Ограничения по возрасту в кинотеатрах

1 июля минчан ждет масштабный опен-эйр европейского формата «21vek». Кроме Shuma и «Бумбокс», в Минск приедут Земфира, LP, Дельфин и Therr Maitz. Как фестивалю стать семейным и пустят ли туда детей и подростков, если на афишах значится возрастное ограничение «18+», выясняла AFISHA.TUT.BY.

Ответим сразу: хоть на городской музыкальный фестиваль «21vek» и действуют возрастные ограничения 18+, на мероприятие можно пройти и несовершеннолетним, правда, только в сопровождении взрослых. Как сообщили в Мингорисполкоме, вопрос о том, кем именно должны являться сопровождающие, регулируется организатором концерта.

— Если родитель знает, с кем их ребенок, — можно посещать культурно-зрелищные мероприятия в сопровождении взрослых до 23.00.

Это значит, что паспорт на входе могут спросить, но уточнять, кем вам приходится совершеннолетний сопровождающий, не станут. Однако в случае каких-либо происшествий родителям позвонят, и они «должны четко ответить: когда, куда и с кем отпустили своего ребенка».

— Если человеку меньше 18 лет, потенциально он может попасть на фестиваль в сопровождении своих родителей, — рассказывает один из организаторов, директор концертного агентства «Атом Интертеймент» Андрей Алексеев. — Отмечу, «21vek» — мероприятие дневное. Это значит, что дети могут попасть сюда без проблем. Поэтому рекомендуем приходить семьями — детям вместе с родителями.

Резюмируем: если вам нет 18 лет, на фестиваль «21vek» вас должны пустить с родителями. На остальные мероприятия, где стоит ограничение 18+, вас могут пустить и в сопровождении другого взрослого — этот вопрос регулируют организаторы самостоятельно.

Напомним, помимо музыки, на площадке старого аэропорта «Минск-1» в рамках фестиваля «21vek» будут все маст-хэвы интеллигентного опен-эйра: зеленые газоны, фудкорты, развлекательные зоны, а еще тонны света, звука, эмоций и бесконечный музыкальный драйв.

Организаторы предложили публике купить первую партию билетов по цене в 21 рубль. И эта цена будет действовать еще 11 дней — с 1 июня билеты станут дороже и обойдутся желающим в 26 рублей. Поэтому предлагаем купить их прямо сейчас, не выходя за пределы этой страницы на AFISHA.TUT.BY.

Купить билет

«Детям до 16…» — российская мелодрама 2010 года о вступлении подростков во взрослую жизнь.

Главные герои фильма «Детям до 16…» — молодые ребята, вчерашние школьники и нынешние студенты Даша (Лянка Грыу), Лея (Анна Старшенбаум), Кир (Дмитрий Кубасов) и Макс (Павел Прилучный). Их крепкая детская дружба проходит испытание взрослением: первыми признаниями в любви и первыми изменами, первым сексуальным опытом, мечтами, разочарованиями, чужими и собственными ошибками.

В главных ролях снялись молодые актеры, но для каждого из них «Детям до 16» не стал дебютом. Лянка Грыу — дочь известного румынского актера Георге Грыу. Она закончила актерский факультет ВГИКа и активно снималась в кино: «Детям до 16» стал 29-м фильмом в ее карьере. Кинематографический дебют Лянки состоялся в 1992 году в короткометражном фильме «Один». После этого зрители могли ее увидеть в таких фильмах как: «Маленькая принцесса», «Попса», «Возвращение мушкетеров», «Девять признаков измены» и сериалах. У Павла Прилучного за плечами Новосибирское государственное театральное училище, а также Российская академия театрального искусства (ГИТИС). В 2006 году Павел начал сниматься в сериалах, таких как «Путейцы», «Детки в клетке», «Паутина», «Школа №1» и «Клуб», а массовому зрителю он, наверняка, запомнился по роли Доктора, сыгранной им в фильмах «На игре» и «На игре 2».

Павел Прилучный о своем персонаже: «Мой герой достаточно глубокий человек, несмотря на то, что он не думает, несмотря на его поведение и поступки… Я старался сделать его интересным максимально, и в то же время, чтобы он не был похож на Дока (персонаж фильма «На игре» — прим. ред.), мне это было важно. Мне интересно возрастные роли играть, «Детям до 16» опять же, там есть, где нам по 17 лет и в конце самом, когда я выхожу и мне уже 35, с бородкой, там совсем другая причёска… мне нравятся такие…
Анна Старшенбаум успела сняться в сериалах «Тайная стража: Смертельные игры» и «Любовь — не то, что кажется», а так же в фильмах «Школа для толстушек», «Неоконченный урок» и «Скажи Лео». Дебют Дмитрия Кубасова состоялся в 2005 году в сериале «Каменская 4», затем он продолжил сниматься в таких сериалах как: «Гонка за счастьем», «Возьми меня с собой», «Богатая и любимая» и «Дикий». Впервые на большом экране Дмитрий появился в фильме «Груз 200», затем последовали «Жизнь врасплох», «С.С.Д.» и «Сорокапятка». В 2008 году Дмитрий снялся во французском фильме «Озеро» Филиппа Гранрийе.

Режиссером фильма выступил Андрей Кавун, известный зрителям по таким фильмам как: «Охота на пиранью» и «Кандагар», а также работой над сериалами «Ваша честь», «Курсанты», «Команда» и «Вокзал». Продюсерами фильма стали Наталия Клибанова, работавшая над фильмом «Пикап. Съем без правил», Леонид Лебедев и Вадим Горяинов, совместно работавшие над многими российскими молодежными фильмами, в том числе и над картиной «Стиляги», а так же известный продюсер, режиссер и сценарист Валерий Тодоровский. Сценарий к фильму «Детям до 16» написал Олег Маловичко, сценарист фильмов «Пикап: Съём без правил», «About Love», «Домовой», «Реальный папа» и других. Оператором выступил Сергей Михальчук, снимавший «Любовника», «Мамая», «Моя сводный брат Франкенштейн» и другие картины.

Производством фильма занималась компания «Грин Лайт студио» по заказу студии «Красная стрела». Право прокат на территории России приналдежит компании «Наше кино».

Впервые фильм был продемонстрирован на фестивале Кинотавр, а дата выхода в широкий прокат назначена на 16 сентября 2010 года.

Возрастной ценз, или возрастной рейтинг – это инструмент, регулирующий доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. То есть, это система разграничения информационных продуктов на разрешенные и запрещённые для детей. Несмотря на свою, несомненно, полезную идею, увы, система возрастных рейтингов несовершенна. Но к ещё большему сожалению, даже тот положительный эффект, который даёт эта система, многие родители просто игнорируют, приводя детей на несоответствующие их возрасту киносеансы, или давая свободный доступ к современному телевиденью. Учитывая засилье низкосортных и откровенно деструктивных по своему воспитательному посылу фильмов и телепередач, это весьма опрометчивое решение.

К примеру, как отмечается в многочисленных отзывах в интернете, огромное количество несовершеннолетних присутствовали на киносеансах фильма «Дедпул», который имеет рейтинг «18+». По всей видимости, такой эффект был вызван агрессивной рекламной кампанией, ориентированной на молодёжь (что, по сути, является преступлением против общества), а также привычным восприятием большинством взрослых «тематики супергероизма», как детской и подростковой.

Какие смыслы транслировались зрителям через этот фильм, можно узнать из рецензии проекта Научи хорошему. Стоит понимать, когда ребёнок идёт в кино вместе со взрослым, сотрудник кинотеатра может даже не предупредить родителя о наличии высокого возрастного рейтинга, если тот по какой-то причине этого не заметил. Поэтому первое, на что следует всегда обращать внимание при походе в кино или просмотре телевизора с детьми, это наличие возрастного ограничения у фильма.

О том, как работать с системой возрастного рейтинга, почему не стоит ориентироваться на международные стандарты, и какие проблемы есть в отечественной классификации, мы и поговорим в этой статье.

Российская система возрастных рейтингов (используется в кинотеатрах, и на ТВ)

Не должно быть ничего, что могло бы не понравиться родителям – ни секса, ни намёков, ни употребления наркотиков; насилие минимально и осуждается; обязательна победа добра над злом. Под рейтинг подходят детские советские мультики. При этом, хоть эта категория и называется «0+», но с точки зрения физиологического воздействия телевидения на развитие детей начинать показывать мультики ребёнку можно не ранее 2-3-х лет.

Разрешено описание заболеваний человека, кроме тяжелых болезней, ненатуралистичное изображение ненасильственной смерти, а также эпизодическое изображение преступных или антиобщественных действий, но обязательно без оправдания и с явным осуждением. В эту категорию уже могут подойти, к примеру, некоторые более серьезные мультфильмы или фильмы вроде «Тайны Третьей Планеты», «Приключений Электроника» или современных картин по типу «Частное пионерское», «Поддубный» и так далее. А вот популярный мультфильм Миньоны, в котором в самом начале показаны несколько случаев гибели персонажей по вине главных героев, должен был получить более высокие возрастные ограничения, но по факту в российских кинотеатрах он прошёл с цензом – «6+». Почему так случилось, мы поговорим ниже.

Разрешено эпизодическое изображение или описание жестокости без натуралистического показа процесса лишения жизни при условии сострадания к жертве и осуждения насилия, к примеру «Джон Картер», «Мирный воин», «28 панфиловцев». Также допускается изображение или описание антиобщественных действий, в том числе употребление алкоголя, табака и других наркотических средств, при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость их употребления и подразумевается отрицательное отношение к ним (как мы можем понять из практики современного кино, пункт «отрицательное отношение» может игнорироваться).Может присутствовать эпизодическое ненатуралистическое изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания секса.

Разрешено изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику. Отличие от «12+» в том, что допускается не осуждение насилия, при условии, что насилие оправдывается «защитой прав граждан или охранной законов интересов общества и государства». То есть допускается насилие в благих целях, а подстроить сюжет так, чтобы насилие было «в благих целях» не так трудно. Также разрешена информация о наркотических средствах при условии демонстрации опасности употребления таких веществ. Могут использоваться бранные слова, но не мат, а также не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображения или описание половых отношений между мужчиной и женщиной.

Разрешено все, что не запрещено законом.

Учитывая содержание возрастной классификации, следует признать, что картины рейтинга «16+» или «18+» действительно не стоит показывать ребенку 12-лет и так далее. Этому правилу надо следовать даже в тех случаях, если фильм или сериал с рейтингом «16+» посвящён детям или подросткам, по типу кино «Дом странных детей Мисс Перегрин» или российской картины «14+».

Важный момент – в телевизионном вещании ограничение на время трансляции программ есть только у продукции «18+», и даже это не всегда соблюдается. Большая часть развлекательного контента, транслируемого по нашему телевидению, соответствует категории «16+». Чтобы это проверить, достаточно просто пройтись по программе передач с указанием возрастного рейтинга:

Если в вашем доме есть ребёнок, то телевизор в современной ситуации из дома лучше убрать

Некоторые каналы хитрят. И просто обрезают сцены «18+» или добавляют черные квадратики, чтобы прикрыть обнажёнку или насилие. Именно таким образом каналом РЕН-ТВ в дневное время транслируется сериал «Игра Престолов», имеющий рейтинг 18+. Будто бы без графичности этот фильм со многими темами вроде инцеста, убийства беременных и так далее допустим к просмотру детям.

Американская система рейтингов

Желательно также понимать, как устроена американская система рейтингов, так как:

  1. Фильмы и сериалы, которые можно встретить в интернете, могли официально не закупаться Россией и по этой причине у них может не быть российской маркировки, из-за чего остаётся ориентироваться по американскому аналогу.
  2. Не всегда организации, выставляющие рейтинг в России, проверяют продукцию самостоятельно, и периодически просто выдают маркировку, совпадающую с американской, а она не во всём аналогична российской.

Основное отличие американской системы от российской в том, что она не даёт рекомендации по возрасту. То есть, начальные «детские рейтинги» различаются не возрастом, а пониманием родителя, что он хочет показать ребенку.

Рейтинг G означает что фильм не имеет вообще каких-либо спорных тем, и его можно без зазрения показывать детям. По поверхностному описанию, кажется, что это эквивалент нашего 0+. Но мультфильм «Король Лев» или фильм «Хатико» имеют именно эту маркировку. Вопрос – стоит ли трехлетнему ребенку показывать грустную историю о собаке, потерявшей хозяина, или сцену убийства Муфасы? «Некоторые материалы, возможно, не подходят детям» – так звучит описание рейтинга PG. Но выбор того, подходят они или нет, даётся родителям. Здесь не указан возраст детей, а говорится, что возможно, родители не захотят знакомить ребёнка с этим фильмом. Такую маркировку имеет, например, картина «Назад в будущее», экранизации «Гамлета». Впервые указывается возраст, до которого ребёнку не стоит смотреть фильм. Настоятельное предупреждение родителям. Рейтинг R получают фильмы, в содержании которых обязательно содержится материал, предназначенный только для взрослой аудитории. То есть, для нас это уже 18+. «50 Оттенков серого» и «Дедпул» имеют именно такой рейтинг. Второй раз упоминается возраст, до 17 лет этот фильм запрещено смотреть. Здесь может быть даже то, что запрещено российским законодательством (к примеру, порнография).

Американская система рейтингов во многом несовершенна, поскольку в ней в принципе нет категории по типу «0+» с абсолютно безопасным контентом для ребёнка любого возраста. Даже в целом поучительный детский мультфильм или фильм далеко не всегда стоит показывать маленькому ребёнку в силу его неспособности адекватно воспринять и осмыслить какие-то сложные темы.

Проблемы сопоставления систем рейтинга

Американская система рейтингов не эквивалентна российской, тем не менее, как уже было сказано, часто рейтинг в России ставится на уровне с американским: G – как 0+, PG – как 6+, а PG-13 – как 12+. В результате многие картины в кинотеатрах и по ТВ показываются с неверной возрастной маркировкой, занижающей возрастной ценз, принятый в нашей стране.

Кроме того, одна из серьезных проблем американской системы рейтингов в том, что не подвергаются критике или цензуре такие вещи как «затрагиваемые в сюжете фильма темы и отношение к этим темам». Т.е. весь рейтинг держится на анализе того, на что мы смотрим – визуальной части, графичности. В результате одна и та же по смысловому наполнению сцена может иметь рейтинг G, PG или R в зависимости от того, насколько высок уровень реалистичности и графичности демонстрируемого на экране.

Иногда доходит до абсурда – режиссер американских сериалов Джули Плек как-то рассказала, как снятый ей эпизод сериала «порезала» цензура. В серии было показано убийство различными способами 26 человек – отрывание конечностей, головы, избиение до смерти и т.п. Но цензура срезала не эти эпизоды, а постельную сцену, где актёры «слишком реалистично двигались». То есть для цензуры в данном случае важен лишь уровень графичности зрелища, но не сама суть действа, поэтому секс между мужчиной и женщиной из-за реалистичных движений подвергся цензуре, а убийство десятков человек в кадре главными героями – нет. По отечественной системе, разумеется, рейтинг сдвинулся в более высокую категорию именно за упоминание определенных тем и показ положительного к ним отношения, а не только за то, что фигурирует в кадре.

Ещё один важный момент: упоминать извращения, и в частности однополые сексуальные отношения, в России можно только в продукции высокого возрастного ограничения – «18+». В американской системе такого запрета нет, и в фильмах абсолютно детского рейтинга может появиться однополая пара. Кстати, тему ЛГБТ в сериалах и кино отечественная цензура обычно обходит, обрезая, к примеру, поцелуи, но оставляя в кадре саму сюжетную линию, что, по сути, должно сдвигать ценз фильма до «18+», поскольку по закону, нельзя упоминать о ЛГБТ в положительном ключе. Но отечественные цензоры на подобную подачу информации обычно закрывают глаза. Та же история происходит с современной популярной музыкой, вернее с клипами, в которых часто показывают однополые пары, при этом их транслируют в дневное время с маркировкой «16+».

Таким образом, с российской системой всё, к сожалению, тоже не идеально. Хоть она и служит серьёзным барьером, ограничивающим детей от потока деструктивной информации, но на практике зачастую многие положения возрастной маркировки нарушаются, как под влиянием американской системы, так и из-за недобросовестности отечественных прокатчиков.

Яркий пример – фильм «Экипаж», в котором присутствуют постельные сцены, алкоголь, отношения несовершеннолетнего мальчика и его учительницы. При этом официальный рейтинг картины – «6+». Другой пример – российский хит «Легенда №17», в котором присутствуют постельные сцены, абсолютно обнаженная девушка, алкоголь в больших количествах – и снова рейтинг «6+».

Кроме того, многие современные картины, даже если соответствуют формальным признакам детского контента, по факту в воспитательном плане представляют из себя набор «глупостей и вредных советов». С многочисленными примерами можно ознакомиться на сайте «Научи хорошему» в разделах «плохие фильмы» или «плохие мультфильмы».

«Родительский гид» на сайте IMBD

Если по какой-то причине найти российский возрастной ценз трудно (к примеру, вы хотите посмотреть сериал или фильм, переведенный только неофициальным переводом), можно воспользоваться англоязычным ресурсом IMBD. На этом популярном сайте, посвящённом кино, есть такая функция, как родительский гид. Поскольку этот раздел ведётся самими пользователями, в отношении кинопремьер он чаще всего не заполнен, но уже прошедшие фильмы или сериалы можно с помощью него проверить на наличие деструктивной информации. Попасть в этот раздел можно, пролистав страницу с фильмом вниз до пункта «Parents Guide».

«Parents Guide» (пер. «Родительский гид») – это описания недетских сцен, которые зафиксировали зрители и выставили свои уровни оценок по категориям «секс», «насилие», «алкоголь и другие наркотики», «мат» и «пугающие сцены». Если не знаете английского языка эту страницу можно пропустить через интернет-переводчик, красота текста от этого потеряется, но смысл будет понятен. Надеемся, со временем аналогичный ресурс появится и в России.

Советы родителям

Итак, что же делать в связи со сложившейся непростой ситуацией с возрастными рейтингами?

  1. Всегда проверяйте возрастной ценз по российской классификации, если собираетесь повести ребёнка в кино или включить фильм в сети. При невозможности найти возрастную маркировку, воспользуйтесь «Родительским гидом», как показано на слайде.
  2. Если рейтинг выше, чем возраст вашего ребенка, — это причина хорошо задуматься над тем, стоит ли вообще показывать ему фильм. Если возраст вашего ребёнка подходит, перед показом картины детям желательно удостовериться в приемлемости её содержания, посмотрев картину самостоятельно или хотя бы изучив отзывы на сайтах, которым вы доверяете. Подробнее эта тема рассмотрена в лекции «Осознанное восприятие информации».
  3. Не гонитесь за новинками – в кинотеатрах фильмы показывают минимум 2-3 недели. Спустя несколько дней проката уже появляются не только заказные рецензии, публикуемые в рамках рекламной кампании, но и отзывы от обычных зрителей, но основании которых обычно можно составить более объективное представление о содержании картины.
  4. Если в вашем доме есть ребенок, уберите из дома телевизор, так как большая часть телевизионного контента соответствует категории «16+» и крайне деструктивна по своему содержанию.

Подводя итог, следует сказать, что система возрастного рейтинга хоть и не идеальна, но на неё стоит обращать пристальное внимание. Она существует для помощи вам и вашим детям, у неё есть чёткие ограничения, защищающие детей от вредной информации. Также следует постепенно формировать свою личную видеотеку полезных фильмов и не забывать делиться с окружающими примерами хороших картин.

Елизавета Кваснюк

Рекомендуем также ознакомиться с лекциями проекта Научи хорошему

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением
Лекция 2: Осознанное восприятие информации. Идеи и смыслы, продвигаемые кинематографом
Лекция 3: Управление информационными потоками. Воспитание детей мультфильмами

В первой части материала о возрастных ограничениях мы разобрались, по каким критериям фильмам присваиваются действующий в России возрастные ограничения 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Напомним, что за наличие графической маркировки с указанием рейтинга, которая должна появляться в начале каждого фильма и трейлера, а также на всех поступающих в кинотеатр печатных рекламных материалах, отвечает дистрибьютор. Однако и у показчиков есть свои обязательства и нюансы в отношении возрастных ограничений. Рассмотрим, в чем они заключаются.

Основная сложность, связанная с возрастными рейтингами, для кинотеатра заключается в том, что закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не содержит четкой регламентации допуска зрителей на фильмы с рейтингом, превышающим их возраст. Осенью 2015 года представитель одного из российских кинотеатров обратился в департамент кинематографии Министерства культуры с просьбой разъяснить нюансы закона. В официальном ответном письме, подписанным директором департамента кинематографии В.Тельновым, было сказано следующее: «Возрастной рейтинг фильма носит рекомендательный характер и предназначен для родителей, которые, исходя из информации о рейтинге фильма, принимают решение о возможности просмотра фильма их детьми. Закон не содержит нормы о запрете допуска детей в сопровождении родителей на просмотр фильма с любым рейтингом, поскольку именно родители несут гражданскую ответственность за воспитание и благополучие своих детей, за их информационную безопасность. Порядок допуска детей в кинотеатр без родителей или их законных представителей определяется администрацией кинотеатра самостоятельно. Дети без родителей на просмотр фильмов с возрастной категорией 18+ не допускаются». Таким образом, рейтинг 18+ носит запретительный характер, а ограничения от 0+ до 16+ – рекомендательный. Тем не менее, многие показчики в ситуациях, когда взрослые приводят своих детей на сеанс фильма, рейтинг которого превышает их возраст, на всякий случай просят родителей написать расписку о согласии, а детей, пришедших самостоятельно, все же не пускают на фильмы, относящиеся к категории не только 18+, но и 16+.

Как мы уже отмечали, все печатные рекламные материалы, распространяемые на территории кинотеатра, обязательно должны иметь маркировку с возрастным рейтингом – за ее наличие отвечает прежде всего дистрибьютор, высылающий рекламу. Однако иногда фильмы при выдаче прокатного удостоверения получают возрастное ограничение, отличное от того, на которое рассчитывал прокатчик при отправке рекламных материалов. В таком случае показчику резонно самому оперативно исправить маркировку – по крайней мере, на стендах и постерах.

Еще один важный момент, который стоит учитывать относительно возрастных ограничений, касается прикрепления трейлеров. Все ролики, прикрепляемые дистрибьютором к своему релизу, носят идентичный или более низкий рейтинг. Те же условия должен соблюдать и показчик – то есть, к семейному фильму с рейтингом 6+ прикреплять трейлеры с рейтингами 12+, 16+ или 18+ нельзя. И наоборот, к релизу с максимально взрослым рейтингом можно прикрепить ролик с любым возрастным ограничением.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх