Отличие концессии от аренды

Добавлено в закладки: 0

Что такое концессия? Описание и определение термина.

Концессия – это договор на применение хозяйственных ресурсов, природных богатств, предприятий и так далее, которые принадлежат муниципальной власти или государству, хозяйствующими субъектами. В этом случае государство выступает, как концедент, а сторона, получающая право эксплуатации, концессионер. Государство получает взамен Вознаграждение, которое может носить периодический или разовый характер. Реализация соглашений концессии проводится по принципам публичного имущества, с этой целью можно использовать бюджетные средства. Концессии в настоящее время применяются не лишь в области использования богатств недр, но и в области эксплуатации объектов разного характера, которые находятся в государственной собственности.

Пояснение термина концессия. Концессия (от лат. concessio — уступка, разрешение) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, которые принадлежат правообладателю. Передача в концессию проводится на возмездном основании без указания срока или на определенный срок. Объектом договора может являться передача прав на эксплуатацию предприятий, природных ресурсов, оборудования и других прав, в том числе на применение коммерческого обозначения, фирменного названия, коммерческой охраняемой информации, знаков обслуживания, товарных знаков и так далее.

Выплату вознаграждения можно осуществлять в виде паушальных (разовых) или роялти (периодических) платежей, наценки на оптовую цену товаров, процентов от выручки или в другой форме, которая установлена договором.

Концессионное соглашение, конце́ссия — форма частного государственного партнёрства, вовлечение в оказание услуг или в эффективное управление государственной собственностью частного сектора, оказываемых обычно государством, на взаимовыгодных условиях.

Понятие

Определение концессии. Концессия подразумевает, что государство (концедент) концессионеру передаёт право на эксплуатацию объектов инфраструктуры, природных ресурсов, оборудования, предприятий. Концедент взамен получает вознаграждение, как разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи. Концессионные соглашения реализуют на основании публичного имущества, включая с применением бюджетных средств. При отсутствии вовлечения публичного имущественного ресурса в партнёрство имеет место наделение частного партнёра правом ведения конкретного бизнеса, монопольные или исключительные права на ведение которого принадлежат правовому публичному образованию, к примеру, ведение парковочной деятельности и так далее.

Роль в мировой экономике концессий возрастает. Если в течение XX века концессии применялись преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию передают многочисленные другие объекты государственной собственности.

В первую очередь объектами концессионного соглашения являются значимые социально объекты, которые нельзя приватизировать, такие как железные дороги, аэродромы, объекты ЖКХ и прочие инфраструктурные сооружения, объекты образования, спорта и культуры, здравоохранения, системы общественного транспорта.

История

Концессию возможно рассмотреть как форму договора частного государственного партнерства. При таком подходе ее можно в один ряд поставить с «кормлением», которое сформировалось в XII веке и существовавшим до реформ Петра I и «откупом», который являл собой передачу государством право сбора откупщикам (частным лицам) частным лицам (налогов и прочих государственных доходов).

Кормление

Кормление — вид пожалования удельных и великих князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась в течение периода службы в счёт местного населения.

Изначально кормление имело эпизодический характер. Соответственно с нормами Русской правды, сборщики виры (штрафа), строители городов и другие категории получали определённое натуральное довольствие с населения. В XII—XIV веках кормление имело значительную роль в складывании системы местного управления. Князья в города и волости посылали бояр в качестве волостелей и наместников, а других служилых людей —тиунами. Население должно было содержать их («кормить») в течение полного периода службы. Самого большого развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Откуп

Откуп — передача на определённых условиях за определённую плату государством права взимать налоги и прочие государственные доходы. Система откупов — по существу является прообразом концессий, форма договора государства и предпринимателей.

Вначале откуп применяли в условиях неразвитости кредита, натурального хозяйства, слабости коммуникаций, финансовых трудностей государства. Откупы впервые получили распространение в Древнем Риме и Древней Греции (IV век до н. э.), в Древнем Иране (VI век до н. э.).

Откупы в средние века стали одним из важнейших источников изначального накопления капитала.

Виды концессионных соглашений

В международной практике выделяют такие типы концессионных соглашений:

  • BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет эксплуатацию и строительство (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после этого объект передают государству;
  • BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». Концессионер строит объект, который передают концеденту (государству) в собственность сразу после окончания строительства, после этого его передают в эксплуатацию концессионера;
  • ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и проводит последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, его срок действия не ограничивается;
  • ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача» — пользование и владение построенным объектом на праве частной собственности проводится в течение определённого срока, по завершении которого объект становится собственностью государства;
  • BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление» — форма продажи, включаюшая расширение или восстановление существующего объекта. Государство продаёт частному сектору объект, который делает нужные усовершенствования для более эффективного управления.

Развитие концессионной деятельности

Восстановлению национальной экономики СССР, разрушенного двумя войнами (Первая мировая война и Гражданский), во многих отношениях предоставили использование советской модели льготных соглашений как главный элемент внешнеэкономических отношений. Гора, лес, сельскохозяйственные и другие сырые концессии были основным во время этого периода. Они были внедрены за счет средств, полностью принадлежащих иностранным концессионерам от кого предложения на некоторых источниках, были больше чем две тысячи и соглашения, почти двести были завершены.

Таким образом, концессии как элемент экономической политики российских и Советских правительств, активно использовались во время вышеизложенного периода и показали высокую эффективность. Использование концессий является фактическим также для современной России с тех пор теперь, возможно ожидать получение положительных результатов использования этого инструмента.

В международном внедрении практики крупных проектов в сфере производственной инфраструктуры часто сопровождается привлекательностью прямых инвестиций в различных формах обычно в государственно-частном партнерстве (концессия), но не приватизация. Государство передает к бизнесу право владеть и использовать собственность, экономические управленческие функции, резервируя правильные порядки, который способствует распределению рисков между всеми главными участниками.

Концессия получила специальное развитие в отраслях инфраструктуры: электроэнергетика, транспортировка гидроуглеродистого сырья, железнодорожного транспорта, дорожной экономики, муниципальные услуги

Сегодня в проектах концессионера Российской Федерации в социальной сфере, развитие транспортной инфраструктуры, в области здравоохранения и образования и т.д. активно понято.

Правовая основа концессионной деятельности

Определения концессии, хранимой в юридических нормативных документах, наборе. Даже в странах Европейского союза с подобными моделями экономического правления различия в интерпретации концессий доступны государственный сектор и больше, чем история века льготного законодательства. Это, в частности отмечено в Новых правилах единого рынка, принятого Европейской комиссией в декабре 1999. В этом документе концессия определена как система отношений, в случае которых общественная власть обвиняет третьему лицу (частная или смешанная компания) управление суммами инфраструктуры или других общественных служб при условии принятия этой стороной на себе предпринимательский риск и обязательства по работе оборудования. Другими словами, государство передает собственность частного (смешанного) концессионера компании, принадлежащего ему при определенных условиях, фиксированных в форме соглашения, к ограниченному сроку за плату. Одновременно льготный объект остается в принадлежащей государству собственности, и концессионер имеет права использовать и владения.

Как одна сторона льготного соглашения государство – Российская Федерация и (или) ее предмет или действия муниципалитета, эту сторону называют concessor. Другая сторона является отечественным или иностранным инвестором – концессионер.

Иногда концессионеру также право заказа передано принадлежащей государству собственностью. Но с этой целью он каждый раз должен получить письменное разрешение от уполномоченного государственного органа. Такая практика, в частности использовалась советским правительством во время Новой Экономической политики. Государство обязуется не вмешиваться одновременно в административные операции, но осуществляет строгий контроль над внедрением концессионером договорных обязательств. После объекта срока концессии, включая также производственные мощности, созданные концессионером, это передано государству.

С точки зрения политической экономии, в концессиях есть то, как будто консолидация ресурсов двух экономических агентов: государства в форме его собственности и частного сектора в форме инвестиций, управления, ноу-хау.

Есть различные мнения о сущности концессии: лицензированный и льготный способ – то же (налог плюс роялти – платеж за право на развитие и производство природных ресурсов); концессия – один из видов соглашения о компенсационных условиях (соглашение о Компенсационных условиях).

Концессия в ее современном понимании могла действовать как инструмент сокращения инвестиционных рисков, сохраняя операционное налоговое бремя инвестиционных проектов, выполненных компаниями вследствие увеличения стабильности экономичной и правовой среды в те периоды времени, в которые компании понимают проекты. Это – концессии (концессионные договоры), мог создать некоторые анклавы стабильности в условиях нестабильной среды.

Преимущества концессионных договоров

Среди преимуществ льготной формы объектов правительственных инвестиций возможно отметить следующее:

  • концессии удаляют финансовую погрузку из государства, поскольку концессионер предполагает, что ответственность выполняет все затраты на финансировании, управлении и текущем ремонте объектов, переданных концессии, покрывая расходы, например, за счет ставок;
  • концессии устанавливают довольно жесткий долгосрочный по закону устроенный, т.е. стабильный, отношения между государством и концессионером;
  • концессионные договоры позволяют привлекать частное, включая иностранные акции без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами.

Таким образом интересы государства состоят в том что это:

  • перекладывает расходы по инвестициям и контенту собственности на частном секторе для увеличения его эффективности;
  • государство заполняет бюджет вследствие получения льготных платежей и удаляет из себя финансирование государственных объектов;
  • решает социально-экономические проблемы.

Интересы частного бизнеса в льготных проектах состоят что:

  • концессионер получает в долгосрочном управлении государственные активы, которые не принадлежат ему на выгодных условиях платежа за концессию, которая является несколько аналогом аренды;
  • инвестирование, у концессионера есть достаточные гарантии дохода средств как государство, поскольку партнер концессионера несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня прибыльности;
  • в некоторых случаях (проекты в воде сферы – gazo-, теплоснабжения) государство продолжает платить дополнительный от бюджета до концессионера при условии, что это увеличит качество обслуживания;
  • концессионер, имея экономическую свободу, может увеличиться вследствие повышения производительности работы, инновационной прибыльности бизнеса во время действия срока концессии, и одновременно срок концессии не сокращен.

Как показывает опыт многих стран, одним из эффективных способов успешного функционирования государственного сектора экономики является привлекательность к финансированию и управлению объектами принадлежащей государству собственности прямых инвестиций не только вследствие приватизации, но также и на льготной основе. В России, стране с высоким уровнем национализации экономики, в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов, применение еще одной формы инвестиций средств, довольно привлекательных для инвестора, могло принести экономике значительную пользу. Заявление на такие соглашения диктует также недостаток в государстве ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики.

Отличие концессии от аренды

Различие концессии из арендного договора: как предмет соглашения о концессии неразработанные сайты лесного фонда без разработанной инфраструктуры и требования значительного инвестиционного акта. Одно из обязательств инвестора (лесной пользователь) является созданием инфраструктуры (например, строительство и контент дорог).

Не все лесоматериалы поступают в собственность инвестора (в соглашении, это указано, какая часть поступает в собственность инвестора и что – в собственности Российской Федерации).

Это – свободный тип лесной эксплуатации.

Сайты лесного фонда предоставлены на основе соглашения о бесплатном использовании.

Соглашение подписано сроком на максимум 49 лет.

Основанием заключения соглашения является решение органов государственной власти территориального субъекта Российской Федерации, сделанного на представлении территориальной власти.

“Предоставление на бесплатном использовании” 1998 не предусматривает, кто может действовать как предмет – обычно государственные учреждения и муниципальные учреждения, сельскохозяйственные предприятия, граждане (население).

Соглашение подписано в письменной форме и подвергается государственной регистрации.

Отличие аренды от концессии

В разделе ВУЗы, Колледжи на вопрос Очень срочно !!! Различия между договорами аренды и концессии заданный автором Јохзод Рахимов лучший ответ это Имеется два вида таких отличий. Одни из них становятся очевидными при анализе сопоставимых понятий кон­цессионного и арендного договоров и не выходят за рамки общего для них граж­данско-правового пространства. Другие связаны с публично-правовыми особен­ностями концессий и, как следствие, не имеют сопоставимых, сравнимых поня­тий и условий не только в арендном, но и в других гражданско-правовых дого­ворах. Наиболее крупным, своего рода обоб­щающим различием первого вида сле­дует считать существенно разные трак­товки юридической природы прав арен­датора и концессионера. В частности, ГК РФ придает, как представляется, за­метно иной смысл правам арендатора, чем тот, который придается праву пользования природными ресурсами по законодательству РФ. Согласно статье 606 ГК РФ арендатору предоставляет­ся имущество (здесь и далее выделено мною. — С. С.) во временное владение и пользование или во временное пользо­вание. Речь, таким образом, идет о пе­редаче имущества как такового. В том случае, когда арендатору имущество передается во владение и пользование, он становится титульным владельцем арендованного имущества. Когда иму­щество передается только в пользова­ние, его владельцем остается арендода­тель. В отличие от ГК, российское природопользовательское законодательство, как и аналогичное зарубежное, а также концессионное законодательство, пре­доставляют концессионеру не имуще­ство как таковое, а право пользования или исключительное право пользования имуществом. В данном случае право пользования, тем более исключительное право пользования — это вовсе не ана­лог одноименного арендного права. Оно сопоставимо лишь с титульным аренд­ным владением и пользованием, но в действительности полнее, весомее, «ка­чественнее» арендных прав. Уместно в этой связи отметить, что по законодательству Германии, Франции и ряда других стран концессионеру пре­доставляется право на «горную соб­ственность» и, хотя это понятие доста­точно условно (уже хотя бы потому, что предоставляется временно), оно тем не менее выводит концессионное право пользования за пределы арендных от­ношений. То обстоятельство, что поня­тие «горной собственности» неизвестно российскому праву, не меняет сути дела. Ведь действующее российское законо­дательство предоставляет недропользо­вателю исключительные права того же типа и объема, которые соответствуют зарубежному праву «горной собствен­ности». Так, согласно закону о соглаше­ниях о разделе продукции (представля­ющих собой специфическую разновид­ность горной концессии), инвестору предоставляются исключительные права на поиски, разведку, добычу минераль­ного сырья и ведение связанных с этим работ, а также на транспортировку, об­работку, хранение, переработку, ис­пользование, реализацию или распоря­жение сырьем иным образом. Подобные разнородные имуществен­ные права в комплексе образуют свое­образное «синтетическое» вещное пра­во (или права). Известный специалист Б. Д. Клюкин тоже считает, что права пользования участками недр и место­рождениями полезных ископаемых ре­ализуют вещные права недропользова­телей. Напомним, что по российскому гражданскому законодательству арен­датор — обладатель обязательственных прав. Нет нужды пояснять принципи­альную разницу между вещными пра­вами концессионера и обязательствен­ными правами арендатора. Резко контрастирует с арендой и об­щепринятое в концессионном договоре положение, согласно которому право собственности на имущество концесси­онера, приобретенное или созданное им для концессионных целей, подлежит безвозмездной передаче концеденту (го­сударству или иному публично-право­вому образованию) по истечении срока действия договора. Арендным отноше­ниям такое правило неизвестно. Еще одно отличие аренды от концес­сии становится очевидным из ст. 6 1 3 ГК РФ, согласно которой передача имуще­ства в аренду не

Договор андеррайтинга

I. Концессионный договор.

1.1.Концессионное соглашение — новый вид договора в российском праве……………….3

1.2.Сфера применения концессионных соглашений…………………………………………..3

1.3.Отличия концессии от аренды………………………………………………………………5

1.4.Публично-правовые признаки концессионного соглашения……………………………..7

1.5.Концессионное соглашение и российское право…………………………………………..9

II. Договор андеррайтинга.

2.1. Понятие и формы андеррайтинга…………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………………………..17

  1. Концессионный договор.

    1. Концессионное соглашение — новый вид договора в российском праве

Российскому праву в ближайшем бу­дущем предстоит пополниться новым видом предпринимательских договоров — концессионным соглашением (догово­ром, контрактом). Законопроект о кон­цессионных соглашениях, или, как еще принято говорить, о концессиях, уже много лет подготавливается Государ­ственной Думой, другими федеральны­ми органами, и нет сомнения, что он вот-вот будет принят. Кстати, за рубежом концессионное соглашение, как прави­ло, тоже упрощенно именуется концес­сией (concession). Главная особенность концессионного соглашения состоит з том. что объекты договорных отношений (имущество, от­дельные виды деятельности) находятся в безраздельном, монопольном облада­нии только одной из сторон соглашения, а именно государства или иного публич­но-правового образования. Другая сто­рона соглашения — это всегда частное лицо, принимающее на себя определен­ные обязательства в обмен на предос­тавляемые ему права. Вот почему в от­личие, например, от обычного граждан­ско-правового договора, по которому стороны просто обмениваются правами и обязанностями, концессионное согла­шение, по представлениям правовой те­ории, изначально выступает, скорее, как акт наделении (дарения, пожалования, уступки) со стороны государства права­ми, которые недоступны или ограничен­но доступны в гражданском обороте1 . В этой связи нелишне отметить, что вначале концессия зачастую вообще не была договором. Это был односторонний акт дарования прав феодальным сувереном своему подданному на соверше­ние каких-либо действий, составляю­щих прерогативу суверена. Ныне кон­цессия — это соглашение двух равно­правных сторон, но в обиходе по-пре­жнему широко используются выраже­ния типа «предоставить концессию», «выдать концессию», «уступить в кон­цессию» и т. п.

    1. Сфера применения концессионных соглашений

Могут возразить, что гражданская правосубъектность государства и дру­гих публично-правовых образований, в частности по российскому гражданско­му законодательству, вполне реализу­ема посредством существующих граж­данско-правовых договоров и что поэто­му нет необходимости изобретать ка­кие-то новые договорные формы, пре­дусматривающие «дарование прав» пли иные действия сторон, сомнительные с позиций гражданско-договорного права пли не свойственные ему. Это возражение справедливо, но только в отношении тех объектов дого­ворных отношений, которые универсально оборотоспособны, или тех видов предпринимательской деятельности, которые не находятся в исключитель­ном ведении государства или других публично-правовых образований. Для них законодательство РФ предусматри­вает несколько видов гражданских до­говоров: государственный контракт на выполнение подрядных работ для госу­дарственных нужд, государственный контракт на поставку товаров для госу­дарственных нужд, договор о закупках и поставках сельхозпродуктов, сырья и продуктов для государственных нужд. Но что касается объектов прав, полно­стью или частично ограниченных в обо­роте, то их договорный статус в россий­ском законодательстве четко не прописан. В частности, пункт 2 ст. 129 ГК РФ говорит лишь, что объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. В отношении видов объектов, ко­торые могут принадлежать только опре­деленным участникам оборота (иными словами, только публично-правовым об­разованиям) либо нахождение которых допускается по специальному разреше­нию, то такие объекты определяются в порядке, установленном законом. Из приведенных положений явствует, что передача прав (в том числе на хозяй­ственное использование) объектов, не участвующих или ограниченно участву­ющих в обороте, частично или полностью регулируется не гражданско-правовы­ми, а какими-то иными нормами. Такой вывод подтверждается и п. 3 ст. 129 ГК, которая устанавливает: «Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах». Помимо богатейших природных ре­сурсов России другая обширная группа необоротоспособных или ограниченно оборотоспособных объектов сосредото­чена в сферах экономической н социаль­ной инфраструктуры (железные и авто­магистрали, мосты, тоннели. транспортные развязки и т. п. сооружения, гидро­технические системы, жилищно-ком­мунальное хозяйство, инженерные сети, системы электро-, тепло-, водо- и газо­снабжения, общественный транспорт, благоустройство территорий, объекты «социалки» и т. д.). Третья сфера изъя­тых или ограниченных в обороте объек­тов — монопольные н иные не подлежа­щие приватизации виды деятельности. В зарубежных государствах, принад­лежащих к континентальной правовой семье, основная масса таких объектов составляет так называемые публично-правовые имущества государства и дру­гих публично-правовых образований (domaine public d’Etat, domaine public municipal). Они неотчуждаемы, неотъем­лемы, не могут быть арестованы по суду. Договоры по использованию таких имуществ являются не гражданскими, а пуб­личными (как, например, в Германии) пли административными (как во Фран­ции). Административный (публичный) договор государства (муниципального образования) с частным лицом, имеющий своим предметом предоставление тако­му лицу прав пользования публичным государственным или муниципальным имуществом либо прав на осуществле­ние деятельности, составляющей преро­гативу государства, — это и есть концессионное соглашение. Орган публичной власти предоставляет такие права на ог­раниченный срок и на возмездной осно­ве. Тем самым концедент сохраняет пол­ный контроль над надлежащим исполь­зованием объекта, перекладывая в то же время на концессионера бремя расходов по содержанию и эксплуатации объекта. В качестве вознаграждения концессио­нер получает в собственность произве­денную им продукцию. Государственные и муниципальные имущества, не относящиеся к категории публично-правовых, составляют так называемую частную собственность го­сударства и муниципальных образова­ний (domaine prive d’Etat, domaine prive municipal). Они неограниченно участву­ют в обороте в соответствии с нормами гражданско-договорного права. За рубежом концессионное соглаше­ние широко распространено в сферах природопользования (горные, лесные, водные и иные концессии), в уже упо­минавшихся сферах экономической и социальной инфраструктуры (так назы­ваемые концессии публичной службы, концессии общественных работ и т. п.). в отправлении некоторых функций, за­резервированных за государством или муниципальными образованиями. Кон­цессии широко практиковались и в дореволюционной России, и в первые годы существования СССР. Современное за­конодательство о концессиях достаточ­но давно существует во многих странах — бывших республиках СССР (Украи­не, Грузии, Казахстане, Кыргызстане. Узбекистане, Молдове, в Литве), а так­же в Венгрии и многих других государ­ствах. Российская экономика сегодня нуж­дается в концессиях, потому что дей­ствующий в стране уже десять лет административно-разрешительный, ли­цензионный порядок природопользова­ния оказался неэффективным, не сумел создать организационно-правовых предпосылок для массового притока ча­стных инвестиций в ключевые сырьевые отрасли экономики. Концессионная, до­говорная система, уравнивающая в пра­вах частного инвестора и государство и гарантирующая стабильность договор­ных условий концессии, должна при­влечь в природопользовательские отрас­ли российской экономики столь необхо­димые для них частные инвестиции. Но это только часть задачи. Другая ее часть заключается в том, чтобы создать пра­вовую основу для договорного использо­вания государственной и муниципаль­ной собственности за пределами природопользовательских отраслей. Таким образом, концессионное согла­шение призвано закрыть огромную нишу договорно-предпринимательских отношений, регулирование которых не обеспечивается гражданско- договор­ным законодательством РФ. Чтобы убе­диться в этом, достаточно показать спе­цифические отличия концессионного договора, позволяющие ему опосредо­вать отношения, недоступные граждан­ским договорам, прежде всего арендно­му и подрядному. Между тем в зарубеж­ной литературе (иногда и в законода­тельстве) концессия и аренда, концессия и подряд нередко отождествляются.

1.3.Отличия концессии от аренды

Имеется два вида таких отличий. Одни из них становятся очевидными при анализе сопоставимых понятий кон­цессионного и арендного договоров и не выходят за рамки общего для них граж­данско-правового пространства. Другие связаны с публично-правовыми особен­ностями концессий и, как следствие, не имеют сопоставимых, сравнимых поня­тий и условий не только в арендном, но и в других гражданско-правовых дого­ворах. Наиболее крупным, своего рода обоб­щающим различием первого вида сле­дует считать существенно разные трак­товки юридической природы прав арен­датора и концессионера. В частности, ГК РФ придает, как представляется, за­метно иной смысл правам арендатора, чем тот, который придается праву пользования природными ресурсами по законодательству РФ. Согласно статье 606 ГК РФ арендатору предоставляет­ся имущество (здесь и далее выделено мною. — С. С.) во временное владение и пользование или во временное пользо­вание. Речь, таким образом, идет о пе­редаче имущества как такового. В том случае, когда арендатору имущество передается во владение и пользование, он становится титульным владельцем арендованного имущества. Когда иму­щество передается только в пользова­ние, его владельцем остается арендода­тель. В отличие от ГК, российское природопользовательское законодательство, как и аналогичное зарубежное, а также концессионное законодательство, пре­доставляют концессионеру не имуще­ство как таковое, а право пользования или исключительное право пользования имуществом. В данном случае право пользования, тем более исключительное право пользования — это вовсе не ана­лог одноименного арендного права. Оно сопоставимо лишь с титульным аренд­ным владением и пользованием, но в действительности полнее, весомее, «ка­чественнее» арендных прав. Уместно в этой связи отметить, что по законодательству Германии, Франции и ряда других стран концессионеру пре­доставляется право на «горную соб­ственность» и, хотя это понятие доста­точно условно (уже хотя бы потому, что предоставляется временно), оно тем не менее выводит концессионное право пользования за пределы арендных от­ношений. То обстоятельство, что поня­тие «горной собственности» неизвестно российскому праву, не меняет сути дела. Ведь действующее российское законо­дательство предоставляет недропользо­вателю исключительные права того же типа и объема, которые соответствуют зарубежному праву «горной собствен­ности». Так, согласно закону о соглаше­ниях о разделе продукции (представля­ющих собой специфическую разновид­ность горной концессии), инвестору предоставляются исключительные права на поиски, разведку, добычу минераль­ного сырья и ведение связанных с этим работ, а также на транспортировку, об­работку, хранение, переработку, ис­пользование, реализацию или распоря­жение сырьем иным образом. Подобные разнородные имуществен­ные права в комплексе образуют свое­образное «синтетическое» вещное пра­во (или права). Известный специалист Б.Д. Клюкин тоже считает, что права пользования участками недр и место­рождениями полезных ископаемых ре­ализуют вещные права недропользова­телей. Напомним, что по российскому гражданскому законодательству арен­датор — обладатель обязательственных прав. Нет нужды пояснять принципи­альную разницу между вещными пра­вами концессионера и обязательствен­ными правами арендатора. Резко контрастирует с арендой и об­щепринятое в концессионном договоре положение, согласно которому право собственности на имущество концесси­онера, приобретенное или созданное им для концессионных целей, подлежит безвозмездной передаче концеденту (го­сударству или иному публично-право­вому образованию) по истечении срока действия договора. Арендным отноше­ниям такое правило неизвестно. Еще одно отличие аренды от концес­сии становится очевидным из ст. 6 1 3 ГК РФ, согласно которой передача имуще­ства в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. Концес­сионная практика исходит из иной по­сылки: имущество, право пользования которым предоставляется концессио­неру, должно быть предварительно очищено от любых чужих прав на него. Это означает, что в концессию переда­ется, как правило, казенное имущество государства или муниципальных обра­зований. Кроме того, концедент предоставля­ет право пользования концессионеру, тогда как арендодатель согласно ст. 606 ГК РФ лишь обязуется предоставить имущественный объект арендатору. Это малозаметное, на первый взгляд, разли­чие по-разному определяет момент пе­рехода прав. Концессионер обретает свои права с момента заключения (или регистрации) соглашения, тогда как арендатор — с момента реальной пере­дачи ему арендованного объекта, кото­рый в принципе может быть не привя­зан к моменту заключения или регист­рации договора. В экономическом плане аренда не от­вечает требованиям инвестиционного проекта (тем более — условиям проек­тного финансирования), которым как раз полностью соответствует современ­ная концессия. Традиционно аренда — это найм имущества, должное состояние которого обязан поддерживать арендо­датель. Это не выход для российской экономики, отчаянно нуждающейся в немедленном притоке капитальных вло­жений. И хотя арендным договором тоже можно предусмотреть обязаннос­ти арендатора по приумножению и об­новлению арендованного имущества, подлинный инвестиционный проект мо­жет быть реализован только в концес­сионной форме с предоставлением кон­цессионеру индивидуальных рентных, налоговых, валютных режимов. Что касается невозобновляемых при­родных ресурсов, то в отношении них возникает противоречие между требо­ванием Гражданского кодекса (ст. 607) о сохранении арендованными вещами своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи), и возможным полным истощени­ем используемого участка недр, в ре­зультате чего вещь (участок недр) не просто теряет свои натуральные свой­ства, но перестает существовать как та­ковая. Концессионный договор, не свя­занный требованиями о непотребляемых вещах, устраняет это потенциаль­ное препятствие на пути использования ресурсов. Есть у концессионного соглашения, точнее, у тех его разновидностей, кото­рые именуются концессиями на произ­водство общественных работ (concessions de travaux publics), отличия и от подряд­ных гражданско-правовых договоров. Так, если обязанностью подрядчика является производство определенной рабо­ты, по выполнении которой он получает установленную в договоре плату (ст. 702 ГК РФ), то по концессионному соглаше­нию выполнение работ является услови­ем, которое государство устанавливает для пользования предоставляемым иму­ществом или выполнения определенно­го вида деятельности. Преобладающая концессионная практика заключается в хозяйственной эксплуатации самим кон­цессионером результата работ, а произ­веденную продукцию он вообще получа­ет полностью в свою собственность. Тог­да как по договору подряда результат подрядных работ немедленно становит­ся собственностью государства-заказчи­ка. Эти различия принципиальны. Принципиальными могут быть так­же различия между концессией и под­рядом по условиям вознаграждения подрядчика. При подряде работу под­рядчика оплачивает заказчик. В разно­го рода концессионных договорах услу­ги и работы концессионера часто опла­чивают третьи лица — клиенты, услугополучатели и т. п. Но и в тех случаях, когда оплату производит сам концедент, она может осуществляться в не­традиционных формах, например, на компенсационной основе. В принципе подобные условия могут быть предус­мотрены и договором подряда, но кон­цессионный договор для них предпоч­тительнее в силу ряда публично-пра­вовых требований, которые заказчик может предъявить к подрядчику.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх