Орган управления в ООО

Управление ООО: роль и функции директора

Директором ООО может быть:

  • сам учредитель;
  • стороннее физическое лицо, нанятое по трудовому договору.

К основным полномочиям директора хозяйственного общества можно отнести:

  • вступление в правоотношения с другими хозяйствующими субъектами от имени фирмы, выдача доверенностей на осуществление данного полномочия другим лицам;
  • издание различных локальных нормативных актов;
  • заключение трудовых договоров с работниками, реализация прав и выполнение обязанностей общества, предусмотренных такими договорами;
  • обеспечение актуальности положений устава, записей в ЕГРЮЛ о юридическом лице.

Порядок работы директора, так или иначе, определяется уставом фирмы (с учетом норм, закрепленных в законодательстве). При этом положения устава в части установления полномочий руководителя имеют более высокую юридическую силу в сравнении с теми, что закреплены в трудовом договоре либо локальных нормативных актах.

В случае если единственный участник ООО назначает директором себя (и сведения об этом вносятся в ЕГРЮЛ посредством отправки в ФНС уведомлений по установленной форме), то заключение трудового договора общества с руководителем необязательно.

Если на руководящую должность нанимается стороннее лицо, то с ним, в свою очередь, нужно заключать трудовой договор (с учетом особенностей положений главы 43 ТК РФ, которая регламентирует трудовые отношения с участием руководителей хозяйственных обществ). При этом тот факт, что данный договор будет, по тем или иным причинам расторгнут, не прекращает полномочия директора. Они должны быть аннулированы отдельным решением единственного учредителя фирмы. После издания данного решения сведения о прекращении полномочий директора (и, возможно, о назначении нового руководителя) должны быть отражены в ЕГРЮЛ.

Коллегиальный орган управления ООО

Единственный участник фирмы также вправе учредить и коллегиальный орган управления хозяйственным обществом. Его полномочия отражаются в уставе и других внутренних нормативных документах общества. В таких документах могут регламентироваться, в частности:

  • функции органа, обязанности его членов;
  • принципы формирования состава органа, его компетенции;
  • порядок оплаты труда членов правления;
  • права и обязанности членов правления.

Правления, как правило, учреждаются в крупных корпорациях, в которых ключевые решения желательно принимать не единолично, а коллегиально. В этом может быть заинтересован и сам владелец фирмы.

В состав правления ООО могут выходить только физические лица. Каждый из членов правления обладает неотделимым правом голоса. Функции председателя коллегиального органа в хозяйственном обществе исполняет генеральный директор либо представитель управляющей организации.

С каждым из членов правления (кроме председателя, если им становится единственный учредитель) заключаются трудовые договоры.

В свою очередь, гражданско-правовые отношения лежат в основе взаимодействия единственного участника ООО и управляющих. Изучим роль данных лиц в деятельности общества подробнее.

Управляющий в ООО: функции и полномочия

Владелец бизнеса имеет право передать функции по управлению бизнесом стороннему лицу — управляющему (им может быть, как мы уже отметили выше, ИП или юрлицо). В этих целях между учредителем фирмы и управляющим заключается гражданско-правовой договор. Примечательно, что федеральное законодательство не содержит рекомендаций касательно содержания и особенностей заключения такого договора.

Управляющий играет в деятельности общества роль, в целом, схожую с той, которая характеризует работу единоличного органа. Компетенции управляющего прописываются уставом фирмы (опять же, с учетом норм законодательства).

Примечательно, что законом не установлено то, как именно должен именоваться управляющий в документах, которые он подписывает от имени фирмы — например, договорах на поставку или в бухгалтерской отчетности. Но главное, чтобы в таких документах фигурировали ФИО управляющего.

Лицо, занимающее рассматриваемую позицию в ООО, не следует отождествлять с доверительным управляющим — человеком или организацией, которые имеют право на осуществление действий от имени учредителя компании (за исключением действий, направленных на продажу доли собственника в бизнесе).

Аналитика Публикации

Правление, как и директор, осуществляет руководство текущей деятельностью ООО. Оно не заменяет директора, а функционирует вместе с ним. Создавать его не обязательно, но в крупных компаниях его обычно создают.

Если участники решили создать правление, юристу нужно знать, как обеспечить юридическую чистоту при избрании его членов, чтобы в последующем деятельность правления была слаженной и организованной, а решения не были признаны недействительными.

В каком порядке нужно создавать правление

Создать правление можно только тогда, когда это предусмотрено уставом (п. 1 ст. 41 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО).

Если устав не предусматривает наличие в обществе правления, но требуется его создать, предварительно нужно внести изменения в устав на основании соответствующего решения общего собрания участников.
Правление не обязательно называть «правлением», это коллегиальный исполнительный орган, наименование которого закон оставляет на усмотрение участников.
В уставе нужно предусмотреть:

  • порядок избрания членов правления;
  • количество членов правления;
  • порядок оформления на должность членов правления;
  • срок полномочий правления;
  • компетенцию правления;
  • порядок деятельности и принятия решений.

Устав может не определять срок, в течение которого должно быть избрано правление. Пока оно не избрано, его функции выполняют органы, уполномоченные на это уставом или законом.

Избрать правление может общее собрание участников. Однако устав может относить этот вопрос и к компетенции совета директоров (п. 1 ст. 41 Закона об ООО).

Кандидатуры на места членов правления предлагает лицо, инициирующее общее собрание. При этом все участники имеют право предложить свои кандидатуры, равно как и предложить свои вопросы в повестку дня (п. 2 и 3 ст. 36 Закона об ООО). Устав может определять особый порядок отбора кандидатов для избрания в правление.

Если лицо (орган), созывающее собрание, не включит в список предложенного кандидата, участник вправе обжаловать это решение и потребовать включить его кандидата в список (п. 3 ст. 43 Закона об ООО). Это подтверждает судебная практика (постановление ФАС Центрального округа от 5 ноября 2008 г. № Ф10-4940/08 по делу № А68-753/08-44/16, данный судебный акт касается акционерного общества, но в отношении общества с ограниченной ответственностью такая практика тоже применима).

Количество членов правления может быть как нечетным, так и четным, закон это не ограничивает.

Порядок избрания членов правления законом не установлен. В связи с этим его нужно определить в уставе. Закон устанавливает только то, что функции председателя правления выполняет директор ООО (п. 1 ст. 41 Закона об ООО). Исключение составляет тот случай, когда полномочия директора переданы управляющему, тогда председателя нужно будет избрать дополнительно.

Членов правления можно избрать простым большинством голосов, если большее количество голосов не требуется в соответствии с уставом общества. При этом в уставе можно установить, что по этому вопросу должно проводиться кумулятивное голосование (п. 9 ст. 37 Закона об ООО), это позволит учитывать интересы миноритарных участников.

Если по каким-либо причинам с первого раза не получилось избрать правление в полном составе, можно созвать и провести новое общее собрание участников, на котором избрать правление заново либо избрать недостающих членов. Если этот вопрос отнесен к компетенции совета директоров, то можно провести новое заседание совета директоров.

При этом решения правления, которое сформировано в составе меньшем, чем это предусмотрено уставом, могут быть признаны недействительными как противоречащие уставу (п. 1 ст. 43 Закона об ООО).

Кто может быть избран в правление

Членом правления может быть не только один из участников ООО, но и любое иное физическое лицо. При проверке такого лица перед избранием нужно выяснить, не ограничено ли оно в дееспособности и не лишено ли права занимать такую должность.

При этом нужно учитывать, что член правления не сможет одновременно занимать некоторые должности в этом же ООО.

Статус членов правления

Как нужно оформить избранных лиц на посты членов правления, закон не устанавливает, оставляя это на усмотрение участников. Однако суд рассматривает отношения между обществом и членами правления как трудовые (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

При этом с членами правления можно вообще не заключать договоры. В таком случае члены правления будут действовать на основании решения общего собрания участников (совета директоров), устава ООО и Положения о правлении. В любом случае то, как будут оформлены члены правления, нужно закрепить в уставе.

Если с членами правления заключить трудовые договоры, на них будут распространяться особенности регулирования труда, установленные Трудовым кодексом РФ для директора, в том числе касающиеся расторжения трудового договора, и другие правила (ст. 281 ТК РФ). Трудовые договоры с членами правления следует заключать на тот срок, на который избрано правление, то есть трудовой договор будет срочным.

Договоры с членами правления от имени общества должно подписывать лицо, уполномоченное тем органом, который их избрал, то есть общим собранием участников либо советом директоров.

Общее собрание участников определяет размер вознаграждения членов правления. Однако устав может относить этот вопрос и к компетенции совета директоров (подп. 3 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Поскольку закон не определяет права и обязанности членов правления, их нужно прописать в уставе или Положении о правлении. Кроме того, их можно прописать в трудовых договорах с членами правления и (или) их должностных инструкциях. При этом нужно учитывать отдельные положения, которые устанавливает закон.

Члены правления не вправе:

  • передавать свой голос иным лицам, в том числе другим членам правления (п. 5 ст. 32 Закона об ООО)

Члены правления обязаны:

  • по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества давать необходимые пояснения в устной или письменной форме (п. 2 ст. 47 Закона об ООО).

Члены правления вправе:

  • участвовать на общем собрании участников общества с правом совещательного голоса (п. 3 ст. 32 Закона об ООО).

Прекращение полномочий членов правления

Порядок прекращения полномочий членов правления законом не установлен, в связи с этим его нужно определить в уставе.

Если это не сделать, то полномочия правления прекратятся по истечению срока, на который оно избрано, либо в связи с решением общего собрания участников (совета директоров) о досрочном прекращении полномочий.Кроме того, члены правления могут сами отказаться от полномочий.

Ответственность членов правления

Члены правления несут ответственность за убытки, причиненные обществу их виновными действиями или бездействием (п. 2 ст. 44 Закона об ООО).

Под убытками следует понимать (п. 2 ст. 15 ГК РФ):

  • расходы, которые ООО произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрату или повреждение имущества ООО;
  • неполученные доходы, которые ООО получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, то есть упущенную выгоду.

Общество и его участники вправе потребовать возместить убытки. Принудительное взыскание возможно только в судебном порядке. При этом истцу нужно будет доказать:

  • противоправность действий (бездействия) члена правления, являющегося ответчиком;
  • факт возникновения у общества убытков;
  • размер убытков;
  • причинно-следственную связь между ненадлежащим (неразумным и (или) недобросовестным) поведением члена правления и возникшими убытками.

В свою очередь ответчику нужно будет доказать отсутствие вины в причинении убытков. Это подтверждает судебная практика (постановление Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2011 г. № 15201/10, в этом примере к ответственности привлекают генерального директора, однако к членам правления такая практика тоже может быть применима).

Кроме того, если участник считает, что правление приняло решение с нарушением закона или устава и это решение нарушает его права и законные интересы, он может в судебном порядке признать такое решение недействительным (п. 3 ст. 43 Закона об ООО).

Не будут нести ответственность те члены правления, которые голосовали против решения, повлекшего убытки, а также те, кто не принимал участия в голосовании.

Если виновны несколько лиц – они будут нести солидарную ответственность.

В редких случаях члены правления могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Административная ответственность может наступить, например, за незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников, а также за нарушение требований Закона об ООО к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников (ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Уголовная ответственность может наступить, например, за участие в качестве организаторов, подстрекателей или пособников при присвоении или растрате чужого имущества (ст. 33 и 160 УК РФ), за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 201 УК РФ, п. 11, 12 постановления Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий»), а также по другим статьям Уголовного кодекса РФ.

Какими бывают органы управления

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – довольно распространённая организационно-правовая форма ведения бизнеса. В состав организации может входить от одного до пятидесяти участников. Логично возникает вопрос, каким образом осуществляется стратегическое управление ООО, кто принимает решения и контролирует их исполнение, кто отвечает за формирование и достоверность отчётности.

Сразу следует обратиться к законодательству. Основной документ, в котором можно почерпнуть необходимую информацию, – Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью». Глава 4 полностью посвящена таким вопросам, как управление и контроль ООО.

В статье 32 перечислены все органы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия. К ним относятся:

  • общее собрание участников,
  • совет директоров (он же наблюдательный совет),
  • исполнительный орган (единоличный или коллегиальный),
  • ревизионная комиссия (или ревизор в единственном числе).

Тем не менее это совсем не значит, что организационная структура управления ООО должна включать все вышеуказанные позиции.

Один из главных документов общества – устав. Учредители вправе решить, какую форму использовать – типовую или согласованную всеми участниками. Документ должен содержать все сведения о компании (наименование, местонахождение), уставном капитале (УК), правах и обязанностях участников, а также отражать порядок вступления и выхода из общества, состав и порядок формирования органов управления ООО.

Надо сказать, что закон предоставляет компаниям относительную свободу действий в плане выбора системы менеджмента.

Проще говоря, участники сами определяются с управляющими органами. Решение можно принять на этапе создания ООО или в дальнейшем.

В любом случае проводится общее собрание, по итогам которого утверждаются органы управления ООО и их компетенция. Вся эта информация в обязательном порядке должна быть отражена в уставе (первоначальном или действующем путём внесения изменений).

Итак, рассмотрим, кто может участвовать в управлении ООО и для чего нужен каждый орган.

Общее собрание участников

Этот высший орган управления ООО является обязательным и по умолчанию присутствует в любой компании с такой организационно-правовой формой. От него нельзя отказаться или заменить каким-либо другим. Единственное, что допускает закон, – корректировка правил голосования. Общий порядок предусматривает, что каждый учредитель располагает количеством голосов, пропорциональным его доле в УК.

К компетенциям общего собрания участников относятся:

  • Принятие решения о том, будет ли компания действовать на основании типового устава.
  • Утверждение устава и внесение изменений в него (наименование, местонахождение, УК), государственная регистрация как первоначального устава, так и всех принятых изменений.
  • Выбор основных направлений деятельности, принятие решений об участии в различных ассоциация и объединениях.
  • Утверждение внутренних нормативных документов.
  • Избрание ревизионной комиссии, а также досрочное прекращение её полномочий.
  • Утверждение годовых отчётов и бухгалтерских балансов.
  • Принятие решений по поводу распределения чистой прибыли.
  • Назначение аудиторской проверки, выбор аудитора, согласование и утверждение стоимости его услуг.
  • Принятие решений о размещении ценных бумаг.
  • Принятие решений о реорганизации или ликвидации компании, определение состава ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных документов.
  • Если устав не предусматривает таких компетенций для совета директоров, общее собрание принимает решения о:
    • создании исполнительных органов, а также досрочном прекращении их полномочий;
    • назначении управляющего, определении условий договора с ним и передаче ему полномочий единоличного исполнительного органа.

Совет директоров

Правовое положение совета директоров ООО регламентируется частью 2 статьи 32 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об ООО». Второе название этого органа – наблюдательный совет. Без него, в отличие от общего собрания, предприятие вполне может обойтись. Если же принято решение о формировании совета директоров, некоторые функции общего собрания делегируются ему.

В законе отсутствует чёткая инструкция о том, как в ООО создать совет директоров. Данный вопрос решают участники общества – они самостоятельно должны разработать механизм избрания совета, определить его членов, круг полномочий и закрепить все эти сведения в уставе. Законодательство предусматривает некоторые ограничения:

  • Председателем совета не может быть лицо, которое является единоличным исполнительным органом.
  • Члены коллегиального исполнительного органа могут входить в состав наблюдательного совета, но их доля не должна превышать 25% от общего количества лиц, состоящих в совете директоров.

Здесь важно вспомнить, что минимальное количество учредителей (участников) предприятия – один. Тогда вполне закономерен вопрос, кто входит в совет директоров ООО с одним участником.

В законодательных актах об этом ничего не сказано. Как правило, владелец бизнеса сам себе хозяин, который самостоятельно управляет деятельностью организации и единолично принимает соответствующие решения. В данном случае он не должен советоваться с кем бы то ни было и тем более ставить вопросы на голосование. Таким образом, совет директоров ООО с одним учредителем попросту не нужен, так как все функции, связанные с управлением компанией, возлагаются на конкретное лицо.

Исполнительный орган

В соответствии со статьями 40 и 41 закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об ООО» исполнительный орган может быть единоличным и коллегиальным. В его состав могут входить только физические лица, включая тех, кто не является участником ООО.

Итак, постоянно действующий исполнительный орган ООО – это вышеупомянутый единоличный. Устав общества определяет, каким образом и на какой срок он избирается. Более привычные примеры – генеральный директор и президент. Руководитель действует от имени предприятия, имеет право выдавать доверенности на представление интересов компании, издаёт приказы, связанные с кадровыми вопросами (приём на работу, перевод, увольнение, премирование и взыскание). Можно сказать, что это наёмный менеджер высшего звена – тот, кто управляет ООО на основании договора.

В качестве альтернативы генеральному директору или президенту закон предусматривает делегирование функций по управлению компанией внешнему менеджеру – управляющему. Общим собранием (или советом директоров, если это предусмотрено уставом) определяются условия соглашения с наемным лицом. После этого стороны подписывают договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО. Деятельность управляющего должна осуществляться в соответствии с законодательством, подписанным соглашением и уставом компании.

Коллегиальный исполнительный орган, в отличие от единоличного, не является обязательным. Его название говорит о том, что участников больше одного. Примерами могут служить правление или дирекция. Председателем назначается лицо-единоличный исполнительный орган или управляющий. Количественный состав, срок, на который избирается коллегиальный исполнительный орган ООО, его полномочия и порядок работы определяются уставом.

Ревизионная комиссия

Если количество участников ООО менее пятнадцати, ревизионная комиссия (РК) может не избираться. При большем количестве участников её формирование обязательно. В состав РК не могут входить члены совета директоров или исполнительного органа (как единоличного, так и коллегиального). Уставом может быть предусмотрено, что функции РК возлагаются на аудитора, но при условии, что он не связан имущественными интересами с органами управления ООО. Порядок деятельности, срок и количество членов ревизионной комиссии регламентируются уставом.

РК занимается проверкой финансово-хозяйственной деятельности, она вправе в любое время проводить соответствующие проверки и запрашивать пояснения. Кроме того, ревизионная комиссия обязана проверять годовые отчёты и бухгалтерские балансы, формировать своё заключение, после чего эти документы утверждаются общим собранием участников.

Система управления ООО может включать:

  • общее собрание участников,
  • совет директоров,
  • единоличный или коллегиальный исполнительный орган,
  • ревизионную комиссию.

Общее собрание, единоличный исполнительный орган, РК (если количество участников более пятнадцати) являются обязательными. Все остальные могут быть избраны в случае, если это предусмотрено уставом. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать управляющий, а вместо РК допускается назначение аудитора.

Органы управления ООО и их юридическая характеристика

Вопросы организационной структуры собственникам хозяйственного общества предстоит решать самостоятельно. При этом потребуется учитывать особенности правового регулирования. Парламентарии пошли по пути соединения императивных и диспозитивных норм. Жесткая регламентация установлена в отношении принятия ключевых решений, а вот при построении внутренней системы у участников остается достаточно свободы. Особого внимания заслуживают четыре типа формирований.

Собрание учредителей

Закон 14-ФЗ наделяет этот орган высшей компетенцией, формализуя порядок принятия каждого нового решения. Созывать участников общества разрешается в плановом, либо внеочередном порядке. В первом случае сбор полноправных собственников осуществляется в заранее согласованные сроки и является обязанностью главы фирмы. Встречи должны проходить не реже одного раза в год. При назначении даты следует учитывать правило, по которому собрание не может проводиться ранее 2 и позднее 4 месяцев со дня истечения финансового года.

Право ставить вопрос об экстренном сборе предоставлено как самим участникам, так и руководителю предприятия. Реализуют механизм при наступлении событий, оговоренных в уставе. Исключением являются интересы самого общества, либо отдельной группы его учредителей. В этом случае обоснование может быть иным.

Компетенция общего собрания определяется не только уставом, но и статьей 33 закона 14-ФЗ. Собственники вправе принимать решения по следующим вопросам:

  • определение направлений развития компании, постановка целей;
  • объединение с другими корпорациями, заключение союзов;
  • утверждение устава, либо внесение в него изменений;
  • создание исполнительных органов общества, преобразование структуры управления;
  • рассмотрение и утверждение годового баланса, а также других бухгалтерских отчетов;
  • распределение чистой прибыли;
  • выпуск ценных бумаг;
  • принятие внутренних регламентов организации;
  • привлечение аудитора;
  • реорганизация или ликвидация фирмы.

Перечень полномочий общего собрания может быть расширен. Запрета на такое действие закон не содержит. Несколько иначе обстоят дела с сокращением компетенции. В сентябре 2014 года в ГК РФ были внесены важные поправки, коснувшиеся деятельности непубличных обществ. В частности, собственникам разрешили делегировать часть прав коллегиальному исполнительному органу. Перечень исключений же закрепили в подпункте 1 пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ.

Управление

Коллегиальный орган формируют с целью оперативного решения вопросов, связанных с текущей деятельностью. Создают структуру в форме совета директоров или наблюдательной комиссии. Компетенция органа нередко дублирует функции общего собрания, поэтому при создании необходимо уделять большое внимание нормативному базису. Перечень полномочий может быть расширен или сужен. Ключевой задачей совета становится обеспечение интересов собственников и контроль эффективности деятельности. Порядок назначения членов на должности, принципы принятия решений, а также правила расформирования закрепляют в уставе. Создание этого элемента в системе не является обязательным.

Директор и правление

Непосредственное руководство компанией осуществляет директор. Назначение должностного лица производят на общем собрании собственников. Полномочия предоставляют на установленный уставом срок и заключают трудовой контракт. С сентября 2014 года у владельцев хозяйственных обществ появилась возможность назначать сразу несколько глав организации. Каждый из руководителей действует независимо, но в интересах фирмы. Функции единоличного исполнительного органа могут исполнять управляющий (специализированное агентство или предприниматель).

Одновременно собственники вправе принять решение о формировании правления или дирекции. Орган не является обязательным, но предусмотрен законом 14-ФЗ. Компетенция и порядок деятельности коллегиального органа исполнения прописывают во внутренних нормативных документах общества.

Ревизор

Создание специальной комиссии, либо назначение эксперта, осуществляющего контроль деятельности, признано обязательным только для определенных обществ. С необходимостью сталкиваются организации, в составе которых присутствует более 15 лиц.

Ревизор общества наделен правом проведения проверок финансовых и хозяйственных операций, имеет доступ к любой информации. Он оценивает полноту и достоверность бухгалтерской отчетности. Его заключение предоставляется общему собранию для принятия решения об утверждении документации. Во избежание споров полномочия, обязанности и функции должностного лица (комиссии) закрепляют в специальном положении.

Однако с сентября 2014 года в ГК РФ появилась норма, позволяющая отказаться от наличия в структуре столь сложного образования. Если учредители включат в устав условие об отсутствии ревизионной комиссии, тратиться на содержание дополнительного органа управления не потребуется. Такой вывод следует из преобладания норм ГК РФ над положениями закона 14-ФЗ. После вступления поправок в силу нормативный акт применяется лишь в той части, в которой не противоречит Кодексу.

Таким образом, система управления обществом с ограниченной ответственностью может быть представлена всего двумя органами: общим собранием собственников и единоличным руководителем (директором ООО). Остальные структуры формируются по усмотрению учредителей с учетом специфики коммерческой деятельности.

, пожалуйста!

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх