Обжалование решения налогового органа

Право обжалования ненормативных актов налоговой инспекции, в т. ч. о привлечении к ответственности. Правовое регулирование процедуры

Возможность обжалования решения налогового органа, выраженного в форме правового акта ненормативного характера, равно как и действий такого органа, является одной из базовых гарантий защиты прав налогоплательщика. Данное право закреплено ст. 137 Налогового кодекса (НК) за каждым лицом, если оно полагает что вынесенные акты каким-либо образом нарушают или ограничивают его права.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Процедура обжалования решения налогового органа, сроки такового обжалования, вопросы, связанные с рассмотрением жалоб (и выделяемая в качестве самостоятельного способа апелляционная жалоба) в вышестоящих органах, регулируются нормами налогового законодательства, а именно главой 19 НК. Однако оспорить правомерность подобных актов можно и путем направления соответствующей жалобы в суд, о чем указывает не только НК, но и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Процедура подачи и рассмотрения жалобы в судебном порядке (в отношении хозяйствующих субъектов) регулируется нормами АПК.

Кроме того, некоторые разъяснения относительно рассматриваемой процедуры приводились Пленумом ВАС, в частности, в Постановлении от 30.07.2013 № 57. Акты из судебной практики также неофициально дополняют источники правового регулирования данной процедуры.

Для правильной квалификации некоторых понятий, не приведенных в законодательстве (например, понятие ненормативного акта), необходимо прибегнуть к разъяснениям самой налоговой службы. Письма, разъяснения и методички ФНС также способствует правильному пониманию ряда вопросов, связанных с обжалованием решений налогового органа.

Сроки обжалования решений и актов проверки налогового органа

Результаты любой налоговой проверки в силу ст. 100 НК должны быть облечены в форму соответствующего акта. Законодательством не предусмотрено возможности обжаловать акт таковой проверки в отрыве от решения, самостоятельно, т. к. на основе данного документа выносится то или иное решение (будь то о привлечении к ответственности в связи с выявленными нарушениями либо об отказе в привлечении к таковой).

Вместе с тем п. 6 ст. 100 НК предусмотрел право лица, в отношении которого проводилась проверка и которое не согласно с тем, что отражено в итоговом документе, внести письменные возражения. Также данное лицо может приложить документы и иные письменные подтверждения, аргументирующие, с его точки зрения, необоснованность отраженной в акте информации и выявленных нарушений. Согласно данной норме, срок для возражений отведен в 1 календарный месяц.

Срок обжалования решения налогового органа, принятого после проведения проверки хозяйствующего субъекта, различен в зависимости от того, вступило в силу данное решение или же нет. Так, в соответствии с п. 2 ст. 139 НК жалоба может быть подана в течение 1 года с того дня, как решение вступило в силу. А апелляционная жалоба (т. е. на еще не вступившее в силу решение), согласно п. 2 ст. 139.1 НК, подается до того дня, когда решение вступит в силу. То есть на основании п. 9 ст. 101 НК — в течение 1 месяца.

Процедура обжалования: в суде и вышестоящем органе

П. 2 ст. 138 НК устанавливается обязательная процедура обжалования в досудебном порядке (а именно — в вышестоящем органе) практически всех решений и иных актов (ненормативных), в том числе принятых после проведения налоговых проверок. Таким образом, лицо не может обратиться в суд, чтобы защитить свои затронутые права, минуя налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к вынесшему решение.

Исключение: акты ФНС, которые можно обжаловать сразу в судебном порядке.

После вынесения соответствующего решения по процедуре обжалования оно (равно как и первоначальное решение) может быть обжаловано в Арбитражном суде на основании ст. 4 АПК.

При этом важно учитывать мнение ВАС, выраженное в п. 66 вышеупомянутого постановления Пленума № 57, о том, что если срок на обжалование принятого решения в налоговую службу лицом был пропущен, то данный факт должен рассматриваться как несоблюдение досудебной процедуры. В связи с этим суды не должны принимать подобные жалобы. Естественно, кроме случаев пропуска срока по уважительной причине.

***

Таким образом:

  • обжаловать любое решение налогового органа может каждое лицо, если оно полагает, что таковым нарушаются его права;
  • срок для обжалования установлен в 1 год и 1 месяц для вступившего и не вступившего в законную силу решения соответственно;
  • при обжаловании рассматриваемых решений обязательна досудебная процедура обжалования.

Законодательная база

Право на обжалование решения налогового органа и порядок реализации этой процедуры прописан в Налоговом кодексе. В соответствии с ним каждое лицо может обжаловать:

  • акты инспекции – т.е. именно те решения, которые уже начали действовать;
  • действия инспекторов и других сотрудников;
  • их бездействие.

Обжаловать можно только те решения, которые уже вступили в силу. Сделать это можно:

  1. Сначала в вышестоящей инспекции.
  2. Затем в суде (при принятии решения, которое также не устроит заявителя).

Подобный порядок является обязательным и применяется во всех случаях, вне зависимости от причин несогласия гражданина или организации с решениями органа.

При этом обжалуемое налоговое решение, которое уже вступило в силу, начинает действовать с первого же дня уведомления из налоговой службы. Это означает, что его исполнение обязательно, даже если лицо не согласно с требованиями и подает жалобу на соответствующий акт. Исключением является случай, когда речь идет о привлечении к ответственности (штраф, пени и др.) за неуплату налогов и другие правонарушения. В таком случае гражданин или организация подают не только жалобу, но и заявление о приостановлении действия этого решения.

Порядок подачи жалобы на решение налоговой

На сегодняшний день лицо в обязательном порядке сначала обращается в вышестоящий налоговый орган и составляет так называемую апелляционную жалобу (не путать с апелляцией в суде). Претензия подается через ту же инспекцию, с решением которой не согласен заявитель.

Например, поступило решение от межрайонной инспекции – тогда жалобу следует подать через нее же на имя руководителя межрегиональной инспекции по округу. Если в этой инстанции будет получен отказ или решение не удовлетворит заявителя по другим основаниям, появляется право обращения в суд.

Досудебный: образец апелляционной жалобы в налоговый орган

Порядок подачи жалобы на решение налогового органа и требования к оформлению этого документа также прописаны в Налоговом кодексе. Срок подачи документа составляет 3 дня с момента получения требования от налоговой инспекции.

Жалобу можно составить в произвольном виде, но только в письменной форме. Документ должен содержать такие данные:

  1. ФИО, должность лица, на имя которого подается претензия, ФИО, адрес, контактные данные (либо название компании и ФИО ее директора) заявителя.
  2. Номер, дата обжалуемого документа, название инспекции, выпустившего его.
  3. Суть обжалования – с какими именно положениями и по каким причинам не согласен заявитель.
  4. Требования гражданина, подающего претензию – отменить решение полностью или частично, произвести конкретные действия.
  5. Приложения – документы, которые подтверждают позицию заявителя.
  6. Дата, подпись, расшифровка подписи (фамилия, инициалы).

При составлении претензии можно ориентироваться на такой образец.

Жалоба сначала поступает в ту же инспекцию, которая приняла неправомерное решение. Орган должен переслать его в течение 3 рабочих дней в вышестоящую инстанцию, которая, в свою очередь, должна рассмотреть его в течение 10 рабочих дней с момента поступления. При необходимости срок может быть увеличен, но не более, чем на 1 месяц (отсчет также начинается с даты поступления документа). В результате вышестоящий орган должен принять 1 из следующих решений:

  1. Отклонить заявление.
  2. Удовлетворить заявление полностью.
  3. Удовлетворить его частично.
  4. Аннулировать акт прежней инспекции в полном объеме или частично.
  5. Отменить решение полностью, после чего вынести новый акт.
  6. Признать действия инспекторов или их бездействие не соответствующими законами, приняв конкретное решение.

В случае несогласия с этим постановлением заявитель обращается в суд. Также он может сделать это, если обращение так и не было рассмотрено, что может быть связано с такими причинами:

  • по этому вопросу уже было подано обращение, оно находится на рассмотрении;
  • заявление подали с нарушением срока, и при этом не составили ходатайство о его восстановлении;
  • жалоба не подписана заявителем.

Отклонение жалобы означает узаконение вступившего в силу решения. Поэтому заявитель в любом случае обязан выполнить его – например, оплатить налог, пени и т.п. Однако это не лишает его права обращения в суд с дальнейшей компенсацией всех расходов и возврата неправомерно оплаченных налогов в случае победы.

Судебный

До недавнего времени (до начала 2014 года) компании и граждане имели право обращаться непосредственно в суд (без обжалования в налоговой службе) по некоторым решениям инспекции (отказы по компенсации ГДС, решения об аресте имущества, о принудительном взыскании налогов и других неуплат за счет ареста счетов и т.п.).

Однако в июле 2013 года начал действовать ФЗ №153, который определил, что все налоговые споры должны изначально решаться в рамках ФНС, и только затем физические и юридические лица могут обращаться в суд.

Право обращения в суд возникает в случае несогласия с решением или его отсутствием. Исковое заявление следует подавать в районный суд, который территориально соответствует налоговой инспекции, куда изначально была подана жалоба. Также заявитель имеет право обратиться не в этот орган, а в суд по месту своего жительства. Юридические лица подают заявления в Арбитражный суд. Сроки обращения составляют 3 месяца, которые исчисляются:

  1. С даты, когда стало известно о решении по апелляционной жалобе (либо должно было стать известно – соответствующее уведомление было направлено по адресу заявителя).
  2. С даты, когда срок принятия решения по этой жалобе истекает (но при этом решение не было принято).

Исковое заявление составляется по стандартной структуре, оно содержит данные заявителя, название суда, описание дела, просительную часть и приложения – перечень документов, обосновывающих позицию истца.


Обратиться в суд можно даже после истечения положенного срока, если заявитель не мог сделать этого ранее по уважительным причинам (болезнь, другие форс-мажорные обстоятельства). В таком случае сначала нужно подать в ту же судебную инстанцию ходатайство о восстановлении срока, приложив к ней оправдательные документы.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх