Основания классификации административных наказаний

Новая редакция Ст. 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например в области дорожного движения (см., например, КоАП ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.

Единственная установленная форма предупреждения — письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания.

Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.

Другой комментарий к Ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Одним из административных наказаний, применяемых к лицам, виновным в совершении правонарушений, является предупреждение. Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

оно находит свое выражение в официальном порицании;

может применяться как физическому, так и юридическому лицу;

налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП РФ, или закона субъекта РФ об административной ответственности. Так, предупреждение как мера административного наказания указывается в 20 составах Особенной части КоАП РФ, предусматривающих административные правонарушения в области дорожного движения;

применяется в качестве основного наказания. К предупреждению может быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы;

лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года;

предупреждение выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Следует отметить, что ранее, в предусмотренных законодательством случаях, предупреждение оформлялось и иным установленным способом. Действующий Кодекс иные формы вынесения предупреждения, кроме письменной, не предусматривает;

согласно ст.28.6 КоАП РФ назначение административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства, т.е. без составления протокола.

Тест: Основы административного права

1. К предмету административного права не относят отношения:

а) возникающие в связи с деятельностью системы исполнительной власти;

б) возникающие между людьми в процессе их коллективной трудовой деятельности;

в) складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;

г) возникающие в связи с функционированием негосударственных (общественных) формирований.

2. Каких форм существования органов исполнительной власти не существует в РФ?

а) федеральное министерство;

б) федеральный комитет;

в) федеральное агентство;

г) федеральное ведомство.

3. К административным правоотношениям относятся:

а) отношения, связанные с деятельностью арбитражных судов;

б) отношения, регулирующие деятельность органов предварительного следствия;

в) отношения, связанные с вопросами исполнения наказания;

г) отношения, возникающие между гражданами и органами государственного управления.

4. Являются ли иностранные граждане и лица без гражданства субъектами административного права?

а) да, являются;

б) нет, не являются.

в) являются в особых случаях, перечисленных в законе;

г) в КОАП этот вопрос не отрегулирован.

5. Административные отношения возникают:

а) между гражданами;

б) между гражданами и должностными лицами;

в) между юридическими лицами;

г) между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, с другой.

6. Метод административно-правовых отношений характеризуется:

а) равенством субъектов;

б) возникновением административно-правовых отношений по

взаимному согласию сторон;

в) подчинением управляющей воле, вопреки сопротивлению другой

стороны;

г) административно-правовые споры разрешаются только в судебном порядке.

7. В административном праве чаще всего применяются:

а) предписания;

б) дозволения;

в) запреты;

г) договоренности сторон.

8. Какие из перечисленных актов являются источниками административного права:

а) закон «Об образовании в РФ»;

б) ФЗ «О милиции в РФ»;

в) инструкция министерства труда «О порядке исчисления пособий по безработице»;

г) приказ Министра обороны о новом призыве в армию.

9. В каком из перечисленных ниже документов, содержатся нормы административного права?

а) заявление начальника учебного отдела о предоставлении ему очередного отпуска;

б) предписание инспектора госпожарнадзоре РФ об устранении в здании вуза нарушений правил пожарной безопасности;

в) заявление выпускника средней школе с просьбой допустить его к вступительным экзаменам;

г) ни в одном из названных документов норм административного права нет.

10. Нормы права, регулирующие основы организации деятельности органов исполнительной власти, относят:

а) к общей части административного права;

б) к особенной части административного права;

в) к производству по делам об административных правонарушениях;

г) к исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях.

11. В случае несоответствия общей и специальной административно — правовой нормы применяется:

а) специальная норма;

б) общая норма;

в) в зависимости от степени значимости применяется та или иная норма;

г) в КОАП этот вопрос не ставится.

12. Гражданин может направлять обращения в органы исполнительной власти РФ с:

а) рождения;

б) 14 лет;

в) 16 лет;

г) момента, когда он в состоянии самостоятельно сформулировать

свои требования;

13. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии:

а) опьянения;

б) крайней необходимости;

в) аффекта;

г) взбудораженной радости.

14.Нецензурная брань в общественных местах является административным правонарушением в форме:

а) в форме мелкого хулиганства;

б) в форме крупного хулиганства;

в) преступления;

г) нецензурная брань вообще не является правонарушением.

15. К административным правонарушениям в области охраны собственности относят:

а) уничтожение или повреждение чужого имущества без причинения значительного ущерба;

б) незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена;

в) незаконное использование товарного знака;

г) фиктивное банкротство.

16. Уклонение от подачи декларации о доходах является:

а) административным проступком;

б) гражданским проступком;

в) дисциплинарным проступком;

г) уголовным преступлением.

17. Какие наказания не относятся к ряду административных?

а) предупреждение;

б) увольнение;

в) дисквалификация;

г) административное приостановление деятельности.

18.Что из перечисленного не является административным наказанием?

а) административный штраф;

б) административный арест;

в) исправительные работы;

г) лишение специального права.

19. Размер административного штрафа, налагаемого на гражданина, не может превышать:

а) 5 тыс. рублей;

б) 50 тыс. рублей;

в) 1 МРОТ;

г) 10 МРОТ.

20. Размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать:

а) 20 МРОТ;

б) 25 МРОТ;

в) 50 тыс. рублей;

г) одного миллиона рублей.

21. Лишение физического лица права занимать руководящие

должности в организации — это:

а) лишение специального права;

б) административное приостановление деятельности;

в) дисквалификация;

г) предупреждение.

22. Срок лишения специального права:

а) до 1 месяца;

б) от 1 до 2 лет;

в) от 1 месяца до более 2 лет;

г) от 1 месяца до 3 лет.

23. Дисквалификация как мера административного наказания

устанавливается на срок:

а) до 6 месяцев;

б) от 6 месяцев до 1 года;

в) от 6 месяцев до 2 лет;

г) от 6 месяцев до 3 лет.

24. Административное приостановление деятельности

устанавливается на срок:

а) до 10 дней;

б) до 30 дней;

в) до 90 дней;

г) до 1 года.

25. За административное нарушение милиция имеет право задержать гражданина до выявления его личности:

а) не более, чем на 2 часа;

б) не более, чем на 3 часа;

в) не более, чем на 10 часов;

г) не более, чем на 24 часа.

26. Максимальный срок административного задержания:

а) до 3 часов;

б) до 24 часов;

в) до 48 часов;

г) до 72 часов.

27. За совершением лицом двух правонарушений административное наказание назначается:

а) за каждое правонарушение;

б) за то, которое требует более строгого администра​тивного наказания

в) за то, которое требует менее строгого административного наказания;

г) за одно правонарушение.

28. Постановление по делу об административном правонарушении

не может быть вынесено, если со дня совершения правонарушения прошло более:

а) 10 дней;

б) 1 месяца;

в) 2 месяцев;

г) 3 месяцев.

29. В соответствии с КОАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу:

а) не освобождает от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо;

б) освобождает от административной ответственности

виновное физическое лицо;

в) освобождение от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо, если другое не указано в законе;

г) освобождает от административной ответственности, виновное физическое лицо, но не освобождает от материальной ответственности перед юридическим лицом.

30. За административное правонарушение можно ли применять

вместе с административным наказанием:

а) возмещение только материального вреда;

б) возмещение только морального вреда;

в) возмещение материального и морального вреда;

г) нельзя применять никаких других видов наказания.

31. Лишение специального права как вид административного наказания может применяться:

а) любым правоприменительным органом;

б) судьей;

в) судом, за исключением права управления транспортным средством;

г) сотрудником ГИБДД.

32. Дела об административных правонарушениях не уполномочены рассматривать:

а) комиссии по трудовым спорам;

б) комиссии по делам не совершеннолетних;

в) военные комиссариаты;

г) налоговая полиция.

33. Дисквалификация как вид административного наказания:

а) может устанавливаться только в качестве основного административного наказания;

б) может устанавливаться в качестве дополнительного административного наказания;

в) может устанавливаться в качестве основного и дополнительного наказания;

г) может устанавливаться в качестве формального наказания.

34. Граждане РФ, прошедшие военную службу в армии другого государства:

а) освобождаются от призыва на действительную военную службу в России;

б) не освобождаются от призыва на действительную военную службу в России;

в) освобождаются от призыва, если ими утерян военный билет;

г) освобождаются от призыва, если после службы в армии другого государства поступил в российский университет.

35. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается:

а) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу;

б) по месту жительства потерпевшего;

в) по месту его совершения;

г) по месту его совершения или по месту жительства потерпевшего.

36. Является ли свисток милиционера, сигнал регулировщика, устный приказ командира воинской части, постановление по делу об административном правонарушении правовыми формами управленческой деятельности:

а) к таковым относится только постановление по делу об административном правонарушении;

б) к таковым относятся постановления по делу об административном правонарушении и устный приказ начальника воинской части;

в) всё перечисленное относится к правовым актам управления;

г) среди перечисленных правовых актов управления нет.

37. Государственной службе относятся:

а) работа территориальных органов федерального министерства;

б) работа в органах внутренних дел субъекта РФ;

в) работа в органах местного самоуправления;

г) работа на государственном промышленном предприятии.

38. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона:

а) действующего во время производства по указанному делу;

б) действующего на момент совершения административного правонарушения;

в) действующего на момент обнаружения административного правонарушения.

39.Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства:

а) обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел;

б) не обязаны нигде регистрироваться;

в) такой нормы в КоАП РФ нет;

г) обязаны зарегистрироваться у домовладельца.

40. Целью административного наказания является:

а) причинение страданий правонарушителю;

б) нанесение вреда деловой репутации правонарушителя;

в) предупреждение совершения новых правонарушений;

г) принижение человеческого достоинства.

Таблица правильных ответов к тесту по административному праву.

Б

А

В

Б

Г

В

В

А

Г

Б

Г

А

А

А

В

Б

Б,Г

А

Б

В

В

А

В

Б

А

Б

А

А,Б



В статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений .

Одной из функций административного права является — правоохранительная функция. Именно административное право регламентирует правила привлечения лиц к административной ответственности, назначает наказания.

Правоохранительная функция осуществляется через методы государственного управления — убеждение и принуждение. Если метод убеждения только стимулирует должное поведение участников правоотношений, то методу принуждения характерно привлечение к административной ответственности и т. д.

В свою очередь, меры административное принуждение также принято разделять на четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административной ответственности и меры административно-процессуального обеспечения.

В рамках настоящей статьи рассмотрим основание и порядок применения мер административного пресечения.

Под мерами административного пресечения понимаются средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях принудительного прекращения противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок .

Основанием для применения мер административного пресечения являются реальные правонарушения, которые представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. В целях защиты их интересов требуется незамедлительное принятие соответствующих мер органами исполнительной власти и должностными лицами.

Среди других мер административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных объектов, различные органы государственной власти должны применять наиболее эффективные средства воздействия для прекращения противоправных действий. В связи с этим в разное время, разными авторами проводились попытки классифицировать и систематизировать эти меры.

В настоящее время принято считать более точной, лаконичной и практичной классификацию мер административного пресечения, данную А. П. Кореневым.

А. П. Коренев предложил классификацию мер административного пресечения исходя из их целей, характера и объекта воздействия:

− меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

− меры имущественного характера;

− меры технического характера;

− меры санитарно-эпидемиологического характера;

− меры финансово-кредитного характера .

Так, в частности, согласно данной классификации к мерам, применяемые непосредственно к личности правонарушителя можно отнести требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в полицию и др. К меры имущественного характера относится изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и т. д. Меры технического характера запрещают эксплуатации неисправного транспорта, приостанавливают работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещают или ограничивают ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности. Меры финансового характера осуществляют прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др. Меры Санитарно-эпидемиологического характера направлены на отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и т. д.

Под порядком применения мер административного пресечения понимается законодательно установленная последовательность осуществления определенных действий, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица перед, в момент и после применения административно-пресекательных мер при возникновении условий, наличие которых позволяет им осуществить рассматриваемые меры.

При этом говоря о порядке применения мер административного пресечения следует учитывать способ их принудительного воздействия, который закреплен диспозицией правовой нормы, ее устанавливающей, так например, проверка документов, требование прекратить противоправные действия, досмотр сотрудниками полиции граждан на предмет взрывоопасных предметов при посещении культурно-массовых мероприятий и другое, реализуется в процедурном порядке.

Меры же административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы, ее устанавливающей, реализуются в порядке, включающем следующие действия:

− документальная фиксация конкретной ситуации;

− рассмотрение уполномоченным должностным лицом данного конкретного дела и принятие по нему решения;

− исполнение принятого по делу решения, т. е. реализация предусмотренного санкцией правовой нормы принудительного способа воздействия.

Все эти действия составляют процессуальный порядок применения мер административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы.

Следует также отметить, что рассмотрение и разрешение дел о применении некоторых мер административного пресечения осуществляется также и в порядке административного судопроизводства, например, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке (п.6 ч.3 ст. 1 КАС РФ).

Реализация ряда мер административного пресечения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время некоторые меры административного пресечения могут быть применены только судьями (административный арест, лишение водительских прав, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д.). Следовательно, все меры административного пресечения можно разделить на применяемые во внесудебном порядке и применяемые только по решению суда.

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время нет единого нормативного акта, закрепляющего систему мер административного пресечения и способов их применения, пресекательная деятельность в сфере государственного управления регламентируется многими законодательными актами, среди которых можно выделить: КоАП РФ, ГК РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ № 3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданина при ее оказании», ФЗ РФ от 30 марта 1995г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и др., что само собой создает определенные трудности в порядке применения этих мер. Поэтом в ближайшее время целесообразно было бы пересмотреть и систематизировать в одном нормативно-правовом акте меры административного пресечения и способы из применения.

Литература:

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Цели административного наказания:

1) специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);

2) общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

Основания назначения :

Наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ее.

В случае назначения административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В случае совершения административного правонарушения в области дорожного движения и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ .

Система и виды административных наказаний.

Система административных наказаний:

  • определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях;

  • включает в себя различные по характеру, тяжести и последствиям меры, позволяющие учесть при назначении наказания личность нарушителя, его имущественное положение, значимость общественных отношений, которые являются объектом правонарушения, обстоятельства совершения деяния, степень вредности правонарушения;

  • административные наказания применяются ко всем физическим лицам;

  • в отношении юридических лиц законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения в выборе административных наказаний, которые могут быть применены к ним. Чаще всего за совершение административных правонарушений применяется административный штраф, значительно реже — предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и конфискация орудия совершения или предмета административного взыскания.

Виды административных наказаний :

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности;

9) обязательные работы;

10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх