Перевод в нежилой фонд

Новые правила и регламент перевода жилого помещения в нежилое

Требования к переводу, порядок действий изложены в статьях 22 – 24 ЖК РФ. В общих чертах нужно учесть следующее:

  • Будущее нежилое помещение должно иметь отдельный вход или возможность его устройства. Если в потенциальный офис можно зайти исключительно через подъезд, перевод в нежилой фонд невозможен. В подъезд можно оборудовать только аварийный выход (он должен быть, если площадь помещения превышает 100 м2).
  • Если переводится квартира, то нельзя сделать нежилой какую-то её часть.
  • В потенциальном нежилом помещении никто не должен быть зарегистрирован.
  • Будущий офис не должен быть под арестом или другим обременением.
  • Если здание значится аварийным, готовится под снос, переводить в нём помещения в нежилой фонд запрещается.
  • Нельзя изменить назначение жилого помещения, если под ним есть другое жильё.
  • На что обратить внимание? Относительно недавно для преобразования квартиры в нежилое помещение требовалось согласие владельцев как минимум соседних квартир. Сейчас такого требования в законе не содержится.

    И всё-таки о ближайших соседях лучше задуматься. Ведь ничто не помешает им позднее подать жалобы на те или иные нарушения. Например, на слишком шумную работу кондиционера. Или на вновь построенное крыльцо, с козырька которого злоумышленники легко могут проникнуть в квартиру этажом выше.

    Есть ещё некоторые нюансы.

    • Нельзя также забывать, что пользование помещениями при ведении бизнеса ничьих прав нарушать не должно.
    • Также, если жилой дом – памятник архитектуры, то преобразовать там жилое помещение обычно невозможно. Устройство отдельного входа означает изменение вида одного из фасадов, а на объектах культурно-исторического наследия такая реконструкция запрещается.
    • Другим ограничением может стать невозможность построить отдельные инженерные коммуникации. Технические ресурсы нужно проверить заранее.

    Новые правила о переводе жилого помещения в нежилой фонд уже начали действовать в столице России, о чем и говорится в следующем видео:

    О том, с чего начать перевод жилого помещения в нежилое, мы расскажем далее.

    Проектная документация

    Редкая квартира изначально имеет отдельный вход. Домов с таким дизайнерским решением единицы. Значит, перепланировки не миновать. Переустройство любого помещения по закону возможно только на основании проекта. Он должен быть выполнен специализированной организацией.

    Из чего должен состоять проект перевода жилого помещения в нежилое?

  • Пояснительная записка. В ней перечисляются применённые правила, документы-основания для проектирования (технические условия и задания), даются сведения о пожарной, экологической и прочей безопасности проектируемого объекта.
  • Рабочие чертежи. По ним становится понятно, какие именно стены и перегородки будут затронуты переустройством, как по-новому будут проложены инженерные коммуникации и так далее.
  • Возможно, потребуется план благоустройства прилегающей территории, если такое требование содержится в каком-либо из технических условий.
  • Перечень используемого оборудования и материалов. Это весьма важный раздел, так как техническими условиями может запрещаться применение каких-либо видов техники (например, ударной).
  • Копии технических условий, а также лицензий и допусков самой организации-проектировщика.
  • Согласование любого проекта – это отдельная история, но это забота не владельца помещения, а самих проектировщиков. Далее вы узнаете об ограничениях и основаниях для перевода нежилого помещения в жилое.

    Судебная практика

    Отказ в переводе помещения можно обжаловать. Рассмотрим два примера.

    Пример 1. Предпринимательница Н. оказалась в суде ответчицей. Когда-то она купила квартиру, чтобы перестроить её в магазин. Все документы, включая согласованный проект переустройства, были собраны.

    Выяснилось, однако, что ещё до получения решения о переводе Н. уже перестроила квартиру под магазин. В итоге местная администрация потребовала в суде возвращения квартиры в прежнее состояние.

    Н. пришлось доказать целый ряд обстоятельств:

    • квартира перестроена в полном соответствии с согласованным проектом;
    • устройство входной группы согласовано с жильцами дома;
    • все материалы пожаробезопасны.

    В итоге предпринимательница добилась разрешения сохранить переустройство и всё-таки перевести квартиру в нежилой фонд.

    Пример 2. Бизнесмен П. решил обжаловать в суде отказ администрации в переводе помещения в нежилой фонд. Отрицательный результат был обоснован отсутствием согласования местного Комитета по культурному наследию.

    В суде предприниматель доказал, что на момент рассмотрения документов указанное согласование не было затребовано. Между тем у П. было выданное Комитетом охранное обязательство. В итоге суд признал отказ администрации необоснованным.

    Преобразование жилого помещения в нежилое, несмотря на некоторые сложности, остаётся для многих организаций лучшим вариантом, чем покупка или аренда офиса в специализированных зданиях. И, в любом случае, осуществить его гораздо проще, чем перевести нежилое помещение в жилой фонд.

    Еще больше полезной информации по вопросу перевода в нежилой фонд содержит видеоконсультация ниже:

    Перевод жилого помещения в нежилой фонд: законы, порядки и нюансы

    Перевод жилого помещения в нежилое

    1-й этап — сбор необходимых документов и обращение в межведомственную комиссию для разрешения перевода

    1. Сначала необходимо собрать документы, предоставляемые в Департамент Управления Имуществом для разрешения перевода жилого помещения в коммерческое. Сбор документов осуществляется одним из собственников, либо лицо по доверенности.

    • Экспликация и поэтажный план помещения
      1. В Департаменте управления имуществом следует получить доверенность для заказа экспликации и поэтажного плана в БТИ (Бюро Технической Инвентаризации). Необходимо предоставить следующие документы:
        • паспорт РФ и нотариально заверенная доверенность;
        • документ права собственности на помещение( договор купли-продажи, свидетельство о наследстве, договор передачи, выписка из ЕГРН об объекте недвижимого имущества и т.д.).
      2. После получения доверенности собственником или доверенным лицом заказывается экспликация с поэтажным планом в БТИ.
    • Технический паспорт помещения с техническим планом (заказывается в БТИ и МФЦ)
    • Заключение пожарного надзора (указывается, что помещение соответствует всем пожарным нормам).
      В Управлении Государственного Пожарного надзора ГУ МЧС пишется заявление установленного образца. Затем сотрудник пожарного надзора выезжает для осмотра помещения на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. После выдается заключение заключение.
    • Заключение санитарно-эпидемиологического надзора. Выдается в СЭС (Санитарно-эпидемиологические станции) района. После подачи заявления сотрудник СЭС выезжает для осмотра помещения на предмет соответствия требованиям санитарным нормам. По результатам выдается заключение в СЭС.
    • Справка ДЕЗ. Выдается в управляющей компании.
    • Согласие соседей. Если помещение находится в многоквартирном доме, то необходимо согласие соседей, которые являются собственниками квартир.
    • Техническое заключение. Выдается в управляющей компании, на основании заявления, паспорта и документа, подтверждающего право собственности на помещение. В техническом заключении прописано техническое состояние всего здания (здание не должно находиться в аварийном состоянии или под снос).
    • Выписка из домовой книги. Выдается в паспортном столе, необходима для подтверждением того, что в помещении никто не прописан.
    • Проект на переустройство жилого помещения в нежилое. Проект заказывается в лицензированной проектной компании.

    2. После сбора вышеперечисленных документов, всем собственникам или доверенному лицу следует обратиться в Департамент Управления Имуществом для разрешения перевода (пишется заявление установленного образца с указанием причины перевода).
    Также предоставляются:

    • Все вышеперечисленные документы и справки;
    • Паспорта РФ;
    • Документ права собственности на помещение;
    • Нотариально заверенная доверенность, если переводом занимается доверенное лицо;
    • Если обращается юридическое лицо, то учредительные документы той фирмы, представителем которой лицо является.

    3. Рассмотрение комиссией заявки о переводе. Срок рассмотрения 45 дней, затем в течение 3 дней выдается на руки или высылается по почте протокол.
    Возможные причины отказа:

    • Были не соблюдены условия перевода,
    • Предоставлены не все документы,
    • Не получено согласие других собственников.

    2-й этап: Обращение в БТИ (Бюро Технической Инвентаризации) или в МФЦ для определения стоимости перевода помещения

    1. Все собственники или доверенное лицо должны обратиться в БТИ в отдел приватизации и жилищным фондом или в МФЦ (Многофункциональный центр/Мои документы) и написать заявление установленного образца.

    К заявлению приложить (оригиналы и копии):

    • паспорт РФ;
    • документ права собственности на помещение;
    • протокол межведомственной комиссии;
    • экспликация и поэтажный план, технический паспорт ;
    • если переводом занимается доверенное лицо, то нотариально заверенная доверенность;
    • если обращается юридическое лицо, нужно еще и учредительные документы фирмы, представителем которой лицо является.

    2. На основании заявления и вышеуказанных документов, комиссия отдела приватизации и управления жил. фондом, принимает решение о стоимости перевода помещения.

    3-й этап: Регистрация прав собственности на помещение в УФРС

    1. Всем собственникам помещения или доверенному лицу необходимо обратиться в МФЦ или УФРС со следующими документами (оригиналы и копии):

    • Паспорта РФ и доверенности, если действует доверенное лицо;
    • Протоколы межведомственной комиссии и комиссии БТИ;
    • Учредительные документы компании, если обращается юридическое лицо.

    2. Всем собственникам необходимо подписать заявления, которые заполняются сотрудником УФРС.

    3. Оплата госпошлины

    4. Оригиналы и копии поданных документов забираются регистратором.

    5. В обозначенный день все собственники забирают документы.

    Записи созданы 2145

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх