Отпуск жены военнослужащего закон

Может ли работодатель отказать в предоставлении отпуска за свой счет в течение 14 календарных дней жене военнослужащего?

Положение об обязанности работодателя предоставлять 14 календарных дней отпуска без сохранения заработной платы распространяется только на тех жен военнослужащих, чьи мужья умерли или погибли при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы. Кроме этого, работодатель обязан предоставлять жене военнослужащего отпуск за свой счет в период отпуска ее супруга-военнослужащего, если продолжительность его отпуска превышает отпуск супруги. Других случаев обязательного предоставления отпуска без сохранения заработной платы женам военнослужащих законодательством не предусмотрено.

Правовое обоснование:

Согласно ч. 2 ст. 128 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году;

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;

родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), — до 14 календарных дней в году;

работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году;

работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней;

в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В силу ч. 4 ст. 123 ТК РФ отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ от 06.03.1998 г. супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Военная служба сопряжена с рядом ограничений. Служащих переводят из гарнизона в гарнизон, их отпуск может быть перенесен в любой момент. Неудобства терпят не только их военные, но и их жены. Поэтому последним предоставляются некоторые льготы.

Особенности предоставления льгот

В статье 123 ТК РФ указано, что график отпусков на предприятии должен быть утвержден до 15 декабря. Отпуск супруг военных регламентируется также этим документом. Однако вне зависимости от того, что указано в графике, жены могут получать отпуск в другое время. В ФЗ №76 «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года указано, что супругам предоставляется отдых одновременно с мужьями-военными.

Рассмотрим основания для предоставления льготы:

  • Работодатель гражданского лица, коим является супруга, не может заранее узнать график отпусков военного лица, так как это конфиденциальная информация. Следовательно, подстроить график отпусков супруги под график ее мужа-военного заранее нельзя.
  • Даже если сроки отпуска военного известны, они могут быть перенесены в любое время из-за служебной необходимости.

Из этих ограничений следует, что супруга не может запланировать свой отдых на время отдыха мужа. По этой причине и была введена льгота.

Жена военного, согласно статье 11 ФЗ №76, может попросить отпуск в любое время на протяжении всего года, если он будет совпадать с периодом отдыха ее мужа. Предварительного согласия руководства получать не требуется. Однако это право, а не обязанность женщины. Рассматриваемая льгота предоставляется по пожеланию сотрудницы. Женщина может оформить отпуск немного позже даты отдыха супруга. Актуально это в том случае, если, к примеру, ей нужно закончить срочную работу.

К СВЕДЕНИЮ! Длительность отдыха военного лица составляет 45 суток, а гражданского – 28 суток. Если женщина хочет провести с супругом весь отпуск, она может продлить свой период отдыха за счет административного отпуска. Он оформляется для покрытия разницы в отпускных периодах на основании статьи 128 ТК РФ. Дополнительное время оплачиваться не будет.

ВАЖНО! Если супруг ушел с военной службы, воспользоваться рассматриваемой льготой будет невозможно. Она предоставляется только супругам действующих военных.

Как оформить отпуск супруге военного

Супруга, если появилась соответствующая необходимость, должна направить заявление о переносе отпуска в отдел кадров. Соответствующее правило содержится в статье 124 ТК РФ. Рекомендуется уведомить работодателя заранее. Оптимальный срок – неделя. Связано это с тем, что оформление отпуска предполагает издание приказа, бухгалтерские расчеты. Работодатель начисляет отпускные. На все это нужно время.

Для получения льготы нужно подготовить эти документы:

  • Заявление, в котором женщина обращается к работодателю с соответствующей просьбой.
  • Справка с места работы супруга. В этом документе указывается ФИО военного, подтверждение его места службы, указание на сроки отпуска. В справке прописывается точные даты начала и завершения отдыха. Указывается ссылка на ФЗ №76, который дает право на получение отпуска. Документ подписывается командиром.
  • Брачное свидетельство.

Работодатель может затребовать справку из воинской части, из которой можно установить должность военного. Однако такую справку просят редко, так как она предоставляется при поступлении в фирму.

Порядок составления заявления

Рассмотрим структуру заявления, которое должно предоставить женщина:

  • Шапка: ФИО и должность руководителя, ФИО и должность сотрудницы.
  • Полное наименование заявления.
  • Основная часть: ФИО и звание мужа, часть, в которой он проходит службу, сроки отпуска военного.
  • Ссылка на ФЗ №76, на основании которого предоставляется незапланированный отпуск.
  • Даты отдыха, которые запрашиваются сотрудницей.
  • Приложение, в котором прописываются все документы, приложенные к заявлению.
  • Дата и подпись работницы.

Если работница запрашивает дополнительные неоплачиваемые дни отдыха, на это нужно составлять дополнительное заявление.

Дальнейшее документальное оформление

После поступления заявления сотрудницы следуют стандартные меры. Это проставление резолюции, подготовка приказа. Рассмотрим документальное оформление:

  • Приказ. Приказ составляется по форме Т-6. Если возникла необходимость оформить отпуск для нескольких сотрудниц, можно воспользоваться формой Т-6а. В этой бумаге прописывается номер приказа, дата оформления, табельный номер. Нужно указать вид отпуска. На документе ставится подпись руководителя фирмы, а также начальника кадрового отдела.
  • Записка-расчет. На основании этого документа выплачиваются отпускные. Составляется он по форме Т-60. Это двухсторонний бланк. На одной стороне прописываются основные данные: даты начала и завершения отдыха. На другой стороне выполняются бухгалтерские расчеты.

Размер отпускных определяется на основании средней зарплаты.

Особенности оплаты отпуска

Расчеты и начисление отпускных выполняются на основании приказа и записки-расчета. Для определения размера отпускных нужно определить средний заработок сотрудницы за последние 12 месяцев или за меньший срок, если женщина работает в компании меньше года. Под заработком понимаются все выплаты: оклад, премии. Сначала устанавливается среднедневная зарплата, а затем она умножается на количество отпускных дней.

Что делать, если работодатель отказывает в отпуске

Положения ФЗ №76 и статьи 122 ТК РФ дают понять, что отказ в предоставлении отпуска является неправомерным. В такой ситуации сотруднице нужно обратиться в Трудовую инспекцию или суд. Куда лучше обратиться? Обращение в инспекцию – это более щадящий вариант, однако нужно иметь в виду, мероприятие будет длительным. Представители учреждения рассматривают заявление, а затем проверяют компанию в течение месяца. Если будут обнаружены правонарушения, в отношении организации принимаются определенные меры. Что получает сотрудница от обращения в инспекцию? Только наказание организации. Отпуск вовремя работница вряд ли получит.

Если хочется провести мероприятие быстрее, следует идти в суд. Составляется иск, в котором излагаются все обстоятельства дела. В заявлении нужно сделать ссылки на соответствующие законы. При инициировании трудовых споров работнику не требуется платить пошлину.

ВАЖНО! Подавать иск нужно по адресу организации. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.

Что делать сотруднице, если она хочет не наказать работодателя, но желает получить отпуск вовремя? Имеет смысл не сразу идти в суд, но сначала обговорить ситуацию с руководителем. Следует заявить о своих правах, сослаться на закон. Если руководитель будет знать о серьезном настрое своей сотрудницы, скорее всего, он предоставит отпуск.

Трудовые права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

В период преобразований, происходящих в настоящее время в России, проведение экономических и других реформ сопровождается переменами и в характере отношений, связанных с участием граждан в общественном труде. Многообразие форм собственности, наличие различных организационно-правовых форм субъектов предпринимательства, разнообразие сфер приложения способностей к труду вызывают изменения в правовом положении участников соглашений о труде. Все это приводит к тому, что все большее значение приобретают проблемы выбора каждым гражданином своих взаимоотношений с работодателем, определение в связи с этим их отраслевой принадлежности. А это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к правовому регулированию труда различных категорий граждан.
Одним из важнейших элементов свободы человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации, является свобода труда, закрепляемая в статье 37 в качестве основополагающего права в сфере труда. Каждый свободен в распоряжении своими способностями к труду: работать по трудовому договору (контракту) либо по гражданско-правовым договорам, заниматься предпринимательской деятельностью, поступать на военную службу и т.д., либо сочетать в той или иной форме различные виды деятельности. Тем самым российское законодательство, закрепляя свободу труда, исходит из соответствующих положений Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., в статье 23 которой закрепляется право каждого человека на труд, на свободный выбор работы. См.: Российская газета, 10 декабря 1998 г.

Как известно, свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда, в возможности граждан реализовать свои способности к труду путем заключения разнообразных соглашений о труде на основе норм различных отраслей права — трудового, гражданского, административного, аграрного (сельскохозяйственного). Среди всех норм о труде, безусловно, главенствующими являются нормы трудового права, поскольку в большинстве своем именно трудовой договор (контракт) чаще всего опосредует отношения по труду у граждан, в значительной части своей работающих на государственных и муниципальных предприятиях, в учреждениях, организациях, что свидетельствует о широте и масштабах применения трудового договора (контракта) как преобладающей формы реализации свободы труда. Выступая в качестве непосредственного регулятора отношений по труду, основанных на заключении трудового договора (контракта), нормы трудового права в то же время оказывают воздействие на регулирование отношений по труду в смежных отраслях права, связанных с трудом. Использование норм трудового законодательства в последнее время особенно характерно для административного права, которое, в частности, в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при характеристике их правового положения повсеместно заимствует нормы из трудового права. Детализация этих норм, с учетом особенностей прохождения военной службы по контракту, нередко свидетельствует о более высоком уровне гарантий для военнослужащих-контрактников в сфере труда, чем это иногда это имеет место в отношении работников по нормам трудового права. Трансформация норм трудового права применительно к данной категории военнослужащих происходит с учетом особенностей метода административного права, в основе которого — власть одного субъекта правоотношения и подчинение ей другого субъекта данного правоотношения. Поэтому хотя в новейшем «военном» законодательстве и значительно влияние общих принципиальных положений трудового законодательства (норм об отпусках, о материальной ответственности и др.), однако это не говорит о распространении норм трудового права на все иные отношения. Распространение некоторых норм трудового права на отношения в сфере труда у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, наглядно демонстрирует о возрастании тенденции повышения роли трудового права в современных условиях, о расширении сферы действия его норм, с учетом, конечно, специфики содержания трудовых отношений у различных категорий граждан. Рассмотрим более подробно эти вопросы на основе анализа норм, регулирующих прохождение военнослужащими военной службы по контракту.
1. Общая характеристика и сфера применения контракта о прохождении военной службы
В статье 59 Конституции Российской Федерации (часть 2) говорится о том, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Правовую основу для ее прохождения составляют, прежде всего, такие законы, как: Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331. и Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» от 28 марта 1998 г., с изм. и доп. 2. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст.361З., в которых закрепляется право граждан на прохождение военной службы по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Вопросы, связанные с прохождением военной службы по контракту, находят свое отражение и в иных нормативных правовых актах — как в федеральных законах, так и в многочисленных актах подзаконного характера. Причем среди федеральных законов можно выделить как акты общего характера — напр., Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., с изм. и доп. 3.Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 1999, № 26, ст. 3175., Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., с изм. и доп. Российская газета, 21 сент. 1993 г.; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, ст. 4673., и др., так и акты, принятые с учетом специфики прохождения военной службы, — напр., Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. Собрание законодательства Российской Федерации,1996 № 3, ст. 143. и др. Содержание различного рода актов будет подвергнуто анализу с точки зрения их взаимодействия с нормами трудового законодательства, выявления того общего, что имеет место в актах различной отраслевой принадлежности. Причем следует обратить внимание на то, что с правовой точки зрения вопросы прохождения военной службы по контракту в наибольшей степени были разработаны в актах Министерства обороны Российской Федерации. И положения именно этих актов лежат, как правило, в основе соответствующих актов иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Поэтому в дальнейшем при анализе рассматриваемых вопросов предметом исследования будут особенности прохождения военной службы по контракту как в Вооруженных Силах Российской Федерации, так и в иных воинских формированиях, где предусмотрена возможность прохождения военной службы по контракту.

В законодательстве о военнослужащих не дается определения такой дефиниции, как «контракт о прохождении военной службы». Анализ соответствующих нормативных правовых актов показывает, что под ним понимается соглашение между гражданином, поступающим на военную службу (проходящим военную службу), и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Именно из такого понимания «контракта о прохождении военной службы» исходит и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», закрепляя в статье 32 общие условия такого контракта, определяющие его содержание. Контракт о прохождении военной службы, согласно этой статье, должен заключаться гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. № 1237,с изм. и доп. Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534; № 42, ст. 5008., является одним из важнейших документов, регламентирующих прохождение военной службы, в том числе и по контракту. Контракт заключается по типовой форме, приложенной к Положению о порядке прохождения военной службы.
В контракте о прохождении военной службы закрепляется: добровольность поступления гражданина (военнослужащего) на военную службу; срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта. В числе таких условий называется обязанность военнослужащего при прохождении военной службы добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Одновременно указывается, что условия контракта включают в себя и право военнослужащего на получение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами льгот, гарантий и компенсаций, на соблюдение прав военнослужащего и членов его семьи.
В свою очередь, Министр обороны Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в соответствующих пунктах контракта конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации и обусловленные особенностями их военной службы. Соответствующий федеральный орган исполнительной власти принимает на себя обязанности обеспечивать соблюдение прав военнослужащего, заключившего контракт, и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Контракт составляется в двух экземплярах, каждый экземпляр подписывается лицами, его заключившими. Причем первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается самому военнослужащему.
Согласно пункта 4 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, о чем издается соответствующий приказ. Круг должностных лиц, которым предоставлено право подписывать контракт, определен Положением о порядке прохождения военной службы. Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу.
Отличительной особенностью контракта является обязательность соблюдения требований, изложенных в самом контракте. В частности это касается, прежде всего, необходимости указания соответствующих данных как гражданина (военнослужащего), заключающего контракт, — воинское звание, подпись, фамилия и инициалы гражданина (военнослужащего), так и соответствующего должностного лица — должность, воинское звание, подпись, фамилия и инициалы с указанием даты подписания контракта. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части. Должны быть обязательно указаны дата и номер приказа соответствующего должностного лица, которым объявлено о вступлении контракта в силу. Называя дату прекращения действия контракта, необходимо указывать и основания для прекращения его действия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запись о прекращении действия контракта с указанием даты и оснований его прекращения производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле военнослужащего, скрепляется подписью командира и гербовой печатью воинской части. По желанию военнослужащего такая запись может быть произведена во втором экземпляре контракта, находящегося у военнослужащего.
2. Виды контрактов о прохождении военной службы
С учетом специфики условий прохождения военной службы Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» выделяет два основных вида контрактов: 1) первый и 2) новый. В самом Федеральном законе содержатся лишь общие нормы о заключении контрактов, и не проводится четкого различия между особенностями порядка их заключения. Данные вопросы находят свое отражение в актах подзаконного характера. Так, во «Временном порядке заключения контрактов о прохождении военной службы гражданами Российской Федерации, военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации с Министерством обороны Российской Федерации, назначения военнослужащих на воинские должности и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских званий и увольнения военнослужащих с военной службы», утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 99 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 22, 31 мая 1999 г., были названы следующие разновидности контрактов о прохождении военной службы: а) первый; б) новый; в) краткосрочный контракт; г) контракт сверх предельного возраста; д) контракт, заключаемый в военно-учебном заведении. Положение о порядке прохождения военной службы, исходя из требований Федерального закона, называет два основных вида контрактов: 1) первый и 2) новый. Однако в дальнейшем, при характеристике каждого из этих видов, внутри как первого, так и нового контрактов, данное Положение также исходит из возможности заключения самых различных контрактов.

2.1. Первый контракт о прохождении военной службы
Первый контракт, заключаемый гражданами, ранее не проходившими военную службу по контракту, может быть нескольких видов. Во-первых, такой контракт заключают следующие категории граждан в возрасте от 18 до 40 лет: а) пребывающие в запасе; б) мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную регистрацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования; в) женского пола, не пребывающие в запасе; г) другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Во-вторых, первый контракт заключают также: а) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 12 месяцев; б) граждане, не состоящие на военной службе (прошедшие военную службу по призыву), а также проходящие военную службу по призыву при зачислении в военно-учебные заведения; в) граждане, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; г) граждане, не состоящие на военной службе, при зачислении в военно-медицинский институт при медицинском образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее именуется — военно-медицинский институт).
2.2. Новый контракт о прохождении военной службы
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает контракт в следующих случаях: а) при окончании срока предыдущего контракта; б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру; в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, докторантуры; г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военна служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой. Кроме того, особо выделяется два случая, когда военнослужащий, желающий продолжить прохождение военной службы, заключает новый контракт: если этот военнослужащий, во-первых, освобожден от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и во-вторых, если он ранее проходил военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы. Что касается военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе и изъявивших желание продолжить военную службу, то новый контракт с ними может быть заключен по решению соответствующего должностного лица в особом порядке: при учете деловых качеств и состояния здоровья обязательно принимается во внимание и установленные законодательством пределы возраста военнослужащего в зависимости от присвоенного ему воинского звания.
Анализ названных выше разновидностей как первого, так и нового контрактов о прохождении военной службы, показывает что в них отсутствует единое основание для классификации. В основу их классификации можно положить как категории граждан (военнослужащих), заключающих тот или иной вид контракта, так и особенности военной службы, в связи с прохождением которой заключается первый или новый контракт.

3. Срочный характер контрактов о прохождении военной службы
Различные виды контрактов о прохождении военной службы имеют свои особенности как с учетом специфики условий прохождения военной службы (напр., в связи с обучением в военно-учебных заведениях), так и в зависимости от категории граждан, заключающих контракт (напр., установлены определенные правила при принятии на военную службу граждан женского пола). Но главное, что объединяет все виды контрактов, это — их срочный характер (см. пункты 1-8 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Продолжительность же того или иного вида контракта зависит как от особенностей правового положения гражданина, заключающего контракт (является ли или являлся ранее данный гражданин военнослужащим либо он поступает на военную службу впервые или же проходит обучение в военно-учебном заведении), так и от характера обязанностей, возлагаемых на военнослужащего (какое воинское звание предусмотрено штатом по воинской должности, по которой заключается контракт; не заключается ли контракт в период чрезвычайных обстоятельств и т.д.).
Таким образом, законодательство о военнослужащих, закрепляя в сфере военной службы возможность наличия только срочных контрактов, в то же время, в отличие от трудового законодательства, содержит более конкретные нормы о их продолжительности, законодательно определяя условия, при которых может заключаться тот или иной вид срочного контракта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что «военное законодательство» в этой области содержит более высокий уровень социальной защищенности военнослужащих, устанавливая более четкие гарантии реализации предоставляемых им прав при заключении контрактов о прохождении военной службы.
4. Особенности порядка заключения контрактов о прохождении военной службы
При поступлении граждан на военную службу по контракту и при поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования с заключением контрактов о прохождении военной службы к таким гражданам предъявляются определенные медицинские и профессионально-психологические требования военной службы к конкретным военно-учетным специальностям, а также требования по уровню: образования, профессиональной и физической подготовки, характеристике которых посвящена статья 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Одним из оснований для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, является несоответствие кандидата указанным выше требованиям, как говорится затем в статье 34 данного закона. Таким образом, законодательство о военной службе, в отличие от трудового законодательства при заключении трудового договора (контракта), на уровне федерального закона, имеющего общий характер, а не в актах подзаконного характера, определяет совокупность требований, предъявляемых к гражданам, желающим заключить контракт о прохождении военной службы. А непосредственно сам порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту и обязанности должностных лиц в связи с приемом граждан (военнослужащих) на военную службу по контракту, определяются уже в Положении о порядке прохождения военной службы.
Статья 34 названного выше федерального закона называет и круг лиц, которые вправе заключать контракт о прохождении военной службы. Однако такой перечень не является исчерпывающим, поскольку, как уже отмечалось, контракт вправе заключать и другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в частности, на основании Положения о порядке прохождения военной службы.
Основания, по которым кандидату, поступающему на военную службу, может быть отказано в заключении контракта, перечислены в статье 34 с указанием мотивов отказа по каждому из оснований. При этом особо называется та категория граждан, с которыми контракт не может быть заключен. Это граждане: в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; отбывавшие наказание в виде лишения свободы.
При характеристике категорий граждан, с которыми не может быть заключен контракт о прохождении военной службы, необходимо отметить ряд моментов. Так, в Федеральном законе не уточняется, имеет ли значение вид наказания, назначенного по приговору суда. Если же, например, назначено наказание лишь в виде штрафа (см. статью 46 Уголовного кодекса Российской Федерации), то выходит, и в этом случае гражданину будет правомерно отказано в заключении контракта. Таким образом, законодательство о военной службе, вводя ограничения на заключение контракта, исходит, в отличие от трудового законодательства, не из того, что тот или иной вид наказания может исключать саму возможность прохождения военной службы, а из самого факта назначения любого вида наказания по обвинительному приговору. Лишь в случае снятия или погашения судимости у гражданина за совершение преступления с таким гражданином может быть заключен контракт о прохождении военной службы.
В Федеральном законе имеется некоторая несогласованность по тексту части 2 пункта 5 статьи 34. Если следовать логике данного закона, изложенной на последней строке, то получается, что такой контракт не может быть заключен с любыми гражданами, отбывавшими когда-либо наказание в виде лишения свободы. Однако чуть выше утверждается, что контракт не может быть заключен, в числе прочих, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость. Выходит, что даже если у гражданина судимость уже снята или погашена, но он ранее отбывал наказание в виде лишения свободы, то с ним все равно никогда не может быть заключен контракт о прохождении военной службы, т.е. «поражение прав» такого гражданина носит бессрочный характер. Положения статьи 34 в этой части не согласуются со статьей 23: в ней перечислены категории граждан, не подлежащих военному призыву, среди которых названы лица, отбывающие определенные виды наказаний, исключающих возможность несения военной службы, в их числе и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы. И нет никаких ограничений для лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы, если судимость у них уже снята или погашена.
Законодательство о военной службе, в отличие от трудового законодательства, предусматривает определенные санкции в отношении военнослужащих, отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы. Заключение такого контракта обязательно при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования. В случае же отказа от заключения контракта такие военнослужащие подлежат отчислению из соответствующего учебного заведения. А затем в порядке и на условиях, установленных названным выше Федеральным законом, направляются для прохождения военной службы по призыву (см. статью 35).
В отличие от трудового договора (контракта), в контрактах военнослужащих (см. статью 38 Федерального закона) должно четко определяться начало военной службы для лиц, заключивших контракт. Таковым является день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, а вступает в силу такой контракт со дня его подписания соответствующим должностным лицом. То есть в данной ситуации определяющим является фактическое оформление надлежащим образом отношений по прохождению военной службы заключения контракта.

Материал размещен на сайте HRM.RU

Здравствуйте, уважаемый Клиент!

Да, вы правы.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)

Статья 123. Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) «О статусе военнослужащих»

Статья 11. Служебное время и право на отдых

11. Супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

Вы можете обратиться за помощью по составлению документов, заказать персональную консультацию.

Можете оставить положительный отзыв, оценку под моим ответом на ваш вопрос. Благодарю.

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-912-343-72-22
8 (3532) 29-61-71

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Согласно ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В силу ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.

Согласно п. 11 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

Таким образом, Вы имеете право на получение отпуска совместно с отпуском Вашего супруга.

Для этого Вам необходимо написать заявление на имя своего работодателя с указанием периода отпуска. К указанному заявлению необходимо приложить свидетельство о заключении брака, документ, подтверждающий статус как военнослужащего, приказ о предоставлении отпуска супругу.

Для более детального ответа на Ваш вопрос рекомендуем обратиться за консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-343-72-22.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх