Оплата за наличный расчет

Расчеты наличными между юридическими лицами.

Работа с денежной наличностью является необходимым элементом деятельности любого предприятия. Несмотря на широкую практику применения безналичных денежных средств в расчетах, большинство организаций продолжает использовать наличные деньги при выдаче средств под отчет работникам, выплате заработной платы персоналу и в других случаях.

Наличные расчеты: правовое регулирование

При ведении кассовых операций и осуществляя расчеты наличными, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться:

— Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

— Указанием Центрального банка РФ от 07 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

Лимит остатка наличных денег в кассе

Для ведения кассовых операций юридическое лицо устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня, то есть лимит остатка денежной наличности.

Лимит рассчитывается и устанавливается юридическим лицом самостоятельно исходя из финансовых показателей его деятельности. Субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели вправе не устанавливать лимит остатка кассы.

Порядок определения лимита остатка наличных денег установлен Приложением № 1 к Указанию Банка России № 3210-У. Законодательством предложена следующая формула:

Лимит = Выручка / Расчетный период * Период сдачи денежных средств в банк, где:

Выручка – денежные средства за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), полученные в кассу предприятия;

Расчетный период – временной интервал, за который учитывается выручка (не более 92 рабочих дней);

Период сдачи денежных средств в банк — количество дней между днями внесения наличных денег на расчетный счет (не более 7 рабочих дней). Исключение предусмотрено для компаний, расположенных в населенном пункте, в котором отделение банка отсутствует. Такие компании могут вносить на расчетный счет денежную наличность с временным интервалом до 14 рабочих дней.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается на произвольный период и может пересматриваться по мере необходимости. Его утверждение является обязанностью организации.

Денежные средства, превышающие утвержденный лимит, должны храниться на расчетном счете. Накопление наличных денег сверх установленного лимита на срок не более 5 рабочих дней допустимо только в дни выплаты заработной платы, выдачи стипендий и других аналогичных платежей.

В том случае, если юридическое лицо, не являющееся субъектом малого предпринимательства, не утвердило данный лимит, то он считается нулевым. Это означает, что все денежные средства, оставшиеся в кассе предприятия на конец рабочего дня, должны быть сданы в банк.

Зачастую организации во избежание возникновения в кассе остатка денежной наличности в размере, превышающем установленный лимит, искусственным путем «регулируют» данный остаток.

Наиболее распространен метод выдачи оставшихся в кассе денег в подотчет сотрудникам, которые через несколько дней возвращают выданные денежные средства в кассу.

Контролирующие органы учитывают, что денежные средства в подотчет должны выдаваться по заявлениям работников, в которых указаны цели получения наличных денег.

При расходовании полученных средств сотрудник представляет в бухгалтерию авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.

Таким образом, выдача денежной наличности сотрудникам без цели их расходования противоречит методологии расчетов с подотчетными лицами и свидетельствует о сокрытии факта превышения лимита остатка денежных средств в кассе предприятия.

Наличные расчеты: предельный размер

Предельный размер наличных расчетов в российских рублях между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, составляет 100 000 рублей.

Осуществляя расчеты наличными денежными средствами, указанный предельный размер необходимо соблюдать вне зависимости от того, получены или выданы денежные средства по договору. Таким образом, при необходимости произвести расчет с контрагентом в сумме, превышающей 100 000 рублей, целесообразно осуществить безналичный перевод либо заключить несколько договоров, на суммы не более 100 000 рублей по каждому договору.

Однако дробление одного договора на несколько, имеющих общий предмет и аналогичные условия, может послужить причиной возникновения претензий со стороны налоговых органов. В таком случае налоговые органы могут посчитать, что сделки совершаются с целью сокрытия завышенных сумм при расчетах наличными деньгами.

Суды в подобных случаях нередко встают на сторону организации. Заключение нескольких договоров не противоречит действующему гражданскому законодательству, в частности положениям ГК РФ о свободе определения сторонами условий договора.

Тем не менее необходимо учитывать, что каждая ситуация рассматривается судом по существу, и в отдельных случаях может быть установлено, что формальное подписание нескольких идентичных договоров не свидетельствует о действительной воле сторон на заключение и исполнение нескольких самостоятельных сделок, а фактически реализована одна сделка на общую сумму, превышающую установленный предельный размер расчетов наличными деньгами.

Оприходование денежной наличности и использование ККТ

Кассовые операции оформляются первичными учетными документами (приходными и расходными кассовыми ордерами), на основании которых производятся записи в кассовой книге.

Производя расчеты наличными денежными средствами за товары (работы, услуги) обязательно применение контрольно-кассовой техники. При осуществлении других расчетов наличными деньгами ККТ не применяется.

К контрольно-кассовой технике действующее законодательство относит контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, ЭВМ, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Разрешается использовать только модели ККТ, включенные в Государственный реестр. Кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту постановки на учет экономического субъекта, быть исправен, опломбирован в установленном порядке, а также иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ РАСЧЕТАХ НАЛИЧНЫМИ

Административная ответственность

Проверка ведения кассовых операций проводится налоговым органом. В частности, исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки в организации и у индивидуального предпринимателя осуществляется ФНС с применением Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 года № 133н. Фиксация результата проверки осуществляется путем составления акта.

Административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена одноименной статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях.

КоАП РФ предусматривает наложение штрафа за следующие нарушения законодательства о ведении кассовых операций:

— осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

— неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

— несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

— накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Административный штраф за указанные правонарушения составляет:

  • от 40 000 до 50 000 рублей для юридических лиц;
  • от 4 000 до 5 000 рублей для должностных лиц.

В случае выявления фактов нарушения действующего законодательства РФ специалисты ИФНС возбуждают производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Поскольку вышеуказанные нарушения относятся к правонарушениям в области финансов, на основании ст. 4.5 КоАП РФ административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

В особом порядке налоговые органы проводят проверку выполнения требований законодательства о применении ККТ.

Обязанность по осуществлению контроля за применением кассовой техники возложена на ФНС непосредственно Федеральным законом № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за следующие правонарушения:

— неприменение ККТ в установленных случаях;

— применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством порядка и условий ее регистрации и применения;

— отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

Административный штраф за указанные правонарушения составляет:

  • от 30 000 до 40 000 рублей с организации;
  • от 3000 до 4000 рублей с должностного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Налоговая ответственность

Помимо административной ответственности проверяющими могут быть наложены санкции, установленные налоговым законодательством.

При обнаружении нарушения порядка документирования кассовых операций к организации могут быть применены штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Под таким нарушением ст. 120 НК РФ, в частности, понимает отсутствие первичных документов. Статья предусматривает штрафы от 10 000 до 30 000 рублей в отношении организации, а также в отношении индивидуального предпринимателя.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность при нарушении порядка ведения кассовых операций возможна в частных случаях.

Например: при наличии задолженности перед бюджетом направление денежных средств не в отделение банка, а на другие цели может быть расценено проверяющими как создание препятствий для принудительного взыскания недоимки.

Данное нарушение может повлечь наложение санкций по статье 199.2 Уголовного кодекса РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Ответственность по данной статье предполагает:

— наложение штрафа в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

— либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросам: «Наличные расчеты между юридическими лицами», «Наличные расчеты: ответственность за нарушения законодательства» и другим Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Наличные денежные расчеты между юридическими лицами

М.А. МасленниковаСтарший консультант департамента бухгалтерского консалтинга, «ФБК»

В хозяйственной деятельности организации, осуществляющие наличные расчеты через свою кассу, не всегда применяют контрольно-кассовую технику (ККТ), а обходятся выписыванием приходного кассового ордера. Также некоторые организации в ряде случаев выдают товарные чеки или бланки строгой отчетности (БСО). Рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, а в каких можно выдать покупателю БСО или товарный чек, как правильно оформить операции по приему наличных денежных средств от юридических лиц, какие санкции предусмотрены за неприменение ККТ и нарушение порядка ведения кассовых операций.

Порядок работы с наличными денежными средствами в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг регулируются в отношении:

  • применения ККТ — Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении ККТ);
  • применения БСО — Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах без применения ККТ);
  • предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами — Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У (далее — Указание № 1843-У).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов1 в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма Закона не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые2:

  • оказывают услуги населению и вместо кассового чека выдают покупателю соответствующие БСО, приравненные к кассовым чекам в соответствии с Положением о расчетах без применения ККТ;
  • в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ3;
  • являются плательщиками единого налога на вмененный доход4, за исключением упомянутых в первых двух пунктах ст. 2 Закона о применении ККТ (при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар, работу, услугу (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денег)).

Как видно, не применять ККТ при наличных денежных расчетах может лишь ограниченный круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако Закон о применении ККТ обязывает использовать кассовую технику только в случаях наличных расчетов за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Иными словами, расчеты, не подпадающие под признак торговых операций, могут оформляться без обязательного применения ККТ5. К таким расчетам относятся, например, расчеты по уплате заемщиком основной суммы долга по договору займа или залога, процентов за пользование заемными средствами, неустойки (штрафа, пеней), а также расчеты с подотчетными лицами по возврату работником в кассу организации остатка подотчетных сумм.

Отметим, что согласно п. 3 и 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40; далее — Порядок):

  • для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
  • прием наличных денежных средств в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам;
  • прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

Как следует из последнего пункта, осуществление наличных расчетов не ориентировано на юридических лиц. Это подтверждается, например, ст. 492, 493 Гражданского кодекса РФ, в которых сказано, что с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, считается заключенным договор розничной купли-продажи, по которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Юридические же лица — это организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предполагающей систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, как видно из приведенных норм Порядка, при приеме наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходный кассовый ордер. Может сложиться мнение, что операции по приему денег от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги можно оформлять приходным кассовым ордером без применения ККТ. Однако это не так. Из приведенных норм следует вывод лишь о наличии со стороны законодателя ограничений, суть которых заключается в сведении к минимуму наличных денежных расчетов между юридическими лицами. Указанный вывод подтверждается п. 2 Порядка, в котором сказано, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки.

Тем не менее полное исключение наличных расчетов между юридическими лицами невозможно и, следовательно, такие расчеты должны проводиться в соответствии с Законом о применении ККТ, т.е. с обязательным применением контрольно-кассовой техники. При этом следует отметить, что сам Закон не устанавливает зависимости применения ККТ от целей приобретения товаров, работ, услуг.

Кроме того, Закон о применении ККТ не разделяет покупателей на население и юридических лиц, а лишь определяет момент и случай применения ККТ. Так, согласно ст. 5 данного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вывод об обязательном применении ККТ при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами подтверждает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин». В пункте 3 Постановления указано, что сферой регулирования Закона о применении ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), и судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Как видно, в части использования ККТ при наличных денежных расчетах по операциям с признаком торговых нормы Закона о применении ККТ и Порядка идентичны — ККТ следует применять обязательно. Что касается правил ведения кассовых операций, то они регулируются только Порядком, значит, при приеме наличных денежных средств непосредственно в кассу организации необходимо выписать приходный кассовый ордер.

Таким образом, для правильного оформления наличных денежных расчетов между юридическими лицами необходимо исходить из следующего:

  • организация-продавец, осуществляя операции, имеющие признак торговых, обязана применять ККТ и выдавать покупателям, включая юридических лиц, кассовые чеки или БСО, приравниваемые к кассовым чекам, либо товарные чеки и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар, работу, услугу (по требованию покупателя);
  • организация-продавец, осуществляя наличные расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги непосредственно через свою кассу, должна оформлять поступление наличных денег приходными кассовыми ордерами и заполнять кассовую книгу.

Иными словами, организация-продавец при получении денежных средств от покупателя — юридического лица непосредственно в свою кассу должна пробить и выдать ему кассовый чек и оформить приходный кассовый ордер на сумму, пробитую в этом чеке. Такая позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. № 22–12/44690. Отметим, что идентифицировать покупателя — юридическое лицо возможно при предъявлении им доверенности на получение товара, приемку работ или услуг, совершение расчетов и получение расчетных документов.

Таким образом, если организация-продавец проводит наличные расчеты, применяя ККТ, которые находятся в торговых залах, офисах продаж и других помещениях, не являющихся специально оборудованной кассой организации, где прием денег осуществляют продавцы или кассиры-операционисты, оформлять приходные кассовые ордера на каждое поступление от покупателя денежных средств не требуется. В этом случае по окончании рабочего дня (смены) оформляются приходные кассовые ордера на общие суммы выручки, сданные каждым из продавцов или кассиров-операционистов в кассу организации-продавца.

Если в кассу организации-продавца поступает выручка как напрямую от продавцов или кассиров-операционистов, так и от покупателей — юридических лиц, составляются отдельные приходные кассовые ордера на каждый из видов поступлений:

  • на суммы выручки, полученные от продавцов или кассиров-операционистов, — в конце рабочего дня (смены) при их сдаче в кассу организации-продавца;
  • на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, — в момент такого получения; при расчетах с каждым из таких покупателей будет выбит кассовый чек по ККТ, находящейся непосредственно в кассе.

Если же организация-продавец проводит расчеты и с населением, и с юридическими лицами непосредственно через свою кассу, оформление поступлений наличных денежных средств можно организовать следующим образом:

  • каждое поступление денежных средств от покупателей — юридических лиц оформлять приходным кассовым ордером с обязательным применением ККТ — в этом случае организация-продавец выдаст покупателю кассовый чек и квитанцию к приходному кассовому ордеру. Сами денежные средства должны находиться в ящике кассового аппарата до момента снятия кассы;
  • поступление денежных средств от населения оформлять по окончании рабочего дня (смены) одним приходным кассовым ордером на общую сумму такого поступления с обязательным применением ККТ при расчетах с каждым покупателем — в этом случае продавец выдаст всем покупателям кассовые чеки; общая сумма выручки, полученная от населения, будет определяться как разница между суммой выручки, указанной в Z-отчете6, и суммой выручки, полученной от юридических лиц;
  • на конец рабочего дня заполнить кассовую книгу на основании приходных кассовых ордеров, оформленных при получении денежных средств от покупателей — юридических лиц, и приходного кассового ордера, оформленного на общую сумму выручки, поступившей от населения; размер выручки, поступившей от юридических лиц и населения, в общей сумме должен соответствовать сумме выручки за день, указанной в Z-отчете; этот отчет будет служить документом-основанием для всех выписанных приходных кассовых ордеров.

Отметим, что ФНС России выпустила письмо от 10 июня 2011 г. № АС-4–2/9303, в котором рассмотрела порядок осуществления наличных денежных расчетов, не предусматривающий составления отдельного приходного кассового ордера при получении денег от юридического лица. В частности, в указанном письме говорится, что «поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ».

В связи со сказанным применяемый организацией-продавцом порядок учета денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами необходимо закрепить в учетной политике.

Отметим, что при наличных расчетах непосредственно через кассу организация-продавец в бухгалтерском учете выручку, полученную от населения и оформленную общим приходным кассовым ордером, может отражать без применения счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» прямой бухгалтерской записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи». Такая корреспонденция предусмотрена Планом счетов и Инструкцией по его применению7.

Если же организация-продавец использует для отражения расчетов с населением счет 62, то, по мнению автора, следует по аналитическим признакам:

  • «Контрагент» — указать «Розничная торговля, выполненные работы, оказанные услуги населению»;
  • «Договор» — указать номер Z-отчета.

В этом случае необходимые методологические требования к аналитическому учету по счету 62, установленные Планом счетов и Инструкцией по его применению, в частности построение аналитического учета с целью получения необходимых данных по покупателям (заказчикам) и расчетным документам, будут соблюдены.

Отдельно отметим, что, по мнению ФНС России, выраженному в письме от 20 июня 2005 г. № 22–3-11/1115 «О применении ККТ», в случае получения аванса (предоплаты) за будущие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг следует применять ККТ, поскольку существует связь с указанными видами расчетов.

Пример. Организация «АБВГ» продает офисную мебель и наряду с безналичными расчетами осуществляет расчеты наличными денежными средствами как с юридическими лицами, так и с населением. Выручка от покупателей — юридических лиц и населения поступает непосредственно в кассу организации «АБВГ». Полученную от населения выручку организация «АБВГ» учитывает без применения счета 62.

В течение рабочего дня кассир организации «АБВГ» принял выручку от населения в сумме 900 руб. и покупателей — юридических лиц в следующих размерах:

  • ООО «БАМ» по договору № 11 в сумме 1200 руб.;
  • ООО «Аладдин» по договору № 31 в сумме 1500 руб.;
  • ООО «Солнышко» по договору № 27 в сумме 700 руб.

Общая сумма выручки за рабочий день составила 4300 руб.

В учете организации «АБВГ» операции по осуществлению наличных расчетов будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «БАМ»/договор № 11» — 1200 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 1 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Аладдин»/договор № 31» — 1500 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 2 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Солнышко»/договор № 27» — 700 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 3 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 90 — 900 руб. (4300 руб. — (1200 руб. + 1500 руб. + 700 руб.)) — отражено поступление выручки по розничной торговле в виде разницы между общей суммой выручки, указанной в Z-отчете, и суммой выручки, полученной от покупателей — юридических лиц.

В кассовой книге будут сделаны четыре записи по приходным кассовым ордерам:

  • № 1, 2, 3 — на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, т.е на 1200, 1500 и 700 руб.;
  • № 4 — на общую сумму выручки, полученную от физических лиц, т.е. на 900 руб.

К кассовому отчету кассир приложит приходные кассовые ордера № 1, 2, 3, 4 и Z-отчет8.

Контроль за применением ККТ

Контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы и органы внутренних дел. В статье 7 Закона о применении ККТ установлено, в частности, что налоговые органы:

  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением ККТ;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают на организации и индивидуальных предпринимателей штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В свою очередь с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций взаимодействуют органы внутренних дел в пределах своей компетенции.

Ограничение наличного денежного обращения, установленного для юридических лиц. Контроль за соблюдением правильности работы с наличностью

Регулирование и контроль наличного денежного обращения в РФ возложены на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г., протокол № 47 (далее — Положение № 14-П), и Порядке указано, что все организации независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов и обязаны сдавать поступающие в кассы наличные деньги в учреждения банков.

При этом организациям разрешается хранить в кассах наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков, и расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством и разрешенные обслуживающими учреждениями банков. К таким целям относятся, например, хозяйственные нужды организации, командировочные и представительские расходы.

Испрашиваемая сумма лимита остатка наличных денег в кассе рассчитывается организацией самостоятельно на основании данных о суммах выручки за три последних месяца и произведенных выплатах (кроме заработной платы и выплат социального характера) за этот же период. Рассчитывается лимит остатка наличных денег в кассе в расчете по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (далее — Расчет). В Расчете также приводятся цели расходования денежных средств из полученной организацией выручки. Расчет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Обслуживающее учреждение банка анализирует Расчет и устанавливает для организации лимит остатка наличных денег в кассе за подписью руководителя этого учреждения банка.

Кроме того, Банк России предпринимает меры и по ограничению величины наличных расчетов. Так, согласно Указанию № 1843-У на настоящий момент лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, предпринимателями, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. При этом условиями данного ограничения являются осуществление наличных расчетов в рамках одного договора и связь с предпринимательской деятельностью. Законодатель не напрасно указывает на связь с предпринимательской деятельностью, подчеркивая тем самым необходимость ограниченного участия юридических лиц в наличных денежных расчетах, о чем уже говорилось.

Контроль за порядком работы с денежной наличностью в части ограничения наличного денежного обращения между юридическими лицами возложен на учреждения банков. В Положении № 14-П среди прочего установлены правила организации обращения наличных денег и рекомендации по осуществлению проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

В частности, в п. 2.14 Положения № 14-П указано, что «учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью…». Проверка осуществляется в соответствии с Рекомендациями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, являющимися Приложением к Положению № 14-П.

Целью, определенной в Рекомендациях, является проверка соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, установленного нормативными актами Банка России.

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Например, в ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены санкции по следующим правонарушениям, связанным с работой с наличными денежными средствами:

  • нарушение порядка работы с денежной наличностью9 и порядка ведения кассовых операций10, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров11;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

При установлении указанных нарушений размер административного штрафа составляет для должностных лиц 4000—5000 руб., для юридических лиц — 40 000—50 000 руб.

Применение БСО. Контроль за применением БСО

Как уже отмечалось, организации при оказании услуг населению вместо кассовых чеков выдают БСО, приравниваемые к кассовым чекам.

При применении БСО необходимо руководствоваться Положением о расчетах без ККТ. Формы БСО изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Причем такие системы должны содержать защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО, а также иметь функции по охране его уникального номера и серии в течение не менее 5 лет.

БСО должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения о расчетах без применения ККТ. Следует отметить, что перечень реквизитов является открытым, поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно дополнить БСО иными реквизитами, характеризующими специфику оказываемой услуги.

Такими реквизитами могут быть, например, код услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–9312, логотип организации, художественное оформление в виде рисунков по тематике услуги, правила предоставления и пользования услугой, время и место предоставления услуги, наименование (адрес) сайта, на котором имеется описание услуги.

Отметим, что ранее формы БСО утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ. Теперь согласно Положению о расчетах без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают формы БСО самостоятельно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО.

В настоящее время утвержденные федеральными органами исполнительной власти формы БСО существуют, в частности, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры13.

При оказании населению услуг, в отношении которых формы БСО утверждены федеральными органами исполнительной власти, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять именно эти формы БСО.

Невыдача БСО, приравненного к кассовому чеку, является основанием для привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, информация о санкциях по которой была указана ранее.

Стоит иметь в виду, что согласно позиции ФНС России, выраженной в письме № АС-4–2/9303, «при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–93…». При оказании населению услуг, не поименованных в ОК 002–93, ККТ применяется в общеустановленном порядке.

1 Расчеты с использованием платежных карт приравниваются к наличным денежным расчетам.

2 За исключением платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитных организаций и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3 Список организаций и видов деятельности, к которым применяется данное правило, установлен в п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ.

4 Глава 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

5 Указанной позиции придерживается ФНС России в письме от 8 сентября 2005 г. № 22–3-11/1695 «О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники».

6 Z-отчет — отчет при работе с ККМ. Снимается в основном один раз в конце смены. В Z-отчете указывается общая сумма денежных средств, поступивших в кассу в течение смены, т.е. выручка.

7 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

8 Для упрощения примера иные документы, установленные законодательством РФ и обязательные для составления при применении ККТ, не указываются.

9 Положение № 14-П.

10 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

11 Указание № 1843-У.

12 Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163.

13 Учреждениями культуры признаются: учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха, включая услуги выставочного характера и художественного оформления и услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) (п. 6 Положения о расчетах без применения ККТ).

Версия для печати

Базовые аспекты ↑

Расчет – обязательные отношения между клиентом (владельцем счета) и банком. Объект отношений – наличные средства.

Максимальный расчет по одной сделке не должен быть больше 100 тысяч рублей. Чтобы осуществлять выплаты, необходимо наличие кассы и ведение кассовой книги.

Организация один раз в год должна отдавать заявление в банк, чтобы получить кассовый лимит. Если для предприятия не установлена предельная сумма, то каждый день наличные деньги сдаются в банк.

Осуществляется выдача кассовым ордером. Главное условие в работе с наличкой – фискализация. То есть, при поступлении финансов в организацию с них должны уплачиваться налоги.

Центральным банком не регулируется:

  • наличная выплата при участии банка России;
  • рублевый расчет (или в другой купюре) между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
  • банковские операции;
  • выплаты на основании нормативных актов о сборе таможни.

Существует перечень признаков, которым организация должна отвечать, прежде чем начать работать с наличными средствами:

  • иметь кассовую книгу;
  • обладать ресурсами для осуществления деятельности;
  • иметь контрольно-кассовую технику, которая прошла регистрацию.

Наличные расчеты между юридическим и физическим лицом без ККМ не допустимы. В противном случае грозит штраф размером до 40 000 рублей. Отчетность перед Федеральной налоговой службой обязательна.

Данная служба контролирует следующее:

  • полностью ли исчислен налог;
  • правильно ли произведен порядок расчета;
  • выдаются ли чеки;
  • в случае нарушений – устанавливать наказание.

Центральный банк устанавливает следующие способы платежа с помощью наличных средств:

В рублях или иностранной валюте между участниками в пределах одного соглашения Осуществляются они для выполнения обязательств по данному соглашению. Если договоров несколько, то лимит все равно не должен превышать 100 тысяч рублей
Наличный платеж Без учета предельной суммы
Выплат наличными в пределах лимита

Прием в кассу наличных средств осуществляется по бланкам строгой отчетности. При их выдаче необходимо вести учет в кассовой книге.

Если наличные средства не подтверждаются кассовым ордером, то они считаются излишками и идут в доходы организации.

Нарушениями при работе с наличными средствами считаются:

  • расчеты с другими предприятиями, если превышено ограничение;
  • если наличные средства не оприходованы;
  • не соблюден порядок хранения финансов;
  • если в кассе собралось наличных средств больше установленного лимита.

Понятия

Фискализация Ввод в контрольно-кассовые машины специального кода налоговой службы. Обязательный процесс, который проводится по месту регистрации кассового аппарата
ККТ Контрольно-кассовая техника, применяемая при оплате товаров, оказании услуг и выдающая покупателям чеки
ЕНВД Единый налог на вмененный доход; применим одновременно с общим режимом налогообложения, касается определенных типов деятельности
Кассовая книга Документ, необходимый для регистрации операций по приходу и выдаче денежных средств на предприятии
Наличный расчет Оплата за товар или услугу наличными деньгами сразу же после приобретения
Кассовый ордер Документ, подтверждающий осуществление кассовой операции. Оформляется бухгалтером организации

Формы расчетов

Расчеты подразделяются на несколько типов – наличные и безналичные. Безналичный расчет осуществляется на основании таких правил:

  • финансы хранятся в банке, который производит платежи;
  • формы расчетов оговариваются в соглашении;
  • платеж списывается в определенном порядке.

Выделяют такие формы расчетов:

Наличные С помощью наличных финансов, а также кредитной и дебитной карточки
Безналичные Которые в свою очередь подразделяются на определенные формы

Такие как:

Платежное поручение Представляет собой бланк, в котором содержится информация о переводе средств с одного счета на другой
Платежное требование-поручение Это расчетный документ, в котором содержатся требования продавца к клиенту оплатить товар
Инкассо-операция банка При которой в банк приходят платежные поручения по просьбе клиента
Аккредитив Применяется в тех случаях, когда организация мало знает клиентов
Чековый расчет

Правовое регулирование

Согласно указанию № 3073-У Центрального Банка (7 октября 2013), для наличного расчета между юридическими лицами установлен лимит, для физических лиц он отсутствует.

В соответствии с Уголовным кодексом, статья 15.1, за превышение лимита грозит штраф. Для предприятий – до 50 тысяч рублей, для сотрудника – 5 тысяч рублей.

Как осуществляется расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами смотрите в статье: наличный расчет между юридическими лицами.

Все про наличные расчета, .

Согласно Кодексу административных правонарушений (статья 4.5 и 24.5) нарушителей можно привлечь к ответственности спустя 2 месяца после установления нарушения.

Федеральный закон № 54 «О применении контрольно-кассовой техники», принятый 22 мая 2003 года, обязывает как организации, так и ИП применять кассовые аппараты в своей деятельности.

Не касается закон тех предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые:

  • при оказании услуг населению выдают бланк строгой отчетности;
  • расположены в отдаленных местах;
  • используют налог ЕНВД.

Согласно 140 статье Гражданского кодекса, на территории Российской Федерации возможет расчета наличным и безналичным путем.

Порядок проведения расчетов наличными между юридическими и физическими лицами в 2019 году ↑

Порядок использования организациями наличных средств устанавливает Центральный банк. В соответствии с ним, движение финансов происходит через кассу предприятия.

Алгоритм действий

При выдаче наличных (под отчет) необходимо придерживаться следующего алгоритма:

Проверить у сотрудника наличие задолженности Необходимо выяснить, не числятся ли долги у работника по ранее полученным финансам. Если есть, то выдавать новую сумму не разрешено
Получить от работника заявление Установленной формы нет, заполнять можно в произвольной. В тексте необходимо указать сумму и сроки выдачи. При согласовании с руководителем он проставляет свою подпись. При отсутствии заявления не разрешено выдавать наличные
Оформить кассовый ордер Этим может заниматься или бухгалтер организации, или ее руководитель
Передать ордер в кассу Кассир обязан проверить документ. При отсутствии ошибок можно выдавать наличные (при предоставлении паспорта)
Проверить кассовую книгу На основании ордера делается запись в книге кассы

После получения денег работник должен отчитаться за них. Отчет предоставляется в течение 3 дней.

Заключение договоров

Ситуации, которые связаны с соблюдением ограничений при расчете наличными (при заключении договора):

Дополнительное соглашение к основному Заключать подобный договор нельзя, при его оформлении грозит штраф
Несколько договоров одного типа Многие предприниматели при заключении сделки пытаются превысить лимит, заключая несколько договоров. Если в ходе проверки обнаружится данный факт, штраф обеспечен. Спора с налоговой службой можно избежать, если при заключении схожих соглашений указывать разные характеристики – объем, тип продукции, сроки поставки
Долгосрочный договор За период действия соглашения лимит составляет также 100 тысяч рублей. То есть, при совершении разовой сделки сумма поставки в течение года не должна быть больше установленного лимита

Учет операций

Выдача наличных средств осуществляется по чеку. Операции такого типа совершаются расходной кассой. Заведующий кассой обязан выдать под отчет деньги и сделать запись в книге учета.

Чтобы получить наличные средства, клиент предоставляет чек операционисту. После проверки ему выдают марку от чека, чтобы предъявить ее в кассу.

При получении чека кассовый работник:

  • проверяет, имеются ли подписи руководящих должностей кредитной организации;
  • проверяет наличие расписки клиента о получении средств;
  • подготавливает деньги к выдаче;
  • вызывает человека на получение финансов;
  • сверяет номер марки и номер на чеке, при совпадении – приклеивает марку чеку;
  • выдает наличные средства и подписывает чек.

По окончании рабочего дня кассир обязан сверить полученную сумму с теми, которые указаны в расходной документации. При учете выдачи наличных средств применяется счет №20202.

Возникающие нюансы ↑

Наличные расчеты не могут производить физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. На них нормы Центрального банка не распространяются.

Между юридическими лицами существуют некоторые особенности:

При продаже товаров или оказании услуг Покупателю необходимо выдавать чек. Факт договора должен отображаться в кассе, даже если клиент не попросил чек
Фирма, продающая товары Должна иметь кассовую книгу
Наличный расчет между юридическими лицами Должны осуществляться при условии оформления договора с помощью приходного ордера

В случае превышения установленного лимита предусмотрен штраф, размер которого достигает 50 000 рублей. Также имеют место прочие правонарушения:

Наличные деньги Оприходуются не полностью
Сумма купюр Превышает установленный норматив

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели используют в деятельности не чеки, а бланки строгой отчетности. В чем разница? Они могут быть не только в бумажном виде, но и в электронном.

Бланки нужно хранить не менее 5 лет. Лимит расчетов наличными между ООО и физическим лицом не установлен. Расплачиваться можно без ограничения.

Расчеты с ИП

Любой расчет, проводимый индивидуальным предпринимателем с физическим лицом, не попадает под контролирование. Лимит суммы также составляет 100 000 рублей.

Для него существуют особенности:

Данное ограничение не имеет срока действия По отношению к соглашению оно действует постоянно
Лимит должны соблюдать Обе стороны договора
Не нужно путать Лимит по общей сумме по договору и ежедневное ограничение
Если в соглашении указана сумма лимита То при назначении пени или штрафа расчет не производится, а оформляется дополнительный договор

Во время осуществления наличных расчетов в текущем году индивидуальный предприниматель должен придерживаться целей, которые установлены законодательством:

  • выплата наемным рабочим;
  • оплата услуг работников;
  • расчеты на страховое возмещение;
  • личные нужды ИП;
  • расчеты между подрядчиками;
  • банковские операции.

Существуют методы, на основании которых ИП разрешено проводить расчеты наличными средствами:

С помощью контрольно-кассовой техники Ее применение – обязательное условие для предпринимателей
При применении бланков строгой отчетности Которые заменяют кассовые чеки. Их выдача разрешена только тем ИП, которые предоставляют людям различные услуги. Бланк разрабатывается ИП самостоятельно
Без применения кассовых аппаратов и прочей документации Такая возможность имеется только для тех индивидуальных предпринимателей, которые расположены в отдаленных местах

Если индивидуальный предприниматель укладывается в лимит, то необходимости открывать счет в банке нет.

Особенности ограничений суммы расчета наличными в 2019 году:

При наличии дополнительного соглашения Заключать его на всю сумму не разрешено, это грозит штрафом
Однотипный договор (пару одинаковых соглашений, когда операция требует расчета более чем на 100 тысяч) В этой ситуации контролирующие органы также могут назначить штраф
Без заключения соглашения Для каждой накладной должен быть лимит суммы
Долгосрочный договор Срок действия не влияет на ограничение по сумме, оно также должно быть

Если между физическими лицами

Для наличных расчетов между лицами физического типа ограничение не установлено.

Операции с нерезидентами

Организации и индивидуальные предприниматели России имеют право заключать соглашения с иностранными гражданами.

Наличная оплата трудовой деятельности (оплата товаров, оказание услуг) недопустима. Такое действие считается незаконной валютной операцией.

Российской организации разрешено принимать валюту от нерезидентов в тех случаях, когда вторые являются физическими лицами. Это касается только соглашений розничной купли-продажи.

Если в валюте

Кредитная организация имеет право расходовать наличные деньги, которые поступают в кассу, в валюте:

Участники наличного расчета и физические лица Вправе рассчитываться валютой Российской Федерации или другой иностранной валютой в неопределенном количестве
Если между лицами заключен договор То валютный расчет не должен превышать 100 тысяч рублей

Расходы наличных денег в валюте может осуществляться на следующие цели:

  • выплата заработной платы работникам или социального страхования;
  • потребительские нужды индивидуального предпринимателя, необходимые для своей деятельности;
  • оплата товара;
  • возврат за продукцию (если до этого был расчет наличкой);
  • выдача сотрудникам под отчет.

В остальных случаях рассчитываться наличными средствами в валюте не разрешено. Если организация принимает платеж купюрой, то данные должны отображаться в файлах контрольно-кассовой техники или бланках строгой отчетности.

Как формируется приказ об отсутствии лимита кассы узнайте из статьи: образец приказа на лимит кассы.

Как рассчитать лимит кассы на 2019 год, .

Зачем определять лимит остатка наличных денег в кассе, .

Если наличные средства поступают в иностранной валюте, то происходит отображение процесса на отдельных листах кассовой книги.

Таким образом, расчет наличными средствами разрешено осуществлять с ограниченной суммой – 100 000 рублей. Лимит касается не одной платежной операции, а всех расчетов по соглашению.

Использование контрольно – кассовой техники обязательно, при ее отсутствии – устанавливается штраф. При поступлении денег в кассу необходимо оформлять специальные бухгалтерские записи.

При оплате наличными средствами обязательно выдается чек. Если организации разрешено работать без применения контрольно – кассовой техники, то вместо чека выдается бланк строгой отчетности.

Предыдущая статья: Наличный расчет между юридическими лицами Следующая статья: Лимит расчетов наличными между юридическими лицами

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх