Отношение к пограничникам

УДК 316.658-054(476)+351.746.1(476)

Р. А. ВОЛОСНИКОВ,

Государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь», г. Минск

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье рассматривается деятельность органов пограничной службы Республики Беларусь в контексте влияния на нее общественного мнения. Анализируются основные сферы и формы влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение.

Ключевые слова: органы пограничной службы, общественное мнение, связи с общественностью, имидж, пограничная безопасность.

Органы пограничной службы Республики Беларусь, как социальный институт, удовлетворяют одну из фундаментальных, базовых потребностей общества — потребность в безопасности. Удовлетворенность общественностью качеством выполнения органами пограничной службы Республики Беларусь задач является важным критерием эффективности их деятельности. Следует отметить, что при решении профессиональных задач органы пограничной службы тесно взаимодействуют с населением. Это взаимодействие обусловливает формирование общественного мнения о деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь. Актуальность исследования определяется возрастающей потребностью белорусского общества в повышении уровня обеспечения пограничной безопасности в условиях резкого изменения вызовов, рисков и угроз национальной безопасности и государственной независимости.

Любая социальная организация существует во внешней среде. Внешняя среда представляет собой совокупность условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на организацию. Известный российский социолог С. С. Фролов отмечает, что «адаптация организации к внешним условиям — одно из главных условий выживания организации, от которого в конечном счете зависят и достижение целей, и интеграция, и латентность» .

Органы пограничной службы Республики Беларусь представляют собой сложную формальную социальную организацию, поскольку обладают ее основными признаками . В теории социологии управления и социологии организаций для более точного определения влияния на деятельность

организации различных факторов внешней среды их подразделяют на две группы: прямого и косвенного воздействия. Деятельность органов пограничной службы следует отнести к процессу, на который оказывают воздействие различные факторы. К факторам прямого воздействия принято относить те, которые «непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе обратное прямое влияние операций, осуществляемых организацией» . Состояние массового сознания в месте дислокации подразделения границы может напрямую оказывать влияние на его деятельность, то есть общественное мнение, как определенное состояние массового сознания, в конкретной сложившейся ситуации может являться фактором прямого воздействия. Под средой косвенного воздействия понимают «факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на них» . Состояние массового сознания может выступать также и фактором косвенного воздействия: не оказывая прямого воздействия, общественное мнение населения о деятельности органов пограничной службы может либо повышать эффективность их деятельности, либо ее снижать, так как «положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников» .

Таким образом, общественное мнение населения в определенных ситуациях может выступать как фактор прямого и как фактор косвенного воздействия внешней среды, следовательно, формирование благоприятного общественного мнения об органах пограничной службы следует считать одной из его важных задач. Как отмечает социолог С. С. Фролов, «основная задача организации — использовать связи с внешней средой для прямого и косвенного поддержания баланса организации с внешней средой на входе и на выходе» .

Обратимся к значениям понятий «сфера» и «форма». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «сфера» определяется как «1) Область, пределы распространения чего-нибудь. 2) Среда, общественное окружение. 3) Замкнутая поверхность, все точки которой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара» . Нас интересует первое значение данного понятия — «область, пределы распространения чего-нибудь». Следовательно, сфера влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение населения есть область, в пределах которой органы пограничной службы осуществляют свою деятельность. Поэтому, чтобы выявить основные сферы влияния пограничников на общественное мнение, необходимо определить основные направления деятельности органов пограничной службы как социального института и социальной организации.

В широком смысле в деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь следует выделить следующие сферы: 1) профессиональная деятельность, связанная с обеспечением пограничной безопасности; 2) хо-

зяйственная деятельность, связанная с обеспечением функционирования организации; 3) деятельность по связям с общественностью, направленная на формирование благоприятного общественного мнения, имиджа, репутации социальной организации. В контексте нашего исследования наибольший интерес представляют первая и третья сферы, поскольку в их рамках органы пограничной службы Республики Беларусь в наибольшей степени взаимодействуют с общественностью.

Рассмотрим более подробно сферу деятельности, связанную с обеспечением пограничной безопасности. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» . Пограничная безопасность рассматривается в рамках политической сферы обеспечения национальной безопасности, и посредством обеспечения пограничной безопасности гарантируется стабильность политической системы страны и ее защита от внешних и внутренних опасностей (рисков, вызовов и угроз). В более узком плане цель обеспечения пограничной безопасности — достижение и поддержание стабильной ситуации и защита национальных интересов на государственной границе, в частности и в пограничном пространстве . Пограничная безопасность может трактоваться как «состояние защищенности национальных интересов на государственной границе и в пограничном пространстве» .

В контексте нашего исследования научный интерес представляет следующее определение пограничной безопасности: «…пограничная безопасность есть элемент национальной безопасности — приемлемое для правящей элиты и общественного мнения соответствующей страны состояние защищенности пределов ее территории от опасных трансграничных потоков и условий, как правило, подразумевающих серьезное нарушение территориальной целостности государства и установленного пограничного режима» . Из определения следует, что удовлетворенность общественностью уровнем обеспечения пограничной безопасности выступает важным критерием эффективности пограничной деятельности. Пограничная деятельность определяется как деятельность, осуществляемая различными субъектами, направленная на обеспечение пограничной безопасности. Важнейшим элементом системы обеспечения пограничной безопасности являются органы пограничной службы. Следовательно, вопросы изучения общественного мнения о деятельности пограничников должны быть в центре внимания органов управления пограничной службы Беларуси.

Выделяются следующие формы обеспечения пограничной безопасности: охрана государственной границы; функционирование пунктов пропуска через государственную границу; предупреждение и пресечение правонарушений на приграничной территории, осуществляемое субъектами обеспечения пограничной безопасности в установленных для них формах . Еще одной формой обеспечения пограничной безопасности является «оперативное обеспечение охраны границы».

В географической лимологии — науке о границах — выделяют следующие основные функции государственной границы: барьерную, контактную и фильтрующую . Барьерная функция реализуется системой обеспечения пограничной безопасности путем охраны государственной границы. Охрана государственной границы — комплекс активных, непрерывных и согласованных по времени и месту войсковых действий, оперативных, режимных и иных мероприятий, осуществляемых органами пограничной службы в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения национальной безопасности государства и соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства о государственной границе . Охрана государственной границы осуществляется также и в воздушном пространстве. В контексте деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь охрана государственной границы выполняется подразделениями границы и в пунктах пропуска через государственную границу. Осуществляя охрану государственной границы, органы пограничной службы обеспечивают неприкосновенность самой границы, а также соблюдение физическими и юридическими лицами установленных режимов: режима границы, пограничного режима. Данные режимы устанавливаются для создания благоприятных условий органам пограничной службы в более эффективном решении задач по обеспечению пограничной безопасности. В контексте взаимодействия с обществом пограничники, с одной стороны, обеспечивают безопасность населения, а с другой — ограничивают право физических лиц на свободное перемещение. Важно также подчеркнуть, что к охране государственной границы активно привлекаются жители приграничья. Участие местного населения приграничных районов и общественности в охране государственных границ является исторической традицией и общемировой практикой. Без понимания населением важности надежной охраны государственной границы реальное обеспечение национальной безопасности невозможно. В связи с этим органы пограничной службы проводят целенаправленную работу по привлечению граждан Республики Беларусь к охране границы. По состоянию на 1 августа 2016 г. для охраны государственной границы создано 113 добровольных дружин, в которых задействованы 1044 дружинника. При изучении общественного мнения у жителей приграничья важными являются следующие вопросы: как относятся жители приграничья к деятельности органов пограничной службы на различных направлениях? Какие факторы в наибольшей степени оказывают влияние на формирование положительного отношения к пограничникам? Какие ценностные ориентации, установки, стереотипы составляют основу массового сознания местных жителей приграничья, определяющие отношение к пограничникам?

Форма обеспечения пограничной безопасности как «функционирование пунктов пропуска» реализуется во взаимодействии с государственными и иными организациями. Функционирование пунктов пропуска осуществляется в целях обеспечения пересечения государственной границы физиче-

скими лицами. С этой целью в пунктах пропуска проводятся необходимые виды контроля. Органы пограничной службы Республики Беларусь в рамках своей компетенции выполняют пограничный контроль. Пограничный контроль, осуществляемый органами пограничной службы Республики Беларусь в пунктах пропуска через государственную границу, в сущности, реализует фильтрующую функцию границы. Следует отметить, что Республика Беларусь обладает выгодным географическим положением. Как отмечает белорусский ученый В. В. Пирожник, «географическое положение Беларуси в центре Европы на пересечении важных транспортных коммуникаций дает возможность выгодно его использовать для стимулирования экономического развития и усиления своих позиций в региональной политике» . Поэтому руководством страны перед органами пограничной службы была поставлена задача создания условий максимального облегчения пересечения государственной границы законопослушными лицами и транспортными средствами, с оказанием им помощи иными службами . В этой связи важными являются следующие аспекты массового сознания лиц, пересекающих границу: уровень доверия к органам пограничной службы; удовлетворенность качеством работы пограничников (профессионализм, компетентность, быстрота, доброжелательность, тактичность, внешний вид и др.); предпосылки коррупционных проявлений в деятельности пограничников; доминирующие элементы массового сознания (ценностные установки, ориентации, интересы, стереотипы), определяющие отношение и уровень доверия к пограничникам и органам пограничной службы Республики Беларусь. Это предопределено тем, что пограничники — это «лицо» государства: они первыми встречают гостей на границе и последними их провожают. Первое впечатление, сформированное о белорусских пограничниках в пункте пропуска, может быть экстраполировано на всю Беларусь и ее народ. Кроме того, сформированное о пограничниках общественное мнение лиц, прибывающих в Республику Беларусь или проезжающих через ее территорию транзитом, выступает «питательной почвой» для формирования общественного мнения других лиц, никогда не бывавших в нашей стране. Вот почему так важно знать истинное отношение пересекающих границу лиц к деятельности органов пограничной службы.

Правоохранительная функция органов пограничной службы Республики Беларусь реализуется посредством предупреждения и пресечения правонарушений на приграничной территории. В связи с этим на органы пограничной службы возлагаются такие задачи, как «предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление деятельности по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, принятие мер по их устранению; осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным законом

к их ведению; осуществление мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; охрана государственных секретов» .

В настоящее время выделяется еще одна форма пограничной безопасности: оперативное обеспечение охраны государственной границы, под которым понимается деятельность компетентных государственных органов, организующих и осуществляющих разведывательные, оперативно-розыскные, контрразведывательные и иные мероприятия в целях решения задач по охране государственной границы .

Таким образом, одним из главных компонентов деятельности органов пограничной службы является деятельность по обеспечению пограничной безопасности, которая реализуется в четырех формах: охрана государственной границы, обеспечение функционирования пунктов пропуска; предупреждение и пресечение правонарушений на государственной границе и в пограничном пространстве и оперативное обеспечение охраны государственной границы.

Следующей сферой влияния органов пограничной службы Республики Беларусь следует считать деятельность по связям с общественностью. Связи с общественностью, или паблик рилейшнз (от англ. public relations — общественные связи), в учебном пособии белорусских авторов А. В. Ивановского, В. А. Мельника, В. И. Чуешова «Организация эффективной идеологической работы в современных условиях» определяется как «специализированная деятельность государственных, политических, экономических, общественных и других институтов, организаций и учреждений, направленная на создание и поддержание доброжелательных отношений взаимопонимания между соответствующими организациями и общественностью. Его суть — поддержание доброжелательных отношений взаимопонимания между соответствующими организациями и общественностью» .

К основным компонентам деятельности по связям с общественностью относят изучение состояния общественного мнения, системы ценностей у членов общества, социальных установок и мотивов действий, системы социальных связей, возможностей и способов воздействия на поведение членов общества, а также создание и развитие такой имиджевой характеристики, как известность (паблисити), путем простого распространения сведений о социальном объекте .

К основным целям деятельности по связям с общественностью, как правило, относят: формирование корпоративной индивидуальности (корпоративной идентичности); распространение информации об объекте и создание известности (паблисити); брендинг; лоббирование; формирование имиджа организации; создание репутации . Таким образом, укрепление имиджа органов пограничной службы, формирование благоприятного общественного мнения о ее деятельности является составной частью в рамках деятельности по связям с общественностью, основной целью которой выступает создание репутации. Формирование имиджа организации реализуется

с использованием разных каналов. Связи с общественностью в органах пограничной службы Республики Беларусь осуществляются специальным органом — пресс-службой. Как отмечает сотрудник пресс-службы Государственного учреждения образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь» А. С. Колобов, «пресс-служба является одним из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющим все функции Public Relations, и рассматривается в качестве одного из механизмов управления деятельностью органов пограничной службы» .

Основными направлениями деятельности пресс-службы являются: производство информации для целевой аудитории и распространение ее по каналам средств массовой информации (далее — СМИ) (распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, брифингов, «круглых столов» и др.); подготовка внутриведомственной информации, в том числе отслеживание в СМИ оценочных и других данных; работа с населением (анализ писем, обращений граждан, контент-анализ прессы и др.); организация работы «телефона доверия»; организация работы портала Государственного пограничного комитета .

Во всех сферах современного белорусского общества наблюдаются значительные изменения, которые связаны в первую очередь с развитием информационно-коммуникационных технологий. Совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо искать новые направления, подходы, способы в организации и осуществлении многих видов деятельности, в том числе в деятельности, направленной на формирование имиджа, создание благоприятного общественного мнения об органах пограничной службы.

Таким образом, к основным сферам влияния органов пограничной службы на общественное мнение следует отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во-первых, сферу профессиональной деятельности, связанную с обеспечением пограничной безопасности, в которой отдельно необходимо обозначить следующие ее компоненты: охрана государственной границы; обеспечение функционирования пунктов пропуска через государственную границу (пограничный контроль); выявление и предупреждение правонарушений; оперативное обеспечение охраны государственной границы;

во-вторых, сферу деятельности по связям с общественностью, основу которой составляет целенаправленная работа по созданию имиджа и формированию благоприятного общественного мнения о деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь.

На основании вышеизложенного представляется возможным выделить основные формы воздействия органов пограничной службы на общественное мнение населения. На наш взгляд, целесообразно типологизировать деятельность органов пограничной службы в зависимости от активности, целенаправленности осуществляемых воздействий на общественное мнение населения. Исходя из обозначенного нами критерия, выделим две основные формы влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение населения: пассивную и активную.

Пассивная форма влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение связана с тем, что сама деятельность пограничного ведомства представляет интерес у населения. К таковым следует отнести следующие категории лиц: 1) жители приграничья; 2) лица, вынужденные часто пересекать Государственную границу Республики Беларусь. Качество и эффективность выполняемых профессиональных задач органами пограничной службы находятся в центре общественного внимания. Снижение уровня пограничной безопасности, серьезные недостатки и упущения в работе пограничников будут являться темой для обсуждения общественности.

Активная форма влияния пограничников на общественное мнение заключается в том, что пограничной службой Беларуси проводится специально организованная, систематическая и целенаправленная работа по формированию благоприятного общественного мнения о деятельности органов пограничной службы. Данная деятельность включает широкий спектр направлений и средств. Основными каналами формирования общественного мнения населения следует считать: СМИ (периодические печатные и электронные, радио, телевидение); социальные сети и Интернет; личное общение военнослужащих с населением (рисунок) . Необходимо добавить, что формирование благоприятного положительного мнения также осуществляется в рамках идеологической работы. На необходимость его систематического изучения и использования в управленческой деятельности всеми категориями руководителей указывал в своем докладе начальник управления идеологической работы Государственного пограничного комитета М. П. Оксенюк .

Сферы и формы влияния органов пограничной службы на общественное мнение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, общественное мнение о деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь относится как к факторам прямого, так и косвенного воздействия внешней среды на деятельность органов пограничной службы Республики Беларусь. Задача органов пограничной службы как сложной социальной организации заключается в поддержании баланса с внешней средой, в том числе и с общественным мнением;

во-вторых, основными сферами влияния органов пограничной службы Республики Беларусь на общественное мнение населения являются следующие: 1) профессиональная деятельность, связанная с обеспечением пограничной безопасности; 2) деятельность по связям с общественностью, направленная на формирование благоприятного общественного мнения, имиджа, репутации органов пограничной службы;

в-третьих, в зависимости от целенаправленности воздействия следует выделить две формы влияния органов пограничной службы на общественное мнение: активную и пассивную. Активная форма влияния на общественное мнение реализуется органами пограничной службы Республики Беларусь в рамках деятельности по связям с общественностью, которая направлена на формирование имиджа организации, создание благоприятного общественного мнения.

Список использованных источников

1. Фролов, С. С. Социология организаций : учеб. / С. С. Фролов. — М. : Гардарики, 2001. -384 с.

2. Бабосов, Е. М. Общая социология : учеб. пособие / Е. М. Бабосов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Минск : ТетраСистемс, 2010. — 608 с.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -4-е изд., доп. — М. : Азбуковник, 1999. — 944 с.

5. Мальцев, Л. С. Основные направления совершенствования пограничной безопасности на современном этапе развития органов пограничной службы Республики Беларусь : лекция / Л. С. Мальцев. — Минск : Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь, 2014. — 32 с.

6. Николаев, А. И. Рубежи России. Раздумья о важном / А. И. Николаев. — М. : Граница, 1998. — 240 с.

9. Пирожник, И. И. Геополитика в современном мире : учеб. пособие / И. И. Пирожник. -Минск : ТетраСистемс, 2008. — 272 с.

R. A. VOLOSNIKOV

PUBLIC OPINION AS A FACTOR OF ACTIVITY PERFECTION OF THE BORDER SERVICE OF THE REPUBLIC OF BELARUS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Береговая охрана Пограничной службы ФСБ
Береговая охрана ПС ФСБ России

Гоночная полоса

Обзор агентства

Сформирован

2005 г.

Юрисдикционная структура

Юрисдикция операций

Россия

Специализированная юрисдикция

  • Прибрежный патруль, охрана морской границы, морской поиск и спасание.

Операционная структура

Руководитель агентства

  • Адмирал Юрий Алексеев, командующий береговой охраной

Материнское агентство

Пограничная служба Федеральной службы
безопасности

Услуги

Лодки

300 судов

Известные

люди

  • Инокентий Налётов
  • Вячеслав Сержанин

Значительная операция

Береговая охрана Пограничной службы ФСБ ( Россия : Береговая охрана Пограничной служба ФСБ Россия , Beregovaya охранка Pogranichnoy СЛУЖБА ФСБ Россия ), ранее известный как морские подразделения КГБ пограничных войск ( российские : Морские частей Пограничных Войск КГБ СССР ), является береговой охраной в России . Береговая охрана входит в состав Пограничной службы России при Федеральной службе безопасности России (Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России).

Воздушный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации Новосибирск (Толмачёво) открыт
для международных полётов Распоряжением Правительства Российской Федерации
№ 1646-р от 7 сентября 1992 года.

В воздушном пункте пропуска Новосибирск (Толмачёво) осуществляет свою служебную деятельность контрольно-пропускной пункт «Новосибирск» Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области.

В процессе своей деятельности ОПК Толмачёво выполняет следующие основные задачи:

  • проверка оснований для пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов, товаров;
  • обнаружение и задержание нарушителей Правил пересечения государственной границы;
  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • обеспечение и исполнение международных договоров РФ по вопросам поддержания режима государственной границы, режима в пункте пропуска.

Порядок пересечения государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ регулируется Законом РФ «О государственной границе РФ» и Федеральным Законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ст.7 Федерального закона гласит, что основными документами, по которым граждане РФ осуществляют выезд и въезд из/в РФ, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка.

Согласно ст. 20 несовершеннолетние граждане РФ, выезжающие без сопровождения, должны иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей, опекунов или попечителей на выезд из РФ. В случае, если несовершеннолетний гражданин выезжает на срок свыше 3 месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст. 21 в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

Гражданин РФ, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из РФ в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина и безопасность окружающих людей (Ст.23).

Согласно ст. 31 Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

  • совершают беспересадочный полёт воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;
  • следуют на самолёте международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтверждённой датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;
  • проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Иностранным гражданам, въезжающим на территорию РФ, необходимо иметь российскую визу, действительные документы, удостоверяющие личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 446-ФЗ внесены изменения по вопросам защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации и увеличены штрафы за нарушения пограничного режима:

  • административный штраф за нарушение пограничного режима для граждан России штраф составляет от 500 до 1000 рублей. Для иностранных граждан и лиц без гражданства за аналогичное административное правонарушение предусмотрен штраф с возможным административным выдворением за пределы РФ;
  • за нарушения режима в пунктах пропуска для граждан России административный штраф — от 300 до 1000 рублей. Для иностранных граждан и лиц без гражданства такой же штраф с возможным административным выдворением за пределы РФ;

В своей служебной деятельности органы пограничного контроля руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

Контрольно-пропускной пункт Новосибирск

633104, г. Обь, аэропорт «Толмачёво»

  • +7 (383) 216-87-07 (ежедневно, круглосуточно)
  • +7 (383) 240-78-44 (факс)

Продление срока действия виз

  • +7 (383) 216-87-07 (круглосуточно)

Пограничной заставе «Островецкая» всего несколько лет. Образованная в 2014 году, она почти три года базировалась в здании бывшей школы в деревне Кореняты.
Несколько недель назад пограничники переселились в новое здание, расположенное у деревни Буйки: здесь еще пахнет краской, но служба уже идет по графику, который никто и ничто не может отменить.
Новоселье, а также День защитников Отечества стали поводом для более близкого знакомства с военнослужащими-пограничниками.

Застава – дом родной
У ворот нас встречает начальник пограничной заставы «Островецкая» старший лейтенант Евгений Александрович Сазанович. Экскурсия по заставе удивила и порадовала. Пограничникам повезло: служат они практически в домашних условиях. Об этом, кстати, свидетельствует и надпись над козырьком «Застава – наш дом родной».
– Здесь созданы все условия для службы, отдыха и досуга военнослужащих, – рассказывает Евгений Александрович. – Застава оснащена современными техническими средствами, новейшими средствами вооружения и военной техники. Есть питомник служебных собак, где кинологи занимаются их подготовкой к несению службы и охране границы. Есть спортивный городок для занятий физической подготовкой, волейбольная площадка, городок для подготовки к несению службы по охране Государственной границы, огневой городок, городок пограничной службы.
Не забыли и о бытовых условиях для защитников границы: в просторных спальных помещениях, комнатах отдыха и приема пищи установлена удобная мебель и необходимая бытовая техника.

Начальник заставы Евгений Сазанович

Инструктор Отелло
Вместе с пограничниками служат их верные помощники и друзья – служебные собаки Отелло, Мари и Оянг. К каждой из них прикреплен инструктор-кинолог.
Алексей Пинчук мечтал не только служить в органах пограничной службы, но и быть кинологом. Желание юноши воплотилось в реальность в войсковой части 2044: после учебки Алексей получил специальность кинолога.

Команды Алексея Пинчука выполняет любая собака

– Служба сложная, но интересная, – рассказывает юноша. – Собака, как человек, – к каждой нужен особый подход. Одни – капризные, другие трудно усваивают команды, а третьи с первого дня становятся лучшими друзьями.
Со своей служебной собакой Алексей практически не расстается, хотя, признается, поначалу было сложно: Отелло был агрессивным и никого к себе не подпускал. Но через несколько дней военнослужащий нашел с ним общий язык – и сегодня питомец слушается парня во всем.
– На границе без собаки сложно: на любую сработку первым прибывает кинолог со своим верным другом, – рассказывает пограничник. – Именно собака обнаруживает следы, идет за нарушителем – и при необходимости задерживает его. Выносливости наших помощников можно только позавидовать – человеку превзойти их сложно.

Застава, в ружье!
Сколько длятся пограничные сутки? Ответить на этот вопрос вряд ли кто возьмется. Ведь иногда они не умещаются в 24 часа – все зависит от обстановки на границе. Она может измениться в любую секунду, поэтому пограничники всегда начеку.
Звучит команда «Застава, в ружье!» – и группа военнослу­жащих-погра­нич­ников уходит в дозор. Вокруг лес, красота неописуемая, но пограничников зимние, запорошенные снегом прелести местного пейзажа интересуют меньше всего. Их задача – заметить нарушителей границы, увидеть схрон контрабанды.
– Служить интересно, – говорит Вадим Григорович. – Наряды, задержания – все это не позволяет расслабляться: приходится тренироваться, не забывать про физподготовку. Но за время службы ко всему привыкли и со всем справляемся.

Сдача обмундирования и оружия

О том, что служба проходит интересно и спокойно, говорит и Марик Богданович. Парень родом из Островца. И хоть пограничные заставы всегда находились рядом с домом – никогда на них не был. Признается, что даже не думал, что служить доведется почти дома.
– Армия есть армия, – говорит военнослужащий. – Здесь главное – выполнить поставленную задачу. Не раз приходилось выезжать на задержания, но все проходило спокойно.
Из топографа – в повара
Почти у каждого военнослу­жащего-пограничника на заставе свой распорядок дня: одни уходят в наряд, другие в это время отдыхают. Единственное исключение – для повара.
Он встает и ложится спать в одно и тоже время. Его главная задача – сытно и вкусно накормить личный состав пограничной заставы. И с этим Николай Дворник, по отзывам сослуживцев, справляется хорошо.

Старший повар Николай Дворник

Несмотря на то что по специальности Николай – техник-топограф, с кухней он разобрался быстро. После прохождения поварской «учебки» в Дзержинске стажировался в Сморгонской пограничной группе, а с июня прошлого года служит на погранзаставе «Островецкая».
– Ответственность большая, – улыбается Николай. – Встать надо раньше всех – военнослужащие вовремя должны получить завтрак, обед и ужин. Тяжелее всего с обедом – приготовить надо три блюда. Но есть помощник, поэтому справляемся. Голодным из столовой еще никто не ушел.
И правда, за время службы все движения Николая отработаны буквально до секунды.
Они не ходят в наряды
Помощь военнослужащим оказывает и местное население. При заставе создана пограничная добровольная дружина. В нее входят люди, которые заинтересованы в охране Государственной границы и в совместном с пограничниками несении службы.
Добровольцы не ходят в наряды и не сидят в засадах – у них другая задача: быть сторонними наблюдателями и при необходимости оказывать содействие в охране Государственной границы. Ведь она, как известно, с незапамятных времен охраняется не только пограничниками, но и всем народом.
– Мы тесно взаимодействуем с Подольской школой, – рассказывает начальник заставы. – В ней создан клуб «Юный друг пограничника». Старшие школьники приезжают к нам на заставу, обучаются боевой и допризывной подготовке, с ними проводится агитационная работа.

Незаметно никто не пройдет

Обживаемся…
Своя котельная, необходимое для службы оборудование и техника – на заставе созданы условия, которым можно позавидовать.
Позавидовать можно и тем, кто получил жилье в 12-квартирном служебном доме, – им, кстати, обеспечен весь штатный состав заставы.
Одна из тех, кто недавно заселилась в новую двухкомнатную квартиру, – семья Колтан. Денис служит командиром отделения. А дома его ждут жена Юлия и две дочурки – Ульяна и Катя.

– Потихоньку обживаемся, – рассказывает глава семейства. – До этого жили у родителей в Михалишках. Теперь есть жилье, а значит – есть и уверенность в будущем.
– Очень хорошо, что теперь работа и дом находятся рядом: мы с детьми чаще видим мужа и папу, – говорит Юлия.
Необходимое оборудование и техника, уютные кабинеты и служебное жилье – что еще надо для комфортной службы и отдыха на границе? Только мир и спокойствие в стране и на ее рубежах.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх