Положение о взаимодействии

Проект положения о взаимодействии структурных подразделений

Данный локальный акт составляется индивидуально исходя из потребностей компании.

Вы можете составить локальный акт на примере рекомендации о взаимодействии юротдела с другими отделами.

Рекомендация:

Как решать вопросы, смежные с другими отделами

«Чтобы выстроить отношения юридического отдела с другими подразделениями, организации нужно учитывать:

  • общие принципы взаимодействия с другими отделами и
  • особенности отношений с конкретными подразделениями, такими как кадровая служба, бухгалтерия, коммерческий отдел.

Отдельный вопрос для руководителя юридической службы – как взаимодействовать с руководством компании.

См. также фрагмент видеосеминара Взаимодействие юридического отдела с иными подразделениями компании.

Общие принципы взаимодействия с другими отделами

Стоит выделить три принципа взаимодействия со смежными отделами.

Принцип 1. Сочетать деловой формализованный подход с общим доброжелательным настроем.

Обоснование

С одной стороны, важно выстроить отношения в деловом ключе, чтобы сотрудники организации не воспринимали задания юристов как просьбу об одолжении, которая может подождать.

С другой стороны, важно проявлять доброжелательность и уважение к коллегам. Но доброжелательность без формализованного подхода приведет к панибратству. Кроме того, в работе будут случаи, когда нужно проявить жесткость и отстаивать свою позицию. Тогда «дружба» только помешает обратиться к руководству с требованием наказать коллег, например, за нарушение сроков.

Для достижения баланса нужно, чтобы сотрудники относились к заданиям юристов как к должностным обязанностям. Если сотрудники других отделов не выполняют задания юридической службы, необходимо:

сначала формализовать обмен информацией между отделами. Это можно сделать при помощи таблиц, графиков, писем, компьютерной программы обмена письмами и

затем обратиться к руководству компании, если возникают трудности.

В то же время юрист не должен относиться к сотрудникам организации как к подчиненным и раздавать указания.

Совет

Юристу стоит:

1) воспринимать коллег из других отделов как «внутреннего клиента», который пришел за услугой, профессиональной помощью, а не за поручением.

Обоснование

Сотрудники других отделов могут не понять или намеренно проигнорировать совет в форме категоричного указания. Такая форма мешает понять, что юрист дал совет, как защитить интересы.

Поэтому вместо формально-распорядительного подхода лучше работать в одной команде с внутренними клиентами;

2) отправлять внутренние консультации на электронную почту сотрудника и его начальника.

Обоснование

Это позволит:

  • избежать ошибок, если сотрудник неправильно понял или не дослушал до конца устную консультацию;
  • установить истину, если коллеги попытаются списать просчеты в своей деятельности на некомпетентный совет юриста;
  • использовать консультацию юриста несколько раз. Если забывчивый коллега повторно обратится с вопросом, можно продублировать письмо.

Принцип 2. Соблюдать субординацию и правила деловой этики.

Бывает, что начальнику юридической службы проще отдать указание сотруднику другого отдела напрямую. Руководитель такого сотрудника вправе расценить это как нарушение субординации.

Совет

Чтобы избежать одновременно нарушения субординации и излишне бюрократизированных процедур, стоит согласовать:

  • по каким вопросам юристы должны обращаться только к руководителю отдела, а
  • по каким – к непосредственным исполнителям.

Юристу не стоит:

  • грубить коллегам;
  • участвовать в интригах.

Поскольку есть риск остаться в информационной изоляции – сотрудники начнут:

  • отправлять материалы с «допустимым» запозданием,
  • недоговаривать или подавать информацию с искажениями.

Принцип 3. Выполнять свои функции.

Не стоит перекладывать свои задачи на другие отделы или брать на себя функционал других подразделений. Каждый выполняет свою работу.

Стоит ли консультировать сотрудников по личным вопросам в рабочее время

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это зависит от отношений, которые сложились в организации.

Юристы не обязаны консультировать коллег по личным вопросам. Но это позволяет налаживать хорошие отношения, которые помогают в работе. Отказ может вызвать недоверие и ухудшить отношение к юристам в целом.

Не по всем личным вопросам юрист способен дать квалифицированный ответ. В тех случаях, когда есть риск ошибиться или для ответа нужно много времени, стоит:

  • ответить кратко и
  • подсказать коллеге, как найти нужную информацию или куда обратиться за решением проблемы (например, к нотариусу, адвокату).

Как взаимодействовать с кадровой службой

Кадровая служба и юристы регулируют смежные сферы. Поэтому нужно разграничить обязанности между этими структурами, а не перекладывать кадровые вопросы на юристов. Например, юрист не должен составлять трудовые договоры, приказы, должностные инструкции.

Обоснование

Нормально, если в стартапе кадровые документы составляет юрист, он же кадровик, он же делопроизводитель. Если же в компании есть отдельный персонал, который занимается кадровыми вопросами, то разумно разработать шаблоны документов и передать их ему. Например, юристы разработали типовой трудовой договор и, чтобы заключить его, нужно технически заполнить формуляр. В этом случае специальные юридические знания не нужны, это может делать кадровик.

Лучше установить регламент, в котором:

1) разграничить функции кадровой и юридической службы, которые касаются документов в сфере трудовых правоотношений. Например, выбрать один из двух вариантов:

  • юристы составляют формы трудового договора для сотрудников, отдельно для руководства, потом передают кадровой службе;
  • кадровая служба сама составляет документы в сфере трудовых отношений, позже формы визирует у юристов;

2) закрепить, что должностные инструкции кадровая служба:

  • составляет самостоятельно и
  • согласует у руководителей соответствующих подразделений;

3) обязать кадровую службу при споре с сотрудником немедленно уведомлять юристов.

Обоснование

Иначе есть риск, что кадровики поставят юристов перед фактом затянувшегося конфликта. Зачастую спор можно разрешить на ранней стадии без суда. Поэтому такое правило позволит юристам облегчить себе задачу и избавит компанию от лишних расходов на суд.

Сотрудничество с кадровой службой полезно юристам. Так, кадровики помогут:

1) найти новых сотрудников и правильно сформулировать текст вакансии;

2) разрешить конфликт между юристами. Обычно сотрудники кадровой службы имеют психологическое образование и замещают функцию психолога в компании;

3) помочь в вопросах: как материально стимулировать юристов или как мотивировать сотрудников обучением.

Как взаимодействовать с бухгалтерией

Взаимодействие юристов с бухгалтерией важно для компании. Этому посвятили отдельную рекомендацию Как наладить работу с бухгалтерией.

Руководителю юридического отдела нужно разработать стратегию:

  • как получать от бухгалтерии необходимую информацию и
  • систематизировать запросы от бухгалтерии.

Как взаимодействовать с коммерческими службами (менеджерами)

Нужно написать инструкцию для менеджеров, в которой регламентировать процедуру:

  • как контролировать исполнение договоров,
  • подписывать договоры с контрагентами,
  • передавать в юридическую службу документы контрагентов.

Это нужно сделать по двум причинам.

Причина 1. Контролировать менеджеров

В крупных компаниях при большом потоке договоров менеджерам передают часть работы юристов, которые предварительно разработали типовые договоры. Затем менеджеры:

  • заключают договоры по доверенности самостоятельно;
  • конкретизируют их условия;
  • вносят в них изменения.

При этом менеджер не юрист и у него задача – выполнить личный план, от которого зависит оплата труда. Задачи юриста другие:

  • не допустить нарушения закона;
  • создать условия, чтобы уполномоченные сотрудники принимали решения и понимали юридические риски.

Причина 2. Разграничить компетенцию юристов и менеджеров

Зачастую в крупных компаниях сложно согласовать документы между отделами.

Обоснование

Например, коммерческий отдел видит в проекте возможные сверхприбыли, а юридическая служба – исключительно риски. Поэтому важно прийти к единому пониманию. В этом случае подразделения предлагают свои заключения, на основе которых руководство принимает решение.

Как взаимодействовать с руководством

Лучше всего, когда глава юридического отдела как одна из ключевых фигур компании подчиняется непосредственно руководителю. Такое правило позволит главному юристу быть независимым.

Оптимальная ситуация – когда руководитель компании письменно направляет все поручения и при этом указывает приоритет задачи. Нужно упорядочить работу и уменьшить число недостаточно четких запросов. О том, как формализовать работу и получение запросов от руководства, см. отдельную рекомендацию.

Юристы представляют руководству письменные заключения, в которых:

  • сообщают о возможных рисках решения,
  • предлагают пути решения, если возникнут сложности.

Совет

Руководителю юридического отдела нужно соблюдать иерархию. Это означает, что не юристы настаивают на одном из решений, а руководство принимает решение на основе заключений всех отделов.

Иначе при неблагоприятном исходе во всем будет виноват юрист.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх