Пенсии сотрудникам МВД

В течение последних двух лет пенсии в системе МВД России пересчитывались шесть раз: четыре — в связи с ростом доли денежного довольствия, учитываемого для назначения пенсий, два — в связи с ростом расчетного размера пенсии, применяемого для исчисления надбавок и повышений отдельным категориям пенсионеров (участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам боевых действий и т.п.).

В среднем пенсия вышедшим на заслуженный отдых сотрудникам органов внутренних дел за два года выросла на 14,5 процента.
В 2014 году в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами осуществлена выплата более 910 тысячам пенсионеров пенсий, пособий и компенсаций на сумму 166,9 млрд рублей. Причем пенсии в прошлом году в системе МВД России пересматривались трижды:
с 1 января 2014 года — в связи с увеличением суммы денежного довольствия, принимаемой для исчисления пенсии до 60,05 процента;
с 1 апреля 2014 года — в связи с индексацией социальной пенсии по старости;
с 1 октября 2014 года в — связи с увеличением суммы денежного довольствия, принимаемой для исчисления пенсии, до 62,12 процента.
Таким образом, в результате проведенных в 2014 году мероприятий по повышению пенсий обеспечено выполнение требований подпункта «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», то есть их размеры в среднем увеличились на 7,0 процента, что на 2 процента превышает прогнозируемый уровень инфляции (5,0 процента), установленный федеральным законом о бюджете на 2014 год.
В итоге средний размер пенсии составил:
за выслугу лет – 15 770 рублей;
по инвалидности – 17 400 рублей;
по случаю потери кормильца – 7 630 рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года на пенсионное обеспечение МВД России принято 12 тысяч пенсионеров Крымского федерального округа. В составе центров финансового обеспечения МВД по Республике Крым и УМВД России по г. Севастополю созданы пенсионные подразделения для организации пенсионного обеспечения граждан, уволенных со службы.
В 2015 году приостановлено действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон от 12 февраля 1993 года № 4468-I), предусматривающей ежегодное увеличение на 2 процента доли денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
В соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году размер денежного довольствия, учитываемый при исчислении пенсии, установлен на уровне 2014 года (62,12 процента от размера этого денежного довольствия).
Согласно статье 49 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные вышеназванным Законом, подлежат пересмотру при увеличении расчетного размера пенсии, одновременно с его увеличением.
Расчетный размер пенсии, установленный статьей 46 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I, соответствует размеру социальной пенсии, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ), и пересматривается одновременно с изменением (индексацией) социальной пенсии.
Социальные пенсии в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 166-ФЗ индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионеров в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
Следовательно, увеличение размера социальной пенсии влечет за собой повышение расчетного размера пенсии, упомянутого в Федеральном законе № 4468-I, и, соответственно, перерасчет всех надбавок, повышений, увеличений к пенсиям по линии МВД России, выплачиваемых отдельным категориям граждан.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об индексации социальной пенсии с 1 апреля 2015 года будет увеличен и расчетный размер пенсии для пенсионеров системы МВД России, что повлечет за собой перерасчет надбавок, повышений и увеличений.

ФЭД МВД России, декабрь 2014 г.

О расчёте пенсии для сотрудников полиции, проходящих службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера

Приводим пример расчета пенсии с 1 января 2013 года для оперативного дежурного авиационного отряда, капитана полиции, уволенного со службы с выслугой 27 лет, 6 месяцев в льготном исчислении, из которых 18 лет в календарном исчислении для процентной надбавки за выслугу лет.

Оклад по должности – 15500 рублей
Оклад по званию – 11000 рублей
Процентная надбавка за выслугу 18 лет (25%) – 6625 рублей
Итого: 33125 рублей

33125 х 56% = 18550 рублей – это денежное довольствие для исчисления пенсии.

За 27 лет пенсия назначается в размере 71 процент (за 20 лет – 50% плюс за каждый год 3% (7х3=21))
Пенсия составит 18550 х 71% = 13170 рублей 50 копеек.

К пенсии пенсионеров, проживающих в г. Якутске, начисляется районный коэффициент – 40 %.
Таким образом, размер пенсии составит:

13170 рублей 50 копеек х 1,40 = 18438 рублей 70 копеек.

Конституционное право, административное право

УДК 349.3

В.С. Бялт*, С.Н. Трипутин**

Институт пенсионного обеспечения сотрудников

органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения

В статье анализируются особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Авторы рассматривают нормативную правовую базу, регламентирующую условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, практику ее применения, а также исследуют имеющиеся проблемы в данной области и предлагают обоснованные пути решения указанных проблем

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, органы внутренних дел, социальные гарантии.

Keywords: pension provision, bodies of internal Affairs, social guarantees.

Вопросы социальной защищенности населения вызывают несомненный интерес в любом государстве. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Не случайно Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г. в очередной раз подчеркнул важность развития и совершенствования института социального обеспечения граждан . Все это, бесспорно, применимо и к сотрудникам органов внутренних дел, которые нередко при исполнении своего служебного долга рискуют своим здоровьем и жизнью. Работа с кадрами в органах внутренних дел на современном этапе реформирования правоохранительной системы государства является необходимым условием совершенствования правоприменительной деятельности органов внутренних дел, а также повышения качества выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей . Во многом эффективность функционирования системы МВД России определяется социальной защищенностью сотрудников органов внутренних дел . Одним из важнейших элементов системы социальной работы в органах внутренних дел является институт пенсионного обеспечения, поскольку он затрагивает интересы всех сотрудников и в определенной степени мотивирует сотрудников на качественное и добросовестное выполнение своих обязанностей. Актуальность вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел не вызывает сомнений.

Основными нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел являются Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1

Конституционное право, административное право

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) и Приказ МВД России от 27 мая 2005 г. № 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В органах внутренних дел установлены следующие виды пенсий:

— пенсия за выслугу лет;

— пенсия по инвалидности;

— пенсия по случаю потери кормилица.

Право на пенсию по инвалидности имеют сотрудники, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Пенсия по случаю потери кормильца семьям сотрудников назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы, либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров сотрудников — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии .

Рассмотрим подробнее пенсию за выслугу лет.

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) сотрудники органов внутренних дел, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более;

б) сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел .

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел, в отличие от ранее действовавшего Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, был увеличен на пять лет. В настоящее время минимальный предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел для сотрудников, имеющих специальное звание от рядового до подполковника включительно, составляет пятьдесят лет . В соответствии с этим мы полагаем, что было бы вполне обосновано внести изменения в правовые нормы, определяющие право сотрудников на пенсию за выслугу лет по так называемому «смешанному стажу» и заменить словосочетание «достигшие на день увольнения 45-летнего возраста» на словосочетание «достигшие на день увольнения 50-летнего возраста».

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Существует точка зрения, согласно которой следует изменить условия назначения пенсии за выслугу лет, увеличив минимальную продолжительность службы с 20 до 25 лет. Обосновывается указанная позиция необходимостью экономии бюджетных средств. С нашей точки зрения, это предложение представляется не совсем приемлемым по следующим причинам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в теории права закреплен принцип, в соответствии с которым закон, устанавливающий ответственность, отягчающий ее или каким-либо образом ухудшающий положение субъекта правоотношения, обратной силы не должен иметь. В данном случае будет складываться следующая ситуация: сотрудники органов внутренних дел заключали контракт о службе с МВД России при наличии одних условий прохождения службы, а вынуждены будут продолжать службу при наличии других условий, измененных в одностороннем порядке. Сотрудникам органов внутренних дел либо придется подписывать дополнительное соглашение с МВД России, либо увольняться со службы;

— увеличение обозначенного выше срока службы, на наш взгляд, может спровоцировать массовые увольнения сотрудников, имеющих высокие профессиональные знания и навыки, значительный опыт службы и, безусловно, способных далее приносить пользу государству;

— по нашему мнению, целесообразно не повышать срок службы для получения права на пенсию за выслугу лет, а внести изменения в правовые нормы, устанавливающие размеры пенсии в зависимости от срока службы. Изменения должны быть направлены в сторону существенного увеличения размера пенсии при продолжении службы после 20-летней выслуги, что, бесспорно, будет являться сильной мотивацией сотрудникам для дальнейшей службы и качественного выполнения

Бялт В.С., Трипутин С.Н. Институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

своих должностных обязанностей, являющегося одним из условий дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.

Проанализировав установленные в Законе о пенсионном обеспечении размеры пенсии за выслугу лет в процентном соотношении в зависимости от стажа службы, можно сделать вывод о том, что стаж службы для получения максимальной пенсии составляет 32 года (50 процентов за 20 лет службы и плюс 36 процентов за еще 12 лет службы, всего получается 86 процентов, но максимальный предел — 85 процентов).

Соответствующие суммы денежного довольствия, из которых исчисляется пенсия, включают в себя: оклад по должности, оклад по специальному званию и процентную надбавку за стаж службы (выслугу лет) .

Максимальная ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) составляет 40 процентов при стаже службы (выслуги лет) 25 лет и более .

Тарифные разряды по должностям сотрудников органов внутренних дел и месячные оклады сотрудников в соответствии с присвоенным специальным званием определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел .

Таким образом, можно констатировать, что основными условиями для назначения повышенной пенсии за выслугу лет при увольнении со службы в органах внутренних дел являются: стаж службы 32 года, получение максимально возможного специального звания и уход на пенсию с максимально возможной должности.

Однако необходимо отдельно остановиться на дополнениях, введенных в Закон о пенсионном обеспечении Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ. Данным федеральным законом ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении была дополнена ч. 2 следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Отсюда следует, что законодатель при исчислении размеров пенсии за выслугу лет установил определенный, если так можно выразиться, «понижающий коэффициент», который вводит дополнительное основное условие для назначения повышенной пенсии за выслугу лет, а именное — уход на пенсию ближе к 2035 году (это из расчета, если «понижающий коэффициент» 54 процента будет ежегодно увеличиваться не более чем на 2 процента: увеличиваясь с 2013 г. на 2 процента, «понижающий коэффициент» устранится и достигнет 100 процентов только к 2035 г.).

Следует акцентировать внимание на том, что рассмотренный выше «понижающий коэффициент» не предусмотрен для судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в т.ч. военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в т.ч. военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей .

Таким образом, можно утверждать, что Закон о пенсионном обеспечении предусматривает, мягко говоря, не совсем единообразные условия расчета пенсии за выслугу лет для различных категорий государственных служащих. Более того, для государственных гражданских служащих Российской Федерации в настоящее времпя действует отдельный закон, определяющий условия и размеры пенсионного обеспечения гражданских служащих . Обозначенные факты, как мы полагаем, отнюдь не способствуют реализации такому принципу построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, как «единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы» .

Учитывая вышеизложенное, с нашей точки зрения, целесообразно рассмотреть вопрос о принятии нового федерального закона, регулирующего правоотношения в области пенсионного обеспечения всех категорий государственных служащих (государственных гражданских служащих, служащих правоохранительной и военной служб), который унифицировал бы условия назначений и размеры пенсий для всех государственных служащих. Следствием реализации данного предложения в МВД России должна стать новая Инструкция, регламентирующая вопросы организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России взамен действующей на данный момент, которая утверждена Приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418.

Заслуживает внимания вопрос исследования зарубежного опыта в сфере пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов.

Сегодня во многих зарубежных странах признается, что стабильность и достаточность материального обеспечения, равно как и социальная защита сотрудников полиции — приоритетная задача для государства. Так, во Франции, США и Израиле полицейские получают повышенную пенсию при наличии безупречного послужного списка, который, естественно, включает отсутствие подозрений в коррупции. В Австралии и во Франции трудовой договор с сотрудником полиции предусматривает лишение его пенсии при уличении в коррупции пропорционально стажу его службы в полиции. При этом чем больше стаж полицейского, тем больше денег он фактически теряет. Особенностью системы социального обеспечения для полицейских Франции и Германии является принцип «прозрачности карьерной лестницы», при котором при поступлении на службу в полицию

Конституционное право, административное право

сотрудник имеет возможность сразу и всесторонне оценить уровень своей заработной платы и пенсии, наличие социальных льгот для него самого и для членов его семьи.

В качестве основных компонентов системы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов в экономически развитых зарубежных странах можно выделить: гарантированное индексирование и выплату достаточно высокого пенсионного содержания; полное медицинское обслуживание ведомственных пенсионеров; обязательное обеспечение жильем; предоставление возможности получать и совершенствовать образование; организацию досуга пенсионеров и членов их семей.

Несомненно, зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов не является бесспорным. Тем не менее, он заслуживает пристального внимания и представляется вполне применимым с поправкой на специфику организации и функционирования системы МВД России в целях совершенствования института пенсионного обеспечения в органах внутренних дел.

Вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1) вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел имеют важнейшее значение в аспекте развития и совершенствования системы социальных гарантий в органах внутренних дел, а также с точки зрения повышения уровня мотивационной направленности у сотрудников на добросовестное и качественное выполнения своих должностных обязанностей;

2) основным нормативным правовым актом в сфере пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел сегодня являются Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденная Приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418;

3) на наш взгляд, на современном этапе проведения административно-правовой реформы в государстве необходимо реализовать следующие меры по совершенствованию института пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел:

— рассмотреть вопрос о принятии нового федерального закона, посвященного вопросам пенсионного обеспечения всех категорий государственных служащих (государственных гражданских служащих, служащих правоохранительной и военной служб);

— утвердить в МВД России новую Инструкцию, регламентирующую порядок организации работы по пенсионному обеспечению в МВД России, которая бы отвечала новым современным требованиям к подобного рода документам;

— использовать зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов с учетом специфики организации и функционирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел по нашему мнению, нуждаются в дальнейшем анализе и совершенствовании.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года // Российская газета. — 2013. — 13 декабря.

3. Маюров, Н. П., Бялт, В. С. Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников // Пробелы в российском законодательстве. — 2013. — № 3.

4.Маюров, Н. П., Бялт, В. С. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. — 2013. — № 1.

5. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

8. Приказ МВД России от 1 декабря 2011 г. № 1192 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел».

9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Само МВД никак не объяснило снижение уровня укомплектованности в 2018 году. С 2017 года министерство не предоставляет обоснований отклонения фактического значения от планового. А, например, еще в 2015 году МВД объясняло неисполнение кадровой цели сокращением финансирования ведомства и снижением предельной штатной численности органов внутренних дел согласно указу президента. РБК направил запрос в МВД.

МВД провел плохую информационную работу, часть сотрудников действительно испугались возможного увеличения стажа выслуги лет и приняли решение уйти со службы, но главная причина в другом — люди просто не хотят продолжать работать в этой системе, они ждут истечения положенного срока выслуги, чтобы уволиться и устроиться на работу на гражданке, полагает председатель московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин. Сотрудников утром, днем и ночью могут вызвать, не дать отгул или отпуск; им также запрещен выезд за границу, сказал он. «Кому это понравится? Поэтому люди увольняются», — заключил Пашкин.

Основания для прекращения службы в органах внутренних дел — увольнение сотрудника или же его гибель. Сотрудник МВД увольняется со службы в связи с завершением или расторжением контракта. Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен либо по собственной инициативе, либо в связи с грубым нарушением служебной дисциплины или же по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Пенсионная реформа не затронула силовиков

Правительство объявило о повышении пенсионного возраста в России в июне прошлого года. На тот момент первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил, что власти обсуждают и изменение стажа для выхода на пенсию для военнослужащих и сотрудников силовых структур. «Мы говорили о том, что сегодня есть стаж выслуги для получения права выхода на пенсию военнослужащих. Мы считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений», — сказал Силуанов.

В октябре президент подписал закон о поэтапном увеличении возраста выхода на пенсию до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин с 2019 года. В документе ничего не говорится об увеличении стажа выслуги лет, дающей право на выход на пенсию, для военнослужащих и сотрудников силовых ведомств (МВД, Росгвардия, ФСИН). Пенсионная реформа никак их не затронула, стаж выслуги лет остался неизменным.

Закон о «военных» пенсиях был подписан президентом Борисом Ельциным в феврале 1993 года. Военнослужащие и сотрудники силовых органов, в том числе органов внутренних дел, могут выйти на пенсию по выслуге лет после 20 лет службы. Право на пенсию по выслуге лет имеют также уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья и сокращенные, но достигшие возраста 45 лет. Они должны иметь общий трудовой стаж 25 лет, из которых как минимум 12,5 года были отданы службе.

Ежегодное сокращение штата

Президент Владимир Путин практически ежегодно сокращает предельную штатную численность органов внутренних дел. Последнее изменение произошло в декабре 2017 года, когда президент подписал указ о снижении предельной численности штата МВД с 1 января 2018 года до 894,9 тыс. человек. Таким образом, по итогам прошлого года численность сотрудников МВД не превышала 828,65 тыс. человек (исходя из уровня укомплектованности 92,6%).

Годом ранее, в сентябре 2016 года, глава государства сократил предельную численность штата МВД практически на 100 тыс. человек — 10%, штатная численность была установлена в количестве 904,9 единиц. В 2015 году предельная численность сотрудников внутренних органов была снижена до 1 млн человек, а в 2014 году численность была определена на уровне 1,113 млн человек.

В августе 2019 года Владимир Путин подписал закон об увеличении предельного возраста пребывания сотрудников органов внутренних дел на службе: для майоров и подполковников полиции он был поднят с 50 до 55 лет, для полковников — с 55 до 60 лет, а для генералов — с 60 до 65 лет (то есть им было дано право служить дольше). Однако новый закон никак не изменил нормы по выслуге лет, и все сотрудники, желающие выйти на пенсию, смогут сделать это в предусмотренные действующим законодательством сроки, подчеркивали в Госдуме. Увеличение предельного возраста, по замыслу властей, должно было решить вопрос недокомплекта штатной численности МВД России и его территориальных органов.

Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ), Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ), Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ №4468-1) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 11 Закона РФ N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 6 приказа МВД России от 27.05.2005 N 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что пенсии пенсионерам назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.

Лица, уволенные со службы, приобретают право на пенсии: за выслугу лет и по инвалидности.

Каждый из этих видов пенсии отличается субъектным составом, порядком исчисления размера пенсии и т.д., в связи с чем, пенсионерам МВД при наличии права одновременно на несколько видов пенсии, пенсия назначается по их выбору.

При наличии условий для назначения страховой пенсии по старости пенсионеры МВД имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ №4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Факт трудоустройства на выплату пенсии по линии МВД не влияет, однако при поступлении на военную службу, службу в ОВД, ГПС, органы по контролю за оборотом наркотических средств, учреждения уголовно – исполнительной системы, выплата пенсии на время службы приостанавливается.

Лицам, уволенным со службы, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам назначаются независимо от продолжительности службы.

Право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники:

а) имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) при выслуге 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия (должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия); за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) если общий трудовой стаж составляет 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, исчисляется в соответствии со ст. 38 Федерального закона N 342-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее –постановление № 941)

В выслугу лет для назначения пенсии засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в ОВД, ГПС; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе ГПС МЧС России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России, ГПС МВД России), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими ГПС; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. Там же предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, ГПС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (в соответствии с Абзацем4 пункта 2 постановления № 941 время учебы засчитывается при исчислении стажа службы в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года).

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Перечни местностей, приведены в приложениях к постановлению N 941.

Пенсионерам, проживающим в местностях, где к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением районных коэффициентов, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, назначаемые пенсии, исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

В случае, если при увольнении со службы в ОВД пенсия по линии МВД не назначается, ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ предусмотрено, что периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

Президентом Республики Беларуси А.Г.Лукашенко 29 июня 2017 года подписан Указ № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (далее –Указ № 233).

Указом предусмотрено уменьшение продолжительности стажа работы с уплатой таких взносов для граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Вопрос: что понимается под военной службой (службой в военизированных организациях) согласно Указу № 233?

Ответ: под военной службой (службой в военизированных организациях) понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении»:

военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР.

Вопрос: включается ли в стаж военной службы для назначения пенсии согласно Указу № 233 время нахождения в отпуске по уходу за ребенком?

Ответ: Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 233 в периоды военной службы (службы в военизированных организациях) не включаются периоды нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.

Вопрос: имеет ли право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233 женщина, которой в 2016 году было отказано в назначении пенсии по возрасту ввиду отсутствия страхового стажа. Стаж ее работы составляет 27 с половиной лет, страховой стаж – 11 лет, стаж службы в вооруженных силах – 15 лет, во время прохождения службы гражданка находилась 4 года в отпуске по уходу за детьми. Права на пенсию по линии Министерства обороны у гражданки нет.

Ответ: Право на пенсию согласно Указу № 233 предоставляется женщинам при наличии стажа работы не менее 20 лет, страхового стажа – 10 лет, не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

С учетом имеющейся информации гражданка имеет право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233.

Вопрос: имеет ли я право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233 мужчина, возраст которого 61 год, имеющий стаж работы 23 года 4 месяца, в том числе, 10 лет 5 месяцев военной службы и 12 лет 11 месяцев страхового стажа.

Ответ: Оснований для назначения пенсии согласно Указу № 233 не имеется, поскольку право на пенсию согласно Указу № 233 предоставляется мужчинам, имеющим не менее 10 лет страхового стажа, не менее 10 календарных лет военной службы и имеющим стаж работы не менее 25 лет. Поскольку у гражданина отсутствует стаж работы не менее 25 лет, оснований для назначения пенсии по возрасту с применением норм Указа № 233 не имеется.

Вопрос: какой минимальный стаж работы требуется для трудовой пенсии по возрасту?

Ответ: Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2016 году необходимо было иметь не менее 15 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия будет назначаться в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа. Страховой стаж — это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов.

В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии. Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие.

При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. С 2015 года такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам — 65 лет.

Вопрос: будут ли периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодателем не уплачивались или уплачивались в неполном объеме, засчитаны в стаж для назначения пенсии?

Ответ: Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников — 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. При уплате взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной проиндексированной заработной платы стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Для того, чтобы максимально оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, рекомендуем работникам пользоваться своим правом на получение информации об уплате за них обязательных страховых взносов. По этому вопросу можно обращаться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Вопрос: Включаются ли в страховой стаж периоды отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет?

Ответ: Периоды отпуска по уходу за ребенком в страховой стаж не включаются.

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов согласно законодательству о государственном социальном страховании. Так как в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет уплата страховых взносов в бюджет фонда не производится, то данный период в страховой стаж не засчитывается.

Вместе с тем данный отпуск, как и военная служба, обучение в дневной форме получения образования, получение пособия по безработице включается в стаж работы при определении размера пенсии.

Вопрос: Как определить дату, когда возникнет право выхода на пенсию на общих основаниях?

Ответ: Для определения даты возникновения права на пенсию анализируется совокупность обстоятельств: дата достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста, действующего в году обращения за пенсией, наличие требуемого на эту дату страхового стажа. Также важна дата обращения за пенсией. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратиться за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018), а позднее, скажем в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяце), то есть не ранее июня 2019 года.

Вопрос: недавно Правительством были утверждены новые пенсионные удостоверения. Значит ли это, что ранее выданные пенсионные удостоверения не будут иметь юридической силы и их необходимо обменять на новые?

Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 255 «Об утверждении форм пенсионных удостоверений» (далее – постановление) утверждены формы пенсионного удостоверения и пенсионного удостоверения лица, которому установлена пенсия за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Сделано это было во исполнение статьи 78 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», предусматривающей выдачу пенсионного удостоверения по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

Форма утверждённых постановлением пенсионных удостоверений не имеет существенных отличий в сравнении с пенсионными удостоверениями образца, предусмотренного до принятия постановления.

С учетом этого в целях рационального использования бюджетных средств выдача пенсионных удостоверений по утвержденной форме будет производиться только после исчерпания бланков пенсионных удостоверений образца, предусмотренного до принятия постановления.

Согласно пункту 2 постановления пенсионные удостоверения, выданные до вступления в силу постановления, являются действительными. Обменивать их на удостоверения, формы которых утверждены постановлением, не нужно.

Вопрос: на основании чего, и в каком размере производятся удержания из пенсии?

Ответ: удержания из пенсий могут производиться:

а) на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, других решений и постановлений, исполнение которых производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве;

б) на основании решений комиссий по назначению пенсий для взыскания сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.).

Размер удержаний из пенсии исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате. При обращении взыскания на пенсию по нескольким исполнительным документам за должником сохраняется не менее пятидесяти процентов пенсии.

Вопрос: имеет ли право на отпуск гражданин, осуществляющий уход за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80 — летнего возраста и получающий социальное пособие?

Ответ: пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста – это мера социальной поддержки трудоспособного лица, выбывшего с рынка труда в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным.

Что касается вопроса об отпуске, то согласно статье 149 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) право на трудовые и социальные отпуска имеют работники (при наличии оснований, предусмотренных ТК). Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в предусмотренных ТК случаях (статья 150 ТК).

Лица, занятые уходом за нетрудоспособным и получающие социальное пособие, не являются работниками по трудовому договору с выплатой заработной платы. Поэтому получатели пособия по уходу права на отпуск не имеют.

Вопрос: 14 лет отслужил в армии, после 12 лет работал на гражданке. По состоянию здоровья продолжать работу не смог (группа инвалидности не установлена). Собираюсь на пенсию в следующем году. Будет ли она мне назначена?

Ответ: В Вашем случае может быть рассмотрен вопрос о назначении пенсии по возрасту по нормам Указа Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233. Согласно положениям данного Указа трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, имеющим не менее 10 лет стажа работы с уплатой взносов, 25/20 лет (у мужчин/женщин соответственно) общего стажа, включая не менее 10 календарных лет военной службы (без учета социального отпуска по уходу за детьми). При наличии права на эту пенсию ее размер будет зависеть от продолжительности стажа работы и величины заработка (за установленный период) до выхода на пенсию.

Вопрос: Я мать ребенка-инвалида. Слышала, что для назначения трудовой пенсии требуется 10 лет страхового стажа. Это касается и матерей детей-инвалидов?

Ответ: Условия назначения трудовой пенсии по возрасту родителям, в частности, матерям детей-инвалидов (инвалидов с детства) не изменились. Как и ранее, трудовая пенсия по возрасту матерям, воспитывавшим ребенка-инвалида (инвалида с детства) не менее 8 лет в период до его совершеннолетия, назначается на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при наличии не менее 5 лет стажа работы с уплатой страховых взносов и общем стаже не менее 20 лет. При этом в этот общий стаж, кроме периодов работы и иной деятельности с уплатой страховых взносов, засчитываются периоды ухода за ребенком-инвалидом и инвалидом I группы, без ограничений к их продолжительности, а также иные периоды деятельности, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Вопрос: В период с 1997 по 2001 годы был зарегистрирован предпринимателем. Взносы в пенсионный фонд не платил. Включат ли мне этот период в стаж для назначения пенсии?

Ответ: Периоды предпринимательской деятельности, в течение которых уплата страховых взносов в установленном порядке не производилась, в стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера не включаются.

Вопрос: Влияет ли на размер пенсии непрерывный стаж работы на одном предприятии?

Ответ: Нет, не влияет. При исчислении размера пенсии учитывается продолжительность имеющегося стажа работы.

Вопрос: Мне 77 лет. Получаю пенсию за умершего мужа от военкомата. Могу ли я перейти на свою пенсию по возрасту?

Ответ: Такая возможность законодательством предусмотрена. При этом необходимо иметь в виду, что выплата Вам пенсии от военкомата будет прекращена. По вопросу целесообразности перехода на пенсию по возрасту Вам необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с документами о стаже работы и другими документами, необходимыми для назначения пенсии. Специалисты управления проверят Ваше право на пенсию по возрасту и при его наличии посчитают, на какой размер пенсии по возрасту Вы можете рассчитывать.

Вопрос: В следующем году мне исполняется 61 год, и я могу оформить пенсию по возрасту. Трудовая книжка утеряна. Как мне подтвердить свой стаж?

Ответ: При отсутствии трудовой книжки в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов. При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных, периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

Вопрос: Мне 56 лет, являюсь почетным донором. С прошлого года получаю пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда. При этом за донорство к пенсии ничего не платят. Правильно ли это?

Ответ: Правильно. Повышение пенсии донорам, награжденным знаком почета «Почетный донор Республики Беларусь», «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР», устанавливается только по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер повышения составляет 40 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Вопрос: Включается ли в стаж работы с уплатой взносов советский стаж?

Ответ: В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии.

Вопрос: С 2012 года получаю досрочную пенсию по возрасту (многодетная мать). Продолжаю работать по настоящее время. В ноябре текущего года достигаю общеустановленного пенсионного возраста (55 лет 6 месяцев). Будет ли мне произведён перерасчёт пенсии по достижении указанного возраста в части увеличения стажа работы?

Ответ: Перерасчет назначенных пенсий по возрасту, в том числе досрочных, с учетом стажа работы, протекавшей после их назначения, производится при условии неполучения пенсий за этот период. Поэтому, если в период работы Вы пенсию получали, то оснований для ее перерасчета не имеется.

Вопрос: Приехал в Республику Беларусь из Казахстана в 2013 году. В период с 1992 по 2003 год работал в Казахстане в качестве прораба на новом строительстве зданий. Имею ли я право выйти на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста?

Ответ: Обязательным условием для включения в специальный стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, периодов работы после 1 января 1992 г. является подтверждение особых условий труда результатами аттестации рабочих мест. Законодательство Республики Казахстан не связывает предоставление права на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту по спискам № 1 и № 2 с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Соответственно, аттестация для целей пенсионного обеспечения за работу с особыми условиями труда в Республике Казахстан не проводится. С учётом изложенного, оснований для включения в специальный стаж работы, дающей в Республике Беларусь право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, времени работы на территории Казахстана после 1 января 1992 г. не имеется.

Вопрос: Обратился за назначением досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 2. В управлении по труду, занятости и социальной защите от меня потребовали дополнительно представить справку о работе в особых условиях труда. При этом в трудовой книжке имеется соответствующая запись о периоде моей работы с 1984 года по 1991 год в качестве электрогазосварщика. Правомерны ли требования управления?

Ответ: Согласно статье 53 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» при исчислении специального стажа для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата. Поскольку в трудовой книжке нет полных сведений о факторах, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (например, о занятости на работах в течение полного рабочего дня, о выполнении работ определенным способом и др.), в подтверждение специального стажа работы принимаются уточняющие справки работодателей по форме, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2006 г. № 134. С учетом изложенного, требование управления о представлении уточняющей справки по установленной законодательством форме правомерно.

Вопрос: На трудовую пенсию я должен выйти в июле 2018 года. Когда нужно начинать оформление пенсии?

Ответ: Если Вы работаете, то вопросами сбора и оформления документов, необходимых для назначения Вам пенсии, обязан заниматься Ваш работодатель. По установленному законодательством порядку ответственное лицо работодателя должно начинать заниматься данным вопросом в начале каждого года в отношении всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию. Таким образом, если Вы работающий и планируете оформить пенсию в июле 2018 года, то предварительную подготовку необходимых для этого документов уже можно осуществлять. Если Вы не работаете, то сбором и подготовкой необходимых для назначения пенсии документов Вы должны заняться сами. При необходимости органы по труду, занятости и социальной защите окажут Вам содействие в получении необходимых документов.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх