Охраняемые территории

не действует Редакция от 14.03.1995 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.03.95 N 33-ФЗ «ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф
Номер документа 33-ФЗ
Дата принятия 22.03.1995
Дата редакции 14.03.1995
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «Российская газета», N 57, 22.03.95
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 12, ст. 1024
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.03.95 N 33-ФЗ «ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

Раздел III. Национальные парки

Статья 12. Общие положения

1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

2. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

3. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

4. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

5. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.

6. Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

7. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Статья 13. Основные задачи национальных парков

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Статья 14. Порядок образования национальных парков

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков

1. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, предназначенная для отдыха;

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

е) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

3. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

4. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

С национальными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Статья 16. Особенности правового положения национальных парков

1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

2. Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:

а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;

б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;

в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.

4. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.

5. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

6. Национальные парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий национальных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Национальные парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики национальных парков устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений и копий природных историко-культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территориях национальных парков, ценностей из музейных фондов национальных парков осуществляется с разрешения дирекций национальных парков.

9. Расположение национальных парков на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения их территориальной целостности или изменения статуса.

Статья 17. Организация обслуживания посетителей национальных парков

1. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.

2. При наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки.

3. Владелец лицензии представляет на утверждение дирекции национального парка и государственного органа, в ведении которого находится национальный парк, проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.

4. Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определяется Правительством Российской Федерации.

25 июля Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ. Документ прошел первое чтение в 2015 году, однако был принят только этим летом после того, как был донастроен депутатскими поправками. Президент РФ Владимир Путин подписал этот закон 3 августа.

Особо охраняемые природные территории – что это?

В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», это «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение». Эти участки полностью или частично изъяты по решению властей из хозяйственного использования и относятся к объектам общенационального достояния. Кроме того, для этих участков установлен режим особой охраны.

Какие бывают особо охраняемые природные территории?

В зависимости от особенностей режима особо охраняемых природных территорий выделяются следующие их разновидности:

  • государственные природные, в том числе биосферные, заповедники (например, Алтайский природный биосферный заповедник);
  • национальные парки (например, Валдайский национальный парк);
  • природные парки (например, «Ленские столбы»);
  • государственные природные заказники (например, «Ярославский»);
  • памятники природы (например, Долгая коса в Краснодарском крае);
  • дендрологические парки и ботанические сады (например, Хабаровский дендрологический парк).

Как отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов Бурматов
Владимир Владимирович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0190 (Металлургический – Челябинская область) , всего в России 13 тысяч таких особо охраняемых природных территорий. Это 12% всей территории страны.

Какие правила посещения особо охраняемых природных территорий?

В соответствии с принятыми поправками, посещать особо охраняемые природные территории можно по установленным для таких зон правилам особой охраны. Так, люди, не проживающие в населенных пунктах в границах особо охраняемых природных территорий, могут посетить эту зону либо за плату, либо бесплатно. Порядок определения этой платы или освобождения от нее устанавливается Правительством РФ.

Важным моментом в нововведениях станет то, что теперь в законодательстве прописано, что плата за посещение таких территорий не будет взиматься с людей, проживающих на территории, в том числе с представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – тех, кто живут на этих территориях исторически.

«Доходило раньше до маразма. Людей, которые там по триста лет живут, у которых там все родственники живут, — их заставляли платить за вход на эту территорию. Но этот закон это снимает», — отмечал Владимир Бурматов.

В чьей собственности находятся эти территории и как их защищают?

Как указывается в принятом законе, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах особо охраняемых природных зон, находятся в федеральной собственности.

Особо отмечается, что эти земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Также теперь строго запрещен перевод земель, находящихся в границах особо охраняемых природных зон, из одной категории в другую. Это позволит защитить эти земли от застройки отелями, гостиницами, спортивными сооружениями и т. п. Как отмечал Владимир Бурматов, так часто делали «нечистые на руку бизнесмены» — переводили земли охраняемых зон в лесной фонд, а после постепенно начинали застройку.

Кроме того, теперь в законе прописано, что на территориях национальных парков запрещается строительство объектов спорта, являющихся объектами капстроительства, связанных с ними инженерной и транспортной инфраструктур, размещение скотомогильников, а также свалок.

Физические и юридические лица, арендующие земельные участки на территориях национальных парков, должны ежегодно проводить мероприятия по предотвращению нанесения вреда животным, растениям и окружающей среде, а также направленные на соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков. Эти мероприятия должны быть согласованы с ФГБУ, осуществляющим управление национальным парком. Перечень таких мероприятий утверждается ФОИВом, в ведении которого находятся национальные парки.

Какие дополнительные полномочия появились у госинспекторов в области охраны окружающей среды?

Теперь государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении служебных обязанностей пользуются теми же правами, что и должностные лица, осуществляющие федеральный лесной надзор, охотничий надзор, надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Также в соответствии с законом госинспекторам в области охраны окружающей среды разрешили носить охотничье оружие. Кроме того, госинспекторы получат служебные удостоверения и форменную одежду установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти образца.

Какие государственные природные заповедники преобразуются в национальные парки?

Законом предусматривается преобразование в национальные парки следующих государственных природных заповедников:

  • Тебердинский государственный природный биосферный заповедник;
  • государственный природный заповедник «Столбы»;
  • государственный природный биосферный заповедник «Командорский»;
  • государственный природный заповедник «Гыданский».

Также устанавливается порядок такого преобразования и запрет на изменение границ указанных заповедников в процессе их преобразования.

В Главгосэкспертизе России уточнили, что до 2020 года представленный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения следует использовать при подготовке материалов инженерно-экологических изысканий и при разработке мероприятий по охране окружающей среды.

Перечень, сформированный в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, находящихся в ведении Минприроды России, включает 91 позицию. Среди них — муниципальные образования субъектов Российской Федерации, в границах которых имеются ООПТ федерального значения, их охранные зоны, а также территории, зарезервированные под создание новых ООПТ федерального значения. Ознакомиться с Перечнем можно, в том числе, в разделе «Важная информация» на официальном сайте Главгосэкспертизы России.

Необходимость в распространении списка была вызвана тем, что ежегодно в Минприроды России поступает до 10 тысяч запросов о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) особо охраняемых природных территорий федерального значения на участках предполагаемого осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Данные перечня необходимы при проведении инженерно-экологических изысканий, в связи с чем, как пояснили в Главгосэкспертизе, учреждение считает возможным его использование при проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с соответствующим указанием в экспертных заключениях до 2020 года.

Кроме того, Главгосэкспертиза рекомендует заинтересованным лицам обращаться в Минприроды России только при проектировании объектов на территориях, граничащих с представленными в Перечне административно-территориальными единицами субъектов РФ, с целью определения минимального расстояния объектов до границ ООПТ федерального значения, оценки возможного влияния планируемой деятельности на данные территории, а также обеспечения соблюдения правового режима охранных зон ООПТ федерального значения.

Заказники представляют собой природные комплексы, ценные в природоохранительном, экологическом и эстетическом отношениях и предназначенные для сохранения, воспроизводства и восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других. Их режим устанавливается индивидуальным положением по согласованию с землепользователями. В 1992 г. утверждено Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации.

ЗАКАЗНИК — особо охраняемая территория, созданная для восстановления плотности популяций одного или нескольких видов животных или растений. 3. создается на время, достаточное для восстановления популяций охраняемых видов.

ЗАКАЗНИК (3.)— временно охраняемая природная территория, создаваемая для восстановления популяции одного или нескольких видов растений или животных, либо для охраны любых интересных и редких природных объектов. Все виды растений и животных, которые не входят в число охраняемых в 3., могут использоваться в соответствии с экологическими нормативами. На долю 3. приходится около 60% всей территории ООПТ РФ. Различают 3. федерального и регионального подчинения, их число составляет соответственно 68 и 2976. Основные животные, которые охраняются в 3.: бобр, лось, кабан, косуля, соболь, ондатра, боровая и водоплавающая дичь. Кроме того, некоторые 3. создаются с целью охраны палеонтологических, геологических и гидрологических объектов. Самый северный 3. страны — Земля Франца-Иосифа, имеющий площадь 42 тыс. км2, — создан для охраны моржей, белых медведей и различных птиц, в том числе образующих большие гнездовья, так называемые птичьи базары. В этом 3. запрещен не только промысел охраняемых животных, но и всякая наносящая вред природе хозяйственная деятельность (бурение с целью поиска нефти и газа, испытание оружия и т. п.).

Заказник — природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других.

Заказники — участки природной территории (акватории), предназначенные для охраны природных ландшафтов или ценных объектов живой природы. Они могут быть федерального или регионального значения, где предусмотрены различные формы заказного режима. К ним относятся: комплексные (ландшафтные), геологические, гидрологические (морские, речные, озерные, болотные), биологические (ботанические, зоологические).

В России заказниками объявлены территории или акватории, на которых в течение ряда лет (или постоянно) в определенные сезоны или круглогодично охраняют некоторые виды животных, растений или часть природного комплекса. Хозяйственное использование остальных природных ресурсов разрешается в такой форме, которая не причиняет ущерба охраняемому объекту или комплексу.

Заказники преследуют цель сохранения примечательных ландшафтов, восстановления и воспроизводства отдельных компонентов природных комплексов. В отличие от заповедника земли заказника не изымаются у землепользователя, ограничиваются только на определенный срок отдельные виды деятельности (распашка, рубка леса, сенокошение, охота, рыболовство, туризм и пр.). Больше всего зоологических и ботанических заказников.

Заказник природный (от старорус. «заказать», «запретить») — территория (акватория), на которой ограничивается природопользование и другая деятельность человека в целях охраны отдельных видов животных, растений, водных, земельных объектов и т. д. В России существуют охотничьи, рыбохозяйственные, геологические, ландшафтные и другие виды заказников.

Заказник — это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками, постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, запрещена любая хозяйственная деятельность, ведущая к нарушению ландшафта, но может быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видов животных.

Заказники создаются как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Если государственный природный заказник образуется на изъятых у землепользователей участках, то земельный участок, на котором располагается такой заказник, будет являться либо федеральной собственностью, либо государственной собственностью субъекта РФ (в зависимости от значения заказника). Участки, не изъятые у землепользователей, могут принадлежать им на праве частной собственности.

ЗАКАЗНИК БИОЛОГИЧЕСКИЙ (ботанический, зоологический, фаунис-тический) — территория, выделяемая для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном, культурном отношении, а также редких и исчезающих видов животных или растений.

ЗАКАЗНИКИ — участки природных территорий, в пределах которых (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны ценных объектов живой природы.

Заказник — это природный комплекс, который предназначен для сохранения одного или нескольких видов животных или растений при ограниченном использовании других. Существуют ландшафтные, лесные, ихтиологические (рыбы), орнитологические (птицы) и другие типы заказников. Обычно после восстановления плотности популяции охраняемых видов животных или растений заказник закрывают и разрешают тот или иной вид хозяйственной деятельности. В России ныне насчитывается более 1600 государственных природных заказников с общей площадью свыше 600 тыс. кв. км.

ЗАКАЗНИКИ — участки природных территорий, в пределах которых (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности человека для обеспечения охраны одного или нескольких ценных объектов живой природы или живописных типов ландшафта. В СНГ в настоящее время около 3000 заказников, занимающих площадь около 40 млн га. Они могут быть различного назначения: комплексные, ботанические, геологические, гидрологические, зоологические и др. В нашей стране система заказников широко используется в охотничьем хозяйстве и служит средством увеличения численности охотничьепромыс-ловых животных. Республиканские заказники организуются сроком до 10 лет, а местные до 5 лет. В случае необходимости срок заказа может быть продлен.

Природные заказники являются наиболее перспективными типами малых О О ПТ, поскольку не требуют больших затрат по их обустройству и исключения из хозяйственного использования больших но плохцади земель.

Такие сообщества, определяемые высоким плодородием почв характерны для более южных районов. Здесь же обитает не характерный для тайги заяц-русак.

На склонах природного заказника Воробьевы горы была обнаружена популяция дремлика численностью 93 особи в разнотравных тополевых насаждениях. На участке выражен подрост рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia L.), липы мелколистной (Tilia cordata Mill.), дуба обыкновенного и клена остролистного. Общее проективное покрытие травяного яруса 50-70 %. В нем встречаются золотая розга (Solidago virgaurea L.), гравилат городской (Geum urbanum L.), сныть обыкновенная (Aegopodium podagraria L.), недотрога мелкоцветковая (Impatiens parviflora DC.), яснотка белая (Lamium album L.) и пятнистая (Lamium maculatum L.), живучка ползучая, норичник шишковатый (Scrophularia nodosa L.), злаки и другие виды. В составе популяции (правосторонний спектр) значительно преобладают генеративные особи (92,5 %), вегетативные — 3,2 %, ювенильные и им-матурные в сумме 4,3 %. Плотность популяции — 1,9 экз./кв. м. Кроме того, отдельные генеративные особи дремлика были обнаружены еще в двух местах на склонах заказника, причем на значительном расстоянии от ранее описанной популяции.

Необходимы организация заказника и наблюдение за состоянием популяций.

ЗАЙМИЩЕ — пойменный луг. ЗАКАЗНИК — участок территории или акватории, где постоянно или временно запрещается использование одних видов природных ресурсов (отдельных видов или групп растений, животных, полезных ископаемых) в сочетании с ограниченным и согласованным использованием др. видов природных ресурсов. На территории 3. запрещается хозяйственная, рекреационная и др. деятельность, если она противоречит целям его организации. Наиболее часто встречаются охотничьи 3., создаваемые для сохранения и воспроизводства промысловых животных . Выделяются временные и постоянные 3. Последние могут быть федерального и местного подчинения. ЗАКАЗНИК ВРЕМЕННЫЙ —территория, предназначенная обычно для поддержания или восстановления численности к.-л. вида в пределах конкретного региона.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации, а заказники регионального значения — органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации по согласованию с органами местного самоуправления. Объявление территории заказником может быть как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев или собственников земельных участков.

С 1986 г. озеро Сарыкопа является заказником республиканского значения, который в 1998 г. передан под оперативное управление Наурзум-ского государственного природного заповедника. Охрана осуществляется егерем, проживающим на озере.

Зона с режимом гидрологического заказника обеспечивает сохранение водосборных территорий верховьев рек, сохранение целостности и экологической чистоты исторически сложившейся гидрологической системы. Например, на территории Валдайского национального природного парка такой зоной является бассейн верховьев реки Полометь, которая включена в Международный перечень малых рек, подлежащих особой охране, и которая является гидрологическим эталоном малых рек и эталоном температурного состояния водоемов. На территории зоны местному населению разрешается лимитированный бесплатный сбор ягод, грибов, орехов, любительский лов рыбы для собственных нужд.

К уникальным ландшафтам относят заказники (резерваты), национальные парки, биосферные заповедники — территории, где хозяйственная деятельность полностью запрещена или ведется в небольшом объеме исходя из специфики данной территории. Таким образом, все они могут использоваться только в соответствии с их назначением, а система организационных мер должна обеспечивать сохранность первоначального состояния ландшафта на неопределенно долгое время. Основная цель организации уникальных ландшафтов — сохранение в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охрана видов живого и слежение (мониторинг) за природными процессами и их изменениями под воздействием деятельности человека.

При этом государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Около 3000 государственных природных заказников регионального значения находятся в ведении и управлении территориальных органов Департамента охраны и рационального использования охотничьих ресурсов Минсельхоза России и МПР России.

Существенной проблемой для большинства заказников местного значения является отсутствие специальной службы охраны. Кроме того, недостаточен контроль деятельности заказников со стороны специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды.

Ценный для науки вид. Нуждается в организации заказников в наиболее репрезентативных местах ареала в республике.

В настоящее время в республике имеется 35 государственных природных заказников общей площадью 439,2 тыс. га, в том числе зоологических — 17, ботанических — 13, гидрологических — 1, комплексных — 4.

Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Необходимо выделить все участки с произрастанием лиственницы польской в заказники и повсеместно запретить рубку.

Дикая заповедная природа — охраняемая в заповедниках, национальных парках, заказниках и других ООГГГ.

В целях сохранения популяций вида на Украине необходимо повсеместно выделить под заказники наиболее типичные участки, а также разработать систему заготовок, ввести лицензионный режим в местах относительно более частого произрастания и полностью запретить заготовки на находящихся под особой угрозой участках и на северной границе ареала.

Наиболее представительной по площади является категория государственных природных заказников всех уровней, которые составляют 37% всей площади ООПТ в России.

Необходим полный запрет сбора живых растений, как цветущих, так и луковиц, а также выбор заказников в разных местах ареала.

Ценный для науки реликтовый вид четвертичного периода. Необходимо выделить оба местообитания в заказники с целью полной охраны вида.

ЧП является то, что она была заложена в непосредственной близи к территории государственного заказника «Саратовский», созданного для сохранения среды обитания дрофы (Otis tarda Linnaeus) — редкого вида, занесенного в Красную книгу России, численность которого быстро сокращается по всему ареалу. В настоящее время популяция дрофы в Саратовской области является второй в мире по численности после Испании.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линду-ловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738 г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок»1.

В ведении Минобразования России находится заповедник «Галичья гора”, который находится в непосредственном управлении Воронежского государственного университета. Кроме того, ботанический заказник «Троицкий” площадью 1200 гав Челябинской области находится в ведении и управлении Пермского госуниверситета.

Под угрозой применения установленных законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных заказников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.

Существуют два предложения: 1 — организовать в пределах озер Балыкты и Жиланды (или оз. Жиланды) особо охраняемую территорию областного значения; 2 — оз. Балыкты сделать филиалом расположенного вблизи Смирновского зоологического заказника республиканского значения.

Озера Тоун: о рею го заказника — самая крупная система, включающая оз. Тениз площадью около 640 га, оз. Общая площадь водосбора составляет около 600 кв. км. По берегам неюторьс соров имеются выклинивания п ресных грунтовьс вещ.

А природный комплекс островов Земли Франца-Иосифа (Архангельская обл.) объявлен государственным природным заказником федерального значения.

Сравнивая видовое разнообразие жужелиц этих локальных фаун, мы столкнулись с интересным явлением: фауна жужелиц крупных городов Перми и Екатеринбурга оказалась значительно богаче по видовому составу, чем локальные фауны изученных естественных ландшафтов.

Госкомрыболовство предосталяет своим территориальным органам ряд полномочий по внесению предложений о создании ООПТ. Так Положением о федеральном государственном учреждении «Нижневолжское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства” (утв. приказом ГоскомрыболовстваРФ от 22 октября 2001 г. № 336) в функции этого органа входит внесение в установленном порядке предложения о создании ихтиологических заповедников28, заказников и других особо охраняемых акваторий. Аналогичные функции дана и другим бассейновым управлениям (Камско-Уральс-кое, Амурское, Карельсоке и др.).

Прежде всего, среди редких видов животных немало таких, которые уже не сохранились в природе или численность которых перешла низший допустимый предел, обеспечивающий все параметры стабильного существования. Среди таких видов нужно в первую очередь назвать лошадь Пржевальского, зубра, амурского леопарда, стерха, дрофу и ряд других видов, отнесенных к категории I Красной книги России. В мировом масштабе таких видов десятки и сотни. Второе обстоятельство: каждая охраняемая территория, будь то заповедник, заказник, резерват или национальный парк, это прежде всего «остров» среди плотно обступивших его антропогенных, экологически нетождественных и даже чуждых ландшафтов. А остров — это как раз и есть результат фрагментации ареала, т.е. фрагмент ареала, где обязательно разрушаются нормальные экологические и генетические процессы. И наконец, третье обстоятельство, сущность которого заключается в том, что большинство редких видов животных относится к категории мигрирующих и часть жизненного цикла проводят не только вне охраняемых территорий, но даже за рубежами нашей страны. Длительные миграции и лишенные охраны зимовки — это один из самых опасных периодов в жизни таких мигрирующих видов, именно на него падает основная смертность в популяциях. Все это свидетельствует в пользу уже высказанной ранее мысли: стратегия сохранения редких видов должна быть поливекторной, комплексной, гармонично включать все необходимые стратегические элементы. Основная задача заповедников, заказников различного ранга и других ООПТ- сохранение экосистем, где редкие виды выступают в роли компонентов. Поэтому для этих видов заповедание территории -только более или менее дисперсная охрана. Важная, но не всеохватывающая функция.

Важнейшая мера охраны охотничьих животных — строгое соблюдение положения об охоте, предусматривающего ее сроки и способы. В России охоту регламентирует Положение об охоте и охотничьем хозяйстве. На его основе областные и краевые администрации издают Правила производства охоты. Согласно этому положению охотничьи животные являются государственной собственностью. В положениях указаны виды зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, а также виды животных, которых можно добывать только по особым разрешениям (лицензиям), выдаваемым охотничьими организациями. Закон запрещает охоту на животных в заповедниках, заказниках и зеленых зонах вокруг городов. Не разрешается применять способы массовой добычи животных, охоту с автомашин, самолетов, моторных лодок, запрещены охота на линяющих птиц, разорение нор, гнезд, логовищ, сбор яиц.

В 1993 — 1994 гг. материалы технико-экономического обоснования, несмотря на многочисленные замечания, получают одобрение Главгосэкспертизы России (Госстроя) и Государственной экспертной комиссии Минэкономики России и рекомендуются к реализации. На основе экономических расчетов, игнорируя экологические критерии, выбирается Новгородский вариант трассы, пересекающий Прибалтийскую низменность, Валдайскую и Смоленско-Московскую возвышенность и Клинско-Дмитриевскую гряду. Более 60% магистрали проходит по болотистой низменности в условиях слабых грунтов. Трасса ВСМ на отдельных участках пролегает по территории заповедных зон — пересекает Валдайский национальный парк и пять природных заповедников, а также охотничьи хозяйства и заказники . В 1994 г. Комитет по экологии Государственной Думы проводит парламентские слушания по проблеме строительства ВСМ, отмечает односторонний подход в рассмотрении проблем строительства ВСМ и рекомендует прекратить подготовительные работы и отчуждение земель по трассе Новгородского варианта до результатов экологической и правовой экспертиз.

В Особенную часть включен разд. Здесь регулируются заготовка древесины и способы рубок, правила заготовки живицы, порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, туристических и иных целей; в общих чертах определяются статус заповедников, заказников и иных особо охраняемых территорий, а также статус лесов, расположенных на землях обороны, городских поселений, порядок использования древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, водного фонда (гл. 17—19).

Создание новых ООПТ — сложный процесс,требующий согласований на местах, областном и правительственном уровнях и немалых финансовых ресурсов. В связи с этим представляется перспективной работа по принятию мер на местном -областном уровне. В 2001 г. перечень ключевых ВБУ был утвержден приказом Костанайского областного территориального управления по лесу и биоресурсам, согласно которому охота на акватории этих водоемов запрещена. Вокруг озер Кулыколь и Тюнтюгур введены 500-метровые, а вокруг оз. В соответствии с приказами Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства и облуправления поле-су и биоресурсам один из важнейших для охраны птиц природный зоологический заказник — Сары-копинский, передан в управление Наурзумского заповедника.

При изучении популяций таких организмов составить когортную таблицу выживания еще труднее, чем при изучении однолетников. Особей из одной и той же когорты нужно узнавать, за их жизнью нужно следить (нередко в течение долгих лет), а это осложняется тем, что особи из изучаемой когорты сосуществуют и повсюду смешиваются с особями из множества других когорт — и тех, что старше, и тех, что моложе. Впрочем, в работе Jloy (Lowe, 1969) такое слежение за отдельной когортой оказалось возможным. Оно было составной частью обширной программы изучения благородных оленей (Cervus elaphus), населявших небольшой шотландский островок Рам. Благородные олени иногда доживают до 16 лет, а самки могут приносить приплод ежегодно начиная с четвертого лета. В 1957 г. Лоу и его сотрудники выполнили тщательную перепись всех обитавших на острове оленей (включая телят — оленей, которым еще не исполнилось года). Изучавшаяся в дальнейшем когорта («когорта Лоу») состояла из тех оленей, которые в 1957 г. были телятами. Затем с 1957 по 1966 гг. исследовался каждый застреленный на острове олень (отстрел был жестко регламентирован, поскольку остров Рам представляет собой заказник Совета по охране природы). Кроме того, по всему острову разыскивались трупы оленей, погибших от естественных причин. По состоянию зубов (по степени их износа, по выпадению старых и прорезыванию новых) надежно определялся возраст каждого погибшего оленя. Это позволило опознать среди них тех, что были телятами в 1957 г. К 1966 г. уже была зарегистрирована гибель 92% особей этой когорты; о каждой из погибших особей было известно, до какого именно возраста она дожила. Когортная таблица выживания для самок представлена в табл. 4.3, а соответствующая кривая выживания — на рис. 4.12. Судя по всему, с возрастом риск гибели довольно закономерно увеличивается (кривая выживания выпуклая).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх