Оплата проезда к месту

Когда возникает право на оплату

Претендовать на выплату компенсации за отдых могут не все категории пенсионеров. С 2018 года эта льгота распространяется только на получателей страховой пенсии, а также выплат по инвалидности. Иные категории граждан не приобретают такое право (например, отказ в выплате получат лица, получающие выплаты по случаю потери кормильца).

Выделим ключевые условия, которые нужно соблюсти для получения компенсации из бюджета:

  1. оплате подлежат только затраты на проезд к месту отдыха, поэтому на возмещение расходов за проживание или питание пенсионер не сможет рассчитывать;
  2. оплачивается только проезд в отпуск, если место его проведения находится на территории РФ;
  3. льгота предоставляется один раз в два года, при неиспользовании права на оплату, перенести ее на последующие периоды нельзя.

Реализация льготы возможна двумя способами – оплатой фактически понесенных затрат, либо выдачей проездных документов. На практике, используется только первый вариант, когда пенсионер представляет проездные документы для оплаты.

Обратиться за выплатой можно через территориальный отдел ПФР по месту жительства, либо через учреждения МФЦ. Если гражданин получает пенсию не по месту регистрации, для выплаты компенсации будет запрошено его пенсионное дело.

Как происходит выплата

При подаче заявления пенсионеру нужно представить документы, подтверждающие место проведения отдыха, а также понесенные затраты. Оплата допускается при использовании любого средства передвижения (железнодорожный транспорт, авиаперевозки и т.д.), в том числе и личный автотранспорт. При расчете компенсации используются следующие правила:

  • в расчет принимаются затраты на поездку только до одного места назначения (если билеты содержат несколько мест назначения, пенсионер должен выбрать один населенный пункт или местность);
  • для подтверждения расходов представляются билеты – оплата возможна при проезде в плацкартном вагоне поезда, перелете в экономическом классе самолета, и т.д.;
  • если для проезда использовался личный транспорт, для расчета используются представленные чеки на приобретение ГСМ, однако максимальный размер выплаты будет зависеть от нормативов расхода топлива.

Если гражданин представил билеты более высокой комфортности (например, при проезде в купе), оплата будет осуществляться по справке от перевозчика. Такой вариант может оказаться выгоднее при перелетах, поскольку в сфере авиаперевозок отсутствует монополист.

Закон содержит правило о подтверждении факта нахождения в месте проведения отдыха. Для этого можно представить туристическую путевку, справку о регистрации по месту пребывания, выписку о датах проживания в гостинице и т.д. Однако даже сам факт представления билетов позволяет рассчитывать на компенсацию.

При поступлении заявления сотрудники ПФР проверят, не использовалось ли право на льготу в пределах последних двух лет. Эти сведения содержатся в пенсионном деле. При необоснованном отказе в компенсации затрат, либо занижении суммы выплат, оспорить такое решение можно через судебные инстанции.

Учет расходов на оплату проезда к месту работы и обратно

Е. Л. Ермошина

Журнал «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера» № 2/2017

Комментарий к Письму Минфина России от 10.01.2017 № 03-03-06/1/80079.

В комментируемом письме Минфин в очередной раз затронул тему учета расходов на оплату проезда к месту работы и обратно.

По общему правилу, изложенному в п. 26 ст. 270 НК РФ, указанные расходы при определении базы по налогу на прибыль не учитываются. Но здесь имеются оговорки:

  • за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства;
  • за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Отметим, эта норма не содержит указаний о возможности учета только при наличии совокупности таких условий. Это подтверждают и многочисленные письма Минфина, при которых допускается учет соответствующих расходов при определении облагаемой базы не только при одновременном выполнении обоих условий, но и если эти расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда (см., например, письма от 22.12.2016 № 03-04-06/77047, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181, от 31.08.2012 № 03-03-06/1/449).

Вернемся к «технологическим особенностям производства», определение которых в Налоговом кодексе отсутствует. При анализе арбитражной практики и писем контролирующих органов можно выделить ряд факторов, позволяющих говорить о наличии «технологических особенностей» в случаях отнесения затрат на доставку работников до места работы и обратно в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.

Например, к таковым относятся:

  • непрерывность технологического процесса, остановка которого невозможна (см. Постановление ФАС МО от 17.06.2009 по делу № КА-А40/4234-09);
  • многосменный режим работы организации (см. Письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/1/449, где говорится о правомерности учета в налоговых расходах затрат на доставку работников к первой, третьей рабочим сменам и обратно собственным транспортом, если работа в первую смену начиналась в 07:00, а в третью смену – в 24:00).

В указанных случаях, как правило, перевозка работников транспортом общего пользования не может обеспечить потребности общества, а значит, расходы на доставку для целей налого­обложения будут являться обоснованными. К такому выводу пришел ФАС ЗСО в Постановлении от 15.03.2013 № А27-11302/2012, учтя время начала движения транспорта, время прибытия на конкретные остановки общественного транспорта, а также необходимость пересадки работников с одного транспортного средства на другой.

Важно принять во внимание следующие моменты. В комментируемом письме говорится, что расходы на перевозку работников до места работы и обратно учитываются для целей налогообложения:

  • если возможность доставки работников до места работы общественным транспортом отсутствует;
  • при условии соответствия таких расходов требованиям ст. 252 НК РФ (расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода).

Перечислим случаи, когда можно говорить о невозможности доставки общественным транспортом:

  • удаленность производственных площадей от населенных пунктов и места проживания работников;
  • нахождение производства в промышленной зоне, где отсутствуют регулярные маршруты общественного транспорта;
  • высокая численность работающих на предприятии, которой не соответствует пропускная способность общественного транспорта (например, численность работников составляет более 100 человек, а городские автобусы, следующие в направлении объектов и обратно по единственному маршруту, в утреннее и вечернее время загружены до полной вместимости – см. Письмо Минфина России от 24.11.2011 № 03-03-06/1/778);
  • территориальная удаленность остановок транспорта общего пользования от места работы сотрудников (полагаем, что место работы может считаться удаленным от остановок, если оно находится на расстоянии, превышающем расстояние, указанное в п. 11.15 Свода градостроительных правил).

К сведению

Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта не должна превышать 300 – 500 м (в зависимости от климатических районов). В производственных и коммунально-складских зонах дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта должна быть не более 400 м от проходных предприятий (п. 11.15 Свода градостроительных правил).

В качестве документов, подтверждающих, что доставка работников собственным или наемным автотранспортом соответствует оптимальной организации производственной деятельности, можно порекомендовать следующие:

  • документы (письма) местных автотранспортных предприятий об имеющихся маршрутах, расписании движения транспорта, остановках и т. д.,
  • документы местных органов власти, подтверждающие, что данное направление не обслуживается транспортом общего пользования, либо содержащие информацию о графике его движения и количестве автобусов на маршруте.

Далее приведем два примера из арбитражной практики, где судьи согласились с налогоплательщиками, которые смогли обосновать и документально подтвердить расходы на доставку сотрудников.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 11.11.2011 № 09АП-28208/2011-АК по делу № А40-50862/11 рассмотрел налоговый спор между крупной строительной компанией и налоговой инспекцией, которая не принимала в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на доставку рабочих к местам строек и обратно на общую сумму порядка 50,1 млн руб.

Доводы, которые помогли организации отстоять свою правоту:

  • экономическое обоснование. Организация представила расчет, согласно которому централизованная перевозка рабочих в автобусах с использованием услуг транспортных компаний обходилась ей в 5 – 10 раз дешевле, нежели возможные затраты на выплату работникам зарплаты в размере, достаточном для проезда работников до мест строек и обратно на общественном транспорте;
  • технологические особенности производства работ. Работы велись преимущественно на крупных стройплощадках, для функционирования которых требовалось большое количество рабочих. Ежедневное перемещение общественным транспортом больших групп работников строительных специальностей на различные объекты было невозможно без ущерба производственной деятельности компании.

Кроме того, суд учел следующий нюанс производственного процесса: рабочие перевозились группами в количестве 40 – 100 человек. Они ездили с сумками и мешками со сменной спецодеждой, в пачкающей одежде, а периодически с крупногабаритным грузом. Находиться в таком виде в общественном транспорте запрещено правилами пользования этим транспортом.

Суд учел и такие факторы, как стесненность строительных площадок, делающая невозможной установку бытовок для пере­одевания рабочих на стройплощадке, принятия душа, хранения спецодежды и инвентаря.

Еще один пример – Постановление ФАС СЗО от 10.12.2013 по делу № А13-6206/2012, которое примечательно тем, что речь в нем идет о возможности учета в налоговых расходах затрат на доставку работников к месту работы и обратно на такси по договорам об оказании транспортных услуг, заключенным с несколькими компаниями.

Доставка была обусловлена технологическими особенностями производства, удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения производственной площадки.

Суд отметил, что расходы, понесенные на оплату услуг такси, имеют непосредственное отношение к производственной деятельности организации, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Организация представила квитанции по форме, согласованной сторонами договора, в которых содержатся номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут поездки, стоимость услуги, подписи уполномоченных представителей заказчика и исполнителя. Из представленных квитанций следовало, что одним из пунктов назначения маршрута поездки являлся фактический адрес организации, остальные адреса носили повторяющийся характер. При исполнении указанных договоров на оказание транспортных услуг стороны составляли акты приемки услуг, в которых фиксировали выполненные транспортные услуги за месяц. Все это, по мнению суда, подтверждает реальность оказания транспортных услуг.

Итак, в связи с отсутствием в НК РФ понятия «технологические особенности производства» организациям зачастую приходится доказывать в судебном порядке правомерность учета расходов на доставку работников к месту работы и обратно для целей налогообложения.

Как отмечено выше, соблюдение двух условий одновременно (доставка предусмотрена трудовым договором и обусловлена технологическими особенностями) не является обязательным для признания указанных расходов. Тем не менее наличие в коллективном (трудовом) договоре соответствующей записи о том, что работодатель обязуется нести расходы на доставку работников, значительно снизит риск налоговых споров и необходимость их разрешения в судебном порядке (при условии, что эти расходы отвечают требованиям ст. 252 НК РФ).

Кто имеет право на компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно?

Кто вправе рассчитывать на возврат стоимости проезда по России в местность, где будет протекать отпуск отражено в таблице ниже. Единым условием для всех претендентов на подобную выплату является проживание их в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностям (КСиПМ), определенным законодательством. Для жителей крайнего севера предоставляется дополнительный отпуск, об этом читайте в статье: → «Предоставление дополнительного ежегодно оплачиваемого отпуска».

категория лиц кто возмещает расходы в каком виде и размере происходит компенсирование частота производимых выплат
пенсионеры по возрасту или по инвалидности, не имеющие заработка местный орган ПФР предоставляются документы на дорогу либо производится денежный возврат осуществленных по факту расходов 1 раз в 2 года
трудящиеся коммерческих фирм, находящихся в регионе Крайнего Севера и приравненной к ним местности работодатель за счет собственных средств согласно положениям соглашения членов трудового коллектива с нанимателем или другого внутреннего документа коммерческой структуры
работающие в госорганах и учреждениях федерального значения федеральные госорганы и учреждения, государственные внебюджетные фонды оплата проезда любым транспортом по территории России, не считая такси, провоз багажа весом ≤ 30 кг. 1 раз в 2 года

Читайте также статьи про компенсацию на отпуск:
→ «Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск»,
→ «Как правильно составить заявление на отпуск. Образец?»

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Особенности предоставления компенсаций за проезд

Коммерческим компаниям рекомендуем максимально развернуто описать методику расчета компенсаций по проезду на отдых. Это их прерогатива, и от того, сколько, кому и в какие сроки предусмотрены данные выплаты, будут зависеть затраты компании на данные мероприятия, которые в законе прописаны для расположенных в районах КСиПМ учреждений, как обязательные.

Компенсация проезда имеет целый ряд нюансов, который необходимо учесть бухгалтерам госучреждений:

  • оплата производится туда и обратно с учетом минимальной стоимости и самой короткой дороги;
  • выплата осуществляется не менее, чем за 3 дня до даты отбытия в отпуск, а компенсируемая авансовая сумма является приблизительной;
  • сумма окончательной компенсации устанавливается по факту затрат отпускника на проезд по завершению отпуска и возвращения из него;
  • компенсируются затраты на дорогу к месту отпуска и назад при конкретном отпускном периоде, которые не переносятся на будущее;
  • представителям госучреждений и органов, а также вне бюджетников выплаты осуществляются по тому рабочему месту, которое расценивается как основное.

Коллективные договоры, заключаемые между трудящимися и работодателями предприятий, размещенных в районе Крайнего Севера и прилегающих территориях, устанавливают свои условия по компенсации за проезд к месту отдыха, но их размер должен быть не ниже суммы, предусмотренной при осуществлении аналогичных выплат для работающих в других федеральных субъектах.

О чем чаще всего спорят работодатели и работники?

Наиболее часто конфликты при компенсировании возникают в вопросе правомерности его предоставления в следующих случаях, отраженных в таблице ниже.

Предмет спора Решение по вопросу (позиция суда)
выплата компенсации за поезд к месту отдыха и обратно только членам семьи, не имеющим работы на отдыхающего отдельно ребенка или супруга возмещение стоимости дороги не осуществляется
Компенсация расходов проезда в случае отбытия к месту отдыха работника и остальных членов семьи в различные дни в данных обстоятельствах проезд компенсируется, так как это одновременный отдых
возмещение работодателями проезда к месту отдыха не работающих в регионе Крайнего Севера и прилегающих территорий законодательством прописано право на компенсацию только работников предприятий, расположенных в зоне КСиПМ
иное место, признаваемое наряду с регионами Крайнего Севера и прилегающих территорий для проездных выплат иным для осуществления выплат признается район, не относящийся к региону КСиПМ, но с действующим районным коэффициентом и надбавкой в % к заработку

Важно! Адрес местонахождения экономического субъекта не является причиной для компенсационных выплат. Для осуществления данных выплат важно фактическое расположения рабочих мест компании на Крайнем Севере и в аналогичных регионах.

Облагается ли возмещение проезда страховыми взносами и НДФЛ?

Рассмотрим подробнее, нужно ли начислять страховые взносы в фонды и удерживать НДФЛ при возмещении расходов на проезд к месту проведения отпуска в таблице ниже.

НДФЛ Страховые взносы в ПФР Страховые взносы на медицинское страхование Страховые взносы в ФСС
на пособие соцстраха на несчастные случаи на работе
нет не облагается, при весе провозимого багажа более 30 кг;

при заграничном отдыхе компенсируется только сумма проезда по России до пункта пограничного контроля

Аналогично не производится обложение страховыми взносами во внебюджетные фонды сумм компенсации проезда к месту отдыха и обратно в случае возмещения произведенных расходов при его увольнении.

Как видно из приведенной таблицы не облагаются взносами только компенсирующие суммы на проездные документы в рамках, принятых для трудящихся в органах федеральных госструктур, ограничений по суммам таких выплат:

  1. ограничивается стоимость провозимого багажа тридцатью кг;
  2. расходы на оплату дороги на самого сотрудника и его семьи осуществляется только при проезде внутри России. Для отдыха за границей суммы за проезд по территории иностранных государств не компенсируются.
  3. членами семьи, следующими на отдых вместе с работником, на которых полагается возмещение стоимости их проезда, являются лица, которые:
    • Проживают там же, где и сотрудник компании, находящейся в районе Крайнего Севера и прилегающих территорий.
    • Не работают.
    • Состоят в супружеских отношениях с ним.
    • Являются его несовершеннолетними детьми.

Примеры компенсирующих условий в коллективном соглашении

Пример #1. Рекомендованные пункты для трудового договора

  1. Работодатель возмещает членам трудового коллектива и на лиц, состоящим с ними в браке, а также детям, не достигшим 18 лет, сумму проезда к месту отдыха и обратно, а также сумму провоза 30 кг багажа на основании документально подтвержденных действительных затрат, но не более, чем 50 тысяч рублей на всю семью с периодичностью 1 раз в год.
  2. Авансовая компенсационная оплата составляет 25 тысяч рублей и производится за 3 дня до отбытия в отпуск.
  3. Работнику в целях соблюдения пункта 1 данного положения производится доплата до суммы, компенсирующей окончательно фактически произведенные затраты на приобретение билетов до места отдыха и оплату багажных квитанций, но не более, чем 25 тысяч рублей, если фактическая стоимость проезда на семью в отпуск и возврат из отпуска обошлись ему более, чем на 50 тысяч рублей.
  4. Срок доплаты составляет 5 дней с момента подтверждения проездных затрат, но не более, чем 6 календарных месяца после последнего отпуска.
  5. При обращении за окончательным возмещением в срок более поздний обозначенного в пункте 4 данного положения, доплата не производится.
  6. Если подтвержденные затраты на дорогу в отпуск и назад меньше суммы аванса, выданного в счет, их компенсации, то в 30-дневный срок необходимо возвратить излишне полученную сумму.
  7. В случае возникновения спорных вопросов при выплате компенсации работнику следует обратиться за разрешением конфликтной ситуации в первичную профсоюзную организацию.
  8. Для получения компенсации на членов семьи работнику надлежит подтвердить факт их проживания с ним и родственные связи следующими документами:
  • выпиской из финансово-лицевого счета;
  • копиями свидетельств о браке и/или рождении ребенка/детей.

Как видно из данного примера работодатель постарался максимально конкретизировать порядок выплаты компенсации проезда к месту отдыха и обратно для минимизации возможных споров с сотрудниками в дальнейшем.

Пример #2. Последствия не включения пунктов на компенсацию

Работодатель проигнорировал трудовое законодательство и не стал прописывать в коллективном договоре с сотрудниками положения о компенсации проезда в отпуск, решив, что данная мера является обязательной только для госучреждений, находящихся на территории КСиПМ.

Профсоюз компании решил отстоять права работников и обратился в суд.

Суд указал работодателю на обязательность исполнения существующей нормы трудового права и обязал возмещать трудящимся проездные расходы для прибытия в отпуск и возврата домой.

Экспресс ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Каким может быть максимальный размер компенсации проезда к месту отдыха и обратно в коммерческих структурах регионов КСиПМ?

Ответ. Максимально допустимо предусмотреть возмещение расходов в полной сумме расходов на проезд и провоз багажа. Но предостерегаем компании на тот случай, если они решат компенсировать своему персоналу проезд на отдых за пределами России. Тогда вопрос о правомерности такой компенсации может оказаться в поле повышенного внимания контролирующих органов и внебюджетных фондов.

Вопрос №2. Что при компенсировании затрат на оплату дороги в отпуск и возврат из него нужно предусмотреть, чтобы не вызвать претензии со стороны внебюджетных фондов, если работодатель закрепил в коллективном договоре пункт о ее полном возмещении независимо от территории, по которой проезд осуществляется?

Ответ. С нашей точки зрения в такой ситуации необходимо вести раздельный учет расходов, компенсируемых за проезд по российской территории и за ее пределами. Компенсируемую стоимость проезда за границей следует обложить страховыми взносами.

Вопрос №3. Что следует предпринять бухгалтерии компании, которая компенсирует стоимость сверхнормативного по весу провоза багажа?

Ответ. При принятии решения о возмещении расходов в большем размере, чем предписано законодательством для государственных структур, с суммы сверхнормативной выплаты необходимо рассчитать СВ на все обязательные виды страхования во внебюджетные фонды.

Вопрос №4. Допускается ли возместить расходы на оплату билетов для проезда неработающей супруги на отдых, если работник предприятия Крайнего Севера остался дома и в отпуск не поехал.

Ответ. Нет, не допускается. Выплата возмещения производится только в случае совместного пребывания на отдыхе.

Вопрос №5. Допускается ли возместить расходы на оплату билетов для проезда неработающей супруги на отдых, если работник предприятия Крайнего Севера выехал в отпуск позже, а вернулись они вместе.

Ответ. Да, допускается. В таком случае отдых будет считаться проведенным совместно, а значит стоимость проездных билетов на сотрудника и на его супругу подлежит компенсации.

Вопрос №6. Обязан ли экономический субъект, находящийся в ЦАО,возмещать работающему у нее надомнику, местом проживания которого является Крайний Север, раз в два года оплату дороги к месту проведения отпуска и возврат из него по его заявлению при предоставлении им соответствующих проездных документов?

Ответ. Так как данное лицо не просто проживает, но и трудится в регионе КСиПМ, выполняя возложенные на него трудовые функции, то он также вправе обратиться о компенсировании проездных затрат.

Вопрос №7. Можно ли с суммы компенсации расходов за проезд к месту отдыха и обратно удержать алименты с работника в пользу несовершеннолетнего ребенка?

Ответ. Как показывает судебная практика данная компенсация гарантирована законом, она не включается в заработок и не считается каким-либо доходом. Поэтому удержать с такой выплаты алименты в пользу несовершеннолетних детей нельзя.

Артемова Юлия Семеновна, эксперт по ведению бухгалтерского учета на производственных и в издательских организациях, главный бухгалтер в ООО «Альбатрос» с 1997 года, опыт бухгалтерского учет более 24 лет, эксперт-автор сайта «Бухгалтерия для чайников»

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Статья 325 ТК РФ. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

1. Ст 325 ТК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях, и членов их семей.

2. Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2986). Согласно п. 2 указанных Правил работникам организаций и членам их семей один раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в т.ч. личным, а также провоза багажа весом до 30 кг.

3. К членам семьи работника организации, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в т.ч. усыновленные), фактически проживающие с работником. Оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника организации производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него) в период нахождения работника в отпуске (п. 3 Правил).

4. Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы (п. 4 Правил). Следует иметь в виду, что, согласно ст. 122 ТК, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.

В дальнейшем у работника организации возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы — начиная с пятого года работы и т.д. Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника организации возникает одновременно с возникновением такого права у работника организации (п. 4 Правил).

5. Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию. При этом причина, по которой работник не реализовал свое право на компенсацию указанных расходов, значения не имеет (п. 4 Правил).

6. Расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:

  • а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и обратно к месту постоянного жительства — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:

    • железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
    • водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
    • воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
    • автомобильным транспортом — в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии — в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
  • б) оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы;
  • в) оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов (п. 5 Правил).

7. Применяя ст 325 ТК РФ следует учитывать, что в случае если представленные работником организации документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой категории проезда, чем установлено п. 5 указанных Правил, компенсация расходов производится на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной работнику (членам его семьи) соответствующей транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом на дату приобретения билета. Расходы на получение указанной справки компенсации не подлежат (п. 6 Правил).

8. При отсутствии проездных документов компенсация расходов производится при документальном подтверждении пребывания работника организации и членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии документов, подтверждающих пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, а также в ином подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания) на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда:

  • а) при наличии железнодорожного сообщения — по тарифу плацкартного вагона пассажирского поезда;
  • б) при наличии только воздушного сообщения — по тарифу на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса;
  • в) при наличии только морского или речного сообщения — по тарифу каюты X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, каюты III категории речного судна всех линий сообщения;
  • г) при наличии только автомобильного сообщения — по тарифу автобуса общего типа (п. 7 Правил).

9. Компенсация расходов при проезде работника организации и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования (п. 8 Правил).

10. В случае если работник организации проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными п. 5 указанных Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов (п. 9 Правил).

11. В случае использования работником организации отпуска за пределами Российской Федерации, в т.ч. по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных указанными Правилами.

При этом основанием для компенсации расходов кроме перевозочных документов является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией (п. 10 Правил).

12. Письменное заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно представляется работником организации не позднее чем за 2 недели до начала отпуска. В заявлении указываются:

  • а) фамилия, имя, отчество членов семьи работника, имеющих право на компенсацию расходов, с приложением копий документов, подтверждающих степень родства (свидетельства о заключении брака, о рождении, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства или о перемене фамилии), справки о совместном проживании, копии трудовой книжки неработающего члена семьи;
  • б) даты рождения несовершеннолетних детей работника;
  • в) место использования отпуска работника и членов его семьи;
  • г) виды транспортных средств, которыми предполагается воспользоваться;
  • д) маршрут следования;
  • е) примерная стоимость проезда (п. 11 Правил).

13. Компенсация расходов производится организацией исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником организации заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск. Для окончательного расчета работник организации обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника организации и членов его семьи. В случаях, предусмотренных указанными Правилами, работником организации представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией (п. 12 Правил).

14. Работник организации обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно (п. 12 Правил).

15. Указанные Правила не применяются к категориям работников и членам их семей, для которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрены иные размеры и условия возмещения расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств федерального бюджета (п. 14 Правил).

16. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе, в соответствии с ч. 8 статьи 325 ТК РФ, самостоятельно определять размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, финансируемых из региональных и местных бюджетов. В отдельных субъектах РФ и в некоторых муниципальных образованиях предусмотрены несколько иные условия и порядок компенсации указанных расходов, по сравнению с соответствующими условиями и порядком, предусмотренными для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Например, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Бурятия от 9 октября 2007 г. N 2526-III «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в приравненных к районам Крайнего Севера местностях Республики Бурятия» (Собрание законодательства Республики Бурятия. 2007. N 10 — 11) право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно у работников организаций, финансируемых из республиканского бюджета, возникает не одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы, а только по истечении 12 месяцев работы в данной организации. Согласно п. 1 решения Архангельского городского Совета депутатов от 30 ноября 2004 г. N 347 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях города Архангельска как местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и финансируемых из городского бюджета» (Ведомости Архангельского городского Совета депутатов. 2004. N 46) право на оплачиваемый один раз в 2 года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг предоставлено лицам, работающим в организациях г. Архангельска. Работодатели также оплачивают один раз в 2 года стоимость проезда несовершеннолетних детей работника к месту их отдыха (лечения) и обратно.

17. Размер, условия и порядок компенсации расходов, предусмотренных ст 325 ТК РФ, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, а также индивидуальными трудовыми договорами.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх