетним, проверять чердачно-подвальные помещения на предмет антитеррористической защищённости и даже разносить «уклонистам» повестки из военкомата. Кроме того, в число обязанностей участковых входит регулярный поквартирный обход, проведение ежемесячных бесед с ранее судимыми лицами и посещение дважды в месяц тех граждан, кому решением суда назначено ограничение свободы.

«Постоянные клиенты» участковых — жители, злоупотребляющие спиртным, семейные дебоширы, бывшие заключённые, мигранты. Есть немало несовершеннолетних, которые состоят на учёте в полиции, и их жизнь также находится под наблюдением уполномоченного на участке. Кроме того, участковый обязан знать в лицо всех местных владельцев оружия.

«Несмотря на то что подразделения лицензионно-разрешительной системы выведены из полиции и переданы в Росгвардию, они по-прежнему напрямую контактируют с участковыми уполномоченными в вопросах проверки хранения оружия. Именно участковые знают всех районных владельцев ружей и пистолетов, смотрят за их поведением и просчитывают возможные риски», — напомнил «Парламентской газете» Сергей Аренин.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что и грядущих послаблений в работе участковых недостаточно. По мнению Антона Цветкова, для дальнейшего повышения эффективности работы уполномоченных полиции необходимо сократить величину прикреплённых к ним участков. «У нас участковый нередко обслуживает территорию, где проживает семь а то и 10 тысяч человек. О какой эффективности может идти речь? Считаю, что проживающих на подведомственном ему участке должно быть не более 2-2,5 тысяч», — заключает эксперт.

Участковый уполномоченный полиции – это представитель власти и закона, более чем кто бы то ни было осведом­ленный о происходящем в районе вашего проживания. Своевременное обращение к участковому, информирование его о подозрительных событиях и криминогенных факторах – не только ваш гражданский долг, но и прямой путь к обеспечению вашей безопасности!

Вот основные поводы обратиться к участковому:

1. Необходимость информирования сотрудников полиции о готовящемся или совершающемся правонарушении в целях его предупреждения и пресечения.

2. Нарушение общественного порядка (хулиганство, драка, повреждение или хищение частной, муниципальной или государственной собственности) в вашем дворе или подъезде.

3. Острые бытовые конфликты в семье и с соседями, сопряженные с реальными угрозами и попытками причинения телесных повреждений.

4. Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время в доме или на придомовой территории.

5. Нарушение безопасности прожи­вания в домах (открытые помеще­ния, посещаемые посторонними лицами, подвалы и чердаки).

6. Факты распития крепких спиртных напитков на придомовой территории, в том числе на территории детских оздоровительных комплексов (детская площадка, песочница, спортплощадка).

7. Длительное отсутствие соседей, особенно пожилых, странные, подозрительные запахи из пустующих квартир или посещение этих квартир незнакомцами.

8. Проживание посторонних и лиц без определенного места жительства в подъездах, в подвалах и на чердаках, на территории двора.

9. Нелегальная сдача квартир, проживание в доме незарегистрированных лиц, в том числе мигрантов.

10. Длительная стоянка бесхозного автотранспорта.

11. Обход квартир подозрительными лицами, выдающими себя за работников социальных служб, органов власти или коммерческих сервисных организаций, особен­но – в дневное (рабочее) время.

12. Торговля спиртосодержащими продуктами и наркотиками, осуществляемая жильцами дома.

13. Неисполнение родителями своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолет­них. Факты жестокого обращения с детьми.

14. Незаконное ограждение мест парковки транспортных средств (попытки «застолбить участок».)

Специфика работы участкового уполномоченного не всегда позволяет ему отреагировать на ваш звонок немедленно. Если вы стали свидетелем тяжкого или общественно-опасного преступления (кража, грабеж, нанесение телесных повреждений, покушение на убийство, подготовка к террори­стическому акту), или замеченные вами злоумышленники еще находятся на месте преступления, наи­лучшим решением будет вызов полицейского наряда по телефону: 62-05-91, 02, 020 или 102 с сотового телефона.

Пресс-служба МВД по Чувашской Республике

На протяжении многих веков служба участковых уполномоченных полиции в России имеет особое значение. Слово «участковый» в словосочетании «участковый уполномоченный» происходит не только от слова «участок», но и от слова «участие». А в связи с тем, что служба участковых уполномоченных – единственная служба, за которой нормативно закрепляются территории обслуживания, участковый уполномоченный – это сотрудник правоохранительных органов, который участвует не только в жизнедеятельности населения, но и индивидуально подходит к каждому лицу, проживающему на участке, который он обслуживает. Обращаясь к истории, отметим, что первым прообразом участковых были квартальные надзиратели, которые наблюдали за внешним порядком, освещением улиц и дворов, своевременным открытием и закрытием торговых заведений в пределах городского квартала. За всю свою многолетнюю историю служба претерпела значительные изменения – от названия должности (от участкового квартального надзирателя до участкового уполномоченного полиции) до подведомственности тому или иному подразделению (охраны порядка, уголовного розыска, профилактики).

В настоящее время служба участковых уполномоченных полиции (далее также – УУП) – это обновленная, претерпевшая серьезную реорганизацию служба, входящая в состав ГУОООП МВД России, подразделений МВД республик, ГУ (У) МВД России по субъектам РФ, территориальных органов МВД России, выполняющая возложенные на нее задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

Одним из основных нормативных документов, устанавливающих правовую основу деятельности УУП, является Наставление по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденное приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166.

Участковый уполномоченный полиции – это сотрудник полиции, осуществляющий оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Участковый уполномоченный назначается на должность (освобождается от должности) начальником территориального органа МВД России по представлению заместителя начальника (начальника полиции), который в свою очередь подбирает и обучает участковых уполномоченных полиции и организует их наставничество.

С сотрудником, претендующим на должность УУП, заключается контракт, в котором указываются права и обязанности сторон, условия службы и выполнения должностных обязанностей, социальные и иные гарантии, основания и порядок расторжения контракта.

На период отсутствия УУП, по предложению старшего участкового уполномоченного полиции, его обязанности по обслуживанию административного участка исполняет другой участковый уполномоченный на основании приказа начальника территориального органа МВД России.

В органах внутренних дел на каждые две должности УУП вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции, который также является сотрудником полиции, осуществляющим оперативно-служебную деятельность па должности среднего или старшего начальствующего состава. Наряду с обслуживанием административного участка, старший участковый уполномоченный организует работу подчиненных ему УУП, координирует их взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, а также по итогам работы участковых уполномоченных (по результатам деятельности подчиненных за месяц, квартал, полугодие

и год) вносит предложения руководству территориального органа МВД России об их поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий.

В целях усиления охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности на административных участках и создания и обучения резерва УУП начальником территориального органа МВД России может вводиться в штатное расписание территориального органа МВД России должность помощника участкового уполномоченного полиции. Должность помощника УУП вводится из следующего расчета: на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника УУП. Помощник участкового уполномоченного полиции является сотрудником полиции, который состоит на должности младшего начальствующего состава и пользуется правами УУП, за исключением права выносить постановления по делу об административном правонарушении.

Обязанности и права УУП, старшего участкового уполномоченного, а также помощника участкового уполномоченного, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Согласно ведомственным нормативным актам на УУП возлагается обширный круг обязанностей не только в сфере профилактики правонарушений, но и в области обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, безопасности дорожного движения, обеспечения и защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц и т.д.

В целях эффективного выполнения возложенных на него обязанностей участковый уполномоченный пользуется правами, регламентированными Федеральным законом «О полиции», которые можно разделить на две группы:

  • 1) права, связанные с проведением профилактической деятельности. К ним относятся: право требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления (происшествия); право не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты; право обязывать граждан оставаться на соответствующих участках местности; право беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям; использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам, и т.п.;
  • 2) права, связанные с реагированием на правонарушения. В данную группу можно отнести действия, направленные на выявление, пресечение правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их совершивших. А именно: право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; право производить проверку документов, удостоверяющих личность граждан; право вызывать в полицию граждан и должностных лиц; право доставлять граждан в служебное помещение органов внутренних дел или медицинские учреждения; право на личный досмотр граждан; право на составление протоколов об административных правонарушениях; право на задержание лиц; право на проникновение в случаях, установленных законодательством, в жилые помещения, иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, и т.п.

Основное содержание деятельности УУП составляют предупреждение и пресечение различных видов административных правонарушений, которые представляют собой деятельность по разрешению дел об административных правонарушениях и применению соответствующих санкций. Иными словами, основное направление деятельности УУП можно определить как административно-юрисдикционное, обусловленное сбором и оценкой полученной информации, наличием фактов правонарушения, документированием выявленных фактов, проведением административного расследования, рассмотрением и принятием решений по установленным фактам, исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

Таким образом, участковый уполномоченный полиции при реализации своих обязанностей составляет протоколы об административных правонарушениях, выносит определения о возбуждении дел об административном правонарушении и проведении административного расследования, выносит постановления по делам об административных правонарушениях, о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа по составам, предусмотренным п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоЛП РФ.

Помимо составления перечисленных процессуальных документов, участковый уполномоченный при обслуживании административного участка ведет следующую служебную документацию, за ведение и качественное оформление которой несет персональную ответственность.

  • 1. Паспорт на административный участок, где накапливается и изучается информация:
    • • о социально-экономических, демографических и других особенностях административного участка;
    • • состоянии преступности и общественного порядка;
    • • наличии общественных объединений правоохранительной направленности;
    • • иные сведения.

Паспорт на административный участок заводится сроком на пять лет и является (по заполнении) документом для служебного пользования.

  • 2. Паспорт на жилой дом (жилые дома), где фиксируются сведения о лицах, проживающих на участке. Этот паспорт также является по заполнении документом для служебного пользования. Участковый уполномоченный полиции несет персональную ответственность за сохранность информации, содержащейся в паспорте на жилой дом (жилые дома).
  • 3. Журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений, который предназначен для регистрации заявлений (сообщений) граждан, полученных УУП в ходе осуществления приема населения или иных обращений граждан к нему.

Допускается ведение вышеперечисленной служебной документации в электронном виде с использованием автоматизированных систем при условии применения сертифицированных программных и программно- аппаратных средств, ограничивающих свободный доступ к информации.

4. Книга отзывов и предложений граждан, предназначенная для изучения мнения населения о работе УУП. Книга отзывов и предложений граждан размещается на информационном стенде, расположенном в коридоре (холле) участкового пункта полиции.

С записями в книге отзывов и предложений граждан производят ознакомление и ставят соответствующую отметку об ознакомлении:

  • 1) ежеквартально – начальник территориального органа МВД России;
  • 2) ежемесячно – его заместитель – начальник полиции и заместитель начальника полиции по охране общественного порядка;
  • 3) один раз в 10 дней – старший участковый уполномоченный полиции.
  • 5. Книга замечаний и предложений проверяющих, которая предназначена для осуществления контроля за деятельностью УУП со стороны должностных лиц.

Служебная документация, за исключением книги отзывов и предложений граждан, хранится в металлическом шкафу (сейфе) в служебном помещении участкового пункта полиции. Обращаем внимание, что участковому уполномоченному запрещается оставлять на рабочем столе в период его отсутствия служебную документацию, кроме книги отзывов и предложений граждан, а также полученные для исполнения служебные материалы.

Помимо перечисленного выше, в участковом пункте полиции находятся:

  • • Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции;
  • • списки похищенных вещей, предметов, автомототранспорта, а также списки лиц, находящихся в розыске;
  • • списки старших по подъездам.

Участковый уполномоченный полиции, исходя из поставленных перед ним задач, несет персональную ответственность за состояние общественного порядка и проведение профилактической работы на закрепленном за ним административном участке, размеры и границы которого определяются (пересматриваются) начальником территориального органа МВД России.

К основным факторам, которые учитываются при определении (пересмотре) размеров и границ административного участка, относятся: особенности территории – района, города и иного муниципального образования; состояние оперативной обстановки; численность населения (в том числе сезонно проживающего на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения).

Следует отметить, что Наставлением по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166, не определено количество лиц, которые должны проживать на административном участке, обслуживаемом УУП, как это было прописано в ранее действовавшей Инструкции но организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД России от 16.09.2002 № 900.

Административный участок, с присвоенным ему номером, закрепляется за УУП приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года. Юридическое значение процедуры принятия и закрепления за УУП административного участка представляет собой возложение на участкового уполномоченного всей полноты ответственности за жизнь и здоровье граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, реализацию в полном объеме их прав и свобод, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Основными формами несения службы УУП являются:

  • 1) проведение профилактического обхода обслуживаемого административного участка с целью изучения оперативной обстановки на нем;
  • 2) осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений с целью реализации прав граждан на обращение в государственные органы, а также получения оперативной информации;
  • 3) проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете. Цель этой работы – предупреждение и пресечение правонарушений на обслуживаемом административном участке;
  • 4) проведение отчетов перед населением о проделанной работе. Цель – информирование населения об оперативной обстановке и проделанной работе, а также получение информации об оценке населением деятельности УУП и территориального органа МВД России.

Участковому уполномоченному полиции отведена ведущая роль в решении задач, возложенных на полицию. В связи с тем что эта служба является связующим звеном органов внутренних дел с населением, приоритетным направлением в деятельности УУП является взаимодействие как с гражданами, так и с общественными объединениями, организациями, органами местного самоуправления и государственными органами. Целью сотрудничества с населением на обслуживаемом участке является контроль оперативной обстановки. Организационные формы участия населения в охране общественного порядка весьма разнообразны – это и индивидуальное участие (внештатное сотрудничество, доверенные лица) и коллективное участие (добровольные народные дружины, казачьи народные дружины, общественные пункты охраны порядка). Особую роль в работе УУП с населением играют внештатные сотрудники полиции, привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе.

Поддержка со стороны сознательных членов общества – одно из важных условий эффективной деятельности УУП по предупреждению и пресечению правонарушений, охране прав и законных интересов граждан. В свою очередь, все формы и методы работы УУП доступны для наблюдения и оценки со стороны населения, что является одним из приоритетных показателей при осуществлении контроля за деятельностью участковых уполномоченных со стороны должностных лиц, которым участковые уполномоченные подчинены по службе.

  • См.: Организация деятельности служб и подразделений полиции но охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности / под ред. В. В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. С. 153.
  • См.: п. 3 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166.
  • См.: Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности / под ред. В. В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. С. 162; Кокорев А. Н., Лаврентьева М. С. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции. М., 2010. С. 70.
  • Ранее в п. 47 указанной Инструкции было определено: «За каждым участковым уполномоченным приказом начальника органа внутренних дел закрепляется для обслуживания административный участок с населением в городах не свыше 3–3,5 тысяч человек, а в сельской местности – в границах одного сельского (поселкового) административно-территориального образования, но не более 3,5 тысяч человек на одного участкового уполномоченного».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх