Полиция психолог

Психолог, полиграфолог и просто красавица

Жители России регулярно видят деятельность наружных служб полиции, но в органах внутренних дел есть и такие сотрудники, чья работа скрыта от посторонних глаз. К примеру – психолог, обязанности которого начинаются с отбора кандидатов на службу и заканчиваются ведением переговоров с террористами.

Опыт – сын ошибок трудных

Психолог отдела по работе с личным составом УМВД России по г. Кургану Ирина Моторина служит в полиции несколько лет, и каждый год её карьеры насыщен событиями. Курсы повышения квалификации следуют один за другим и чередуются со служебными командировками, между которыми Ирина ещё успевает осваивать новые методики исследования личности…

– Я не могу сказать, что с детства хотела стать психологом, но я всегда мечтала о военной службе, – говорит девушка. – Когда я училась в 11 классе, моя мама увидела по телевизору объявление о наборе в вузы МВД и предложила мне попробовать поступить в один из них. Так я стала курсантом Уральского юридического института МВД России и в 2013 году окончила его по специальности «Психология служебной деятельности».

Несмотря на то, что в университете Ирина получила хорошие теоретические знания, перейти от теории к практике оказалось сложнее, чем она предполагала. Первые месяцы в новой должности девушка вспоминает как непростой период, когда ей пришлось многому учиться, глядя на старших товарищей.

– Когда я только начала работать психологом, на мою долю выпал очень тяжёлый случай, – рассказывает Ирина. – У одного сотрудника полиции умер маленький сын, и с моей стороны требовалось оказать этому мужчине и его семье психологическую поддержку. На тот момент у меня не было практического опыта работы в таких ситуациях, и я переживала, что ничего не получится, что я не смогу оказать этим людям ту помощь, которая им необходима. Я много советовалась со своей коллегой Мариной Овчинниковой и считаю, что всё-таки справилась с поставленной задачей.

В дело вступает полиграф…

Одна из основных обязанностей психолога УМВД – отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел. В настоящее время любой человек, желающий стать сотрудником полиции, обязан пройти психофизиологическое обследование с использованием полиграфа – так называемого «детектора лжи». Проводить такие обследования Ирина четыре месяца училась в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя.

– Когда ко мне приходит кандидат на службу, я должна проверить, есть ли в его биографии моменты, представляющие собой факторы риска, – объясняет психолог. – Я спрашиваю у человека, совершал ли он в своей жизни определённые деяния, а полиграф вычисляет, правду говорит кандидат или нет.

Ирина отмечает, что все люди по-разному относятся к прохождению полиграфа и по-разному ведут себя в процессе обследования. Одни выглядят хладнокровными и безразличными, другие волнуются, потому что им есть что скрывать, а кто-то нервничает, хотя скрывать ему совершенно нечего.

– Во время обследования с использованием полиграфа на психолога возлагается большая ответственность, – признаётся Ирина. – Ведь функция специалиста заключается не только в том, чтобы включить полиграф и настроить его на работу. Во время тестирования я внимательно слежу за всеми реакциями человека, его мимикой, и соотношу это с показателями аппарата. То есть и на специалиста нагрузка ложится тоже очень большая.

Слыша традиционный вопрос «можно ли обмануть полиграф?», Ирина улыбается и отрицательно качает головой. Тот, кто думает, что полиграф легко обмануть, скорее всего, сам никогда не проходил эту процедуру, утверждает она.

– Сейчас на телевидении популярны передачи, в которых известные люди публично проходят обследование с использованием полиграфа, и он определяет, честно они отвечают на вопросы или нет… На самом деле, все эти телепередачи – просто шоу, и то, что там показывают, не соответствует реальной процедуре обследования. У зрителей, которые смотрят такие программы, складывается неверное представление о работе полиграфа, и они считают, что обмануть его проще простого.

Психология боевых действий

В должностные обязанности Ирины входит не только работа с кандидатами на службу, но и с действующими сотрудниками полиции. Психологи постоянно отслеживают социально-психологический климат в подразделениях УМВД, организовывают анкетирования, консультации, психокоррекционные мероприятия и лекционные занятия. Стажёров приглашают на специальные тренинги, помогающие молодым людям адаптироваться к службе.

Психологическая работа с сотрудниками полиции проводится во всех регионах, но особенно она важна в горячих точках, где каждый день несёт с собой опасность. Год назад Ирина была в долгосрочной командировке на Северном Кавказе, где работала с полицейскими в качестве психолога.

– Мы оказывали психологическую помощь как нашим курганским коллегам, так и сотрудникам других территориальных органов, – вспоминает Ирина. – В горячих точках случаются подрывы, несчастные случаи, теракты, в которых сотрудники полиции получают травмы или погибают. Поэтому с ними мы вели особую работу с учётом особенностей службы, возможных опасностей и рисков.

Выполняя служебные обязанности в командировке, Ирина побывала в разных районах и городах Чеченской Республики, а также в Республиках Дагестан и Северная Осетия – Алания. После возвращения из командировки Ирине было присвоено звание ветерана боевых действий и вручена почётная грамота УМВД России по Курганской области за высокие показатели в оперативно-служебной деятельности на территории Северо-Кавказского региона.

Работа на перспективу

По мнению Ирины, залог успеха любого специалиста – постоянное самосовершенствование и развитие в разных направлениях. Этим летом девушка участвовала в конкурсе профессионального мастерства среди психологов регионального УМВД и заняла в нём второе место. А несколькими годами ранее она стала «Мисс Артистичность» в конкурсе «Мисс УМВД России по Курганской области». Кроме того, Ирина очень любит посещать различные занятия, повышающие её профессиональный уровень.

– Например, я проходила теоретический и практический курсы по основам рационально-эмоциональной поведенческой терапии, – говорит она. – Там нас учили, как нужно проводить беседы с людьми, имеющими фобии, переживания. Смысл этого метода в том, чтобы в результате беседы с психологом человек сам сделал для себя какие-то выводы. То есть не специалист ему что-то рекомендует, а к нему самому приходит осознание правильного выбора.

Новые профессиональные цели Ирина ставит перед собой и сейчас. В числе её ближайших планов – изучить тактику ведения переговоров с террористами, а также методику, позволяющую оценивать характер людей по внешности.

Ольга Ушакова, УМВД России по г. Кургану

Методические рекомендации
Методические рекомендации по планированию работы муниципальных комиссий по профилактике правонарушений
Методические рекомендации секретарю муниципальной комиссии по профилактике правонарушений по оформлению протокола
Образец плана работы муниципальной комиссии по профилактике правонарушений
Обзоры Правительственной комиссии по профилактике правонарушений
2018 год
Методические рекомендации в сфере профилактики правонарушений
Обзор о положительном опыте организации работы по привлечению граждан и общественных объединений к участию в охране общественного порядка

2017 год
Обзор о результативности взаимодействия территориальных органов МВД России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам создания необходимых условий деятельности народных дружин и иных объединений правоохранительной направленности с учетом требований Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», а также практики их привлечения к обеспечению правопорядка.
Обзорные материалы об опыте функционирования открытого в декабре 2016 года в городе Челябинске муниципального бюджетного учреждения «Центр временного пребывания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения»
Обзор о состоянии работы в территориальных органах МВД России по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ правоохранительной направленности в 2016 году
2016 год
Справка о результатах изучения фактического положения дел по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений и степени влияния программ профилактической направленности на состояние преступности в Мурманской области
2015 год
Обзор о результатах проверок, проведенных межведомственными рабочими группами при Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в 2015 году
Обзор о реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий в сфере профилактики правонарушений
2014 год
Обзор о результатах проверок, проведенных межведомственными рабочими группами при Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в 2014 году
Обзор о ходе реализации региональных программ профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации
Протоколы заседаний Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Мурманской области
Протоколы заседаний Правительственной комиссии по профилактике правонарушений — http://51.мвд.рф/mvd/sovorg/prav_kom/com_work

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПРИКАЗ

от 6 сентября 2013 года N 642

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В целях формирования и развития у сотрудников деловых, профессиональных, нравственных и морально-психологических качеств личности, необходимых для качественного осуществления оперативно-служебной деятельности, повышения эффективности воспитательного воздействия на личный состав, укрепления служебной дисциплины и законности в коллективах и реализации требований приказа МВД России от 10 февраля 2010 года N 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию по организации индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом подразделений МВД по Удмуртской Республике, территориальных органов внутренних дел, порядку учета и ведения карты индивидуальной воспитательной работы (приложение N 1).
1.2. Схему организации индивидуальной воспитательной работы в подразделении МВД по Удмуртской Республике, территориальном ОВД, отделе, отделении полиции (приложение N 2 — не приводится).
1.3. Перечень сведений об организации индивидуальной, профилактической, воспитательной и информационно-пропагандистской работы (приложение N 3 — не приводится).
2. Установить, что индивидуальная профилактическая и воспитательная работа с личным составом подразделений МВД по Удмуртской Республике проводится руководителями всех уровней.
3. Начальникам подразделений МВД, территориальных ОВД, отделов, отделений полиции, командирам строевых и специальных подразделений:
3.1. Рассматривать индивидуальную профилактическую и воспитательную работу с подчиненными как важнейшую часть управленческой деятельности, оказывающую непосредственное влияние на конечные результаты оперативно-служебной деятельности в целом.
3.2. Ежегодно в срок до 10 января составлять общую схему проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с сотрудниками по линии их непосредственной подчиненности (приложение N 2). В схеме указывать должность, звание, Ф.И.О. руководителя (сотрудника).
3.3. Проведение мероприятий индивидуальной, профилактической и воспитательной работы с сотрудниками с отражением в картах индивидуальной воспитательной работы осуществлять в соответствии с настоящей инструкцией и пп. 45, 46, 47 и 48 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 года N 80.
3.4. Ежеквартально рассматривать состояние индивидуальной профилактической и воспитательной работы, служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности в подчиненных коллективах на оперативных совещаниях, где давать принципиальную оценку деятельности руководителей, эффективности проводимой ими индивидуальной, профилактической и воспитательной работы.
3.5. О результатах проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом подразделений ежеквартально до 25 числа (последнего месяца квартала) направлять сведения по перечню в ОМПО УРЛС МВД по Удмуртской Республике по форме согласно приложению N 3.
4. Считать утратившим силу приказ МВД Удмуртской Республики от 7 декабря 2005 года N 791.

Врио министра
полковник полиции
А.А.ЩУР

Приложение N 1
к приказу МВД
по Удмуртской Республике
от 6 сентября 2013 года N 642

I. Основные положения

1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями приказа МВД России от 11 февраля 2010 года N 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
2. Руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях.
3. Заместители руководителей по работе с личным составом (должностные лица) организуют морально-психологическое обеспечение, несут личную ответственность за его состояние, результативность и эффективность.
4. Индивидуальную воспитательную работу <1> с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

<1> Далее — ИВР.

II. Задачи ИВР

5. Всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента.
6. Обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности.
7. Оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях.
8. Подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста.
9. Оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

III. Формы ИВР

10. Индивидуальная воспитательная работа проводится в следующих формах: индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие); психолого-педагогическое наблюдение; изучение документов, характеризующих сотрудника; обобщение независимых характеристик; анализ результатов служебной деятельности и показателей служебной дисциплины.
11. Руководитель при проведении:
11.1. Ознакомительной беседы — лично знакомится с сотрудником, разъясняет ему варианты должного поведения в служебном коллективе в различных ситуациях, раскрывает основные ценностные ориентиры коллектива, пропагандирует позитивные примеры служебной деятельности.
11.2. Поддерживающей беседы — вырабатывает у сотрудника профессионально важные качества путем совместного обсуждения возможных перспектив дальнейшего личностного, профессионального и служебного роста с использованием методов поощрения и стимулирования деятельности.
11.3. Корректирующей беседы — предлагает сотруднику возможные варианты преодоления сложностей, мешающих ему в повседневной жизнедеятельности, а также раскрывает его возможности по исправлению своего поведения с использованием методов убеждения, критики действий и поступков.

IV. Порядок организации ИВР

12. ИВР организуется во всех подразделениях органа (учреждения) по месту службы сотрудника и должна решать психолого-педагогические задачи в любых условиях обстановки.
13. В первоочередном порядке ИВР должна быть организована с сотрудниками, проявляющими низкие адаптационные способности к условиям служебной деятельности, склонными к отклоняющемуся поведению, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании по результатам профессионального психологического отбора, изучения индивидуально-психологических качеств и анализа поведения на службе и в быту, совершившими нарушения служебной дисциплины.
14. В обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками:
14.1. Впервые принятыми на службу в органы внутренних дел.
14.2. Окончившими образовательные учреждения МВД России.
14.3. Вновь назначенными на вышестоящие должности.
14.4. Переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений).
14.5. Многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей.
14.6. Пережившими сложные жизненные ситуации.
15. ИВР обязаны проводить:
15.1. Руководитель органа (учреждения) — со своими заместителями, руководителями непосредственно подчиненных подразделений и по своему решению с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании.
15.2. Заместители руководителя — с руководителями подчиненных и курируемых подразделений, иными категориями сотрудников по решению руководителя органа (учреждения).
15.3. Руководители подразделений — с подчиненными сотрудниками под руководством заместителя руководителя по работе с личным составом и контролем руководителя органа (учреждения).
16. Руководитель ставит задачи по организации и проведению индивидуальной воспитательной работы, учитывает ее результаты при выработке управленческих решений, организации профессиональной подготовки, решении организационно-кадровых и иных служебных вопросов.
17. Заместитель руководителя по работе с личным составом (должностное лицо) при организации ИВР обязан:
17.1. Определить круг лиц, на которых возлагается проведение ИВР с личным составом.
17.2. Составить общую схему организации ИВР в органе (учреждении).
17.3. Обеспечить выявление сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
17.4. Обеспечить выбор оптимальных форм и методов проведения ИВР.
17.5. Организовать планирование и документирование ИВР.
17.6. Организовать обучение лиц, проводящих ИВР.
17.7. Осуществлять анализ, контроль состояния и результативности ИВР, оказывать помощь в ее проведении.
17.8. Обеспечить обобщение и распространение положительного опыта ИВР.
17.9. Докладывать руководителю о ходе и результатах выполнения задач ИВР.
18. Документирование ИВР осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
19. Периодичность проведения бесед с личным составом определяется руководителем, его заместителем по работе с личным составом, руководителем подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
20. Ознакомительные беседы должны проводиться:
20.1. С сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, — один раз в ходе прохождения ими испытательного срока, но не позднее недели пребывания в должности стажера.
20.2. С сотрудниками, окончившими образовательные учреждения системы МВД России, — в течение недели по прибытии их в орган внутренних дел.
20.3. С сотрудниками, вновь назначенными на вышестоящие должности, — в течение недели после назначения.
20.4. С сотрудниками, переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений), — в течение первой недели пребывания в новом подразделении.
21. Корректирующие беседы с сотрудниками, допустившими нарушения служебной дисциплины и законности, проявляющими негативные черты характера, должны проводиться немедленно, в последующем — постоянно, но не реже одного раза в квартал, а с сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, — по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц в течение первого года службы.
22. Корректирующие беседы с сотрудниками, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, проводятся 1 раз в месяц.
23. Поддерживающие беседы с многодетными сотрудниками и сотрудниками, воспитывающими детей без одного из родителей, имеющих детей инвалидов, с сотрудниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

V. Порядок заведения карты ИВР

24. Руководитель подразделения МВД по Удмуртской Республике в течение десяти дней с момента прихода сотрудника в подразделение оформляет карту ИВР (приложение N 1 к Инструкции).

VI. Учет карт ИВР

25. В органах, подразделениях, учреждениях МВД по УР учету подлежат все карты ИВР. В левом верхнем углу карты проставляется порядковый номер карты, дата заведения. Список заведенных карт ведется у сотрудника по работе с личным составом (лица, закрепленного приказом по работе в данном направлении) по мере заведения карт. В верхнем правом углу проставляется N личного дела сотрудника.

VII. Порядок ведения карт ИВР

26. Один раз в квартал карты предоставляются на проверку сотруднику кадрового подразделения, один раз в полугодие — руководителю подразделения для проверки ведения ИВР с сотрудниками.
27. При переходе сотрудника в другое подразделение карта пересылается для постановки на учет в аппарат по работе с личным составом подразделения по их новому месту службы, о чем делается запись в списке карт. В случае увольнения сотрудника карта приобщается к личному делу сотрудника.

Приложение. КАРТА индивидуальной воспитательной работы

Приложение
к Инструкции по организации
индивидуальной профилактической
и воспитательной работы
с личным составом МВД по УР
(ведение карты ИВР)

N дата заведения ____________ N л/д _______________

КАРТА индивидуальной воспитательной работы

<2> Заполняется психологом подразделения, при отсутствии
психолога — руководителем подразделения, заместителем (помощником)
начальника подразделения по кадрам.

Учет мероприятий индивидуально-воспитательной работы

N п/п

Дата проведения

Специальное звание, Ф.И.О., должность проводящего мероприятие

Чем вызвано проведение мероприятия

Форма проведения мероприятия

Выводы и результаты проведенной воспитательной работы

Подпись сотрудника

Записи проверяющих

Замечания и предложения

Срок исполнения

Отметка о выполнении

Жизнь сотрудников внутренних дел очень сложна и требует больших эмоциональных затрат. Поэтому, им всегда требуется дополнительная поддержка. В УМВД России по городу Великий Новгород такую поддержку сотрудникам полиции оказывает Елена Шкарина – полицейский психолог. Студентам второго курса кафедры журналистики удалось пообщаться с ней и узнать о её интересной работе.

Что за профессия – полицейский психолог?

Любой психолог – это поддержка и помощь человеку. Мы осуществляем сопровождение личного состава, наблюдение за психо-эмоциональным здоровьем сотрудников, консультирование по различным вопросам. Направления все те же: психодиагностика, консультации, социально-психологические исследования. Все же есть свои особенности, ведь это силовые структуры, и требования к полицейским предъявляются особенные.

Какие проблемы обсуждаются с сотрудниками?

Самые разные. И по оперативно-служебной деятельности и по личным вопросам. Ведь сотрудники – это обычные люди, у всех есть свои переживания, личные или семейные проблемы. Мы работаем не только с полицейскими, но и с членами их семей. Важно наблюдать, какой психологический климат в семьях сотрудников.

Сами сотрудники часто обращаются за помощью?

Большинство сотрудников – это мужчины. Они с осторожностью относятся к психологам, но с каждым годом уровень доверия возрастает. Если раньше психологов обходили стороной, то сейчас сотрудники могут зайти, поделиться своими переживаниями или попросить совет. Иногда обращаются по вопросам взаимоотношения с детьми или подростками.

Случались ли в вашей практике случаи, когда психика сотрудника была сильно травмирована?

Проблемы со стороны психики бывают крайне редко. Во-первых, у нас очень жёсткий отбор. Желающих служить в полиции проверяют на психологическую выносливость и стрессоустойчивость организма. Бывают случаи, когда сотрудник пережил экстремальную ситуацию. Например, применил огнестрельное оружие. Тогда проводятся различные тренинги на восстановление эмоционального состояния. Во-вторых, в отличие от гражданских психологов, мы постоянно выезжаем в служебные командировки на Северный Кавказ вместе с сотрудниками, чтобы находиться рядом и оказывать всяческую поддержку.

Как часто сотрудники должны проходить психологические проверки?

Раз в год осуществляется плановое тестирование. Психологическое обследование сотрудники полиции проходят по различным основаниям: при назначении на вышестоящую должность, по направлению руководителей или же осуществляют психофизическое обследование на соответствие занимаемой должности. Психологическое тестирование включает физическую выносливость, интеллектуальные способности, адаптивность в различных ситуациях.

Такая диагностика осуществляется и при поступлении на службу?

При поступлении на службу кандидаты проходят серьёзную медицинскую комиссию и психологическое тестирование. Выпускники школ проходят комиссии на равных с сотрудниками органов внутренних дел. Повышенное внимание направлено на состояние здоровья будущих полицейских. Обязательно рассматриваются интеллектуальные способности и личностные характеристики: настойчивость, целеустремленность, ответственность, исполнительность, дисциплинированность. Нам важно знать, насколько будущий сотрудник ориентирован на соблюдение нормативно-правовых основ.

Какое тестирование проходят сотрудники перед командировками и мероприятиями?

Мы проверяем их мобилизованность, устойчивость, волевые процессы, способность быстро принимать решения в экстремальных ситуациях.

Тяжело потом дома, после работы?

Кто-то умеет расслабляться и оставлять работу на работе, а кто-то не умеет и переносит эту работу домой: сотрудник может испытывать бессонницу, постоянно переживая травмирующие события.

А вам легко?

Я переключаюсь на ребёнка, поэтому забываю обо всём (смеётся). Дома идёт уже совершенно другая эмоциональная работа. Так же, у меня есть свои способы снятия напряжения. Например, почитать книжку или пообщаться с друзьями.

Это с опытом пришло или вам сразу так легко было?

Конечно, с опытом. Когда я только закончила университет, мне было очень сложно. Но мне повезло, потому что у меня были очень грамотные и чуткие наставники. Я работала сначала в гражданской сфере, где они делились со мной своим опытом. Мне удалось поработать в разных сферах: и в медицине, и в образовании.

А в повседневной жизни вы используете какие-то свои психологические навыки?

Вы знаете, часто говорят: «вот ты должна делать так-то, ты же психолог». Но прежде всего, когда я прихожу домой – я мама. Требовательная мама. Какие-то хитрости я использую, конечно. Но я же живой человек. Так же и на работе, ведь ко мне, как к психологу, предъявляют повышенные требования.

Какими качествами должен обладать полицейский психолог?

Внимательностью, умением мобилизовываться в экстремальных ситуациях, то есть принимать верные решения в короткий промежуток времени, также чуткостью и профессионализмом.

Работать в полиции тяжелее, чем работать с детьми?

Здесь просто своя специфика. Я и прежде работала с семьями и мне очень нравилось. Ну и здесь, то же самое. Принимаешь сотрудников как обычных людей, у которых есть свои проблемы. Приходится иногда их как детей защищать, отстаивать перед руководителями. Или же наоборот, где-то рекомендовать руководителю быть более требовательным, более жёстким с данным сотрудником.

Руководители к вам прислушиваются?

Да, руководители прислушиваются. Они и сами обращаются ко мне, и мы вместе выстраиваем стратегию поведения работы с сотрудниками.

Тяжело быть женщиной-полицейским?

Вот сейчас мне не тяжело. А если бы вы меня спросили лет 10 назад, я бы сказала, что очень тяжело. Для женщин быть полицейским сложно, потому что нужно научиться сочетать работу и дом.

Как семья реагирует на вашу работу?

Моя семья реагирует положительно. Меня очень поддерживают мой муж и дочь.

А ваш ребёнок хочет работать в полиции?

Мой ребёнок пока не определился, но если она примет такое решение, я его полностью поддержу. Как я сейчас вижу, интерес к работе в полиции есть. Очень много школьников-выпускников идут к нам, но, к сожалению, не все проходят жёсткую комиссию – медицинскую и даже психологическую – потому что у нас достаточно серьёзные требования.

Женщины у вас тоже проходят физическую подготовку?

Конечно. Сначала ты полицейский, а потом уже женщина (смеётся). Если тебе говорят надевать противогаз, то ты не должна думать, как ты выглядишь в этом противогазе: накрашены ли у тебя глаза, какая у тебя прическа. Ты обязана надеть этот противогаз. А заодно и пострелять, и побегать…

Фото пресс-службы УМВД

Должность появилась в МВД почти 20 лет назад – в конце 90-х годов. На Западе эта практика существует еще дольше. Постараемся обозначить круг обязанностей полицейского психолога, контингент, с которым придется работать, а также, что еще нужно будет делать на данной должности. Как работают западные коллеги, сколько штатных психологов состоит на службе. Надеемся, что статья поможет оценить свои силы и решить: подходит ли вам эта работа, или стоит поискать что-то менее ответственное. Специальности в колледжах после 9 класса предполагают изучение общей психологии, но для работы в силовых ведомствах этого недостаточно.

Обязанности полицейского психолога

В полиции существует целых три направления работы:

  1. С личным составом. Штат сотрудников данного направления самый многочисленный из всех, так как на сотрудников, ежедневно встречающих насилие, нарушения, приходится самая большая нагрузка.
  2. Работа с преступниками и их жертвами, а также подозреваемыми в преступлении. Это очень ответственная работа, требующая внимания – от заключения психолога иногда зависит здоровье и жизнь других людей. Специалиста очно-заочной формы обучения после колледжа на эту должность однозначно не примут. Нужен опыт и соответствующая квалификация.
  3. С тех пор, как отделилась МЧС, у них в штате появились свои психологи, которые работают с пострадавшими в катастрофах, людьми, кто подвергся воздействию природных катаклизмов, потерял близких.

Каждая должность специфична и требует, как минимум, сокращенного обучения в университете после колледжа полиции. Но, как мы успели выяснить, работать полицейским штатным психологом будет возможно только после получения диплома о высшем образовании, а также волонтерской работы. Кандидатуру должен одобрить, в свою очередь, действующий психолог в полиции.

Если вы не прошли отбор – не расстраивайтесь. Возможно, у вас нет тех личностных качеств, которые помогут выдержать каждодневную дисциплину, плюс общение со специфической аудиторией – убийцами, насильниками, педофилами, наркоманами, бросающими своих детей, и малолетними преступниками. Здесь впору о своей психике побеспокоиться, не то что другим помочь. Особенно тяжело будет девушкам из хороших семей, которым трудно понять чужое безнравственное поведение. Здесь нужен либо высочайший профессионализм, либо опыт общения в прошлом с таким контингентом и твердый характер. Лучше – и то, и другое.

Работа с подозреваемыми

Задача полицейского психолога – выявить ложь и убедить подозреваемого сказать правду. Недоверие к силовым структурам вызывает ответное поведение, которое должен скорректировать специалист.

Часто необходимо вмешательство женщины, которая может «разрядить» обстановку. С трудными подростками женского пола необходим именно такой подход, поскольку общение с матерью у них не сложилось. В этом случае молодая девушка, окончившая после 9 класса колледж по специальности «Психология», не сможет ничего добиться, ведь у нее нет своих детей… Тем более – взрослых, тем более – трудных.

Работа с потерпевшими

В большинстве случаев – это люди, чьи родственники или они сами пострадали в результате неправомерных действий. Чтобы добиться каких-либо показаний, нужно сначала успокоить человека, а потом за дело возьмется следователь.

С жертвами насилия приходится работать долго, чтобы вернуть человека в социум. Но чаще всего этого так и не удается сделать в полной мере. У многих психика после трагических происшествий так и не восстанавливается.

Работа с сотрудниками – в каких ситуациях это нужно

Больше всего в поддержке нуждаются сами работники силовых структур, особенно молодой контингент. Работа в полиции так или иначе связана с насилием. Может случиться, что до прихода в силовые структуры человек прошел сокращенное обучение после колледжа искусства, например. Из-за того, что не смог найти работу по специальности, подался в полицию, где ему дали оружие после 6 месяцев обучения. Когда пришлось первый раз выстрелить в человека – это оказалось стрессом. И такое происходит с большинством. Задача психолога – убедить в правильности принятого решения, чтобы сотрудник успокоился и продолжил работу.

Находиться среди преступников постоянно – это тяжело. Такая же ситуация у врачей. Наверное, приходилось слышать, что некоторые из них болеют теми же заболеваниями, что их пациенты. Это означает, что врач не справился, не хватило энергии на себя и на пациентов. Чтобы избежать подобного, в штате работают сразу несколько специалистов-психологов разного профиля.

Где учиться на психолога, чтобы работать в полиции

Допустить к работе в полиции могут только специалиста с высшим образованием, имеющим опыт работы полицейским. Например, человек прошел обучение по специальности оперативник в колледже после 9 класса. На практике оказалось, что у него хорошо получается вести переговоры, поэтому он поступил на факультет психологии в университет.

После учебы в ваших же интересах пройти практику. Например – в школе, чтобы увидеть, как ведут себя подростки, найти с ними общий язык. Затем можно попробовать себя в более серьезном деле – волонтерской работе, то есть работать бесплатно. Только ради того, чтобы научиться или попробовать себя в данном виде деятельности.

Колледжи

Колледж перед факультетом психологии может быть любой: педагогический, полицейский, юридический. Соответственно, какое-то направление будет доминировать в работе. После педагогического колледжа можно работать с трудными подростками. Как ни парадоксально звучит, но чтобы их понять и вызвать уважение, нужно самому побыть трудным подростком.

Это то же самое, что говорят знаменитые сыщики: мыслить как преступник. Чтобы сократить время на подготовку себя как полицейского психолога, можно уже во время обучения по специальности в колледже после 9 класса начинать заниматься волонтерской работой.

Университеты

В университете больше практических занятий, но они рассчитаны на общий контингент, поэтому знаний в такой специфической области, как криминалистика, может не хватить. Дополнительно необходимо позаниматься с уже работающим психологом более высокого ранга, чтобы он помог определить ваши проблемные зоны, которые будут мешать работе с криминальным контингентом. Одним словом – работать над собой придется гораздо больше, чем с самим криминалом.

И это важнее, потому что такие навыки не дадут «сгореть» на работе. Сгореть – означает, что будет нарушен баланс между отдачей и потреблением энергии. Чтобы не произошло подобное, нужно научиться еще в университете техникам получения энергии. Такие методики существуют, они эффективны, и мы призываем очень серьезно к ним отнестись.

Сделайте так, чтобы вам было комфортно работать полицейским психологом. Что для этого нужно? Усидчивость, терпение, понимание человеческих слабостей и уважительное отношение к каждой личности.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Новый Юридический Институт

Технико — экономический колледж

Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования

Учебный Центр «Промстройгаз»

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх