Помилование в РФ осуществляется

Содержание

История

Помилование представляет собой один из древнейших институтов уголовного права, появившийся одновременно с государственной властью и системой правосудия. Он был закреплён уже в законах Хаммурапи. Оно широко применялось монархами (в том числе российскими) на протяжении всех периодов истории.

Ввиду того, что право помилования зачастую применялось монархами чрезмерно широко, это зачастую приводило к безнаказанности преступников, имевших связи при дворе. Поэтому в эпоху Просвещения право помилования подвергалось критике со стороны многих выдающихся мыслителей (например, Канта и Вольтера). Чезаре Беккариа писал о помиловании:

По мере смягчения наказаний милосердие и прощение становятся менее необходимыми. Счастлива та нация, у которой они считаются пагубными. Итак, милосердие — это добродетель, которая иногда дополняет круг обязанностей, взятых на себя престолом. Ей не должно быть места в совершенном законодательстве, где наказания умеренны, а суд праведен и скор. Эта истина покажется суровой тому, кто живёт в стране с неупорядоченной системой уголовного законодательства. А потому в этой стране потребность в прошении и милосердии прямо зависит от нелепости законов и суровости приговоров. Прощение и милосердие являются самой любимой прерогативой престола и желанным атрибутом верховной власти…. Однако если учесть, что милосердие — добродетель законодателя, а не исполнителей законов, что эта добродетель должна проявляться во всем блеске в кодексе, а не в специальных судебных решениях, то показывать людям, что преступления могут прощаться и что наказание не обязательное их следствие, значит порождать в них иллюзию безнаказанности и заставлять их верить, что если можно добиться прощения, то приведение в исполнение приговора непрощенному скорее акт насилия власти, чем результат правосудия. Что можно сказать о помиловании государем, то есть об уступке со стороны гаранта общественной безопасности частному лицу, преступившему закон? Только то, что этому личному акту непросвещенной благотворительности придается сила акта государственной власти, декретирующего безнаказанность.

— Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. — М.: Инфра-М, 2004. — С. 155.

Данные соображения сыграли свою роль при принятии первого буржуазного уголовного кодекса (УК Франции 1791 года), в который институт помилования не был включён как противоречащий принципу равноправия граждан.

Несмотря на это, институт помилования сохраняется в большинстве государств мира и закреплён в международных актах. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах в ч. 4 ст. 6 содержит положение о том, что всем приговорённым к смертной казни предоставляется право просить о помиловании, и что помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

Помилование в странах мира

Как правило, конституционным правом помилования наделён глава государства, однако в некоторых федеративных государствах им обладает также глава субъекта федерации (например, в США по проступкам, находящимся в юрисдикции какого-либо штата, правом помилования наделён губернатор соответствующего штата).

Основанием применения помилования могут служить соображения гуманности или раскаяние осуждённого, однако нередко применение помилования носит политический характер (так, например, в декабре 2000 года в России был помилован Э. Поуп, осуждённый за шпионаж в пользу США к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима; в качестве основания в президентском указе упоминались не только гуманность и состояние здоровья осуждённого, но и «высокий уровень отношений между РФ и США»).

Обычно помилование применяется к лицам, осуждённым к наиболее строгим видам наказания. В результате эти виды наказания заменяются более мягкими. Однако возможны и другие последствия помилования, вплоть до полного освобождения от наказания. Так, по законодательству стран СНГ, помилованное лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Законодательство отдельных государств имеет особенности, касающиеся сферы применения и процедуры помилования. Так, согласно ст. 29 Конституции Исландии, президенту данного государства предоставляется право не только помилования осуждённых лиц, но и прекращения уголовного преследования на досудебных стадиях, если имеются уважительные причины. В Италии существует два вида помилования: indulto и grazia: первое предоставляется парламентом путём принятия закона, утверждаемого большинством в 2/3 обеих палат парламента; право применения второго принадлежит президенту. Согласно Конституции Швейцарии (ст. 173), право помилования предоставляется не президенту, а парламенту.

В некоторых странах (Беларусь, Туркменистан, Узбекистан, а также Великобритания и США) помилование может быть связано с условным освобождением от наказания: при совершении помилованным в течение определённого срока нового преступления наказание за прежнее преступление восстанавливается, и к нему присоединяется наказание за новое преступление.

Помилование в Российской Федерации

В России право осужденного просить о помиловании закреплено Конституцией , а право помилования принадлежит президенту страны. На практике в 2010-е годы помилование применялось в России крайне редко — не более 10 случаев в год и иногда в политических целях. Например, в 2016 году была помилована с нарушением процедуры помилования украинская летчица Надежда Савченко с целью обмена на двух осужденных на Украине граждан России.

Основные сведения

Основные положения о помиловании содержатся в Конституции (статьи 50, 71 и 89), Уголовном кодексе (статья 85), Уголовно-исполнительном кодексе (статья 176) Российской федерации.

Специально помилованию посвящён Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и утвержденное им «Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»

Конституция не раскрывает понятие «помилование». Она лишь:

  • перечисляя права и свободы человека и гражданина, признаёт за каждым осуждённым право просить о помиловании или смягчении наказания (статья 50, часть 3-я);
  • описывая федеративное устройство, относит помилование к ведению Федерации (статья 71, пункт «о»)
  • перечисляя полномочия Президента, относит к ним осуществление помилования (статья 89, пункт в).

Следует отметить, что в период становления федерализма в России наблюдались попытки делегировать осуществление полномочий по помилованию главам субъектов РФ. Так, Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 03.08.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» содержит положение, согласно которому помилование лиц, осужденных судами Республики Башкортостан находилось в ведении Республики Башкортостан. В Конституции Республики Башкортостан до 2002 года содержался п. 19 ст. 95, согласно которому Президент «осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Республики Башкортостан». Аналогичные положения содержались в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15.02.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении № 10-П от 7 июня 2000 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» указал, что «…договорами, соглашениями не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации и соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти». Верховный Суд РФ определением от 17.04.2001 № 49-Г01-23 признал не соответствующим Конституции РФ и федеральному законодательству предоставление Президенту Башкортостана полномочий по помилованию. 3 декабря 2002 года соответствующие положения были исключены из Конституции Башкортостана.

Понятие «помилование» раскрывается в 85-й статье УК РФ (которая так и называется: «Помилование») следующим образом: «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость». В отличие от ранее действовавшего законодательства, не предусматривается освобождение от уголовной ответственности и замена лишения свободы условным осуждением в порядке помилования. Помилование не может отменить последствия уже исполненных наказаний (например, штрафа или лишения специального, воинского и почётного звания, классного чина и государственных наград). Помилование также не освобождает лицо от гражданской ответственности за причинение вреда.

Кроме того, эта статья указывает, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, и вслед за 89-й статьёй Конституции относит осуществление помилования к ведению Президента РФ.

В отличие от амнистии, помилование в России применяется только к лицам, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда. Кроме того, акт помилования не носит нормативного характера: он является актом применения права. Данный акт является непосредственным юридическим основанием для применения последствий помилования, принятие решения ещё каким-либо органом не требуется.

Закон не содержит ограничений, касающихся тяжести преступления, характеристик личности преступника, его поведения в период отбывания наказания и отбытия определённого срока наказания до помилования.

В то же время, Указ № 1500, определяющий порядок рассмотрения ходатайств о помиловании, отмечает, что помилование, как правило, не применяется к следующим категориям лиц:

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Развивая положение 50-й статьи Конституции, статья 176-я УИК РФ, введённая Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ, озаглавленная «Порядок обращения с ходатайством о помиловании», определяет, что «ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание».

В 1990-х годах помилование широко применялось в отношении осуждённых к смертной казни в рамках политики постепенного сокращения применения данного вида наказания. В порядке помилования наказание данным лицам заменялось пожизненным лишением свободы или длительными сроками лишения свободы. Ст. 59 УК РФ предусматривает, что смертная казнь в порядке помилования может заменяться пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. В настоящее время ни одного осуждённого к смертной казни в учреждениях, исполняющих наказание, не содержится.

Статистика

До декабря 2001 года в Российской Федерации действовала (созданная указом Президента РФ от 12 января 1992 г. № 17) Комиссия по помилованию при президенте РФ. Деятельность данной комиссии подвергалась критике со стороны учёных и общественности в связи с чрезмерно широкими масштабами (1992 год — 2726 осужденных; 1995 — 4988; 1999 — 7418; 2000 — 8650), а также освобождением от наказания лиц, осуждённых за тяжкие преступления (только за 2000 год было помиловано 2680 лиц, осужденных за умышленные убийства; 2188 — за причинение тяжелого вреда здоровью; 18 — за похищение человека; 14 — за бандитизм), нарушавших режим отбывания наказания, рецидивистов. В результате комиссия была упразднена указом президента от 28 декабря 2000 года, который учреждал комиссии по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации. Указ также утверждал Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании. Владимир Путин, распуская комиссию, пояснил свое решение так: «Они только жалели, а нужно не только жалеть».

В настоящее время помилование (в отличие от амнистий, носящих массовый характер) рассматривается как исключительная мера. В современной России, после ликвидации Комиссии, помилование в России стало редким явлением — не более 10 человек в год. Например, в 2014 году Владимир Путин помиловал 5 человек (при числе поданных ходатайств 4,7 тысяч), а в 2015 году — только 2-х человек. Правозащитники указывают на недостаточное применение помилования и забюрократизированность его процедуры.

Процедура помилования

Указ № 1500, изданный Президентом Путиным 28 декабря 2001 года, определил многоступенчатую процедуру рассмотрения ходатайства о помиловании. В соответствии с нею ходатайство о помиловании должно пройти по цепочке инстанций:

  • администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, или следственного изолятора;
  • территориальный орган уголовно-исполнительной системы;
  • комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (представляет заключение о целесообразности применения акта помилования);
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования);
  • Президент РФ.

Лица, уже отбывшие наказание и ходатайствующие о помиловании в виде снятия судимости, направляют своё ходатайство непосредственно в комиссию по вопросам помилования.

Ходатайство о помиловании подаётся в письменной форме.

Комиссии по вопросам помилования

Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на её заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации

При рассмотрении ходатайства о помиловании комиссией принимаются во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Дальнейший порядок рассмотрения ходатайства

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо может также обнародовать мотивы, которыми оно руководствовалось при принятии соответствующего решения.

Направленное главой субъекта Российской Федерации в адрес Президента Российской Федерации представление к помилованию поступает в Управление Президента по обеспечению конституционных прав граждан Администрации Президента Российской Федерации, отвечающее за организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по осуществлению помилования и конституционного права осужденного за преступление просить о помиловании.

Президент осуществляет окончательное рассмотрение ходатайства. В случае положительного решения издаётся указ, который направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы и администрацию учреждения, которая осуществляет непосредственную его реализацию.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Помилование без ходатайства осуждённого

Спорным является вопрос о помиловании без ходатайства осуждённого. С одной стороны, в настоящее время возможность помилования осуждённого без его ходатайства не предусмотрена в явной форме никакими нормативными актами, кроме Конституции. Исключение составляет помилование осужденного к смертной казни, которое возможно и без согласия осуждённого (ч. 3 ст. 184 УИК РФ). Кроме того, до 5 апреля 2010 года ч. 5 ст. 113 УИК РФ упоминала возбуждение ходатайства о помиловании среди прочих мер поощрения, применяемых к осуждённым.

С другой стороны, ни Конституция, ни Уголовный кодекс ничем не обуславливают президентское право помилования осуждённого, в связи с чем основания и порядок помилования оставляются на полное усмотрение Президента РФ.

Имеются и исторические основания помилования без согласия осуждённого. В юридической науке и практике Российской империи считалось, что «при помиловании после судебного приговора о согласии на то милуемого не может быть и речи, так как оно касается лица, уже признанного виновным и приговоренного к наказанию».

Указ № 1500 и статья 176 УИК РФ регламентируют лишь процедуру помилования по ходатайству осужденного. В них не содержится положений, запрещающих помилование без такого ходатайства.

Это даёт основание некоторым учёным утверждать о возможности помилования осуждённого и без его просьбы.

Впрочем, в 2016 году юристы утверждали, что в их практике были случаи, когда отказывались рассматривать прошения о помиловании, поданные адвокатом или близким родственником.

Помилование по политическим мотивам

В постсоветской России имели место случаи помилования по политическим мотивам с нарушением процедуры помилования и очень оперативно. Особенно часто это происходит, когда помилованного «обменивают» на гражданина (граждан) России, осужденных за аналогичные преступления судом другого государства. Например, в 2016 году Надежду Савченко перед ее обменом на двух осужденных украинским судом россиян президент России помиловал по ходатайствам потерпевших по ее уголовному делу и без предварительного рассмотрения в комиссии по вопросам помилования Ростовской области. Ученого Игоря Сутягина помиловали буквально за сутки до обмена на арестованных сотрудников ГРУ. Оперативное помилование по политическим мотивам может происходить и в случае, когда помилованного не обменивают. Например, Михаил Ходорковский был помилован спустя примерно сутки после подачи прошения о помиловании.

Быстро могут рассмотреть ходатайство о помиловании в случае, если дело человека вызывает большой общественный резонанс. Например, в феврале 2017 года Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова предложила осужденной за репост видеоролика Евгении Чудновец подать прошение о помиловании, уведомив, что положительное заключение на него готов дать губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Мерзлякова предложила Чудновец подать прошение о помиловании в пятницу 10 февраля 2017 года, обещая, что его могут рассмотреть уже 13 февраля того же года (то есть в понедельник) и в тот же день отправить документы в Администрацию Президента России, где по словам свердловского Уполномоченного, уже ждали их. Чудновец от помилования отказалась и вскоре была оправдана.

Примечания

  1. Спицын В. И. К вопросу о помиловании // Современное право. — 2002. — № 12.
  2. Марогулова И. Л. Законодательные проблемы амнистии и помилования // Журнал российского права. — 1998. — № 1. — С. 32.
  3. Дусаев Р. Н. Эволюция уголовного права стран Западной Европы и США. Учебное пособие. Ч. I. — Петрозаводск, 1999. — С. 97.
  4. Дусаев Р. Н. Эволюция уголовного права стран Западной Европы и США. Учебное пособие. Ч. I. — Петрозаводск, 1999. — С. 40.
  5. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 403. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  6. 1 2 3 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 404. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  7. Конституции государств Европы: в 3-х тт.. — М.: Норма, 2001. — Т. 2. — С. 20.
  8. Конституции государств Европы: в 3-х тт.. — М.: Норма, 2001. — Т. 2. — С. 117, 118.
  9. 1 2 3 4 5 6 Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и утвержденное им «Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»; с изменениями на настоящий момент. // Российская газета. — 2001. — № 255, 30.12.2001.
  10. 1 2 3 4 Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  11. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. — С. 478.
  12. Указ Президента РФ от 12.01.1992 № 17 «О Комиссии по вопросам помилования». // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 23.01.1992, № 4. — Ст. 154. // на КонсультантПлюс
  13. Путин ликвидирует комиссию по помилованию. NEWSru.com – самые быстрые новости (24 декабря 2001). Дата обращения 15 мая 2011. Архивировано 7 февраля 2012 года.
  14. 1 2 3 4 5 6 7 Не милосердие, а политическая игра
  15. Президент помиловал за год пять человек (рус.), Известия. Дата обращения 8 июня 2017.
  16. 1 2 Право помилования предлагают возвратить президенту (англ.). Дата обращения 8 июня 2017.
  17. Данная норма была отменена Федеральным законом от 5 апреля 2010 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и ст. 22 закона РФ „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“».
  18. «Ни Конституция, ни действующее законодательство не связывают реализацию Президентом своих полномочий по помилованию с какими-либо формальными условиями, что предоставляет ему возможность самому определять процедуру прохождения материалов и объём осуществляемого помилования» — Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Кудрявцева Ю. В.. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996.)
  19. Помилование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  20. «Кроме осужденного с ходатайством о помиловании также могут обратиться и близкие осужденного, его адвокат, общественные и государственные организации» — Комментарий к Конституции Российской Федерации / Л.А.Окуньков. — 2-е дополненное и переработанное. — М.: БЕК, 1996.
  21. Диаконов В. В. Уголовное право России (Общая часть): Учебное пособие. 2003
  22. Власти: Дело Евгении Чудновец должно подлежать помилованию
  23. Осуждённой за репост Чудновец нужно не помилование, а полное оправдание
  24. Ruckman, P. S., Jr. Executive Clemency in the United States: Origins, Development, and Analysis (1900-1993). — Presidential Studies Quarterly, 1997. — P. 251-271.

О порядке осуществления помилования в Республике Казахстан

1. Установить, что в соответствии с пунктом 18 ст. 114-3 Конституции Республики Казахстан K951000_ помилование в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан по ходатайствам, как правило, самих осужденных судами Республики Казахстан или отбывающих наказание по последнему приговору, постановленному судом Республики Казахстан.
2. Кроме ходатайств осужденных о помиловании рассматриваются:
а) материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни и не подавших ходатайства о помиловании;
б) представления Председателя Верховного Суда Республики Казахстан и Генерального прокурора Республики Казахстан о применении помилования к лицам, осужденным к смертной казни;
в) заявления лиц, отбывших наказание, об освобождении от возмещения материального ущерба, взыскиваемого по приговорам судов в пользу государственных организаций, предприятий и учреждений.
Заявления об освобождении от возмещения материального ущерба, причиненого гражданам, кооперативным или общественным организациям, в порядке помилования не рассматриваются.
3. Помилование осужденных осуществляется в виде:
замены смертной казни лишением свободы;
полного или частичного освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания;
замены неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием;
снятия судимости.
4. Ходатайства о помиловании рассматриваются лишь после вступления приговора в законную силу.
5. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение, отношение к труду, участие в работе самодеятельных организаций в местах лишения свободы, срок неотбытого наказания и другие обстоятельства;
мнение администрации исправительно-трудового учреждения, наблюдательной комиссии, общественных организаций и трудовых коллективов, а по заявлениям об освобождении от возмещения материального ущерба — также мнение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
6. Особо опасные рецидивисты, а также лица, к которым были применены амнистия, помилование, условное либо условно-досрочное освобождение от наказания или замена наказания более мягким, если они до погашения или снятия судимости вновь совершили умышленное преступление, могут быть помилованы лишь в исключительных случаях.
7. Лица, осужденные к смертной казни, могут обратиться с ходатайством о помиловании в течение семи суток со дня вручения им копии приговора или кассационного определения. В случае, когда осужденный к смертной казни не подаст в указанный срок ходатайства о помиловании или заявит о своем нежелании обращаться с таким ходатайством, об этом с соблюдением установленных правил составляется акт. Ходатайство или акт направляются в Аппарат Президента Республики Казахстан и Кабинета Министров Республики Казахстан не позднее трехдневного срока со дня приема ходатайства или составления акта.
Исполнение приговора в отношении лица, осужденного к смертной казни, приостанавливается до рассмотрения ходатайства о помиловании или материалов об отказе осужденного от подачи ходатайства о помиловании.
8. Поступившие ходатайства о помиловании лиц, осужденных к смертной казни, или материалы об отказе этих лиц от подачи ходатайств о помиловании до внесения на рассмотрение Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам помилования направляются в Верховный Суд Республики Казахстан и Прокуратуру Республики Казахстан, которые не позднее чем в двухнедельный срок представляют заключение с указанием содержания принятых судебных решений, обстоятельств совершения преступления, данных о личности осужденных и своего предложения по существу каждого ходатайства или материала об отказе от подачи ходатайства.
9. Ходатайства о помиловании, в которых содержатся нуждающиеся в проверке ссылки на необоснованность осуждения или нарушение законности, предварительно направляются для проверки в порядке судебного надзора.
10. Ходатайства о помиловании, поданные осужденными через администрацию исправительно-трудовых учреждений, направляются в Аппарат Президента Республики Казахстан и Кабинета Министров Республики Казахстан с приложением копий всех приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнений администрации и наблюдательной комиссии по существу ходатайства, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотрения вопроса о применении помилования.
11. Для предварительного рассмотрения материалов о помиловании создается Комиссия при Президенте Республики Казахстан по вопросам помилования.
Руководство работой Комиссии осуществляет Государственный советник Республики Казахстан по государственно-правовым вопросам. В состав комиссии входят народные депутаты Республики Казахстан, представители трудовых коллективов и общественных организаций, заведующий Отделом по гражданству и помилованию Аппарата Президента Республики Казахстан и Кабинета Министров Республики Казахстан, а также Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, Генеральный прокурор Республики Казахстан, Министр внутренних дел Республики Казахстан, Министр юстиции Республики Казахстан, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Казахстан, а в случае их отсутствия — заместители перечисленных должностных лиц.
Заседания Комиссии проводит Председатель Комиссии или по его поручению заместитель Председателя Комиссии.
Заседание Комиссии считается правомочным при наличии большинства ее членов. Решение Комиссии принимается большинством присутствующих членов Комиссии. При равенстве голосов ходатайство считается отклоненным. Решение Комиссии оформляется протоколом и подписывается всеми членами Комиссии, участвовавшими в заседании.
12. Рассмотрение ходатайств о помиловании, подготовка необходимых материалов на рассмотрение Комиссии по вопросам помилования и Президента Республики Казахстан возлагается на Отдел по гражданству и помилованию Аппарата Президента Республики Казахстан и Кабинета Министров Республики Казахстан.
13. Ходатайства о помиловании осужденных к лишению свободы или более мягкому наказанию, а также заявления об освобождении от возмещения материального ущерба лиц, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего постановления, вносятся на рассмотрение Комиссии Отделом, а Президента Республики Казахстан — по предложению Комиссии.
14. Ходатайства о помиловании осужденных, не вставших на путь исправления, отбывших незначительную часть назначенного судом срока наказания, а также ходатайства о помиловании лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, признанных особо опасными рецидивистами, вносятся на рассмотрение Комиссии лишь при наличии особых обстоятельств.
15. По результатам рассмотрения предложений Комиссии Президент Республики Казахстан принимает Указ о помиловании или постановление об отклонении ходатайств о помиловании.
16. В случае отсутствия оснований к помилованию осужденного Отдел или Комиссия сообщают об этом заявителю, а Президенту Республики Казахстан Отдел представляет информацию.
17. В случае отклонения ходатайств о помиловании повторные ходатайства о помиловании лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, при отсутствии новых заслуживающих внимания обстоятельств, могут быть внесены на рассмотрение Комиссии, как правило, по истечении одного года, а лиц, осужденных за другие преступления, по истечении шести месяцев со дня отклонения предыдущих хотатайств. Поступившие до истечения указанных сроков повторные ходатайства приобщаются к имеющимся материалам.
18. Указы о помиловании или постановления об отклонении ходатайств о помиловании направляются для исполнения:
в отношении лиц, осужденных к смертной казни — в Верховный Суд Республики Казахстан;
в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденных к ссылке, высылке, исправительным работам без лишения свободы и о снятии судимости — в Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, об освобождении от возмещения материального ущерба — в Верховный Суд Республики Казахстан;
в отношении лиц, направленных в дисциплинарный батальон — Военному прокурору Республики Казахстан. <*>
Сноска. Пункт 18 дополнен частью 4 постановления Президента Республики Казахстан от 7 января 1993 года N 1052.
19. Сообщения об исполнении приговоров в отношении осужденных к смертной казни направляются в Аппарат Президента Республики Казахстан и Кабинета Министров Республики Казахстан Генеральным прокурором Республики Казахстан, а указов о помиловании лиц, осужденных к другим мерам наказания — органами, на которые возложено исполнение этих указов.
20. Контроль за своевременным исполнением актов по вопросам помилования возлагается на Отдел по гражданству и помилованию Аппарата Президента Республики Казахстан и Кабинета Министров Республики Казахстан. На Отдел возлагается также обобщение практики применения помилования. 21. В случаях отмены или изменения приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам или в порядке надзора в отношении осужденных, к которым было применено помилование, соответствующие суды информируют о состоявшихся решениях Аппарат Президента Республики Казахстан и Кабинета Министров Республики Казахстан. 22. Постановление Президента Казахской Советской Социалистической Республики от 13 февраля 1991 г. «О порядке осуществления помилования в Казахской ССР» считать утратившим силу. 23. Настоящее постановление вступает в действие с момента его подписания. Президент Республики Казахстан

Помилование

Институт помилования существует почти во всех странах мира, помилование берет истоки еще со времен Древнего Рима. Различие лишь в лицах, которые были наделены правом помилования. Так, в Древнем Риме данным правом обладали коллегии весталок, в США данным правом наделены и президент, и губернаторы штатов.
В России же согласно ст. 89 Конституции РФ, помилование осуществляет Президент от имени Российской Федерации, это является его исключительной прерогативой, который самостоятельно определяет его основания и пределы в отношении конкретного лица исходя из принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и уголовном законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
Отечественный правовед Чичерин Б.Н. рассматривал помилование как средство смягчения уголовного закона, криминалист Кистяковский А.Ф. придерживался такого же мнения.

Кто имеет право просить о помиловании?

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.
На основании ст. 19 Конституции РФ, никто не может быть дискриминирован в своем праве на подачу ходатайства о помиловании.
Это означает, что право просить о помиловании вовсе не зависит от таких обстоятельств как категория преступления, за которое отбывает наказание осужденный, от размера назначенного ему наказания и условий его исполнения (Постановление Конституционного суда РФ от 26 ноября 2002 г. N 16-П).
В настоящее время никакими нормативными актами не предусмотрена возможность помилования осужденного без его ходатайства. Однако, несмотря на это ни Конституция РФ, ни Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г., ни ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не содержит никаких правил по поводу того, кто должен обращаться с ходатайством о помиловании.
Означает ли это, что ходатайство о помиловании может подать не только сам осужденный, но и его родственники и адвокат?
Из практики региональных правозащитных центров, известны случаи отказа в рассмотрении ходатайств о помиловании, причиной таких отказов является подача ходатайства только родственниками без соответствующей просьбы самого осужденного. Поэтому лучше всего ходатайство о помиловании подавать одновременно с просьбой самого осужденного.

В каком порядке подается ходатайство о помиловании?

Согласно ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании.
Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, которая уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
Никому не может быть отказано в рассмотрении прошения о помиловании, но ходатайство о помиловании должно быть внесено учреждением или органом, исполняющим наказание.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.
Президент в Положении к Указу «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28 декабря 2001 г. в редакции от 25.06.2012 г. четко определил порядок представления ходатайств о помиловании, согласно которому, осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме.
Далее ходатайство о помиловании должно пройти через цепочку инстанций:
— территориальный орган уголовно-исполнительной системы;
— комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (представляет заключение о целесообразности применения акта помилования);
— высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования);
— Президент РФ.
Основными функциями комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:
— предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных;
— подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
— осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования;
— подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ по вопросам помилования осужденных.

Какие сведения принимаются во внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании?

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
— характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
— поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
— срок отбытого (исполненного) наказания;
— совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
— применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
— возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
— данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
— другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Что прикладывается к ходатайству о помиловании?

Самому осужденному кроме ходатайства о помиловании никаких документов прикладывать не нужно, так как остальные документы, такие как: копия приговора (приговоров), извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию – к ходатайству прилагает сама администрация исправительного учреждения.
По желанию осужденного к ходатайству может быть приложены такие документы как ходатайство трудового коллектива, положительные характеристики, справки о здоровье близких родственников и другие.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

— совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
— злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
— ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
— ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
— ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
— которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Помилование как жест гуманизма и всепрощения главы государства

В том случае, если президент отклоняет ходатайство виновного, то сообщить об этом последнему должен в письменной форме сам губернатор субъекта. И только через год осужденный вновь сможет обратиться с просьбой о помиловании к главе государства.

ИнфоИсключением здесь будут считаться вновь открывшиеся обстоятельства, в связи с появлением которых к человеку необходимо будет применить акт милосердия. Оформление Как правило, образец написания ходатайства о помиловании есть в каждой колонии.
Данный документ должен быть закреплен на информационном стенде для осужденных. Это требуется для того, чтобы виновный мог сам оформить ходатайство и передать его через начальника отряда в администрацию колонии.
Заполняется документ следующим образом: Президенту РФ (данные) от осуждённого (ФИО полностью) Ходатайство о помиловании (дата) я был признан виновным в совершении деяния, предусмотренного ст.
Условно-досрочное освобождение в РФ дает возможность скорее выйти на волю и постараться изменить свою жизнь, уйти от криминала.

  • 23.03.2015
  • 0
  • 0

Осуществление помилования согласно конституции рф

Положительные решения выносится примерно по десятой части поступивших ходатайств (столько же положительных решений от общего количества поступивших ходатайств выносилось и Комиссией Приставкина). Затем из Комиссии все документы передаются руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Это должностное лицо (например, губернатор) не позднее 15-ти дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит представление и направляет его Президенту вместе с документами, перечисленными в п. 5 Положения. Следует учесть, что список лиц, рекомендованных к помилованию, должен быть опубликован в средствах массовой информации. Т.е. Вы должны быть морально готовы к тому, что о Вас напишут в газетах. Как показывает опыт прошлых лет, не все ходатайствующие о помиловании готовы на это.

Создается также экспертный совет при Президенте, куда войдут некоторые члены старой Комиссии по вопросам помилования. На что следует обратить внимание при написании ходатайства о помиловании Ходатайство пишется на имя Президента, а не на имя губернатора или Председателя Комиссии.

Ходатайство должно быть зарегистрировано в день его подачи в специальном журнале, хранящемся в спецчасти: там должна быть записана дата регистрация ходатайства, входящий номер, а затем исходящий номер и дата его отправки с прилагаемыми документами в территориальный орган юстиции. Из учреждения ходатайство должно быть отправлено не позднее, чем через 20 дней после его регистрации.

20 дней дается администрации для оформления необходимых справок и документов (см. п.5 Положения). Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
Особенно это касается представления администрации учреждения исполнения наказания.Характерные черты акта о помиловании

  • Помилование направлено на осужденного и не ставит под сомнение законность и обоснованность вынесенного приговора;
  • формально помилован, может быть, любой осужденный, но Положение содержит перечень лиц к которым помилование не применяется и он довольно широк.
  • помилованию подлежат только лица, осужденные за совершение уголовного преступления;;
  • помилование не касаться принудительных мер принудительного воздействия, которые не являются наказанием;
  • при помиловании Президент РФ связан видами наказаний;
  • Президент РФ при вынесении акта помилования, заменяет наказание более строгое на менее строгое.

При получении отрицательного ответа, вы можете обратиться к Президенту с ходатайством о помиловании через год, а, в случае возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования, и раньше. Пример ходатайства о помиловании Президенту Российской ФедерацииВ.В.

Путину от Сидорова Ивана Кузьмича, 1970 г.р.,отбывающего наказаниев учреждении ОХ-30/2, III отряд,307016, Курская область ХОДАТАЙСТВО о помиловании Я, Сидоров Иван Кузьмич, осужден 26.09.99 г. Львовским районным судом Курской области за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по ст.

Что такое помилование

Законодательно предусмотрено (ст.85 Уголовного Кодекса) освобождение осужденного. Помилование – это своего рода акт милосердия, который утверждает только глава государства, не зависимо от того, какое преступление было совершенно.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении конкретной личности. Принятое решение не распространяется на всех остальных заключенных и требует исполнения ряда мероприятий.

Прошение о помиловании Президенту России (образец можно скачать здесь) может быть передано главе государства как через администрацию тюремного учреждения, так и через родственников или правозащитника.

После детального рассмотрения ходатайства может быть принято одно из таких решений, как:

  • освобождение заключенного от отбывания оставшейся части назначенного судом срока;
  • сокращение срока отбывания наказания на определенный период;
  • изменение меры пресечения свободы – назначение более лояльного наказания (например, смертная казнь может быть заменена лишением свободы на срок определенной продолжительности);
  • снятие судимости;
  • освобождение заключенного от наказания, которое ему назначено дополнительно. Возможно при условии, если наказание еще не приведено в исполнение.

Документ о помиловании проходит довольно длинный и тернистый путь прежде, чем попадет на подпись главе государства.

Прошение отправляется на рассмотрение в следующие инстанции:

  1. администрацию исправительного учреждения;
  2. инспекцию, курирующую подобные места изоляции;
  3. комиссию, результаты проверки которой являются окончательными;
  4. руководству местной администрации, которое перенаправляет прошение непосредственно в аппарат главы государства.

В каких случаях преступник может быть помилован

Ходатайство оформляется в письменной форме, по образцу. К документу администрация исправительного учреждения обязана прикрепить характеристику на конкретного осужденного, где указывается информация о его поведении в наблюдаемый период, отношение к учебе и общественно-полезному труду. Уточняется также, насколько у заключенного изменилось мнение в отношении совершенного им преступления.

Осуществление помилования происходит с учетом таких факторов, как:

  • тяжесть совершенного преступления;
  • наличие факта возмещения материального ущерба другим лицам за совершенное преступление;
  • применение в более ранние периоды акта амнистии;
  • продолжительность назначенного срока наказания и сколько времени осужденный провел в стенах исправительного учреждения. Должна пройти как минимум половина назначенного судом срока;
  • отсутствие дополнительных сроков судимости (применимо только для тех, кому назначено условное осуждение).

Помилование осуществляется после пересмотра личного дела заключенного.

Положительное решение может быть принято главой государства по таким мотивам, как:

  1. ухудшение состояния здоровья у осужденного;
  2. выслуга перед отечеством;
  3. появление фактов, которые не были учтены при проведении расследования;
  4. личная привязанность либо же благодарность;
  5. ходатайство подают значимые в государстве люди или общественности.

Внимание! Если прошение подает заключенный, то он должен в мельчайших подробностях описать обстоятельства своего дела и обосновать причину, по которой он просит помилование.

Какие обстоятельства могут повлиять на помилование

Просьба о помиловании осужденного может быть инициирована следующими лицами:

  1. матерью;
  2. общественностью;
  3. самим заключенным.

Особого внимания заслуживает ходатайство, оформленное матерью. Подобное прошение о помиловании выступает своеобразным «зовом отчаяния», которое, при рассмотрении, выделяют, как приоритетное.

Желание любящей матери освободить своего ребенка (несмотря на то, какое преступление было совершено) из мест заключения практически всегда завершалось принятием положительного решения. Однако в последние годы эффективность таких прошений, хоть и незначительно, но снизилась.

Стоит учесть тот факт, что если в своем прошении о помиловании мать пишет о наличии проблем со здоровьем, то в обязательном порядке необходимо к заявлению прикрепить все справки, подтверждающие данный факт. Такие ходатайства рассматриваются в первую очередь, особенно, если ребенок, пребывающий в местах лишения свободы, является ее единственным наследником.

Не меньшего внимания заслуживают ходатайства, оформленные общественностью. Подобное прошение от общества (группы граждан) изучается с учетом мнения неравнодушных людей, даже если по всем криминальным критериям осужденный признан виновным. Ведь нередки случаи, когда совершенное убийство является следствием самозащиты.

Кто может решить вопрос о помиловании

Акт милосердия (помилование) в РФ подписывает только глава государства. Процедура помилования предполагает проведения ряда мероприятий, результатом которых выступает принятие решения об освобождении либо же о смягчении меры пресечения, назначенной судом ранее.

Подобные процедуры предусмотрены как в Конституции государства, так и в Уголовном Кодексе РФ. Во многих случаях, при рассмотрении ходатайства, приходится в учет принимать не только аспекты уголовного права, но и конституционные права граждан.

Важно! Каждый заключенный имеет право подать прошение главе государства о помиловании.

Прошение, оформленное в письменном виде, подается на рассмотрение в установленные законодательством органы власти. К заполнению документа нет никаких требований, а просьба излагается в свободной форме. Никаких бланков и образцов не имеется.

Одного прошения недостаточно для того, чтобы в результате было принято положительное решение. В документе должны быть указаны достаточно веские причины, указывающие на невиновность осужденного либо же на его примерное поведение и раскаяние. В дополнение можно приложить к прошению и материнское ходатайство, что в разы увеличит шансы благоприятного исхода дел.

Не только ходатайство о помиловании, но и прочие прилагаемые документы должны быть составлены грамотно, без каких-либо ошибок.

В прилагаемой к документу анкете заключенного необходимо указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные (гражданство, прописка, место и дата рождения и т. п.);
  • занимаемая должность и место работы до заключения;
  • наличие предыдущих судимостей (если таковые имеются);
  • информация о решении суда;
  • подлежал ли заключенный амнистии, досрочному освобождению либо же помилованию ранее;
  • семейное положение;
  • информация о том, принимал ли осужденный участие в военных конфликтах;
  • перечень прочих обстоятельств, которые могут повлиять на принятие решения.

Помилование – это не амнистия

Многие не знают, кто осуществляет помилование в РФ, и ошибочно путают данную процедуру с амнистией. На самом деле оба решения имеют юридическую силу, но объектом амнистии выступает группа людей. А вот прошение о помиловании рассматривается по отношению к конкретному заключенному.

Под амнистию могут попасть лица с любыми правонарушениями, не зависимо от того, на какой стадии судопроизводства находится дело. Помилование же возможно при условии, что заключенный, на момент подачи прошения, уже отсидел половину назначенного срока.

Амнистия дает право заключенному покинуть стены исправительного учреждения не зависимо от того, стремился он к этой цели или нет. Однако его согласие на свершение такого решения все же требуется. Помилование Президента предполагает подачу ходатайства с соответствующей просьбой.

Решение и по одному, и по второму документу принимает глава государства. Только если помилование является окончательным решением Президента, то амнистия требует еще дополнительную резолюцию уполномоченных судебных органов. Помилование позволяет снять с осужденного судимость полностью, амнистия же предполагает лишь освобождение из мест заключения свободы.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх