Обязательное членство в СРО

Содержание

1.Что такое СРО?

Аббревиатура СРО достаточно проста и расшифровывается как саморегулируемая организация.

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Основной идеей создания СРО является переход контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определённой сфере от государства непосредственно к участникам рынка. Институт саморегулирования используется в качестве альтернативы государственному лицензированию или иным «разрешительным» механизмам.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам.

Однако стоит обратить внимание на тот факт, что стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Для более эффективного контроля над членами СРО создан компенсационный фонд, в который члены саморегулируемой организации вносят обязательные взносы. Данный фонд дает возможность СРО покрывать материальные ущербы, нанесенные третьим лицам его участниками.

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. О саморегулировании с добровольным и обязательным членством мы с вами поговорим ниже в данной статье.

3. Виды СРО

И так, как было упомянуто в настоящей статье ранее, есть сферы деятельности, для которых членство в СРО является добровольным, а есть сферы, для которых такое членство является строго обязательным.

СРО с обязательным членством

Саморегулирование с обязательным членством было законодательно введено в 11 сферах профессиональной деятельности, а именно:

  • инженерные изыскания;
  • архитектурно-строительное проектирование;
  • строительство (реконструкция, капитальный ремонт);
  • деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • оценочная деятельность;
  • деятельность арбитражных управляющих и операторов электронных площадок;
  • деятельность по организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • аудиторская деятельность;
  • кредитная кооперация;
  • деятельность в области энергетического обследования;
  • актуарная деятельность (это деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками).

По состоянию на декабрь 2015 года в Российской Федерации насчитывается 1154 саморегулируемые организации, из них 719 саморегулируемых организаций — в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в саморегулируемых организациях.

СРО с добровольным членством

Саморегулирование с добровольным членством, предусмотренное отраслевыми федеральными законами на сегодняшний день включает в себя 6 сфер профессиональной деятельности:

  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • рекламная деятельность;
  • кадастровая деятельность;
  • деятельность патентных поверенных;
  • деятельность в сфере теплоснабжения;
  • посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация).

На декабрь 2015 года в Российской Федерации насчитывается 435 саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве хозяйствующих субъектов. Большинство саморегулируемых организаций, внесенных в соответствующий реестр саморегулируемых организаций (около 25 процентов общего количества), действуют в сфере управления недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством.

В систему нормативно-правового регулирования не входят саморегулируемые организации профессиональных участников рынка:

  • ценных бумаг;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов;
  • паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • жилищных накопительных кооперативов;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитных организаций и бюро кредитных историй.

так как сфера действия Федерального закона «О саморегулируемых организациях» на них не распространяется.

Кроме того, существуют сферы профессиональной деятельности, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное членство участников в специализированных негосударственных объединениях, однако такие объединения не имеют статуса саморегулируемых организаций (например, нотариат, адвокатура, профессиональные объединения страховщиков различного вида).

4. Допуск СРО

Строительные и проектные компании, а также фирмы, осуществляющие инженерно-изыскательскую деятельность, должны в обязательном порядке пройти процедуру вступления в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске к работам.

Допуск СРО – это разрешение на проведение соответствующих видов работ или оказание услуг.

Наличие этого документа необходимо для участия в государственных и коммерческих тендерах, при работе на объектах капитального строительства и особо опасных объектах.

Виды работ, требующие вступления в СРО, регламентируются различными нормативно-правовыми документами, в том числе, приказом Министерства регионального развития № 624 от 30 декабря 2009 года. В этом документе наиболее полно указан перечень работ, для осуществления которых на законных основаниях требуется свидетельство о допуске (Примечание: этот приказ касается только строителей, проектировщиков и изыскателей).

Допуск СРО имеет законную силу на всей территории РФ, т.е. вы можете выбрать любую саморегулируемую организацию без привязки к региону, а получив допуск, можете выполнять работы или оказывать услуги в любом уголке нашей необъятной страны. Срок действия такого допуска также законодательством не ограничивается. При необходимости вы можете быть членом нескольких СРО по разным видам работ.

Если же компания выполняет работы без соответствующего свидетельства СРО, дающего право на выполнение подобных работ, то в случае обнаружения такого нарушения эта компания подвергнется штрафу. При повторном нарушении в отношении руководителя организации может быть возбуждено уголовное дело, либо по решению суда такое юридическое лицо или ИП могут быть ликвидированы.

Прекращение действия допуска СРО может наступить в следующих случаях:

  • при добровольном выходе компании из СРО;
  • при наличии допуска на аналогичные виды работ, выданного другой саморегулируемой организацией;
  • если компания не устранила выявленные нарушения в ходе проверки СРО;
  • в случае применения к компании дисциплинарной ответственности;
  • по решению суда.

5. Как получить допуск СРО?

Допуски СРО выдаются саморегулируемыми организациями только своим членам, поэтому прежде чем получить такой допуск, вам необходимо вступить в выбранное СРО. Сделать это вы можете, как самостоятельно, так и обратившись за помощью к фирмам-посредникам. Такие фирмы помогут вам в кратчайшие сроки подготовить все необходимые документы и получить допуск.

Предварительно рекомендую вам ознакомиться с перечнем имеющихся саморегулируемых организаций по профилю вашей деятельности, почитать о них отзывы в интернете, зайти на их официальные сайты и ознакомиться со всеми условиями вступления в эти организации (размеры взносов, перечень необходимых документов и т.д.).

Большинство документов, необходимых для получения свидетельства СРО представлены несложными заявлениями и анкетами, в которые необходимо внести данные о предприятии, квалификации кадрового состава, видах проводимых работ, страховых полисах и другую важную для мониторинга информацию.

После того, как необходимый комплект документов собран, он направляется в саморегулируемую организацию на проверку. После того, как документы прошли проверку, производится оплата необходимых взносов. А уже после проведения оплаты вы получите и сам допуск СРО.

6. Сколько стоит допуск СРО?

Однозначно сказать, во сколько обойдется компании вступление в СРО крайне затруднительно, т.к. у каждой саморегулируемой организации установлены свои размеры взносов и платежей в компенсационный фонд.

И все-таки, для того чтобы определить конечную стоимость допуска СРО необходимо понимать из чего же она складывается.

Во-первых, это взнос в компенсационный фонд (размер взноса зависит от рода деятельности организации). Так, например, минимальный взнос в компенсационный фонд для проектировщиков и изыскателей составляет 150 тыс. рублей, а для строителей 300 тыс. рублей. Величина этих взносов регламентируется ГК РФ и зависит от величины стоимости выполняемых работ по одному контракту.

Ниже в таблице приведена информация о размерах компенсационного фонда в зависимости от максимальной стоимости выполняемых работ по одному контракту.

Если же компенсационный фонд будет выплачиваться с использованием кредитных средств, то к расходам компании добавятся расходы на обслуживание кредита. Однако в настоящее время большинство СРО предлагают своим новым членам беспроцентную рассрочку на год.

Во-вторых, это вступительный взнос. В настоящее время размер вступительного взноса колеблется в пределах от 0 до 5 тыс. рублей. В редких случаях вступительный взнос может достигать 50-300 тыс. рублей. Поскольку размеры вступительных взносов законодательно никак не регулируются, то каждая саморегулируемая организация вправе самостоятельно устанавливать величину этого взноса.

В-третьих, это ежемесячные членские взносы. Как правило, размер ежемесячных членских взносов составляет от 5 до 15 тыс. рублей. Эти взносы идут на обеспечение деятельности саморегулируемой организации.

В-четвертых, это ежегодный страховой взнос (договор страхования ответственности). Размер страхового взноса зависит от тарифов конкретно взятой страховой компании, а также планируемого объема выполняемых работ за год.

И так, давайте подведем итог. Для примера рассчитаем стоимость допуска СРО для проектной организации. Такой допуск по минимуму обойдется компании в: 150 тыс.руб. (КФ) + 5 тыс.руб. (страхование) + 5 тыс. руб. (вступительный взнос) + 5 тыс. руб. (ежемесячный членский взнос) = 165 тыс. руб. А вот допуск СРО для строителей обойдется уже в 320 тыс. руб.

Для того чтобы определить итоговую стоимость допуска СРО в каждом конкретном случае, необходимо на официальном сайте саморегулируемой организации внимательно ознакомиться со всеми условиями членства и получения допуска. Однако хочу отметить, что в условиях жесткой конкуренции стоимости допусков СРО в определенной сфере будут приблизительно одинаковы.

7. Как проверить СРО организации?

Проверить подлинность выданного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ИП) допуска (свидетельства) СРО достаточно просто. Для этого вам необходимо выполнить несколько последовательных шагов:

Шаг 1 — Определить существование саморегулируемой организации и её правомочность выдавать допуски

Для этого в соответствующем реестре саморегулируемых организаций вам необходимо найти организацию, выдавшую данный допуск. Т.е. определить имеет ли право данная организация выдавать подобные допуски.

Есть несколько удобных сервисов, с помощью которых можно легко найти информацию о саморегулируемых организациях в разных сферах деятельности:

Информационный портал “Все о саморегулировании” — http://www.all-sro.ru/register

Центр саморегулирования — https://sro.center/sro/

Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в отдельных сферах деятельности осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти. Поэтому ознакомиться с соответствующими реестрами СРО можно и на официальных сайтах федеральных органов.

Узнать подробней о том, за какой сферой деятельности какой федеральный орган исполнительный власти осуществляет надзор вы сможете из Распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 2776-р.

Так, например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет надзор за СРО строителей, СРО проектировщиков и СРО изыскателей. Ознакомиться с данными реестрами можно здесь — http://sro.gosnadzor.ru/.

Шаг 2 — Найти в интернете официальный сайт саморегулируемой организации выдавшей допуск

После того, как вы нашли в реестре сведения о саморегулируемой организации, вам необходимо найти в интернете её официальный сайт. Т.е. просто скопируйте название СРО в поисковую строку браузера и нажмите кнопку “Найти”. В результатах выдачи вы найдете официальный сайт СРО.

Шаг 3 — Найти сведения о юридическом лице или ИП в реестре членов СРО

На сайте данной саморегулируемой организации в реестре членов по номеру выданного свидетельства или по номеру ИНН можно найти сведения о юридическом лице, либо ИП, которому был выдан допуск. По закону о СРО № 315-ФЗ подобная информация должна быть открытой.

Если на официальном сайте саморегулируемой организации вы не найдете информации о необходимом вам члене этого СРО, то есть повод усомниться в благонадежности данного СРО и её участника в частности.

Помимо выше описанных шагов вы можете направить в СРО письменный запрос с просьбой подтвердить членство того или иного юридического лица (либо ИП) в данной СРО. Как правило, саморегулируемые организации отвечают на подобные запросы в течение 2-х рабочих дней, а иногда и раньше.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках. А на последок рекомендую вам посмотреть небольшое видео о допусках СРО:

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

>Саморегулируемые организации в строительстве

Происхождение и назначение СРО

Саморегулирование (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) (СРОС), введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий (лицензий на деятельность в области строительства зданий и сооружений I И II уровня ответственности). Это в свою очередь означает что для строительства зданий и сооружений в Российской Федерации строительным организациям необходимо вступить (стать членами) саморегулируемой организации (СРО в строительстве, СРОС).
Саморегулируемая организация (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (СРОС) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ — это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Требования к некоммерческим партнерствам

Некоммерческое партнерство для получения статуса саморегулируемой организации (СРО) в области строительной деятельности, должно соответствовать следующим требованиям:

1. Некоммерческое партнерство должно объединять не менее 100 профессиональных участников строительного рынка — юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций аттестованных в Российской Федерации;

2. Некоммерческое партнерство должно разработать и принять стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3. Некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд минимальный размер которого должен быть не менее 1 млн. рублей на каждого члена Некоммерческого партнерства получающего статус СРО в строительстве. Однако в случае страхования членами Некоммерческого партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами, минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 300 тыс. рублей на каждого члена некоммерческого партнерства;

4. Некоммерческое партнерство должно пройти процедуру получения статуса СРО в уполномоченном государственном органе. Уполномоченный государственный орган в случае соответствия Некоммерческого партнерства всем предъявляемым требованиям для получения статуса строительного СРО вносит информацию о Некоммерческое партнерство с присвоением статуса СРО в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО).

Государственным органом регулирования и надзора в области саморегулирования строительной, проектной и изыскательской деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации является Ростехнадзор.

Преимущества СРО

  1. СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
  2. Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых строительных работ;
  3. Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  4. СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  5. СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования строительной деятельности.

Членство в строительной саморегулируемой организации (СРО), является обязательным требованием для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей занимающихся строительной деятельностью позволяющем осуществлять строительную деятельность. Члены строительной саморегулируемой организации (строительной СРО) для осуществления строительной деятельности должны получить свидетельство о допуске к работам в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (допуск к строительным работам);

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из СРО, при выявлении нарушений и в некоторых других случаях.
Свидетельство о допуске к работам выдается на определенные виды работ. Классификатор видов работ (перечень видов работ) введен Приказом Министерства регионального развития.

Требования, предъявляемые СРО к строительным организациям и индивидуальным предпринимателям:

Строительные организации и индивидуальные предприниматели для получения членства в СРО и последующего получения свидетельства о допуске к работам, должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством, правилами и стандартами СРО к кандидатом в члены СРО, в частности:

  1. Работники строительной компании, ИП должны иметь образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ;
  2. Индивидуальный предприниматель в случае выполнения определенных видов работ самостоятельно индивидуальный предприниматель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;
  3. Не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование. Стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;
  4. Индивидуальный предприниматель, работники индивидуального предпринимателя или юридического лица должны проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет;
  5. Должно иметься имущество, необходимое для выполнения соответствующих видов работ (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО);
  6. Проверка квалификации ИП, работников ИП или юридического лица должна иметь положительный результат (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО).
  7. Государственный контроль за деятельность СРО в сфере строительства и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

>Вклад участников

Цыганкова Анастасия

Степин Сергей

>Кто должен вступать в СРО

Общие требования

Коммерческая деятельность некоторых юридических и физических лиц сопряжена с соблюдением норм безопасности. Любые услуги, товары, объекты должны нести конечному потребителю пользу, не угрожать здоровью, эмоциональному состоянию, благополучию. Поэтому вводятся определенные правила, без соблюдения которых деятельность не может производиться профессионально и на легальных условиях.

Для выполнения ряда работ необходимо получать лицензию. В первую очередь, это все работы, от которых зависит безопасность возведения крупных объектов, например жилых домов. Если застройщик возведет дом без разрешения определенных инстанций, то у него не получится продать квартиры.

Первыми были созданы именно саморегулируемые организации строителей, в которые могли вступать как крупные, так и мелкие организации, возводящие объекты, требующие допусков.

Перечень работ, подпадающих под требование наличия допуска у застройщика, указан в ГрК РФ. Если деятельность частной бригады или компании связана с работами, на которые нужен допуск, им необходимо вступить в саморегулируемую организацию. Только членство в СРО обеспечивает возможность участвовать в тендерах, претендовать на успешность и получать хорошие заказы.

Обнаружив положительный результат от создания строительных саморегулируемых организаций, государство избавило себя от лишних забот, оставив право контроля только за СРО.

Другие сферы деятельности последовали примеру, и были созданы другие профессиональные объединения:

  • Проектировщиков.
  • Изыскателей.
  • Аудиторов.
  • Адвокатов.
  • Юристов.
  • Оценщиков.
  • Транспортников.

Перечень саморегулируемых организаций постоянно расширяется, потому что профессионалу проще получить членство, чем нарушать закон на свой страх и риск.

Претенденты

Организации и частные лица, занявшие позиции на рынке, давно определились с членством в СРО. Новичкам труднее понять, обязательно ли это членство или нет. Поэтому необходимо изучить закон в сфере профессиональной ориентации. Если работа не пересекается с условиями, требующими любого вида допуска, вступление в СРО отнюдь не обязательно. Но перед теми, чей доход напрямую зависит от лицензированных видов деятельности, вопрос членства возникает в первую очередь.

Проектировщики

Строительство объектов не обходится без проекта. Создает его индивидуальный проектировщик или проектное бюро. ГрК РФ определяет нормативы по жизненно важным объектам. Для их соблюдения нужны знания дипломированного специалиста. Нельзя правильно построить дом, если проект фундамента посчитан наобум. Газоснабжение, водопровод, электрические сети подключаются по согласованным и утвержденным документам.

Проектировщик является важным звеном любого объекта. Не имея допуска от СРО проектировщиков, предлагать услуги не может ни физическое лицо, ни организация. Можно работать только с небольшими объектами, к которым технические требования менее строгие.

Правовая территория

Профессиональные обязательства есть у представителей закона, которые создали условия для формирования СРО:

  • Юристов.
  • Адвокатов.
  • Судов.

Членство в саморегулируемых организациях повышает статус и дает уверенность клиентам, что их права не будут ущемлены, что есть инстанция, которая решит спорные вопросы.

Например, в процессе банкротства юридического или физического лица арбитражным судом назначается конкурсный управляющий. Им является специалист, получивший аттестацию СРО арбитражных управляющих. Он не может быть случайным лицом, потому что сотрудник занимается финансовыми вопросами банкрота и должен действовать по инструкции. За деятельностью следят представители СРО. Если появится повод для недоверия, любые сомнения будут рассмотрены. Деятельность СРО арбитражных управляющих регулируется ст. 20 № 127-ФЗ.

Многие юристы имеют членство в коллегиях (СРО), даже если это необязательно, – это улучшает их имидж в глазах клиентов.

Область финансов

К финансовой отрасли можно отнести многие сферы экономической деятельности:

  • Аудиторы.
  • Кредитные кооперативы.
  • Управляющие компании.
  • Оценщики.

Чтобы сделать эти отрасли более прозрачными, исключить мошенничество и случайных игроков на рынке, государство проводит работы по стимулированию развития саморегулируемых организаций. Несмотря на то, что членство управляющей компании в СРО не является пока обязательным, оно дает больше возможностей на лояльное отношение и доверие к участникам.

Управляющие компании, интересы которых нацелены на решение проблем ЖКХ, а не получение личной выгоды, вступают в саморегулируемые организации, чтобы иметь возможность участия в государственных программах финансовой поддержки.

Другие условия созданы для кредитных кооперативов. В 2009 году был принят Федеральный закон № 190-ФЗ, ст. 35 которого контролирует деятельность финансовых учреждений коммерческого типа. Здесь поясняется, что любой кредитный кооператив обязан стать членом СРО в течение 3 месяцев с момента регистрации или в тот же срок выбрать иную саморегулируемую организацию, если членство прекращено по каким-либо обстоятельствам. Игнорирование требований закона грозит ликвидацией кредитного кооператива.

Оценщики имеют широкий перечень возможностей на рынке. Реальная стоимость недвижимости, транспорта, земельных участков и других объектов определяется именно ими. Если личность специалиста сомнительна, то и выданные им смета или заключение могут быть признаны недействительными. СРО оценщиков имеет полномочия для выдачи допуска к проведению оценочных работ на любом уровне, как частному лицу, так и компании.

Не все, кто оказывает услуги по безопасности жизни, подключению света, газа, сигнализации, обязаны вступать в СРО. Но существует другая форма взаимопомощи, основанная на членстве, – это некоммерческое партнерство.

Государственная дума активно разрабатывает законопроекты, которые обяжут физические и юридические лица вступать в СРО, чтобы систематизировать контроль за структурами, имеющими отношению к благосостоянию гражданина, защите здоровья и жизни. Возможно, что в 2017 году станет обязательным членство в СРО пожарной безопасности, если предприниматель занимается установкой противопожарной системы в домах и учреждениях.

На добровольных началах в 2010 году было организовано СРО транспортников, членами которого могут быть мелкие и крупные перевозчики. Это решило вопрос с лицензированием и качеством оказания услуг. Собственникам транспорта или компании-перевозчику нужно подготовить документы и подать заявку, чтобы иметь право на оказание услуг.

Деятельность саморегулируемых организаций за 14 лет официального существования заслужила одобрение государства и привлекла внимание многих предпринимателей. Составлены единые реестры СРО, в которые вносятся члены определенного профессионального направления.

Членство в СРО: кому необходимо, а кому не обязательно

Просматривая на днях диалоги участников популярного изыскательского форума geobus.ru, журналисты «ГеоИнфо» совершенно неожиданно для себя обнаружили, что несмотря на всю ту огромную разъяснительную работу, которая проводилась Минстроем, Национальными объединениями строительной сферы, да и нашей редакцией, многие основополагающие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу в результате принятия полтора года назад федерального закона №372-ФЗ, всё ещё являются предметом осмысления и различных интерпретаций со стороны представителей профессионального сообщества. Поводом для новых обсуждений становятся многочисленные подзаконные акты, которые Минстрой время от времени выпускает в связи с изменениями базовых положений ГрК. И самое интересное здесь в том, что всякий раз, когда изыскатели ощущают себя некоторым образом «на распутье» (например, в связи с появлением обновленных нормативных документов), больше всего споров и разночтений вызывает именно вопрос обязательности или добровольности членства в СРО.

Согласно данным РАСК, около 96% членов СРО в области инженерных изысканий относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса или являются индивидуальными предпринимателями. Членство в СРО обходится им достаточно дорого. Зарабатывают они свои «копейки» тяжелым трудом. К тому же получить заработанное в наших реалиях тоже далеко не всегда просто. Любые неоднозначные формулировки воспринимаются ими… как-то не сразу.

Членство в СРО с принятием 372-ФЗ превратилось для них из обязательного в добровольно-обязательное, так и не став при этом близким и понятным. Попробуем разобраться в ситуации по порядку.

Новая редакция Положения об организации и проведении госэкспертизы

Незадолго до Нового года было официально опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. №1559 «О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Данное Положение было утверждено в своё время Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Изменения внесли как раз в целях приведения его в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Только что принятым Постановлением сделаны небольшие дополнения в перечень документов, который необходимо предоставлять в момент сдачи результатов инженерных изысканий и проектной документации в органы государственной экспертизы. В частности, уточняется, что при передаче материалов требуется действительная на этот момент выписка из реестра СРО, членом которой является исполнитель. Такая выписка предоставляется, если по закону для подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий исполнителю требуется членство в СРО. В ином случае госэкспертизе направляются документы, подтверждающие, что членство в СРО не требуется.

Самый «суровый» из всех законов

На первый взгляд, всё выглядит логично. Федеральный закон №372-ФЗ был принят в июле 2016 года. К 1 декабря того же года юридические лица и индивидуальные предприниматели-члены СРО должны были определиться, необходимо ли им сохранить своё членство в этих организациях. И на самом деле те, кому в соответствии с положениями 372-ФЗ членство в СРО не требуется, давно уже оттуда вышли. Однако оказывается, что не всё так просто в нашей проектно-изыскательской сфере. Слишком много разных интересов здесь необходимо учитывать.

Главными с точки зрения понимания вопроса о необходимости членства изыскателей в СРО являются довольно мудрёные формулировки части 2 Статьи 47 Градкодекса РФ. В ней говорится, что индивидуальные предприниматели или юридические лица должны быть членами СРО, если они выполняют работы по договорам подряда. Речь при этом идет именно о тех договорах, которые заключены напрямую со следующими категориями юридических лиц:

  • застройщик;
  • технический заказчик;
  • лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Далее в тексте закона идет оговорка «если иное не предусмотрено настоящей статьей», которая несколько усложняет понимание, однако ситуацию кардинально не меняет. Но об этом чуть ниже. Пока на всякий случай уточним, что во всех трех перечисленных случаях необходимость членства в СРО не зависит от размера обязательств по каждому конкретному договору подряда. Потому что никаких указаний на сей счёт ни в одной статье Градкодекса нет.

И вот здесь мы подходим к самому интересному. В тексте той же части 2 статьи 47 читаем следующее: «работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций». Это означает, что в соответствии с Градкодексом, с 1 июля 2017 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по инженерным изысканиям на условиях субподряда, членство в саморегулируемых организациях в соответствии с Градкодексом однозначно обязательным не является. Здесь же следует заметить, что в соответствии с пунктом 5.2 статьи 48 ГрК РФ, генеральным подрядчиком или организатором и координатором тех работ, которые осуществляют небольшие изыскательские компании, может выступать и проектная организация. В этом случае генеральный проектировщикимеет право привлекать на условиях субподряда для выполнения инженерных изысканий юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, не являющихся членами СРО. Однако выполнение инженерных изысканий в рамках своего договора подряда с заказчиком в такой проектной организации должен обеспечивать специалист по организации инженерных изысканий (главный инженер проекта), включенный в Национальный реестр, как специалист в области инженерных изысканий, либо как специалист по двум направлениям деятельности – архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания.

Малый бизнес и саморегулирование

Еще весной 2016 года на этапе обсуждения законопроекта о внесении изменений в Градкодекс было понятно, что упомянутое выше новое положение статьи 47 ГрК напрямую касается абсолютного большинства изыскательских организаций, которые в силу сложившегося положения дел в отрасли как раз и выполняют полевые изыскательские работы на условиях субподряда. Тем не менее, массового одномоментного выхода этих предприятий из СРО не последовало. Это стало ясно 1 декабря 2016 года, когда наступила контрольная дата, до которой члены СРО должны были определиться относительно своего будущего статуса. Определенное снижение общей численности СРО стало ощущаться только во второй половине 2017 года. С чем это связано?

Несомненно, большую роль сыграла определенная инерция и консервативное мышление руководителей малых изыскательских предприятий. Согласитесь, что руководитель уже в силу своего статуса и ответственности должен быть немного консерватором. А такой человек не подвержен колебаниям из-за каждого дуновения ветра. И пресса ему однозначно не указ. Поэтому после того, как возглавляемое им предприятие в течение 6 лет работало на основании разрешительного документа, выданного саморегулируемой организацией, предлагать ему работать дальше вообще без разрешительных документов (кроме регистрации в реестре ЕГРЮЛ) – это как-то слишком смело.

Кроме того, не следует забывать, что членство в саморегулируемом союзе или ассоциации даёт определенные материальные выгоды. Например, в виде льготных условий страхования. Кроме того, член СРО оказывается частью определенного профессионального сообщества. Насколько успешно реализует данная организация свой потенциал, зависит в том числе от выбора и дальнейших действий самих членов. Это может быть просто бюрократическая структура или лавка по продаже разрешительных документов. А может быть и центр компетенции, сформированный вокруг крупного предприятия с давними традициями или научного или образовательного центра.

После вступления в силу положений 372-ФЗ и особенно упомянутого положения статьи 47 многие изыскатели столкнулись с таким интересным явлением, как свобода выбора. И в этот момент выяснилось, что эта свобода на самом деле ограничена собственными долгосрочными коммерческими интересами и интересами постоянных деловых партнеров. Прежде всего, здесь следует учитывать желание генподрядных организаций распределить страховые риски и вероятные компенсационные издержки в случае причинения ущерба вследствие недостатков работ между всеми исполнителями. Кроме того, в законодательстве о строительном саморегулировании появилось понятие компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Страховые компании пока с большой опаской присматриваются к новому для себя рынку. А генеральные подрядчики очень быстро поняли, что ответственность за срыв сроков выполнения работ со своими субподрядчиками надо делить. Иначе, согласитесь, никакого КФ ОДО не хватит!

В результате членство очень многих небольших изыскательских предприятий в СРО вместо необязательного по закону стало добровольно-обязательным в силу неформальных рекомендаций, полученных фактически от заказчиков, которые на постоянной основе приглашают их выполнять работы на условиях субподряда.

Вместе с тем, после вступления в силу положений 372-ФЗ и заказчики, и генподрядчики постепенно начинают осознавать, что членство в СРО некоторым категориям предприятий малого бизнеса на самом деле не нужно. Например, когда регистрация новых юридических лиц производится исключительно в целях оптимизации налогообложения в рамках одного отдельно взятого крупного строительного проекта. В этом случае единственным интересантом могли бы оставаться функционеры СРО, в деятельности которых усматриваются признаки коммерциализации. Однако их услуги, связанные с быстрым и формальным исполнением всех новых требований законодательства, могут оказаться слишком дорогими. В результате неизбежно возникает вопрос: а стоит ли так напрягаться, превращая саморегулирование в суррогат?

Именно поэтому снижение численности членов СРО происходит, скорее, не за счет отказа от членства в СРО уже зарегистрированных юридических лиц, а в результате того, что «старшие братья» – заказчики и генеральные подрядчики перестали требовать от вновь зарегистрированных малых предприятий туда вступать. С учетом постоянной естественной убыли количества юридических лиц в результате банкротств и ликвидаций, это обстоятельство, скорее всего и определяет наметившуюся тенденцию постепенного снижения общего количества челнов СРО в области инженерных изысканий.

Государственный «крупняк»

В общем и целом рассмотрев самую главную проблему, перейдем теперь к той формулировке, которую отложили «на потом». В части 2.1 той же самой статьи 47 ГрК РФ приводится перечень из четырёх видов организаций, которым не требуется членство в СРО. Формулировки закона крайне сложны для восприятия. Если коротко, то членство в СРО необязательно для следующих категорий юридических лиц:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения;
  • коммерческие организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов;
  • юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями;
  • юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов.

Отметим также, что для каждой из упомянутых категорий Градкодекс подробно описывает случаи, когда членство в СРО не требуется. Например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не обязаны быть членами СРО в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. То есть получается, что если заказчиками ГУПа по одному конкретному договору подряда одновременно являются и государственная, и коммерческая организация (например, в случае реализации проекта государственно-частного партнерства), то членство в СРО от этого ГУПа потребуется. Вот почему никто из крупных государственных и муниципальных СРО после вступления в силу положений 372-ФЗ выходить из своих саморегулируемых организаций не стал.

Добавим к этому, что членство в СРО точно не потребуется, если инженерные изыскания проводятся для целей индивидуального жилищного строительства.

О возможных последствиях трансформации саморегулирования

Как бы то ни было, работать в период перемен в строительном саморегулировании действительно непросто. Хотя и очень интересно. Заметим, что некоторое снижение общего количества членов СРО до настоящего времени пока не привело к потере статуса тех организаций, где количество членов не на много превышает минимум (50 членов). Этого говорит о том, что системообразующие саморегулируемые организации по-прежнему укомплектованы достаточным количеством сильных и стабильных компаний. Это и позволяет им развиваться дальше. Решения Ростехнадзора о ликвидации ряда СРО, в деятельности которых отмечены нарушения, вместе со снижением общего количества членов СРО в дальнейшем приведут лишь к усилению системы саморегулирования в целом.

Общая нестабильная ситуация, связанная с длительным периодом трансформации системы и её настраиванием, скорее всего, заставит саморегулируемые организации подумать о возможности усиления своих конкурентных преимуществ. Это может быть связано с какими-то новыми формами координации бизнеса своих членов, поиском возможностей для налаживания каналов льготного кредитования и более дешевого коллективного страхования их профессиональной деятельности, развитием центров повышения квалификации специалистов. В ближайшие год-два общая численность членов, скорее всего, достигнет своего минимума, после чего снова будет увеличиваться. Но это, вероятно, будет уже совсем другое саморегулирование.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 15 ДЕКАБРЯ 2017 г. №1559 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №11, ст. 1336; 2012, №17, ст. 1958; 2015, №31, ст. 4700; №50, ст. 7178, 7181; 2016, №48, ст. 6766; 2017, №19, ст. 2843; №21, ст. 3015).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 декабря 2017 г. №1559

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ 1. В пункте 13: подпункт «к» изложить в следующей редакции: «к) выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий;»; дополнить подпунктами «к(1)» и «к(2)» следующего содержания: «к(1)) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте «к» настоящего пункта); выписка (выписки) из Единого государственного реестра юридических лиц; выписка (выписки) из реестра акционеров (для исполнителей работ, являющихся юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме акционерных обществ); договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, в том числе в случае привлечения к исполнению обязательств по договору (договорам) иных лиц договор (договоры), заключенный (заключенные) генеральным подрядчиком с субподрядчиками (или их копии в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации); к(2)) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);». 2. В пункте 14 слова «подпунктах «а» и «е» — «к» пункта 13″ заменить словами «подпунктах «а» и «е» — «к(2)» пункта 13″. 3. В пункте 16 слова «заверенной копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по инженерным изысканиям» заменить словами «выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий».

Нужно ли вашей компании вступать в СРО?

Вопрос «Вступать или не вступать в СРО?» еще очень долго будет волновать компании, ведущие деятельность в области строительства, но почему-то считающие себя слишком мелкими для вступления в саморегулируемые организации. Неслучайно именно этот вопрос чаще других задают нашим экспертам на всех публичных мероприятиях, в которых принимает участие СРО «ИСЗС–Монтаж».

Сейчас мы «по умолчанию» говорим о строительной саморегулируемой организации, однако следует помнить, что помимо них существуют и проектные СРО, например НП «ИСЗС-Проект», куда вступают компании, желающие осуществлять работы в области архитектурно-строительного проектирования, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства. Соответственно, если компания намерена заниматься и проектированием, и строительством, ей придется вступать сразу в две СРО. Кроме того, существуют СРО, объединяющие компании, занимающиеся инженерными изысканиями.

Попробуем, опираясь на нормы действующего законодательства, разобраться — кому нужно вступать в строительные СРО, а кто может этого не делать. Определяют это два нормативных документа: Градостроительный кодекс РФ и приказ Минрегион­развития № 624 от 3 декабря 2009 года. Общая формулировка такова: в СРО обязаны вступить все строительные организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), выполняющие работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства. Приказ № 624 определяет перечень таких работ. Среди прочего в этом перечне представлен монтаж внутренних и наружных инженерных систем. В частности, внутренним системам посвящен раздел № 15:

15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений

15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации*
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления*
15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения
15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха*
15.5. Устройство системы электроснабжения*
15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений*

Знак «*», которым помечены некоторые пункты, означает: «Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Статья 48.1 Градостроительного кодекса определяет, какие объекты относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным. Процитируем ее:

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
б) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
в) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
г) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Соответственно, любые работы, связанные с внутренними инженерными системами на объектах, перечисленных в статье 48.1, требуют соответствующего допуска. Для монтажа систем вентиляции и кондиционеров в обычных зданиях допуск не нужен, а вот для устройства систем газоснабжения он требуется. Нужен допуск и для устройства любых наружных инженерных систем.

Перечень, утвержденный приказом № 624, не включает в себя работы на определенных видах объектов. Это небольшие объекты, для которых не требуется выдача разрешения (перечислены в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), и объекты, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе (часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).

Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

  1. отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  2. жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  3. многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  4. отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
  5. отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

  1. строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  2. строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  3. строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  4. изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Таким образом, для работы на таких объектах не нужно вступать в СРО и получать допуск. Это, конечно, странная ситуация, поскольку, например, устройство систем газоснабжения требует определенной квалификации и опыта независимо от размера объекта. Возможно, в скором времени существующее положение изменится, — очевидна бессмысленность вывода множества важных объектов из зоны ответственности СРО.

Подведем итог. Небольшой компании, устанавливающей кондиционеры на рядовых объектах капитального строительства, допуск СРО не нужен. То есть, если в планы компании не входит распространение деятельности на наружные инженерные системы, системы газоснабжения, а также на другие строительные работы, вступать в СРО необязательно. Для любых работ на небольших объектах (так называемых «объектах первой категории») допуск также не нужен, хотя, откровенно говоря, мне неизвестны компании, добровольно ограничивающие себя только простыми объектами. Компании, желающие работать на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, обязаны вступить в СРО и оформить соответствующие допуски.

Что нужно для вступления в СРО? Об этом подробно — в следующем номере, однако несколько слов скажем сейчас. Порядок приема в члены СРО определяется статьей 55.6 Градостроительного кодекса РФ. Прежде чем приступать к оформлению документов, проверьте свою организацию на соответствие требованиям закона. Очень полезно будет посетить наш недавно обновленный сайт http://www.sro-montazh.ru, где вы найдете подробную информацию по данному вопросу, образцы необходимых документов и инструкции по их оформлению.

Статья 55.6.
Прием в члены саморегулируемой организации

  1. В члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
  2. Для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию следующие документы:
    1. заявление о приеме в члены саморегулируемой организации. В заявлении должны быть указаны определенный вид или виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельство о допуске к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;
    2. копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);
    3. документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
    4. копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.
  3. Истребование от индивидуального предпринимателя или юридического лица наряду с документами, указанными в части 2 настоящей статьи, иных документов для приема в члены саморегулируемой организации и выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не допускается.
  4. В срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, саморегулируемая организация осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу.
  5. Основаниями для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации являются:
    1. несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении, предусмотренном пунктом 1 части 2 настоящей статьи;
    2. непредставление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в полном объеме документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;
    3. наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении, предусмотренном пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
  6. Лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
  7. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из указанных в статье 55.3 настоящего Кодекса видов саморегулируемых организаций при условии соблюдения требования, установленного частью 2 статьи 55.8 настоящего Кодекса.
  8. Решения саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации, об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации, ее бездействие при приеме в члены саморегулируемой организации могут быть обжалованы в арбитражный суд.

А.В. Бусахин председатель правления НП «ИСЗС–Монтаж»

Журнал «Мир климата» №72

Дата публикации: 2013-03-19 11:15:12
Дата последнего изменения: 2013-03-19 11:26:50

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх