Патронатные семьи

Патронат — форма воспитания, при которой дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключаемому органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству (далее — орган), и лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание.

Главное преимущество патроната в том, что ребенок, попадая в семейное окружение, получает полноценный уход, заботу и внимание, приобретает опыт проживания в семье, навыки самостоятельной жизни. Подобная форма позволяет вполне реально планировать дальнейшую судьбу многих детей, лишенных родительского попечения. Основная цель данной формы – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье.

Процедура помещения ребенка в семью

При определении ребенка на патронатное воспитание орган руководствуется интересами ребенка с учетом его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка.

Договор заключается только в том случае, если потенциальный заявитель изъявил желание быть патронатным воспитателем, и у него есть условия для содержания и воспитания ребенка (детей).

На патронатном воспитании могут быть дети, утратившие попечение родителей и не находящиеся под опекой или (попечительством) у физических лиц. В дальнейшем ребенок может быть передан на усыновление. Патронатный воспитатель должен быть готовым к обсуждению возникающих проблем с представителями органов, психологами, а в случае необходимости, и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка.

Права и обязанности патронатного воспитателя прописаны в Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.

Статус ребенка и его возраст

На патронат передается ребенок, независимо от его возраста, статуса и состояния, которому временно требуется семья или необходимо создать особые условия его поддержки и сопровождения. При этом ребенок имеет право на получение всех льгот, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Подробную информацию о них можно получить в управлении координации занятости и социальных программ по месту жительства.

Орган при наличии вышеуказанных документов, проверяет право лица, выразившего желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание и по итогам выносит решение о заключении либо об отказе в заключении договора.

Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.

Общие положения для опекунов, попечителей, патронатных воспитателей

Опекуну или попечителю ежемесячно выплачивается пособие на содержание подопечного в размере 10 МРП.

Патронатному воспитателю ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание подопечного, а также заработная плата.

Передача братьев и сестер, воспитывающихся в одной семье, под опеку или попечительство, на патронатное воспитание разным людям не допускается (за исключением случаев, если это отвечает интересам детей). Это позволяет детям сохранять кровные связи.

Ребенок, находящийся под опекой (попечительством), на патронатом воспитании сохраняет право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти – пенсии по случаю потери кормильца и другие социальные выплаты. А также на льготы, предусмотренные для соответствующей категории (ребенок-инвалид, ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей), такие как бесплатный проезд в общественном транспорте, питание в школе, летний отдых.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), на патронатном воспитании имеют право на сохранение за ними жилья, если таковое имеется. А при отсутствии собственного жилья – право на постановку в очередь на получение жилья из государственного жилого фонда.

Для этого опекун, патронатный воспитатель обязан поставить его в очередь по месту жительства на получение жилья.

За такими детьми сохраняются не только материальные права. Ребенок с десяти лет вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Опекуны или попечители, патронатные воспитатели не могут претендовать на имущество подопечных, на выплачиваемые им алименты, пенсии, пособия и иные предоставляемые на содержание подопечных социальные выплаты. Они могут их потратить только на воспитание и содержание детей. Например, на приобретение компьютера, музыкального инструмента или чего-то еще, что пойдет на пользу развитию ребенка.

Если у подопечного есть какие-то сбережения (например, оставшиеся от родителей вклады на сберкнижке), то опекун или патронатный воспитатель обязан получить разрешение от органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, снять определенную сумму на покупку необходимых для воспитуемого вещей. И потом – обязательно отчитаться, на что именно потрачены средства.

Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением тех, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном (попечителем) или патронатным воспитателем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.

Инструкция Патронат (подготовлено: Дамир Кошеров, юрист)

Общие положения.

Патронат устанавливается над несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Общее число детей, передаваемых на воспитание патронатному воспитателю, составляет не более трех детей, за исключением случаев, связанных с детьми из одной семьи.

Порядок установления.

Лицо, выразившее желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание предоставляет в орган, осуществляющим функции по опеке или попечительству (далее — орган), следующие документы:

1) заявление о желании стать патронатным воспитателем;

2) заявление о проведении обследования жилищно-бытовых условий;

3) согласие супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем ребенка (детей), состоит в браке;

4) справка о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;

5) справка о состоянии здоровья супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;

6) сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица, желающего взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, а также супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке.

Орган проверяет право лица, выразившего желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание и по итогам выносит решение о заключении либо об отказе в заключении договора.

Выбор и передача ребенка.

Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи его по договору осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом и администрацией организации, в которой содержится ребенок.

Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает интересам детей, и дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно.

Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.

На каждого ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, составляется отдельный (индивидуальный) договор по определенной форме.

На каждого ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям, орган предоставляет:

1) свидетельство о рождении ребенка (детей);

2) медицинскую документацию, прививочный;

3) документ об образовании;

4) копии свидетельства о смерти, приговора или решения суда, справку о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие утрату ребенком (детьми) попечения родителей;

5) информацию о наличии и местонахождении братьев и сестер;

6) опись имущества, принадлежащего ребенку (детям), и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

7) документ, подтверждающий наличие у ребенка (детей) жилого помещения;

8) иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка (детей).

Документы передаются непосредственно патронатным воспитателям после заключения договора.

Передача ребенка (детей) патронатному воспитателю осуществляется на основании решения органа и после заключения договора.

Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком (детьми) алиментных и наследственных правоотношений.

Особые условия.

Ребенок (дети), переданный патронатным воспитателям, сохраняет право на алименты, пенсионные накопления в накопительных пенсионных фондах, которые переходят к нему в порядке наследования, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения ребенок (дети) имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

При передаче на усыновление ребенка (детей), находящегося на патронатном воспитании в семье, преимущественное право усыновления этого ребенка (детей) предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок (дети), с учетом его желания.

В случае трудоустройства ребенка (детей) по достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия.

На содержание каждого ребенка, переданного патронатным воспитателям, ежемесячно выплачиваются денежные средства, ежемесячно в следующих размерах:

1) питание за одного ребенка дошкольного возраста — 6 месячных расчетных показателей (в 2013 году 1 МРП = 1 731 тенге);

2) питание за одного ребенка школьного возраста — 7 месячных расчетных показателей;

3) одежда, обувь и мягкий инвентарь для одного ребенка — 3 месячных расчетных показателя.

Возможность расторжения договора.

Досрочное расторжение договора возможно:

1) по инициативе патронатных воспитателей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или материального положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и другие обстоятельства);

2) по инициативе органа при возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания, обучения ребенка (детей);

3) в случаях возвращения ребенка (детей) родителям, передачи родственникам или усыновления ребенка (детей).

Контроль.

Органы осуществляют контроль за выполнением возложенных на патронатных воспитателей обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка (детей) по месту жительства патронатного воспитателя, не реже 1 раза в 6 месяцев в виде:

1) посещения ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, с целью проверки условий его воспитания и содержания;

2) контроля за своевременностью оформления и получения реабилитационных мероприятий, в том числе средств реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, а также их адресного использования ребенком-инвалидом;

3) проверок использования патронатными воспитателями материальных средств для воспитания и содержания ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель предоставляет органу отчеты о состоянии здоровья подопечного и о работе по его воспитанию, а также по управлению его имуществом не реже одного раза в год.

Контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям производится органом не реже 1 раза в полугодие.

Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;

— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

— технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

— службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);

— службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);

— службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);

— службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь — форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

— полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

— полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

— решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)

На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание — первая в России форма именнопрофессиональнойработы на дому по воспитанию ребенка — социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройстварасширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

— семьи с небольшим официальным доходом;

— с недостаточной официально оформленной жилплощадью;

— одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

— пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания:родительская и профессиональная .

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание — это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).

Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагоги­ческую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педа­гогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

Кто может стать патронатным воспитателем

Круг лиц, кто может стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ. Стандартный перечень требований включает в себя следующее.

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

— лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

— лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также надлежащего жилого помещения;

— лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

В законах устанавливается порядок прохождения медицинского освидетельствования, аналогичный установленному для опекунов и усыновителей (см.О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями)

На практике основную роль играет обследование семьи и подготовка, проводимая службой по устройству детей на воспитание в семью и их результаты.

В современной России у большинства граждан нет жилья, отвечающего всем требованиям. Поэтому, если обследование семьи показало, что семья обладает всеми необходимыми компетенциями и может реально помочь ребенку, то следует определить, есть ли возможность организовать в имеющемся жилом помещении отдельное место для проживания, занятий и игр для ребенка, а не следовать требованиям простого соответствия санитарным нормам на жилье.

Специалистами служб по устройству детей на патронат ряда регионов была проведена оценка различных факторов риска при помещении детей в семью (не обязательно на патронатное воспитание). См. : Оценка критериев успешности и факторов риска.

Заметим, что подобные факторы и критерии действуют и при устройстве ребенка на прочие формы устройства. Однако отсутствие профессиональной работы с заявителями и служб по устройству детей, и административно- формальный подход к делу в центрах усыновления и органах опеки не позволяет работать с заявителями на столь глубоком уровне, как это делается при наличии службы по устройству детей на патронатное воспитание.

Патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование семьи в уполномоченной службе по патронату. По итогам специальной подготовки дается заключение. Сроки подготовки не должны формально фиксироваться. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Это, и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, — все это предает людям уверенность в собственных силах.

ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ: ЕСЛИ :

  • Вам нравиться профессионально воспитывать детей,
  • У Вас есть нерастраченные силы и потребность любить,
  • У Вас есть место в сердце и доме.

ПРИХОДИТЕ в службу патронатного воспитания:

  • если у Вас большая семья;
  • или Вы одиноки;
  • или Ваши дети выросли, и уже покинули дом;
  • или Вы хотите, чтобы у них появились братья и сестры;
  • или у Вас никогда не было детей, но Вы всегда об этом мечтали
  • если Вам нравится воспитывать детей и Вы хотите сделать это Вашей работой.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

  • серьезные соматические заболевания, проблемы с алкоголем или наркотиками, психическое нездоровье в соответствии с требованиями о здоровье (см.: О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями), утвержденными Министерством Здравоохранения РФ.
  • криминальное прошлое и настоящее
  • отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки (патронатный воспитатель это профессия, вы работаете воспитателем конкретного ребенка в конкретном учреждении)
  • недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий)
  • несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом (даже в том случае, когда решение взять ребенка принимает один человек, ребенок придет жить в семью и воспитывать его будет семья)
  • необходимость получения работы в короткий срок (патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование, занимающее некоторый период времени)
  • неготовность к сотрудничеству с уполномоченной службой
  • недостаточная компетентность, отсутствие соответствующих навыков
  • серьезные проблемы семьи .

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 30 марта 2006 г. N 544-ОЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Права и обязанности патронатного воспитателя

Патронатный воспитатель имеет право:

самостоятельно определять распорядок дня, выбирать форму организации жизни и быта ребенка в семье, выбирать для обучения ребенка учреждения дополнительного образования;

получать полные сведения по оценке состояния здоровья, развития ребенка, давать свои предложения по изменению и дополнению плана по защите прав и законных интересов ребенка;

в приоритетном порядке оформить опеку (попечительство) или усыновить ребенка, переданного ему на патронатное воспитание.

Обязанности патронатного воспитателя:

воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, защищать права и законные интересы ребенка;

не препятствовать контролю за выполнением обязанностей патронатных воспитателей со стороны лиц, наделенных надлежащими полномочиями;

сообщать учреждению по патронатному воспитанию о состоянии здоровья ребенка, происшествии, случившемся с ребенком, незамедлительно информировать о перемене своего места жительства;

вести учет по расходованию средств на содержание ребенка, в установленные сроки предоставляя соответствующие отчеты в учреждение по патронатному воспитанию.

Приложение 8 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
«Об утверждении стандартов
государственных услуг
в сфере семьи и детей»
от 13 апреля 2015 года № 198

Стандарт государственной услуги «Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание»

Сноска. Приложение 8 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 02.11.2015 № 619(вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

Общие положения

1. Государственная услуга «Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание» (далее – государственная услуга).

2. Стандарт государственной услуги разработан Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство).

3. Государственная услуга оказывается местными исполнительными органами городов Астаны и Алматы, районов и городов областного значения (далее – услугодатель).

Прием заявления для оказания государственной услуги осуществляется через:

1) канцелярию услугодателя;

2) веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz (далее – портал).

Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через канцелярию услугодателя.

Порядок оказания государственной услуги

4. Сроки оказания государственной услуги:

1) с момента сдачи документов услугодателю, а также при обращении на портал – 30 (тридцать) календарных дней;

2) максимально допустимое время ожидания для сдачи документов

– 20 минут;

3) максимально допустимое время обслуживания – 30 минут.

5. Форма оказания государственной услуги – электронная (частично автоматизированная) и (или) бумажная.

6. Результат оказания государственной услуги:

При обращении к услугодателю – договор о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги в случаях и по основаниям, предусмотренным пунктом 10 настоящего стандарта государственной услуги.

На портале – уведомление о заключении договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание по форме согласно приложению 1 к настоящему стандарту государственной услуги (далее – уведомление о заключении договора) либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги в случаях и по основаниям, предусмотренным пунктом 10 настоящего стандарта государственной услуги.

После получения уведомления о заключении договора, услугополучателю необходимо обратиться по указанному в уведомлении адресу для заключения договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание.

Форма предоставления результата оказания государственной услуги – бумажная.

7. Государственная услуга оказывается физическим лицам (далее – услугополучатель) бесплатно.

8. График работы:

1) услугодателя: с понедельника по пятницу включительно, с 9.00 до 18.30 часов, с перерывом на обед с 13.00 часов до 14.30 часов, кроме выходных и праздничных дней, согласно трудовому законодательству Республики Казахстан.

Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется с 9.00 часов до 17.30 часов с перерывом на обед с 13.00 часов до 14.30 часов. Государственная услуга оказывается в порядке очереди, без предварительной записи и ускоренного обслуживания;

2) портала: круглосуточно, за исключением технических перерывов в связи с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления осуществляется следующим рабочим днем).

9. Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги при обращении услугополучателя:

к услугодателю:

1) заявление о желании стать патронатным воспитателем (в произвольной форме);

2) документ, удостоверяющий личность услугополучателя (требуется для идентификации личности);

3) нотариально заверенное согласие супруга(-и), в случае если услугополучатель состоит в браке;

4) справки о состоянии здоровья услугополучателя и супруга(-и), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 692 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 12127) (далее – приказ № 692), а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах в соответствии с формой, утвержденной приказомисполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» от 23 ноября 2010 года № 907 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 6697) (далее – приказ № 907);

5) сведения об образовании;

на портал:

1) запрос в форме электронного документа, удостоверенный ЭЦП услугополучателя;

2) электронная копия нотариально заверенного согласия супруга(-и), в случае если услугополучатель состоит в браке;

3) электронная копии справок о состоянии здоровья услугополучателя и супруга(-и), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний в соответствии с перечнем, утвержденным приказом № 692, а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах в соответствии с формой, утвержденной приказом № 907;

4) электронная копия сведений об образовании.

Сведения о документах, удостоверяющих личность, справки о наличии либо отсутствии судимости услугополучателя и супруга(-и), если состоит в браке, услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».

Услугополучатель дает согласие услугодателю на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, при оказании государственных услуг, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

При приеме документов услугодатель выдает услугополучателю расписку о приеме соответствующих документов.

В случае обращения через портал услугополучателю в «личный кабинет» направляется статус о принятии запроса на государственную услугу, а также уведомление о заключении договора.

В случае предоставления услугополучателем неполного пакета документов согласно пункту 9 настоящего стандарта государственной услуги и (или) документов с истекшим сроком действия услугодатель отказывает в приеме заявления.

Акт обследования жилищно-бытовых условий граждан, желающих быть патронатными воспитателями, по форме согласно приложению 2 к настоящему стандарту государственной услуги готовится услугодателем после предоставления услугополучателем вышеназванных документов в течение десяти календарных дней.

Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 24.02.2017 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

10. Основаниями для отказа в оказании государственной услуги являются:

1) несовершеннолетие услугополучателя;

2) признание судом услугополучателя недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лишение услугополучателя судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) отстранение от выполнения обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом Республики Казахстан обязанностей;

5) решение суда об отмене усыновления по вине бывших усыновителей;

6) наличие у услугополучателя заболеваний, препятствующих осуществлению обязанности опекуна или попечителя;

7) отсутствие у услугополучателя постоянного места жительства;

8) наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления на момент установления опеки (попечительства), а также лиц, указанных в подпункте 13) настоящего пункта;

9) отсутствие гражданства у услугополучателя;

10) обращение лица мужского пола, не состоящего в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав;

11) отсутствие у услугополучателя на момент установления опеки или попечительства дохода, обеспечивающего подопечному прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан;

12) состояние услугополучателя на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;

13) наличие имеющейся или имевшейся судимости, подвергающийся или подвергавшийся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.

Сноска. Пункт 10 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 24.02.2017 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

11. Обжалование решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц по вопросам оказания государственных услуг: жалоба подается на имя руководителя услугодателя либо руководителя соответствующего местного исполнительного органа городов Астаны и Алматы, районов и городов областного значения (далее – акимат) по адресам, указанным в пункте 13 настоящего стандарта государственной услуги.

Жалоба подается в письменной форме по почте либо нарочно через канцелярию услугодателя или акимата.

В жалобе физического лица указывается его фамилия, имя, отчество (при его наличии), почтовый адрес, контактный телефон.

Подтверждением принятия жалобы является ее регистрация (штамп, входящий номер и дата) в канцелярии услугодателя или акимата с указанием фамилии и инициалов лица, принявшего жалобу, срока и места получения ответа на поданную жалобу.

При отправке жалобы через портал услугополучателю из «личного кабинета» доступна информация об обращении, которая обновляется в ходе обработки обращения услугодателем (отметки о доставке, регистрации, исполнении, ответ о рассмотрении или отказе в рассмотрении).

Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется услогополучателю по почте либо выдается нарочно в канцелярии услугодателя.

В случае несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель может обратиться с жалобой в уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.

Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Также информацию о порядке обжалования действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц можно получить по телефону Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг «1414».

12. В случаях несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель имеет право обратиться в суд в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги

13. Адреса мест оказания государственной услуги размещены на:

1) интернет-ресурсе Министерства: www.edu.gov.kz;

2) портале: egov.kz.

Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 24.02.2017 № 84 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

14. Услугополучатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством «личного кабинета» портала, а также Единого

контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг «1414».

15. Контактные телефоны справочных служб услугодателя по вопросам оказания государственной услуги размещены на интернет-ресурсах Министерства www.edu.gov.kz, услугодателя www.bala-kkk.kz. Единый контакт-центр по вопросам оказания государственных услуг «1414».

16. Услугополучатель имеет возможность получения государственной услуги в электронной форме через портал при условий наличия ЭЦП.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх