Положение о природных парках

13 января 2020 г. Верховный Суд вынес Решение по делу № АКПИ19-837, в котором напомнил, что право собственности на земельный участок в границах национального парка не может появиться, но сохраняется у собственника, если оно возникло до создания национального парка.

В 2019 г. Администрация муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о признании права муниципальной собственности на земельные участки, занятые зданиями муниципальных образовательных организаций (дело № А10-1149/2019). Сами земельные участки при этом были расположены на территории государственного природного национального парка «Тункинский», созданного в мае 1991 г. в границах Тункинского административного района Бурятской ССР.

Как пояснил в суде представитель администрации, на спорных земельных участках находятся здания общеобразовательных учреждений, которые являются собственностью муниципального образования. По его мнению, на основании ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса и исходя из принципа единства судьбы земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости собственником земельных участков должно являться муниципальное образование «Тункинский район». Спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, поэтому к ним не применяются ограничения, установленные законом для земель особо охраняемых природных территорий и объектов в части их отнесения исключительно к федеральной собственности и запрета на отчуждение из таковой.

7 июня 2019 г. в удовлетворении иска было отказано. Суд сослался на п. 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769. Согласно данному пункту земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством РФ. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается. Суд указал, что все земли в границах Тункинского района являются разграниченными в пользу Российской Федерации, а потому в отношении земельных участков, занятых муниципальными объектами недвижимости, не может быть признано право муниципальной собственности. 6 августа 2019 г. апелляция оставила решение первой инстанции в силе.

Параллельно с обращением в кассацию (в ноябре 2019 г. суд Восточно-Сибирского округа оставил решения нижестоящих инстанций в силе – прим, ред.), администрация муниципального образования обратилась в Верховный Суд с административным исковым заявлением о признании п. 28 Положения о национальных природных парках РФ недействующим.

Административный истец настаивал, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат п. 6 ст. 95 Земельного кодекса, абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях, поскольку в соответствии с действующими нормами федерального законодательства в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников, и нарушают ее право на законное владение, пользование и распоряжение земельными участками, занятыми муниципальными объектами, исходя из основного принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и находящейся на них недвижимости (ст. 1 Земельного кодекса).

Изучив материалы дела, Верховный Суд указал, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, согласно п. 2 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Вместе с тем, отметил ВС, из содержания п. 2 данной статьи следует, что федеральный законодатель допускает наличие земельных участков иных пользователей и собственников в границах национальных парков.

Суд отметил, что, регулируя отношения по использованию и охране земель в РФ, Земельный кодекс в п. 6 ст. 95 предусматривает, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством РФ. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Верховный Суд указал, что особенности организации, охраны и использования национальных парков установлены разделом III Закона об особо охраняемых природных территориях, который определяет национальные парки как особо охраняемые природные территории федерального значения, в границах которых выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях (ст. 12).

Высшая инстанция заметила, что, допуская в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков иных пользователей и собственников, ни Закон об особо охраняемых природных территориях, ни Земельный кодекс не предусматривают изъятие земель национальных парков.

Суд указал, что согласно разъяснению, данному в п. 35 Постановления Пленума ВС от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. «Оспариваемые положения нормативного правового акта относят земли национальных природных парков к федеральной собственности, запрещая их изъятие, являются ясными и определенными», – подчеркнул Суд.

Таким образом, ВС отказал в удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия о признании недействующим п. 28 Положения о национальных природных парках РФ. Уже после вынесения решения по административному иску судья Верховного Суда отказал в передаче кассационной жалобы администрации по арбитражному делу на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.

В комментарии «АГ» адвокат Октябрьского специализированного филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежда Крылова отметила, что существуют национальные парки, образованные в границах сельских административных районов субъекта Федерации, где в населенных пунктах проживает местное население и построены объекты социальной инфраструктуры. Примером такого парка является государственный природный национальный парк «Тункинский» в республике Бурятия.

«Население, проживающее на территории парка, как и местные власти, озабочены вопросами владения, пользования и распоряжения земельными участками, занятыми муниципальными объектами недвижимости. Их вполне устраивают положения Закона об особо охраняемых природных территориях, где в ст. 12 указано о допустимости наличия в границах национальных парков земельных участков иных пользователей и собственников. Это позволяло до недавнего времени надеяться на надлежащее оформление прав собственности на земельные участки, занятые зданиями муниципальных школ и детских садов», – указала Надежда Крылова. Вместе с тем адвокат заметила, что названным положениям закона не в полной мере соответствуют нормы п. 28 Положения о национальных природных парках РФ.

По мнению Надежды Крыловой, в решении ВС не указывается на то, как разрешить правовую коллизию и помочь местному сообществу, а потому судебный акт представляется спорным.

Адвокат предположила, что разрешение проблемы имущественных отношений с учетом соблюдения баланса интересов всех сторон возможно путем нормативно-правового регулирования вопроса признания права собственности на земельные участки, занятые муниципальными зданиями на территории национальных природных парков, за органами местной власти, а также – урегулирования вопросов изъятия земель в подобных случаях.

Надежда Крылова считает, что нахождение земельных участков в муниципальной собственности важно и объясняется конституционными положениями о самостоятельном решении населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, установления местных налогов и сборов.

Старший юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы VEGAS LEX Марина Преображенская заметила, что законом национальный парк отнесен к особо охраняемых природным территориям. «Исторически так сложилось, что земельные участки, принадлежавшие на момент создания различных особо охраняемых природных территорий другим собственникам, не были изъяты, в связи с чем зачастую в пределах одной такой территории присутствуют различные формы собственности. То есть право собственности на земельный участок в границах национального парка сохраняется у лица, если оно возникло до создания национального парка», – пояснила юрист.

Марина Преображенская указала, что национальный парк «Тункинский» был создан в 1991 г. При этом администрация как собственник объектов недвижимости ссылалась на неприменимые положения Вводного закона к Земельному кодексу РФ 2001 г. в части положений о разграничении собственности на землю. Она отметила, что до вступления в силу названного закона действовало Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, определяющее порядок разграничения государственной собственности. Согласно документу земли национальных парков относятся исключительно к федеральной собственности. Аналогичное положение, подчеркнула Марина Преображенская, в дальнейшем было продублировано в Законе об особо охраняемых природных территориях.

«Таким образом, земельные участки, на которые претендует администрация, разграничены в силу закона и являются исключительно федеральной собственностью независимо от наличия соответствующей записи в ЕГРН», – резюмировала она.

не действует Редакция от 14.03.1995 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.03.95 N 33-ФЗ «ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф
Номер документа 33-ФЗ
Дата принятия 22.03.1995
Дата редакции 14.03.1995
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «Российская газета», N 57, 22.03.95
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 12, ст. 1024
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.03.95 N 33-ФЗ «ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

Статья 16. Особенности правового положения национальных парков

1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

2. Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:

а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;

б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;

в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.

4. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.

5. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

6. Национальные парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий национальных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Национальные парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики национальных парков устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений и копий природных историко-культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территориях национальных парков, ценностей из музейных фондов национальных парков осуществляется с разрешения дирекций национальных парков.

9. Расположение национальных парков на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения их территориальной целостности или изменения статуса.

Об утверждении Положения о национальном парке «Бикин»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 августа 2016 года N 429

Об утверждении Положения о национальном парке «Бикин»

(с изменениями на 10 декабря 2018 года)

На основании подпункта 5.2.69 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325; N 25, ст.3811; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.07.2016; 12.07.2016),
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о национальном парке «Бикин».

Министр
С.Е.Донской

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 сентября 2016 года,
регистрационный N 43605

Положение о национальном парке «Бикин»

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Минприроды России
от 12 августа 2016 года N 429

(с изменениями на 10 декабря 2018 года)

I. Общие положения

2. Национальный парк «Бикин» (далее — национальный парк) создан постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 N 1187 «О создании национального парка «Бикин» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 46, ст.6379).

3. Национальный парк расположен на территории Пожарского муниципального района Приморского края.

4. В границы национального парка включены также земли иных пользователей общей площадью 1182 гектаров без изъятия их из хозяйственного использования.

5. Границы национального парка определены в географической системе координат Пулково-1942 и представлены в приложении 1 к настоящему Положению.

6. Национальный парк отнесен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 N 1187 к ведению Минприроды России.

7. Границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.

8. Управление национальным парком осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Бикин» (далее — Учреждение), созданное распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2016 N 546-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст.2110).

II. Задачи национального парка

9. На национальный парк возлагаются следующие основные задачи:

1) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

2) сохранение историко-культурных объектов;

3) экологическое просвещение населения;

4) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

5) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

6) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

7) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;

8) защита среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации.

III. Режим особой охраны территории национального парка

10. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

1) разведка и разработка полезных ископаемых;

2) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

3) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

4) предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков;

5) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров и объектов, связанных с функционированием национального парка;

6) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд);

7) заготовка живицы;

8) промысловая, спортивная и любительская охота;

9) промышленное рыболовство;

10) заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд и в границах зоны традиционного экстенсивного природопользования, других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд);

11) деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;

12) сбор биологических коллекций, кроме осуществляемого в рамках научно-исследовательской деятельности, предусмотренной тематикой и планами научных исследований Учреждения;

13) интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

14) выпас и прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест;

15) сплав древесины по водотокам и водоемам;

16) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

17) самовольное ведение археологических раскопок, сбор и вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

18) нахождение с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования, капканами и другими орудиями охоты, а также с продукцией добывания объектов животного мира и орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по государственному надзору в области охраны и использования территории национального парка уполномоченными должностными лицами, с осуществлением охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охоты, осуществляемой лицами, которые не относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, спортивного и любительского рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением;

19) взрывные работы;

20) пускание палов, выжигание растительности (за исключением противопожарных мероприятий, осуществляемых по согласованию с Учреждением);

21) проведение сплошных рубок леса, за исключением сплошных санитарных рубок, рубок, связанных с тушением лесных пожаров, в том числе с созданием противопожарных разрывов, и рубок, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов, осуществляемых в соответствии с настоящим Положением;

22) создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением накопления отходов производства и потребления в соответствии с настоящим Положением;

23) мойка транспортных средств на берегах водных объектов;

24) движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка и использованием транспортных средств коренными малочисленными народами Российской Федерации при осуществлении ведения традиционной хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни в границах национального парка);

25) уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, строений на территории национального парка, а также имущества Учреждения, нанесение надписей и знаков на валунах, деревьях, обнажениях горных пород и историко-культурных объектах;

26) пролет летательных аппаратов ниже 500 метров над территорией национального парка без согласования с Учреждением;

27) применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста.

11. На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны:

11.1. Заповедная зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности.
В пределах заповедной зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 10 настоящего Положения, запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории.
В заповедной зоне допускаются научно-исследовательская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ.
Уменьшение площади заповедной зоны не допускается.

11.2. Особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма.
В пределах особо охраняемой зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 10 настоящего Положения, запрещаются:
охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования;
спортивное и любительское рыболовство;
рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
пребывание граждан вне дорог общего пользования и специально выделенных маршрутов;
строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения посетителей национального парка, а также устройство и оборудование стоянок для ночлега;
накопление отходов производства и потребления;
заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд, заготовка гражданами древесины для собственных нужд;
сенокошение, за исключением проводимого в целях обеспечения пожарной безопасности.
В особо охраняемой зоне допускаются:
научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность;
ведение экологического мониторинга;
проведение природоохранных, биотехнических и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ;
организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов.
Уменьшение площади особо охраняемой зоны не допускается.

11.3. Рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров.
В пределах рекреационной зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 10 настоящего Положения, запрещаются:
сенокошение, за исключением проводимого в целях обеспечения пожарной безопасности;
отдых и ночлег за пределами предусмотренных для этого мест.
В рекреационной зоне допускаются:
охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования;
спортивное и любительское рыболовство;
рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;
заготовка гражданами древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;
размещение ульев и пасек на участках, специально определенных Учреждением;
научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ;
организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, туристических стоянок и мест отдыха;
строительство, реконструкция и эксплуатация гостевых домов и иных объектов рекреационной инфраструктуры;
размещение музеев и информационных центров Учреждения, в том числе с экспозицией под открытым небом;
временное складирование бытовых отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
работы по комплексному благоустройству территории.

11.4. Зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
В зоне хозяйственного назначения допускаются:
охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования;
спортивное и любительское рыболовство;
рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
заготовка гражданами древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;
заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;
размещение ульев и пасек на участках, специально определенных Учреждением;
ведение сельского хозяйства на участках, специально определенных Учреждением;
научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ;
организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов;
размещение музеев и информационных центров Учреждения, в том числе с экспозицией под открытым небом;
работы по комплексному благоустройству территории;
развитие народных и художественных промыслов и связанных с ними видов пользования природными ресурсами, не противоречащих режиму особой охраны;
временное складирование бытовых отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов;
реконструкция, ремонт и эксплуатация дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, существующих в границах национального парка.

11.5. Зона традиционного экстенсивного природопользования, предназначенная для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
В пределах зоны традиционного экстенсивного природопользования дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 10 настоящего Положения, запрещается:
пребывание граждан вне дорог общего пользования и специально выделенных маршрутов, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и лиц, которые не относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
отдых и ночлег за пределами предусмотренных для этого мест, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и лиц, которые не относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
В зоне традиционного экстенсивного природопользования допускаются:
охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования;
рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
заготовка гражданами древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;
заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, заготовка недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
выпас и прогон домашних животных;
сенокошение;
художественные промыслы и народные ремесла;
строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности;
организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, туристических стоянок и мест отдыха;
строительство, реконструкция и эксплуатация гостевых домов и иных объектов рекреационной инфраструктуры;
временное складирование бытовых отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
работы по комплексному благоустройству территории.
Уменьшение площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается.

12. Пребывание на территории национального парка физических лиц, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.
На территории национального парка (за исключением заповедной и особо охраняемой зон) без соответствующего разрешения разрешается пребывание граждан, проживающих в поселке Охотничий и селах Красный Яр, Олон, Соболиное, Ясеневое, и их близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, опекуны, попечители, подопечные).

13. Состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении 2 к настоящему Положению, карта-схема функционального зонирования территории национального парка — в приложении 3 к настоящему Положению.

14. Изменение функционального зонирования территории национального парка может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в настоящее Положение.

15. На территории национального парка хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Положения и Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 997 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 37, ст.4290; 2008, N 12, ст.1130).

16. Вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка согласовываются с Минприроды России.
________________
Пункт 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219.

17. На территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
________________
Пункт 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219.

18. Проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых на территории национального парка допускаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

19. Ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Границы национального парка обозначаются на местности специальными предупредительными и информационными знаками по периметру границ его территории.

IV. Государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка

21. На территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

22. На территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории национального парка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 N 1391 «О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7946; 2015, N 30, ст.4595).

23. К охране территории национального парка могут привлекаться работники правоохранительных органов, их рейды на территории национального парка проводятся совместно с должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

24. На территории национального парка в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации к выполнению мероприятий по сохранению природных комплексов и объектов национального парка могут привлекаться лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2019 года приказом Минприроды России от 10 декабря 2018 года N 651.

Приложение 1. Координаты характерных (поворотных) точек границы национального парка «Бикин»

Приложение 1
к Положению
о национальном парке «Бикин»

__________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

Приложение 2. Состав и описание границ функциональных зон национального парка «Бикин»

Приложение 2
к Положению
о национальном парке «Бикин»

1. Заповедная зона
Площадь зоны — 260389 га.
В данную зону входят участки:

2. Особо охраняемая зона
Площадь зоны — 108791 га.
В данную зону входят участки:

3. Рекреационная зона
В данную зону входят участки:

4. Зона хозяйственного назначения
В данную зону входят участки:

Наименование участкового лесничества

NN кварталов

Охотничье

541, 671, 787, 845, 856, 858-863, 1113

— ограниченный с севера кварталами 779 и 787, с востока кварталами 845 и 859, с юга — 786, 784 и 856, с запада кварталом 778 Охотничьего участкового лесничества,

— ограниченный с севера и востока кварталом 510, с юга — 509, с запада кварталом 508 Охотничьего участкового лесничества

5. Зона традиционного экстенсивного природопользования
Площадь зоны — 674184 га.
В данную зону входят участки:

Приложение 3. Карта-схема функционального зонирования территории Национального парка «Бикин»

Приложение 3
к Положению
о национальном парке «Бикин»

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

| другие книги | |

«Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации
«Об особо охраняемых природных территориях”

РАЗДЕЛ V.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ

Статья 22. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

3. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

4. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

5. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

6. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

8. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

1. Впервые в отечественном законодательстве, согласно настоящей статье, допускается возможность объявления территории государственным природным заказником как без изъятия, так и с изъятием соответствующих земельных участков у их прежних собственников, владельцев и пользователей.

2. Вопрос о придании государственному природному заказнику статуса территории федерального или регионального значения решается в зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

3. Из 68 государственных природных заказников федерального значения 57 находятся в ведении и управлении Минсельхоза России. 11 заказников федерального значения находятся в ведении и управлении МПР России, из них 8 — административно подчинены соответствующим государственным природным заповедникам: «Южно-Камчатский” —Кроноцкому биосферному заповеднику, «Малые Курилы” — «Курильскому”, «Верхне-Кондинский” — заповеднику «Малая Сосьва”, «Елогуйский” — «Центральносибирскому” биосферному, «Североземельский” — заповеднику «Большой Арктический”, «Цасучейский бор” — «Даурскому” биосферному, «Цейский” — Северо-Осетинскому, «Кабанский” — Байкальскому биосферному (см. также п. 2 комментария к ст. 3).

4. Согласно ст. 12 Закона РСФСР «О плате за землю” от 11 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные органы охраны природы. Таким образом, если земли государственного природного заказника предоставлены в установленном порядке в пользование его администрации (дирекции), находящейся в структуре государственных природоохранных органов, либо в пользование этим органам непосредственно, эти землепользователи освобождаются от уплаты земельного налога.

Иных льгот по земельному налогу собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Так, Закон Читинской области «Об особо охраняемых и резервных территориях Читинской области”, принятый Читинской областной Думой 30 января 1997 г., устанавливает, что «собственники и пользователи земельными участками особо охраняемых природных территорий всех категорий и статусов освобождаются от уплаты земельного налога по той части охраняемой территории, которая не находится в хозяйственном использовании и служит исключительно природоохранным и рекреационным целям”.

5. Администрации (дирекции) заказников создаются в структуре специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся заказники, и могут являться самостоятельными юридическими лицами в форме некоммерческих учреждений. В функции администрации (дирекции) государственного природного заказника входит обеспечение соблюдения его установленного режима, проведение мероприятий, необходимых для его функционирования, а также охрана (в случае наделения дирекции соответствующими полномочиями). Функции администраций (дирекций) заказников могут также возлагаться на соответствующие подразделения государственных органов, в ведении которых находятся заказники.

В этой части представляет интерес опыт Московской обл. Приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Московской области от 1 октября 1999 г. № 683 создано Государственное учреждение «Талдомская администрация особо охраняемых природных территорий”, предметом деятельности которой является осуществление управления и государственного контроля за 4 государственными природными заказниками и 2 памятниками природы в пределах Талдомского р-на Московской обл. Постановлением Администрации Красноярского края от 16 октября 2000 г. № 798-п создано краевое государственное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края”, призванное осуществлять управление особо охраняемыми природными территориями краевого значения, в том числе государственными природными заказниками.

Статья 23. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ

1. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

2. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

1. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены территории (акватории), находящиеся в границах территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

2. В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласовывается с собственниками, владельцами и пользователями участков земли и акваторий, на которых они расположены.

3. Изменение границ, реорганизация и упразднение государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.

Статья 24. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ

1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

2. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

3. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

4. На территориях государственных природных заказников, где проживают коренные малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

5. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

1. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 16 января 1996 г. № 20 утверждено Примерное положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации. Согласно этому Примерному положению, к видам деятельности, подлежащим запрещению или ограничению на территориях государственных природных заказников (если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам), относятся:

  • распашка земель;
  • рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
  • промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;
  • сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
  • предоставление земельных участков под застройку, а также под коллективное садоводство и огородничество;
  • проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
  • строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
  • применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
  • сплав леса;
  • взрывные работы;
  • проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
  • любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

2. Согласно же вышеупомянутому Примерному положению, государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.

Образование государственных природных заказников является основанием для корректировки текущих и перспективных планов и проектов лесохозяйственной и иной деятельности в границах этих особо охраняемых природных территорий.

| другие книги |

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх