Охранная зона памятников культурного наследия

Памятники оградят защитными зонами

14.05.2015

Совет Государственной думы России принял 12 мая 2015 года решение внести на рассмотрение нижней палаты российского парламента законопроект (№ 682357-6) о внесении изменений в Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Законопроект, иницированный группой депутатов Госдумы (Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичевым, Е.И. Кузьмичевой, Е.Н. Сенаторовой, З.Я. Рахматуллиной, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, М.А. Кожевниковой, И.В. Белых, М.М. Сафиным) и членом Совета Федерации С.Е. Рыбаковым, дополняет действующую ныне систему зон охраны объектов культурного наследия понятием «защитная зона».

Согласно законопроекту, установление защитной зоны – временная мера, предназначенная для памятников, которые не имеют разработанных и утвержденных в установленном порядке зон охраны. Ограничения хозяйственной деятельности на территории защитной зоны действуют с даты вступления в силу решения о включении объекта культурного наследия в госреестр — до разработки и утверждения «регулярных» зон охраны.То есть режим защитной зоны начинает работать автоматически после постановки объекта под госохрану.

Защитная зона имеет три важных отличия от ранее предусмотренных законодательством зон охраны.

Во-первых, законопроект однозначно определяет, что в пределах защитной зоны «устанавливается режим, запрещающий строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, связанную с изменением их объемно-пространственных характеристик» — без оговорок о какой-либо «регенерации». То есть режим защитной зоны строже режимов охранных зон, не говоря уж о зонах «строгого регулирования» или охраняемого природного ландшафта.

Во-вторых, защитные зоны устанавливаются не для всех видов объектов культурного наследия, а только для памятников и ансамблей, да и то «за исключением объектов археологического наследия, некрополей, кладбищ и отдельных захоронений, а также произведений монументального искусства».

В-третьих, состав и территория защитных зон определяется не проектом, а фиксированным в тексте законопроекта расстоянием. С помощью следующих расчетов и измерений:

«Для памятников, расположенных в границах населенного пункта, граница защитной зоны устанавливается от внешней границы территории памятника и составляет 100 метров, вне границ населенного пункта – 200 метров.

Для ансамблей, расположенных в границах населенного пункта, граница защитной зоны устанавливается от внешней границы территории ансамбля и составляет 150 метров, вне границ населенного пункта – 250 метров.

В случае отсутствия утвержденной границы территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, граница защитной зоны устанавливается от линии внешней стены памятника, либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию, и составляет 200 метров, вне границ населенного пункта – 300 метров».

Поскольку геометрию не обманешь и не подкорректируешь с помощью экспертных ухищрений, такие временные режимы и границы во многих случаях на практике могут оказаться надежнее, чем прошедшие историко- культурную экспертизу «полноценные» зоны охраны.

Законопроект может быть рассмотрен Госдумой в первом чтении в ближайшие дни.

Досье. Согласно «Пояснительной записке» к законопроекту, он разработан «во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20.08.2012 № Пр-2217 о правовой охране музеев-заповедников, достопримечательных мест и иных объектов культурного наследия». «Решением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. № А4-15574 поручено разработать упрощенные механизмы установления зон охраны объектов культурного наследия в целях внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

По статистике, зонами охраны обеспечены лишь 14,58% объектов культурного наследия России; что касается зон охраны, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, т.е. пригодных к внесению в кадастр — не более 5%.

Уважаемые посетители сайта

Портал государственных услуг Российской Федерации можно найти по адресу www.gosuslugi.ru. Региональный портал государственных и муниципальных услуг доступен по адресу www.gosuslugi.astrobl.ru.

На этих сайтах можно получить популярные госуслуги за считанные минуты. Например, оставить заявку на получение загранпаспорта, оплатить штраф ГИБДД или оформить заявление на получение материнского капитала.

Мы гарантируем конфиденциальность полученной от Вас информации. Она будет использоваться только в обобщенном виде.

В целях экономии времени на поиск информации о муниципальных и государственных услугах, этапах их прохождения для Вас разработан путеводитель (сборник кратких инструкций), описывающий последовательность прохождения процедур в рамках получения услуг. Перейдя по ссылке вы можете воспользоваться данным путеводителем по порядку предоставления муниципальных и государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.

Перейдя на страницу для голосования, пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос анкеты и выберите вариант ответа, который максимально близок Вашему мнению. В некоторых вопросах Вы можете выбрать сразу несколько вариантов ответа и даже самостоятельно написать то, что думаете. Для нас важно знать Ваше личное мнение.

Глава МО «Красноярский район» Н.И. Байтемиров

Нужно ли разрешение на установку забора

Согласно этим строительным нормам, устройство глухих ограждений, но не более 2,5 м высоты, допускается только со стороны улиц и проездов. Ограды между отдельными участками возможны только сетчатые или решетчатые. Такое требование связано с тем, что глухой забор может затенять растительные посадки на соседнем участке, а зимой в зоне глухого забора растения подвергаются воздействию холода сильнее. Устройство оград другого типа, помимо указанных сетчатых и решетчатых, возможно только при наличии обоюдного согласия обоих соседей, оформленного в письменном виде, согласованного и заверенного Правлением садового товарищества.

Самым сложным, по количеству необходимых документов и сложности прохождения по инстанциям, является оформление документов на разрешение на установку забора на участке в черте города. Владельцы частных земельных участков, находящихся в городской черте, по понятным причинам, не могут строить заборы, такие, какие им хочется. Ограждение участка, как сооружение, должно быть безопасным для окружающих пешеходов. Возведенное оградительное сооружение не должен создавать помех для движения транспорта.

Если вы — владелец хутора, от которого до ближайшего соседа несколько километров, то в местной администрации на вас посмотрят с удивлением, когда явитесь получать разрешение на забор вокруг своего участка. Чем ближе к городам, тем более к крупным, тем разрешение на строительство забора становится более ответственной процедурой. Если разрешающие документы не получены, а забор возведен, или ограждение не соответствует нормам, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа и предписание сноса неправильного забора. Возможно, некоторые советы помогут избежать таких неприятностей.

Внешний вид ограды обязан гармонировать с экстерьером окружающих строений, особенно, если это историческая застройка, или здания, имеющие художественную и архитектурную ценность. Технические параметры — высота и пр. должны находиться в соответствии с требованиями действующих строительных, пожарных и санитарных норм. Кроме разрешения на строительство, необходимо и разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию. Если помимо строительства самого ограждения, планируется постройка дома, то необходимо строительство временного строительного забора на период строительства, отвечающего требованиям безопасности строительной площадки.

Состав списка документов, требуемых для строительства, зависит местных распоряжений и указов, но, в целом, следующий:

  • документ, подтверждающий право собственности;
  • геодезический план участка и прилегающей территории, выполненный в масштабе 1:500;
  • проект вертикальной планировки участка, если таковая предполагается;
  • схемы устройства конструкции в разрезах (масштаб 1:50);
  • внешний вид ограждения;
  • пояснительная записка, объясняющая техническое устройство сооружения с проведенными расчётами прочности;
  • другие документы по требованию.

Энгельс (Покровск)

Бык-солевоз — памятник открыт в 2003 г. Символ города Энгельс — бык с чашей соли на спине. Скульптурная композиция олицетворяет историю основания слободы Покровской в 1747 году в качестве перевалочного пункта доставки соли с озера Эльтон.

Памятник-символ героям — ликвидаторам последствий ядерных катастроф. — торжественное открытие памятника было 26 апреля 2008 года. Создан по инициативе Энгельсской районной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» при активной поддержке администрации Энгельсского муниципального района. Скульптурная группа выполнена из бетона и полимерных материалов. Расположен в сквере перед Домом Культуры «Дружба».

Архитектурный комплекс «Гагаринское поле» — возведен вблизи деревни Смеловка в 27 километрах к югу от Энгельса на месте приземления Юрия Гагарина. Гагаринское поле стало традиционным местом празднования Дня космонавтики. Архитектор А.Е. Антоненко разработать проект оформления места приземления. К 20-летию первого космического полёта к обелиску добавили фигуру Гагарина, выполненную местным скульптором К.А. Матвеевой.

В 1962 году были построены два кинотеатра «Спутник» и «Восток» От первого в наше время осталось просто здание, второй кинотеатр не дожил до наших дней. В 1966 году в городе Энгельсе насчитывалось 4 кинотеатра, 19 клубов, два Дома культуры, 75 библиотек всех ведомств, 16 киноустановок, 5 музыкальных школ, 2 парка, краеведческий музей.

Памятник В. Хомяковой — открыт в 1991 году. Памятник — летчице, погибшей при защите неба Поволжья, сооружен на средства, заработанные учащимися средней школы № 5. Расположен во дворе школы № 5.

В 1931 году город был переименован в Энгельс, в честь философа и общественного деятеля Фридриха Энгельса.
Также в 1931 году началось, а в 1937 году закончилось строительство мясокомбината одного из крупнейших в стране. Бывшие железнодорожные мастерские были преобразованы в Покровский механический завод, который выпускал контейнеры, а затем освоил выпуск снегоочистителей и снегоуборочных поездов. В 1934 году вступил в строй машиностроительный завод.
В декабре 1938 года торжественно открылся новый красивый кинотеатр «Родина» на 500 мест, до сих пор один из лучших кинотеатров Саратовской области.

Успенский собор в Смоленске и достопримечательности Соборной горы

В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, — в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря. — «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.; цит. с сайта sobory.ru

В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Однако после оккупации Смоленска в Великую Отечественную войну она безвозвратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перевезенная из церкви Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.

В 1728 году архиепископ Гедеон принял решение о продолжении строительства собора. Архитектором, как считается, был назначен Антон Иванович Шедель, сын русского архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (около 1680-1752). Но здесь кроется одна загадка. Версию о том, что новый собор строил Антон Иванович Шедель, выдвинул С.Д.Ширяев*.

Вид на север: крепостные стены и заднепровская часть Смоленска

Торжественная закладка нового Успенского собора Смоленска состоялась 2 августа 1677 года. Строительство шло быстро, и уже через 1,5 года стены поднялись до уровня окон. За усердие царь даже возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Однако в 1677 году работы были приостановлены. Причиной послужило то, что из-за недостатка материалов Корольков не стал возводить стену за иконостасом. Иконостас оказался не соединен с капитальными стенами собора и отошел от них по всей высоте. Был принят указ о прекращении строительных работ.

Разрешение на строительство памятника

Размер средств на содержание заказчика (заказчика-застройщика) должен содержаться в сводном сметном расчете стоимости строительства. Расчет служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Он составляется в целом на строительство (Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденная постановлением Госстроя РФ от 5 марта 2004 года № 15/1). Расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость объектов (п. 1.4 Положения № 160).

6) рассчитываем фактическую себестоимость строительства, приходящуюся на каждого инвестора:

Договор подряда – соглашение, по которому подрядчик обязуется выполнить определенную работу по заданию заказчика, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

ДЕБЕТ 86 субсчет «Полученные целевые средства» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по списанию затрат на внешние коммуникации»

18. Временные конторы строительных участков, поездов, строительно-монтажных управлений и подобных организаций.

Градостроительный регламент – совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны; предпочтения и ограничения (в том числе обременения, запрещения и сервитуты) изменения состояния и использования территории, включая недвижимость.

Парадоксы объектов культурного наследия: когда собственник не знает, чем владеет

Конфликты и судебные разбирательства, связанные со строительством на земельных участках, относящихся к охранным зонам памятников истории и культуры, — не редкость. Однако далеко не всегда землевладельцы делают это умышленно. Некоторые из них, приобретая землю и начиная строительство, могут даже не знать о том, что их участок относится к особой территории и имеет обременение. Почему так происходит? Может ли покупатель или собственник земельного участка оградить себя от таких рисков? Удастся ли выяснить это, получив выписки из ГКН и ­ЕГРП? Авторы статьи отвечают на эти и другие вопросы.

На протяжении уже нескольких лет возникают конфликты в связи со строительством землепользователями объектов недвижимого имущества в охранных зонах объектов культурного наследия. Некоторые из таких конфликтов получают широкое освещение в прессе, как, например, скандал со строительством в охранной зоне памятников культуры, расположенных в Московской области, — древнего города Радонеж в Загорском районе, музея-усадьбы «Архангельское» в Красногорском районе. Но большинство подобных конфликтов остаются неизвестными широкой пуб­лике.

Причина нарушений далеко не всегда кроется в умысле. Часто собственники земельных участков, осуществляя строительство в охранных зонах объектов культурного наследия, даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Нередко они узнают об этом, только когда органы, уполномоченные в сфере охраны памятников культуры, или органы местного самоуправления обращаются в суды с исковыми заявлениями о сносе таких зданий как самовольных построек.

Одна из причин подобной неосведомленности заключается в том, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия не включены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Принимая во внимание большое количество охранных зон, для справедливого разрешения возможных конфликтов между землепользователями и органом, уполномоченным в сфере охраны памятников истории и культуры, необходимо квалифицировать правовую природу охранной зоны объекта культурного наследия, а также определить момент наступления правовых последствий установления такой охранной зоны.

Узнать об охранной зоне по сведениям из ГКН и ­ЕГРП практически невозможно

Охранная зона — это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную дея­тельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № ­73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон о памятниках истории и культуры).

Действующее законодательство не содержит определения термина «регенерация» историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия либо каких-либо критериев отнесения к такой регенерации нового строительства. По смыслу Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315) под регенерацией историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия понимается ее восстановление. При этом правоприменительная практика складывается таким образом, что отнесение нового строительства к регенерации осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, уполномоченными в сфере охраны памятников истории и культуры.

По общему правилу собственник земельного участка вправе возводить на земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, соору­жения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ). Однако установление режима охранной зоны в отношении земельного участка фактически лишает собственника права на осуществление строи­тельства на таком земельном участке без получения дополнительного разрешения уполномоченного органа государственной власти либо местного самоуправления.

Земельный кодекс РФ (п. 1 ч. 2 ст. 56) признает установление в отношении земельного участка охранной зоны объекта культурного наследия обременением права собственника такого участка. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) под ограничением (обременением) права понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других). Таким образом, по своей правовой природе установление режима охранной зоны является ограничением прав собственника.

При рассмотрении споров важным является установление момента возникновения такого режима и сопутствую­щих ограничений. В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в ЗК РФ изменений Федеральным законом от 21.07.2011 № 257-ФЗ, далее — Закон № 257-ФЗ) ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации. Согласно действующей в настоящее время редакции указанной нормы ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой госрегистрации прав является день внесения записей о правах в ­ЕГРП. Соответственно, ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением в отношении земельного участка режима охранной зоны, могут воз­никнуть только после этого момента.

Госрегистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в пуб­личных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости (ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации). Росреестр уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня регистрации. Таким образом, до принятия Закона № 257-ФЗ ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением режима охранной зоны в отношении такого земельного участка, возникали только после внесения сведений о соответствующих ограничениях в ­ЕГРП.

К сожалению, после принятия Закона № 257-ФЗ ситуация вокруг установления ограничений прав собственников земельных участков в связи с распространением на такие земельные участки режима охранной зоны объекта культурного наследия стала более запутанной.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия. В отношении объектов культурного наследия федерального значения это делает орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения это происходит в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Закона о памятниках истории и культуры). При этом ни Закон о памятниках истории и культуры, ни иной федеральный закон не содержат требования о внесении сведений об установлении охранной зоны в ГКН и (или) в ­ЕГРП.

Покупатели и собственники могут неожиданно узнать о принадлежности участка к охранной зоне

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, далее — Положение). Этот до­кумен­т предусматривает, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН) и представляются в кадастровую палату (ФГБУ «ФКП Росреестра»). Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации (п. 18 Положения).

Необходимо обратить внимание на то, что указанная норма выходит за рамки отношений, регулируемых Положением. Оно устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее — объекты культурного наследия), а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон (п. 1.1 Положения, ч. 4 ст. 34 Закона о памятниках истории и культуры). Границы охранной зоны устанавливаются нормативно-правовым актом уполномоченного органа влас­ти, принимаемым на основании разработанного в соответствии с Положением проекта зон охраны объекта культурного наследия. Следовательно, установление в Положении требований к процедуре принятия такого акта и регистрации обременений, установленных таким актом, неправомерно.

В настоящее время существует конфликт правовых норм. Действующее положение ЗК РФ предусматривает, что обременение прав собственников земельных участков подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако федеральные законы, регулирующие порядок установления охранных зон объектов культурного наследия, не содержат требования о регистрации обременений, возникающих в связи с установлением таких зон. При этом такое требование устанавливается подзаконным актом — постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315.

Таким образом, действующее законодательство не содержит обязанности регистрировать обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны объекта культурного наследия. Неясным остается также вопрос о действительности соответствующих обременений, установленных еще до принятия Закона № 257-ФЗ, но не прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

Правоприменительная практика, как правило, признает обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны возникшими с даты принятия нормативно-правового акта, утверждающего такие границы (например, апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-12985/2014, решение Щекинского районного суда Тульской области от 29.03.2013 по делу № 2-117/2013 о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести ее).

По нашему мнению, госрегистрация обременений прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких участков режима охранной зоны является необходимым условием обеспечения прав таких собственников и поддержания нормального оборота земельных участков. Нередки случаи, когда устанавливае­мые границы охранных зон объектов культурного наследия включают в себя целые поселения. При этом внесение в ­ЕГРП сведений о таких ограничениях является в настоящее время скорее исключением, а не правилом. Тем самым лицо, приобретающее земельный участок, расположенный рядом с объектом культурного наследия, несет риск невозможности застройки участка в связи с его нахождением в границах охранной зоны объекта культурного наследия. Более того, этот риск остается даже при отсутствии в ­ЕГРП сведений об обременениях участка.

Несмотря на то, что в соответствии с Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. приказом Министерства культуры РФ от 03.10.2011 № 954) сведения, в том числе о наличии зон охраны объектов культурного наследия, должны предоставляться по запросам физических и юридических лиц бесплатно, на практике очень немногие собственники земельных участков обращаются в Минкультуры России (как и в управления культуры соответствующих субъектов РФ или органы местного самоуправления) с подобными запросами при наличии правоустанавливающих до­кумен­тов на земельные участки, которые не содержат сведений о каких-либо обременениях таких участков.

На наш взгляд, норма, предусматривающая обязательность регистрации обременений в связи с установлением в отношении земельного участка режима охранной зоны, включена в Положение с целью ликвидации возникшего пробела законодательства. Но чтобы данное Положение стало обязательным для исполнения, необходимо, чтобы такое правило появилось на уровне федерального закона.

В Госдуму внесен законопроект, который должен решить проблему

В настоящее время на рас­смотрении Госдумы находится законопроект № 642612-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (внесен 06.11.2014), который предусматривает разработку специальных карт (планов) зон с особыми условиями использования территорий. Этот законопроект прямо не предусматривает перечень объектов и характер таких зон, однако он предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Эти изменения должны включать в себя возможность внесения по инициативе собственника объекта, функционирование которого требует установления зон с особыми условиями использования территорий, сведений о таких зонах в ГКН.

Законопроект в его текущей редакции, по нашему мнению, не сможет в полной мере решить проблему внесения информации об обременениях прав на земельные участки в ГКН. Возможность внесения таких сведений в ГКН есть и при имеющемся регулировании данной проблемы. Вместе с тем при должной переработке содержания проекта шанс на разрешение проблемы есть. В частности, речь идет о введении положений об обязанности собственника объекта недвижимости по внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ГКН, установлении предельного срока для такого внесения, установления гарантии необязательнос­ти ограничений, вытекающих из установления такой зоны, для третьих лиц до внесения информации в ГКН. При указанных поправках законопроект может внести значительный вклад в обеспечение прав собственников и покупателей земельных участков, расположенных в охранных зонах объектов культурного наследия.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх