Подведомственность по КоАП РФ

Новая редакция Ст. 29.10 КоАП РФ

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;

5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 29.10 КоАП РФ

1. Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении.

2. Это постановление в обязательном порядке должно содержать определенные реквизиты. Должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции судьи, органа, должностного лица, их права на рассмотрение дела. Кроме того, из текста постановления должно быть видно, что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу.

3. Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

4. В ходе рассмотрения дела должны быть установлены обстоятельства, подтверждающие противоправность деяния, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наличие или отсутствие данных обстоятельств должно найти отражение в постановлении. В постановлении указывается и правовая квалификация совершенного деяния, то есть те нормы законодательства, которые предусматривают административную ответственность за совершение правонарушения.

5. Важнейшая часть постановления — это мотивированное решение по делу. Мотивированное решение — это общая оценка деяния привлекаемого к ответственности субъекта. Это признание виновности или невиновности лица и решение о применении того или иного вида административного наказания.

6. В постановлении указываются срок и порядок обжалования.

7. В целях оптимизации процесса исполнения наказания о наложении административного штрафа необходимо указать информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами заполнения расчетных документов. Кроме того, назначение такого вида наказания, как административное приостановление деятельности, должно быть конкретизировано в постановление по делу об административном правонарушении. Должны быть четко указаны мероприятия, осуществление которых будет иметь целью административное приостановление деятельности субъекта, привлеченного к административной ответственности. А в том случае, если данное наказание применяется за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указываются меры, направленные на приостановление операций по счетам.

8. Особо стоит вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснило, что, учитывая что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией, судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП. Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

9. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Другой комментарий к Ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. При вынесении постановления судья, коллегиальный орган, рассматривающие дело об административном правонарушении, руководствуются материальными и процессуальными нормами, которыми предусматривается административная ответственность. Вынесение постановления осуществляется в соответствии с требованиями, вытекающими из задач и принципов законодательства об административных правонарушениях.

Законность и обоснованность решения является одним из основных таких требований.

2. Решение является законным в том случае, если оно вынесено при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Коллегиальный орган, должностное лицо, судья, разрешающие дело об административных правонарушениях, должны строго руководствоваться указаниями закона. При этом необходимо учитывать, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а КоАП РФ при привлечении к административной ответственности является основополагающим для применения материальных, процессуальных норм как федерального, так и регионального законодательства. Как показывает практика, пренебрежение нормами КоАП РФ приводит к нарушениям прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

3. Решение, принятое по делу об административном правонарушении, не может быть признано законным, если коллегиальный орган, должностное лицо, судья не применили закон, подлежащий применению. Неприменение надлежащего закона относится к тем случаям, когда в решении не была сделана ссылка на норму материального права и дело разрешено в противоречии с законом.

4. Решение не может быть законным и в том случае, если была сделана ссылка на нормативный подзаконный акт, официально не опубликованный и не зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, ибо нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательной регистрации и официальному опубликованию.

Законность решения предполагает, что оно должно быть принято компетентным органом и в порядке, установленном для данного органа: коллегиально или на основе единоначалия. При коллегиальном порядке решение по делу об административном правонарушении может считаться принятым лишь в том случае, если соблюдено требование кворума.

5. Решение не может быть признано законным, если оно принято с нарушением процессуальных сроков. В КоАП РФ установлены различные сроки разрешения отдельных категорий дел и предусмотрены правовые последствия нарушений этих сроков.

6. Под обоснованностью решения по делу об административном правонарушении следует понимать соответствие выводов коллегиального органа, должностного лица, судьи об обстоятельствах дела действительному положению дела. Решение по делу об административном правонарушении обосновано, если в нем отражены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях нарушителя.

7. Постановление должно быть доступным для всеобщего восприятия. Поэтому оно должно быть составлено в ясных, понятных выражениях.

8. В постановлении по делу об административном правонарушении отражаются сведения, изложенные в определенной последовательности, что является необходимым условием правильности принятого решения. Как вытекает из смысла ч.1 данной статьи, структура постановления состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части должны быть указаны: номер постановления, дата его вынесения, наименование населенного пункта, на территории которого находится орган; наименование органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (фамилия, имя, отчество), полное наименование юридического лица. При этом могут быть указаны иные сведения, например, идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено постановление за нарушение в области налогообложения; данные об инвалидности лица, наличии у него государственных наград, почетных, воинских и других званий.

Описательная часть постановления представляет собой обоснованное решение, которое судья, должностное лицо, коллегиальный орган принимает по рассматриваемому делу об административном правонарушении. В постановлении излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Важнейшим компонентом описательной части является анализ и оценка доказательств, исследованных при рассмотрении дела. В постановлении должны получить оценку все доказательства. Судья, должностное лицо должны указать, какие из доказательств явлются достоверными, а какие недостоверными, привести убедительные аргументы в подтверждение своих выводов.

Суждение относительно квалификации административного правонарушения также должно быть мотивировано. Не соглашаясь с возражениями, объяснениями лица, привлекаемого к ответственности, судья либо должностное лицо не должны голословно отвергать его доводы, а обязаны их опровергнуть с помощью имеющихся доказательств. Постановление подлежит отмене, если доводы лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не опровергнуты материалами дела.

В описательной части постановления должны быть учтены при назначении наказания обстоятельства, характеризующие степень общественной опасности административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие ответственность правонарушителя. При рассмотрении дела может быть сделан вывод о необходимости освобождения от административного наказания. В этом случае постановление также должно содержать мотивировку принятого решения.

Резолютивная часть постановления представляет собой логический и юридический вывод из описательной части, в котором четко формулируется решение по рассматриваемому делу об административном правонарушении: фамилия, имя, отчество физического лица, наименование организации; решение о признании лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, виновным; соответствующая статья КоАП РФ, по которой данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания (основного и дополнительного); окончательная мера административного наказания.

При назначении административного штрафа судья может указать наименование счета организации, привлекаемой к ответственности, с которой следует взыскивать административный штраф. Это не противорчит закону и ускоряет исполнение вступившего в законную силу решения судьи.

Если лицо до вынесения постановления было задержано в порядке меры прсечения, срок административного задержания указывается в зачет срока административного наказания.

В резолютивной части постановления, кроме вопросов, перечисленных в ч.1 комментируемой статьи, должны найти отражение такие моменты, как решение по вопросу о возмещении имущественного вреда, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (если данный вопрос рассматривался одновременно с назначением административного наказания). Судья вправе решить одновременно с назначением наказания вопрос о возмещении ущерба независимо от суммы (см. комментарий к ст.4.7).

10. В постановлении должна быть определена и правовая судьба изъятых документов и вещей, находившихся при физическом лице, изъятых документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или изъятия. Правовая судьба указанного имущества решается в зависимости от правового режима имущества. В частности, согласно ч.5 комментируемой статьи: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению; документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством; изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента РФ.

В резолютивной части постановления также указывается, куда можно обжаловать решение, каким образом, а также срок обжалования.

10. Постановление по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов, членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Отсутствие кворума влечет недействительность принятого решения.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1493-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Транс Авто» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 части 7 статьи 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и частью 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Что касается привлечения к административной ответственности юридических лиц за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, то в силу части 2 статьи 25.1, статьи 25.15, части 4.1 статьи 28.2, а также пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным извещением лица, в отношении которого ведется производство по такому делу. Соответственно, оспариваемое законоположение, действующее в системной взаимосвязи с иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающими гарантии соблюдения прав лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2016 N 214-О «По жалобе гражданина Давыдова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закрепляя процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях наряду с этим возлагает на органы и должностные лица, осуществляющие административно-деликтное производство, обязанности по их разъяснению привлекаемому к административной ответственности лицу при применении к нему административного задержания (часть 5 статьи 27.3), составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения (часть 7 статьи 28.1), вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (часть 3 статьи 28.7), составлении протокола об административном правонарушении (часть 3 статьи 28.2), рассмотрении дела об административном правонарушении (пункт 5 части 1 статьи 29.7), а также обжаловании постановления по делу об административном правонарушении (пункт 5 части 2 статьи 30.6).

Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2007 N 666-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ушенина Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 12.26, части 2 статьи 25.1 и части 4 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Определенный названным Кодексом порядок рассмотрения дела об административном правонарушении закрепляет право защитника заявлять ходатайства (часть 5 статьи 25.5) и предусматривает обязанность судьи (органа, должностного лица) при подготовке к рассмотрению дела выяснять наличие ходатайств (пункт 6 статьи 29.1), а при рассмотрении дела — рассматривать заявленные ходатайства (пункт 6 части 1 статьи 29.7). При этом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7); в случае необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, выносится определение об отложении рассмотрения дела (подпункт «в» пункта 7 части 1 статьи 29.7).

Приказ Росрегистрации от 28.05.2007 N 102 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления»

9.8. В случае, когда составление протокола невозможно в отсутствие по уважительной причине лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и при наличии его ходатайства об отложении составления протокола, рекомендуется, согласно пункту 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса и пункту 7 части 1 статьи 29.7 Кодекса, вынести определение об отложении производства по делу либо составить акт (справку) о причине, по которой протокол в указанный день не был составлен, вновь назначить день составления протокола, с обязательным уведомлением лица, в отношении которого составляется протокол.

Приказ Росфинмониторинга от 06.06.2012 N 192 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства

73. Дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 29.6 КоАП России «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении» рассматривается должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП России «Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении».

Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 763-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Викторова Геннадия Савельевича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 25.6, частью 1 статьи 29.2 и пунктом 1 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Судья, как и иные органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, вправе заслушивать объяснения и показания лиц, участвующих в деле, оглашать материалы дела, исследовать иные доказательства, а также осуществлять необходимые процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности, в том числе посредством вызова в качестве свидетеля лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (статья 25.6, часть 5 статьи 25.7, статьи 26.1, 26.2, 26.3 и 29.7 КоАП Российской Федерации).

Приказ Росфинмониторинга от 24.05.2010 N 129 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства

63. Дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении» рассматривается должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ «Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении».

Приказ Роструда от 12.03.2010 N 75 «Об утверждении Методических указаний о порядке заполнения процессуальных документов, оформляемых при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации)»

1.13. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо обязано соблюдать установленную статьей 29.7 Кодекса последовательность составления процессуальных документов. Так, после открытия заседания при наличии соответствующих оснований могут быть вынесены следующие определения:

Приказ Росприроднадзора от 14.06.2007 N 165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков»)

5.4. В соответствии со статьей 29.7 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении:

объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

Приказ ФТС России от 24.04.2007 N 525 (ред. от 24.10.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение в другой таможенный орган Российской Федерации»

12. Ходатайство о передаче дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство, рассматривает должностное лицо таможенного органа Российской Федерации при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в порядке пункта 6 статьи 29.1, пункта 5 части 1 статьи 29.4, а при рассмотрении — в порядке пункта 6 части 1 статьи 29.7 КоАП России.

07:00, 07.05.2020 Сюжет: Все о коронавирусе / COVID-19

Как избежать штрафа и не загреметь в участок за выход из дома в условиях самоизоляции?

Фото: Ринат Назметдинов

Ни один полицейский не может выписать штраф — это не в его компетенции. Сотрудник МВД может составить только протокол, однако это не означает, что гражданин уже в чем-то виноват, отмечает политолог и колумнист «Реального времени» Карина Горбачева. Между тем в интернете гуляют десятки видео, где правоохранители скручивают гуляющих граждан и заталкивают в служебный автомобиль, применяя наручники, газовые баллончики и другие девайсы. Горбачева, рассматривая статью 20.6.1. КоАП РФ, в сегодняшней авторской колонке рассказывает, как вести себя в подобных случаях и что говорит российское законодательство на сей счет. Также она объясняет, как будут сниматься ограничения с людей.

Пока одни добропорядочные граждане отсиживаются дома, другие, рискуя своим кошельком и здоровьем, выходят на улицу. Не все сталкиваются при этом с проверяющими должностными лицами, но у тех, кто с ними все же встречался, опыт разный: кто-то получает штраф, кого-то полицейские забирают в отделение, предварительно скрутив, а кто-то рассказывает о спокойной беседе без каких-либо протоколов. Возникает вопрос: в чем «секрет успеха»? И почему не все граждане, на которых составили протоколы, получили штраф?

Кто составляет протокол

Во-первых, до определенного времени оформлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1. КоАП РФ, сотрудники полиции попросту не могли. Это регламентировано статьей административного кодекса 28.3. «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях», по которой этим правом наделены сотрудники МЧС и региональные чиновники, если руководитель региона утвердил такой список.

Так, в Башкирии еще 3 апреля 2020 года Указ главы Республики Башкортостан от №УГ-133 этим правом наделил сотрудников длинного перечня органов власти: Министерства здравоохранения, Министерства земельных и имущественных отношений, Министерства лесного хозяйства, Министерства молодежной политики и спорта, Минэкологии, Минсельхоза, Министерства семьи, труда и социальной защиты, Госкомитета по делам юстиции, Госкомитета по жилищному и строительному надзору, Госкомитета по строительству и архитектуре, Госкомитета по торговле и защите прав потребителей, Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству, Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, Инспекции Гостехнадзора и даже Управления ветеринарии.

С 12 апреля правительство РФ составило перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы за нарушение части 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. Фото Ильи Репина

В Татарстане подобный документ был подписан президентом Республики Татарстан 6 апреля. Согласно его Указу №УП-224, это чиновники из Министерства экологии и природных ресурсов, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Министерства транспорта и дорожного хозяйства, Министерства лесного хозяйства, Министерства труда, занятости и социальной защиты, Госкомитета по тарифам, Госкомитета по биоресурсам, Госалкогольинспекции, Инспекции ГСН, Управления Гостехнадзора, Комитета по охране объектов культурного наследия.

Сотрудник полиции мог оформлять протокол по ст. 6.3., но не по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Как отмечал глава «Апологии протеста» Алексей Глухов, проверку граждан полицейский проводил вместе с региональным чиновником.

В некоторых регионах полиция составляла протоколы по статье 6.3 на граждан, которые не находились на карантине и не получали именного постановления об этом.

С 6 апреля судебные дела по таким случаям начали прекращать в Казани в связи с их малозначительностью. А 20 апреля первый российский штраф по ст. 6.3., назначенный уфимцу Руслану Шарифуллину, который не был на карантине, опротестовала прокуратура. Дело было прекращено по причине отсутствия состава правонарушения. Кроме того, была нарушена подсудность — дела по ст. 6.3 должен был рассматривать районный суд, а не мировой судья.

С 12 апреля Правительство РФ все-таки составило перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы за нарушение части 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. Теперь таким правом наделены кроме сотрудников МЧС полицейские, сотрудники Росгвардии, Росжелдора, Росатома и Роскосмоса, пожарные. С подробным перечнем должностных лиц можно ознакомиться в распоряжении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N975-р.

Следует понимать — это то, что ни один сотрудник полиции, МЧС и другое уполномоченное лицо не может выписать человеку штраф. Фото Рината Назметдинова

Вину не признаю, правонарушение не совершал

Как же снизить вероятность получения штрафа при нахождении вне дома в новых условиях?

Первое, что следует понимать — это то, что ни один сотрудник полиции, МЧС и другое уполномоченное лицо не может выписать человеку штраф. В сознании граждан укоренилось ошибочное представление, что составление протокола об административном правонарушении обязательно подразумевает наложение штрафа. К счастью, это не так: полицейский может составить лишь протокол о возможном правонарушении, а вот было ли оно действительно совершено, будет решать суд. Praesumptio innocentiae (презумпция невиновности) в Российской Федерации действует не только в уголовном, но и в административном праве.

А значит, каждый, на кого составлен протокол, считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом. Об этом и о том, что никто не обязать доказывать свою невиновность, прямо сообщает ст. 1.5 административного кодекса.

Важно отметить, что ст. 5 Федерального закона №3 «Закон о полиции» обязывает сотрудника полиции при обращении к гражданину назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию свое служебное удостоверение. Кроме того, в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Также стоит иметь в виду, что, согласно ст. 8 «Закона о полиции», граждане имеют право вести видеосъемку происходящего вокруг них события, которая может быть использована в судебном разбирательстве в случае нарушения их прав.

Юристы напоминают, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ не обязательно свидетельствовать против себя, поэтому можно указать в протоколе «вину не признаю, правонарушение не совершал». Также не стоит заполнять и подписывать пустой бланк протокола. Можно заявить ходатайства о вступлении в производство свидетеля, защитника, о рассмотрении дела по месту жительства. Если гражданина не ознакомили до оформления протокола с конституционными и процессуальными правами в соответствии со ст. 25.1. КоАП РФ, об этом также стоит заявить в графе «объяснение». Там же гражданин указывает, куда направлялся, осуществляя свое право на передвижение (за хлебом, в аптеку, к адвокату и т. д.).

Гражданин указывает, куда направлялся, осуществляя свое право на передвижение (за хлебом, в аптеку, к адвокату и т. д.). Фото Рината Назметдинова

Таким образом, встреча с полицией не всегда сулит составление протокола, а составление протокола не всегда приводит к признанию вины гражданина. Следует также учесть, что при рассмотрении дела всегда происходит проверка законности протокола, и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то такой протокол возвращается заявителю. Постановление по итогу судебного разбирательства бывает двух видов: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу. В первом случае, если речь идет о нарушении статьи 20.6.1 КоАП РФ, минимальное наказание — это предупреждение или штраф в размере 1 000 рублей. Принятое постановление можно обжаловать в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящую судебную инстанцию.

При любом развитии ситуации гражданам чрезвычайно важно знать свои права. Часто разговор с человеком, разбирающимся в законе, оказывается на удивление коротким и благожелательным.

А если дело доходит до протокола, ему легче отстоять права в суде. Также стоит помнить о вежливом тоне и обязанности выполнять законные распоряжения сотрудников правопорядка.

Судебная практика

21 апреля Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики по привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. В частности, в нем говорится о том, что действия гражданина, нарушающие пункты региональных нормативных правовых актов (указов, постановлений, распоряжений региональных органов власти) о введении режима повышенной готовности (например, указ главы Республики Башкортостан №УГ-111) квалифицируются по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. Указаний на то, что ограничения на передвижения противоречат Конституции, данный обзор не содержит.

Вместе с тем, соответствие Конституции региональных нормативных актов по содержанию устанавливает Конституционный суд РФ. Осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке актов по таким вопросам могут президент, Совет Федерации, Государственная дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, региональные органы законодательной и исполнительной власти.

Осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Фото Ильи Репина

На данный момент иски о признании недействительными отдельных пунктов постановлений регионов о «самоизоляции» подаются в суды общей юрисдикции. В удовлетворении одного из исков, в Брянской области, уже отказано. Запросов же о проверке конституционности актов о режиме «самоизоляции» в Конституционный суд не поступало.

Этапы снятия ограничений

На совещании с президентом Владимиром Путиным глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что разработан проект методических рекомендаций для определений показателей, которые являются основанием поэтапного снятия ограничительных мероприятий.

Если проект утвердят, то снятие ограничений будет проводиться в три этапа.

На первом этапе будут разрешены занятия физкультурой и спортом на открытых пространствах, прогулки с детьми, работа предприятий торговли и услуг определенной площади с соблюдением социальной дистанции. На втором — разрешат прогулки с членами семьи, открытие объектов сферы торговли и услуг большей площади, но с ограничением одновременно обслуживаемых посетителей, начнут работу образовательные учреждения. На третьем — откроют места отдыха (парки, скверы) с соблюдением социальной дистанции, работа предприятий сферы торговли и услуг будет без ограничений, будут работать все образовательные организации и гостиницы, общепит.

Решения о снятии ограничений будут приниматься главами регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов. Снятие ограничений будет проводиться после оценки текущего эпидемиологического положения, на которую могут понадобиться 1-2 недели.

Решения о снятии ограничений будут приниматься главами регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов. Фото Максима Платонова

Проект снятия ограничений предлагает вполне логичную схему выводу страны из режима «самоизоляции». Его утверждение позволит не только сохранить здоровье граждан страны, но и мягко запустить экономику, снизить напряженность в регионах. Однако если Роспотребнадзор утвердит этот проект, сам процесс снятия ограничений будет зависеть от развития эпидемиологической обстановки в конкретных регионах, а также от слаженности и продуманности действий региональных чиновников, ответственных за ее состояние на местах. Кроме того, этот проект оставляет возможность главам субъектов возобновлять ограничения при осложнении ситуации.

Карина Горбачева ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх