Ответственность кадастрового инженера за разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса , —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия , —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 283

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны — любое лицо; б) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного — причинить ущерб внешней безопасности России.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны — разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д. <1>.

<1> В оценке последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из п. 3 ст. 4 Закона «О государственной тайне», именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е. определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба. Соответствующего документа на сегодняшний день нет.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 275 или ст. 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ), либо как информационное преступление (например, предусмотренное ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» УК РФ), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Петров Константин Сергеевич О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ …

УДК 342.9

О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

© 2016

Петров Константин Сергеевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории

государства и права

Московский институт государственного и муниципального управления, Москва (Россия) Аннотация. Статья посвящена рассмотрению порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения установленных правил в области обращения сведений, составляющих государственную тайну. Проанализированы положения трудового законодательства, нормативных правовых актов, составляющих правовую основу государственной службы, а также определяющих правовой статус должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на основании которых наступает дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Рассмотрен общий порядок применения дисциплинарной ответственности за такие проступки. Исследованы соответствующие положения законодательства, предусматривающие порядок увольнения правонарушителя за нарушения законодательства о государственной тайне.

Ключевые слова: государственная тайна; юридическая ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне; дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне; увольнение за нарушения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

ON THE ORDER OF BRINING TO DISCIPLINARY RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF THE RUSSIAN LEGISLATION ON STATE SECRETS

© 2016

Petrov Konstantin Sergeevich, the candidate of law sciences, Lecturer of the Department

Дисциплинарная ответственность является одним из видов юридической ответственности предусмотренных за нарушения законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Она применяется на ранних этапах нарушения законодательства и в силу этого оказывает существенное влияние на сохранность сведений, составляющих государственную тайну.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности в данной области в отношении различных категорий лиц регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ , а также целым рядом нормативных правовых актов, составляющих правовую основу государственной службы в Российской Федерации: федеральными законами от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» , от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» , от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , от 28 декабря 2010 года № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» , от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации , Положением о порядке прохождения военной службы и др. Кроме того, вопросы дисциплинарной ответственности должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» , Федеральным конституционным законом от 21

июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и т. д.

Проведенный анализ свидетельствует, что действующие нормативные правовые акты в большинстве своем не содержат специальных норм, регулирующих применение мер дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне. Исключение составляют специальные основания для увольнения, связанные с работой со сведениями, составляющими государственную тайну.

В связи с этим при привлечении работника или иного лица к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне в случаях специально не оговоренных в нормативных правовых актах процедура не имеет каких-либо принципиальных особенностей. Она должна осуществляться в соответствии с общим порядком, предусмотренным трудовым законодательством, законодательством о государственной службе и иными нормативными правовыми актами.

Применительно к трудовому законодательству этот порядок установлен ст. 193 ТК РФ, которая содержит в себе целый ряд требований:

1. От работника обязательно должно быть потребовано письменное объяснение. Если же в течение 2 рабочих дней оно не будет предоставлено, об этом должен быть составлен соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Общий срок для применения дисциплинарного взыскания не должен превышать 1 месяца со дня обнаружения проступка. В этот срок не входят период болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии,

Петров Константин Сергеевич юридические

О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ … науки

проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее 2 лет со дня его совершения. Из этих сроков исключается время производства по уголовному делу.

3. За один дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

4. Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания в течение 3 рабочих дней со дня его издания должен быть объявлен работнику под роспись. Естественно в этот срок не входит время отсутствия нарушителя на работе. Если же по каким-либо причинам работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, об этом должен быть составлен соответствующий акт.

Примерно такие же требования содержит в себе и законодательство о государственной службе.

В то же время следует иметь ввиду, что разглашение сведений, составляющих государственную тайну, по смыслу трудового законодательства и законодательства о государственной службе выступает в качестве грубого дисциплинарного проступка, поэтому в случае привлечения к дисциплинарной ответственности за такие деяния в обязательном порядке должны быть соблюдены соответствующие особенности привлечения к дисциплинарной ответственности, если они установлены.

Так, например, в соответствии с законодательством о статусе военнослужащих устанавливаются следующие особенности:

— при осуществлении производства по таким делам допускается участие защитника,

— только за грубый дисциплинарный проступок допускается применение такого вида дисциплинарного взыскания как дисциплинарный арест;

— только в случае совершения грубого дисциплинарного проступка для подготовки материалов и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения может применяться задержание как мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке (в остальных случаях оно может применяться лишь в целях установления личности нарушителя);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— по окончании разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка обязательно составляется протокол о грубом дисциплинарном проступке.

Кроме того, в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка — вплоть до применения дисциплинарного взыскания, а в случае наложения дисциплинарного взыскания за совершение грубого дисциплинарного проступка — до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается его имеющим, ему не может быть присвоено очередное воинское звание.

Нужно отметить, что в соответствии со ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ военнослужащие и другие милитаризованные государственные служащие должны нести дисциплинарную ответственность также и за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне: по ч. 3, 4 и 7 ст. 13.12 «Нарушение правил защиты информации», а также ч. 2 ст. 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации». При этом совершение таких правонарушений в ряде случаев однозначно рассматривается законодателем в качестве грубого дисциплинарного проступка.

Иначе ситуация обстоит с применением мер дисциплинарного воздействия в случаях, напрямую связанных законодателем с необходимостью защиты сведений, составляющих государственную тайну.

В таких случаях, наряду с общими нормами, регулирующими порядок применения мер дисциплинарной ответственности, будут действовать также и особенные нормы, которые связаны с соответствующими ситуаци-228

ями.

Так Трудовой кодекс Российской Федерации содержит в себе в явно выраженном виде два основания для увольнения, связанных с защитой государственной тайны. Согласно подпункта в) пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ в числе прочих оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлено разглашение работником охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей ему известной в связи с исполнением трудовых обязанностей . Пункт 10 части 1 статьи 83 ТК РФ в качестве одного из оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусматривает прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

Анализ законодательства о государственной службе показывает, что, по сути, оно содержит аналогичные трудовому законодательству основания для увольнения, связанные с необходимостью защиты сведений, составляющих государственную тайну. Несмотря на то, что эти основания далеко не во всех случаях изложены в явно выраженном виде, буквальное толкование положений этих актов свидетельствует о том, что возможность увольнения государственного служащего в случае совершения дисциплинарных проступков, связанных с нарушением установленных правил в сфере обращения сведений, составляющих государственную тайну, имеется .

Законодательство, устанавливающее правовой статус должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вообще не содержат в явном виде оснований для увольнения, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне.

Особенностям привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне посвящены работы ряда авторов. Однако, наиболее содержательно с практической точки зрения эти вопросы рассмотрены Л.В. Щур-Труханович .

Она справедливо отмечает, что, в тех случаях, когда виновный за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, привлекается к уголовной ответственности, работа сотрудников кадровых служб упрощается — установление факта разглашения указанных сведений и вины работника осуществляется судом, поэтому им остается лишь правильно оформить увольнение (издать об этом приказ (распоряжение) и внести соответствующие записи в учетные документы (трудовую книжку, личную карточку и т.д.) со ссылкой на приговор). В других случаях сотрудники кадровой службы и подразделения по защите государственной тайны принимают активное участие в расследовании произошедшего. Для этого они проводят служебную проверку, в ходе которой они должны убедиться в целом ряде фактов.

Во-первых, исходя из логики Трудового кодекса Российской Федерации и законодательства о государственной службе, гражданин может быть уволен только при условии, что разглашенные сведения относятся к государственной тайне. В этой связи, нужно отметить, что в настоящее время на практике отсутствует четкий правовой механизм подтверждения относимости конкретных сведений к государственной тайне в рамках служебной проверки в этом случае, особенно, если это касается документов, поступивших в организацию извне.

Во-вторых, охраняемая информация стала известной третьим лицам без согласия ее обладателя или вопреки установленным запретам вследствие ее разглашения.

В-третьих, разглашенные сведения стали известны виновнику при исполнении им должностных обязанностей.

Петров Константин Сергеевич О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ …

В-четвертых, виновник ранее принимал на себя обязательства по неразглашению государственной тайны, например, при подписании договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне и трудового договора (соглашения о переводе на работу, выполнение которой предполагает доступ к государственной тайне).

В-пятых, разглашение государственной тайны произошло по вине лица, в отношении которого проводится служебная проверка. При этом, не имеет значение форма его вины и мотивы деяния. Вместе с тем, должна четко прослеживаться причинно-следственная связь между нарушением виновным лицом секретного делопроизводства и разглашением государственной тайны.

Для привлечения виновника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения необходимо наличие всех вышеперечисленных обстоятельств.

Завершая анализ порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, следует отметить, что в настоящее основание увольнения за данный проступок отнесено законодателем к основаниям, по которым трудовой договор может быть расторгнут работодателем (представителем нанимателя). При этом, поскольку нормы права применительно к работодателю (представителю нанимателя) носят дозволительный характер, нарушитель может быть, как уволен, так и оставлен на работе (государственной службе). Так, например, если в отношении работника (государственного служащего) был вынесен обвинительный приговор, по которому он за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, был условно осужден к лишению свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, работодатель (представитель нанимателя) может не увольнять его, а применить к нему одно из более мягких дисциплинарных взысканий, например, выговор. С одной стороны, такой подход оправдан, поскольку он дает широкое поле для оперативной самостоятельности работодателей (представителей нанимателя), с другой стороны, серьезность нарушения, выразившегося в разглашении государственной тайны, в принципе не должна оставлять работодателю (представителю нанимателя) выбора — расторгать ли ему в этом случае трудовой договор или нет. По нашему мнению, в целях обеспечения сохранности государственной тайны в будущем, а также реализации принципа неотвратимости наказания нарушитель однозначно должен быть уволен.

Кроме того, на наш взгляд, в этом случае совсем не урегулирован вопрос о допуске работника (государственного служащего), виновного в разглашении сведений, составляющих государственную тайну: нормами права не установлено должен ли быть у него сохранен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Исходя из действующих норм права, опять-таки по усмотрению администрации, допуск может быть сохранен, а может быть прекращен. По нашему мнению, в случае разглашения сведений, составляющих государственную тайну, допуск виновного к таким сведениям однозначно должен быть прекращен. При этом, например, в Уголовном кодексе Российской Федерации должно быть однозначно предусмотрено, что при наличии судимости за данное преступление, лицу запрещается занимать должности, связанные с допуском к государственной тайне, в течение определенного времени.

Рассматривая второе основание для увольнения, связанное с необходимостью защиты государственной тайны, нужно отметить, что увольнение в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, также имеет существенные особенности.

Данное основание для увольнения относится к обстоятельствам прекращения трудового договора, которые не зависят от воли сторон. По этой причине увольнение

в этом случае будет возможным только при условии, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую работу. При этом на работодателя возлагается обязанность предложить работнику все отвечающие установленным требованиям имеющиеся у него вакансии.

Более того, при увольнении по данному основанию в большинстве случаев деловые качества работника вообще не ставятся под сомнение. Довольно часто прекращение допуска к государственной тайне связано с возникновением обстоятельств, которые не зависят от желания работника. Такие обстоятельства, могут быть связаны, например, с признанием его недееспособным или ограниченно дееспособным, возникновением у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, оформлением его близкими родственниками документов для выезда на постоянное жительство в другое государство.

Анализируя оба, предусмотренных трудовым законодательством, основания для увольнения, связанные с государственной тайной, следует учитывать, само по себе прекращение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, является мерой административно-правового воздействия и не является не только мерой дисциплинарной ответственности, но и мерой дисциплинарного воздействия как такового. В этой связи порядок прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, регулируется не трудовым, а административным законодательством: прежде всего Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» и Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне . Соответственно на применение этой меры недопустимо распространять требования трудового законодательства. Об этом свидетельствует и правоприменительная практика .

Порядок увольнения государственных служащих в связи с необходимостью защиты сведений, составляющих государственную тайну принципиально ничем не отличается от порядка, установленного трудовым законодательством. Исключением здесь является увольнение в тех случаях, когда в этих актах, статьи предусматривающие основания для увольнения с государственной службы прямо не предусматривают таких оснований. В этом случае основанием для увольнения будут являться нарушение присяги, невыполнение условий контракта, однократное грубое нарушение служебной дисциплины.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты позволяют в необходимых случаях привлекать работников, государственных служащих, а также должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, совершивших правонарушения, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации о государственной тайне к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, действующие нормы права далеко не всегда четко определяют, какие меры дисциплинарной ответственности должны быть применены к правонарушителям за нарушения законодательства Российской Федерации о государственной тайне в тех или иных случаях. Вследствие этого в одинаковых ситуациях к правонарушителям могут быть применены различные меры дисциплинарной ответственности. В связи с этим установленный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне требует совершенствования. Санкции за проступки в этой области должны носить более определенный характер.

Петров Константин Сергеевич

О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (Часть I). — Ст. 3 (с послед. изм. и доп.).

2. Всесоюзный съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.

— 1992. — № 8. — Ст. 366 (с послед. изм. и доп.).

3. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 30. — Ст. 3586 (с послед. изм. и доп.).

4. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 13. — Ст. 1475 (с послед. изм. и доп.).

5. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 22. — Ст. 2331 (с послед. изм. и доп.).

6. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215 (с послед. изм. и доп.).

7. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — 1. — Ст. 15 (с послед. изм. и доп.).

8. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 49 (Часть I). — Ст. 7020 (с послед. изм. и доп.).

9. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 года № 1396 // СЗ РФ. —

1998. — № 47. — Ст. 5742.

10. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 // СЗ РФ. —

1999. — № 38. — Ст. 4534 (с послед. изм. и доп.).

12. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 51. — Ст. 5712 (с послед. изм. и доп.).

14. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (Часть I). — Ст. 1 (с послед. изм. и доп.).

15. Научно-практические комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. Л. Гейхман.

— 9-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2013. Использована информационно-справочная система «Гарант-аэро». Версия 7.11.0.269 от 06.02.2016.

18. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 41. — Ст. 4673 (с послед. изм. и доп.).

19. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года № 63 // СЗ РФ. 2010. — № 7. — Ст. 762.

20. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2012 г. № 44-АПГ12-19. Текст определения официально опубликован не был. Использована информационно-справочная система «Гарант-аэро». Версия 7.11.0.269 от 06.02.2016.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх