Отвод дороги

Размещение объектов в полосе отвода и придорожной полосе — основные понятия и технические нормы

Единые правовые основы деятельности, связанной с использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов РФ, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статьей 3 (п.15 и 16) закона определены понятия «полосы отвода» и «придорожной полосы».
Полоса отвода — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; Придорожная полоса — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности Оренбургской области утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2009 года N238-п..
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.

Основные понятия и технические нормы размещения

Полоса отвода

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются согласно Постановлению Правительства РФ от 02.09.2009 г. N717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса»

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, связанных с производством работ в целях обеспечения безопасности дорожного движения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, запрещаются:

  • строительство жилых и общественных зданий, складов;
  • проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;
  • размещение зданий, строений, сооружений, устройств и объектов, не связанных с обслуживанием автомобильной дороги, ее строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и эксплуатацией;
  • распашка земельных участков, покос травы, рубка и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;
  • установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технического регламента и нормативных актов по вопросам безопасности движения транспорта, а также информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

Рекламные конструкции в полосе отвода автомобильной дороги размещаются в соответствии со ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и ст.25 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ.

В пределах полосы отвода автомобильной дороги могут размещаться:

  • инженерные коммуникации, автомобильные дороги (кроме относящихся к собственности Оренбургской области), железные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль автомобильной дороги либо пересекают ее;
  • подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода автомобильной дороги и требующим доступа к ним/

Размещение таких объектов в пределах полосы отвода автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с организацией, которая осуществляет функции застройщика либо в оперативном управлении которой закреплена автомобильная дорога, если их размещение за пределами полосы отвода автомобильной дороги по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции автомобильной дороги. (Постановление Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2009 года N238-п)

Придорожная полоса

В границах придорожных полос автомобильной дороги запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением::

  • объектов, предназначенных для обслуживания; автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания;
  • объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации субъекта РФ
  • объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей;
  • инженерных коммуникаций.

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог, с учетом перспектив их развития, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, ширина каждой придорожной полосы устанавливается от границы полосы отвода автомобильных дорог в размере:

  • семидесяти пяти метров для автомобильных дорог первой и второй категорий;
  • пятидесяти метров для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
  • двадцати пяти метров для автомобильных дорог пятой категории;
  • ста метров для подъездов к областному центру, а также для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
  • ста пятидесяти метров для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Рекламные конструкции в придорожной полосе автомобильной дороги размещаются в соответствии со ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и ст.26 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия. (Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.)

1. Технические нормы размещения объектов дорожного сервиса

Объекты дорожного сервиса — здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода» объекты дорожного сервиса различаются на следующие виды — кемпинги, мотели, площадки отдыха, пункты общественного питания, автозаправочные станции, моечные пункты, предприятия торговли и станции технического обслуживания.

Выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильных дорог либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге, должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и следующих условий:

  1. расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту до ближайшего:
    • мостового перехода не должно быть менее 1000 метров;
    • железнодорожного переезда в одном уровне не должно быть менее 250 метров;
    • существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта должно быть не менее:
      • 600 метров на автомобильной дороге второй и третьей категории;
      • 100 метров на автомобильной дороге четвертой категории;
      • 50 метров на автомобильной дороге пятой категории;
  2. выбор места размещения объектов должен осуществляться на участке автомобильной дороги с уклоном, не превышающим 40,0 промилле
  3. объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этих автомобильных дорог; минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости при размещении объекта дорожного сервиса на автомобильной дороге приведены в Таблице 1.

    Таблица 1

    Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости при размещении объекта дорожного сервиса на автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения

    Интенсивность движения на автомобильной дороге (авт. в сутки) Минимальное расстояние видимости автомобиля на автомобильной дороге (метров) Минимальное расстояние видимости поверхности автомобильнйо дороги (метров)
    на автомобильной дороге на выезде от объекта дорожного сервиса
    1000 250 140 75
    2000 250 140 75
    3000 300 150 75
    4000 400 175 100
    5000 500 175 100

    (Источник: Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.)

  4. при соблюдении условий доступа на автомобильную дорогу через пересечения в одном/разных уровнях и примыкания в одном уровне (с пересечением/без пересечения потоков движения транспортных средств прямого направления).(Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.)

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги. При примыкании к автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами в соответствии с СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги» и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Объекты дорожного сервиса в своем составе должны иметь: санитарную зону (общественный туалет, мусоросборники и т.д.); простейшие средства оказания первой медицинской помощи, средства связи.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ)

2. Технические нормы размещения конструкций наружной рекламы

В соответствии со ст. 27 Закона Оренбургской области от 10.11.2006 г. N685/125-IV-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» рекламная конструкция и ее территориальное размещение на автомобильных дорогах должны соответствовать требованиям технического регламента (ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».)

В границах полосы отвода запрещается:

  • установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения:
  • установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности:
  • установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильных дорог допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги:

Наружная реклама не должна:

  • вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным;
  • ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
  • иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта;
  • издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом.

Средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:

  • на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
  • на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
  • на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
  • на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах — на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
  • над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
  • на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
  • на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
  • на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м — в населенных пунктах;
  • ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
  • в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м — в населенных пунктах;
  • сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м — в населенных пунктах;
  • сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений — на высоте не менее 4,5 м.
В зависимости от площади рекламного объявления расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее приведенного в Таблице 2.

Таблица 2

Место размещения наружной рекламы Площадь рекламного объявления, м2
свыше 18 от 6 до 18 менее 6
В пределах населенных пунктов 150 100 30
Вне населенных пунктов 200 100 40

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного масоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется на основании торгов в соответствии с нормами Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и гражданского законодательства.

3. Технические нормы размещения пересечения и примыканий к автомобильной дороге

В соответствии с требованиями СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги», в целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах категорий I-III количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах категории IA вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 10 км, на дорогах категорий IБ и II — 5 км, а на дорогах категории III — 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).

Все съезды и въезды на подходах к дорогам категорий IБ, IB, II и III должны иметь твердые покрытия — на протяжении 100 м; к дорогам категорий на протяжении 50 м.

Пересечения и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) надлежит принимать в следующих случаях:

  • на дорогах категорий IA и IБ — с автомобильными дорогами всех категорий;
  • на дорогах категории IВ — с дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 1000 ед./сут;
  • на дорогах категории IВ с числом полос движения шесть и более — с автомобильными дорогами всех категорий;
  • на дорогах категорий II и III — между собой при суммарной расчетной интенсивности движения более 12000 ед./сут.

Транспортные развязки проектируют с таким расчетом, чтобы на дорогах категорий I и II не было левых поворотов, а также въездов и съездов с левыми поворотами, при которых пересекались бы в одном уровне потоки основных направлений движения.

Путепроводы транспортных развязок через дороги всех категорий должны соответствовать требованиям СП 35.13330.2012.

Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде:

  • простых пересечений и примыканий при суммарной перспективной интенсивности движения менее 2000 приведенных ед./сут;
  • канализированных пересечений и примыканий с островками и зонами безопасности при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед./сут;
  • кольцевых пересечений при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед./сут и относительном равенстве интенсивностей движения на пересекающихся дорогах, при условии, что они отличаются не более чем на 20%, а количество автомобилей, совершающих левый поворот, составляет не менее 40% суммарной интенсивности движения на пересекающихся дорогах.

Наименьший радиус кривых при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий в одном уровне принимают в зависимости от категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания при съездах с дорог:

  • категорий I, II — не менее 25 м;
  • категории III — 20 м;
  • категорий IV, V — 15 м.

На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в Таблице 3, в зависимости от категорий пересекающихся дорог.

Таблица 3

Расчетная скорость, км/ч Наименьшее расстояние видимости, м
для остановки встречного автомобиля при обгоне
150 300
120 250 450 800
100 200 350 700
80 150 250 600
60 85 170 500
50 75 130 400
40 55 110
30 45 90
20 25 50

Расположение примыканий на участках выпуклых кривых в продольном профиле и с внутренней стороны закруглений в плане допускается только при техническом обосновании.

Переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I-III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категории I при интенсивности 50 приведенных ед./сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах категорий II и III при интенсивности 200 приведенных ед./сут. и более. Ширину переходно-скоростных полос принимают равной ширине основных полос проезжей части. Длину полос разгона, торможения и отгона принимают по Таблице 4.

Таблица 4

Категории дорог Продольный уклон Длина полос полной ширины, м Длина отгона полос разгона и торможения, м
на спуске на подъеме для разгона для торможения
IБ, IВ и II 40 140 110 80
20 160 105 80
0 0 180 100 80
20 200 95 80
40 230 90 80
III 40 110 85 60
20 120 80 60
0 0 130 75 60
20 150 70 60
40 170 65 60
IV 40 30 50 30
20 35 45 30
0 0 40 40 30
20 45 35 30
40 50 30 30

4. Технические нормы размещения пересечений автомобильной дороги с инженерными коммуникациями

Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций. (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ)

Пересечения автомобильных дорог с трубопроводами (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплофикационные трубопроводы и т.п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи предусматривают с соблюдением требований нормативных документов на эти коммуникации.

Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами рекомендуется предусматривать под прямым углом. Прокладка этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускается.

Размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт, а также подземных коммуникаций (кабелей и трубопроводов) возможно только при соблюдении следующих условий:

  • размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги либо их переустройство будет осуществлено за счет средств владельцев таких объектов;
  • расстояние от границы полосы отвода автомобильной дороги до оснований опор воздушных линий связи и линий электропередачи, а также подземных коммуникаций (кабелей и трубопроводов) должно составлять не менее 25 метров;

Вертикальное расстояние от проводов воздушных телефонных и телеграфных линий до проезжей части в местах пересечений автомобильных дорог должно быть не менее 5,5 м (в теплое время года). Возвышение проводов при пересечении с линиями электропередачи должно быть, м, не менее:

Расстояние от бровки земляного полотна до основания опор воздушных телефонных и телеграфных линий, а также высоковольтных линий электропередачи при пересечении дорог принимают не менее высоты опор.

Наименьшее расстояние от бровки земляного полотна до опор высоковольтных линий электропередачи, расположенных параллельно автомобильным дорогам, принимают равным высоте опор плюс 5 м.

5. Технические нормы размещения пересечений автомобильной дороги с железными дорогами

Пересечения автомобильных дорог с магистральными железными дорогами предусматривают вне пределов станций и путей маневрового движения преимущественно на прямых участках пересекающихся дорог. Острый угол между пересекающимися дорогами в одном уровне должен быть не менее 60°.

Пересечения автомобильных дорог категорий I-III с железными дорогами предусматривают в разных уровнях.

Пересечения автомобильных дорог категорий IV и V с железными дорогами предусматривают в разных уровнях из условия обеспечения безопасности движения при:

  • пересечении трех и более главных железнодорожных путей или когда пересечение располагается на участках железных дорог со скоростным (свыше 120 км/ч) движением или при интенсивности движения более 100 поездов в сутки;
  • расположении пересекаемых железных дорог в выемках, а также в случаях, когда не обеспечены нормы видимости.
  • движении по автомобильным дорогам троллейбусов или устройстве на них совмещенных трамвайных путей.

На неохраняемых переездах в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки (согласно Таблице 3 в зависимости от категории дороги), мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 1000 м.(СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги»)

Об утверждении Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 1969 года N 129

Об утверждении Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений

Совет Министров РСФСР
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений.

2. Признать утратившими силу Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июня 1959 года N 930 (СП РСФСР, 1959 года N 5, ст. 56; 1964 года N 2, ст.17).

3. Внести в Положение о порядке пользования автомобильными дорогами, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июня 1959 года N 930 (СП РСФСР 1959 года N 5, ст.56; 1964 года N 2, ст.17), изменения:
пункты 1 и 16 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящее Положение распространяется на автомобильные дороги общего пользования общегосударственного, республиканского и местного значения (включая дороги областного значения), пролегающие на территории РСФСР, и является обязательным для дорожных органов и для всех пользующихся указанными дорогами предприятий, организаций, учреждений и граждан».
абзац утратил силу — постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 марта 1986 года N 92;
пункт 8 дополнить следующими абзацами:
«Машины на гусеничном ходу или с металлическими шпорами на колесах должны двигаться по полосе отвода за боковыми канавами или по специальным летним и тракторным путям.
При необходимости следования через мосты, а также по участкам дорог, пролегающих в заболоченных и других местах, где объездов нет, движение этих машин по дорожному покрытию может быть допущено при наличии письменного разрешения дорожных органов и с соблюдением полученных от этих органов указаний о принятии мер, исключающих повреждение дорожных покрытий»;
из пункта 2 исключить слово: «местными».

Председатель
Совета Министров РСФСР
Г.Воронов
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
М.Тупицын

Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров
РСФСР
от 5 марта 1969 года N 129

Правила
по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений

(с изменениями на 5 марта 1986 года)

1. Настоящие Правила распространяются на автомобильные дороги общего пользования общегосударственного, республиканского и местного значения (включая дороги областного значения), пролегающие на территории РСФСР.

2. Автомобильные дороги со всеми входящими в их состав сооружениями (мостами, трубами, переправами, зданиями линейно-эксплуатационной службы и автотранспортными сооружениями, зелеными насаждениями, снегозащитными и путевыми ограждениями, крепительными устройствами, дорожными знаками и указателями) являются социалистической государственной собственностью.

3. Все пользователи дорог и дорожные органы обязаны соблюдать настоящие Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Органы милиции оказывают содействие дорожным органам в обеспечении сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений.

4. Временное прекращение или ограничение движения транспортных средств по дорогам может производиться только в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий.
Решения о прекращении или ограничении движения транспортных средств с указанием срока действия прекращения или ограничения вижения по автомобильным дорогам общегосударственного значения принимаются Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, а по остальным дорогам общего пользования — Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами областных (краевых) Советов депутатов трудящихся.
О временном прекращении или ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общегосударственного значения Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, а по остальным дорогам — Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты областных (краевых) Советов депутатов рудящихся обязаны ( с указанием рекомендуемых путей объезда) доводить до сведения заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и граждан.
В неотложных случаях органы Государственной автомобильной инспекции могут запрещать или ограничивать движение транспортных редств по отдельным участкам дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

5. Пересечение автомобильных дорог железными и автомобильными дорогами, каналами, линиями связи и электропередачи, газопроводами, водопроводами и другими инженерными коммуникациями, прокладка этих сооружений вдоль автомобильных дорог в пределах полосы отвода, а акже устройство примыканий к автомобильным дорогам и съездов с автомобильных дорог могут осуществляться только по согласованию с соответствующими дорожными органами и должны выполняться с соблюдением действующих строительных норм и правил.

6. Все дороги, примыкающие к автомобильным дорогам общегосударственного и республиканского значения, а также дороги, пересекающие их, должны иметь твердое покрытие на протяжении не менее 100 метров от основной дороги. Устройство твердого покрытия а пересекающих и примыкающих дорогах (кроме вновь строящихся) в пределах полосы отвода основной дороги осуществляется дорожной организацией, ведающей этой дорогой, а за пределами полосы отвода сновной дороги — организациями, в ведении которых находятся пересекающие или примыкающие дороги, под техническим контролем дорожной службы основной дороги.

7. Застройка полосы отвода автомобильной дороги жилыми, общественными зданиями и складами, а также установка в пределах той полосы рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения, запрещается.

8. На полосе отвода автомобильной дороги запрещается без согласования с дорожными органами:

а) производство строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательных работ, а также устройство наземных сооружений. Установка дорожных знаков и указателей, кроме того, должна согласовываться с органами Государственной автомобильной инспекции;

б) распашка участков, покос травы, порубка и повреждение насаждений, снятие дерна и выемка грунта.
Абзац утратил силу — постановление Совмина РСФСР от 21 апреля 1972 года N 248.

в) спуск канализационных, промышленных, мелиоративных и сточных вод в водоотводные сооружения и резервы.

9. На автомобильных дорогах запрещается:

а) повреждение проезжей части дорог, дорожных знаков, средств регулирования и организации движения;

б) повреждение дорожных сооружений и обустройств, а также разведение огня на полосе отвода и ближе 100 метров от деревянных мостов;

в) курение на деревянных мостах и мостах с деревянными настилами.

10. Землепользователи участков, прилегающих к полосе отвода автомобильных дорог, обязаны:

а) в пределах населенных пунктов на дорогах общегосударственного и республиканского значения устраивать и ремонтировать пешеходные дорожки и переходные мостики в границах закрепленных за ними участков, а также регулярно производить их чистку;

б) содержать в технически исправном состоянии и чистоте выезды закрепленных участков или подъездных путей на дорогу общего пользования, включая переездные мостики.

11. Пункт утратил силу — постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 марта 1986 года N 92..

12. Пункт утратил силу — постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 марта 1986 года N 92..

13. Предприятия, организации, учреждения и граждане, допустившие самовольное строительство предусмотренных в пункте 5 Настоящих Правил пересечений автомобильных дорог, примыканий к ним, съездов с них, повреждение автомобильных дорог, дорожных ооружений и обустройств, а также допустившие самовольное производство работ, устройство и установку сооружений, предусмотренных в подпункте «а» пункта 8 настоящих Правил, возмещают материальный ущерб, причиненный дорожному хозяйству, в порядке, установленном действующим законодательством. Наряду с этим предприятия, организации, учреждения и граждане по требованию дорожных органов и в установленные этими органами сроки обязаны воими силами и средствами снести воздвигнутые ими сооружения и привести в порядок земельный участок.

14. Денежные средства, уплачиваемые в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил в возмещение причиненного ущерба, перечисляются на расчетные счета соответствующих дорожных органов и используются для ремонта и восстановления автомобильных дорог, дорожных сооружений и обустройств.

15. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на дорожные органы Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Статья 7. Общая характеристика.
Автомобильные дороги общего пользования являются составляющей Единой транспортной системы Украины и удовлетворяют нужды общества в автомобильных пассажирских и грузовых перевозках.
Автомобильные дороги общего пользования находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации.
Автомобильные дороги общего пользования, которые в связи с расширением границ территорий городов становятся частью их улично-дорожной сети, могут передаваться бесплатно в коммунальную собственность по решению Кабинета Министров Украины.
Статья 8. Классификация автомобильных дорог общего пользования.
Автомобильные дороги общего пользования делятся на автомобильные дороги государственного и местного значения.
Автомобильные дороги государственного значения подразделяются на международные, национальные и региональные.
К международным автомобильным дорогам относятся дороги, которые соединяются с международными транспортными коридорами и/или входят в Европейскую сеть основных, промежуточных, соединительных автомобильных дорог и ответвлений, имеют соответствующую международную индексацию и обеспечивают международные автомобильные перевозки.
К национальным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, которые соединены с национальными транспортными коридорами и не относятся к международным автомобильным дорогам, и автомобильные дороги, соединяющие столицу Украины — город Киев, административный центр Автономной Республики Крым, административные центры областей, юрод Севастополь между собой, крупные промышленные и культурные центры с международными автомобильными дорогами.
К региональным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие две или более областей между собой, автомобильные дороги, соединяющие основные международные автомобильные пункты пропуск:!через государственную границу, морские и авиационные порты международного значения, важнейшие объекты национального культурного наследия, курортные зоны с международными и национальными автомобильными дорогами.
Перечень дорог государственного значения, в том числе их участков, совмещающихся с улицами городов и других населенных пунктов и финансируемых из государственного бюджета, утверждает Кабинет Министров Украины один раз в три года.
Автомобильные дороги местного значения делятся на территориальные, областные и районные.
К территориальным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры Автономной Республики Крым и областей с административными центрами районов, городами областного значения, города областного значения между собой, а также автомобильные дороги, соединяющие с дорогами государственного значения основные аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные узлы, объекты национального и культурного наследия и курортного и природно-заповедного фонда, автомобильные пункты пропуска международного и межгосударственного значения через государственную границу.
К областным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры районов между собой и с административными центрами сельских населенных пунктов района, железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, пунктами пропуска через государственную границу и местами отдыха.
К районным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры сельских населенных пунктов с другими населенными пунктами в пределах района, другие населенные пункты между собой, с предприятиями, объектами культуры, другими дорогами общего пользования.
Статья 9. Составляющие автомобильной дороги общего пользования.
Составляющими автомобильной дороги общего пользования в пределах полосы отвода являются: земляное полотно, проезжая часть, дорожное покрытие, полоса движения, сооружения дорожного водоотвода, искусственные сооружения, инженерное обустройство: специальные сооружения и средства, предназначенные для обеспечения безопасных и удобных условий движения (освещения, технологической связи, измерения весовых и габаритных параметров транспортных средств, принудительного снижения скорости движения), объекты дорожного сервиса и архитектурное обустройство: архитектурные сооружения и декоративные насаждения, предназначенные для обеспечения эстетического вида автомобильных дорог; технические средства организации дорожного движения, автопавильоны, линейные сооружения и комплексы, обеспечивающие функционирование и сохранность дорог; зеленые насаждения.
Размещение других объектов в пределах полосы отвода без согласования с собственниками дорог не допускается.
К составляющим автомобильной дороги общего пользования, находящимся за пределами полосы отвода, относятся объекты дорожного сервиса, архитектурное обустройство, здания и сооружения, обеспечивающие ее функционирование: производственные базы и придорожные карьеры, линейные жилые дома, линейные и другие сооружения для выполнения ремонтов и содержания дорог, их сохранности и контроля дорожного движения, комплексы дорожного сервиса; паромные переправы, снегозащитные сооружения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды; площадки для стоянки транспортных средств, отдыха, видовые, для складирования дорожностроительных и других материалов; нагорные канавы, испарительные бассейны, открытые и закрытые дренажные системы.
Статья 10. Государственное управление автомобильными дорогами общего пользования.
Государственное управление автомобильными дорогами общего пользования осуществляет Государственная служба автомобильных дорог Украины, являющаяся центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через руководителя центрального органа исполнительной власти в области транспорта и который имеет свои органы управления на местах.
Статья 11. Основные обязанности органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования.
Основными обязанностями органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования являются:

  1. разработка государственной стратегии и программ развития дорожного хозяйства, обеспечение их финансирования и выполнения;
  2. разработка предложений о финансировании и осуществлении контроля за целевым использованием бюджетных средств;
  3. разработка мер по интеграции автомобильных дорог общего пользования в международную сеть автомобильных дорог и гармонизация технических норм и правил с требованиями международного законодательства;
  4. разработка и реализация мер по безопасности дорожного движения;
  5. обеспечение беспрерывных, безопасных, экономических и удобных условий движения транспортных средств с нормативными техническими характеристиками и нагрузками:
  6. организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог по установленным для них государственным стандартам и нормам;
  7. осуществление государственного регулирования и контроля в сфере дорожного хозяйства в соответствии с законодательством;
  8. разработка нормативов и методик определения расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования;
  9. обеспечение технического надзора за состоянием автомобильных дорог;
  10. внедрение мер по ликвидации аварийно опасных мест (участков) автомобильных дорог;
  11. обеспечение соблюдения норм природоохранного законодательства в процессе строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог;
  12. заблаговременное оповещение пользователей автомобильных дорог о сроках и порядке временного ограничения или прекращения движения транспортных средств;
  13. обеспечение надлежащего маршрутного ориентирования пользователей автомобильных дорог;
  14. обеспечение стабильного функционирования автомобильных дорог в зимний период;
  15. озеленение полосы отвода автомобильных дорог;
  16. осуществление статистического учета и паспортизации автомобильных дорог.

Статья 12. Основные права органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования.
Орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования имеет право:

  1. требовать от пользователей автомобильных дорог исполнения требований настоящего Закона и иных законодательных и нормативно-правовых актов Украины, регулирующих функционирование автомобильных дорог общего пользования;
  2. вносить предложения о создании государственных комиссий по вопросам отчуждения земель частной и коммунальной собственности для строительства или реконструкции автомобильных дорог;
  3. привлекать в установленном порядке специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
  4. образовать, в случае необходимости, по согласованию с другими центральными органами исполнительной власти комиссии, экспертные и консультативные советы, рабочие группы;
  5. требовать соблюдения норм природоохранного законодательства участниками дорожного движения и инициировать привлечение к административной ответственности за загрязнение и засорение автомобильной дороги и полосы ее отвода;
  6. получать в установленном порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, необходимые для исполнения своих функциональных обязанностей;
  7. требовать от пользователей автомобильных дорог возмещения убытков, причиненных автомобильным дорогам и их составляющим;
  8. ограничивать или запрещать движение транспортных средств, нагрузку на ось, общая масса или габариты которых превышают нормы, определенные для них государственными стандартами, в случае отсутствия соответствующего специального согласования;
  9. устанавливать по согласованию с соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения временные ограничения движения транспортных средств при проведении ремонтных и других работ на автомобильных дорогах общего пользования;
  10. ограничивать или запрещать движение транспортных средств в случае возникновения угрозы жизни или здоровью участников дорожного движения, безопасности грузов или возможности причинения повреждений автомобильным дорогам общего пользования, в том числе при сложных погодных условиях;
  11. координировать страхование автомобильных дорог, искусственных сооружений и ответственность за возмещение убытков пользователям автомобильных дорог общего пользования;
  12. принимать решение о введении необходимых мер по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с государственными стандартами, в том числе путем внедрения необходимых технических средств организации дорожного движения, введения соответствующих ограничений в движении, вырубки деревьев или других зеленых насаждений в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования;
  13. контролировать состояние улиц и дорог городов и других населенных пунктов, которые соединяются с автомобильными дорогами общего пользования и входят в Единую транспортную систему Украины, и осуществлять меры по обеспечению их надлежащего состояния.

Статья 13. Ответственность органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования.
Орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования отвечает за:

  1. состояние автомобильных дорог общего пользования в соответствии с действующими нормами и финансированием;
  2. качество работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;
  3. возмещение убытков пользователям автомобильных дорог общего пользования в порядке, определенном законом;
  4. соответствие нормативно-правовым актам размещения технических средств организации дорожного движения, объектов дорожного сервиса и рекламоносителей;
  5. целевое использование бюджетных средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования;
  6. санитарное и экологическое состояние автомобильных дорог общего пользования и их полос отвода.

Статья 14. Обеспечение развития сети автомобильных дорог общего пользования.
Развитие сети автомобильных дорог общего пользования имеет для государства приоритетное значение.
При необходимости отчуждения земли, являющейся частной либо коммунальной собственностью, для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования создается государственная комиссия, которая предлагает выкуп земельных участков по рыночной цене с учетом рыночной стоимости расположенных на ней домов либо сооружений. В случае несогласия собственников с предложенной иеной выкуп этих земель осуществляется в судебном порядке.
Статья 15. Автомобильные дороги общею пользования как объекты концессии.
Автомобильные дороги общего пользования могут предоставляться в концессию. Отношения, связанные с концессионной деятельностью, регулируются законами Украины «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», Земельным кодексом Украины, иными законодательными актами и концессионным договором.
Функции концессиедателя выполняет орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования.

МОСКВА, 18 июл — РАПСИ, Никита Ширяев. В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов, предназначенных для обслуживания, реконструкции и ремонта автотрасс, а также объектов ГИБДД и инженерных коммуникаций, говорится в решении Верховного суда (ВС) РФ.

В четверг ВС отказал в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 2 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от 13 января 2010 года №4.

Согласно оспариваемой норме, в пределах придорожных полос устанавливается особый режим использования земельных участков, на территории которых запрещается строительство капитальных сооружений.

В то же время порядок предусматривает определенные исключения из этого правила. Так, допускается постройка зданий и строений, предназначенных для обслуживания автомобильных дорог, их реконструкции, ремонта и содержания. Кроме того, действие обжалуемого положения не распространяется на объекты ГИБДД, объекты дорожного сервиса, рекламные конструкции, информационные щиты и указатели.

Судьба построенных сооружений

С административным иском в суд обратился Максим Мяченков. Истец просил признать оспариваемый пункт недействующим в той мере, в которой он нарушает права собственников земельных участков, попавших в границы придорожных полос.

По мнению заявителя, указанная норма не отвечает критериям правовой определенности и содержит дополнительные ограничения по сравнению с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Кроме того, в ней не урегулированы вопросы о судьбе сооружений, которые были построены до установления придорожной полосы, но впоследствии попали в ее границы.

«Порядок должен определять момент установления придорожных полос, момент установления ограничений на строительство в их границах, а также должен определять судьбу прав собственников объектов, которые были построены до установления придорожных полос. Помимо этого, порядок должен содержать технические требования к объектам, которые строятся в придорожных полосах. Однако этих основополагающих моментов данный акт не содержит», — отметил в своем выступлении Мяченков.

По его словам, неопределенность правового регулирования дает судам возможность произвольно трактовать положения, содержащиеся в обжалуемом пункте. Истец пояснил, что в соответствии с судебным решением он был лишен права распоряжаться недвижимостью, расположенной на его земельном участке.

«30 июня 2014 года Пушкинский городской суд признал за мной право собственности на объекты недвижимости. 10 июля 2014 года, то есть уже после вынесения решения, были установлены придорожные полосы и ограничения на строительство в пределах этих полос. Это говорит о том, что я не совершал действий, нарушающих права собственника автодороги, поскольку на момент вынесения судебного решения, а тем более на момент строительства недвижимости, никаких ограничений не существовало. Однако неопределенность привела к тому, что в 2018 году суд апелляционной инстанции применил оспариваемый порядок и на его основании отменил право собственности на мое недвижимое имущество», — рассказал заявитель.

В целях безопасности

Административный ответчик в лице Минтранса исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

«Оспариваемый порядок издан во исполнение норм Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и приказа президента РФ №727, который в настоящий момент не оспаривается. В то же время нормы, которые приводит в обоснование своих требований истец, в частности, положения главы 19 Земельного кодекса (зоны с особыми условиями использования территорий — прим. ред.), появились недавно и соответственно не могут свидетельствовать о незаконности приказа», — уточнил представитель Минтранса.

Он пояснил, что ограничения, установленные обжалуемым положением, полностью соответствуют Конституции, поскольку приняты в том числе в целях обеспечения безопасности граждан.

«Статья 55 Конституции допускает ограничение прав, установленные федеральным законом. В частности, пункт 16 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» устанавливает особый режим использования земельных участков, расположенных в границах придорожных полос, в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги и ее сохранности», — подчеркнул ответчик.

Представитель Минтранса добавил, что технические требования к объектам, находящимся и строящимся на территории придорожных полос, устанавливаются отдельным актом и никак не могут регулироваться приказом Минтранса.

Разработка проекта полосы отвода (ППО) входит в комплекс подготовки проектной документации для строительства (реконструкции, ремонта) линейных объектов. В ходе работ уточняются границы и размеры земельного участка, на котором расположен линейный объект. Подготовка ППО выполняется по результатам изыскательских работ, заданиями смежных разделов и в соответствии с требованиями нормативов.

Состав изыскательских работ для разработки ППО

В границах выделяемой и прилежащих территориях исследуются:

— рельеф, в том числе, определяются перепады высот, наличие естественных преград производству работ, например, чрезмерных уклонов или заболоченных участков;

— климат с учетом сезонности, а также вероятность аномальных природных процессов (наводнений, землетрясений и т.п.);

— геология и гидрология;

— влияние техногенных факторов;

— объекты, требующие сноса, перемещения, реконструкции – здания, коммуникации, и т.д.

— топографический план с указанием высот и размерами полосы отвода, координат поворотных точек;

— план инженерной сети или автомобильной дороги, выполненный на кадастровой карте;

— профили инженерных сетей и автомобильных дорог;

— отчёт о пересекающих дорогах или линий инженерных коммуникаций;

— особые условия, например, необходимость выделения под застройку охраняемых природных территорий или наличие ограничений;

— мероприятия по подготовке рельефа, вывода из эксплуатации инженерных коммуникаций, требуемые согласования;

— указания на необходимость дополнительного проектирования и размещения вспомогательных объектов, например, постов ДПС, пунктов мойки колёс, весовых терминалов;

— иные оценки и заключения, предусмотренные нормативными требованиями.

Учесть все возможные ограничения Вам поможет подготовленный нами проект полосы отвода. Проект позволяет Вам узаконить использование территории, в границах которой намечено проведение основных, вспомогательных и обслуживающих мероприятий по осуществлению строительно-монтажных работ.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх