Орган валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом № 173-ФЗ и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, – Правительством РФ;

2) для представления уполномоченным банкам – Центральным банком РФ.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом необходимых документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Законом № 173-ФЗ предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с данным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица – наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица – фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком РФ.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных Законом № 173-ФЗ, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Законом определены следующие права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона № 173-ФЗ;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля, их функции и полномочия

Размещено на http://www.allbest.ru/

Северо-Западный филиал

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

Агенты валютного контроля, их функции и полномочия

Выполнил (а):

Студент (ка) IV курса, 433гр.

заочной формы обучения

Гультяев П.А.

Преподаватель:

Гонтарь Н.Н.,

Санкт-Петербург 2012 г.

Введение

Переход российской экономики к рыночным отношениям, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, расширение внешнеэкономических связей ставят в ряд актуальных вопросов проблемы определения механизма регулирования валютных отношений, осуществляемых банками. Данный механизм имеет экономическую природу, однако осуществляется и реализуется в правовой форме.

Формирование правовой базы, определяющей валютные правоотношения, происходит недостаточно эффективно и сопряжено с Л. определенными трудностями, поскольку для Российской Федерации это не совсем разработанное направление деятельности. В период существования валютной монополии государства субъектами валютных правоотношений мог быть только узкий круг специализированных государственных предприятий, а осуществление международных расчетов производилось на основе государственных планов. В сфере внешнеторговых сделок роль банков была незначительной, и на осуществляемые операции вводилась разрешительная система. Все это не способствовало развитию законодательства в области валютных отношений. Расширение круга участников и сферы данной деятельности после либерализации экономики повлекло за собой появление большого количества разноуровневых правовых актов в сфере валютного регулирования.

Однако, как известно, большинство принятых нормативных актов не было сведено в единую систему, а научные исследования ограничивались простым комментированием существующих норм. Сложившаяся нормативно-правовая база, регулируя систему валютных правоотношений в сфере банковской деятельности, с одной стороны, закрепляет те отношения, которые сложились и оформились в настоящий период времени, а с другой — способствует отражению тенденций дальнейшего совершенствования и развития, создавая для этого реальные предпосылки. В связи с этим в исследование правового регулирования валютной деятельности, осуществляемой банками, включаются отрасли гражданского, административного, уголовного и других отраслей права.

Правовое регулирование валютной деятельности, реализуемой банками, на сегодняшний момент осуществляется бессистемно. В совокупности с другими факторами все это приводит к значительной утечке капитала за рубеж, обращению значительного объема финансовых ресурсов в теневом обороте, отсутствию конкуренции на валютном рынке и его криминализации, и, соответственно, к медленной интеграции России в мировую экономическую систему.

В силу указанных обстоятельств, правовое регулирование деятельности уполномоченных банков в сфере валютных отношений представляет собой один из важных объектов правового регулирования.

Глава 1. Агенты валютного контроля

Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного контроля.

Указанные органы:

1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;

2) определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиями лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю.

В качестве основной задачи Службы установлено проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Этот орган осуществляет межотраслевую координацию и регулирование по вопросам, находящимся в ведении РФ. В пределах своей компетенции Служба обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации министерствами, ведомствами, организациями и предприятиями, участвующими в регулировании и осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.* В системе Федеральной службы имеется сеть территориальных органов (региональных центров и отделений).

На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

В валютном контроле участвуют и другие органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» от 24 сентября 1993 г. Министерство безопасности Российской Федерации (ныне — Федеральная служба безопасности), Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство обороны РФ информируют Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 151-93 включил в полномочия налоговых органов контроль за соблюдением валютного законодательства, осуществляемый в пределах их компетенции.

Глава 2. Права и обязанности агентов валютного контроля

агент валютный контроль

Права агентов валютного контроля.

Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

4) в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

9) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

10) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

11) паспорт сделки;

12) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

3) сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

4) агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

а) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

б) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Заключение

В настоящее время, не смотря на принятие Федерального Закона от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» стройная система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации находится на стадии совершенствования и развития. Система валютного контроля со стороны государства не всегда является эффективной.

Перечень полномочий различных органов и агентов валютного контроля имеет общий недифференцированный характер, из чего можно сделать следующие выводы:

* полномочия, отнесенные к совместной компетенции органов и агентов валютного контроля, во многом совпадают и могут быть реализованы в одинаковом объеме;

* органы валютного контроля имеют равные права по его осуществлению, и объём реализации этих прав совпадает;

* агенты обладают равным объемом полномочий, независимо от их правового статуса.

Однако, на практике такое положение невозможно в силу особенностей правового статуса отдельных субъектов, отнесенных законом к органам и агентам валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты действуют только в отношении валютных операций своих клиентов и не вправе проверять валютные операции организаций, если расчеты по таким операциям проводятся через счета, открытые в других банках.

В целях повышения эффективности валютного контроля необходимо: во-первых, урегулировать данные отношения в комплексном законодательном акте, отдельный раздел которого следует посвятить регулированию полномочий органов и агентов валютного контроля. При этом важно четко разграничить компетенции различных ведомств в этой сфере, детально регламентировать деятельность должностных лиц органов и агентов валютного контроля, их права и обязанности.

Во-вторых, создать специальный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой общегосударственной политики в области организации государственного контроля за соблюдением валютного законодательства органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами (включая уполномоченные банки), гражданами. Эти меры позволят повысить эффективность валютного контроля в России и исключить совмещение функций государственного контроля за валютными операциями с их правовым регулированием.

Новый Федеральный закон от 10 декабря 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» несомненно содержит положительные моменты, а именно

* устанавливает, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни;

* четко определяет перечень разрешенных операций в иностранной валюте между резидентами. В прежней версии закона такой нормы не было;

* отсутствует установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений;

* закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в уведомительном порядке. Юридическим лицам такое право будет предоставлено через год после вступления закона в силу.

Валютный контроль

Статья из серии Валютное право

Валютный контроль

Субъект:
Органы и агенты валютного контроля
Объект:
Валютные операции

Общие положения

Органы валютного регулирования

  • Центральный банк • Правительство

Резиденты и нерезиденты
Валютные ограничения

Правительство

Органы валютного контроля

  • ФНС • ФТС

Агенты валютного контроля

  • Уполномоченные банки • проф. участники рынка • ВЭБ.РФ

Валютный контроль
Внутренний контроль

Административная ответственность

  • Ст. 15.25 КоАП РФ

Уголовная ответственность

  • Ст. 173 • Ст. 193 • Ст. 193.1 УК РФ

Валютный контроль — контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Введение строгого валютного контроля часто приводит к возникновению чёрного рынка для обмена контролируемой валюты, в результате чего имеет место ситуация, когда реальный обменный курс сильно отличается от установленного государством. Из-за этого появляется целая отдельная экономика, основанная на теневом рынке обмена валюты. Таким образом, остается неясным, имеют ли правительства реальную возможность осуществлять эффективный валютный контроль.

Доктринальное определение (по 4-му изданию учебника Финансового права Н. И. Химичевой от 2008 года): «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля над соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 года № 77 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Органы валютного контроля

Обновление: 3 апреля 2017 г.

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Федеральная налоговая служба

Полномочиями по исполнению ВК в сфере денежного регулирования налоговая служба наделена согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), которым утверждено положение об этом государственном органе.

Вместе с тем налоговая служба имеет право контролировать не полностью все валютные операции, а только часть из них, относящуюся к ее компетенции. Так, ФНС осуществляет надзор:

  1. За соблюдением физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, являются они или нет резидентами РФ, требований валютного законодательства. Полномочия налоговой службы в этом случае ограничиваются только сферой налогообложения.
  2. Соответствием проводимых гражданами и организациями валютных операций условиям, перечисленным в выданных разрешительных документах, лицензиях.
  3. Соблюдением резидентами обязанности в установленных законом случаях уведомлять ФНС об открытии, закрытии счетов или ином действии, совершенном в зарубежных банках, с последующим представлением отчетов о движении денег по этим счетам.

Другими словами, ФНС осуществляет надзор только в той части, которая возложена на нее, не затрагивая сферы, отнесенные к компетенции других контролирующих органов. К примеру, если валюта перемещается через границу, в таком случае ФНС не будет органом контроля. Эти функции будут иметь таможенные органы.

Агенты валютного контроля

В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • образованы согласно нормам и законам России;
  • получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
  • вправе проводить операции с иностранной валютой.

В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:

  • по управлению реестром собственников ценных бумаг;
  • депозитарной;
  • по управлению ценными бумагами;
  • дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
  • брокерской.

Третий агент ВК — это государственная корпорация «Внешэкономбанк». Ее цели и адачи определены в специальном нормативном акте — законе «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ. Ее правовой статус как агента ВК установлен в подп. 5 п. 3 ст. 3 данного закона.

Органы валютного регулирования в РФ

Закон № 173 разграничивает понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование». Если в общем смысле ВК — это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением установленных требований, то валютное регулирование — это одно из многих направлений деятельности государства, суть которого заключается в издании правовых актов, регламентирующих валютные операции.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются уже рассмотренные выше органы ВК:

  • Центробанк;
  • Правительство.

Реализацию денежного регулирования возможно символически разделить на 2 уровня:

  1. Нормативный. Суть — разработка правовых актов в области валютных операций, их последующее утверждение.
  2. Индивидуальный. Заключается в непосредственном применении действующих правовых актов к конкретной ситуации, правоотношениям, возникшим на фоне валютных операций.

Так как органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство, на них в первую очередь и возложены задачи по реализации валютной политики государства.

Права и обязанности субъектов

Каждому органу и агенту ВК законодательством предоставлены индивидуальные полномочия по осуществлению надзора, объем которых зависит от компетенции конкретного органа. Однако в общем смысле все эти органы имеют право:

  • производить необходимые проверки по соблюдению лицами требований законодательных актов в области денежных отношений;
  • выполнять проверки представленных резидентами и нерезидентами документов по произведенным денежным транзакциям на предмет их достоверности и всесторонности;
  • делать запросы для получения необходимых сведений или документов от резидентов или нерезидентов, если имеется связь с открытием счетов и проведением денежных операций.

При этом органам ВК дополнительно предоставляются следующие полномочия:

  • при обнаружении нарушений законодательства в области ВК выдавать виновным лицам соответствующие предписания с требованием об обязательном устранении нарушений;
  • привлекать в случае нарушений валютного законодательства виновных к административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 193 УК РФ) ответственности.

С некоторыми вопросами привлечения к административной ответственности можно ознакомиться в статье Административная ответственность юридических лиц — понятие.

Помимо полномочий, на агентов ВК возлагаются обязанности:

  • по осуществлению надзора за соблюдением лицами валютного законодательства;
  • по представлению информации о проведенных с их участием валютных операциях в органы ВК.

Органы и агенты валютного контроля: основные отличия

Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.

Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.

В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК.

Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх