Помогите тупому устроиться

Для поколения моих родителей институтский диплом был такой же «нормой ГТО», как и отдельная квартира, чешская стенка и польский сервиз. Я помнил, как расшифровывали аббревиатуру ПТУ школьные учителя, да и все мое окружение: «Помоги тупому устроиться». Люди рвались в вузы любой ценой, а в итоге — девальвация высшей школы. Перепроизводство «владельцев корочек» привело к тому, что секретарями и референтами работают лингвисты, продавцами запчастей — выпускники технических вузов. У моей домработницы — высшее биологическое образование. У моего безработного брата — такое же. Дочь моих знакомых, экономист, ставит пластиковые окна. Зато я знаю успешных писателей, собачьих парикмахеров и барменов, которые высшего образования не имеют. И иметь не собираются. Им некогда — они успешно зарабатывают деньги. И незачем — они состоявшиеся уважаемые профессионалы Впрочем, в кризисном 2009-ом году московские колледжи и техникумы впервые за 18 лет забиты «под завязку», как и прогнозировалось
Ну, а закончившие «вышку» для откоса или «чтобы отец отъебался» могут положить диплом под жопу и проедать родительские пенсии до морковкиного заговения — в ожидании «достойной их самолюбия» несложной «интеллектуальной» работы с докризисной зарплатой Однако, развитие провалившегося в 90-ые «образования для промышленности» не отменяет развития «вышки». Даже не развития, а «качественного скачка»

Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих (ст. 25 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании» (в редакции Закона от 19 марта 2003 г. № 95-З)).

Производственное обучение учащихся по учебным специальностям (профессиям) включает начальный, основной, заключительный (производственная практика) периоды и может проводиться в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, специализированных учреждениях (обособленных подразделениях) производственного обучения, организациях — заказчиках кадров и других организациях.

Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании» в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, реализуются дополнительные образовательные программы по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, трудовому (профессиональному) обучению, а также в порядке, установленном законодательством, оказываются другие образовательные услуги, не предусмотренные основными образовательными программами профессионально-технического образования.

Трудовое (профессиональное) обучение осуществляется для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, и может завершаться получением соответствующей квалификации рабочего (служащего) с выдачей документа установленного образца.

Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, могут создавать филиалы в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 18 и 32 Закона Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании», а также Положением о специализированном учреждении (обособленном подразделении) производственного обучения, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 7, могут создаваться специализированные учреждения производственного обучения с целью осуществления производственного обучения по одной или нескольким учебным специальностям. Задачами данных учреждений (обособленных подразделений) являются: закрепление и углубление знаний, полученных учащимися в процессе теоретического обучения; формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих; создание условий для формирования конкурентоспособности будущего рабочего.

Порядок организации и проведения производственного обучения определен Положением об организации производственного обучения учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2002 г. № 1487, с изменениями и дополнениями (далее — Положение).

Производственное обучение, учебная практика осуществляются на основании договоров, заключенных между специализированным учреждением (обособленным подразделением — если за ним закреплено такое право) производственного обучения и учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического образования. При этом начало занятий и сроки обучения определяются договорами.

Независимо от того, кем создано специализированное учреждение, оно имеет право осуществлять деятельность, приносящую доходы, при условии, что такое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами.

Вторник, 26 января 2010 г.

СТАТЬИ НА ТЕМУ:

«Будь дебилом, ломай систему»

Год за годом российские школьники тупеют

Работяги зарабатывают больше планктона, в ПТУ ажиотаж

Для поколения моих родителей институтский диплом был такой же «нормой ГТО», как и отдельная квартира, чешская стенка и польский сервиз. Соответственно, даже мысль о том, что дитятко не будет поступать в вуз, была нелепой. Как это — не будет? Почему это — не будет?

И когда я вслух обдумал перспективу получить среднее, а не высшее медицинское образование, меня чуть не съели в три глотки. Мама, папа и бабушка были оскорблены подобным поползновением, ибо «не для того сыночек рощен».

Впрочем, я — сын своих родителей, и четко понимал социальную грань между фельдшером и врачом. И поступил в институт, который «научил меня учиться», дал хорошую образовательную базу, сожрал 8 лет моей жизни и… так и не пригодился. Врачом я работать не стал. Потому что решил: отечественное здравоохранение развалится и без меня: медсестры на тот момент получали больше, чем врачи, а кафедральный доцент, работающий на две ставки, со всеми надбавками — около ста долларов.

Понимал ли я, что трачу довольно большой кусок жизни на образование, которое мне не пригодится? Понимал. Но также я помнил, как расшифровывали аббревиатуру ПТУ школьные учителя, да и все мое окружение: «Помоги тупому устроиться».

Престиж среднего специального образования стремился к нулю, ПТУ было страшилкой для нерадивых школьников. Люди поступали в вузы любой ценой, не в этот — так в тот, не на дневное отделение — так на вечернее.

В итоге новые, хорошо оплачиваемые профессии, появились раньше, чем на них начали учить, а те вузовские специальности, которые казались гарантией куска хлеба с маслом, на момент получения диплома гарантировали лишь сложности трудоустройства. Потому что экономике сегодняшнего дня не нужно столько юристов, финансистов, управленцев и… что там еще было востребованным в 90-х годах?

В итоге мы имеем то, что имеем: девальвацию высшей школы как социально-экономического института. Перепроизводство соискателей с высшим образованием приводит к тому, что секретарями и референтами работают лингвисты, продавцами запчастей — выпускники технических вузов, и практически на любую позицию среднего звена работодатель ищет человека с высшим образованием.

На 2009 год 22% населения России имели среднее специальное образование. О чем говорит нам эта цифра? О том, что рынок труда перевернут с ног на голову: в учебных заведения Петербурга учится в 6 раз больше молодых людей, чем в средних специальных. При этом, согласно статистике службы занятости, первые семь позиций в топе вакансий — специальности, которые готовят средние учебные заведения: от медсестры до каменщика.

О нехватке квалифицированных рабочих, медсестер, технических специалистов говорят давно. Престиж среднего профессионально образования начал медленно расти: после нескольких кризисов в массовом сознании забрезжило — высшее образование не гарантирует ничего, а руки, растущие из нужного места, всегда прокормят. Не престижно? Это на рынке стоять с высшим образованием не престижно.

Но абитуриенты продолжают штурмовать вузы, четко понимая, что оконченное романо-германское отделение филфака не предполагает зачастую никакой иной работы, кроме работы секретаря-референта. А ведь проще было за 2 года окончить колледж, который дает знание английского, делопроизводства и азов бухгалтерии. Сэкономили бы 3 года жизни.

Правда, для этого нужно другое общественное отношение к колледжам и иным средним специальным учебным заведениям, пришедшим на смену советским ПТУ. А на это уйдут десятилетия.

А пока… у моей домработницы — высшее биологическое образование. У моего безработного брата — ровно такое же. Моя подруга-лингвист, знающая несколько европейских языков, включая мертвые, работает на должности, где они не пригодятся никогда. Одна дочь моих знакомых, экономист, ставит пластиковые окна. Другая, юрист, — торгует тряпьем на рынке.

Зато я знаю успешных писателей, художников по интерьеру, стилистов, собачьих парикмахеров и барменов, которые высшего образования не имеют. И иметь не собираются. Им некогда — они успешно зарабатывают деньги. И незачем — они состоявшиеся уважаемые профессионалы.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх