Относится критически

НЕВЕРНАЯ ОЦЕНКА

(«ЛУЧ» О МАКЛАКОВЕ)84

…* программ и резолюций либералов.

В передовице «Луча» (№ 122) мы встречаем глубоко неправильную оценку этой важной речи. «Кадетское доктринерство» — вот что усмотрел в ней «Луч». Депутат Маклаков уподобляется животному, которое своим хвостом заметает свои следы. «Рядом вставок в свою речь он совершенно уничтожил ее оппозиционное содержание» — и «Луч» приводит слова г. В. Маклакова, что «реакция есть исторический закон», что следует (согласно поучениям Бисмарка) уметь отличать моменты, когда надо управлять либерально, от таких, когда надо управлять деспотически.

«Подобные речи может держать профессор», заключает «Луч», «а не политический деятель, отстаивающий право демократии на самоопределение» (?).

Нет, г. В. Маклаков совсем не доктринер и речь его совсем не профессорская. А ждать от В. Маклакова отстаивания прав демократии — просто смешно. Это — либерально-буржуазный делец, который безбоязненно вскрывал самое «нутро» политики своего класса. Г-н В. Маклаков обвинял правительство за то, что оно «могло понять (когда утихла революция), чем можно добить революцию», но не поняло.

«Когда правительство борется с революцией, оно право, это его долг», — восклицал г. В. Маклаков,

* Первая страница рукописи не найдена. Ред.

НЕВЕРНАЯ ОЦЕНКА 249

добавляя: «так же будет и с революцией, когда она победит, она будет бороться с контрреволюцией» (здесь «опытный» оратор смешным образом обмолвился, употребив почему-то исключительно будущее время). Г-н В. Маклаков несколько раз повторял, что он обвиняет правительство «не за борьбу со смутой, с революцией, а за борьбу с самим порядком».

Г-н В. Маклаков сравнивал Столыпина с пожарным, который бьет стекла в пылающем доме.

Отсюда видно ясно, что основной тон и главное содержание этой знаменательной речи — отнюдь не профессорство и не доктринерство, а горячая, настойчивая контрреволюционность. На этом тем больше необходимо останавливаться, чем усерднее газетная шумиха о мелких подробностях «конфликта» заслоняет суть дела. Нельзя понять политики либерализма и ее классовых корней, не усвоив этой основной характерной черты ее.

Поразительное и забавное непонимание дела обнаруживает «Луч», когда он восклицает: «не худший ли вид доктринерства заключается в преклонении перед государственной мудростью Бисмарка, который, что бы ни говорили, всегда оставался человеком железа и крови?»

При чем же тут доктринерство, господа? Совсем это невпопад. В. Маклаков яснее ясного говорит, что одобряет «борьбу со смутой и с революцией», одобряет «пожарного», и, разумеется, В. Маклаков превосходно понимает, что это как раз и значит: железо и кровь. В. Маклаков яснее ясного говорит, что он именно за такую политику под условием ее успеха! Бить стекла надо — учит он — не бойтесь бить стекла, мы с вами не сентиментальные люди, не профессора, не доктринеры, но бить надо так, как Бисмарк, т. е. с успехом, укрепляя союз буржуазии с помещиками.

А вы — обращается В. Маклаков к правительству — бьете стекла зря, как хулиган, а не как пожарный.

Бисмарк был представителем контрреволюционных помещиков Германии. Он понял, что спасти их (на несколько десятилетий) можно только прочным союзом с контрреволюционной либеральной буржуазией. Ему

250 В. И. ЛЕНИН

удался этот союз, ибо сопротивление пролетариата оказалось слабым, а счастливые войны помогли решить очередную задачу: национальное объединение Германии.

У нас есть контрреволюционные помещики. Есть контрреволюционные либеральные буржуа. В. Маклаков — первый из их числа. Он доказал своей речью свою готовность идти на бесконечное холопство и хамство перед Пуришкевичами и К0. Но для успеха «брачного союза» этого мало. Надо решить очередную историческую задачу, которая у нас состоит вовсе не в национальном объединении (у нас его хоть отбавляй…), а в аграрном вопросе,.. при более сильном сопротивлении пролетариата.

Об этом жалкий либерал В. Маклаков, воздыхающий о русском Бисмарке, не сумел сказать ни единого ясного слова.

Написано 4 (17) июня 1913 г.

Впервые напечатано в 1937 г. в Ленинском сборнике XXX
Подпись: W.

Печатается по рукописи

Фото: Jay Clark / Unsplash Легко ли вам определять связи между идеями, замечать нестыковки в аргументации собеседника? Если да — поздравляем: вы обладаете критическим мышлением. Что это такое и при чем здесь ГЛОБУС, рассказывает Никита Непряхин

Автор — Никита Непряхин, глава Школы критического мышления, соавтор книги «Критическое мышление», автор монографий на тему психологии, ораторского искусства и саморазвития. Лауреат премии Trainings как лучший бизнес-тренер России 2013 года.

1. Что это вообще такое?

Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа вещей, явлений, событий и для последующего составления объективных выводов. Человек с развитым критическим мышлением целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.

2. Где может пригодиться критическое мышление?

Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

  • понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
  • быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
  • грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
  • замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
  • отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
  • рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.

3. Что такое ГЛОБУС?

Чтобы подробнее ответить на вопрос «как это — думать критично?», я разработал систему из шести требований.

Чтобы было проще их запомнить, была сформулирована простая аббревиатура — ГЛОБУС, где каждая буква раскрывает конкретный аспект понятия.

4. Г — гибкое мышление

Этот критерий — один из ключевых. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться абсолютно к любым условиям, вместе с ним должны меняться и мы.

Это означает способность «жонглировать» разными вариантами действий, выходя за привычные рамки. Это умение не только быстро искать новые стратегии, но и пересматривать свои решения, отказываться от старых взглядов, если они оказались неправильными. Человек, обладающий гибким мышлением, видит ситуацию не однополярно, и даже если у него что-то не получилось, он не опускает руки, так как всегда есть другая альтернатива.

Негибкий человек — заложник своих установок и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость мышления, характера и поведения помогает избежать ненужных конфликтов и лишнего стресса.

5. Л — логичное изложение

Обычно, говоря о логике, мы имеем в виду способность разумно рассуждать, абстрагироваться, анализировать, делать обоснованные умозаключения и поступать последовательно.

Критическое мышление и логика — как сиамские близнецы: невозможно представить критически мыслящего человека, не способного разбираться, например, в причинно-следственных связях. Однако любая логичность бессильна сама по себе. Она будет торжествовать только при наличии других критериев.

6. О — обоснованные суждения

Тесно связанный с предыдущим критерием третий пункт. Критическое мышление невозможно без убедительной аргументации. Доказывая какую-либо позицию, критически мыслящий человек никогда не скажет: «Да я тебе говорю!», «Поверь мне!», «Я сказал, и точка!», «Да это и дураку понятно!». Требуя от других логичных и доказанных аргументов, он и сам никогда не скатится к голословным заявлениям.

Любой тезис он не будет воспринимать на веру без адекватной доказательной базы: подтвержденных фактов, статистических данных, основательных научных исследований, ссылок на конкретный опыт.

7. Б — беспристрастный подход

Это значит не подгонять логику под свои эгоистичные желания, стремиться к справедливости, быть способным контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать действительность. Мыслить как бы от третьего лица своеобразного третейского судьи.

Пожалуй, это один из самых сложных критериев. Беспристрастным быть сложно, ведь в нашей голове много сформированных ментальных программ, внушений, верований и установок. А наше эго, порой, корыстно влияет на мысли и поступки. Чтобы этого избежать, нужно чаще задавать себе вопросы: «А не говорит ли во мне субъективное отношение?», «Нет ли в этом решении моей личной заинтересованности?», «Что бы сделал человек со стороны?» и так далее.

Абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но стремиться к этому должен каждый.

8. У — упорядоченные мысли

Мыслить критически — значит мыслить упорядоченно, системно, последовательно, организованно. Это требует наведения порядка в своих мыслях. В зрелом и крепком разуме не может быть хаоса, взбалмошных, сумбурных мыслей: они рождают беспорядочную речь, затем следуют бессистемные решения, что в конечном итоге приводит к неорганизованной жизни.

Гармония может родиться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, системно оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно запутать или сбить с четкой смысловой линии.

9. С — самостоятельное мышление

Критически мыслящий человек — это самостоятельно мыслящий человек. Конечно, мы можем прислушиваться к мнению окружающих, главное, чтобы это было осознанное решение. Самостоятельно мыслить нужно не вопреки, для кого-то, демонстрации взрослости и того, насколько вы оригинальны. Это нужно делать для самих себя. Иначе думать и делать выбор за вас будут другие.

Но полной автономии быть не может, это уже изоляция. Мы не Робинзоны Крузо на необитаемом острове, мы — социальные существа, взаимодействующие друг с другом и живущие в едином инфополе по особым правилам. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что наша самостоятельность заканчивается там, где начинается самостоятельность другого.

10. Как применять критическое мышление?

Существует много способов. Профессор Саманта Агус в видеоуроке для TED-Ed предлагает пятиступенчатый подход.

  • Сформулируйте проблему. Например, вам предлагается опробовать диету, обещающую результат через две недели. Определение личной цели — сбросить вес, улучшить питание — облегчит критическую оценку этой информации и соотношение со своими потребностями.

  • Соберите информацию. Можно спросить совета у экспертов. Это поможет оценить все альтернативы.

  • Используйте информацию. Задайте себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Считаю ли я, что мне говорят правду?», «Звучит ли моя интерпретация информации осмысленной?», «Какая предстоит ответственность?».

  • Подумайте о последствиях. Допустим, кандидат во время предвыборной гонки обещает снизить стоимость бензина на заправках. Звучит отлично, но как насчет долгосрочного воздействия на окружающую среду? Всегда стоит задумываться о влиянии тех или иных решений на дальнейшие события.

  • Изучите другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение.

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Гузенко Алексей Юрьевич,

Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, адъюнкт, guzenkoa_88@mail.ru

УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлено обоснование принадлежности умения критически оценивать информацию к категории ключевых компетенций в системе высшего образования и необходимости развития этого умения у студентов, получающих образование по различным специальностям. Ключевые слова:

информационное общество; высшее образование; ключевые компетенции; критическое оценивание информации.

Успех развития социально-экономической сферы государства в настоящее время в существенной степени зависит от уровня развития образовательной сферы, в частности высшего образования. В связи с нарастающими темпами развития современного общества возникает необходимость изменения требований, предъявляемых к выпускникам вузов, а значит, и корректировке содержания образования. Особое внимание при модернизации системы российского высшего образования необходимо уделить успешности социализации новых поколений в условиях повышенной изменчивости современного мира.

Суверенитет государства, результативность проводимой государственной политики, социальная активность населения и будущее нашей страны в целом, помимо прочих факторов, зависят от качества и темпов развития политической нации в России. Таким образом, совершенствование российского образования должно основываться не только на тенденциях развития социума во всем мире, но и отражать потребности и интересы российского общества, непосредственно связанные с развитием его гражданской идентичности .

Вопрос подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности активно обсуждается теоретиками и практиками российской образовательной сферы. На различных уровнях рассматриваются такие проблемы, как модернизация системы образования, соотношение теории и практики в обучении, интеграция моделей российского и западного образования и т.д. Одним из актуальных в настоящее время является вопрос о компетентности современного специалиста.

Описание исследования.

Профессиональная подготовка специалистов различных профилей осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

ФГОС содержит компетенции, которые должны быть сформированы у специалиста после окончания учебного заведения. На сегодняшний день существует большое количество разночтений в определениях понятия «компетенция». Рассмотрим взгляды различных авторов на данное понятие (см. таблицу 1).

Таблица 1

Определение различными авторами понятия «компетенция»_

Автор Определение понятия «компетенция»

Белкин А. С. Совокупность тех социальных функций и полномочий, которыми владеет человек при осуществлении общественно значимых прав и обязанностей члена общества, какой-либо социальной группы или коллектива

Маркова А.К. Индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии

Ожегова С.И. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом

Шишов С.Е., Агапов И.И. Общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность»

Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. Способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи

Хуторской А.В. Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Основу профессиональной компетентности специалиста составляют ключевые компетенции. Рассмотрев и обобщив точки зрения различных авторов, Е.А. Садовская отмечает, что под ключевыми компетенциями в широком смысле понимаются общие, универсальные компетенции для различных специальностей и профессий .

Результатом множества исследований в сфере ключевых компетенций являются рекомендации Совета Европы. В данных рекомендациях ключевые компетенции специалистов дифференцированы на пять основных групп и являются индикаторами качества полученного образования (см. рис. 1).

Рис. 1. Группы ключевых компетенций специалистов

В данной работе мы подробнее остановимся на четвертой группе ключевых компетенций. Ее актуальность обусловлена тем, что начало ХХ1 века ознаменовано стремительным развитием информационного общества.

Практически ежедневно современный человек сталкивается с огромным количеством информации противоречивого характера и качества. В настоящее время уже не вызывает сомнений тот факт, что способность ориентироваться в информационном пространстве — не просто желательна, а необходима для человека в обществе XXI века.

Актуальными на сегодня являются такие проблемы, как фальсификация исторических фактов, подмена и искажение понятий, субъективные мнения некомпетентных людей по различным вопросам. Это неизбежно влияет на отношение человека к происходящим событиям и формирование его мировоззрения в целом.

Особые опасения в данном вопросе вызывает молодежь . Молодые люди, в силу объективных причин, являются наиболее слабо подготовленными в морально-этическом и логико-аналитическом плане к восприятию, оцениванию информации из различных источников и ее применению в различных сферах деятельности. При этом важно подчеркнуть, что жизнь современного молодого человека практически невозможна без погружения в интенсивный поток информации, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности .

Сложившаяся ситуация привела к реальной необходимости искать пути подготовки человека к новой социальной действительности. В первую очередь данную проблему целесообразно решать через совершенствование образовательной сферы. Сегодня перед системой образования стоит новая цель — подготовка специалиста, который будет выполнять профессиональные обязанности в динамически изменяющемся мире, сталкиваться с информацией в больших объемах, при этом он должен оставаться способным самостоятельно мыслить, иметь свое мнение по различным вопросам, совершать свой нравственный выбор, быть устойчивым к попыткам манипуляций его сознанием . Поэтому совершенно обоснованно сегодня все больше внимания уделяется проблеме информационной подготовки человека к жизни в современном социуме. Изучая данный вопрос, многие авторы указывают на важность умения критически оценивать информацию .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор солидарен с А.Б. Климовой в том, что критическое оценивание информации неразрывно связывает информационные и аналитические умения человека и образует интегративное информационно-аналитическое умение.

В настоящее время критическое оценивание информации как обособленный процесс мало изучено. В основном данное понятие освещается в качестве одной из составляющих информационной культуры, медиа и информационной грамотности, информационной компетентности личности, информационной безопасности. Кроме того, многие зарубежные авторы рассматривают умение критически оценивать информацию в контексте изучения критического мышления . Подробно понятие «критическое оценивание информации» рассмотрено автором в предыдущих исследованиях .

В большинстве вышеперечисленных работ целью критического оценивания информации является определение ее качества по ряду критериев. Это необходимо для определения возможности эффективного применения данной информации для удовлетворения каких-либо потребностей человека.

Таким образом, под критическим оцениванием информации мы понимаем мыслительный процесс, направленный на определение качества информации с целью ее дальнейшего эффективного использования .

Для определения структуры умения критически оценивать информацию мы проанализировали взгляды различных авторов на данный вопрос.

В «Руководстве по информационной грамотности на протяжении всей жизни» Х. Лау структурирует критическое оценивание информации на следующие элементы:

• анализ, изучение и извлечение необходимого количества информации;

• ее обобщение и интерпретация;

• отбор и синтез информации;

• оценка точности и релевантности информации;

• систематизация информации исходя из ее полезности.

В отчете ЮНЕСКО по итогам Международного совещания группы экспертов по вопросу создания индикаторов медиа и информационной грамотности индикатором в категории «Оценка/понимание медиа и информации» является умение оценить качество информации, учитывая такие факторы, как знание функций СМИ, полнота, точность, актуальность, оперативность получаемой информации .

Т.П. Хиленко , исследуя уровень способности учеников критически оценивать информацию, выделяет такие умения, как:

• оценка полноты, доступности, достоверности, информативности, актуальности, точности информации;

• оценка источника информации.

С.О. Башарина и З.Д. Жуковская для выявления уровня умения оценивать информацию использовали следующие критерии:

• оценка источников информации;

• оценка актуальности и корректности информации.

Основываясь на данном анализе, мы предлагаем разделить предложенные авторами умения на три компонента исходя из их направленности (см. рис. 2). Это позволит несколько упорядочить структуру умения критически оценивать информацию, с целью дальнейшего исследования.

Рис. 2. Структура критического оценивания информации

Ценностно-мотивационный компонент включает в себя ценностные установки личности в области работы с информацией, осознание необходимости целенаправленной работы с ней, мотивацию на использование качественной информации.

Когнитивный компонент заключается в общем интеллектуальном уровне личности, в обладании логико-аналитическими умениями.

Информационно-деятельностный компонент содержит умения, непосредственно направленные на понимание и интерпретацию информации, знание критериев определения ее качества и умение применить эти знания на практике.

Данные компоненты включают в себя перечень установок, знаний и умений личности, необходимых для качественного, осознанного критического оценивания информации.

Рассматривая вопрос развития умения критически оценивать информацию в системе высшего образования, мы не исключаем необходимость формирования этого умения в системе общего образования . Способность критически оценивать информацию требует от человека знаний логики, русского и иностранных языков, информатики, умений мыслить критически, скептически относиться к информации. Это обуславливает необходимость планомерного развития этого умения начиная с начальной школы.

Учитывая реалии и перспективы развития современного общества, умение критически оценивать информацию можно с уверенностью определить в категорию ключевых компетенций в системе высшего образования, так как данное умение является необходимым для работника любой сферы. Сегодня трудно представить специалиста, который при выполнении своих профессиональных обязанностей не сталкивается с поиском и осмыслением информации. Кроме того, в связи со стремительной сменой технологий и методов работы человек вынужден постоянно пополнять свои знания даже после окончания учебного заведения. И без наличия умения выбрать качественную информацию из огромного потока и умело ее применить в профессиональной деятельности дальнейшее развитие специалиста будет затруднительным.

Кроме того, актуальность наличия умения критически оценивать информацию обоснована активной деятельностью в Интернете представителей террористических и экстремистских организаций, которые распространяют запрещенный контент в сети . Порой незнание признаков незаконной информации может привести к привлечению пользователя Интернета к административной или уголовной ответственности.

Заключение.

Таким образом, способность критически оценивать информацию необходимо развивать у специалистов любой профессии в рамках четвертой группы ключевых компетенций высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение необходимо отметить, что способность критически оценивать информацию окажет положительное влияние не только на профессиональную деятельность, но и позволит человеку принимать более взвешенные, обдуманные решения, оградить себя от ложной информации и

манипуляций в повседневной жизни, правильно сформировать свое мировоззрение в условиях интенсивного информационного противоборства в средствах массовой информации.

Литература

1. Башарина С.О., Жуковская З.Д. О структуре компонент информационной грамотности и оценке уровня их сформированности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. №5(1). С. 132-135.

2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство. 2004. С. 171-172.

4. Гузенко А.Ю. Проблема оценивания информации, полученной из сети интернет, курсантами военных институтов войск национальной гвардии РФ // Сборник трудов VIII Межвузовской научно-практической конференции в НВИ ВНГ России. Новосибирск, 2017. С. 225-228.

8. Климова А.Б. Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. №1.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ «Знание». 1996. С. 308-309.

11. Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. Модернизация российского образования в вопросах и ответах. Тюмень: Вектор-Бук. 2002. С. 86-89.

12. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проблемы формирования информационной экономики на современном этапе // Сборник «Труды IX Международной зимней школы по институциональной экономике». Екатеринбург, 2016. С. 99-103.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издание 3. М.: Аз, 1996.

15. Померлян А.Н., Чумаров Г.В. Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму на современном этапе // Сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы». Новосибирск, 2017. С. 12-16.

17. Сивак А.Н., Гупалов М.М. Развитие терроризма как социального явления // Сборник научно-практической конференции «Основные угрозы терроризма и экстремизма в РФ, противодействие им войсками национальной гвардии и иными правоохранительными органами». СПб., 2017. С. 160-165.

23. Glaser Е.М. An Experiment in the Development of Critical Thinking New York: Teachers College, Columbia University, 1941.

25. Howie S.H. Critical Thinking: a Critical Skill for Students // Reading Today. 1993. Vol. 10. Num. 5. 24 p.

26. Robert H. Ennis. Critical Thinking Dispositions: Their Nature and assessability // Informal Logic. Vol. 18. Num. 2&3. 1996. 166 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Guzenko Aleksej Yur^evich,

Novosibirsk Military Institute of the general I.K. Yakovlev of troops of national

guard of the Russian Federation, The Adjunct,

AN ABILITY TO THE CRITICAL EVALUATION OF INFORMATION AS A KEY COMPETENCE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх