Переход права собственности

Законы об обязательной регистрации права собственности

  1. Гражданский кодекс РФ (статьи 130; 131).
  2. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ.

До 01.03.2013 обязательной государственной регистрации также подлежали договоры, на основании которых был переход права собственности (купля-продажа, дарения, мена и прочее). По новым правилам договор-основание не требует регистрации, а регистрируется лишь переход права собственности на объект недвижимости.

Важно! Некоторые виды договоров по-прежнему необходимо регистрировать. К ним относятся:

  1. Договор долевого участия при строительстве квартиры.
  2. Договор покупки квартиры с использованием заёмных средств (ипотека).

Государственная регистрация данных видов договоров связывается с особыми рисками при долевом строительстве и ипотечном кредитовании.

Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации со дня вступления в силу ФЗ №122, т.е. с 31.01.1998.

Право собственности на недвижимость, возникшее до указанной даты, признаётся действительным и обязательной госрегистрации в этом случае не требуется. При этом подтверждают право собственности ранее выданные документы (договора, удостоверенные в нотариальном порядке, технический паспорт БТИ и пр.).

Важно! Государственная регистрация права собственности, возникшего до 31.01.1998, возможна по желанию владельца недвижимости. Но при отчуждении квартиры (продажи, дарении, мены и прочее) собственник в обязательном порядке должен зарегистрировать право собственности, даже если оно возникло до 31.01.1998.

При этом к недвижимому имуществу относятся:

  1. земельные участки;
  2. индивидуально жилые дома;
  3. дачи;
  4. квартиры;
  5. комнаты в коммунальной квартире;
  6. гаражи и пр.

Задать вопрос юристу

Документы для регистрации перехода права собственности

Заявление о переходе права собственности заполняется, как правило, на специальном бланке в Росреестре или в МФЦ.

Кроме заявления, владельцу нужно представить следующие документы:

  1. Правоустанавливающий документ на квартиру (дом). Таким документом в зависимости от конкретной ситуации может быть:
    1. договор купли-продажи (если квартира куплена);
    2. договор дарения (если квартира подарена);
    3. договор мены;
    4. свидетельство о наследстве при наследовании;
    5. договор о приватизации;
    6. договор ренты (пожизненное содержание с иждивением) и пр.
  2. Кадастровый паспорт на квартиру (дом).

    Кадастровый паспорт — это документ, содержащий сведения о недвижимости. В кадастровом паспорте в обязательном порядке указывается кадастровый номер квартиры, кадастровая стоимость и содержатся другие технические и архитектурные сведения о квартире. Если у заявителя нет кадастрового паспорта, то нужно обратиться в кадастровую палату за его получением.

  3. Квитанция об оплате госпошлины.

    В регистрирующий орган нужно представить оригиналы и копии квитанции об оплате госпошлины.

    Важно! В квитанции нужно будет вписывать номер СНИЛС, поэтому заявитель должен иметь при себе страховое свидетельство пенсионного страхования.

  4. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).

    Кроме оригинала, нужно представить копию паспорта с главной страницы, а также со страницы о регистрации по месту жительства.

  5. Страховое свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС).

    После приёма документов на регистрацию заявителю выдаётся расписка, в которой указывается дата, когда заявитель может получить свидетельство о праве собственности.

    Важно! В настоящее время свидетельство о праве собственности выдаётся на обычном листе А4 и документ не цветной, как было ранее.

    Свидетельство о праве собственности подтверждает точность информации только на дату выдачи документа. Возможно, что после выдачи документа произойдут изменения с данным объектом недвижимости (например, квартира может быть заложена, дом арестован и.т.п.). Поэтому точную и актуальную информацию о конкретном объекте недвижимости можно будет получить из Росреестра, обратившись с запросом.

Сроки государственной регистрации права собственности

Право собственности на жильё будет зарегистрировано в течение 10 рабочих дней после обращения заявителя с необходимым комплектом документов.

В расписке о приёме документов сотрудники Росреестра укажут точную дату, когда заявитель сможет получить свидетельство о праве собственности, а также оригиналы сданных им документов.

Государственная регистрация ипотеки жилого помещения проводится в течение пяти рабочих дней после предоставления необходимых документов.

При регистрации ипотеки будет выдано свидетельство о праве собственности, но с обременением — залога недвижимости в силу закона. И владелец квартиры, не может без согласия банка распоряжаться данной недвижимостью до полной выплаты ипотеки, снятия залога и регистрации в Росреестре снятие обременения.

Государственная регистрация права собственности на основании нотариально удостоверенных документов проводится в течение трёх дней, следующих за днём приёма документов.

Такой сокращённый срок регистрации право собственности связан с тем, что нотариус, удостоверяя договор, проверяет все представленные сторонами документы и у сотрудников Росреестра уменьшается объём работы.

Право собственности на недвижимость подлежит регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

И граждане, заинтересованные в получении информации из ЕГРП о любом объекте недвижимости, могут сделать запрос в Росреестр, уплатив госпошлину. Россрестр предоставит справочную информацию, о зарегистрированном праве на недвижимость, дату регистрации права, ФИО владельца и прочее. Также некоторую справочную информацию можно получить на сайте Росреестра, и через портал государственных услуг.

Итак, в данной статье рассмотрен порядок регистрации права собственности на жилую недвижимость, перечислен необходимый перечень документов для регистрации. В статье также указаны предельные сроки государственной регистрации перехода право собственности и размер госпошлины за регистрацию.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Задать вопрос юристу

Чем отличается регистрация сделки от регистрации права?

Многие не понимают принципиальной разницы в государственной регистрации сделки (договора) и государственной регистрации самого права собственности на объект недвижимости – квартиру, жилой дом, нежилое строение, земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 164 ГК РФ).

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (пункт 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах (пункт 2 статьи 25 Земельного кодекса РФ).

Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (пункт 3 статьи 574 ГК РФ).

Подлежит государственной регистрации и договор участия в долевом строительстве (пункт 3 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Договор продажи нежилой недвижимости, в отличие от договора продажи жилой недвижимости, не подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 558 ГК РФ). Согласно статье 551 ГК РФ государственной регистрации подлежит переход права собственности на нежилую недвижимость, а не сам договор купли-продажи (см. также Постановление президиума Московского областного суда от 21.09.2005 № 514).

То есть, не все сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации, а только предусмотренные законодательством РФ.

Одним из оснований в отказе в государственной регистрации права собственности является обращение с заявлением о государственной регистрации права ненадлежащим лицом (пункт 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Такое возможно, например, в случае, когда с соответствующим заявлением в регистрирующий орган обратился представитель по доверенности, в которой указано право на представление интересов доверителя при совершении действий по государственной регистрации договора, а право на представление интересов доверителя при государственной регистрации права собственности на имя доверителя не предусмотрено (такое часто бывает, когда помощник нотариуса по ошибке взяла не тот образец доверенности). Соответствие указанных в доверенности полномочий совершаемым представителем действиям проверяется регистрирующим органом на основании пункта 17 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184.

Кроме этого, при государственной регистрации перехода права на основании сделки проверяется, в том числе, факт исполнения ее условий, с которыми закон и (или) договор связывают возможность проведения регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества (например, исполнения отлагательных условий сделки, необходимых для перехода права, оплаты недвижимости, если договором купли-продажи предусмотрено сохранение права собственности за продавцом до оплаты товара) (пункт 41 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184).

В этих случаях происходит любопытная ситуация. Сделка (договор купли-продажи) будет зарегистрирована, а право собственности – нет.

Чем это чревато покупателю недвижимости?

Если в договоре аренды банковской ячейки документом, являющимся основанием для доступа к ячейке продавца квартиры, указан только зарегистрированный договор, тогда у продавца появляется возможность получить свои деньги, не дожидаясь государственной регистрации перехода права собственности, а покупатель начинает очень долгую и нудную процедуру по оформлению права собственности на свое имя.

И если в этой ситуации окажется, что с документами на объект недвижимости не всё в порядке, тогда все проблемы ложатся только на покупателя, так как продавца найти может быть вполне проблематично…

Также следует добавить, что продавец в данной ситуации вообще может предпринять усилия для заключения другого договора купли-продажи (см.: пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.02.2001 № 59).

Таким образом, необходимо всегда помнить, что государственная регистрация сделки (договора) и государственная регистрация права собственности – не одно и то же. Можно зарегистрировать сделку, но не зарегистрировать право собственности. Однако если не зарегистрирована сделка, подлежащая государственной регистрации, то и право собственности не будет зарегистрировано.

Следовательно, в сделках, для готорых обязательна государственная регистрация, для покупателя самым важным документом является свидетельство о праве собственности на объект недвижимости либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Именно эти документы следует указывать в договоре аренды банковской ячейки. В качестве альтернативного варианта возможно указание зарегистрированного договора купли-продажи с обязательным наличием на нем штампа регистрирующего органа о государственной регистрации права собственности.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх