Перевозка самодельного трактора

Автомобильных Кулибиных в Беларуси хватает, подтверждение тому — многочисленные объявления о продажах самоделок. Чаще их используют как помощников в сельском хозяйстве и при строительстве. Правда, далеко не все они узаконены. Только этой весной было два смертельных ДТП с самоделками: в Лельчицком районе такой трактор раздавил жену водителя, а в Ивьевском районе погиб сам водитель.

Фото: av.by

Поисковики по запросу «самодельный трактор» выдают нам больше сотни предложений о продаже «помощников по хозяйству». Цены — от 200 долларов за самоделку, требующую ремонта или доработки, до 3500 долларов — за машину на ходу, в придачу к которой покупателю дадут прицеп, копалку, сажалку, культиватор, плуг и другие агрегаты.

Одно «но»: практически вся техника продается без документов, а значит, ей запрещено выезжать на дороги общего пользования.

Резвый кабрио для сельхозработ

Юрий из Могилевской области собрал в 2015 году трактор «из того, что было»: двигатель от «Оки», «газоновская» коробка переключения передач, задний мост от УАЗа, установил передние фары, фаркоп для автомобильного прицепа. К самоделке хозяин цеплял навесное оборудование для полевых работ, а также прицеп и использовал для нужд хозяйства: вспахивал огород, перевозил что-нибудь в прицепе.

В феврале этого года технику Юрий решил продать за 1100 долларов, но реальному покупателю готов был немного уступить.




— Заводится с полбрыка, едет очень бодро, благодаря понижайке быстро и медленно. Тяговитый, прет как положено. Стоит устойчиво, не «куляет» — неоднократно проверено, ширина как раз на борозду, ничего не топчет. Трактор легко умещается в автомобильный прицеп, — нахваливал Кулибин свой трактор.

Однако мужчина честно предупреждал: на четвертой передаче из трактора можно вылететь, поэтому ездить на нем надо осторожно.

Но спустя два месяца продавать помощника по хозяйству мужчина передумал: нужен самому.

— Что я взамен куплю? На учет трактор я не ставил, такой вопрос даже не поднимался. Зачем? Я ж по дорогам не езжу. Как-то меня остановили на нем гаишники, посмотрели да и отпустили. Потому что глянули: нормальный человек едет, не пьяный, — рассказал мужчина.

«Думают, что «Мерседес» — заводской трактор»

В Лепеле Витебской области есть еще один необычный самодельный транспорт «Мерседес». Владелец — 41-летний Константин собрал его около 12 лет назад.



— Сам все делал, для себя. Идеи рождались в голове. Задний мост и переднюю балку взял от «газона», некоторые элементы сам делал, например из металла крылья гнул. А вот мотор, коробка переключения передач, панель приборов, крыша с люком — от 123-го Mercedes, потому и трактор я называю «Мерседес», — рассказал народный мастер.

Кстати, Mercedes мужчина покупал специально для создания трактора — чтобы был надежный. В самоделке все работает, даже ручник держит. Хозяин говорит, что за все время трактор чинить не приходилось: «Нечему там ломаться».

— Я его использовал на стройке — возил в прицепе кирпичи, доски, другие стройматериалы и разные тяжести. Можно и огород на нем вспахать, но у меня нет навесного оборудования.

Несколько лет назад хозяин хотел узаконить «Мерседес», но в исполкоме ему объяснили, что дело это непростое.

— Надо на лафете везти трактор в Минск, там комиссия оценит, безопасный ли транспорт и можно ли на нем ездить. А потом еще придется проходить техосмотр и платить дорожный налог. Дороговато получается. Люди подсказали, что можно у кого-нибудь купить самоделку с документами и по ним ездить на «Мерседесе». Но это тоже все деньги, поэтому использую его так.

Константин уверен: трактор его безопасный и надежный, вреда никому не принесет, только пользу.

— Гаишники меня на нем останавливали. Инспектор тогда удивился, что это самоделка, думал, что заводской. Не оштрафовал, но предупредил, чтоб ездил осторожно и пьяным за руль не садился. Так я ведь и не пью.

Владелец сейчас хочет продать «Мерседес» за 2000 долларов, он не считает цену завышенной, ведь «сколько на него денег ушло, кругов от болгарки сломалось, а времени!».

«Покрасил TESLA половой краской»

В начале 90-х Дмитрий сделал для себя солидный самодельный трактор с двигателем от ГАЗ-51. А вот кабину мужчина делал сам из листов металла, которые гнул и сваривал, а потом покрасил ее обычной половой краской. Дизайн ее он называет «брутальный лофт» — суровый и лаконичный.

— Печка есть, три места, даже магнитола, правда, кассетная, — рекламирует свой транспорт Дмитрий.

Мужчина, хоть и наклеил в переднюю часть кабины эмблему от грузовика Volvo, но гордо именует свое детище TESLA — аббревиатура, которая расшифровывается как «Traktor Eksperementalный Samoдельный Luxовый Agroтехнический».

Народный умелец говорит, что TESLA — машина надежная, а в ремонте и обслуживании агрегат не имеет себе равных. Хотя в целом вовсе не требует ремонта или ощутимых денежных вливаний. Сел и поехал! Дмитрий говорит, что машина устойчивая и может взобраться на любой косогор, к тому же она безопасная.

— Трактор у меня зарегистрирован и имеет документы. Оформлял его в Гродненской области. Тогда это было просто сделать: предоставь документы на агрегаты, которые использовал в самоделке, заплати какие-то копейки — и готово. А сейчас это практически нереально, особенно если делать это в Минске, а денег сколько отдашь! Прицепятся из-за какой-нибудь мелочи, например, что у тебя зеркало не там установлено, и отправят переделывать.

«Бывают самоделки лучше серийных тракторов»

В Беларуси экспертной оценкой самодельных тракторов занимается одно государственное предприятие — Белорусская машинно-испытательная станция. Требования, которые предъявляются к самоделкам, отражены в приказе Минсельхозпрода и Минпрома, который подписали еще в 1994 году.

— Обычно человек, который изготовил самодельный трактор и хочет его узаконить: получить техпаспорт и номера, поставить на учет, чтобы ездить по дорогам без риска получить штраф, — обращается в местный гостехнадзор. Оттуда его направляют к нам, — рассказал AUTO.TUT.BY Евгений Полещук, заведующий лабораторией оценки безопасности, эргономики и экологичности сельскохозяйственной техники.

Инженер предприятия может проводить испытания на участке станции в поселке Привольный, куда хозяин должен доставить свой трактор, или выехать в населенный пункт, где находится самоделка.

— Конечно, это не бесплатно — сама экспертиза стоит около 100 рублей. Отдельно хозяин трактора оплачивает транспортные расходы по доставке машины к нам или проезд инженера к месту проведения экспертизы.

Чтобы хозяину трактора не пришлось кататься зря, в лаборатории просят сначала выслать фотографии самоделки и спрашивают, соблюдены ли в ней технические требования, как это требует приказ.

— По регламенту необходимо, чтобы трактор не заводился при включенной передаче, — это требование часто не соблюдается. Просим исправить, но технически это сложно сделать. Но я сразу говорю, что пока вы это не сделаете, мы даже смотреть не поедем. Также должны все фонари быть, подсветка номера, фары, поворотники, стопы…

Экспертиза проходит в один день, а оформление документов может занимать несколько дней: в зависимости от того, насколько загружен инженер, который этим занимается.

— Если трактор прошел испытания, мы выдаем акт оценки конструкции самодельного трактора, с ним владелец идет в гостехнадзор. Но хозяину трактора нужно собрать еще документы на узлы и агрегаты, которые он использовал при строительстве.

После гостехнадзор выдает техпаспорт на трактор, и его владелец может обращаться в ГАИ за номерами.

— Такой трактор может выезжать на дороги общего пользования, но владельцу еще надо иметь удостоверение тракториста, страховку — все как и для обычного авто, и ответственность такая же.

Сколько именно в Беларуси зарегистрировано тракторов-самоделок, неизвестно: такой статистики нет. Евгений Полещук говорит, что до 2015 года хозяева самоделок редко изъявляли желание узаконить машину — максимум одно обращение в год. Но последние четыре года их число увеличилось до 5−6 в год. На предприятии считают, что на это повлияла работа ГАИ: к владельцам таких транспортных средств стали жестче относиться, штрафовать за нарушения, доходило вплоть до конфискации трактора.

— Чаще к нам приезжают самоделки, которые по параметрам похожи на обычные трактора, но встречаются и интересные модели. Как-то привозили трактор на гусеничном ходу, знаю, что потом он применялся в реконструкциях и каких-то шоу в качестве танка, ему башню приделали. Бывает техника очень высокого уровня, в таких случаях удивляешься, что трактор-самоделка выглядит лучше, чем серийный. Люди у нас есть с золотыми руками!

Однако заведующий лабораторией считает, что не прошедшие испытания самоделки могут быть при эксплуатации опасны для водителя и окружающих.

— Едет такой транспорт, а что у него со светом, тормозами, рулевым управлением? Устойчивость самоделки не проверяли, а поэтому есть риск опрокидывания прямо на ходу.

Перевозка трактора имеет свои определенные особенности, так как большинство тракторов имеют достаточно крупные габариты, поэтому относятся к негабаритным грузам. В этом случае перевозчику важно понять, какой именно трактор следует транспортировать, узнать его габариты, подобрать оптимальный автотранспорт, подготовить необходимые разрешительные документы, согласовать маршрут, а также сроки доставки.

Все тракторы классифицируют по конструктивным особенностям, габаритным размерам и массе. Исходя из этих параметров, выбирается тип автотранспорта и способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Многие трактора имеют навесное и прицепное оборудование, которое существенно увеличивает их габариты и вес. Перед погрузкой эти элементы следует обязательно демонтировать. Это уменьшит габариты конструкции, облегчит процесс погрузки/разгрузки и упростит перевозку. Снятые детали можно перевезти на отдельном автомобиле или транспортировать вместе с трактором, если они поместятся в кузов.

При перевозке трактора важно правильно выбрать транспортное средство. Как было сказано выше, некоторые виды тракторов относятся к негабаритным грузам, поскольку имеют размеры, превышающие габариты стандартного полуприцепа (13,6х2,5м). Однако популярный трактор Т-150 легко помещается в еврофуру, поскольку имеет размеры 6130х2400 мм. На обычный полуприцеп легко помещается два таких трактора, поэтому никаких дополнительных разрешительных документов оформлять не придется.

Если же габариты трактора превышают размеры полуприцепа, придется транспортировать его на низкорамной платформе (трале). Также нужно оформить разрешительные документы на транспортировку негабарита и согласовать маршрут следования с соответствующими инстанциями.

Логисты транспортной компании обязательно должны выяснить у заказчика марку транспортируемого трактора и уточнить его габариты. Только так можно подобрать правильное транспортное средство.

После выбора автомобиля нужно понять особенности процесса погрузки и разгрузки трактора. В этом случае также нужно знать конструктивные особенности техники, чтобы правильно снять все демонтируемые части трактора, зацепить тросы автокрана, поднять и опустить технику на грузовую платформу. В некоторых случаях трактор может самостоятельно заехать на платформу, тогда кран не понадобится. Только важно, чтобы трал был оснащен аппарелями, которые позволят трактору заехать своим ходом на платформу.

Если угол заезда гусеничной техники превышает 15 град., вместо аппарелей следует использовать удлиненные приставные трапы. Если ширина трактора значительно превышает ширину транспортного средства, необходимо использовать специальные «уширители», увеличивающие ширину платформы.

Если вес трактора превышает нагрузку на оси полуприцепа, его можно снизить одним простым приемом. Для этого трактор нужно «посадить» на днище так, чтобы между дорогой и свисающими по бокам гусеницами был обеспечен безопасный просвет для движения. Кроме того, при выборе маршрута важно, чтобы наклон спусков и подъемов не превышал 8 град.

Тысячи украинских граждан самостоятельно создают для себя малоформатную сельхозтехнику. Но мало преодолеть вызовы технического порядка – затем сделанный своими руками трактор нужно еще узаконить. Как зарегистрировать самодельный мини-трактор?

Чтобы самодельным мини-трактором можно было пользоваться за пределами собственного земельного участка, его следует зарегистрировать в государственных органах. С января 2019 г. за регистрацию транспорта отвечает Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

Некоторые самодельные мини-тракторы по уровню технической культуры явно превышают дешевые модели китайского производства.

Госпродпотребслужба имеет свои территориальные Управления в областных центрах, а кроме того – специалистов в крупнейших районных центрах. К ним и следует обращаться по вопросам регистрации сельскохозяйственной техники. Правда, следует быть готовым к тому, что попытка оформить самодельный мини-трактор удастся не с первого раза. Потому что дело усложняется несколькими нюансами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 уникальных тракторов, сделанные украинцами из автомобилей

Вопросы регистрации самодельной техники регулирует Постановление Кабмина № 694 за 8.07.2009. о порядке регистрации сельскохозяйственной техники. Если коротко, владельцу нужно кроме собственных документов предъявить еще несколько важных бумаг.

  • Документы, подтверждающие законность приобретения основных компонентов самоделки
  • Заключение о соответствии машины требованиям конструкции и безопасности дорожного движения.
  • Акт о присвоении идентификационного номера

Самый важный для владельца самодельного трактора здесь вероятно, второй пункт – относительно вывода о технической адекватности его детища. Кто выдает этот документ? Цитата из Порядка № 694 (п.8.6.): Соответствие машины, которая переоборудована или самостоятельно собрана, требованиям правил, нормативов и стандартов Украины относительно технического состояния, конструкции, безопасности дорожного движения, безопасности труда и охраны окружающей среды подтверждается выводами субъектов хозяйствования, уполномоченных проводить такую проверку в порядке, определенном законодательством.

Любая техника может навредить человеку, поэтому важно, чтобы эта опасность не усугублялась конструктивными недостатками самоделки.

Как видим, что касается того, кто имеет право оценивать пригодность самодельного мини-трактора к эксплуатации, в документе информации минимум. Вероятно, следует понимать это так, что в местном управлении Госпродпотребслужбы конструктору назовут эксперта или организацию, которым они доверяют и к которым следует обращаться за выводом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинские автомобили-самоделки 20 века: когда шейхи отдыхают

Еще на этапе проектирования мини-трактора следует учесть вопросы безопасной работы с ним – посадку водителя, расположение движущихся деталей, щитки колес и тому подобное.

Указанная экспертиза хоть и тревожная для самодеятельного конструктора, но безусловно, она нужна. Ведь мини-трактор, как и любой другой механизм, может представлять опасность для людей, и этот риск должен быть сведен к минимуму. Точные критерии оценки самоделки в Порядке № 694 не указываются, но скорее всего, эксперты будут опираться на «Технический регламент безопасности машин” (постановление Кабмина за 30.01.2013 г. N 62). Если совсем коротко, то самодельный мини-трактор должен иметь комплект светотехники для движения по дорогам общего пользования, эффективные рулевое управление и тормоза, удобное сиденье для водителя и органы управления с адекватным алгоритмом.

Украинское законодательство не определяет четко, кто может делать экспертное заключение относительно технической пригодности самодельного трактора.

Когда эксперты-технари и Госпродпотребслужба признают за самодельным трактором право на жизнь, он получит свидетельство о регистрации и номерной знак. Для которого, кстати, следует предусмотреть место сзади на левой стороне кабины (если она не съемная) или ниже на самом тракторе.

Рекомендация Авто24

Принадлежность к высокоразвитой цивилизации ставит нам свои условия, и необходимость иметь документы на сельхозтехнику – в их числе. Поэтому запасайтесь терпением и готовьте бумаги. Или же приготовьте закрытый прицеп и пандус, чтобы перевозить свой мини-трактор с поля на поле как груз и не выезжать на нем на дороги общего пользования – хотя по данным Госпродпотребслужбы это будет законно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Автомобили-самоделки: откуда они брались

Начиная с 11 июня вступило в действие постановление КМУ № 471 от 31 мая 2012 года, которым внесены изменения в порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятии с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов. Как сообщает «ЛИГАБизенсИнформ» со ссылкой на портал «Юрлига», постановлением отменен запрет на регистрацию (перерегистрацию) переоборудованных – путем замены кузова на кузов иной марки, модели, серии или модификации – легковых автомобилей или изготовленных на их базе самодельных легковых автомобилей. Теперь можно будет регистрировать как транспортные средства (ТС), переоборудованные субъектами хозяйствования, так и переоборудованные в индивидуальном порядке.

В первом случае (если переоборудование осуществлялось субъектом хозяйствования) необходимо представить для регистрации свидетельство о согласовании конструкции относительно безопасности дорожного движения, оформленное ГП ГосавтотранспортНИИпроект или Центром безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД на соответствующий вид переоборудования. Вместе с ним необходимо представить и сертификат соответствия (для ТС, работающих на газовом топливе – не обязательно), выданным органом по оценке соответствия.

Во втором случае, для индивидуально переоборудованных ТС и переоборудованных для работы на газовом топливе, при регистрации понадобится акт технической экспертизы (который, впрочем, не нужен для регистрации автобусов) или сертификат соответствия, выданный испытательной лабораторией (центром), имеющей аттестат аккредитации соответствующей отрасли и полномочия по проведению проверки технического состояния транспортных средств, или органом по оценке соответствия, или предприятием, имеющим сертификат соответствия государственной системы сертификации УкрСЕПРО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх