Первоочередное предоставление жилых помещений

Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье. С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления. С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует. На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

· — Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.

· — Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.

· — Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.

· — Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.

· — Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.

· — Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

· — Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).

· — Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.

· — Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».

· — Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.

· — Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.

· — Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.

· — Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.

· — Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.

· — Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.

· — Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.

· — Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.

· — Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими.Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников. Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан. При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья. Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.

1/2

Присоединение новых территорий к столице добавит городским департаментам социальной направленности и новую работу. В скором будущем некоторых пока еще подмосковных жителей, но уже с потенциальной московской пропиской, включат в очередь на улучшение жилищных условий и начнут обеспечивать их квартирами. Между тем, даже в старых границах столицы хватает своих очередников, и те, естественно, опасаются, как появление новых претендентов на квартиры от городского бюджета повлияет на их номер в очереди.

По мнению главы департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николая Федосеева, единственный способ разрубить этот гордиев узел – это всячески развивать различные программы получения жилья в обход многолетнего томления в очереди. В интервью он рассказывает, как сегодня столица работает с очередниками и другими социальными слоями населения в вопросе предоставления им жилья.

— Николай Викторович, расскажите, как проходит первый год работы после смены мэра города?

— Я могу сказать, что сегодня у меня нет причин сомневаться в том, что планы, утвержденные правительством города, будут выполнены. А задача у нас была в том, чтобы не допустить снижения объемов реализации площадей по сравнению с 2010 годом.

Кроме того, по некоторым программам, например, по социальной ипотеке мы ожидаем даже некоторый рост, так что на наши итоги по окончанию года я смотрю с оптимизмом.

— Очередники какого года сегодня получают жилье?

— Жилищный кодекс РФ четко трактует, что граждане, вставшие на жилищный учет, обеспечиваются жильем по договорам социального найма, исходя из даты принятия их на жилищный учет. Так что сегодня жилье получают очередники, вставшие на очередь в 1989 году включительно и не имеющие льгот. Кроме того, получают жилье очередники 1991 года, имеющие льготы. Это что касается социального найма. Надо отметить, что у города есть другие формы обеспечения жильем – такие, как предоставление жилых помещений очередникам по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа по льготной стоимости из жилищного фонда города, социальная ипотека, программа безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, программа найма жилых помещений в бездотационных домах. И те очередники, которые встали до 1 марта 2005 года на жилищный учет и у которых есть желание и материальные возможности, могут воспользоваться этими программами. Мы это только приветствуем. Квартиры еще есть, субсидии тоже есть, так что милости просим.

— А очередь на улучшение жилищных условий у вас уменьшается?

— Да, очередь постепенно продолжает уменьшаться. За последние пять лет мы сократили ее на 80 тысяч семей, и сегодня в нашей очереди около 116,8 тысячи семей.

— Не думаете, что она может вдруг начать расти?

— Я надеюсь, что расти не будет. Во всяком случае, при сохранении тех объемов жилья, которые выделяются нам на программы, очередь расти не будет, но ситуация может измениться. В частности, рост очереди может произойти из-за присоединения новых территорий к Москве, ведь это значительные территории и там много населенных пунктов. А наш город четко заявил, что все обязательства, которые были перед людьми в этих субъектах, мы будем выполнять, и мы должны будем их интегрировать в нашу очередь. И здесь очередь может вырасти, но и ресурсы для решения жилищных вопросов также возрастут с учетом жилищного фонда присоединенных территорий.

— Вы не оценивали насколько может вырасти очередь?

— Мы сейчас как раз и занимаемся этим вопросом. Для примера, в том же Троицке, который вошел в зону присоединения, на жилищном учете состоит около 3 тысяч человек, которые на 2012 год будут подлежать учету. Все остальные населенные пункты мы тоже сейчас рассматриваем на предмет количества очередников.

— Произошли какие-нибудь изменения в программах после смены городской власти?

— Ни одна программа не прекращена и даже не сокращена. Как и раньше, все, кто получает квартиры по договорам социального найма, получают их в пределах административных границ города. Возмездные программы всегда были на территории Подмосковья, но в этом году мы выделяем более 200 тысяч квадратных метров жилья по возмездным программам на Люберецких полях, которые являются территорией города Москвы, так что даже и возмездные формы теперь пришли в город. Вот если взять такую программу, как безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья, то очередник может купить квартиру в любом месте нашей страны, но по нашей статистике, порядка 60% покупают жилье в ближнем Подмосковье.

— Я читал некоторые отзывы очередников, которым предлагают жилье в Люберецких полях аэрации. Им не нравится, что город вынуждает их брать жилье в районе, где расположена крупная свалка, да и вообще, сомневаются в экологии данного района. Что вы об этом думаете?

— Вы знаете, лет 10 назад такая же ситуация была в Марьино. Те же самые поля аэрации, многие говорили, что не могут дышать из-за расположенного рядом нефтеперерабатывающего завода. Сегодня никаких жалоб или критики уже нет. Все уже давно забыли, что там были поля аэрации. Так что и в Люберецких полях экология не отличается, и не будет отличаться от всей Москвы. Точно также года через 3-5 никто вообще не будет вспоминать про поля аэрации. Более того, этот район абсолютно новой перспективной планировки, что обеспечивает хорошую продуваемость, и экология там будет даже лучше, чем в центральных районах Москвы. А свалка? Да, она есть, но там никогда не складировались радиоактивные или химические отходы. Даже пищевые никогда не складировались. Все, что там есть – это твердые отходы, прежде всего, после слома пятиэтажек и других домов. Причем свалка давно закрыта и никаких испарений и фона там нет – проверяла санэпидемстанция.

— А свалка так и останется на своем месте?

— Нет. Сегодня город рассматривает несколько проектов, что делать с этой свалкой. Во-первых, предлагается рекультивация и превращение в зону отдыха. Иными словами, планируется наложить дополнительный слой грунта, посадить травку и деревья, устроить горнолыжный склон и склоны для велосипедистов. Таких примеров много, например, в Западной Европе, когда сносились целые районы и вывозились в одно место, а потом на этом месте устраивались парки. И люди там нормально отдыхают.

— Сейчас ведь город не ставит цели по максимальному строительству жилья?

— Действительно, при прежнем руководстве город пытался держать первое место по жилищному строительству и строить как можно больше, что вызвало определенную диспропорцию в городском развитии. Да, мы строили до 5 миллионов квадратных метров в год, а это огромные цифры, но что мы получили? Недовольных граждан по поводу точечной застройки, а когда мы ее запретили, то поняли, что в городе уже выбраны практически все площадки для строительства.

В результате мы сегодня имеем город, по площади равный многим европейским столицам, но с населением в два-три, а иногда и в четыре раза больше, чем в том же Берлине или Париже. Исходя из этих диспропорций и была сформирована новая градостроительная политика. Ни в коем случае не прекращение, а сокращение жилищного строительства, и в первую очередь за счет инвестиционных контрактов: сегодня мы имеем очень ограниченное количество новых инвестконтрактов, и только там, где это нужно городу.

— А это изменение градостроительной политики облегчило или усложнило работу вашего департамента?

— Не могу сказать, что облегчило, так как значительная часть площадей, которые мы использовали для реализации городских жилищных программ, мы получали в качестве доли города в инвестконтрактах на строительство жилых домов. Например, это касается программы переселения жителей из ветхих и аварийных домов, в рамках которой мы расселяли такие дома и переселяли людей в построенные за счет инвесторов квартиры.

Кстати, каждый год несколько домов признаются аварийными и на сегодняшний день 22 дома в нашем городе отвечают признакам аварийности, и из них по 20 домам готовятся документы для их сноса.

— Что же в итоге будет со сносом пятиэтажек?

— Никто не снимает задачу полной ликвидации пятиэтажного жилищного фонда первого периода индустриального строения — так называемых сносимых серий. Все эти дома будут снесены, их осталось еще 410 пятиэтажек. Кстати, 375 таких домов еще даже не отселены.

— А дальше что будете делать – когда закончатся пятиэтажки сносимых серий?

— Наибольшая часть оставшихся пятиэтажек будет поставлена на капитальный ремонт. Сносить придется тогда, когда речь будет идти о комплексной реконструкции района, ведь под подобной пятиэтажкой могут проходить коммуникации на весь район. И если их перекладывать, то придется окопать всю пятиэтажку вокруг, что и дорого и грязно.

Остается ее сносить, что дешевле и для строителей и для города, и интереснее для жителей. Во всех остальных случаях никто не призывает сносить все пятиэтажки в городе, много из них простоят еще не один десяток лет.

— А сколько город направляет в этом году на расселение пятиэтажек?

— Примерно 375-400 тысяч квадратных метров – это тот ресурс, который город направляет на переселение жителей из пятиэтажек сносимых серий. В основном это бюджетное строительство.

— Расскажите, вы не начали покупать жилье у застройщиков, сколько город строит на свои средства и сколько вам переходит в качестве доли города?

— Город последние дома и квартиры купил в самом конце 2008 года и больше город ничего не приобретал. Что касается строительства за бюджетные средства, то в 2011 году город является заказчиком строительства около 700 тысяч квадратных метров жилья, а в качестве доли города в инвестконтрактах в этом году мы получаем около 50 тысяч квадратных метров.

— Насколько я знаю, для решения вопросов очередников город намерен также развивать программу бездотационных домов. Сколько их у вас сейчас и пользуются ли они популярностью?

— Программа действительно еще достаточно новая, но уже сегодня нами полностью заселены шесть домов, три дома заселяются в Подольске. Что касается планов до конца года, что в программу будут включены 3 – 5 домов в Подольске и один дом в Зеленограде.

Основной критерий этой программы – это снятие с жилищного учета, так как мы улучшаем жилищные условия очередника. Хотите – ждите квартиру. Не хотите ждать 20 с лишним лет – можете жить в таком доме и платить за наем, что совсем не дорого. Для примера, и наем и коммунальные платежи в месяц за однокомнатную квартиру составляют в сумме около 5 тысяч рублей. Двухкомнатная квартира будет обходиться в 6-7 тысяч рублей. За трехкомнатную надо будет платить 10-11 тысяч рублей. Сами понимаете, если ту же квартиру снимать на рынке, это никак не меньше 25 тысяч рублей, и то без учета коммунальных услуг.

— Программа будет развиваться дальше?

— В ближайшие лет пять хотелось бы увеличивать эту программу на семь домов в год.

— А только очередники могут пользоваться этой программой?

— Пока да, но мы предполагаем, что не только очередники смогут подобные квартиры в бездотационных домах получать. Как минимум, планируем подключить сюда и бюджетников. Кроме того, город намерен с помощью коммерсантов развивать систему доходных домов, и в этом случае, если очередник будет платить рыночную стоимость в таком доме, город вполне вероятно сможет оплачивать ему часть стоимости, но опять за счет снятия с очереди. Если он сам будет платить всю стоимость найма, как это сейчас и делается на рынке, то с очереди снимать мы его не будем. При этом город заинтересован в развитии доходных домов эконом-класса, а не для богатых. В таком случае мы отдельно будем выделять инвесторам землю.

— А программу по развитию общежитий вы не планируете запустить?

— Новых общежитий в городе не строится – нам бы сейчас разобраться с теми, которые были построены в СССР. Долгие годы ими занимались предприятия, к которым они относились. Впоследствии, после приватизации, многие из них остались на балансе этих предприятий или вообще были приватизированы, что противоречит закону. Предприятия деньги не вкладывали, люди в них жили, семьи разрастались, и сегодня мы имеем десятки домов в бесхозяйственном состоянии и с изношенной инженерией. Все они заселены москвичами, жилищный вопрос которых требует решения, но объем бедствия такой, что за год эту проблему не решить. Более того, мы выяснили, что в Москве более 100 общежитий, которые вообще не имеют собственников – ни городу, ни федерации, ни юридическому или физическому лицу они не принадлежат. Однако они заселены людьми, и кто-то собирает деньги за проживание в них. Так что мы разбираемся с такими общежитиями.

— Отдельно хотелось бы осветить некоторые проблемные вопросы. Для начала, не кажется ли вам, что в последнее время как-то обострилась проблема с обманутыми дольщиками?

— Проблема обманутых дольщиков действительно есть, и ее, к сожалению, до конца еще не сняли. Причем с теми обманутыми дольщиками, которые возникли еще в 2007-2008 годах мы вроде как разобрались. Тогда их было порядка 1,3 тысячи семей, из которых около 200 семей были нами отсеяны, так как они предоставили поддельные документы или купили жилье в инвестиционных целях. Но 1,1 тысячи семей квартиры получили, а часть недостроенных домов достроили за счет бюджета Москвы или же передали добросовестным инвесторам и они их достраивали.

Однако сегодня возникли новые очаги, например, Южное Тушино, где, по информации Префектуры СЗАО, около 1, 2 тысячи семей купили жилье у компании «Энергостройкомплект-М». Мы намерены разобраться конкретно с каждой семьей, чтобы ни у каких аферистов не было возможности получить городские квартиры мошенническим путем. У нас есть информация о том, что некоторые граждане уже после того, как застройщик практически прекратил свою деятельность и находился в предбанкротном состоянии, заключали договоры. На что они рассчитывали? Все это понятно для чего это делалось, так что все это будем проверять. Конечно, люди где-то сами виноваты: надо было остерегаться, не подкупаться на заманчивые предложения, так что здесь будут жесткие меры по контролю, кто из них действительно является обманутым дольщиком.

И, кстати, нельзя обвинить всех застройщиков, которые испытывают какие-то трудности, и назвать их клиентов обманутыми дольщиками. Просто у некоторых компаний мог возникнуть провал по срокам. Например, они должны были построить в 2010 году, но до сих пор не могут завершить строительство. Это не значит, что мы сейчас будем раздавать квартиры всем подряд и отнимать их у очередников.

— А как сейчас обстоят дела с закреплением служебного жилья? Хотелось бы узнать об этом на фоне нашумевшей истории с врачами.

— Действительно, в прошлом году у нас возникла проблема по закреплению старого служебного жилья, и та история была связана с врачами госпиталя ветеранов войны номер 2 в ЮВАО Москвы. Когда-то давно там принимали людей на работу, главврач учреждения пообещал им, что по прошествии 10 лет квартира будет за ними закреплена.

Сегодня мы можем говорить, что главврач не мог так распоряжаться жильем, но мы видим, что люди проработали больше 10 лет и идти им в случае чего, например, по выходу на пенсию, больше некуда. Поэтому такое жилье мы за такими работниками городских бюджетных организаций закрепляем, и проблему мы с этим практически решили, причем не только по этому конкретному госпиталю, но и по похожим ситуациям с другими бюджетными работниками – учителями, и участковыми милиционерами и так далее.

— Да, но проблемы все равно остаются?

— А проблемы тут могут быть только в случае, если есть другое жилье. И тут мы вынуждены соблюдать требования федерального и городского законодательств по предоставлению жилья, где норма равна 18 квадратным метрам на человека. Допустим, два человека живут в служебной двухкомнатной квартире площадью 50 квадратных метров и у них еще есть однокомнатная квартира. Суммируем и получаем 80-90 квадратных метров. Тут мы не можем закрепить эту «двушку» за ними, так как норма предоставления 18 квадратных метров на человека. В наших силах лишь предложить освободить эту двухкомнатную квартиру, и взамен ее мы готовы дать однокомнатную квартиру по договору социального найма в дополнение к той имеющейся «однушке». Либо можем эту «двушку» по возмездной программе отдать, например, по программе купли-продажи с рассрочкой платежа по льготной цене. В любом случае это помощь.

Сегодня никто не ставит вопрос о выселении людей на улицу. Это решил мэр. Никаких списочных решений нет – все решается индивидуально. Конечно, кому-то хочется на двух человек закрепить трехкомнатную квартиру, но это не значит, что у города есть такая возможность, в том числе с точки зрения законодательства.

— Еще одна категория – это ветераны. В городе есть еще участники Великой Отечественной войны, не получившие жилье?

— Действительно, такие люди – и участники ВОВ, и вдовы погибших участников ВОВ – у нас еще есть, причем появляются новые, те, кто приезжает в Москву жить из других регионов, и мы обеспечиваем таких людей жильем. Сейчас мы работаем с людьми, которые встали на учет в ноябре 2010 года, сегодня у нас насчитывается 18 таких ветеранов.

— Последний вопрос – чувствуете ли вы приближение окончания приватизации жилья?

— Пока не чувствуем, ведь приватизация закончится с наступления 1 марта 2013 года, а все предыдущие годы мы начинали испытывать трудности за полтора года — год до этой даты, которая неоднократно продлевалась. В первую очередь это связано с тем, что люди до последнего момента не спешат приватизировать жилье, зато потом начинается настоящий вал заявлений, с которым мы в силу технических и кадровых вопросов справиться не можем. Сейчас как раз осталось полтора года, и я думаю, что с начала следующего года, если государство не объявит о продлении приватизации, все повторится. Десятки и сотни тысяч людей пойдут к нам с требованием приватизировать занимаемые ими квартиры.

Вообще, я считаю, что нужно уже, наконец, прекращать эту приватизацию. Я противник той приватизации, которая у нас есть. Приватизируют все, причем не понимая во многих случаях, какие обязанности они на себя налагают, а ведь именно собственник несет бремя содержания своего имущества, а также риск случайной гибели или утраты этого имущества. Еще и налог надо будет платить, который в ближайшие годы будет рассчитываться от рыночной стоимости жилья.

Сегодня, если квартира не приватизирована и с ней или общими домовыми территориями что-то случилось, за все платит государство. А после приватизации собственник должен будет делать все сам. В результате мы уже сегодня имеем класс нищих собственников, у которых нет денег ни на ремонт, ни на страхование жилья. Ну нет такого ни в одной стране мира, когда людям отдают бесплатно квартиру, а они еще и хотят, чтобы государство за них продолжало платить.

В XX веке государство активно стало принимать меры по устранению проблемы обеспеченности граждан жильем. Органы власти принимали не только организационные и экономические меры, такие как разработка типовых проектов многоквартирных домов в период с 1957 по 1968 год (хрущевки), но и правовые меры. Так Жилищный кодексе РСФСР 1983 года (далее – ЖК РСФР) предусматривал механизм обеспечения граждан жилыми помещениями. Некоторые категории граждан имели преимущества при получении жилых помещений, в том числе инвалиды.

К примеру, статьей 33 ЖК РСФСР предусматривалось право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений. Органы, уполномоченные на ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязаны были вести отдельные списки лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений. И если внеочередное предоставление жилых помещений подразумевает под собой чрезвычайные обстоятельства (признание жилища непригодным для проживания в результате стихийного бедствия), то на первоочередное получение жилых помещений могло претендовать значительное количество граждан, в их число включались инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды труда 1 и 2 групп, а также инвалиды 1 и 2 групп из числа военнослужащих (ст. 36 ЖК РСФСР).

В развитие данного положения законодательства было принято Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» (далее – Постановление N 901), согласно которому «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке».

С моей точки зрения в данном случае между подзаконным актом и законом есть существенное противоречие по кругу субъектов, которые обладают правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями.

Как следует из текста Постановления N 901 в первоочередном порядке обеспечивать жилыми помещениями необходимо всех инвалидов, тогда как ЖК РФСР говорит только об инвалидах Великой Отечественной войны, инвалидах труда 1 и 2 группы, а также инвалидах 1 и 2 группы, состоящих на военной службе. Вероятно, руководствоваться в данном случае необходимо ЖК РСФСР, который имеет большую юридическую силу.

После вступления в силу Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) первоочередной порядок предоставления жилых помещений был отменен. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» «граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма».

Фактически лица, имевшие право на первоочередное предоставление жилых помещений, стали обычными очередниками. На данный момент законодательством не предусмотрен механизм первоочередного предоставления жилых помещений для лиц, вставших на учет до 1 марта 2015 года. В связи с этим сложилась обширная судебная практика, которая отказывает инвалидам в предоставлении жилых помещений, ссылаясь на очередность предоставления жилых помещений.

Показательно Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 21 февраля 2017 г. по делу N 33-1535/2017. Истец обратился с иском к Администрации Барабинского района Новосибирской области о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Свои требования истец мотивировал тем, что с 1998 г. вместе с семьей из 5 человек состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как инвалид и семья, имеющая детей-инвалидов, до настоящего времени жилым помещением семья не обеспечена.

Суд отказывая в удовлетворении заявленных требований ссылался на следующее.

1. Постановлением N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Нормами ЖК РСФСР также определялось, что граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ст. 33).

2. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее – Закон о введении) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Положения ЖК РФ не предусматривают принятие граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке.

При этом в силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Очередность предоставления жилого помещения означает определенную последовательность выделения жилья лицам, из числа принятых на учет, которая совпадает с хронологической последовательностью учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исключение из этого правил установлено для граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 3 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

По мнению суда, жилое помещение может быть предоставлено истцу в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет. Однако суд не исследовал обстоятельства того, почему очередь за 19 лет не добралась до истца, сократилась ли данная очередь и какой объем средств ежегодно выделялся для предоставления жилых помещений очередникам.

К сожалению, в связи с отсутствием правового механизма первоочередного предоставления жилых помещений в ЖК РФ реализовать данное право, возникшее до 1 марта 2005 г., не представляется возможным. В рассмотренном деле инвалид стоит в очереди на получение жилого помещения с 1998 г., то есть более 19 лет.

Проблема возникла в момент, когда вступил в действие ЖК РФ. Законом о введении было предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Однако инвалиды, которые состояли в списке на первоочередное получение жилого помещения, оказались в очереди, которая не продвигалась после 1 марта 2005 года.

Ведь на основании ЖК РСФСР уполномоченными органами параллельно велись несколько списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во-первых, был список лиц, претендующих на жилые помещения на общих основаниях. Во-вторых, был список лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Закон о введении не предусмотрел создание с 1 марта 2005 года на основе списка общей очереди и списка первоочередников создание одной общей очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На законодательном уровне остался не разрешённым вопрос того, каким образом с 1 марта 2005 года будут объединены разные списки очередников, существовавшие на основании ЖК РСФСР.

Допустим, что инвалид труда 1 группы попал в очередь на первоочередное получение жилого помещения в 2003 году. С 1 марта 2005 года эта очередь сохранилась, но предоставлять жилые помещения в рамках этой очереди невозможно, так как ЖК РФ не предусматривает первоочередное предоставление жилых помещений.

Вероятно, что после 1 марта 2005 года стала продвигаться общая очередь, в которой лица не имеют первоочередного права на предоставление жилого помещения. Однако лица с первоочередным правом на получение жилого помещения не были включены в общую очередь ни Законом о введении, ни отдельным Постановлением Правительства РФ. Должны ли были уполномоченные органы на местах самостоятельно принимать решения об объединении разных очередей после 1 марта 2005 года? Однозначного ответа на данный вопрос у меня нет.

Исправить данный недостаток правового механизма можно путем изменения статьи 6 Закона о введении, для этого необходимо дополнить её следующим абзацем «Лица, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений и вставшие на учет до 1 марта 2005 г., с момента вступления в силу ЖК РФ, подлежат включению в очередь граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом времени их принятия на учет до 1 марта 2005 г.». В таком случае лица, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, были бы включены в общую очередь на дату их первоначальной постановки на учет.

Коллеги, если вам известна правовая судьба первоочередников, прошу поделиться данной информацией. Наверняка их должны были включить каким-то образом в общую очередь на получение жилых помещений.

Список использованной литературы:

1. Жилищный кодекс РСФСР;

2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»;

4. Жилищный кодекс РФ;

5. Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гражданам из числа ветеранов, инвалидов, включая детей-инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашизма и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, ПФР осуществляются ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).

Также ЕДВ предоставляется гражданам Российской Федерации из числа лиц:

  • удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);
  • членов семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • удостоенных звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы)

Полный перечень размеров ЕДВ и категорий граждан, имеющих право на ЕДВ.

Граждане из числа получателей ЕДВ также имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Кроме того, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов вследствие военной травмы устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 и от 1 августа 2005 года № 887. На сегодняшний день получателями ЕДВ и ДЕМО через органы Пенсионного фонда Российской Федерации являются свыше 15,1 миллионов граждан.

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2012 года N 147-П

О Порядке предоставления гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 22.10.2012 N 450-П)

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и Законом Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области»

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма.

2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок предоставления гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (далее — Порядок) разработан в целях реализации Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» (далее — Закон Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ).

1.2. Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком имеют граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее — граждане).

1.3. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с настоящим Порядком является министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее — уполномоченный орган).

1.4. Уполномоченный орган несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.

1.5. Размер общей площади предоставляемых жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и размер единовременной денежной выплаты определяются в соответствии с методикой определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

1.6. Жилые помещения предоставляются гражданам по избранному месту постоянного жительства в границе соответствующего населенного пункта либо с согласия гражданина в одном из населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области.

1.7. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая принятия гражданами обязательства о безвозмездном отчуждении такого жилого помещения), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать занимаемое по договору социального найма жилое помещение, жилое помещение предоставляется гражданину по нормам, установленным Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом предоставление жилого помещения гражданину осуществляется только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 36 кв. метров.

Жилое помещение, предоставляемое в собственность, оформляется в общую совместную собственность всех членов семьи гражданина. В случае, если у гражданина и членов его семьи после предоставления жилого помещения окажется на праве собственности и (или) по договору социального найма 2 и более жилых помещений, вопрос об оформлении прав на предоставленные жилые помещения решается по договоренности между гражданином и членами его семьи.

1.8. Уполномоченный орган осуществляет контроль за выполнением обязательств о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилых помещений без установленных обременений, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности, либо о расторжении договора и об освобождении жилого помещения гражданином и членами его семьи, проживающими в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет отчетность об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц по форме и в порядке, установленным Министерством регионального развития Российской Федерации.

Процедура составления списка граждан, претендующих на обеспечение жилыми помещениями

2.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее — органы местного самоуправления):

— проводят в соответствии с требованиями статьи 13 Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ в период с 1 января по 1 апреля перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком;

— принимают при наличии оснований, установленных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

— формируют учетные дела граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком (далее — учетное дело).

2.2. Учетное дело формируется органами местного самоуправления в соответствии с положениями федеральных законов от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и настоящим Порядком.

2.3. Учетное дело гражданина должно содержать:

— документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи;

— документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных им в качестве членов семьи, и (или) подтверждающие признание членами семьи гражданина иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

— документы, подтверждающие отношение гражданина к категории, указанной в пункте 1.2 настоящего Порядка:

— удостоверение, на основании которого реализуются меры социальной поддержки;

— справку об общей продолжительности военной службы;

— выписку из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения;

— копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

— выписку из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

— копию документов, подтверждающих право на первоочередное предоставление жилого помещения в соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

— справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) — для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания (за исключением граждан, проживающих в служебном жилищном фонде федерального органа исполнительной власти, из которого увольнялись такие граждане);

— выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельство о государственной регистрации права собственности или документ, удостоверяющий право собственности недвижимого имущества до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», о наличии (отсутствии) у граждан и (или) членов их семей жилых помещений в собственности;

— выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов за последние пять лет;

— обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения по форме согласно приложению N 1 к Порядку (в 2 экземплярах) — в случаях наличия у граждан и (или) членов их семей жилых помещений в собственности и (или) по договору социального найма, не имеющих обременений;

— одностороннее обязательство о сдаче жилого помещения по форме согласно приложению N 3 к Порядку (в 2 экземплярах) — в случае, если гражданин занимает жилое помещение, относящееся к специализированному жилищному фонду, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.10.2012 N 450-П)

2.4. На основании материалов учетных дел органы местного самоуправления:

— до 5 апреля текущего года формируют и утверждают своим решением список граждан, претендующих на обеспечение жилыми помещениями по муниципальному образованию Астраханской области, в отношении которых не выявлены основания для снятия с учета, по форме согласно приложению N 2 к Порядку с указанием фамилии, имени, отчества всех членов семьи, даты рождения, пола, даты постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, адреса постоянного места жительства (далее — список граждан). Список граждан формируется в хронологическом порядке — по дате приема граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Астраханской области. При формировании списка граждан учитывается первоочередное право на предоставление жилых помещений лиц, указанных в абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

— до 10 апреля текущего года представляют список граждан и учетные дела граждан, включенных в список, в уполномоченный орган.

2.5. Для проверки учетных дел в уполномоченном органе создается комиссия. Состав комиссии и порядок её работы утверждаются правовым актом уполномоченного органа.

2.6. Уполномоченный орган до 1 мая текущего года в соответствии с требованиями части 2 статьи 33.1 Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ согласно поступившим от органов местного самоуправления спискам граждан и учетным делам:

— проверяет наличие и соответствие документов в учетных делах документам, указанным в пункте 2.3 настоящего Порядка;

— формирует и утверждает своим правовым актом сводный список граждан, претендующих на предоставление жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма либо на денежную выплату в текущем финансовом году (далее — сводный список) в пределах бюджетных ассигнований, поступивших в бюджет Астраханской области из федерального бюджета в виде субвенций;

— возвращает в случае отсутствия в учетном деле одного или более документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, или их несоответствия требованиям законодательства учетное дело по принадлежности органу местного самоуправления для его доработки.

Повторное рассмотрение уполномоченным органом вопроса о включении гражданина в сводный список производится в соответствии с настоящим Порядком.

2.7. Гражданин, получивший письменное уведомление о включении его в сводный список, обязан в срок до 31 мая прибыть в уполномоченный орган для подачи заявления о выборе одной из форм обеспечения жилыми помещениями, форма которого утверждена уполномоченным органом. После подачи заявления граждане включаются в сводный список в соответствии с настоящим Порядком.

2.8. Уполномоченный орган по истечении срока, указанного в пункте 2.6 настоящего Порядка, но не позднее 10 июня текущего года утверждает номенклатуру жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, включенным в сводный список и выбравшим одну из форм обеспечения жилыми помещениями, установленных статьей 33.1 Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ.

Предоставление жилого помещения в собственность бесплатно и предоставление жилого помещения по договору социального найма

3.1. Уполномоченный орган в пределах предоставленных субвенций из федерального бюджета на финансовый год, номенклатуры жилых помещений и условий, изложенных в пункте 1.5 настоящего Порядка, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, размещает государственный заказ на приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья (от застройщика) в государственную собственность Астраханской области в соответствии с федеральным законодательством.

3.2. Не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта передает казенному предприятию Астраханской области «Фонд государственного имущества Астраханской области» (далее — Фонд государственного имущества) документы, необходимые для подписания актов приема-передачи жилых помещений, а также последующей регистрации права государственной собственности Астраханской области на приобретенные жилые помещения.

3.3. Фонд государственного имущества:

— подписывает акты приема-передачи жилых помещений;

— в установленном законодательством порядке регистрирует право государственной собственности Астраханской области на приобретенные жилые помещения;

— в течение 5 дней с момента регистрации права государственной собственности Астраханской области на жилое помещение направляет:

уполномоченному органу копии правоустанавливающих документов на приобретенные жилые помещения;

агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области документы, необходимые для внесения приобретенного имущества в Реестр государственного имущества Астраханской области.

3.4. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента получения копий правоустанавливающих документов на приобретенное жилое помещение принимает решение о предоставлении его гражданину и направляет решение в Фонд государственного имущества.

3.5. Решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма либо государственной регистрации перехода прав на жилое помещение.

3.6. Фонд государственного имущества:

— заключает в течение месяца с гражданином договор социального найма с учетом всех членов семьи гражданина либо в установленном законодательством порядке осуществляет передачу жилого помещения в собственность гражданина и членов его семьи;

— направляет информацию о выполнении решений, указанных в пункте 3.5 настоящего Порядка, в уполномоченный орган и агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, а также уведомляет органы местного самоуправления по месту постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении о предоставлении ему жилого помещения.

3.7. Орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области в течение 30 дней с момента получения указанного в пункте 3.6 настоящего Порядка уведомления снимает гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях.

(Пункт 3.7. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.10.2012 N 450-П)

3.8. Уполномоченный орган в течение 30 дней с момента получения указанного в пункте 3.6 настоящего Порядка уведомления информирует в письменной форме с приложением экземпляра одностороннего обязательства гражданина, указанного в абзаце пятнадцатом пункта 2.3 настоящего Порядка, соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о реализации гражданином права на обеспечение жилым помещением с указанием адреса предоставленного (приобретенного) жилого помещения и адреса занимаемого жилого помещения для принятия мер по освобождению ранее занимаемых данными гражданами жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

(Пункт 3.8. введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.10.2012 N 450-П)

Приложение N 1. Обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения

Приложение N 1

к Порядку

(Форма)

Мы, нижеподписавшиеся, __________________________________________

____________________________________________________________________,

(ф.и.о.)

паспорт _________________________, выданный _________________________

(серия, номер)

____________________________________________________________________

(наименование органа местного самоуправления муниципального образования Астраханской области

____________________________________________________________________

и ф.и.о. руководителя)

с другой стороны, обязуемся совершить следующие действия.

В связи с предоставлением в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»

жилого помещения по договору социального найма___________________

_________________________________________________________________________________________(наименование муниципального образования)

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения

жилого помещения в собственность бесплатно

области, занимаемое ими на основании ордера (договора социального найма) от «____»_____________г., выданного ____________________________________,

(наименование органа, выдавшего ордер)

находящееся в _____________________________________________________

(федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации,

муниципальной собственности), нужное указать)

(наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию права

____________________________________________________________________,

на недвижимое имущество и сделок с ним)

освободить и сдать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в 2-месячный срок с даты подписания акта приема-передачи предоставляемого жилого помещения или в 2-месячный срок с даты перечисления средств единовременной денежной выплаты на счет продавца жилого помещения, приобретаемого должником. Кроме того, должник обязуется с момента подписания настоящего обязательства не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иные действия, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимся членами его семьи.

Руководитель органа местного самоуправления муниципального образования Астраханской области:

___________________________________________________________________

(ф.и.о)

обязуется принять от должника занимаемое им жилое помещение, указанное в настоящем обязательстве, в установленный этим обязательством срок.

Совершеннолетние члены семьи, совместно проживающие с ________________

____________________________________________________________________,

(ф.и.о. должника)

удостоверяют свое согласие с настоящим обязательством:

Данные о членах семьи должника

Данные паспорта

Подпись

ф.и.о.

степень родства

дата рождения

номер

дата выдачи

кем выдан

Руководитель органа местного самоуправления муниципального образования Астраханской области

_____________ _________________

(подпись) (расшифровка подписи)

М.П.

«__» __________ 20__ г.

Должник __________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

«__» __________ 20__ г.

Примечание. Каждая страница настоящего обязательства подписывается руководителем органа местного самоуправления муниципального образования Астраханской области и должником.

Приложение N 2

к Порядку

(Форма)

Утвержден

(реквизиты решения органа местного самоуправления)

N п/п

Фамилия, имя, отчество гражданина, уволенного с военной службы (службы)

Паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан)

Число, месяц, год рождения

Состав семьи

Адрес постоянного места жительства

Дата постановки на учет

Наличие права на дополнительную площадь

Наличие права на первоочередное получение жилого помещения

Приложение N 3. Одностороннее обязательство о сдаче жилого помещения

Приложение N 3

к Порядку

(введено постановлением Правительства Астраханской области от 22.10.2012 N 450-П)

(Форма)

Мы, нижеподписавшиеся, __________________________________________________

________________________________________________________________________,

(ф.и.о.)

паспорт____________________, выданный ____________________________________

(серия, номер)

________________________________________ «___» __________ _____ г.

(далее — должник), обязуемся совершить следующие действия.

(наименование муниципального образования)

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство

жилого помещения

жилого помещения в собственность бесплатно

должник и совместно проживающие с ним члены семьи принимают на себя обязательство:

жилое помещение из ________ комнат общей площадью ____ кв. м в квартире N ____ дома N __ по улице ____

в городе (закрытом военном городке) ______________________________________________

района _____________________________ области, занимаемое ими на основании _______________________________

от «____»_____________г., выданного ________________________________________, (наименование органа, выдавшего ордер)

находящееся в специализированном жилищном фонде, в ведении Министерства обороны Российской Федерации, освободить и сдать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в 2-месячный срок с даты подписания акта приема-передачи предоставляемого жилого помещения или в 2-месячный срок с даты перечисления средств единовременной денежной выплаты на счет продавца жилого помещения, приобретаемого должником. Кроме того, должник обязуется с момента подписания настоящего обязательства не совершать иные действия, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимся членами его семьи.

Совершеннолетние члены семьи, совместно проживающие с

__________________________________________________________________,

(ф.и.о. должника)

удостоверяют свое согласие с настоящим обязательством:

Данные о членах семьи должника

Данные паспорта

Подпись

ф.и.о.

степень родства

дата рождения

номер

дата выдачи

кем выдан

Должник __________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх