Патрульная полиция

Кто может остановить на дороге?
Ситуация, когда автомобиль останавливают сотрудники МВД различных ведомств, – не редкость. Интуитивно большинство водителей считают, что право на остановку транспортного средства при нарушении правил дорожного движения или для проверки документов имеют только работники ГИБДД. В связи с этим часто возникают спорные и даже конфликтные ситуации.

Автомобилисты жалуются на то, что их останавливают наряды патрульно-постовой службы, в компетенцию которых, казалось бы, входит поддержание общественного порядка на улицах и в общественных местах, а не на автодорогах. Насколько обоснованы эти жалобы? Есть ли различия в полномочиях работников ГИБДД и ППС при организации дорожного движения? Насколько сильно отличаются функции сотрудников ППС и ГИБДД?

Полномочия сотрудников ППС
Следует отметить, что функции Госавтоинспекции и постовой службы не всегда были отдельными. В 20-е годы прошлого века постовой милиционер отвечал, помимо всего прочего, и за безопасность дорожного движения – для этого у него был специальный красный жезл. Только в 1936 году в милиции появилось отдельное «дорожное» подразделение – Государственная автомобильная инспекция. Однако, несмотря на формальное разделение обязанностей, до настоящего времени задачи по поддержанию правопорядка на дорогах имеют право решать сотрудники и других ведомств МВД. Так, в «Законе о полиции» и Правилах дорожного движения не существует разницы между полномочиями сотрудников ГИБДД и другими работниками полиции. Таким образом, сотрудник ППС имеет полное право останавливать автомобили и осуществлять проверку документов.

Распространенным среди водителей является мнение, что сотруднику ППС можно предъявлять только паспорт или другой документ, подтверждающий личность, а для проверки водительских прав и документов на машину он должен вызвать сотрудников ГИБДД. На самом деле, пункт 2.1.1. ПДД утверждает, что водитель обязан по требованию сотрудников полиции (не важно, ГИБДД, ОВО, ППС и т.п.) передавать им для проверки:
— водительское удостоверение;
— регистрационные документы на автомобиль;
— документ, подтверждающий право владения или использования транспортного средства;
— при коммерческих перевозках − путевой лист, документы на груз и т.п.

В то же время, есть определенные нюансы, связанные с внутренней структурой МВД. Для каждого подразделения полиции и каждого сотрудника существует четкое предписание, в каких именно случаях он может остановить автомобиль при исполнении своих должностных обязанностей (в соответствии со статьей 18 «Закона о полиции»). В частности, устав ППС предусматривает следующие полномочия работников службы для обеспечения безопасности дорожного движения:
— Предотвращать случаи управления автомобилем водителями с признаками опьянения или лицами, не достигшими необходимого возраста.
— Пресекать различные правонарушения, которые несут угрозу жизни и здоровью граждан.
— Проверять документы на право управления автомобилем, документы на автомобиль и груз.
— Производить осмотр и досмотр транспортных средств при подозрении в их использовании с противоправными целями.

Различия между полномочиями ГИБДД и ППС
Итак, с точки зрения права на остановку и осмотр автомобилей между сотрудниками ГИБДД и ППС разницы нет. Теперь что касается обнаружения факта нарушения ПДД, задержания и составления административного протокола.

Согласно статье 18 «Закона о полиции», сотрудник полиции «выполняет обязанности в соответствии с занимаемой должностью и в пределах своей компетенции». Это означает, что работник ППС может задержать нарушителя, но составлять протокол о нарушении ПДД он не может. Его обязанностью является либо вызов наряда ДПС, либо транспортировка нарушителя к ближайшему посту ГИБДД.

Но, в то же время, существует ряд статьей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в области дорожного движения, за которые штраф может вынести практически любой сотрудник полиции, в том числе и ППС, при выполнении своих служебных обязанностей (согласно Приказу МВД РФ № 403 от 5 мая 2012 г. К этим статьям относятся:

12.1. Управление автомобилем, не имеющим регистрации или не прошедший технический осмотр.
12.2. Управление автомобилем с отсутствующими, нечитаемыми, подложными, нестандартными или не правильно установленными государственными номерными знаками.
12.3. Управление автомобилем водителем без необходимых документов или лицензии, разрешающей перевозить пассажиров и грузы в легковом такси.
12.6. Нарушение правил использования ремней безопасности.
12.7. Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права.
12.10. Нарушение правил проезда ж/д переездов.
12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали.
12.12. Проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика.
12.13. Нарушение правил движения по перекресткам.
12.14. Нарушение правил при осуществлении маневров.
12.15. Нарушение правил при обгоне или размещения на дороге.
12.16. Несоблюдение требований дорожных знаков и разметки.
12.17.-12.18 Не предоставление преимущества пешеходам, маршрутным транспортным средствам и автомобилям со специальными сигналами.
12.19. Нарушение правил остановки и стоянки.
12.20. Нарушение правил пользования световыми и звуковыми сигналами.
12.25. Не предоставление автомобиля по требованию сотрудникам полиции или другим предусмотренным законодательством лицам.

Вывод
Таким образом, в России сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, сотрудники ППС и ГИБДД имеют четкое разграничение функций, и право на составление протокола о нарушении ПДД возложено только на ГИБДД. С другой стороны, приказ № 403 предусматривает возможность наложения штрафов на водителей практически любым сотрудником полиции по приблизительно половине статей КоАП, касающихся дорожного движения. Поэтому водителям стоит особо внимательно относиться к соблюдению ПДД не только в присутствии сотрудников ГИБДД, но и в присутствии любых других сотрудников МВД, в том числе ППС.

Отдельное спасибо Blamper за полезную инфу!
Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Для чего на дорогах находятся сотрудники ППС? Имеют ли они право проверять документы у водителей?

Каждый водитель знает, как выглядит инспектор ГИБДД. Фуражка «гаишника» отличается наличием серебристого околыша над козырьком, на рукавах куртки есть две характерные полосы из светоотражающего материала, на спине присутствует надпись «ДПС». Но нередко рядом со стражем порядка, несущим службу на обочине дороги, можно наблюдать полицейских в несколько ином обмундировании. Это – сотрудники патрульно-постовой службы (ППСП). Их легко отличить от инспекторов ГИБДД по полевой форме одежды и кепкам, похожим на «бейсболки».

Каковы их задачи? С какой целью они располагаются рядом с сотрудниками ДПС? Разрешено ли им останавливать машины и проверять у водителей документы?

Содержание

Двойной контроль за ситуацией на дороге

Инспекторы ГИБДД в своей повседневной деятельности руководствуются Административным регламентом № 664 от 23 августа 2017 года. Сотрудники патрульно-постовой службы имеют свой базовый нормативный документ – Устав ППСП, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 80 от 29 января 2008 года. Взаимодействие этих двух служб обеспечено посредством ряда внутриведомственных приказов в МВД.

Распределение нарядов патрульно-постовой службы происходит ежедневно. При этом командир батальона, роты или взвода решает, кто из сотрудников сегодня будет нести службу совместно с «гаишниками», а кто – с другими подразделениями, например, с уголовным розыском. Пункт 218 Устава ППСП разрешает патрульным самостоятельно осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения. Поэтому иногда их можно наблюдать на улицах городов без инспекторов ГИБДД рядом.

Источник изображения: life.ru

Права и обязанности ППС-ников

И сотрудники ДПС, и так называемые «ППС-ники» подчиняются главному юридическому документу – Федеральному Закону «О полиции». В статье 13 данной нормы говорится, что полицейские имеют право останавливать транспорт, если это требуется для выполнения их служебных обязанностей. Также сотрудники правоохранительных органов (причем любые, а не только инспекторы ГИБДД) уполномочены проверять документы: права, СРТС, страховые полисы, накладные на перевозимый груз и другие. Блюстители закона могут производить осмотр автомобилей, задерживать машины, числящиеся в розыске, ограничивать или временно перекрывать дорожное движение и т.д. Эти полномочия распространяются на всех стражей порядка, имеющих специальные звания.

В чем же тогда разница? Изначальная задача строевых подразделений ППСП – патрулирование городских улиц. Оно может осуществляться как пешими нарядами, так и мобильными (с использованием ведомственного автотранспорта или лошадей). Главная цель сотрудников службы – охрана общественного порядка. Это, если так можно выразиться, их «специализация».

Зачастую инспекторам ГИБДД требуется подкрепление. В последнее время кадровый некомплект в органах внутренних дел постоянно увеличивается. В результате численность сотрудников ДПС уменьшается. Недостаток сотрудников не позволяет охватить все участки дорог, на которых велика вероятность совершения правонарушений. Для решения этой проблемы руководители отделов и закрепляют за экипажами ГИБДД дополнительную рабочую силу в лице полицейских ППСП. Таким образом, если на патрульного официально возложили обязанности по контролю за безопасностью дорожного движения, он получает право и на остановку автомобилей, и на проверку документов.

Источник изображения: ozersk74.com

До недавнего времени полномочия по составлению административных протоколов строго разграничивались по службам. В МВД действовал Приказ № 403, регулировавший данный вопрос. В настоящее время он утратил юридическую силу. На смену ему пришел Приказ МВД России № 685 от 30 августа 2017 года. Теперь перечень нарушений, которые могут документировать сотрудники ГИБДД и ППСП, идентичен. Это было сделано для того, чтобы в случае экстренной необходимости одни могли полноценно заменить других.

В последнее время все чаще появляются слухи о том, что ДПС и ППСП собираются объединить в одно структурное подразделение. На практике, дело до этого пока не дошло.

Недавно узнал об отличии мигалок (проблесковых маячков) полицейских машин в России. И сейчас я поделюсь с Вами чем же отличаются мигалки ДПС и ППС.

Раньше, если передо мной ехала полицейская машина, то я не мог определить ее принадлежность к ДПС или ППС, но как оказалось все очень просто…

Мигалки автомобиля ДПС имеют красный и синий цвета

На автомобилях сотрудников ДПС, мигалка состоит из двух цветов, красного и синего. Поэтому с любой стороны можно сразу определить принадлежность автомобиля силовых структур, даже если не видно надписей на автомобиле. Более того, автомобиль сотрудников ДПС можно заметить издалека, если включена мигалка (проблесковый маячок), просто по морганию красного цвета.

Мигалки автомобиля ППС имеют только синий цвет

Автомобиль сотрудников ППС имеет мигалку только синего цвета. А это значит что полицейский автомобиль с синими проблесковыми маячками не имеет никакого отношения к дорожно постовой службе.

Также эта информация будет полезна водителям, если вас захотят остановить на дороге, Вы сразу определите службу полиции.

Более того… на автомобилях скорой помощи и службы спасения (пожарных) также устанавливаются только синие проблесковые маячки. А это значит, что если Вы видите красный проблесковый маячок, то впереди сотрудники ДПС.

Надеюсь статья была вам полезна и вы разобрались чем отличаются проблесковые маячки ДПС и ППС. В разделе БЛОГ я буду выкладывать разные интересные статьи не касающиеся обзоров.

Александра Горчинская

Бывшие патрульные вспоминают, с какими жизненными целями шли работать в полицию в 2015-м, рассказывают о полученном опыте, делятся разочарованиями и анализируют, удалось ли им реализовать себя в этой сфере.

Ровно пять лет назад, 4 июля 2015 года, на Софийской площади в самом центре Киева сотни новоиспеченных патрульных полицейских в форме и фуражках, как в американском кино, торжественно поклялись на верность украинскому народу.

Так начала свою работу Национальная полиция Украина — новая, реформированная структура, которая должна была оставить в прошлом райотделы советского образца, коррумпированных милиционеров и возможность решить любой вопрос взяткой. В патрульную полицию — первую полностью реформированную отрасль, которой, в частности, заменили и ГАИ — приглашали кого угодно, кто моложе 35 лет, с хорошей физической подготовкой, водительскими правами и желанием научиться.

Новые патрульные полицейские сразу попали в объективы всех СМИ и в камеры смартфонов рядовых украинцев: тогда селфи с копами делали прямо на улицах.

Репортер НВ Саша Горчинская побеседовала с тремя людьми, которые с началом реформы пришли в полицию по зову сердца. Но впоследствии уволились оттуда — все по разным причинам.

Андрей Кобылинский, работал в Киеве

В 2015 году кто-то ушел в армию, а я пошел в полицию, чтобы отдать «долг» родине. Устроился в патрульной полиции в Киеве. Прослужил почти два года и решил, что долг родине я отдал. Дальше не видел смысла продолжать работать в полиции — на это были три причины.

Андрей Кобылинский из Киева разочаровался в работе в полиции и вернулся к предпринимательской деятельности / Фото: Андрей Кобылинский via facebook

Первая — это деньги. Потому что когда я пришел в полицию, на ту зарплату я мог купить намного больше, чем после увольнения оттуда. Никто не собирался повышать уровень зарплаты, потому что для руководства полиции, по моему мнению, более удобными были не сознательные люди, а те, кем легче управлять.

Вторая причина — сама суть работы. Работа в полиции очень сильно вредит здоровью, и я не хотел продолжать гробить себя дальше.

Третья причина — это лишь видимость реформы вместо настоящих изменений. Реформа в полиции — это лишь «фиговый листочек». Стало быть, маленькую часть полиции — патрульную полицию — якобы поменяли, но и эти изменения впоследствии сошли на нет.

Из тех людей, которые пришли в полицию вместе со мной, из того набора, а это 45 человек, сейчас до сих пор работают только двое. Кто-то уволился, кто-то перешел на другие должности — в офис, например, где не такой напряженный график. Как правило, быстро убегают в кабинеты женщины, потому что это совершенно иная работа.

Да, можно сказать, мол, они же видели, куда шли, на какую работу устраивались. Нет, не видели. Потому что в то время, когда мы шли в полицию, все это выглядело примерно так: шагаешь по улице, навстречу тебе — бандит, у него на лбу написано, что он бандит. Ты достаешь пистолет, стреляешь, бандит падает, все тебе аплодируют, все женщины от тебя в восторге, а мужчины — завидуют, все телекамеры снимают тебя как героя.

На самом деле патрульная полиция — это крик и перегар. Все пьяные, ругаются, дышат на тебя этим перегаром. Ведь полицию вызывают в основном тогда, когда все уже выпили или употребляли какие-то другие вещества и начинают хулиганить. Так появляется профессиональная деформация: где-то через год ты начинаешь считать всех людей «конченными», потому что других перед собой просто не видишь.

Я еще застал тот момент, когда патрульная полиция вызвала массовый ажиотаж, когда все делали селфи с копами. Конечно, уже где-то через полгода отношение людей к полицейским немного изменилось. Некоторые вообще не увидели отличий между старой системой, милиционерами, и полицейскими после реформы.

Работа в полиции — это как ассенизатор. И то и другое — работа с дерьмом, если можно так выразиться. И это везде так, это не только специфика украинской полиции. Кто готов работать в таких условиях — остается.

Сейчас я занимаюсь тем же, что делал до полиции. Я — предприниматель, сдаю в аренду аттракционы. С полицией у меня был жизненный опыт: я получил тот опыт, который хотел, и все, мне этого достаточно.

Зоя Мельник, работала в Одессе

С самого начала работа в полиции казалась мне очень интересной, нужной, важной. В принципе, я и сейчас так считаю. Мне хотелось сделать что-то для общества, для страны. Так, в сентябре 2015-го я вступила в ряды патрульной полиции в городе Одессе.

Экс-полицейский из Одессы Зоя Мельник сейчас занимается защитой прав детей / Фото: Зоя Мельник via facebook

После старта реформы в структуре действительно происходили изменения. Первое, что изменилось, — люди. Тогда в патрульную полицию пришли мотивированные люди, которые действительно хотели что-то изменить. Они же потом и покинули полицию первыми.

Со временем я начала понимать, что происходит в одесской полиции на самом деле. Во-первых, это коррупция. Конечно, я понимаю, что она существует везде, от нее невозможно избавиться полностью, искоренить все. Но если говорить об одесской полиции, то коррупция там была системной. Это то же самое, что когда-то было в ГАИ: у каждого «гаишника» был «план», который он должен выполнить, каждый экипаж после изменения сдавал «наверх» деньги, заносил куда надо — такой себе «сетевой маркетинг».

Во-вторых, это кадровые решения. Командиров, не бравших взяток, которые работали хорошо, придерживались принципиальной позиции, стали «выживать». Сняли командиров, назначили новых — людей, которые были замешаны в неприятных инцидентах. Они начали покупать себе новые машины, последние айфоны… Все стало так, как было до реформы — в милиции.

Помнится, у меня был напарник, с которым сложился очень хороший тандем. Он был в отличной физической форме, был честным, выполнял свою работу по-честному, у нас были общие взгляды на различные рабочие вопросы. Однажды во время отпуска он словил грабителя, который перед тем посреди улицы снял с женщины золотую цепочку. А потом всем раздавали премии — тогда уже начиналась коррупция — и ему никакую премию не выписали, «поощрили» только «своих». Мой напарник ушел из полиции одним из первых.

Кроме этого, патрульные полицейские перестали приезжать на вызовы. От людей поступали жалобы на то, что полиция не прибыла. К примеру, в 2015 году в Суворовском районе Одессы на вызовы ежесуточно выезжали десять или и одиннадцать экипажей. И даже не всегда успевали обрабатывать все вызовы, потому что машин не хватало. На каждый экипаж приходилось от десяти до двадцати вызовов в сутки. А в 2017 году на вызовы приезжали всего один-два экипажа. Другие — списывали. То есть получали вызов, но отсиживались в машине. А потом писали, что информация не подтвердилась, что им не открыли двери и пр.

У каждого «гаишника» был «план», который он должен выполнить

У меня был выбор: или уйти тихо и оставить все, как есть, попробовать предать ситуации огласку хотя бы перед увольнением. Я выбрала второе. Мой конфликт с руководством вышел на другой, публичный уровень.

Идейные, честные люди, которых я знаю и которым доверяю, говорили, что Киев — в курсе всего, что происходит в Одессе. Поэтому проверки хоть и отправляли, но изменить что-то по факту не удавалось. Когда я со своим адвокатом отправляла запрос, выяснилось, что за один год тогда поступало около 13 тыс. жалоб на то, что полиция Одессы не реагирует на вызовы.

В июле 2019 года глава Национальной полиции Сергей Князев подписал приказ о реорганизации патрульной полиции в Одессе. Тогда с должностей освободили людей, подозреваемых в коррупционной деятельности. Но через несколько месяцев некоторым удалось восстановиться на своих должностях. Начальника патрульной полиции Юрия Рыбака отстранили от исполнения служебных обязанностей.

#Закулисье_реформ_полиции #День_полиции Я, полицейский 2-го взвода 1й роты 3-го батальйона патрульной полиции…

Опубліковано Зоєю Мельник Четвер, 4 липня 2019 р.

Вот так на самом деле реформировали одесскую полицию. Дореформировались, что дальше некуда, и продолжают это делать. Последняя информация, которая меня поразила — назначение Евгения Дейдея на должность помощника начальника Главного управления Национальной полиции в Киеве.

Последней каплей для меня стали угрозы: в мой адрес, в адрес моего ребенка. Тогда поняла, что с этими людьми не хочу иметь ничего общего. Поэтому ушла из полиции. Однако хочу быть объективной: коррумпированными в одесской полиции были не все, там действительно были действительно хорошие люди. Сейчас я общаюсь с некоторыми экс-коллегами, они говорят, что сейчас систематической коррупции в полиции Одессе нет, патрульные выезжают на вызовы. Но периодически проявляется саботаж людей, которые привыкли «зарабатывать» в полиции дополнительно, и сейчас они конфликтуют с нынешним руководством, которое против этого.

Еще во время работы в патрульной полиции я уделяла много внимания теме защиты прав детей, в своем Фейсбуке излагала случаи жестокого обращения с детьми, рассказывала о вызовах в семьи, где дети находились в неприемлемых условиях и пр. Сейчас я работаю в общественной организации Родительский союз, который занимается этим направлением. Мне нравится то, что я делаю. И у меня нет начальников-самодуров. Это — самое главное.

Алексей Зиборов, работал в Киеве и Львове

В 2014 году, после того как Россия аннексировала Крым и началась война на Донбассе, я рассматривал для себя два варианта: либо пойти в армию, или служить в полиции, как раз был объявлен набор в патрульную полицию. В начале 2015 года мой двоюродный брат, который в то время воевал, в Киев приехал на несколько дней после ранения. Мы пошли на кофе, я рассказал ему о своих планах. Он посоветовал, чтобы я шел именно в полицию, потому что поверил в меня, в то, что я мог бы помочь что-то изменить.

Алексей Зиборов перешел работать в международную компанию, где занимается коммуникациями / Фото: Алексей Зиборов via facebook

Итак, в 2015 году я прошел первый отбор в патрульную полицию. И уже 4 июля принимал присягу на Софийской площади в Киеве.

Свою карьеру начал в должности заместителя командира роты. Это была рота, которая патрулировала Подольский район в столице. Потом поехал во Львов, где служил в должности командира батальона № 2. После почти года во Львове вернулся в столицу, где вместе с коллегами мы создали и запустили работу отдела связей с общественностью в Департаменте патрульной полиции. Основное направление работы этого отдела — социальные проекты патрульной полиции, реализуемые совместно с общественными организациями, неправительственными объединениями и пр.

Считаю, что за время работы в патрульной полиции мне действительно удалось что-то изменить. Фактически мы создали новый отдел, которого раньше не было. Ранее функции такого отдела распылялись по другим структурам. Мы переформатировали работу, учитывая канадскую и американскую модель работы полиции. Тогда же запустили такие инициативы, как «Шкільний офіцер поліції», «Сусідська варта», во многих городах стартовали курсы самообороны для женщин, пострадавших от домашнего насилия, или для тех, кто потенциально мог бы с ним столкнуться и не хочет пострадать.

Кроме того, полезным для меня стал опыт управления батальоном во Львове — там мне подчинялся штат из 200 полицейских.

Разочарований, связанных с работой в полиции, нет

Разочарований, связанных с работой в патрульной полиции, у меня нет. Я не брал взяток, и мне их никогда и не предлагали. Не было в моей практике и моментов, когда система бы на меня оказывала давление или требовали заносить деньги. Пожалуй, единственное разочарование — это то, как люди воспринимают полицейских. Когда ты служишь в полиции, люди нивелируют тебя как личность: воспринимают тебя, конкретного живого человека, как целую структуру, обобщают.

Если где-то случается негативный инцидент, связанный с полицейскими, это сразу проектируют и на всю структуру, и тебя в том числе. Так, как это было со стрельбой в Княжичах в 2016 году, или так, как это происходит сейчас, после инцидента в Кагарлыке. Ты можешь быть лучшим, самым преданным полицейским в мире, но если какие-то идиоты оступаются, ты автоматически становишься идиотом вместе с ними. Просто потому, что ты — тоже в форме. Это меня всегда очень раздражало.

Российские правозащитники напечатали памятку, в которой подробно объясняются права граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств были вынуждены общаться с сотрудниками МВД.

Может ли сотрудник полиции проверить документы у любого встретившегося ему гражданина?

Нет. В соответствие с ч. 2 ст. 13 Закона РФ «О полиции» такое право возникает у полицейского только если:

  • есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления;
  • есть данные, что гражданин находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения;
  • есть основания для задержания гражданина.

В соответствие с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции» к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше:

  1. Подозреваемые в совершении преступлений и лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  2. Совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания наказания, не прибывшие к месту отбытия наказания;
  3. Уклоняющиеся от административного ареста, либо от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, либо от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
  4. Незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на охраняемые объекты;
  5. Допустившие нарушение правил комендантского часа;
  6. Предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих;
  7. Совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом госпитализации в такое учреждение;
  8. В отношении которых поступило требование о выдаче от иностранного государства по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Если вы к указанным категориям граждан не относитесь, то и проверять ваши документы у полицейского нет никаких оснований. Но не следует забывать, что в соответствии со ст. 72 приказа МВД РФ от 29.01.08 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» полиция обязана обращать особое внимание на:

  • лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;
  • проявляющих подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;
  • группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах;
  • занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.

Внимание полиции к этим группам, если, разумеется, не будет иметь место нарушение их прав, нарушением законодательства не является.

Каковы правила обращения полицейского к гражданину?

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  1. назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  2. в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5 ФЗ -3).

Особые требования при общении с гражданином предъявляет к сотруднику ППС Устав патрульно-постовой службы (приказ МВД РФ № 80 от 2008 г). Сотрудник ППС обязан поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения (п. 227 Устава ППСМ). По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) милиционер обязан назвать свою фамилию, орган внутренних дел и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 228 Устава ППСМ). Как указано в «Памятке о профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции и граждан», «в обращении с гражданами недопустимы высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний, угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство», нравоучения и несправедливые упреки, предъявления незаслуженных обвинений, угрожающие жесты и знаки. Свои требования и замечания сотрудник милиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего».

В разговоре с гражданами сотрудник ППСМ обязан проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229). Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием (п. 230).

Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали (п. 231). С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста (п. 232). Если в документ гражданина вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их (п. 233).

В то же время следует отметить такую непростую ситуацию, когда вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права. В подобной ситуации надо постараться объяснить сотруднику полиции, что он не прав; если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону «02» дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, можно простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

Обязан ли полицейский представиться, если к нему обратился гражданин?

Да, и не просто назвать свои должность, звание, фамилию, но также внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (ч. 5 ст. 5 ФЗ -3).

Как должен действовать сотрудник патрульно-постовой службы, выявив иностранного гражданина без регистрации?

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) руководствуется законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории РФ. При этом он обращает внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в РФ, наличие соответствующих отметок (даты — штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы РФ (п. 238).

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) обязан сообщить об этом дежурному по ОВД и действовать по его указанию (п. 239).

Вместе с тем, в соответствии с п. 34, 35 «Наставления по организации деятельности МВД РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденного МВД РФ и ФМС 12.10.09 N 758/240, сотрудник МВД вправе доставить лицо без регистрации только в одно-единственное место — орган ФМС. Доставление иностранного гражданина, нарушающего правила регистрации, в дежурную часть ОВД — исключительная компетенция сотрудника ФМС.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не было, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, вам надо постараться объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону «02» дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, вы вправе простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.

Обязан ли гражданин иметь при себе паспорт?

Нет. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ любая обязанность на гражданина может быть возложена только федеральным законом. Однако ни один федеральный закон не требует от гражданина иметь при себе паспорт. Значит, привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно.

Но если гражданин утратил или повредил паспорт из-за небрежного хранения, либо умышленно сделал своему паспорту харакири, его ждет ответственность по ст. 19.16 КОАП — штраф в размере от 100 до 300 руб. Наступает ответственность гражданина и в случае, если по месту своего постоянного жительства или месту временного проживания (т.н. месту пребывания) он не имеет паспорта либо паспорт недействителен, либо у гражданина нет регистрации. При этом обратите внимание: граждане России и Беларуси вправе проживать на жилой площади без регистрации до 90 дней, иностранные граждане — до 7 дней.

Уточним, что же такое «место пребывания» и «место жительства». В соответствие с Законом РФ от 25.06.93 N 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» под местом пребывания понимается жилое помещение, в котором человек проживает временно (например, гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, турбаза, больница и т.д.).

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое, общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т. д, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 2 Закона РФ).

В соответствие с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.07.95 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» контроль за соблюдением Правил регистрации осуществляют органы ФМС РФ. Полиция же им в этом только помогает.

Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, надо постараться избежать развития конфликта, объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав о допущенном нарушении по телефону «02» дежурную часть органа внутренних дел, попросив направить на место для проведения разбирательства представителя вышестоящего руководства. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, если сотрудник принес вам свои извинения, вы вправе его простить, а, если он не раскаивается либо его действиями вам был причинен существенный вред, действия сотрудника следует обжаловать вплоть до взыскания вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием полицейского.

Обязан ли сотрудник полиции, патрулирующий территорию, принимать заявление о правонарушении вне стен дежурной части?

Да. Согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ № 333 от 04.05.10, «вне органов внутренних дел, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации».

Пункт 87 Устава патрульно-постовой службы требует от сотрудника МВД при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. После этого полицейский должен немедленно доложить об этом дежурному и начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. Потому, если вам при обращении к сотруднику полиции рекомендуют отправиться писать заявление в дежурную часть, напомните требование п. 9 приказа МВД РФ № 333.

Вправе ли полицейский требовать от граждан покинуть определенное место?

Вправе, но только если:

  1. данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, и на этом месте необходимо провести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;
  2. необходимо сохранить следы преступления;
  3. для обеспечения безопасности граждан, в целях защиты их жизни, здоровья и имущества;
  4. при нахождении в общественных местах на месте проведения несогласованного публичного мероприятия граждан, если возникшее скопление граждан создает угрозу их или иных лиц жизни и здоровью, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Правило № 1: перед их применением сотрудник должен сообщить лицу, в отношении которого такое применение планируется, что он (полицейский) намерен применить силу или спецсредства, и дать время этому лицу выполнить законные требования полицейского (п. 1 ст. 19 ФЗ-3). Но это правило не действует, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий.

Правило № 2: при их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19).

Правило № 3: если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия, гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.

Правило № 4: о причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч. 5 ст. 19).

Правило № 5 (касается только физической силы): физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3).

Правило № 6: «деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан» (п. 2 ст. 5 ФЗ-3).

Спецсредства полицейский может применить в следующих случаях:

Резиновые палки Газовые средства Средства ограничения подвижности Специальные окрашивающие и маркирующие средства Электрошоковые устройства Служебные животные Средства принудительной остановки транспорта Средства сковывания движения Водометы
1) отражение нападения на гражданина или полицейского Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
2) пресечение преступления или административного правонарушения Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
3) пресечение сопротивления, оказываемого сотруднику Да Да Да Нет Да Да Нет Да Нет
4) задержание застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться Да Да Да Нет Да Да Нет Да Нет
5) задержание лица, которое может оказать вооруженное сопротивление Да Да Нет Нет Да Да Нет Да Нет
6) доставление в полицию, конвоирование и охрана задержанных и заключенных Нет Нет Да Нет Нет Да Нет Нет Нет
7) освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий и помещений Да Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да
8) пресечение массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта Да Да Нет Нет Да Нет Нет Нет Да
9) остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование полицейского об остановке Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да Нет Нет
10) выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения Нет Нет Нет Да Нет Да Нет Нет Нет
11) защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан Да Нет Нет Да Нет Да Да Нет Да

За невыполнение законных требований полицейского гражданин несет ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ и может быть арестован на срок от 1 до 15 суток. В то же время при применении насилия в отношении представителя власти наступает ответственность по ст. 318 УК РФ, предусматривающая до 5 лет лишения свободы, а причинении полицейскому легкого вреда здоровью — до 10 лишения свободы.

Как вести себя, если вас задержали?

Если вы считаете, что вас задержали необоснованно, будьте спокойны и сдержаны, полностью перепишите все данные служебного удостоверения задержавшего вас сотрудника, а также тех лиц, которые отказались отпустить вас при доставлении в дежурную часть отделения.

По возможности установите и запишите данные свидетелей, которые могут подтвердить необоснованность вашего задержания, потребуйте возможности связаться со своими родственниками или адвокатом.

Если есть возможность, сообщите о неправомерных действиях полицейского по телефону «02», где ваш звонок будет записан не только оператором, но и на электронный носитель.

Имейте в виду, что, если вас обвиняют в совершении административного правонарушения или уголовного преступления, дело по которому подлежит рассмотрению мировым судьей, то в качестве вашего защитника по вашей письменной доверенности, оформленной на обычном листе бумаги, может быть допущен не обязательно адвокат, а любой совершеннолетний дееспособный гражданин.

Запишите данные ваших сокамерников, не исключено, что вам потребуются их свидетельства. Внимательно читайте все, что вами подписывается. Если что-то в протоколе или акте написано неправильно, сделайте внизу собственноручную дописку со своими возражениями.

Если у вас есть доказательства невиновности, о которых полиция не знает или не хочет на них обращать внимание, прежде, чем поставить подпись в документе, напишите свои ходатайства («прошу вызвать и допросить такого-то, затребовать и приобщить такой-то документ, осмотреть такое-то помещение» и т.д.).

Если же вы реально виновны, сосредоточьте внимание на смягчающих вашу вину обстоятельствах и положительных данных о вашей личности. В этом случае, отрицая свою вину, вы с большой долей вероятности ухудшите свое собственное положение.

Куда можно жаловаться на неправомерные действия сотрудников полиции?

Новые нагрудные знаки сотрудников полиции

Планерка — это производное от английского plan, короткое рабочее совещание, посвященное ходу выполнения намеченного плана. По своей типологии все планерки можно разделить на категории по трем критериям — видовому, временному и количественному.

По видовому критерию все планерки делятся на отчетные (короткие совещания, на которых руководители отчитываются о ходе выполнения соответствующих задач), дискуссионные (брифинги на тему возможного изменения выбранного пути достижения той или иной цели) и мотивационные (совещания, на которых раздаются задачи и определяются роли в процессе работы над вопросом, задачей).

По временному критерию планерка может являть собой ежедневный, еженедельный, ежемесячный процесс.

По количественному критерию планерка может быть как массовая (для всех сотрудников), так и закрытая (для отдельной инициативной группы, управляющих, совета директоров компании.)

Зачем проводить планерку?

Если организовать этот процесс как хорошую традицию перед началом рабочего дня, то это поможет дисциплинировать коллектив (уменьшить число утренних опозданий), более четко обрисовывать цели и задачи перед сотрудниками (ведь, как известно, рациональный план на день гораздо эффективнее, чем план на полугодие), даст возможность видеть реальные результаты работы более явно (в том случае, если отчетность коллектива перед руководителем и руководителя перед коллективом станут обязательными элементами планерки). Помимо уже вышеупомянутых достоинств хорошо проведенное утреннее совещание может придать силы сотрудникам, увеличить производительность труда, стимулировать к эффективной работе в течение дня. Этот психологический аспект, безусловно, играет важную роль в установлении позитивных отношений между работником и работодателем, а также способствует сплочению коллектива.

Почему многие люди считают планерку пережитком прошлого?

Во-первых, само возникновение этого процесса большинство людей относят к тем временам, когда о телефоне и слышать не слышали, а о том, что такое интернет и мультимедийные технологии, вообще не догадывались. Выходит, что единственным способом встретиться вживую и обсудить важные рабочие моменты были как раз те самые планерки. За неимением оперативных средств связи вопросов накапливалась уйма, и времени такое действо занимало очень много (в среднем три-четыре часа). По этому поводу один известный американский экономист как-то заметил: «Если в вашей фирме существуют планерки, значит, вы на верном пути. Осталось только уволить всех тех, кто туда ходит, и оставить всех тех, кто в это время работает».

Во-вторых, большинство офисных работников негативно относятся к планеркам как раз из-за того, что этому уделяется примерно 20% времени, причем, по замечанию многих из них, речь шефа длится в среднем половину времени, отводимого на этот процесс.

В-третьих, если планерки в фирме проходят ежедневно, то в скором времени это обязательно превратится в своего рода формальность. Ведь большинство задач, которые ставит успешный бизнесмен, долгосрочны, и ежедневный отчет в двух предложениях будет звучать так: «Все хорошо, мы над этим работаем». Необходимость ежедневной планерки всплывает обычно в тот момент, когда предприятие начинает выполнение новой стратегической задачи в критически сжатые сроки, либо в период кризиса. В такие моменты действительно необходимо постоянно мониторить ситуацию, следить за малейшими изменениями.

Регламент

У любой, даже самой короткой планерки должен быть свой регламент. Он так или иначе помогает гораздо более продуктивно проработать насущные вопросы, сделать процесс более динамичным и эффективным. В правилах хорошего тона делать рассылку регламента работникам в вечернее время для того, чтобы они могли обдумать все затрагиваемые вопросы и выступить с конструктивным, содержательным предложением. Помимо прочего стоит учесть и то, что ко времени проведения утреннего совещания каждый работник должен иметь на руках копию регламента. Немаловажно возложить ответственность на определенного человека, который следил бы за временем (если докладчик выбивается из временного ограничения, описанного в регламенте, то это затягивает процесс проведения совещания и, как следствие, негативно влияет на настроение коллектива).

Проводить или не проводить? Вот в чем вопрос

Планерка, безусловно, важный процесс, хотя бы в контексте своевременного целеполагания и мотивации сотрудников, однако пришло время выйти за рамки обыденного понимания этого термина. Возможно, не так принципиально собирать каждый день весь коллектив в душном кабинете, а освоить технологии конференции в Skype. Немаловажно еще и учитывать тот аспект, что конструктивная планерка должна длиться не более 15–20 минут. Отчетность по деятельности каждого отдела можно принять и обсудить с руководителями в течение дня, а утреннее время посвятить исключительно расстановке сил, определению задач и приоритетов.

В любом случае каждый предприниматель выбирает свою концепцию управления, однако, чтобы чуть более взвешенно осознать, необходимо ли проведение коротких совещаний для вашего рабочего штата, стоит взвесить все за и против:

+ дисциплинирует коллектив;

+ возможность утренней мотивации сотрудников;

+ четкая постановка целей и задач;

+ возможность проявить креатив и проводить планерку в нетрадиционном стиле;

— затяжные планерки утомляют и снижают работоспособность сотрудников;

— нерегламентированные планерки, как правило, неэффективны.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх