Перемена в школе

Перемена. Для подвижных, бойких школьников (подобных вождю краснокожих из рассказа О’Генри) это глоток свободы, возможность расправить плечи, размять ноги, поноситься, поиграть. Для них нет такого вопроса – что делать на перемене. Они просто переполнены энергией и планами на ближайшие 10-20 минут. Так много хочется успеть сделать за это время, но, к сожалению, слишком быстро звенит звонок на следующий урок.

А для застенчивых, робких учеников перемена – это ежедневное тяжкое испытание, которое необходимо умудриться пережить без каких-либо неприятных для себя последствий со стороны пролетающих мимо, задирающихся учеников разных возрастов. Мечта таких детей – скорее бы прозвенел звонок на урок.

К сожалению, на переменах школьники предоставлены сами себе. Они обязаны самостоятельно организовать свое свободное время. При этом никто их не учил и не учит культуре поведения на перемене. Считается, что они должны успеть собрать свои школьные принадлежности в классе, где только что закончилось занятие, спокойно пройти к кабинету, в котором будет следующий урок, и благоразумно стоять вдоль стены, чтобы не мешать идущим. Все. Одна-две перемены заняты еще столовой (завтрак и обед для тех, кто есть в школе). Со стороны администрации вся организация свободного времени между уроками заключается в ловле дежурными тех, кто нарушает правила поведения, и последующем наказании их (чаще всего практикуется запись в дневник, вызов родителей в школу). Вот такая интересная, насыщенная программа.

А что делают на перемене учителя? У них свои важные дела, им не до воспитания учеников. Перемена – это как бы их личное время. Они не видят и не слышат школьников – считается, что это проблема только дежурных.

Как организовать перемену таким образом, чтобы ученики действительно отдохнули и с новыми силами приступили к следующему уроку? Особенно это касается несмелых, застенчивых ребят.

Для этого необходимо творчески подойти к делу, по-новому взглянуть на помещения школы. Можно, к примеру, в каком-то месте унылого длинного школьного коридора устроить уголки отдыха. Причем на каждом этаже. Принести различные (неядовитые только и неколючие) комнатные растения, поставить стулья среди них, а может быть и неширокие диваны. Столики с интересными журналами, на некоторых столах поместить доски с расставленными (!) шашками и шахматами. Почему бы не поставить 2-3 игры «Гонки» – ребята любят погоняться на виртуальных машинах.

Можно найти место и для двух-трех столов для настольного тенниса. Кто-то играет, а часть ребят – зрители. Увлекательная игра, отличный отдых. Детям – интересно, в школе – спокойно.

Учителя же обязаны быть рядом с детьми на переменах. И не как надсмотрщики, ищущие, кого бы наказать, а как добрые старшие товарищи.

Для интересного и спокойного отдыха можно обустроить и школьную библиотеку. Для этого необходимо, чтобы, как минимум, на переменах там была приветливая библиотекарь, дверь в помещении находилась в открытом состоянии, стояли столы и стулья, и был доступ к книгам, журналам. Таким образом школьники получат возможность ознакомиться с литературными новостями, новинками в прозе и поэзии.

Вы скажете, что это утопия, и дети все разнесут за одну перемену. Но ведь нужно учить подрастающее поколение культуре организации своего свободного времени. И перемены для этого – отличная возможность.

Конечно, учителя должны это делать мягко, терпеливо. А для чего же они в школе? Учить! Вот и пусть учат. И не только на уроке. Перемены тоже являются частью рабочего времени педагога. И не стоит утруждаться писать в дневнике жалобы родителям, что ребенок вел себя не так, как ожидал от него уставший от детей педагог. Предложите детям варианты достойного отдыха, что делать на перемене, и они, благодарные, не будут носиться сломя голову по школе, сбивая всех на своем пути.

Так что за каждое нарушение правил внутреннего распорядка на перемене должна быть запись не ребенку, не родителям, а администрации школы, учителям, не выполняющим добросовестно свои должностные обязанности. Каждая такая запись – это роспись в беспомощности педработников.

Задача ответственного педагога создать в школе условия для полноценного отдыха и научить детей правильно, качественно отдыхать.

В нашем детстве перемена была царством анархии: мы могли вдоволь набегаться и даже похулиганить, чтобы размяться после уроков. Современные дети совсем другие: чаще всего они проводят перемены со смартфонами или планшетами. Если вы не согласны с тем, что ловля покемонов — единственное, чем можно заняться на перемене в школе, давайте попробуем вместе «расшевелить» подрастающее поколение и направить энергию ребенка в нужное русло. Вот наши советы и рекомендации.

Чем занять детей на перемене в школе?

Есть два варианта — в зависимости от того, на какой возраст и темперамент вы рассчитываете:

  1. Спокойные игры. Подойдут для девочек и школьников со спокойным темпераментом. Они развивают концентрацию и творческое начало у детей.
  2. Активные игры. Нужны в первую очередь младшим школьникам: многие из них гиперактивны, тяжело адаптируются к школе после детского сада и нуждаются в том, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию.

Спокойные и подвижные школьные игры на переменах можно чередовать и даже сочетать друг с другом — чтобы продуктивно занять детей разных возрастов, увлечений и потребностей.

Совет: чтобы детям было интереснее, попробуйте построить игры на перемене вокруг любимых мультфильмов, фильмов или сериалов. Мы также рекомендуем выделить специальное помещение для игр и прочих активностей, где дети смогут бегать, лазать и прыгать без риска покалечиться или разбить стекло.

Спокойные игры: развиваем творчество и внимание

Рисование и лепка

Если погода позволяет, можно рисовать мелками на улице или лепить снеговиков. Если же на улицу выходить не хочется, не менее интересно рисовать карандашами или мелками на бумаге или лепить из пластилина.

Выберите тему, это может быть что угодно: любимые персонажи мультфильмов, время года и ближайшие праздники, путешествия, семья и досуг. Если потребуется — пусть дети продолжат работу на следующих переменах, пока не закончат. В финале соберите или сфотографируйте работы и устройте выставку в классе или холле.

Для кого: дети любого возраста.

Игра в шашки или шахматы

Лучше проводить в специально оборудованном классе или игровой комнате, где дети смогут сосредоточиться. Поможет развить логику, концентрацию и соревновательный дух, а также — выявить тех, у кого есть особые способности к математике.

Для кого: ученики средней школы.

«Крокодил»

Эта игра знакома многим: каждый по цепочке загадывает водящему слово, которое он должен показать остальным только с помощью пантомимы и подручных средств. Первому, кто угадает слово, водящий загадывает следующее. Развивает воображение и другие творческие способности, помогает привлечь внимание гиперактивных детей, которым сложно сконцентрироваться.

Для кого: для детей любого возраста.

Активные игры: выпускаем пар

Квест

Идеальный способ увлечь даже самых неусидчивых. В качестве темы можно выбрать поиск пиратских сокровищ, секретного оружия или волшебной суперсилы. Спрячьте в разных местах (в классах, коридоре, столовой) листочки с загадками, ответ на которые приводит к следующему этапу. Лучше, если играть будут несколько команд. В финале победители получают приз, который найдут с помощью подсказок: например, сладости, значки, игрушки, яркие браслеты или сок. Квесты хорошо развивают логику, соревновательный и командный дух. И, к тому же, этот вид игр очень популярен у детей, вам будет легко их увлечь.

Для кого: ученики средней школы.

Смена номеров

Игроки встают в круг, близко друг к другу и получают номера (по порядку). В центре стоит ведущий, который называет по два номера, чьи обладатели должны быстро поменяться местами. Пока они меняются, ведущий старается занять одно из освободившихся мест в круге. Если удалось — водит тот игрок, чье место занято. Игра развивает концентрацию и навыки устного счета, что особенно полезно для младших школьников. Вместе с тем, здесь важны скорость и реакция, что подходит детям постарше.

Для кого: для младших и средних школьников.

Поймай, если сможешь

Игроки становятся в круг и берутся за руки. В центре — двое: один с завязанными глазами, а другой — со звонком в руках (можно использовать телефон с рингтоном, пищалку или любую игрушку со звуком). Игрок со звонком перемещается по кругу, издавая звук и вовремя приглушая его, а первый игрок ловит, ориентируясь на звонок. Эта игра увлекает не только участников, но и зрителей, а еще — развивает ловкость и реакцию. Круг нужен для подстраховки: так ребенок с завязанными глазами избежит травм.

Для кого: для младших и средних школьников.

Игра на внимание

Дети выстраиваются в линию или круг. Ведущий подает команды: «Садимся!», «Встаем!», «Прыгаем на одной ноге!» и так далее, а делает иногда что-то совсем другое. Задача игроков — строго выполнять команды, не обращая внимания на действия ведущего. Тот, кто ошибается, выбывает из игры, и в итоге остается один победитель: его можно наградить грамотой или медалью «Самый внимательный». Игра развивает внимание, логику и помогает размяться даже малоподвижным детям.

Для кого: для младших школьников.

Олеся Тулинова
Чем заняться на перемене?

Перемена в школе длится всего лишь несколько минут, но это время не менее важная часть учебного процесса, чем сам урок. Во время перемен завязывается школьная дружба, начинается первая любовь. Пообщаться со школьными товарищами, наверстать упущенное, списать домашнее задание – это та неотъемлемая часть жизни, которая близка и дорога каждому школьнику, и которая запомнится на всю оставшуюся жизнь.

Зачем в школе нужны перемены?

Перемена – это возможность перекусить, сделать неотложные дела, перейти из кабинета в кабинет, приготовиться к новому уроку. Именно так написано в школьном уставе.

Во время перемены можно обсудить все то, что не удалось высказать на уроке. Кроме того, перемена – это возможность подвигаться, что немаловажно для учеников младших классов. На перемене хочется поделиться с друзьями новыми впечатлениями. Самые ответственные ученики на перемене повторяют домашние задания, пытаются вспомнить пройденный материал. Но это, скорее исключение из правил, которые соблюдают лишь круглые отличники. Для всех остальных – перемена относится к самому важному времени в школьной жизни.

По социологическим опросам большинство школьников считают, если бы не было перемен, им незачем было бы совсем посещать школу. А уж чем заняться на перемене – придумывать не приходится. Главное, чтобы перемена длилась как можно дольше.

На перемене допустимо побеседовать, поиграть в тихие игры

Кроме того, можно позвонить родителям, посмотреть в интернете нужную информацию, заняться другими не менее полезными делами.

Чего не стоит делать на перемене.

В школе необходимо соблюдать определенные правила. На перемене нельзя драться, нельзя выяснять отношения, бегать по коридорам.

Нельзя также на переменах орать и прыгать

Чтобы занять детей на перемене я предлагаю несколько наиболее интересных игр:

самая любимая, бесспорный лидер — игра «Крокодил». Участнику на ухо сообщается слово или фраза,его задача без слов и звуков объяснить товарищам,что ему сказали, кто первым угадает слово тот и становится ведущим.

«Отгадай чей голосок»

Играющие встают в круг и берутся за руки. Водящему, который стоит внутри круга, завязывают глаза шарфом. Все идут по кругу, напевая:

Вот построили мы круг,

Повернемся вместе вдруг.

(Поворачиваются и идут в обратную сторону)

А как скажем: «скок-скок-скок»,

Отгадай, чей голосок?

Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок.

Задача водящего — догадаться по голосу, кто произнес эти слова. Если ему это удалось, он становится ведущим.

«Мышеловка»

Мышеловка. Дети становятся в круг, взявшись за руки, -это мышеловка. Один или двое детей- мышки. Они вне круга, Дети взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами: «Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!»

Пока произносится текст мыши вбегают и выбегают из круга. С последним словом «мышеловка захлопывается»-дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки «считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие мыши.

«Ручеек»

Принимает участие нечеткое количество учеников. Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.

Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.

«Путаница»

Для этой игры на перемене в школе нужно минимум пространства. Одноклассники выбирают одного водящего, которому придется на время выйти в коридор (или кабинет). Оставшиеся дети стают в круг, держась за руки.

Их задача — запутаться, не размыкая рук. Они могут переступать друг через друга, пробираться под соединенными руками других детей.

Закончив с этим, зовут ребенка-водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Цель вошедшего — разобрать путаницу, указывая участникам, как им переступать или поворачиваться. Если он ошибся и «нитка разорвалась», все начинается снова.

Русская народная игра

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит

водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

— Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль

колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков

сразу же, как только они пробегут мимо него.

Спасибо за внимание.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх