Органы государственной регистрации

Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Правительством Российской Федерации функции регистрирующего органа возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Чем вызвано это новшество? Скорее всего, возложение функций регистрации юридических лиц на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было продиктовано стремлением более жесткого контроля за организациями путем предоставления Министерству по налогам и сборам возможности отслеживать деятельность юридических лиц с самого начала, с момента их «рождения».

С одной стороны, данная позиция законодателя понятна и обоснованна, к тому же и очень удобна — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам представлено по всем регионам России, имеет свою корпоративную систему связи, что позволяет передавать информацию и хранить базу данных. Налоговые инспекции перегружены и не укладываются в установленные законом сроки даже при выполнении основных целей своего создания, что же будет, когда к их деятельности добавится еще и обязанность регистрации юридических лиц, и ведение Единого государственного реестра? Законом установлен срок для государственной регистрации не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. П.1 ст.8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» До 1 июля 2002 года этот срок был определен в три дня, хотя на практике получалось и больше. К сожалению, в настоящий момент в установленные сроки налоговые органы не укладываются.

Кроме того, тут возникает еще один любопытный вопрос. Если юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения каких-либо сведений о нем, содержащихся в Едином государственном реестре, не уведомит об этом регистрирующий орган, — оно привлекается к административной и уголовной ответственности. А что же с ответственностью регистрирующего органа за осуществление процедуры государственной регистрации в более длительный срок, нежели предусмотрен законодательством? В данном случае законодатель устанавливает лишь административную ответственность, причем с весьма незначительными санкциями: наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда…».

За государственную регистрацию юридических лиц взимается государственная пошлина в размере двух тысяч рублей.

В регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть поданы как непосредственно заявителем, так и направлены по почте. Следует отметить, что аналогичное положение присуще большинству стран Европы.

Говоря о процедуре государственной регистрации юридических лиц на современном этапе, необходимо выделить ряд новшеств в данной области. В настоящее время юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Помимо того, существенным нововведением является то обстоятельство, что факт «законности» (регистрация) придается лишь созданному юридическому лицу, а вопрос о форме и содержании учредительных документов остается внутренней компетенцией организации. С одной стороны, гражданским законодательством каких-либо дополнительных требований (например, о государственной регистрации) к учредительным документам не предусмотрено. С другой стороны, при открытии счета в банке или обращении организации для получения разрешения на осуществление какой-либо деятельности требуется представить нотариально заверенные копии учредительных документов. Нотариусы же отказываются свидетельствовать верность копии с документов, так как на них отсутствует отметка регистрирующего органа. Данная проблема была решена путем наделения регистрирующего органа возможностью предоставления копий учредительных документов юридического лица, которые прошиваются и заверяются подписью должностного лица, печатью регистрирующего органа с проставлением штампа «копия». Рядом со штампом указывается основной государственный регистрационный номер. За получение копий учредительных документов взимается пошлина в размере двухсот рублей за каждый документ. При необходимости срочного получения копий размер пошлины увеличивается в два раза. Стоимость же нотариального свидетельствования копий составляла от пяти до десяти рублей за один лист, что было значительно выгоднее в материальном плане по сравнению с ныне действующем порядком.

Изложенный материал указывает на необходимость более жесткого контроля со стороны российского законодателя за созданием и деятельностью юридических лиц. Одновременно с этим кардинальные изменения законодательства, имевшие место в последнее время, не отвечают условиям, необходимым для нормального функционирования гражданских правоотношений, а в ряде случаев порождают еще больше проблем и негативных последствий, нежели существовавший ранее порядок.

С учетом потребностей общества и спецификой российского предпринимательства в настоящий момент наиболее актуальной целью государственной регистрации юридических лиц представляется не допустить «выпуск» в гражданский оборот организаций с заведомым «пороком цели создания», а также обеспечить наиболее эффективный государственный контроль за созданием и деятельностью юридических лиц, возможность свободного доступа к сведениям о юридическом лице (разумеется, в строго определенных рамках), а также возможность по представленным сведениям осуществлять связь именно с интересующим юридическим лицом.

Для осуществления этих целей необходимо ведение Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственный реестр представляет собой совокупность сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующих документов. Таким образом, государственный реестр можно условно разделить на две части:

список юридических лиц с предусмотренными сведениями о них;

определенный пакет документов, на основании которых и были составлены данные сведения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные принципы ведения Единого государственного реестра:

всеобщность — в реестр включены все юридические лица независимо от организационно-правовой формы и иных оснований;

достоверность — записи реестра должны соответствовать реальному состоянию юридического лица;

публичность — каждый вправе получить сведения из реестра;

платность — за предоставление сведений из реестра, выписок и копий имеющихся документов взимается плата.

19.Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридического лица.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2002г. № 319, Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно Указу Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314, после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации

20.Единый государственный реестр юридических лиц и порядок его ведения

В Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. ГРведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра. Ведение государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ. В ГР содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в ГР указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно — правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях юридического лица; е) копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации); к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. Записи вносятся в ГР на основании документов, представленных заявителями при ГР юридических лиц и внесении изменений в ГР. Сведения, содержащиеся в ГР, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Содержащиеся в ГР сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из ГР; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма и порядок предоставления содержащихся в ГР сведений устанавливаются Правительством РФ. Основание — федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Эта статья опирается на источники, аффилированные с предметом статьи или иной заинтересованной стороной. Это может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации. Такие источники также не показывают значимость предмета статьи. Статью можно улучшить, использовав независимые вторичные источники вместо аффилированных. (3 августа 2016)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

(Росреестр)


Геральдический знак-эмблема Росреестра


Флаг Росреестра


Логотип Росреестра

Общая информация

Страна

  • Россия

Дата создания

9 марта 2004

Предшествующие ведомства

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация)
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость)
Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография)

Руководство деятельностью осуществляет

Министерство экономического развития Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Министерство экономического развития Российской Федерации

Штаб-квартира

почтовый адрес: Москва, Чистопрудный бульвар, дом № 6/19, 1
55°45′08″ с. ш. 37°38′55″ в. д.HGЯOL

Руководитель — Заместитель министра экономического развития РФ

Абрамченко Виктория Валериевна

Ключевой документ

Положение «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»

Сайт

Аудио, фото, видео на Викискладе

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

3. Учет и регистрация объектов недвижимости

Объекты недвижимого имущества подлежат обязательной технической инвентаризации и техническому учету. Система технической инвентаризации и технического учета формируется в целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности. Законодательные основы деятельности системы технической инвентаризации содержатся в Постановлениях Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» и от 13.10.1997г. №1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».

Целью технической инвентаризации является описание объекта недвижимости, здания или сооружения, по определенным правилам, позволяющее идентифицировать эти объекты, устранить противоречия между описываемым объектом и другими зданиями и сооружениями. Целью технического учета является построение информационной системы, содержащей сведения обо всех зданиях и сооружениях.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Все объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью публично-правовых образований, вне зависимости от стоимости подлежат учету в соответствующем реестре имущества.

Учетом публичного имущества является описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

При учете имущества, находящегося в публичной собственности, учитывается как имущество, находящееся в казне, так и закрепленное имущество (имущество, предоставленное в хозяйственное ведение или оперативное управление). Учет публичного имущества производится путем ведения соответствующего реестра. Реестр – это информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

Основными целями ведения реестра является организация единой системы учета, пообъектное отображение, отражение движения имущества. Формирование и ведение реестра осуществляется соответствующий специальный орган по управлению имуществом.

Документом, подтверждающим факт учета публичного имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения реестрового номера имущества и иные достаточные для идентификации имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него. Выписка из реестра является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с объектами недвижимости, закрепленными в публичной собственности.

Права на объекты недвижимости и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация прав – это специальный институт, создаваемый государством, с целью бесспорного установления обладателя прав на наиболее ценные объекты имущественного оборота – недвижимое имущество и предоставления обладателям зарегистрированных прав определенных государственных гарантий. При этом государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права и осуществляется в соответствии в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Недвижимая вещь, права на которую подлежат регистрации, должна быть исчерпывающим образом определена путем ее описания.

В соответствии с ГК государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. К числу вещных прав, подлежащих государственной регистрации, следует отнести: право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В отличие от вещных прав на недвижимое имущество, сделки с недвижимостью и обременения прав подлежат регистрации только в случаях, прямо указанных в законе. К числу договоров, подлежащих регистрации, следует отнести договоры: купли-продажи, дарения, ренты, аренды для объектов недвижимости, заключенные на срок не менее 1 года, ипотеки, купли-продажи, аренды и ипотеки предприятия как имущественного комплекса, договор участия в долевом строительстве. Все остальные договоры, предметом которых являются сделки с недвижимым имуществом, государственной регистрации не подлежат.

Государственную регистрацию прав проводят исключительно в заявительном порядке, то есть любую запись о праве вносят только на основании соответствующего заявления лица, в интересах которого ее осуществляют.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в следующем порядке: — прием документов на государственную регистрацию прав; — правовая экспертиза представленных документов проверка законности сделки; — установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже ранее зарегистрированными правами на недвижимое имущество, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; — совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача свидетельств о государственной регистрации прав.

Регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ действует система структурных подразделений территориальных органов.

Государственную регистрацию прав осуществляют путем внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащий информацию об объектах недвижимости, правообладателя и зарегистрированных правах, сделках, обременениях, ограничениях прав.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх