Положение о тьюторстве в школе 8 вида

Деятельность тьютора в школе осуществляется в соответствии с рядом локальных актов, в т.ч.: Положение об организации тьюторской деятельности; Положение о тьюторе; Должностная инструкция тьютора; Положение об индивидуальной образовательной программе; Положение о социальных практиках, об образовательных стажировках и профессиональных пробах; Положение об индивидуальном учебном плане обучающегося; Положение об индивидуальной образовательной траектории обучающегося и др. Здесь вы сможете найти материал, позволяющий самостоятельно разработать положение о тьюторе и его должностную инструкцию, а также их модели.

Основанием для разработки данных локальных актов являются закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009).

О структуре. Каждый локальный акт разрабатывается в соответствии с установленной структурой.

Например, Положение имеет следующую структуру:

  1. Общие положения;
  2. Цели и задачи (обобщенно);
  3. Функции (подробно);
  4. Организация деятельности;
  5. Права;
  6. Ответственность;
  7. Руководство;
  8. Взаимодействие с другими работниками или структурными подразделениями организации.

Положение о тьюторе разрабатывается заместителем директора по УВР, принимается педсоветом или методсоветом (МО) и утверждается директором образовательной организации. С ним работники знакомятся под роспись.

Структура должностной инструкции:

  1. Общие положения (порядок назначения и освобождения от должности, подчиненность, порядок замещения работника в случае его отсутствия, квалификационные требования, перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности);
  2. Функции;
  3. Должностные обязанности (из справочника);
  4. Права;
  5. Ответственность (обобщенно: устанавливается ответственность за невыполнение должностных обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка и т.д.);
  6. Взаимодействие с работниками и структурными подразделениями.

При разработке должностной инструкции тьютора учитываются конкретные образовательные задачи, группы, возрастной состав, направления деятельности образовательной организации, а также модель тьюторского сопровождения, т.е. должностная инструкция является как бы именной. В инструкции по конкретной должности должны быть учтены именно те обязанности, которые возлагаются на данного работника. Например, тьютор-учитель исполняет обязанности тьютора и учителя. Они и должны быть изложены в одной инструкции, а не в двух, ведь часть обязанностей повторяются, а что-то может и не поручаться.

Инструкция разрабатывается заместителем по УВР, принимается методсоветом (МО) тьторов и утверждается директором школы. Работник знакомится с данным документом под роспись.

Об общем. В любом варианте оформления локального акта основные моменты организации работы тьютора выглядят следующим образом:

  • тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором образовательной организации через издание приказа, заключение трудового договора;
  • тьютор закрепляется за отдельными обучающимися, группой обучающихся или классом (классами) в соответствии с Положением об организации тьюторской деятельности;
  • тьюторами назначаются работники, отвечающие требованиям квалификационной характеристики тьютора;
  • для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединяются в методическое объединение (МО) тьюторов;
  • МО тьюторов может иметь следующие формы работы: тьюторский совет по текущим вопросам, проектировочный семинар, обучающий семинар и др.;
  • в своей деятельности тьютор также руководствуется локальными актами школы: положением о проектной деятельности, положением о промежуточной и итоговой аттестации, положением о предпрофильной подготовке, положением о профильной подготовке в образовательной организации и др.;
  • документация тьютора: программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося, график работы с тьюторской группой, табель посещаемости детей, анализ выполнения программы (требований ФГОС) обучающимися, материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.;
  • за выполнение работы в соответствии с должностными обязанностями тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты труда по трудовому договору.

Примеры локальных актов (рыба)

1.Примерная модель положения о тьюторе в общеобразовательной организации

Положение о тьюторе

1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о тьюторе в общеобразовательной организации (далее Положение) разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 Трудовым кодексом, Уставом ОУ.
1.2.Основные понятия:

Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования.

Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.

1.3. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативными актами по вопросам образования, приказами и распоряжениями Минобрнауки РФ, решениями органов местного управления образованием, законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка образовательной организации, должностной инструкцией тьютора, настоящим Положением.

2.Цели и задачи тьютора

2.1.Основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.

2.2.Задачи тьютора

  • помощь обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;
  • создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий);
  • обучение проектированию ИОТ и планированию деятельности по ее реализации как в рамках школы, так и после ее окончания;
  • помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации ИУП;
  • организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в школе и вне её;
  • помощь в сборе информации об образовательных ресурсах школы, района, области, страны, сети Интернет, которые могут быть использованы обучающимися при обучении по планируемой ИОТ и на следующей после школы ступени образования;
  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП;
  • мониторинг эффективности реализации ИОТ;
  • помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП;
  • формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательных и профессиональных траекторий.

3.Функции тьютора

Организуя тьюторское сопровождение, тьютор реализует (осуществляет) следующие функции:

3.1. Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально – профессиональному самоопределению.

3.2. Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.

3.3. Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.

2.4. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и результатов самоопределения обучающихся.

3.Организация деятельности

3.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью:

  • проектной технологии;
  • технологии работы с портфолио;
  • технологии группового и индивидуального консультирования;
  • тренинговой и коучинговой технологий;
  • технологии социальных и профессиональных проб;
  • информационных технологий.

Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.

3.2.В процессе организации деятельности тьютор:

  • составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы;
  • организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися;
  • ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся;
  • отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании;
  • заполняет раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся;
  • поводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей;
  • представляет администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации.

4.Права тьютора

Тьютор имеет право:

4.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;

4.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

4.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должно­стных обязанностей;

4.5.Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;

4.6.Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;

4.7. Участвовать в работе МО тьюторов;

4.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;

4.9.Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.

5.Ответственность тьютора

5.1.Тьютор несет ответственность за нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением — в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.2.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

6.Документация тьютора

Тьютор ведет следующую документацию:

  • план работы на год, четверть;
  • программа сопровождения ИОТ и ИУП обучающегося;
  • график работы с тьюторской группой (обучающимся);
  • дневник наблюдений;
  • анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИУП;
  • материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования на уроне тьторантов и их семей;
  • журнал учета посещаемости и успеваемости тьторантов.

6.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации.

7. Взаимодействие с другими работниками и структурными подразделениями

7.1.Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР, руководитель образовательной организации.

7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, работающими с закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных МО, кафедр, родителями, администрацией образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.

Порядок утверждения Положения. Положение рассматривается, принимается и утверждается в соответствии с порядком, установленным Уставом образовательной организации. Например, подготовленный проект Положения рассматривается на МО тьторов, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательной организации. После этого с ним знакомятся под личную роспись соответствующие работники образовательной организации.

2.Примерная модель должностной инструкции тьютора
Должностная инструкция тьютора

1.Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция (далее — Инструкция) разработана в соответствии законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, трудовым договором тьютора с работодателем.

1.2.Тьютор назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательной организации. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на других сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа руководителя, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3.Тьютор подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе, курирующему тьюторское сопровождение.

1.4. В своей деятельности тьютор руководствуется законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарными номами и правилами при организации образовательного процесса, Уставом, локальными актами образовательной организации, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором, настоящей должностной инструкцией. Тьютор соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.5.Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

2.Должностные обязанности.

Тьютор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1.Организует:

  • процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;
  • индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (законных представителей) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

2.2.Координирует:

  • поиск информации обучающимися для самообразования;
  • взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2.3.Сопровождает:

  • процесс формирования их личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

2.4.Определяет:

  • перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
  • и оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
  • и создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно–профессиональных траекторий).

2.5.Обеспечивает:

  • уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;
  • мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования;
  • достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
  • контроль и оценку эффективности построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
  • охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
  • условия для наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

2.6.Поддерживает:

  • познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона, синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

2.7.Участвует:

  • в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (законным представителям).

2.8.Выполняет

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

3.Требования к знаниям

3.1.Тьютор должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;
  • методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии;
  • организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
  • административное, трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Основные составляющие компетентности тьютора

4.1.Профессиональная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

4.2.Информационная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест тьютора в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

4.3.Коммуникативная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (законными представителями), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

4.4.Правовая компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

5.Права тьютора

Тьютор имеет право:

5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;

5.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

5.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должно­стных обязанностей;

5.5.Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;

5.6.Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;

5.7. Участвовать в работе МО тьюторов;

5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;

5.9.Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.

6.Ответственность

Тьютор несет ответственность:

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Правил внутреннего распорядка, законных распоряжений руководителя образовательной организации, его заместителей, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, — дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.

6.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса — административную ответственность в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

6.3.За жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.

7. Взаимоотношения, связи по должности

7.1.Тьютор работает по графику, утвержденному руководителем образовательной организации.
7.2. Тьютор получает от руководителя образовательной организации и его заместителей информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.3.Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором, руководителями МО (кафедр), администрацией, педагогами дополнительного образования, медицинским работником образовательной организации, уполномоченным по правам ребенка.

Порядок принятия и утверждения. Должностная инструкция принимается и утверждается в соответствии с порядком, установленным Уставом образовательной организации, который может быть, например, таким: рассмотрение на МО тьюторов, принятие педсоветом, утверждение приказом руководителя. С Инструкцией, как с локальным актом образовательной организации, работник должен быть ознакомлен под личную роспись.

При подготовке были использованы материалы интернет-сайтов ряда образовательных учреждений.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 376.1-058.26 ББК 74.30

О. А. Денисова Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках комплексного многоуровневого образовательного пространства

В статье представлен теоретический анализ обобщенного понятия «пространство» с точки зрения различных областей знаний. Описывается опыт проектирования и создания комплексного многоуровневого образовательного пространства. Охарактеризован механизм включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в комплексное многоуровневое образовательное пространство. Описана система сопровождения.

Ключевые слова: воспитательное пространство, продуктивное взаимодействие, образовательное пространство, психолого-педагогическое пространство, социокультурная адаптация, социокультурная интеграция, социокультурное пространство, система психолого-педагогического сопровождения.

Понятие «пространство» анализируются нами с точки зрения различных областей знаний. В философском и общенаучном понимании фундаментальная категория «пространство» рассматривается как одна из основных объективных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; место, способное вместить что-либо; множество объектов, между которыми установлены отношения .

Важным для нашего исследования представляется выявленная в результате анализа определений и характеристик образовательного пространства возможность его существования только относительно какого-либо субъекта (индивидуального или совокупного), для которого оно имеет определенную значимость. Важно подчеркнуть, что, находясь в образовательном пространстве любого масштаба, субъекты по-разному воспринимают его возможности, которые существуют объективно. В контексте нашей работы это положение является принципиально важным, так как позволяет более четко развести понятия «пространство» и «среда». Несмотря на понимание важности формирования образовательного пространства, его построение далеко от завершения .

Мы считаем, что образовательное пространство должно представлять единство места, где осуществляется образовательный процесс, среды, которая

наполняет пространство; образовательных воздействий, в результате которых происходит усвоение социальных ценностей.

В качестве особого вида в структуре образовательного пространства выступает психолого-педагогическое. Именно создание этого пространства в наибольшей степени способствует социокультурной интеграции личности в общество, поскольку такое социокультурное развитие становится здесь ведущей целью.

Следующий вид пространства, исследуемый в современной педагогике как фактор личностного развития ребенка, это воспитательное пространство. В педагогической литературе пока нет единого подхода к трактовке данного понятия (Д.В. Григорьев, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.). Анализ воспитательного пространства позволил выделить важные для нас положения, определившие авторскую позицию при разработке содержания комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства:

• одним из условий эффективного функционирования воспитательного пространства является разветвленная система отношений между различными компонентами, субъектами пространства;

• вероятность реализации субъектной позиции ребенка в воспитательном пространстве тем выше, чем разнообразнее структура последнего;

• полноценность развития ребенка в воспитательном пространстве есть следствие его субъектной позиции в нем, причем, являясь субъектом пространства, ребенок сам его структурирует, создавая пространство «для себя и под себя»;

• чем сложнее система связей субъектов пространства, тем больше оно предоставляет возможностей для личностного развития ребенка.

Социальная среда, по мнению У. Бронфенбреннера, имеет уровневое строение. Социум рассматривается как совокупность входящих друг в друга социальных структур, которые как непосредственно, так и косвенно оказывают влияние на поведение и развитие ребенка. Таким образом, понятия «пространство» и «среда» выступают ведущими характеристиками социальных условий существования и развития человека.

Проведенный нами анализ доказывает, что пространство выступает целостной характеристикой бытия ребенка в его бесконечности и объемности. Среда является частью пространства, определенной сферой развития ребенка, обеспечивающей развитие его сущностных сил.

Опираясь на концепции социального развития Дж. Боули, П. Шпитца, М. Эйнсворта и культурно-историческую теорию Л.С. Выготского о роли социальных взаимодействий в психическом развитии ребенка, конструируемое нами комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство позволяет создать специальную образовательную, функционально-деятельностную модель. Эта модель базируется на концепциях развития личности по А.В. Петровскому; развития личности по Э. Эриксону; теории Л.С. Выготского о зоне актуального и зоне ближайшего развития, социальной ситуации развития ребенка, ведущей деятельности на каждом возрастном этапе развития.

С нашей точки зрения, итогом построения комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства должно стать продуктивное

взаимодействие, которое мы понимаем как процесс, способствующий развитию роли личности в сообществе людей. Этот процесс реализуется на основе группового образовательного опыта в виде построения маршрута действий, ориентированного на достижение продукта деятельности в ситуациях реальной жизни.

Нами выделены ключевые аспекты механизма взаимодействия в комплексном многоуровневом психолого-педагогическом пространстве, позволяющие осуществлять взаимодействие на различных уровнях:

• понимание продуктивного взаимодействия как механизма работы комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства;

• обеспечение продуктивного взаимодействия как одной из целей построения комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства;

• принятие продуктивного взаимодействия в качестве необходимого условия социокультурного развития личности;

• определение эффективных форм продуктивного взаимодействия, определяющихся ростом числа членов комплексного многоуровневого психологопедагогического пространства, участвующих в формировании, реализации и оценке своего образовательного маршрута, кооперации с другими участниками;

• конструирование открытой системы, использующей новые информационные технологии, характеризующейся связями «организация — другая организация», «организация — социум», «организация — семья», «член организации — реальная жизнь»; успешным вхождением субъектов организации в социум с учетом склонностей и особенностей их развития, межличностных навыков взаимодействия .

Обратимся теперь к проблемам социокультурной интеграции детей с сенсорными нарушениями. Интеграция может выступать в различных значениях. Первое значение — это как этап вхождения личности в социальную общность, который выступает после адаптации и индивидуализации. В более широком понимании этого значения интеграция выступает в качестве показателя зрелости личности, ее умения взаимодействовать с социальным окружением. При таком понимании интеграция органически включает в себя одновременно понятия адаптации и индивидуализации (А.В. Петровский) . В контексте нашего исследования адаптация выступает как необходимое условие социокультурной интеграции, а ее уровень — показателем индивидуализированности ребенка, тем самым в контексте исследуемой проблемы особое значение в нашей работе уделяется понятиям «социокультурная адаптация» и «социокультурная интеграция». Обеспечивая условия социокультурной адаптации детей с сенсорными нарушениями, мы создаем условия их индивидуализированности и переходим к социокультурной интеграции. Поэтому в своем исследовании мы рассмотрели понятия «адаптация» и «интеграция».

Вхождение ребенка с сенсорными нарушениями в комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство предполагает необходимость адаптации в окружающем социуме. Анализ различных аспектов адаптации: медикопсихологических, психофизиологических, психолого-педагогических (А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Брушлинский, 1993; С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая, 1996; А.А. Реан, 1999, подвел нас к пониманию процесса адаптации как комплексного феномена, как процесса, результата и основания для формирования психических новообразований.

Анализ социальной адаптации позволил Л. Голубевой и Р.В. Тонковой-Ямпольской (1987) сделать обобщения, способствующие пониманию механизмов адаптации и дезадаптации детей, потерявших связь с семьей.

Л.М. Шипицына (1997) указывает, что социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с отклонениями в развитии, понимаемое как его включение в общую систему социальных отношений и взаимодействий в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется . Социальная адаптация рассматривается как способность человека приспособиться к условиям жизни, она является важнейшим механизмом социализации и интеграции и осуществляется в процессе различных видов деятельности и самосознания человека.

Опираясь на гуманистические концепции взаимодействия личности и среды в процессе социальной адаптации (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм), представим определение социокультурной адаптации: устойчивый показатель комфортности, характеризующийся активной позицией индивидуума по отношению к социуму, проявляющийся как согласованность самооценки и притязаний индивидуума или группы с его возможностями и реалиями социума. В ходе социокультурной адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается ее индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается, человек «не просто испытывает влияние внешних условий и реагирует на них определенным образом, пытаясь соответствовать предъявляемым к нему требованиям, а взаимодействует с окружающей реальностью, произвольно меняя степени свободы и диапазон адаптационного потенциала» (С.Т. Посохова, 2002).

Реализация гуманного личностного подхода к адаптационным процессам предоставляет возможность каждому ребенку освоить различные модели взаимодействия с окружающей средой, ощущать себя комфортно, быть принятым таким, каков он есть, не вызывая чувства жалости или брезгливости у окружающих, реализации своего потенциала. Социокультурная адаптация идет различными темпами и имеет различную результативность в зависимости от особенностей индивидуализации личности.

Социокультурная интеграция лиц с сенсорными нарушениями понимается нами как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению возможностей и потребностей ребенка с сенсорными нарушениями и возможностей и потребностей общества .

Анализ образовательной среды для лиц с сенсорными нарушениями позволил выявить проблемные точки, учитывая факторы социальноэкономического, социокультурного, демографического и правового характера: качество образования, интеграции в окружающей среде в разных сферах деятельности (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой); удовлетворение личных (материальных, духовных) потребностей.

Рассмотрение социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями в реабилитационном аспекте в настоящее время приобретает более широкий смысл. Анализ исследований показал различные подходы к решению данной проблемы со стороны зарубежных и отечественных ученых (А. Гаспарис, Э. Куль, Х. Ольсен, К. ван Рейсвейк, Д. Родригес, Л. Сале, Ф. Хугебум, П. Эванс и др.) и отечественных ученых (И.М. Гилевич, В.Г. Гончарова, Л.М. Кобрина, Э.И. Леонгард., Н.Н. Малофеев, З.П. Медведева, Э.В. Миронова, Н.М. Назарова, М.И. Никитина; Г.Н. Пенин, Е.А. Стребелева, Л.И. Тигранова, Л.М. Шипицина, Н.Д. Шматко и др.). Ключевым понятием для определения целей и задач интегрированного обучения является «единое образовательное пространство». Включение проблемного ребенка в это пространство обеспечит ему условия для овладения программой обучения в соответствии с индивидуальными

возможностями (Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова) . В этом случае интеграция рассматривается как цель образования. Выпускник, имеющий сенсорное нарушение, должен войти в общество, интегрироваться в нем как человек, полноценный и полноправный, способный к самостоятельной жизни, взаимодействию с окружающими людьми, продуктивной деятельности и удовлетворению основных человеческих потребностей (С. Андерсен, А. Леве, А. Маслоу, Э. Холштейн).

С этих позиций интегрированное обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели. Для этого необходимо создать условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку. Только в таких условиях можно будет удовлетворить потребности лиц с сенсорными нарушениями в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь (В.З. Кантор, 2003; Г.Н. Пенин, 2005; Г.Д. Тарасова, О.С. Орлова, 2005). При этом речь, в первую очередь, должна идти о социокультурной интеграции, которая предполагает социальную адаптацию ребенка с сенсорными нарушениями в общую систему социальных отношений в процессе продуктивного взаимодействия с окружающей средой.

Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство (КМППП) представляет собой многоплановую систему психолого-педагогического воздействия, включающую принципы, методы, направления, условия, педагогические технологии. В КМППП последовательно и логично включено непрерывное образование, пронизывающее весь жизненный путь индивида, максимально способствующее решению проблемы социокультурной адаптации и интеграции лиц с сенсорными нарушениями; созданное пространство представляет единство места, где осуществляется процесс социокультурной интеграции; среды, которая наполняет пространство; образовательных воздействий, которые обеспечивают оптимальный процесс социокультурной интеграции. Это пространство является комплексным, объединяющим организации, учреждения, семьи; многоуровневым, реализуется на различных уровнях (областном, муниципальном, учрежденческом); включает в себя образовывающее, воспитывающее, развивающее и социализирующее пространства. Одним из специальных условий реализации модели комплексного многоуровневого психолого-педагогического пространства на практике является комплексное сопровождение детей с сенсорными нарушениями в созданном пространстве.

Охарактеризуем систему сопровождения лиц с сенсорными нарушениями в созданном КМППП, способствующем их социокультурной интеграции на территории Вологодской области. Главной целью деятельности системы сопровождения является комплексное психолого-педагогическое и медикосоциальное сопровождение решения образовательных задач в соответствии с законом об образовании и областной программы развития образования. Как указывается в проекте «Концепции региональной службы психологопедагогического и медико-социального сопровождения», значимым фактором развития регионального образования, учитывающего системный подход в развитии ее ресурсов, являются: мотивационный ресурс (понимание миссии, возможностей субьектов образовательного процесса руководителями образовательных учреждений); организационно-управленческий ресурс

(корректировка управления на разных уровнях ее функционирования, организация работы и пересмотр статуса и функциональных обязанностей специалистов); организационно-нормативный ресурс (оформление на региональном уровне положения, должностных инструкций, норм рабочего времени и др.); методическая база (разработка и унификация технологий работы, в первую очередь, адаптивной модели сопровождения); кадровая политика (создание системы сопровождения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов).

Качество сопровождения определяют принципы: комплексность, непрерывность, междисциплинарность, приоритет интересов ребенка, согласованная работа специалистов сопровождения: психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога (сурдопедагога или тифлопедагога), медицинского работника и др. При этом под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми с сенсорными нарушениями, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач их социокультурной адаптации и интеграции. Специалисты службы сопровождения должны владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение. Модель сопровождения лиц с сенсорными нарушениями включена в единую систему организации помощи и поддержки, включающую обучающихся, родителей, педагогов, медицинских работников, учителей-дефектологов, учителей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, сверстников.

Направлениями комплексного сопровождения лиц с сенсорными нарушениями явились: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; создание специальных социальнопсихологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

В комплексной службе выделены: виды сопровождений: индивидуально-оринтированное (объект сопровождения — ребенок), системно-оринтированное (объект сопровождения — класс, группа, образовательный процесс, среда); формы организационной помощи: предупреждение возникновения проблемы, обучение сопровождаемых методам разрешения проблемной ситуации, помощь.

Работа специалистов системы сопровождения реализуется через следующие виды деятельности: просветительскую, профилактическую, диагностическую, коррекционно-развивающую, развивающую деятельность и консультирование.

Система сопровождения Вологодской области представлена моделями: адаптивной, личностно-ориентированной и работа в инновационном режиме. Таким образом, в зависимости от поставленных задач приоритетной является любая модель сопровождения.

Система психолого-педагогического сопровождения решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социокультурной адаптации и интеграции; преодоление учебных трудностей и проблем с выбором образовательного и профессионального маршрутов; налаживание взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; выбор дополнительного образования; психологическое

обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. На разных образовательных ступенях задачи психолого-педагогического сопровождения различны и конкретны: раннее вмешательство; дошкольное образование; начальная, основная и старшая школа.

Раннее вмешательство — абилитация, ранняя диагностика и коррекция. Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе, знакомство с жизнью окружающего социума, участие в мероприятиях в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей ребенка. Начальная школа — определение готовности к обучению в СКОУ I-IV вида, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей, продолжение знакомства с жизнью окружающего социума, участие в различных мероприятиях в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей ребенка.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностносмыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений и коммуникативной активности с родителями и сверстниками, формирование произвольной регуляции поведения, профилактика девиантного поведения, формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающим социумом, активное участие в мероприятиях, знание жизни социума.

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающим социумом, носящего константный характер.

Созданная система сопровождения в КМППП реализуется на учрежденческом, муниципальном и областном уровнях. Раскроем их организационно-содержательный аспект. Уровень СКОУ I-IV вида. Службой сопровождения является коррекционный совет, психолого-медико-педагогический консилиум, в который входят психологи, логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги и медицинские специалисты. Главная задача консилиума заключается в диагностике детей; консультировании всех участников образовательного процесса; в проведении с ними групповых занятий, семинаров, тренингов по изменению стереотипов поведения, развитию коммуникативных навыков.

Муниципальный уровень. Центры психолого-медико-социального сопровождения призваны оказывать комплексную помощь участникам образовательного процесса в решении проблем диагностики развития ребенка, его социокультурной адаптации и интеграции. Специалисты центров, в первую очередь, оказывают помощь родителям и специалистам образовательных учреждений, которые работают с детьми с сенсорными нарушениями. Проводятся групповые занятия и тренинги по наиболее сложным проблемам, групповая и индивидуальная коррекция, обеспечивающая независимую защиту прав и интересов детей.

Областной уровень. Районные и областные службы в системе образования, союз науки, практики и управления, направленный на развитие данной службы: научные, профессиональные учреждения и вузы (ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», «Вологодский педагогический университет»; кабинет коррекционной педагогики Вологодского института развития образования; департамент образования Вологодской области, управление общего, дополнительного, специального образования и социально-правовой защиты детей; отдел специального образования и социально-правовой защиты детей;

ГОУ Областной центр психолого-медико-социального сопровождения). Этот уровень обеспечивает разработку стратегии развития системы сопровождения, разработку нормативно-правовой базы, обучение кадров и их информированность.

Критериями эффективности психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения в СКОУ I-IV вида являются: динамика развития детей; состояние их физического здоровья, результаты обученности; сформированность психических процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения; воспитанность детей, их достижения; успешность социокультурной адаптации и интеграции обучающихся; востребованность деятельности по комплексному сопровождению воспитанников со стороны работников школы, самих обучающихся и их родителей.

Условиями внедрения эффективной системы сопровождения в КМППП, способствующей социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями, стали: создание организационно-педагогических условий в форме психологических служб разных уровней, психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных учреждениях, специализированных (профильных) центрах; кадровое и методическое обеспечение образовательных учреждений, организация и оказание высококвалифицированной помощи, использование сертифицированных методик, апробированного инструментария; разработка положений о службах, психолого-медико-педагогических комиссиях (консилиумах), должностных инструкций работников, заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями и оказании услуг родителям; учет мотивационных условий и ресурсов образовательных учреждений; создание информационных ресурсов, необходимых для анализа деятельности системы сопровождения; организация среды, способствующей продуктивному взаимодействию всех уровней и специалистов системы сопровождения; соотнесение финансовых и материальных возможностей, которые тесно связаны между собой и важны для создания всех условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, региональная система комплексного сопровождения является необходимым условием эффективного функционирования в созданном комплексном многоуровневом психолого-педагогическом пространстве, способствующем социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями.

Список литературы

1. Ахундов Л.Д. Концепция пространства и времени: Истоки, эволюция, перспективы. — М., 1982.

2. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. — 1996. — № 1. — С. 3-8.

3. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. — М.; Воронеж, 1999. — 288 с.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.Л. Селивановой. — М., 1998. — 333 с.

5. Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского

конгресса сурдопедагогов / отв. за вып. В.З. Кантор, М.М. Кобрина, Г.Н. Пепин. -СПб.: Наука-Питер, 2006. — 412 с.

7. Денисова О.А. Концепция комплексного многоуровневого психологопедагогического пространства для лиц с сенсорными нарушениями: моногр. -Череповец: ЧГУ, 160 с.

9. Денисова О.А. Кобрина Л.М., Букина И.А. и др. Система регионального специального образования: моногр. — Вологда, 2008. — 270 с.

10. Ермаков В.П. Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. — М., І990. — 223 с.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1986. — 318 с.

13. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестом. / сост. Л.М. Шипицина. — СПб., 1997. — 256 с.

14. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.

15. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. — М., 1973. — 300 с.

17. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2004. — 400 с.

18. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2003. — 464 с.

19. Специальное образование: состояние, перспективы развития // Вест. образования (Мин. образования РФ). — 2003. — № 3.

21. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. — М., 1999.

22. Фельдштейн Д. И. Научная проблема: социально-психологическое

пространство отношений // Мир психологии. — 1996. — № 2. — С. 5-7.

Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. — М., 2000. — 351 с.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх