Перевыставление счетов за электроэнергию

ООО, применяющее общую систему налогообложения, является собственником помещения, которое сдает в аренду. По условиям договора арендатор компенсирует арендодателю коммунальные услуги. Управляющая компания не является плательщиком НДС.
Как правильно перевыставлять коммунальные услуги и вести учет в налоговом и бухгалтерском учете коммунальных платежей?

18 мая 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если договор аренды содержит условие, что арендная плата не включает в себя коммунальные услуги и они компенсируются арендатором, то перевыставление коммунальных услуг арендодателем не признается реализацией для целей обложения НДС. При этом при перевыставлении рассматриваемых услуг к документу (счету на оплату перевыставляемых услуг) следует приложить копии документов, выставляемых управляющей компанией.
Поэтому сумму коммунальных услуг арендодатель перевыставляет арендодателю без начисления НДС. При этом, по мнению финансового ведомства и налоговых органов, денежные средства, полученные от арендаторов в качестве компенсации коммунальных услуг, признаются внереализационным доходом арендодателя. Одновременно затраты арендодателя на оплату этих услуг учитываются в расходах.

Обоснование вывода:
Для начала отметим, что законодательство не содержит такого понятия, как «коммунальные услуги». На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 «Энергоснабжение» гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (ст. 606, п. 1 ст. 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом ни общие положения ГК РФ об аренде, ни специальные нормы параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященные аренде зданий и сооружений, не устанавливают, что определенная в договоре аренды плата за пользование арендованным имуществом (арендная плата) по умолчанию включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им.
В то же время закон не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и иными услугами (например, услугами связи, интернета). В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг.
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:
— арендатор самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиками услуг;
— арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
— арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы (арендная плата состоит из постоянной и переменной части);
— арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).
Однако заключать договоры напрямую с поставщиками некоторых коммунальных услуг они могут только в случае, если существует возможность установить приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды в арендуемом объекте. В отношении других коммунальных услуг заключение арендаторами отдельных договоров также технически затруднительно (водоотведение, уборка прилегающей территории) или нецелесообразно. Поэтому зачастую арендодатели заключают в интересах арендаторов договоры непосредственно с исполнителями коммунальных услуг, получая впоследствии компенсацию затрат по оплате этих услуг за счет средств арендатора. При этом возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не является частью арендной платы (п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66), далее — Обзор).
В рассматриваемой ситуации арендаторы компенсируют стоимость коммунальных услуг. В этом случае такое соглашение не может квалифицироваться как договор на поставку коммунальных услуг (п. 22 Обзора), поскольку фактически регулирует порядок компенсации коммунальных расходов.
При этом обязательность компенсации расходов вытекает из того, что потребление арендатором коммунальных услуг по договорам, заключенным арендодателем с поставщиками коммунальных услуг, без компенсации последнему понесенных им расходов должно рассматриваться как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).
ГК РФ предоставляет организациям право заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом (смешанный договор). Поэтому стороны вправе оформить отношения по возмещению коммунальных платежей путем подписания отдельного договора (соглашения) (ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. То есть в случае когда договор аренды содержит положение о том, что расходы арендодателя по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату, то указанные услуги не являются частью арендной платы (ни постоянной, ни переменной). Отметим, что в соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Налоговый аспект перевыставления коммунальных услуг

НДС

Объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В свою очередь, реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Однако арендодатель непосредственно никаких коммунальных услуг арендатору не оказывает.
Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС. В первую очередь это операции, не признаваемые реализацией на основании п. 3 ст. 39 НК РФ.
Таким образом, по расходам (коммунальным платежам), возмещаемым арендаторами в соответствии с условиями договоров аренды (или отдельных договоров компенсации расходов на оплату электроэнергии, водоснабжения и т.п.), счета-фактуры арендодателем арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг арендодателем не производится.
Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов последнего по оплате указанных услуг, объекта обложения НДС не возникает (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
Такая позиция поддерживается и налоговыми органами. Так, в п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (далее — Письмо N ШС-22-3/86@) отмечено, что в том случае если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (то есть постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040 и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340, направленных в установленном порядке налоговым органам, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.
В постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 также указано, что «операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров. Арендодатель не может выступать поставщиком данных товаров для арендатора, поскольку сам выступает в роли покупателя (абонента). Соответственно, в силу статьи 169 Кодекса у общества отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур поставщиков услуг предпринимателям и банку.
Поскольку в данном случае общество не осуществляло реализацию коммунальных услуг и, получая от арендаторов на свой расчетный счет суммы оплаты коммунальных услуг пропорционально их площадям, перечисляла данные средства в полном объеме поставщикам услуг, то есть выручки от этой операции не имела, сумма возмещения коммунальных расходов не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
По аналогичным основаниям отклоняется довод инспекции о получении заявителем дохода от возмещения затрат по коммунальным услугам».
Еще раз обращаем внимание, что в договорах аренды должно быть указано, что расходы по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату.

Налог на прибыль

В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249, 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Доходы, относящиеся к внереализационным, перечислены в ст. 250 НК РФ. Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги потребляются непосредственно арендаторами и их стоимость не формирует арендную плату, поэтому, на наш взгляд, оплата коммунальных услуг арендаторами арендодателю по установленным тарифам носит характер возмещения расходов. Как мы указывали выше, арендодатель самостоятельно не оказывает арендатору коммунальных услуг, поэтому реализации услуг не происходит.
Однако в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 сделаны следующие выводы:
— суммы, возмещаемые арендатором (по коммунальным услугам, услугам связи), арендодатель учитывает в составе доходов;
— суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, арендодатель учитывает в составе расходов.
Аналогичная точка зрения и у Минфина России, представленная, правда, в письмах, рассматривающих вопрос учета компенсационных платежей арендаторов в составе доходов организаций, применяющих УСН. Так, в письме от 22.02.2012 N 03-11-06/2/31 на основании того, что поступающие от арендаторов суммы в возмещение стоимости услуг связи, перечисляемые арендодателем на счет оператора связи, ст. 251 НК РФ не предусмотрены, представители Минфина России делают заключение, что указанные суммы должны учитываться арендодателем в составе доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-06/2/145, от 11.03.2012 N 03-11-11/72, от 17.04.2013 N 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 N 03-11-11/32283, от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130, от 10.02.2009 N 03-11-09/42).
Обратимся к судебной практике по рассматриваемому вопросу.
Отметим, что в упоминаемом выше постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 суд также указал на то, что суммы возмещения арендатором затрат по коммунальным услугам не являются доходом арендодателя.
В определении ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07 судьи констатировали, что суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника, поскольку они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.
Существуют решения арбитражных судов, содержащие аналогичную позицию (постановления Восемнадцатого ААС от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009, ФАС Центрального округа от 10.10.2007 N А36-2553/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).
Между тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи указали на необходимость включения в доходы «упрощенца» — арендодателя сумм возмещенных арендатором коммунальных услуг, поскольку данная выплата отсутствует в перечне необлагаемых доходов, приведенном в ст. 251 НК РФ. Однако в рассмотренной судом ситуации оплата коммунальных услуг представляла собой переменную часть арендной платы, установленной договором.
По нашему мнению, с учетом того, что сумма стоимости коммунальных услуг, компенсируемая арендаторами, не является составной частью арендной платы, эта сумма при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежит включению ни в доходы, ни в расходы арендодателя.
Однако приходится признать, что принятие такого решения организацией может привести к налоговым спорам с ИФНС.
Поэтому, если организация не готова отстаивать свою позицию в судебном порядке, безопаснее учесть суммы, возмещаемые арендаторами, в доходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Тем более что согласно официальной позиции налоговых органов, если стоимость компенсации коммунальных и иных услуг, полученная от арендатора, учтена арендодателем в составе доходов, то эту же сумму он вправе включить в расходы (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637 и УФНС России по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632).

Бухгалтерский учет

Суммы полученной компенсации для целей бухгалтерского учета не являются доходами организации, ведь их поступление не приводит к увеличению экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель всего лишь является транзитным звеном по переводу денежных средств от арендатора, непосредственного пользователя услуг, их продавцу (оператору связи). Сумма коммунальных платежей, перевыставляемая арендаторам и не используемая арендодателем для собственных целей, расходами также не признается, т.к. не отвечает п.п. 2 и 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Поэтому в бухгалтерском учете суммы коммунальных услуг, которые перевыставляются арендаторам, могут быть отражены следующим образом:
Дебет 60, субсчет «Расчеты по коммунальным услугам» Кредит 51
— перечислено за коммунальные услуги управляющей компании;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты с арендатором»
— получена компенсация коммунальных услуг от арендатора по договору аренды (или отдельному соглашению по компенсации коммунальных услуг).

К сведению:
Как вариант, удовлетворяющий интересы как арендодателя, так и арендаторов, являющихся плательщиками НДС, для оформления отношений по приобретению арендодателем коммунальных услуг в интересах арендаторов между ними могут быть заключены агентские договоры, по условиям которых агент (арендодатель) обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала (арендатор) все необходимые юридически и фактические действия по содержанию и эксплуатации имущества. В свою очередь, принципалы обязаны оплачивать выставляемые агентом счета за предоставленные тепло, электроэнергию, водоснабжение (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015, в котором рассматривались такие договоры).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Возмещение стоимости электроэнергии по договору аренды

Вопрос: ООО арендует нежилые помещения под офис и склад в городах, в которых имеются филиалы организации. Арендодатели отказываются прописать в договоре аренды, что стоимость коммунальных услуг включается в состав арендной платы (как постоянной, так и переменной). ООО возмещает расходы арендодателя на коммунальные услуги, электроэнергию, связь (аренда телефонных номеров), охрану помещения, вывоз мусора на основании отдельно выставленных счетов.
Можем ли мы принять к вычету НДС по расходам, связанным с возмещением расходов арендодателя за коммунальные услуги, электроэнергию, связь (аренда телефонных номеров), охрану помещения, вывоз мусора?
Если да, то как должен быть составлен договор, какие подтверждающие документы для этого необходимы?
Какая арбитражная практика сложилась по данному вопросу?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг).
В п. 1 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Из ст. 169 НК РФ следует, что, кроме продавца, счет-фактуру может выставить комиссионер, агент, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени.
В связи с тем что согласно информационному письму от 11 января 2002 г. N 66 (см. п. 22) заключенное между арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения (разновидность договора купли-продажи), то арендодатель в рамках такого соглашения не выступает ни в роли продавца, ни в роли комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. Иных правовых оснований, предусматривающих право иного лица (не продавца и не комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени), выставить счет-фактуру другому лицу гл. 21 НК РФ не содержит.
В связи с этим собственник недвижимого имущества (арендодатель), который перевыставляет обществу документы на оплату электроэнергии, не вправе в соответствии с гл. 21 НК РФ предъявить счет-фактуру.
Из этого следует, что, оплачивая арендодателю возмещение стоимости электроэнергии, арендатор не вправе принять к вычету сумму НДС, включенную в состав суммы возмещения, поскольку у него нет соответствующего счета-фактуры. Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-04-15/52.
Кроме того, в письме Минфина России от 6 сентября 2005 г. N 07-05-06/234 рассмотрен вопрос оформления счетов-фактур арендодателем, в частности, по электроэнергии. В документе говорится, что если согласно договору на оказание услуг по предоставлению в аренду помещений расходы арендодателя по оплате электроэнергии не включаются в стоимость арендой платы, а перечисляются арендатором в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате электроэнергии с НДС, то счета-фактуры по электроэнергии арендодателем арендаторам не выставляются. Соответственно, у общества согласно п. 1 ст. 172 НК РФ при отсутствии счета-фактуры не будет права принять к вычету суммы НДС, указанные в стоимости потребленной им электроэнергии.
В аналогичном порядке предъявляются счета без оформления счета-фактуры по другим коммунальным услугам и услугам связи, перевыставляемым арендатору нежилого помещения.
При этом Ваша организация не вправе также учесть суммы НДС, которые не были приняты к вычету на основании ст. 172 НК РФ, в составе расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли (ст. ст. 254, 170 НК РФ).
Если арендодатель перевыставит обществу документы на оплату коммунальных услуга, оформив счет-фактуру на стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг с выделенной суммой НДС, он должен будет уплатить налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).
На практике лица, «перевыставляющие» расходы на коммунальные платежи, выставляли также и счета-фактуры на основании п. 5 письма МНС России от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (так называемая «агентская схема»). Данным письмом был разъяснен порядок выставления счетов-фактур при приобретении товаров (работ, услуг) через комиссионера (агента). Если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия НДС к вычету является счет-фактура, полученный от посредника. Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику. Оба счета-фактуры у посредника в книге покупок и книге продаж не регистрируются.
Указанный порядок был подтвержден официальными разъяснениями налоговых органов, однако не предусмотрен положениями гл. 21 НК РФ.
Обращаем Ваше внимание, что в случае, если договор аренды все-таки предусматривает две части арендной платы: фиксированную (основную) и переменную (дополнительную), арендная плата облагается НДС со всей суммы. Переменная часть складывается из суммы коммунальных платежей и иных услуг (связь, Интернет). При этом арендодатель выставляет счет-фактуру арендатору и на сумму переменной части (письмо Минфина России от 19 сентября 2006 г. N 03-06-01-04/175). В этой ситуации у арендатора отсутствуют риски как по принятию НДС, предъявленного арендодателем по переменной части арендной платы к вычету, так и по включению в расходы суммы переменной части.
По поводу оформления договорных отношений отмечаем также следующее.
Договорные отношения, возникающие между арендодателем и арендатором по поводу предоставления, в частности, энергии, не могут быть признаны договором энергоснабжения. В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Следует обратить внимание на то, что по договору энергоснабжения передается именно энергия. Для приобретения данного имущества (прав на электроэнергию) абонент должен иметь необходимое энергопринимающее устройство (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
Арендатор получает от арендодателя не электроэнергию, а результат использования электроэнергии в виде освещения и обогрева арендованного помещения.
В соответствии со ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Для офисного или производственного помещения к таким требованиям относится в том числе наличие необходимого освещения, электропитания и т.п. (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 24 мая 2004 г. N Ф09-1496/04-ГК). При этом на арендаторе лежит встречная обязанность: поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Как видим, по договору энергоснабжения приобретается именно энергия, а не результат ее использования в виде света, тепла и т.п. Приобретенная электроэнергия может быть передана субабоненту (ст. 545 ГК РФ). Результаты использования энергии к передаче уже не приспособлены, поскольку их реализация невозможна.
Таким образом, отношения между арендатором и арендодателем по поводу оплаты электроэнергии и иных коммунальных услуг являются арендными отношениями. Такой же вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. N 7349/99.
На наш взгляд, вопрос договорного оформления — включать указанные платежи в сумму арендной платы или же выделять их в отдельное соглашение — не влияет на их правовую квалификацию. И в том и в другом случае отношения по оплате электроэнергии регулируются положениями о договоре аренды. Однако данный подход несет достаточно высокие риски по претензиям со стороны фискальных органов.
Заметим, что указанные выводы относятся не только к оплате электроэнергии, но и к иным видам коммунальных услуг. Рассматривая подобный спор, ФАС Северо-Западного округа указал, что согласно ст. ст. 545, 546 и п. 2 ст. 548 ГК РФ при наличии соответствующих условий в договоре между абонентом и снабжающей организацией арендодатель (абонент) может передавать субарендатору расходы по оплате коммунальных платежей. В соответствии п. 17 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, с согласия организаций коммунального хозяйства абонент может передавать (принимать) субабоненту воду (сточные воды), принятую от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения.
По мнению суда, если в договорах с энергоснабжающими организациями инспекцией не установлено отсутствие таких условий, то не запрещено перевыставление абонентом (арендатором) счетов на оплату коммунальных услуг субабоненту (субарендатору) (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 декабря 2005 г. N А56-37483/04).
Выводы:
1. Вычет НДС арендатором в описанной в запросе ситуации невозможен по вышеуказанным основаниям.
2. При включении коммунальных расходов в сумму арендной платы либо на основании дополнительного соглашения к договору аренды перевыставление коммунальных платежей приравнивается к арендной плате. В этой ситуации арендодатель выставляет счет-фактуру и арендатор принимает НДС к вычету. Данная позиция подтверждена судебной практикой и письмами Минфина РФ.
3. Агентская схема (заключение со снабжающими организациями арендодателем договоров на реализацию их услуг арендаторам) не представляется в последнее время как удовлетворяющая требованиям законности правоотношений сторон, поскольку договоры со снабжающими организациями на оказание коммунальных услуг заключены арендодателем задолго до того, как помещения переданы в аренду. Как указал Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17 ноября 2004 г. N 85 «Обзор практики разрешения споров по договору комиссии», «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента». Поскольку агентский договор построен во многих отношениях по принципу договора комиссии, указанное положение применяется по аналогии и к агентскому договору.
(Газета «Налоги» № 17 2007)

Порядок перевыставления счета

Нет, это необоснованно.

Законодательство не регулирует порядок перевыставления счета. Однако требования закона о применении тарифов, утвержденных государством, применяется только к договорам энергоснабжения. В отношении перевыставления счета такого условия нет.

Арендатор в данном случае действует как третье лицо (ст. 313 ГК РФ). Отношения между должником и третьим лицом регулируются соглашением сторон. Поэтому, если в договоре нет условия о повышенной оплате, то объем обязанностей арендатора равен объему обязанностей должника (арендодателя).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Имеет ли смысл арендодателю прописать в договоре условие о том, что арендатор обязан заключить договор с коммунальными службами и самостоятельно оплачивать коммунальные услуги

«Подобное условие не имеет смысла включать в договор по следующим причинам.

1. Арендатор может самостоятельно заключить только договор электроснабжения с энергоснабжащей организацией. В отношении других потребляемых услуг (теплоснабжение, водоснабжение и др.) арендатор самостоятельно заключить такой договор, скорее всего, не сможет.

Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это в свою очередь позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это вытекает из статьи 539 Гражданского кодекса РФ.

Данный вывод разделяется судебной практикой. Согласно позиции арбитражных судов для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией не важно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию. Такая правовая позиция содержится, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и ФАС Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24*.

В то же время именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Такая правовая позиция содержится, например, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и ФАС Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

Согласно Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено другое (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Так, к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не сможет.»

Источник: Журнал «Учет в строительстве»

Компенсация затрат на электроэнергию, которую платит генподрядчик застройщику, может быть предусмотрена в договоре. Как учесть связанные с этим операции и избежать налоговых рисков?

>Налоговый учет компенсации затрат на электроэнергию

Начнем с налогообложения.

Налог на добавленную стоимость

Что касается НДС, то можно провести параллель с арендными отношениями.

По данному вопросу существует две позиции.

  1. Генподрядчик не сможет применить налоговый вычет, потому что застройщик не вправе выставить ему счет-фактуру по коммунальным услугам.
  2. Застройщик перевыставляет счет-фактуру от энергоснабжающей организации генподрядчику, который в таком случае имеет право на вычет НДС.

Какой из них руководствоваться?

Позиция 1. По мнению контролирующих органов, счета-фактуры по коммунальным услугам арендодателем арендатору не выставляются, поскольку эти услуги арендодателем не реализуются.

При получении денег, перечисленных одной стороной другой стороне договора в целях компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, объекта обложения НДС не возникает. В связи с отсутствием соответствующих счетов-фактур по названным услугам суммы налога к вычету у арендатора не принимаются. Поддерживается он и судебной практикой.

Позиция 2. Арендодатель, получая счета-фактуры от энергоснабжающих организаций, может выставить их в той же самой сумме арендатору, поскольку коммунальные услуги потреблены непосредственно арендатором. Здесь имеет место возмещение расходов арендодателя по уплате коммунальных платежей, а не реализация энергоресурсов. Полученные суммы не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае происходит не перепродажа услуг, а компенсируются затраты арендодателя.

Компенсация осуществляется на основании счетов-фактур, выставленных арендатору арендодателем. В данной ситуации это не противоречит нормам налогового законодательства. Арендатор, оплачивающий в соответствии с договором аренды стоимость коммунальных услуг арендодателю, вправе применить налоговый вычет на основании перевыставленных ему счетов-фактур.

Такой подход арбитры сочли правомерным в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 24 августа 2010 г. по делу № А56-44025/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2010 г. по делу № А45-8185/2009 и др.

Кстати, поддержан он и Президиумом ВАС РФ в постановлениях от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08. Мотивируя свое решение, суд указал, что без электроэнергии, воды, теплоэнергии и т. п. арендатор не может реализовать право пользования арендуемыми помещениями. Поэтому обеспечение коммунальными услугами неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов за коммунальные услуги при этом значения не имеет.

И все же, по мнению автора, поскольку вопрос решается неоднозначно, во избежание налоговых рисков перевыставлять счета-фактуры не следует.

Итак, для безопасного налогового учета застройщику следует:

  • компенсацию за электроэнергию, полученную от генподрядчика, учитывать в составе доходов и расходов;
  • расчет компенсации за электроэнергию производить на основании счетов от поставщика электроэнергии с учетом показаний счетчика;
  • счет-фактуру от поставщика электроэнергии генеральному подрядчику не перевыставлять.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх