Понятие и виды перевозки

Комментарий к Ст. 785 ГК РФ

1. Договор перевозки груза является основным транспортным договором, обеспечивающим перемещение товаров. Договор является возмездным — размер и порядок провозной платы определяется сторонами, а плата за перевозку грузов (а также пассажиров и багажа) транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

2. По юридической природе договор перевозки грузов является:

— реальным;

— возмездным;

— двусторонне обязывающим.

Реальность договора перевозки груза обусловливается тем, что договор считается заключенным только после передачи груза перевозчику.

3. У двустороннего договора перевозки грузов три субъекта — грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) — профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии. Субъектный состав договора перевозки грузов квалифицирует это соглашение как договор в пользу третьего лица — грузополучателя.

Грузополучатель, не являясь стороной в договоре перевозки, тем не менее обладает правами и обязанностями:

— правом требования к перевозчику о выдаче груза;

— требованием о возмещении ущерба вследствие утраты, недостачи или повреждения груза;

— обязанностью принять груз от перевозчика.

4. Договор перевозки груза требует письменной формы. Наименование и реквизиты оформляемых договоров регламентируются соответствующими транспортными уставами и кодексами.

5. Предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика — в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю). Правовое положение грузополучателя, его основные права и обязанности были рассмотрены ранее.

Судебная практика.

Между тем исходя из содержания пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации стороной по договору перевозки является и грузоотправитель. Следовательно, в соответствии с положениями части пятой статьи 27 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров для перевозки конкретных грузов должна быть определена грузоотправителем. Возможность предъявления железной дорогой регрессного требования к грузоотправителю положениями Транспортного устава железных дорог Российской Федерации не предусмотрена (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2004 N 1901/04).

Другой комментарий к Ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор перевозки груза — реальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Предмет данного договора — действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. Стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице, однако чаще — это разные субъекты.

Грузополучатель не является стороной договора перевозки, он — третье лицо (ст. 430 ГК РФ). Поэтому по общему правилу перевозчик не вправе требовать от него исполнения обязанностей по договору перевозки (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2002 г. N 803/01). Исключение составляют случаи, когда это допускается законом. Так, по договору морской перевозки груза получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы перевозчика за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки либо в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которого перевозился груз, а в случае общей аварии обязан внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение (ст. 160 КТМ). Данное право прекращается, если перевозчик выдал груз до уплаты фрахта, не реализовав предоставленную ему законом возможность обеспечить уплату фрахта путем удержания груза (п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; информационное письмо ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81 (Вестник ВАС РФ. 2004. N 10. С. 91)).

2. Договор перевозки груза считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Передачу груза перевозчику удостоверяют перевозочные документы, предусмотренные законодательством, — транспортная накладная, коносамент, чартер. Комментируемая статья не содержит исчерпывающего перечня видов перевозочных документов. Их виды и порядок оформления определяются транспортными уставами и кодексами. Составление документов, не отнесенных соответствующим транспортным уставом или кодексом к числу перевозочных, может повлечь признание договора перевозки груза незаключенным (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2004 г. по делу N А56-868/03). Применение последствий в виде признания договора незаключенным объясняется тем, что транспортные уставы и кодексы определяют виды документов, составляемых в подтверждение договора, исчерпывающе (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ). Однако п. 2 ст. 117 КТМ устанавливает, что наличие и содержание договора морской перевозки груза может подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Данная норма представляется более соответствующей подходу к подтверждающим заключение договора документам как особому способу письменного оформления договора. Несоблюдение письменной формы сделки по общему правилу влечет не материально-правовые, а процессуальные последствия (ст. 162 ГК РФ).

Транспортная накладная — основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки. Она заполняется грузоотправителем и передается перевозчику. За достоверность сведений накладной отвечает грузоотправитель. Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования. В ней указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, ее стоимость.

На воздушном транспорте составляется не транспортная, а грузовая (при перевозке почты — почтовая) накладная (п. 1 ст. 105 ВК), на автомобильном — товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). Число экземпляров транспортной накладной определяется по числу участников отношений по перевозке. На основании транспортной накладной перевозчик выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ).

При перевозке на внутреннем водном транспорте и по железной дороге на основе транспортной накладной перевозчик оформляет дорожную (железнодорожную) ведомость, отражающую сведения о грузе и расстоянии перевозки. Она сопровождает груз на всем пути следования; грузополучатель расписывается в ней в подтверждение получения груза. Дорожная (железнодорожная) ведомость как документ учета работы транспорта остается у перевозчика (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ). Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя. Он составляется на основании подписанного отправителем документа, в котором указываются отправитель, получатель, необходимые характеристики груза (наименование, качество, количество, особые свойства). Коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой, т.е. закрепляет право ее владельца на распоряжение грузом (ст. 143 ГК РФ). Он может быть именным, ордерным или предъявительским (ст. 146 КТМ).

Отправитель вправе потребовать от морского перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа (ст. 143 КТМ). При линейной перевозке груза (перевозке судами, осуществляющими регулярные рейсы в установленные расписанием сроки и по предусмотренным им направлениям, с заходом в определенные порты) коносамент одновременно является и товарораспорядительным документом, и документом, подтверждающим заключение договора. При фрахтовании отношения сторон определяются в письменном договоре (чартере), а коносамент в этом случае выполняет лишь функции товарораспорядительного документа, регулирующего отношения между перевозчиком и третьим лицом — получателем груза. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.

3. Законодатель не устанавливает требования о заключении договора перевозки путем оформления единого письменного документа.

Хотя, исходя из положений гл. 9 ГК, договор перевозки груза в большинстве случаев должен заключаться в письменной форме, стороны могут ограничиться составлением перевозочных документов, которые не рассматриваются как письменная форма договора перевозки груза, но служат доказательством его заключения.

При наличии договора между участниками отношений по перевозке об электронном обмене документами перевозочные документы могут оформляться в электронном виде. Возможность использования электронных перевозочных документов предусмотрена, в частности, Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39 «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» (БНА. 2004. N 5).

Понятие и основные виды транспорта в логистике

Доставка грузов невозможна без соответствующего транспорта. На сегодняшний день человечеством придумано и создано множеством различных видов транспорта отличающихся своим назначением, средой перемещения, принципом движения и многим иным.

При этом не следует путать транспорт с транспортным средством, это не одно и тоже! Транспорт — более широкое понятие.

Транспорт — это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.

This work is licensed under the Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 Unported (CC BY-SA 2.0) license. Attribution: Stefano Costantini on Flickr.com
Транспорт требует хорошо обустроенной системы путей сообщения (дорог, каналов, мостов). Это понимали уже в древности. Самая важная из дорог построенных Римской Империей — Аппиева дорога (лат. Via Appia). Ее строительство началось в 312 году до н.э. Протяженность дороги — 540 км, она соединяла Рим и портовый город Брундизий. Даже сегодня можно сказать, что Аппиева дорога довольно неплохо сохранилась.

Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные, классификации транспорта:

Виды транспорта по назначению:

  • Транспорт общего пользования (общественный пассажирский транспорт и транспорт обслуживающий сферу торговли, т.е. перевозящий товары);
  • Транспорт специального пользования (например, военный транспорт);
  • Транспорт индивидуального пользования (личные автомобили).

По используемой энергии:

  • Приводимый в движение собственным двигателем:
    — транспорт с тепловым двигателем (реактивным, внутреннего сгорания и т.д.);
    — электротранспорт (электромобили, трамваи, троллейбусы и т.п.);
    — гибридный транспорт (имеет и тепловой, и электродвигатель).
  • Приводимый в движение силой ветра (парусные суда);
  • Приводимый в движение мускульной силой:
    — транспорт движимый человеком (велосипеды, веломобили, гребные суда);
    — транспорт движимый животными (гужевой транспорт).

Еще одна классификация видов транспорта предусматривает его деление на группы по среде перемещения. Рассмотрим ее подробнее.

Виды транспорта по среде и способу перемещения

1. Наземный транспорт — делится на ряд подвидов:

а) Железнодорожный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов колесными транспортными средствами по рельсовым путям (поезда, трамваи, метрополитен, монорельс и пр.).

Характеристика железнодорожного транспорта:

  • Транспортные средства: локомотивы и вагоны;
  • Пути сообщения: железные дороги, мосты и тоннели;
  • Сигнализация и управление: семафоры, стрелочные переводы и пр.;
  • Транспортные узлы: ж/д вокзалы и станции;
  • Энергетическое обеспечение: контактная сеть, пункты экипировки и заправки локомотивов.

This work is licensed under the Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0) license. Attribution: Martin Abegglen on Flickr.com
Высокоскоростной поезд Синкансэн (Shinkansen), в переводе с японского означает буквально «Новая магистраль». Такие поезда еще называют «bullet-train» («поезд-пуля»), т.к. скорость некоторых моделей Синкансэн доходит до 300 км/ч!

Достоинства ж/д транспорта:

  • высокая провозная и пропускная способность;
  • не зависит от климатических условий, времени года и суток;
  • высокая регулярность перевозок;
  • безопасность перевозок;
  • высокая скорость доставки грузов на дальние расстояния (свыше 1500 км).

Недостатки ж/д транспорта:

  • ограниченное число перевозчиков (естественная монополия);
  • большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;
  • высокая энергоемкость и материалоемкость перевозок;
  • недоступность в конечных точках продаж;
  • не очень высокая сохранность груза.

б) Автомобильный транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым дорожным путям, моторными транспортными средствами имеющими как минимум 3 колеса (автобусы, грузовики, легковые автомобили, бронетранспортеры; но не мотоциклы или трактора).

Характеристика автомобильного транспорта:

  • Транспортные средства: всевозможные типы автомобилей (грузовые, легковые, троллейбусы, автобусы);
  • Пути сообщения: автодороги, тоннели, мосты и эстакады;
  • Сигнализация и управление: светофоры, дорожные знаки, ГИБДД, правила дорожного движения;
  • Транспортные узлы: автовокзалы, автобусные остановки, автостоянки и т.д.;
  • Энергетическое обеспечение: контактная сеть, автозаправки;
  • Техническое обеспечение: автодорожные службы, СТО, автобусные парки.

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0) license. Attribution: Iwao on Flickr.com
Первым коммерческим серийным автомобилем в мире был трехколесный Benz Velo. Он был сконструирован в 1886 году и выпускался компанией Карла Бенца 8 (!) лет, после чего его заменила модернизированная модель, уже с 4-мя колесами.

Достоинства автомобильного транспорта:

  • высокая доступность;
  • возможность доставки груза «от двери к двери»;
  • высокая гибкость и маневренность;
  • высокая скорость доставки;
  • возможность использовать различные маршруты;
  • возможность отправки груза небольшими партиями;
  • широкие возможности выбора подходящего перевозчика.

Недостатки автомобильного транспорта:

  • низкая эффективность;
  • зависимость от погодных и дорожных условий;
  • высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;
  • невозможность длительного ожидания разгрузки;
  • опасность хищения груза и угона транспортного средства.

в) Трубопроводный транспорт — сооружение, предназначенное для транспортировки по трубе жидких и газообразных веществ, а также твёрдого топлива в виде раствора под воздействием разницы давлений в ее поперечных сечениях.

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0) license. Attribution: easylocum on Flickr.com
Самое большое в мире судно – трубоукладчик «Solitaire». Его размеры составляют 300 м в длину и 40 м в ширину! Именно это судно участвует в строительстве газопровода «Северный поток» («Nord Stream»).

Характеристика трубопроводного транспорта: трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет отдельных транспортных средств, сама инфраструктура (трубы, насосные станции и т.п.) — транспортное средство. Трубы прокладывают над землей, под землей, а также под водой. Перемещаемый груз, как правило, является топливом (нефть, газ), но не исключена и транспортировка твердых предметов (например, капсул с сообщениями по линиям пневмопочты).


Source: gazprominfo.ru. Author: Газпром.
До 45% природного газа импортируемого в Европу, транспортируется морскими газопроводами. Прокладка труб по морскому дну — сложная задача, которую выполняют специальные трубоукладочные суда. Прямо на судне трубы сваривают друг с другом, и под углом спускают в воду, на дно моря.

Достоинства трубопроводного транспорта:

  • низкая себестоимость;
  • высокая производительность;
  • высокая сохранность груза;
  • низкая капиталоемкость;
  • дешевизна;
  • требуется мало обслуживающего персонала.

Недостатки трубопроводного транспорта:

  • можно транспортировать только особые виды грузов (газ, нефтепродукты);
  • возможна транспортировка только больших объемов.

2. Воздушный транспорт — включает в себя как воздушные суда (самолеты, вертолеты, аэростаты), так и обслуживающую их инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские службы, ангары и пр.

Характеристика воздушного транспорта:

  • Транспортные средства: самолеты, вертолеты, аэростаты;
  • Пути сообщения: воздушные коридоры;
  • Сигнализация и управление: диспетчерская служба, авиамаяки;
  • Транспортные узлы: аэропорты.

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0) license. Attribution: Joao Carlos Medau on Flickr.com
Самый большой пассажирский самолет в мире – Airbus A380. Длина самолета – 73 м, размах крыльев – 80 м, высота – 24 м. Вместимость – до 700 человек.

Достоинства воздушного транспорта:

  • наивысшая скорость доставки груза;
  • высокая надежность;
  • наивысшая сохранность груза;
  • наиболее короткие маршруты перевозок.

Недостатки воздушного транспорта:

  • высокая себестоимость и тарифы;
  • высокая капиталоемкость, энергоемкость и материалоемкость перевозок;
  • зависимость от погодных условий;
  • ограниченная географическая доступность.

3. Водный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов по водным путям сообщения, как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (водохранилища, каналы и т.д.).

Характеристика водного транспорта:

  • Транспортные средства: суда;
  • Пути сообщения: толща и поверхность воды, каналы, шлюзы;
  • Сигнализация и управление: буи, маяки;
  • Транспортные узлы: речные и морские вокзалы, порты.

Водный транспорт делится на:

а) Речной транспорт (внутренний водный) — осуществляет перевозки по внутренним водным путям (рекам, каналам, озерам).

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0) license. Attribution: Julien Menichini on Flickr.com
Небольшие речные пассажирские суда, работающие как общественный или экскурсионный транспорт, часто называют «речными трамваями». Есть такие «трамваи» и в Нью-Йорке, где они называются «Water Taxi» («Водная маршрутка»).

Достоинства речного транспорта:

  • высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах;
  • низкая себестоимость перевозок;
  • низкая капиталоемкость.

Недостатки речного транспорта:

  • ограниченность географии перевозок;
  • низкая скорость доставки (зависит от неравномерности глубины реки, навигационных условий и пр.);
  • сезонность;
  • недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

б) Морской транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий.

This work is licensed under the Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0) license. Attribution: William Murphy on Flickr.com
В настоящее время мировой грузооборот в основном осуществляется посредством морских контейнерных перевозок. Это дешево, надежно, и… долго.

Достоинства морского транспорта:

  • возможность межконтинентальных перевозок;
  • низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.

Недостатки морского транспорта:

  • ограниченная география перевозок;
  • низкая скорость доставки (зависит от географических, погодных и навигационных условий);
  • малая частота отправок;
  • жесткие требования к креплению и упаковке грузов;
  • необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

Кроме того существуют и иные виды транспорта, например космический или подводный. А также такой специфический транспорт, как лифты, фуникулеры или элеваторы.

Виды транспортных перевозок

Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией: перевозчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр.

Перевозчики – осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку.
Экспедиторы – кроме самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр..

Кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры — таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.

Виды перевозок:

  • yнимодальная (одновидовая) — осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки;
  • cмешанная (комбинированная, интермодальная, мультимодальная) — осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п.).

Галяутдинов Р.Р.

> Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.

Понятие и виды перевозок.

Перевозка — вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения.

Классификация перевозок учеными-правоведами во многом воспроизводит деление транспорта на пассажирский и грузовой, наземный, водный и воздушный.

Соответственно выделяют следующие виды перевозок:

железнодорожные;

автомобильные;

воздушные;

морские;

внутренневодные. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С.472.

Также традиционно в юридической литературе стало выделение перевозок грузов по видам сообщения:

перевозки в местном сообщении — перевозки в пределах одной транспортной организации (железной дороги, пароходства и т.п.);

перевозки в прямом сообщении — перевозки грузов, в выполнении которых по единому транспортному документу принимают участие несколько организаций одного вида транспорта;

перевозки в прямом смешанном сообщении — перевозка, при которой на основе одного транспортного документа груз перевозится несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта. В.А. Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999. С.39-40.

На автомобильном транспорте выделяют:

перевозки в городском сообщении, осуществляемые в границах населенных пунктов;

перевозки в пригородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние до 50 километров включительно между границами этих населенных пунктов;

перевозки в междугородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние более 50 километров между границами этих населенных пунктов;

перевозки в международном сообщении, осуществляемые за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Транспорт также подразделяется на транспорт общего пользования, транспорт необщего пользования и транспорт общего пользования.

Соответственно можно выделить:

перевозки транспортом общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население;

перевозки транспортом необщего пользования, обслуживающий внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабриктов, готовых изделий и т.д.;

перевозки транспортом личного пользования.

При этом институт правового регулирования договора перевозки в основном касается сферы транспорта общего пользования, так как там наиболее развиты договорные отношения между сторонами.

По предмету перевозки можно классифицировать на:

грузовые;

пассажирские.

Кроме того, можно выделить в отдельный вид воинские перевозки — перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности, как особо регламентированные законодательством.

>
Разовый договор поставки товара — образец

Риски при отсутствии договора

Нужен ли договор на разовую поставку товара. Нюансы заключения договора

Риски при отсутствии договора

В правоотношениях между предпринимателями нередко встречаются случаи, когда контрагенты не заключают договор на разовую поставку товара, ограничиваясь указанием в накладных или иных документах наименования, количества и цены поставленной продукции. При возникновении спора суды квалифицируют такой договор как куплю-продажу, а не поставку (см. решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.07.2018 по делу № А45-35191/2017).

В связи с этим при отсутствии заключенного разового договора поставки товара у сторон возникают следующие риски:

  1. Поставщик не сможет отклонить претензию покупателя о качестве поставленного товара (п. 1 ст. 475 Гражданского кодекса РФ), если фактически у них ранее была договоренность о поставке продукции с недостатками или качества ниже определенного законодательством.
  2. Покупатель сможет предъявить рекламацию контрагенту о недостатках товара только в случае, если они обнаружены им в сроки, установленные ст. 477 ГК РФ. Более длительные сроки, которые могли бы быть согласованы в письменном договоре поставки, действовать не будут.
  3. Ни та ни другая сторона не сможет применить при нарушениях договорную неустойку. В таких случаях ответственность наступает только по ст. 395 ГК РФ за просрочку оплаты поставленного или, наоборот, поставки оплаченного товара.
  4. Приемка товара будет осуществляться в порядке, определенном законодательством. У сторон будет отсутствовать право ссылаться на какой-то иной (договорной) порядок приемки.

Нужен ли договор на разовую поставку товара. Нюансы заключения договора

Договор на разовую поставку по закону обязателен, если одна из сторон поставки — юрлицо и/или цена сделки более 10 тыс. руб., т. е. практически всегда. Однако, как мы говорили выше, суды считают письменную форму соблюденной, поскольку были оформлены товарные накладные (постановление АС Поволжского округа от 07.04.2015 по делу № А55-2202/2014). Письменный договор как документ об условиях сделки необходим, чтобы избежать применения к отношениям диспозитивной нормы закона и, напротив, установить особые правила для отношений сторон.

Если стороны придут к решению о том, что разовый договор поставки им необходим, то при его заключении нужно учитывать следующие моменты:

  1. Необязательно заключать договор в виде единого подписанного документа. О заключении соглашения будет свидетельствовать обмен письмами и иными документами, содержащими существенные условия договора (см. ст. 434 ГК РФ).
  2. В число существенных условий этого договора отдельные суды включают срок (см. постановление ФАС Центрального округа от 17.10.2011 по делу № А62-466/2011).
  3. При заключении соглашения посредством факсимильной связи этот способ должен быть предусмотрен в тексте договора (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2009 по делу № А75-3084/2008).
  4. Следует указать в договоре условия ответственности сторон, порядок приемки товара, сроки обнаружения недостатков, обязанности сторон. Если наименование, количество и стоимость товара указываются в спецификациях или накладных, нужно отразить, что данные документы — неотъемлемая часть договора.

В случае несоблюдения перечисленных условий суд признает договор поставки незаключенным, а отношения контрагентов квалифицирует как куплю-продажу.

Образец разового договора поставки товара можно получить по ссылке: Разовый договор поставки товара — образец.

***

Нужен ли договор на разовую поставку товара, решать только самим контрагентам. В целом же рекомендуется его заключение даже в самой простой форме с целью пресечения возможных негативных последствий в будущем. О том, как это сделать, читайте в статье «Как составить договор поставки товаров — образец».

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ

ГК РФ не дает общего определения договора перевозки, а выделяет отдельно договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор перевозки груза – соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки груза является:

1) реальным;

2) консенсуальным – при договоре фрахтования;

3) возмездным;

4) взаимным;

5) публичным.

Стороны договора – перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на те виды перевозки, которые ими осуществляются. В качестве грузоотправителей обычно выступают предприниматели, которые заключают договор перевозки во исполнение своего обязательства перед контрагентом по другому договору.

Предмет договора – услуги по территориальному перемещению грузов из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортных средств.

Договор перевозки пассажира – соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Договор является:

1) консенсуальным;

2) возмездным;

3) взаимным.

Стороны договора – перевозчик и пассажир. Перевозчиком может быть лицо, обладающее лицензией на перевозку пассажиров соответствующим видом транспорта. В качестве пассажира выступает гражданинпотребитель.

Предмет договора – услуги по территориальному перемещению пассажиров из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортных средств.

Форма договора – письменная. Для договора перевозки грузов должна быть еще товарная накладная, для договора перевозки пассажиров – проездной билет.

Перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату.

Соглашение о перевозке багажа не рассматривается в качестве самостоятельного договора, обязанность доставить багаж вытекает из договора перевозки пассажира в случае реального предъявления багажа к перевозке.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх