Обжалование решения в надзорном порядке

Особенности пересмотра судебных актов в порядке надзора

Пересмотр судебных актов в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса, существование которой обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов, а также для обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Понимание сущности данного института гражданского процессуального права имеет немаловажное значение как для законодателя, так и для правоприменителя, а многочисленная судебная практика только подтверждает актуальность рассмотрения данной темы.

Пересмотр судебных актов – решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в порядке надзора имеет свою специфику, которая выражается в следующем.

Во-первых, в наличии особого субъекта пересмотра (согласно поправкам, внесенным в ГПК РФ в 2010 году (ФЗ от 09.12.2010 № 353-ФЗ) им может являться только Президиум Верховного Суда РФ (далее по тексту – ВС РФ).

Во-вторых, в специфике предмета пересмотра, в рамки которого включены решения судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу и бывшие предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ, а также вступившие в законную силу акты ВС РФ – определения Верховного суда и его коллегий (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ).

Следует пояснить, что закрепленный законодателем порядок подачи жалобы в надзорную инстанцию, минуя кассационное производство, не является нарушением процессуального движения дела по стадиям. Это объясняется тем, что дело уже было в ВС РФ на апелляционном рассмотрении, по нему было вынесено постановление, а кассационный порядок пересмотра, согласно ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, исключает пересмотр постановлений ВС РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О)

В-третьих, следует обратить внимание на срок подачи надзорной жалобы, представления – это три месяца с момента вступления в законную силу судебного постановления. Он подлежит восстановлению по уважительной причине (если таковой ее признает суд первой инстанции, которым и разрешается вопрос о восстановлении срока).

В-четвертых, Президиум ВС РФ имеет право проверять правильность применения и толкования норм права только в пределах обжалуемой надзорной жалобы, представления (или в их обжалуемой части), выйти за которые он вправе лишь в исключительных случаях в интересах законности.

Еще одна немаловажная особенность надзорного производства выражается в том, что в рассматриваемом порядке пересмотра не применяется институт оставления без движения жалобы, представления.

Надзорная жалоба, представление

Жалоба на определенный судебный акт подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле (их перечень приведен в ст. 34 ГПК РФ) или другими лицами, права, законные интересы которых были нарушены судебными постановлениями, вступившими в законную силу. В надзорной жалобе такого лица, не участвующего в деле, должно быть указано, какие именно права, свободы или его законные интересы нарушены. Эта норма является обязательной для доказательства наличия у лица права на обращение в суд надзорной инстанции и избежания риска возвращения жалобы без рассмотрения по существу.

Представление о пересмотре судебных актов может быть подано одним из следующих лиц: Генеральным прокурором РФ, его заместителем, Председателем ВС РФ, его заместителем (последними — в порядке особого производства).

Ст. 391.3 ГПК РФ устанавливает требования к содержанию жалобы, представления, обязательность ее\его подписания лицом, подающим жалобу, представление (либо его представителем), а также необходимость предоставления копий судебных постановлений, принятых по делу, которые обязательно должны быть заверены в соответствующем суде. Надзорная жалоба, представление также дополняются документом (квитанцией), подтверждающим уплату государственной пошлины в размере 300 рублей (для физических лиц) и 6000 рублей (для организаций).

Надзорная жалоба, представление могут в некоторых установленных законом случаях (ст. 391.4 ГПК РФ) возвращаться лицу без рассмотрения по существу, если они не соответствуют требованиям, установленным в законе. Тогда заинтересованное лицо вправе: с одной стороны — исправить существенные недостатки и в пределах установленного законом срока направить новое обращение в надзорную инстанцию; или же, в иной ситуации — вновь обратиться с жалобой, представлением уже непосредственно на имя Председателя ВС РФ или его заместителя, если лицо, повторно обращающееся в суд, не согласно с ранее сделанным выводом судьи о допущенных недостатках. Однако, следует отметить, что практика применения данного института фактически отсутствует, что говорит о спорной необходимости его наличия в российском гражданском процессе.

Если же надзорная жалоба, поданы в срок и соответствуют требованиям закона, то они принимаются к производству.

Особенности предварительного рассмотрения дела судьей единолично

Рассмотрение надзорной жалобы, представления на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу осуществляется судьей ВС РФ единолично по материалам, которые прилагаются к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. Несмотря на то, что на данную стадию – стадию «фильтрации» надзорных жалоб, представлений – не распространяются некоторые процессуальные правила (об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания) обязательные для иных судебных процедур, это не противоречит конституционным принципам правосудия, а, наоборот, способствует исключению явно необоснованных обращений и повышению оперативности и эффективности пересмотра. (См. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П)

Определением судьи, которое он выносит после изучения материалов дела, может быть отказано в передаче надзорной жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании Президиума ВС РФ (если основания, необходимые для пересмотра в порядке надзора, в материалах отсутствуют), либо на основании его определения жалоба, представление принимаются и передаются в Президиум ВС РФ. В случае же упомянутого выше отказа, Председатель ВС РФ, его заместитель имеют право не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче, вынести определение об отмене такого отказа и самостоятельно передать надзорную жалобу, представление для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ч. 3 ст. 381 ГПК РФ). Однако, если Председатель Президиума ВС РФ или его заместитель откажут заявителю в передаче жалобы/представления, такой отказ не может быть признан произвольным, так как данная норма закреплена законодательно и регулирует порядок рассмотрения надзорных жалоб в ВС РФ, исключая вынесение немотивированных решений по результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления. (Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 № 363-О-О)

Практика свидетельствует о том, что такой порядок, при котором жалоба не всегда может быть передана на дальнейшее рассмотрение или на рассмотрение коллегиальным составом суда, по мнению заявителей, нарушает право каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство. Однако Конституционный Суд РФ опровергает такую позицию, мотивируя это тем, что пересмотр вступивших в законную силу постановлений имеет резервное значение и применяется в случае, когда уже исчерпаны все обычные первоначальные средства правовой защиты, реализация которых и должна обеспечивать гражданам конституционные права и гарантии (Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 429-О).

В рамках рассмотрения вопроса о специфике предмета пересмотра в суде надзорной инстанции также следует обратить внимание на практический аспект, касающийся возможности обращения в суд надзорной инстанции для пересмотра «отказного» определения кассационного суда. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что лицо не вправе обратиться в порядке надзора о пересмотре определения судьи суда кассационной инстанции об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в суде кассационной инстанции, так как объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу. «Отказное» же определение судьи суда кассационной инстанции выносится в процедуре предварительного рассмотрения жалобы, представления, в которой судья не рассматривает дело по существу и не выносит какого-либо иного решения, по-новому определяющее права и обязанности участвующих в деле лиц. Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, таким образом, не нарушается, так как Конституция РФ не предусматривает возможности выбора гражданином конкретных способов и форм реализации установленного права по своему усмотрению, а относит это к ведению федерального законодательства. Следовательно, и порядок пересмотра дела в судебных инстанциях должен быть подчинен установленной федеральным законом обязательной процедуре (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О).

Порядок производства в надзорной инстанции

В рамках надзорного производства деятельность суда начинается в два этапа: изначально надзорная жалоба, представление принимаются к производству суда, а затем рассматриваются на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для дальнейшего рассмотрения по существу.

Общий срок рассмотрения дел в порядке надзора в ВС РФ составляет не более двух месяцев. Если дело истребуется — не более трех месяцев с возможностью продления максимум на два месяца. К сожалению, на практике, эти сроки соблюдаются не всегда, что, отчасти, объясняется загруженностью судей, хотя это и не соответствует законному принципу осуществления судопроизводства в разумный срок. По общему положению, не допускается приостановление исполнения решения суда, однако, в случае истребования дела, и при наличии просьбы в ходатайстве заинтересованных лиц это возможно.

После предварительного рассмотрения дела судьей единолично Президиум ВС РФ рассматривает поступившее дело в своем судебном заседании, о проведении которого лица, участвующие в деле, извещаются надлежащим образом, однако их неявка не будет препятствовать рассмотрению дела в порядке надзора. Указанные лица также получают копии определения о передачи надзорных жалобы, представления с делом и копии самих надзорных жалобы, представления, которые в обязательном порядке должен направить им суд надзорной инстанции.

Что касается представления новых доказательств, то на стадии пересмотра дела в порядке надзора закон не допускает такую возможность. Верховный Суд не может оценивать, устанавливать какие-либо обстоятельства или считать их доказанными, если вопрос об их актуальности уже был разрешен судом предыдущей инстанции.

Решение всех вопросов в рамках пересмотра дела в надзорном порядке решается в Президиуме большинством голосов. Срок, установленный для принятия постановления в судебном заседании Президиума ВС РФ – максимально два месяца. В ГПК РФ указания на возможность его продления или приостановления не содержится. Исчисляется данный срок со дня вынесения судьей определения.

Полномочия суда надзорной инстанции

По завершении процесса пересмотра в порядке надзора Президиум ВС РФ вправе осуществить одно из полномочий, предусмотренных ГПК РФ: оставить постановление суда предыдущей инстанции без изменения, а надзорную жалобу, представление, соответственно, без удовлетворения, или же отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции полностью или в части. В последнем указанном случае возможно несколько вариантов последующих действий: дело направляется в соответствующий суд на новое рассмотрение; либо заявление остается без рассмотрения; либо же суд, в целом, прекращает производство по делу. Если в оспариваемом судебном акте будет выявлена допущенная ошибка в применении и/или толковании норм материального права, то суд надзорной инстанции вправе отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение. Наконец, суд надзорной инстанции вправе оставить надзорные жалобу, представление, в целом, без рассмотрения по существу.

Пересматриваемые судебные постановления подлежат отмене/изменению лишь по некоторым основаниям, круг которых определен в ГПК РФ. Прежде всего, возможна отмена/изменение судебного постановления, если Верховный Суд установит, что оно нарушает права, свободы человека и гражданина, закрепленные как на внутригосударственном уровне Конституцией РФ, так и соответствующими актами на уровне международном. Вторым основанием является нарушение оспариваемым судебным актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц, либо если такой акт серьезно стесняет иные публичные интересы. И, в-третьих, судебное постановление также подлежит отмене/изменению, если оно нарушает единообразие в толковании и применении норм права.

Перечисленные полномочия Президиум ВС РФ реализует посредством вынесения соответствующих постановлений, которые принимаются им по результатам рассмотрения материалов дела, вступают в силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Обжалование решений (определений) суда первой, апелляционной и кассационной инстанций как общих, так и хозяйственных судов является наиболее интересным вопросом для изучения в разрезе злоупотребления положением сторон в споре, совершенного из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности.

Процессуальной гарантией обеспечения законности и обоснованности деятельности судов по рассмотрению гражданских (хозяйственных) и других дел является обжалование судебных решений (определений), что является также гарантией защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и/или государства.

Итак, апелляция в буквальном понимании — это обращение с речью к кому-нибудь. Апелляция — это повторное рассмотрение по сути в полном объеме или в какой-то части дела с вынесением нового решения или определения суда.

Право кассационного обжалования — это право относительно проверки законности и обоснованности решений суда первой или апелляционной инстанции. Такое право реализуется заявленным требованием, воплощенным в процессуальной форме — письменной кассационной жалобе, а также процессуальными действиями по ее предъявлению.

То есть процессуальный закон определяет порядок, отступление от которого является основанием для обжалования действий стороны и/или суда. Этот вопрос интересен тем, что на данный момент обжалуются определения, которые, согласно процессуальному закону, не могут быть обжалованы в апелляционной или кассационной инстанции (так называемые процессуальные диверсии), а также подлежат детальному изучению действия лиц, не имеющих процессуального права на обжалование решений (определений).

Суды первой инстанции почти во всех необходимых для сторон спора случаях реагируют частными определениями на выявленные процессуальные действия сторон, тем самым дают основания диверсанту для обжалования определений, которые по закону не обжалуются.

Конституция Украины провозглашает, что права и свободы человека и гражданина и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства и защищаются судом (статьи 3, 55). Именно эти статьи Конституции Украины ложатся в основу для, возможно, глупых исковых заявлений (жалоб), но в то же время обеспечивающих диверсантам мнимый охраняемый законом интерес и/или имущественное право на предмет спора. Также диверсанты используют при составлении процессуальных документов в полном объеме Конвенцию о правах человека и другое международное законодательство, по мнению диверсантов, являющееся отвлекающим маневром для подачи иска в суд.

Что же такое процессуальное право?

Процессуальное право — часть норм правовой системы (процессуальных кодексов), регулирующих отношения, возникающие при рассмотрении и разрешении гражданских, хозяйственных и других споров, то есть не что иное, как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Безусловно, процессуальное право не могло бы существовать без материального. Не имея требований, основанных на нормах материального права, незачем идти в суд и ставить вопрос о принятии иска (признании судом права на иск). То есть не имея в своем арсенале правовых норм, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого непосредственного правового регулирования, трудно говорить о том, что такое субъективное право можно защитить в суде.

Материальное право, как было сказано выше, неразрывно связано с процессуальным. Карл Маркс отмечал, что «материальное право… имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы… Один и тот же дух должен одушевлять процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, проявление его внутренней жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. Т. 1. — С. 158).

Таким образом, материальное и процессуальное право можно рассматривать как юридические категории, выражающие диалектическое единство двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и установления процессуальных форм судебной защиты этих отношений.

Давайте заглянем в процессуальный закон, чтобы убедиться, насколько основательно он «защищает» друг от друга возможных участников в споре или дает сторонам возможность для диверсификации своих действий.

Итак, согласно статье 290 Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК), стороны, а также другие лица и прокурор, принимавшие участие в рассмотрении дела, имеют право обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции полностью или частично.

Из анализа этой статьи следует: право на обжалование решения (определения) суда принадлежит лишь сторонам (статья 98 ГПК), прокурору и другим лицам, являющимся неоспоримыми участниками процесса, то есть принимавшими участие в деле (споре) в ходе судебных слушаний. В данном случае говорить о возможности обжалования решения (определения) другими лицами нельзя, по крайней мере, в апелляционном порядке.

Что же выходит? Суд первой инстанции может принять решение, которым были нарушены возможные имущественные права или охраняемые законом интересы лица (по спору, затрагивающему права и законные интересы граждан и юридических лиц, или делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, рассматриваемому и разрешаемому судом), не привлеченного к рассмотрению дела по вине суда (его упущению), или стороны спора, умышленно не указавшей такое лицо. В данном случае такое лицо, обивая пороги суда, не сможет обжаловать решение (определение) суда первой инстанции в апелляции, так как не является стороной по делу. Поэтому такое лицо не имеет права на подачу жалобы, при этом рассматривать такую процессуальную категорию, как право на удовлетворение жалобы, нет смысла.

Думается, что конституционное право лица на защиту своих прав и свобод от нарушений и противоправных посягательств в апелляционном порядке в гражданском процессуальном законе отсутствует. Таким образом, отсутствие права на жалобу будет основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению.

Что же касается определения суда, то оно подлежит обжалованию в апелляционном порядке отдельно от решения суда и лишь в случаях, предусмотренных ГПК. Но и тут не спасает данное правило, так как, не имея права на обжалование, трудно говорить о реализации последующих процессуальных действий, в первую очередь — об обжаловании.

Несмотря на это, стороны и другие лица пускаются в авантюры по обжалованию определений, которые, согласно ГПК, не обжалуются, и, как ни странно, суд принимает к рассмотрению такие жалобы и назначает по ним слушания.

Возвращаемся к ситуации, когда лицо, считающее, что его право нарушено, не имеет права на апелляционное обжалование.

Несмотря на отсутствие права обжалования в апелляционной инстанции решения (определения) суда первой инстанции, такое лицо может подать кассационную жалобу с требованием отменить незаконное решение (или вынесенное с нарушением норм материального и/или процессуального права) суда первой инстанции и таким образом восстановить нарушенное право или же направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (статья 334 ГПК).

Но и тут не все так безоблачно. Согласно статье 320 ГПК, стороны и другие лица, принимающие участие в деле, а также прокурор и лица, не участвовавшие в деле, в случае, если суд решил вопрос относительно их права и обязанностей, имеют право обжаловать в кассационном порядке решения и определения суда первой инстанции, ставшие предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Выходит, что лицо, право которого нарушено и без участия которого суд рассмотрел дело, не может обратиться ни в апелляционную (согласно статье 290 ГПК, такого права оно не имеет), ни в кассационную инстанцию (так как суть жалобы сводится к тому, что его право нарушено, но сам спор по жалобе стороны в апелляционной инстанции не рассмотрен из-за отсутствия у лица права на жалобу) с требованием восстановить нарушенное право.

Как ни странно, такого же мнения придерживается Верховный Суд Украины (ВСУ). В своем письме № 6.2-2002 от 5 апреля 2002 года ВСУ ставит в известность местные суды, органы прокуратуры и адвокатуру о том, что в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Украины» от 7 марта 2002 года были внесены некоторые изменения в порядок кассационного обжалования решений (определений) суда.

В этом письме ВСУ говорит, что кассационное обжалование решений судов первой инстанции возможно лишь при условии, если такие решения были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

И такое отсутствие права будет проверяться ВСУ при принятии кассационной жалобы «обиженного» лица. Как сказано в пункте 7 постановления Пленума ВСУ «О практике рассмотрения судами Украины гражданских дел в кассационном порядке» № 8 от 11 октября 1985 года, при принятии кассационной жалобы (представления) суд обязан проверить, подлежит ли решение обжалованию, имеет ли право на кассационное обжалование решения лицо, подавшее жалобу (представление).

Это означает, что наше субъективное конституционное право сводится к процедурному тупику, выстроенному процессуальным законом. В хозяйственном судопроизводстве возможностей для обжалования действий диверсанта больше, чем в гражданском процессе.

Согласно статье 107 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, имеют право подать кассационную жалобу также лица, не привлекавшиеся к участию в деле, если суд принял решение или постановление, касающееся их прав и обязанностей.

В идеале процессуальное право устанавливает наиболее эффективные пути достижения объективной истины по любому делу и гарантирует успешное выполнение задач судопроизводства. Но на практике приходится сталкиваться и со злоупотреблением правами, предоставленными процессуальным законом.

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов

Гражданин, организация, иные лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом, вправе в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Судебный порядок обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица

Гражданин, организация, иные лица могут в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Граждане, организации и иные лица вправе в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц, а также решений и действий (бездействия) подведомственного Комитету Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга», предоставляющего услугу, регламентируется главой 2.1. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, должностных лиц, государственных служащих Комитета, а также решений и действий (бездействия) подведомственного Комитету Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга», осуществляемых (принятых) в ходе исполнения конкретной государственной функции (предоставления государственной услуги) регламентируется соответствующим Административным регламентам по исполнению государственной функции (предоставлению государственной услуги).

Заявитель может подать жалобу в электронной форме одним из следующих способов:
в личном кабинете на Портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (далее – Портал);
в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

При подаче жалобы в МФЦ формирование электронной жалобы в соответствии с обращением заявителя обеспечивается сотрудником МФЦ, осуществляющим прием документов.

Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которыми ранее были поданы электронные заявления о предоставлении государственных услуг (услуг организаций).

Электронная жалоба должна содержать:

наименование исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
сведения о ранее поданном заявлении о предоставлении услуги, при предоставлении которой были допущены нарушения;
фамилию, имя, отчество (при наличии);
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу и его должностного лица, в том числе сведения о допущенном нарушении;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу,
его должностного лица.

Заявителем могут быть приложены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) Комитетом (СПб ГАУ ЦЗН) в ходе исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), в судебном порядке.

Письменные обращения граждан рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на обжалование процессуальных действий и решений закреплено в Конституции РФ (ч. 2 ст. 46) и возведено в ранг принципа уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК). Реализация данного права, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, является одной из важнейших гарантий конституционного права на судебную защиту и имеет своей целью возможность добиваться исправления допущенных правоохранительными органами и судами ошибок.

Институт обжалования в уголовном процессе на досудебном производстве в общем порядке регламентирован гл. 16 УПК и конкретизируется в иных нормах УПК применительно к конкретным стадиям уголовного процесса, в которых предусматривается реализация данного права (см., например, ч. 1 ст. 103, ч. 5 ст. 148, ч. 1 ст. 209 УПК и др.). Жалобы и представления на судебные решения приносятся в порядке, установленном гл. 45.1, 47.1, 48.1 и 49 УПК (ст. 127 УПК).

Жалоба — это обращение с требованием об устранении нарушений гарантированных законом прав и законных интересов к прокурору, руководителю следственного органа, суду. Предметом жалобы может быть любое действие или бездействие должностного лица в связи с его полномочиями но осуществлению уголовного преследования. Также могут быть обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

Правом на принесение жалобы по уголовному делу обладают все участники уголовного судопроизводства (гл. 6, 7, 8 УПК), а также иные лица, не являющиеся участниками уголовного судопроизводства, если производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Жалоба может быть подана в как в устной, так и письменной форме. Форма жалобы, подаваемой в порядке гл. 16 УПК, законом строго не регламентирована. Однако в жалобе должны содержаться сведения, необходимые для ее рассмотрения: 1) наименование суда или должностного лица, которому подается жалоба; 2) данные о лице, подавшем жалобу; 3) указание на то, какие действия или решения обжалуются; 4) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований, предусмотренных соответствующими положениями процессуального закона; 5) перечень прилагаемых к жалобе материалов; 6) подпись лица, подавшего жалобу.

Если жалоба заявлена при производстве какого-либо следственного действия, то она должна быть отражена в протоколе. Устные жалобы фиксируются в соответствующих процессуальных документах с указанием в них времени составления, содержания жалобы, информации о заявителе и лице, составившем процессуальный документ.

Обвиняемый, подозреваемый, содержащийся под стражей, подает жалобы через администрацию места содержания под стражей, которая обязана немедленно направить прокурору или в суд адресованные им жалобы (ст. 126 УПК). Данная норма получила конкретизацию в Федеральном законе от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в ст. 21 которого сказано, что жалобы на действия и решения суда, липа, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном УПК, не позднее трех дней с момента их подачи.

На досудебных стадиях уголовного процесса (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) предусмотрены две процедуры обжалования:

  • 1) обращение к прокурору или руководителю следственного органа (ст. 124 УПК);
  • 2) обращение в суд (ст. 125 УПК).
  • См., например, определения Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 № 237-0 «По жалобе гражданина Воскресова Николая Михаиловича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 388 и частью третьей статьи 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»; от 25.01.2005 N° 42-0 «По жалобам граждан Астахова Павла Алексеевича, Замошкина Сергея Дмитриевича, Карцевой Веры Константиновны и Костанова Юрия Артемовича на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7 и 123, части третьей статьи 124, статей 125, 388 и 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

При слове «надзор» в памяти неизменно всплывает синяя прокурорская форма и погоны на широких плечах. Однако мало кто знает, что надзор осуществляется и Верховным судом – при разрешении дел, принятых к рассмотрению в порядке надзора. Причём такие дела попадают в суд не только по представлению бдительных прокуроров, но и несогласными сторонами, а также лицами, которые в деле не участвовали, но чьи права и обязанности были прямо затронуты или даже нарушены решением по такому делу.

Однако как обжаловать такое решение и в какие сроки? Кто именно может подать такую жалобу и что в ней должно быть указано?

Настоящая статья не заменит вам опытного юриста, однако самым подробным образом ответит на все вопросы, озвученные выше.

Что такое пересмотр в порядке надзора

Кто, где, когда: порядок подачи жалобы

Что такое пересмотр в порядке надзора

Первое, что необходимо упомянуть – что обжалование акта после его вступления в силу является одной из стадий рассмотрения гражданского дела, которая не носит обязательного характера. Однако она необходима в силу практического применения конституционных прав на справедливое судебное разбирательство и обеспечение прав и свобод. Не всегда принятые судебные акты полностью реализуют принцип правосудия, в силу чего пересмотр решения Президиумом Верховного суда является тем самым механизмом, который позволяет обжаловать решения уже вступившие в законную силу.

Поскольку судебная система в Российской Федерации построена по принципу иерархичности, то обжаловать дело сразу в Верховный суд, потому что оно уже вступило в законную силу — у вас не получится. Для начала необходимо пройти апелляционную и иногда – кассационную инстанции и только затем обратиться в Верховный суд. Именно Верховный суд рассматривает такие дела и выносит по ним судебные акты. Непосредственным рассмотрением занимается Президиум. Однако почему апелляционная инстанция является императивным требованием, а кассация – нет?

Дело в том, что некоторые дела могут рассматриваться в качестве апелляционной инстанции самим Верховным судом. В соответствии с процессуальным законодательством, не могут быть предметом пересмотра в порядке кассации дела, рассматриваемые в апелляционном порядке Верховным судом РФ. К такому выводу пришел Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 29 сентября 2015 года № 22100-О. Конституционным судом была отклонена жалоба гражданина, который устанавливал, что некоторые положения Гражданского процессуального кодекса в своей взаимосвязи противоречат положениям действующей Конституции. Конституционным судом жалоба была отклонена.

В обосновании, суд пришёл к выводу, что надзорный порядок обжалования судебных актов не нарушает иерархию обжалования, вводя лишь ещё один механизм соблюдения законности при вынесении решений по гражданским делам. Если же обязательный порядок не будет соблюдён, то жалоба будет возвращена без рассмотрения. Однако это не означает, что она не может быть подана вновь после устранения всех процессуальных нарушений – в данном случае, если суд, рассматривавший дело в порядке апелляции, придёт к выводам, которые, по вашему мнению, являются неверными, поскольку при рассмотрении дела были допущены нарушения процессуальных или материальных норм.

Как и прокурорский надзор, надзор, который осуществляется Верховным судом в отношении актов, уже вступивших в законную силу, направлен не только на соблюдение прав гражданина или организации, которым или которой была подана жалоба, но и на соблюдение порядка во всей структуре правосудия. Обусловлено это тем, что Верховный суд, являясь вышей инстанцией, обязан блюсти единообразие в толковании и применении законов, что позволит систематизировать судебную практику, тем самым адаптируя не маленькую страну под единое федеральное законодательство.

Кто, где, когда: порядок подачи жалобы

Как уже было отмечено выше, пересмотр судебных актов производится Президиумом Верховного суда. При этом подать жалобу могут либо лица, непосредственно участвующие в деле, либо лица, права которых нарушаются таким судебным актом. Таким лицам необходимо представить убедительные доказательства такого нарушения, в противном случае они не будут являться надлежащим субъектом подачи и Верховный суд откажет в принятии надзорной жалобы.

Однако это вовсе не закрывает вам раз и навсегда путь в Верховный суд – Вы имеете право обжаловать такой отказ напрямую Председателю Верховного суда, либо приложить иные доказательства и отправить жалобу вновь. Кроме того, представление о пересмотре судебных актов может быть также подано Генеральным прокурором РФ, Председателем Верховного суда РФ, а также их заместителями.

Жалоба на вступивший в силу судебный акт может быть подана не позже трех месяцев, прошедших с момента, как судебный акт вступил в силу. Как и любой другой процессуальный срок, при его пропуске, суд все равно может рассмотреть дело, если вам удастся доказать суду уважительность и вескость причин, по которым вы не смогли подать жалобу в срок.

Для того, чтобы жалоба не была отклонена по формальным причинам, необходимо ознакомиться со списком требований, предъявляемым процессуальным законодательством к таким жалобам.

В шапке необходимо указать, что жалоба подаётся в Верховный суд, а также какое положение вы занимали при рассмотрении дела, ФИО, адрес, номер телефона и та же информация о других лицах, участвующих в деле. При этом необходимо указать, какие суды рассматривали дело по всем инстанциям, что оно прошло. Непосредственно в тексте жалобы необходимо изложить решения, которые были приняты такими инстанциями. Важно – вы должны обязательно указать реквизиты спора, в рамках которого подаётся жалоба, а также перечислить, какие именно акты обжалуются.

В самом тексте надзорной жалобы необходимо, помимо прочего, указать, какие именно основания послужили поводом для пересмотра. При этом вам необходимо помнить, что все, что вы указываете, должно быть соответствующим образом подтверждено приложенными доказательствами. Если же вы лицо, не участвовавшее в рассмотрение дела, вам необходимо доказать нарушение ваших прав со стороны обжалуемого акта. Затем необходимо изложить свою просьбу и собственноручно подписать жалобу, либо доверить это представителю с приложением надлежаще оформленных полномочий на совершение этих действий. Вы также должны приложить все судебные акты, чтобы были приняты в рамках этого дела.

Для того чтобы жалоба была рассмотрена судом, вам необходимо оплатить госпошлину. Ее размеры содержатся в Налоговом кодексе РФ и составляют 300 рублей для граждан и 6000 для организаций. Вы обязательно должны приложить доказательства уплаты, в противном случае ваша жалоба будет вам возвращена.

Судья рассматривает поступившую жалобу единолично, основываясь только по тем материалам, которые были приложены к жалобе. Вы можете впоследствии оспорить принятое таким судьей решение касаемо дальнейшей судьбы вашей жалобе напрямую Председателю Верховного суда, однако на практике его решение редко идет вразрез с мнением судьи, который решал, принимать вашу жалобу к рассмотрению или нет.

Вывод

Пересмотр судебных актов в порядке надзора – важная процессуальная стадия, гарантирующая всестороннее соблюдение прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Учитывая повышенную сложность рассмотрения такой категории дел, заручиться поддержкой грамотных и опытных юристов станет верным решением и первым шагом на пути к успешному разрешению дела в вашу пользу.

Чтобы с нами связаться, звоните или записывайтесь на консультацию по телефону: +7 (343) 363 03 98

Защита ваших прав — наша работа.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх