Перераспределение земельных участков судебная практика

институты и процессы перераспределения в макроэкономических

системах

_Аннотация

Адаптированы теоретические подходы к решению проблемы воздействия институциональных факторов на развитие макроэкономических систем. Выделена распределительная функция институтов и уточнен механизм ее реализации посредством использования инструментов макроэкономической политики. При помощи метода корреляционного анализа доказано наличие взаимосвязей процессов перераспределения и институциональных факторов с динамикой и структурой развития макроэкономических систем, в том числе с развитием технологий и качеством жизни населения. _Ключевые слова: институциональные факторы, экономическое раз_витие, функции институтов, процесс перераспределения, развитие

_технологий, качество жизни населения

Вопрос о роли институтов и процессов перераспределения в развитии социально-экономических систем макроуровня представляется нетривиальным в силу ряда причин. Во-первых, институциональные факторы оказывают неоднозначное воздействие на экономическое развитие, а также на его динамический аспект -экономический рост, и выявление закономерностей такого взаимодействия имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во-вторых, при всем многообразии используемых современными правительствами инструментов макроэкономического регулирования и различных теоретических обоснований применения этих инструментов не существует готовых рецептов решения конкретных задач регулирования экономики, в любом случае гарантирующих положительный результат. В-третьих, несмотря на процессы глобализации, либерализации и унификации институтов в современной мировой экономике актуальной оста-

Палаш Светлана Витальевна

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета, Костромской государственный университет имени НА Некрасова svpalash@yandex.ru

ется проблема неравномерности экономического развития стран мирового хозяйства.

Теоретические подходы

В научной литературе выделяют разные концепции развития национальных экономик , базирующиеся на применении различных теоретических подходов: неоклассического, институционального, эволюционного, системного. Эволюционная концепция объединяет многие факторы экономического развития. При анализе национальных особенностей экономического развития внимание сосредоточивается на механизмах технологического обновления производства. Но, в отличие от неоклассической модели роста, учитывается неравномерность экономического развития, его циклический характер. Большой вклад в становление эволюционной концепции внесли исследования Н.Д. Кондратьева и Й.А. Шумпетера. Особенностью эволюционного подхода является соотнесение возможностей банковско- и рыноч-но-ориентированных систем (моделей национальной экономики) не с технологическим развитием вообще, а с отдельными его этапами . Роли институционального анализа в разработке целей и методов экономической политики государства, а также исследованию передаточных механизмов макроэкономической политики в сложившейся институциональной структуре национальной экономики посвящено много научных работ . Выделяются следующие общие положения, формирующие институционально-эволюционную методологию экономического анализа:

— атомистические представления вытесняются холистическими;

— практикуется «междисциплинарный подход»;

— происходит отказ от абстрактных моделей неоклассики и анализируются реальные экономические процессы;

— центральными элементами анализа являются институты и институциональная среда;

— центральное место отводится исследованию эволюции институтов;

— в предмет изучения включаются политико-правовые, социокультурные, психологические, техно-

инструменты логические и другие аспекты хозяйственного развития;

— решающая роль в организации экономического

_оказывать развития принадлежит государству .

_действенное Исследование институциональных аспектов эко-

_воздействие номического развития требует также элемен-

_на характер тов системного подхода. В нашем исследовании

_циклической мы использовали ряд идей новой теории эконо-

_динамики мических систем Г.Б. Клейнера : «устойчивый

и создавать стимулы экономический рост… — свойство целостных и

_к экономическому сбалансированных систем» ; для нормального

_росту функционирования экономики необходим пари_ тет экономических систем всех четырех типов:

_ объекты, среды, процессы, проекты . Идеи

_ Г.Б. Клейнера корреспондируются с целями нашего

_ исследования. Системный подход к анализу эконо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ мических систем позволяет по-новому взглянуть

_ на проблемы развивающихся стран в достижении

_ целей экономического развития.

В рамках такого аспекта развития, как качество шзни населения, для развивающихся и, в большей лере, для беднейших стран характерны проблемы бедности, неравенства в распределении доходов, неравный доступ к образованию, недостаточный охват медицинским и социальным обеспечением, гендерное неравенство и др. С точки зрения системного подхода, проблемы бедности и неравенс-технологического застоя, нарушения процес-I преобразования сбережений в инвестиции и . возникают в результате диспаритета основных видов экономических систем. С нашей точки зрения, для развивающихся и, в большей мере, для беднейших стран характерны все виды дисфункций экономических систем . Дисфункция объектных систем выражается в перебоях в снабжении товарами и услугами. Действительно, достаточно крупную долю в структуре ВВП большинства развивающихся стран занимает экстенсивное сельское хозяйство, при этом для данной группы стран характерна продовольственная проблема (проблема обеспечения населения продовольствием). Потребности экономики в машинах и оборудовании удовлетворяются в основном за счет импорта (при наличии возможности его оплачивать). Для того чтобы оплачивать импорт, нужны поступ-

темно тва, те сов пр пр. во:

ления от экспорта. А экспортируют развивающиеся и беднейшие страны в основном сырьевые товары. Импортные торговые барьеры, которые устанавливают промышленно развитые страны, также способствуют сохранению технологической отсталости большой группы развивающихся и беднейших стран. Таким образом, дисфункция объектных систем тесно связана с дисфункцией проектных систем, которая ведет к консервации технологий.

Здесь уместно вспомнить также проблемы роста без развития и «ресурсного проклятия», активно обсуждаемые в научных кругах в связи с российской экономикой. Для развивающихся стран характерна, кроме всего прочего, и средовая недостаточность, например, дисфункции институциональной среды, что выражается в высокой степени неопределенности экономики и, в том числе, оказывает влияние на инвестиционный климат, от качества которого зависит приток долгосрочных инвестиций, необходимых для модернизации экономики развивающихся стран. Дефицит процессных систем ведет к фрагментации, принципиальной дисгармоничности экономики, что выражается в отсутствии стимулов к долгосрочным инвестициям, межрегиональной дифференциации, социальному расслоению.

Авторская концепция экономического развития уделяет внимание институциональным условиям экономического развития, создающим стимулы к развитию технологий и повышению эффективности экономики, условиям для развития человеческого капитала и процессам перераспределения через механизмы налогово-бюджетной политики. Институционально-эволюционный характер авторского подхода заключается в соотнесении институциональных и культурно-исторических факторов и характера перераспределения с различными этапами развития макроэкономических систем.

Институты и их функции в макроэкономической системе

В научной литературе не сложилось единой точки зрения на проблему влияния институтов на экономическое развитие. Эта связь затушевывается другими факторами. Институты разнообразны,

..макроэкономическая

политика в_

определенном смысле может определять траекторию

экономического_

развития путем_

воздействия_

на его динамический

и структурный_

аспекты

пред

х-сис

Г*

развитие

производительных

сил приводит

к повышению

_конкурентоспособ-

—пости национальной

_экономики,

_благосостояния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_общества, а также

_к улучшению

системы социального _обеспечения

имеют тысячи нюансов и их трудно идентифицировать. Кроме того, во всем мире наблюдается определенная стандартизация формальных институтов (международное право, международные стандарты, условия интеграции). И, тем не менее, у каждой страны своя траектория развития, не в последнюю очередь обусловленная особенностями формальных и неформальных институтов, зависимостью от предшествующего развития. Мы предлагаем рассматривать институты и их влияние на экономическое развитие через их функции, которые они выполняют в экономической системе, и оценивать их по степени реализации этих функций.

В соответствии с определением институтов, данных Д. Нортом, институты — это «формальные правила, неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений» или же «придуманные людьми ограничения, которые структурируют взаимодействия людей. Их составляют формальные ограничения (правила, законы, конституции), неформальные ограничения (социальные нормы, условности и принятые для себя кодексы поведения) и механизмы принуждения к их исполнению. В совокупности они определяют структуру стимулов в обществах и их экономиках» . Согласно К. Поланьи, «человеческое хозяйство -это институционально оформленный процесс», «религия или управление могут быть так же важны для структуры и функционирования хозяйства, как денежные институты или машины и оборудование, облегчающие тяжелый труд» . «Институциональное оформление хозяйственного процесса придает ему внутреннее единство и стабильность, порождает структуру, наделенную в обществе конкретной функцией, изменяет место хозяйственного процесса в обществе, придавая тем самым большую значимость его истории, и концентрирует внимание на ценностях, мотивах и проводимой политике» .

Выделяют следующие функции институтов в экономике: ограничительную, координационную и распределительную . По сути те же функции в экономической системе выполняют государство и публичные финансы (государственные финансы) через механизм перераспределения, который обеспечивает

воспроизводство человеческого капитала, социальную справедливость, инновационное, технологическое и экономическое развитие. Остановимся на распределительной функции институтов и процессах перераспределения в макроэкономических системах.

Распределительная функция институтов и макроэкономическая политика

Совокупностью инструментов длядостижения целей экономического развития является макроэкономическая политика как система мер государственного регулирования экономики. Макроэкономическая политика порождает в определенный период целую группу важнейших институтов и сама формируется под воздействием институтов. Законы (правила), в соответствии с которыми реализуется макроэкономическая политика и ее инструменты, создают определенные условия и задают рамки поведения экономических субъектов.

На качество жизни населения (характер проблем бедности, неравенства доходов, уровень развития систем образования и здравоохранения) оказывают воздействие процессы перераспределения в обществе через механизм налогово-бюджетной политики. Аналогичный механизм обеспечивает реализацию инновационной и промышленной политики. Траектория экономического развития определяется не только трендом долгосрочного роста, но и циклической динамикой. Инструменты денежно-кредитной политики могут оказывать действенное воздействие на характер циклической динамики и создавать стимулы к экономическому росту. Таким образом, макроэкономическая политика в определенном смысле может определять траекторию экономического развития путем воздействия на его динамический и структурный аспекты.

Взаимосвязи процессов перераспределения и институциональных факторов с динамикой и структурой развития макроэкономических систем Мы исходим из гипотезы о причинно-следственных связях между институциональными факторами и экономическим развитием.

налоговые льготы,

находящие_

отражение_

в индексе налоговой свободы, относятся

к инструментам_

стимулирующей_

налоговой политики

через

воздействие

на динамический _аспект

экономического

-развития — темпы

экономического роста

х^сж

Институциональные факторы обеспечивают благоприятный или неблагоприятный инвестиционный, в том числе, предпринимательский климат, от которых зависят приток и эффективность инвестиций и предпринимательская активность, влияющие в свою очередь на развитие производительных сил. Развитие производительных сил приводит к повышению конкурентоспособности национальной экономики, благосостояния общества, а также к улучшению системы социального обеспечения.

На развитие производительных сил оказывают влияние также процессы перераспределения в макроэкономической системе. Причинно-следственные связи между институциональными факторами и экономическим развитием должны проявляться в виде корреляционных связей между соответствующими показателями. Данная гипотеза проверена с помощью метода корреляционного анализа, и выявлены связи между отдельными институциональными факторами экономического развития, показателями структуры и динамики развития макроэкономических систем. Из множества институциональных факторов, определяющих институциональную среду, мы выделяем комплекс формальных и неформальных институтов, от которых зависят свобода и эффективность инвестиций и предпринимательской деятельности. В качестве одной из характеристик этого комплекса в данной статье мы принимаем индекс экономической свободы и его составляющие, в том числе индекс налоговой свободы. Налоговые льготы, находящие отражение в индексе налоговой свободы, относятся к инструментам стимулирующей налоговой политики. Существование статистически значимой корреляции между налоговой свободой и валовыми инвестициями в основной капитал в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) подтверждено для группы стран с ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности (ППС) больше 2000 долл. США (см. табл. 1). Через инвестиционный процесс налоговые свободы оказывают воздействие на динамический аспект экономического развития — темпы экономического роста. Подтверждена статистически

Таблица 1

Корреляция между налоговой свободой и валовыми инвестициями в основной капитал в % от ВВП

Группы стран Количество стран Коэффициент Спирмена Z Уровень значимости альтернативной гипотезы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВП на душу населения с учетом ППС меньше 2000 долл. США 22 -0,1818 -0,816 0,2073

ВВП на душу населения с учетом ППС больше 2000 долл. США 93 0,2614 2,525 0,005798

Объединенная группа 115 0,1668 1,782 0,03741

Источник , составлено по расчетам автора.

Таблица 2

Корреляция между валовыми инвестициями в основной капитал в % от ВВП и темпами прироста реального ВВП в 2008 г.

Группы стран Количество стран Коэффициент Спирмена Z Уровень значимости альтернативной гипотезы

ВВП на душу населения с учетом ППС меньше 2000 долл. США 30 0,2415 1,289 0,09866

ВВП на душу населения с учетом ППС больше 2000 долл. США 112 0,336 3,602 0,0001591

Объединенная группа 142 0,2278 2,721 0,003265

Источник , составлено по расчетам автора.

Таблица 3

Связь между долей общественного потребления в ВВП и ВВП на душу населения с учетом ППС в 2008 г.

Количество стран Коэффициент Спирмена Z Уровень значимости альтернативной гипотезы

53 0,6174 4,804 7^-7

Источник , составлено по расчетам автора.

Таблица 4

Связь НД на душу населения с учетом ППС с характеристиками бедности и распределения доходов

Показатели Количество стран Коэффициент Спирмена Z Уровень значимости альтернативной гипотезы

Коэффициент Джини 128 -0,4378 -5,111 1,634E-7

Уровень бедности (доля лиц, живущих менее чем на 2 долл. в день) 106 -0,9172 -11,65 0

Источник , составлено по расчетам автора.

_показателя развития

_и конкурентоспособ-

_ности национальных

товаров

_на мировых рынках

_принимается доля

высокотехнологичного экспорта

_в экспорте продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_обрабатывающей

_промышленности

У

пред

значимая связь между валовыми инвестициями в основной капитал и темпами прироста реального ВВП в группе стран с ВВП на душу населения с учетом ППС больше 2000 долл. США (см. табл. 2). Налогово-бюджетная политика обусловливает процессы перераспределения в обществе, от которых зависят такие аспекты социально-экономического развития как развитие производительных сил и качество жизни населения. Качество жизни населения в данной работе оценивается следующими показателями: покупательная способность населения, показатели бедности и распределения доходов. В качестве показателя развития производительных сил и конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынках принимается доля высокотехнологичного экспорта в экспорте продукции обрабатывающей промышленности. Теоретической гипотезе о существовании взаимосвязи между процессами перераспределения в макроэкономической системе, качеством жизни населения и уровнем развития производительных сил соответствует статистическая гипотеза о наличии статистически значимой связи между долей общественного потребления в ВВП, валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода (НД) на душу населения с учетом ППС, уровнем бедности, коэффициентом Джини, долей высокотехнологичного экспорта в экспорте продукции обрабатывающей промышленности. С уровнем экономического развития связаны процессы перераспределения в обществе, как его объемы, так и структура. Выявлено наличие статистически значимой связи между долей общественного потребления в ВВП и ВВП на душу населения с учетом ППС (см. табл. 3).

Проблема бедности тесно связана с покупательной способностью населения, отражающей в известном смысле уровень экономического развития в конкретной макроэкономической системе. Чем ниже НД на душу населения с учетом ППС, тем большая часть населения живет за чертой бедности (см. табл. 4). С покупательной способностью населения связана также проблема неравенства в распределении доходов: выявлена отрицательная корреляция между коэффициентом Джини и НД на душу населения с учетом ППС. Неравенство

Таблица 5

Корреляция между НД на душу населения с учетом ППС (средним за 1997-2010 гг.) и долей высокотехнологичного экспорта в экспорте продукции обрабатывающей промышленности (средней за 1997-2010 гг.)

Количество стран Коэффициент Спирмена Z Уровень значимости альтернативной гипотезы Корреляция,есть / нет

99 0,5134 5,348 4,554Е-8 есть

Источник , составлено по расчетам автора

Рис. Связь между долей высокотехнологичного экспорта в экспорте продукции обрабатывающей промышленности и НД на душу населения

с учетом ППС

в распределении доходов больше свойственно развивающимся и бедным странам. Таким образом, можно говорить о статистически значимой связи между характеристиками качества жизни населения. В то же время, уровень технологического развития также связан с покупательной способностью населения и уровнем экономического развития (см. табл. 5 и рис). Таким образом, установлена взаимозависимость между проблемами неравенства, развитием технологий, уровнем социально-экономического развития и процессами перераспределения в обществе. Вышеназванные проблемы вытекают из различных видов дисфункций экономических систем, являются проявлениями фрагментарности и дис-

выявлено наличие

населения с учетом _ППС

гармоничности национальных экономик, а потому их можно связать с системными проблемами экономик развивающихся стран в достижении целей экономического развития.

При этом мы не утверждаем, что недостаточность четырех видов экономических систем в одинаковой мере свойственна всем развивающимся экономикам. Напротив, можно выделить развивающиеся страны, достигшие определенных успехов в освоении рынков высокотехнологичной продукции, однако проблемы бедности и неравенства продолжают оставаться актуальными для этих стран, и страны с достаточно высокими подушевыми доходами и покупательной способностью населения, для которых характерны проблемы гендер-ного неравенства. Мы лишь отмечаем, что системные проблемы развивающихся стран связаны не в последнюю очередь с уровнем их экономического развития, и проблемы российской экономики в этом контексте не всегда оригинальны, а, в известной степени, типичны для данной группы стран.

Выводы

В статье рассмотрена распределительная функция институтов и обнаружена взаимозависимость ежду процессами распределения и перераспределения доходов и уровнем экономического раз-стран с характерными для данного уровня проблемами неравенства в обществе и проблемами технологического развития. Проблемы бедности и неравенства в распределении доходов, а также имулы к долгосрочным инвестициям и иннова-,ионному развитию не в последнюю очередь зависят от реализации распределительной функции финансов.

При этом основным инструментом перераспределения является государственный (федеральный) бюджет, а на направления и объемы перераспределения влияют бюджетная и налоговая политика. Процессы распределения и перераспределения существенно различаются в промышленно развитых и в развивающихся странах. Нами установлены взаимосвязи между показателями статики и динамики развития макроэкономических систем. На основе метода непараметрической корреляции выявлена связь между ВВП на

душу населения с учетом ППС (НД на душу населения с учетом ППС), показателями уровня бедности, коэффициентом Джини, долей общественного потребления в ВВП, долей высокотехнологичного экспорта в экспорте продукции обрабатывающей промышленности, индексом налоговой свободы, характеризующим налоговую систему, и темпами экономического роста.

Литература

1. «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / под общ. ред. Р.М. Нуреева. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — 406 с.

2. Клейнер Г.Б. Новая теория экономических систем и ее приложения // Вестник РАН. — 2011.

4. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем / ЦЭМИ РАН. — М.: Наука, 2004. — 240 с.

5. Мезоэкономика развития / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера; ЦЭМИ РАН. — М.: Наука, 2011. — 805 с.

6. Мир в цифрах 2011 (The Economist) / Карманный справочник. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»», 2011. -254 с.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: «Начала», 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 447 с.

10. Социальное обеспечение в мире в 2010-2011 гг. Обеспечение охвата во время и после кризиса / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. — М.: МОТ, 2011.

11. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: к новой теории пере-

12. Тамбовцев В.Л. Экономическая теория институциональных изменений. — М.: ТЕИС, 2005. — 542 с.

13. Heritage Foundation 2008 Index of Economic Freedom . — Режим доступа: http://www.rating.rbc.ru.

14. Всемирный банк . -Режим доступа: http://www.worldbank.org.

15. Международный валютный фонд . — Режим доступа : http://www.imf.org.

Svetlana V. Palash

Institutes and processes of redistribution in macro-economic systems

В соответствии с Законом Ульяновской области от 21.07.2017 № 79-ЗО внесены изменения в Закон Ульяновской области «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», в части передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением муниципального образования «город Ульяновск».

Председателем Правительства Ульяновской области утверждена дорожная карта от 02.08.2017 № 192-ПЛ о передаче полномочий, в соответствии с которой требуется проведение ряда мероприятий, связанных с передачей полномочий.

Во-первых, Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области утверждён график приема-передачи документов от Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в органы местного самоуправления Ульяновской области.

Передача документов планируется в ноябре 2018 года.

Передаче подлежат следующие документы:

договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которых не истёк.

Во-вторых, Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области разработаны типовые образцы документов (договоры, соглашения, распоряжения, аукционная документация и др.).

В-третьих, во исполнение пункта 2 Дорожной карты» Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области разработаны типовые административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в настоящее время проходят процедуру согласования в Совете муниципальных образований Ульяновской области.

В-четвёртых, органам местного самоуправления требуется заложить денежные средства

— на формирование земельных участков

*для целей выставления на аукцион, в том числе по процедуре предоставления земельных участков, установленной ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявлений третьих лиц о намерении приобрести земельный участок;

* для целей предоставления льготной категории граждан;

— для оценки рыночной стоимости цены земельного участка, размера ежегодной арендной платы;

— для публикации информационного сообщения о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, а также извещений о проведении торгов;

— для закупки программных продуктов, а также электронных подписей.

В-пятых, с целью оказания услуг через многофункциональные центры органам местного самоуправления необходимо заключить соглашения с ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий — многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» с определением перечня муниципальных услуг, которые будут оказываться через многофункциональные центры;

В-шестых, органам местного самоуправления требуется закупить программные продукты по электронному взаимодействию с ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области», Управлением Росреестром по Ульяновской области: «Технокад», «Муниципалитет 5900».

В-седьмых, наработанный опыт предоставления земельных участков будет обособлен в методические рекомендации и доведён до органов местного самоуправления. Также планируется проведение в ноябре обучающего семинара сотрудников комитетов по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх