Понятие предпринимательского права и предпринимательской деятельности

Предмет предпринимательского права

Предпринимательское право — отрасль российского права. Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированнные нормами предпринимательского права.

Методы правового регулирования

Метод — это способ воздействия на общественные отношения.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

  • гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)
  • административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)

Используются следующие методы:

  • Метод автономных решений — метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
  • В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
  • Метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
  • Метод запретов. Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

Основы предпринимательской деятельности

В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Однако только в рыночной экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект.

Предпринимательская деятельность может быть определена как деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.

Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Из понятия «предпринимательская деятельность» вытекают следующие особенности:

  • самостоятельная деятельность дееспособных граждан;
  • инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;
  • рисковой характер предпринимательства;
  • продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
  • законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:

  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т.д.

Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ).

Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:

  • Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на поведение фирмы относительно невелико.
  • Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также заставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.
  • Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать поведение отдельных фирм, а также динамику используемых ими цен и объемов производства.

Выбор формы организации предпринимательской деятельности

Организационно-правовая форма

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Принципы предпринимательского права

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится на основе других принципов, а именно:

  • свобода предпринимательской деятельности
  • юридическое равенство различных форм собственности
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности
  • законность в предпрнимательской деятельности.
  • государственное регулирование пд.

Статья 1. ГК РФ Основные начала гражданского законодательства

  1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
  2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина

Изучение предпринимательского права как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

Понятие законодательства о предпринимательской деятельности

Законодательство о предпринимательской деятельности — это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции РФ.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента и постановления правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».

Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Тест по обществознанию Правовые основы предпринимательской деятельности для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. К основным принципам, регулирующим предпринимательскую деятельность, не относится

1) ограничение конкуренции и расширение монополистической деятельности
2) государственное регулирование предпринимательской деятельности
3) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности
4) свобода предпринимательской деятельности

2. Предпринимательство выполняет следующую(-ие) функцию(-и)

1) использование новаторства в деятельности
2) соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое
3) использование способностей для получения высокого дохода
4) все перечисленные

3. К особенностям индивидуального предпринимательства (индивидуальной фирмы) не относится

1) обладает свободой действий
2) отличается меньшим регулированием со стороны государства
3) обладает большей стабильностью
4) осуществляет всю работу по управлению фирмой её владелец

4. К особенностям товарищества относится(-ятся)

1) возможность разделить работу по управлению
2) возможность участников нести минимальную имущественную ответственность
3) возможность собирать капитал путём продаж и акций
4) все перечисленные

5. Верны ли следующие суждения о субъекте предпринимательской деятельности?

А. Субъектом предпринимательской деятельности может являться государство.
Б. Субъектом предпринимательской деятельности смогут являться коммерческие организации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об учредительных документах, необходимых для кооператива и товарищества?

А. Учредительным документом для кооператива является Учредительный договор.
Б. Учредительным документом для товарищества является Устав.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о государственной регистрации?

А. Государственной регистрации подлежат все юридические лица.
Б. Государственной регистрации не подлежат индивидуальные предприниматели.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Коммерческая организация «В.» создана в результате объединения имущества 30 человек, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют долю в её уставном капитале. Организация «В.» является

1) полным товариществом
2) товариществом на вере
3) обществом с ограниченной ответственностью
4) акционерным обществом

9. Фирма «П.» демонстрирует максимальную стабильность при смене её совладельцев. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что фирма «П.» является акционерным обществом?

1) действует на основе учредительного договора
2) учредителями являются индивидуальные предприниматели
3) участник и несут ответственность имуществом
4) участник и несут ответственность в пределах своего вклада

10. Граждане Андрей М. и Виктор Д. решили организовать туристическое агентство. Они подали документы для регистрации своего товарищества, в которой им было отказано. Что могло стать причиной отказа?

1) граждане представили Учредительный договор, а не Устав товарищества
2) деятельность граждан, по прогнозам, не будет востребована
3) граждане не являются индивидуальными предпринимателями
4) граждане не имеют высшего образования

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «акционерное общество».

Учредительный договор, юридические лица, коммерческая организация, уставной капитал, граждане.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Создание фирмы, независимо от её организационно-правовой формы, всегда является рискованным предприятием. (Б) Считается, что оно может обогатить своих зачинателей, но может и лишить их не только всех сбережений, но и здоровья, подорванного нервной нагрузкой, связанной с ведением дела. (В) В 1995 г. была завершена подготовка важнейшего для регулирования деятельности фирм документа — Гражданского кодекса РФ. (Г) От устойчивости и процветания фирмы, по мнению экономистов, зависят насыщенность рынка, уровень цен на товары и многое другое.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответы на тест по обществознанию Правовые основы предпринимательской деятельности для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-1
2-4
3-3
4-1
5-3
6-4
7-1
8-3
9-4
10-3
Задания с кратким ответом
1. дополнительный
2. учредительный договор
3. 2212

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Предмет, методы и принципы
предпринимательского права

Мороз Светлана Павловна,

заведующая кафедрой частно-правовых дисциплин

Каспийского общественного университета,

доктор юридических наук, профессор

Под предметом правового регулированияпонимается однородная группа общественных отношений, допускающая применение к ним единой правовой формы. Предмет правового регулирования является решающим и квалифицирующим критерием системы права, поскольку позволяет определить самостоятельность той или иной отрасли права. Наличие специфического предмета регулирования характерно не только для основных (самостоятельных) отраслей права, но и для комплексных отраслей права, к числу которых относится и предпринимательское право.

Традиционно в составе предмета предпринимательского (хозяйственного) права выделяют три группы отношений: 1) предпринимательские имущественные (горизонтальные отношения); 2) предпринимательские управленческие (вертикальные отношения); 3) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные отношения).

В первую группу отношений входят отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской (хозяйственно) деятельности, в т.ч. не только коммерческие отношения, возникающие при осуществлении предпринимателем своей деятельности, но и некоммерческие отношения, в том числе отношения организационно-имущественного характера по созданию и прекращению юридических лиц; отношения по организации и деятельности некоммерческих организаций, вступающих в предпринимательские отношения (например, бирж, потребительских кооперативов, общественных фондов и т.п.).

Вторую группу отношений составляют отношения по организации (регулированию) предпринимательской (хозяйственной) деятельности, которые складываются между субъектами этой деятельности и государственными или иными уполномоченными на то органами. Такие отношения являются публично-правовыми.

В третью группу отношений входят так называемые, внутрихозяйственные или внутрифирменные или корпоративные отношения, которые могут складываться как по горизонтали, так и по вертикали. Такие отношения возникают в пределах одного предприятия между его подразделениями, а также между ними и предприятием в целом.

В юридической литературе встречаются и иные подходы к определению круга общественных отношений, составляющих предмет регулирования предпринимательского права. В частности, выделяют четыре группы предпринимательских отношений, при этом в первую группу включают отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности, при этом понимают их как разноотраслевые отношения, поскольку они основываются на конституционном праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью и охватывают отношения, связанные с созданием юридических лиц, совершением сделок и участием в обязательствах, регистрацией в качестве субъекта предпринимательства и др. Во вторую группу отношений входят отношения, связанные с самой предпринимательской деятельность, т.е. предпринимательские отношения, направленные на получение прибыли (в том числе пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг и пр.). Эти отношения могут быть не только частно-правовыми, но и публично-правовыми (например, государственное регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий и пр.). Третья группа — это публично-правовые предпринимательские отношения (отношения государственного регулирования предпринимательской деятельности), а четвертая — это внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения. В целом, представленный подход, на наш взгляд, страдает отсутствием четких критериев разграничения — особенно когда речь идет об отношениях первой, второй и третьей групп, поскольку отношения государственного регулирования предпринимательской деятельности включаются во все три группы, что, в конечном счете, приводит к смешению частно-правовых и публично-правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, в состав предмета предпринимательского (хозяйственного) права могут быть включены отношения по горизонтали (частно-правовые) и отношения по вертикали. Эти отношения носят публично-правовой характер (например, государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на экономические отношения, одновременно регулируя и контролируя их).

Таким образом, признаками, отличающими предпринимательские отношения от других видов общественных отношений, являются следующие: 1) предпринимательские отношения связаны с предпринимательской деятельностью, поскольку возникают в процессе ее осуществления; 2) непременным участником этих отношений выступает предприниматель или иной хозяйствующий субъект. Общественные отношения будут признаны предпринимательскими, только если они отвечают обоим этим признакам в совокупности.

Если характеристика предмета правового регулирования отвечает на вопрос, что (какие общественные отношения) его составляет, то характеристика метода отвечает на другой вопрос — как (какими правовыми способами и приемами) осуществляется указанное регулирование. Согласно этому метод правового регулирования — это способ или совокупность способов правового воздействия на участников правоотношений.

Предпринимательское право характеризуется применением двух методов регулирования отношений в равной степени: диспозитивного метода правового регулирования (основанного на равенстве сторон) и императивного метода правового регулирования (основанного на власти и подчинении). Так, при реализации норм, устанавливающих обязательные требования по лицензированию того или иного вида деятельности, будут применяться директивные предписания лицензирующего органа. При этом, если предписание лицензирующего органа является некомпетентным, то оно может быть оспорено в установленном порядке и признано незаконным. Здесь также следует учитывать, что государственное воздействие может быть не только ограничивающим, запрещающим и т.п., оно может носить и поощрительный, преференциальный характер. Потому публично-правовое регулирование, основанное на власти и подчинении, направленное на установление правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, может быть выражено в формах запрета, ограничения, рекомендации, поощрения, освобождения от платы налога или льготного налогообложения и т.п.

Частно-правовое регулирование основано на равенстве участников предпринимательских отношений и, как правило, находит свое выражение в форме договора. В частно-правовых предпринимательских отношениях все субъекты, в том числе государство и административно-территориальная единица, выступают на равных началах с другими участниками этих отношений. Поэтому диспозитивный метод правового регулирования предпринимательских отношений имеет большое значение и оказывает позитивное воздействие на развитие предпринимательской деятельности.

В юридической литературе есть и другие подходы к определению методов предпринимательского права. В частности, выделяют метод обязательных предписаний (императивный метод); метод автономных решений (метод автономии воли сторон правоотношения или метод согласования); метод рекомендаций (когда одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установленных для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей). На наш взгляд, в последнем случае один диспозитивный метод подразделен на два подвида, поскольку равенство участников частно-правовых отношений предполагает и автономию воли сторон, и свободу волеизъявления, и согласование различных интересов сторон и возможных вариантов поведения.

Принципы предпринимательского права как основополагающие начала обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательских отношений.

Прежде всего, предпринимательские отношения регулируются на основе принципов, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан, а именно:

1) принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений (означает, что все субъекты гражданского права, в том числе субъекты предпринимательской деятельности обладают равными правами, и никто из них не может находиться в более привилегированном положении, чем другие — в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о частном предпринимательстве запрещается принятие государственными органами нормативных правовых актов, устанавливающих привилегированное положение отдельно взятых субъектов частного предпринимательства);

2) принцип неприкосновенности собственности (означает, что государство гарантирует собственникам — субъектам предпринимательской деятельности возможность реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим им имуществом в полной мере — согласно п. 3 ст. 26 Конституции РК — никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда);

3) принцип свободы договора (означает, что стороны вправе определить содержание соглашения в значительной степени по собственному усмотрению, но свобода договора, не является абсолютной, поэтому в определении содержания договора должно быть достигнуто оптимальное соотношение требований нормативных актов и усмотрений сторон договора);

4) принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (означает, что государственные органы, их должностные лица и любые другие лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов предпринимательской деятельности, если они не нарушают требований, установленных законодательством);

5) принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав (означает, что субъекты предпринимательской деятельности реализуют свои права в полном объеме и без каких-либо ограничений, главное, чтобы это не затрагивало интересы и не ущемляло права других лиц);

6) принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав (его сущность заключается в том, что в случае нарушения установленных гражданских прав субъектам предпринимательской деятельности гарантируется их восстановление);

7) принцип судебной защиты гражданских прав (заключается в том, что субъекты предпринимательской деятельности имеют право на судебную защиту своих прав и законных интересов).

Также к числу принципов предпринимательского права следует отнести гражданско-правовые принципы, которые не нашли своего прямого выражения в правовых нормах, но принизывают всю систему гражданского законодательства:

1) принцип свободного перемещения товаров, работ и услуг (основан на правилах единого рынка, единого экономического пространства, которое не знает внутренних границ и не ограничивает свободу перемещения товаров, работ, услуг, финансовых средств, результатов творческой деятельности и т.д. как на территории одного государства, так и между различными государствами);

2) принцип защиты прав потребителей как субъектов предпринимательских отношений (включает в себя защиту прав и законных интересов потребителей);

3) принцип защиты прав и правомерных интересов кредитора (защита кредитора проявляется в возложении на должника всех неблагоприятных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств, а также в освобождении кредитора от риска случайного неисполнения обязательства и от бремени доказывания вины должника);

4) принцип защищенности гражданских прав (проявляется в абсолютном характере защиты гражданских прав, в свободе выбора для потерпевшей стороны органа защиты и способа защиты гражданских прав, а также в том, что потерпевший самостоятельно принимает решение об обращении или необращении за защитой нарушенного права).

Наконец, большое значение для регулирования предпринимательских отношений имеет принцип законности. Принцип законности относится к общеотраслевым принципам, присущим различным отраслям права, но в условиях рыночных отношений он приобретает особое и специфическое выражение. С одной стороны, юридические лица и граждане вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом, а с другой — обязаны строго и неукоснительно соблюдать предписания закона.

Наряду с этим, в предпринимательском праве есть принципы, свойственные только ему (отраслевые принципы). Как известно принципами права признаются только те основные идеи и наиболее существенные моменты, которые нашли свое воплощение в праве. Однако принципы предпринимательского права как относительно молодой отрасли права еще не получили надлежащей законодательной регламентации, и их можно вычленить только путем анализа норм предпринимательского законодательства. Согласно п. 2 ст. 4 Закона РК «О частном предпринимательстве» принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются: 1) гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки; 2) равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности; 3) гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства); 4) приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан; 5) участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства. Из данного перечня в качестве принципов предпринимательского права можно назвать только принцип свободы частного предпринимательства и обеспечения его защиты и поддержки и принцип государственной поддержки малого предпринимательства (поскольку принципы равенства субъектов и неприкосновенности собственности — это принципы гражданского права, о которых уже говорилось выше). Также следует выделить еще два принципа предпринимательского права — это принцип государственного регулирования предпринимательства, и принцип свободы конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

Принцип свободы частного предпринимательства и обеспечения его защиты и поддержкизакрепляется в Конституции Республики Казахстан, Гражданском кодексе РК и в других нормативных актах, регулирующих предпринимательские отношения.

Так, в соответствии со ст. 10 ГК РК, государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. Вместе с тем, свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. В частности, законодательными актами могут устанавливаться перечни работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. Однако как следует из п. 1 ст. 3 Закона о частном предпринимательстве, частное предпринимательство может быть ограничено исключительно по основаниям, устанавливаемым в соответствии с законами РК.

Государственная поддержка частного предпринимательства понимается как комплекс государственных мер по стимулированию развития частного предпринимательства, созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в РК (п. 3 ст. 1 Закона о частном предпринимательстве).

Принцип государственного регулирования предпринимательствавыражается в применении государством экономических и административных (директивных) мер воздействия на поведение субъектов предпринимательской деятельности.

В настоящее время государственное регулирование, как правило, осуществляется с использованием экономических методов стимулирующего характера, направленных на повышение заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в увеличении объемов производства, внедрении новых технологий, приобретении нового современного оборудования, расширении ассортимента производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также повышении их качества.

Прямое (директивное) воздействие государства осуществляется для защиты публичных (общественных) интересов.

Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности является главным и неотъемлемым условием развития рыночной экономики. Данный принцип направлен на стимулирование конкурентоспособных участников предпринимательской деятельности, поскольку устраняет таких субъектов рынка, которые не способны выдержать конкурентную борьбу, и подлежат ликвидации как банкроты. При этом законодателем в качестве основных принципов конкуренции названы: 1) состязательность; 2) добросовестность; 3) законность; 4) соблюдение прав потребителей (ст. 4 Закона РК «О конкуренции»).

Действующим законодательством обеспечивается. При этом защищается только добросовестная конкуренция и не допускаются злоупотребления, направленные на подрыв предпринимательской деятельности конкурентов. В частности, к таким видам монополистической деятельности отнесены: 1) антиконкурентные соглашения субъектов рынка; 2) антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка; 3) злоупотребление доминирующим или монопольным положением.

Наряду с этим, гражданским законодательством РК устанавливается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Принцип государственной поддержки малого предпринимательства выражается в том, что законодатель в качестве приоритетного направления развития государственной политики в области защиты и поддержки частного предпринимательства специально выделил — оказание поддержки малому бизнесу. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: создание условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства; установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства; установление оптимального режима налогообложения; принятие программ кредитования малого предпринимательства; создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства; обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) для государственных нужд; организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства; создание национальных институтов развития (п. 3 ст. 18 Закона о частном предпринимательстве).

Таким образом, предпринимательское право — комплексная отрасль права, объединяющая нормы различных отраслей права. Комплексная отрасль права — это отрасль права, отличающаяся от основной (профилирующей) отрасли права тем, что она располагается не в одном ряду с основными отраслями права, а занимает промежуточное положение в системе права. В отличие от правового института и подотрасли права комплексная отрасль права обладает единым предметом правового регулирования, тогда как у нее отсутствует специфический отраслевой метод, но имеет место специальный, хотя и не видовой юридический режим.

Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред.: Е.П. Губин, П.Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2006. — С. 43-45.

Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред.: Е.П. Губин, П.Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2006. — С. 51-53.

Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. // Ведомости Верховного Совета РК. 1994. №№ 23-24 /приложение/. Ст. 282.

Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III. // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24998).

Конституция РК (принята на республиканском референдуме 30.08.1995 г.). // Ведомости Парламента РК. 1996. № 4. Ст. 217.

Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III. // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24998).

Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. // Ведомости Верховного Совета РК. 1994. №№ 23-24 /приложение/. Ст. 282.

Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III. // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24998).

Закон РК «О конкуренции» от 25 декабря 2008 г. № 112-IV ЗРК.

Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III. // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24998).

5 Следует отметить, что в периодической печати ведется оживленная дискуссия по практическим и теоретическим аспектам исследуемой проблемы (за последние 5 лет только в центральных изданиях опубликовано более 400 различных статей и сообщений), однако они отражают лишь отдельные вопросы, связанные с рассматриваемой проблемой.

6 См.: Суханов Е.А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 5-12.

8 См.: Там же. С. 11.

9 См.: Там же.

10 Так, например, особый характер правоспособности государства и органов, выступающих от его имени в гражданском обороте, обусловленность этой правоспособности выполняемыми государством функциями отмечены в учебнике Е.А. Суханова, отличия только в том, что последний правоспособность государства называет «специальной», а не «функциональной». См.: Гражданское право: в 4 т. Т. 1: Общая часть / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2008.

11 См.: Голубцов В.Г. Указ. раб. С. 11-12 и др.

14 См.: ЧиркинВ.Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. № 5. С. 18.

15 См.: УдальцоваН.Г. К вопросу о необходимости введения в гражданское право категории «юридическое лицо публичного права» // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 2.

16 Так, О.Ю. Усков отмечает целый ряд несоответствий требованиям ГК РФ применительно к участию государственных органов в гражданских правоотношениях, а именно требований государственной регистрации соответствующих субъектов, проблемы организационно-правовой формы, имущественной обособленности, разграничения участия органов государства в гражданских правоотношениях от собственного имени и от имени государства (см.: Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. № 5. С. 29).

О.Н. Ермолова О ПОНЯТИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

В статье анализируются признаки предпринимательской деятельности, закрепленные в российском законодательстве; освещаются некоторые моменты и тенденции публично-правового и частноправового регулирования этой деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательский риск, правовое регулирование.

O.N. Ermolova

ABOUT THE CONCEPT OF BUSINESS ACTIVITY AND ITS LEGAL REGULATION

Keywords: business activity, business risk, legal regulation

Одной из основных проблем, стоящих перед современной юриспруденцией, является переосмысление ряда правовых категорий с целью определения их надлежащего места в правовой системе. В полной мере отмеченное относится

© Ермолова Ольга Николаевна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); olga_ermolova@bk.ru 77

к термину «предпринимательская деятельность», определение которого необходимо для наиболее полного, объективного и справедливого урегулирования отношений, возникающих при ее осуществлении.

Право на осуществление предпринимательской деятельности закреплено в ст. 34 Конституции РФ. Согласно п. 1 данной статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Рассмотрим выделенные законодателем признаки предпринимательской деятельности.

Первый из них характеризует предпринимательство как самостоятельную деятельность. Для освещения данного признака отметим, что положения п. 1 ст. 2 ГК РФ закрепляют еще одно существенное обстоятельство, а именно то, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Таким образом, эти лица признаны участниками гражданско-правовых отношений наряду с иными физическими и юридическими лицами, а их действия в сфере гражданского оборота — осуществлением принадлежащих им гражданских прав. * Пункт 2 ст. 1 ГК РФ закрепляет общее положение, что граждане (физические

? лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские а. права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав ! и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих

1 законодательству условий договора.

| Близкий по смыслу тезис провозглашен и в п. 1 ст. 9: граждане и юридические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

| лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские

| права. То есть, строго говоря, самостоятельность — не отличительная черта

| предпринимательской деятельности как деятельности по осуществлению граж-

2 данских прав. Характеристика этого признака в литературе уходит за пределы ° гражданского права. Учитывается возможность воздействия на деятельность » предпринимателей субъектов публичного права. Поэтому п. 2 ст. 1 ГК РФ, раз-| вивая положения п. 3 ст. 55 Конституции РФ, провозглашает, что гражданские

0 права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той

1 мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

° нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

го

обороны страны и безопасности государства.

1 Второй признак предпринимательской деятельности характеризует ее как | деятельность, осуществляемую на свой риск. Понятие «риск» известно гражданскому законодательству. О нем говорится в следующих нормах ГК РФ:

ст. 19 (гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени);

ст. 82, 87, 96 (о риске убытков, связанных с деятельностью товарищества, 78 общества);

ст. 211 (риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором);

ст. 312 (должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управо-моченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования);

ст. 344 (залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге);

ст. 459 (о переход риска случайной гибели товара) и др.

Понятие «предпринимательский риск» в общих положениях Кодекс не раскрывает.

Статья 929 ГК РФ содержит понятие предпринимательского риска как имущественного интереса, возможного к страхованию, под которым понимается риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч. риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.

Понятие «риск» в определении предпринимательской деятельности указывает на какую-то иную особенность, нежели возможность неполучения ожидаемых доходов и убытков из-за нарушения обязательств контрагентами. При наличии ответственности за нарушение обязательств неправильно называть ситуации несения убытков риском. Ожидание дохода — не юридический признак. Предпринимательская деятельность изначально определяется как направленная на получение прибыли, неполучение которой не дискредитирует ее как предпри- С

—I

нимательскую. Более логично в понятие «риск» включать вероятность убытков к вследствие изменения условий деятельности. р

а

Анализируя положения ГК РФ, можно выделить несколько причин риска. С Так, понятие «риск» зачастую связывается со случайными событиями — риск | случайной гибели товара, имущества, материалов. Во-вторых, понятие «риск» у законодатель связывает с небрежностью лица — обязан уведомить, иначе несет С

—I

риск; вправе потребовать, иначе несет риск. Еще одна причина риска — деятель- н

н

ность юридического лица, участники которого могут понести убытки в размере принадлежащих им вкладов (акций). Такие убытки происходят по не зависящим и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от воли вкладчиков обстоятельствам только в товариществе на вере, поскольку е

к

они не принимают участия в осуществлении товариществом предприниматель- | ской деятельности. Д

При упоминании риска в законодательстве указываются возможные его по- | следствия — утрата, повреждение имущества, иные убытки, дополнительные №

го

обременения. (

Отметим, что применительно к понятию риска предпринимательской деятель- » ности последствия не называются. 4

Какие же убытки предпринимателя следует признавать риском? Вероятно, такие, которые угрожают утратой бизнеса либо его сокращением. Причинами может быть вышеназванное изменение условий деятельности — условий правовых, экономических, организационных, кадровых, субъективных, иных. Они могут быть случайными или предвиденными, прогнозируемыми, обусловленными личностью предпринимателя (непрофессиональное управление, небрежность 79

руководства деятельностью) или нет. Ключевым моментом является существенная угроза функционированию предприятия (бизнеса).

Неполучение прибыли не является предпринимательским риском еще и по той причине, что значительное количество субъектов предпринимательской деятельности (особенно это касается субъектов малого предпринимательства) по данным налоговой отчетности не имеют прибыли по итогам года и при этом продолжают функционировать.

Третий признак предпринимательской деятельности, закрепленный в законодательстве, фиксирует ее направленность на систематическое получение прибыли. Здесь следует отметить, что категория прибыли — не гражданско-правовая. Понятие «прибыль» установлено в ст. 247 Налогового кодекса РФ и применяется как результат функционирования предприятия субъекта в отчетном (налоговом) периоде. По ГК РФ лицо получает от совершенной сделки встречное предоставление — плату, цену (деньги). Полученная плата закладывается в основу формирования прибыли, но как таковой ею не является. Более того, получение платы не гарантирует наличие прибыли в отчетном периоде, поскольку при ее формировании учитываются затраты, произведенные предпринимателем при осуществлении его деятельности.

Получение прибыли предполагается от осуществления определенных видов деятельности — пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Полагаем, что этот признак раскрывает содержание предпринимательской деятельности в гражданско-правовом аспекте.

Еще один признак предпринимательской деятельности — это осуществление ее лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный признак называют формальным, однако такой подход оправдан только в том случае, если он не положен в основу определения предпринимательской деятельности. Если же деятельность субъекта квалифицируется как предпринимательская только в том случае, когда он обладает специальным статусом предпринимателя, то такой признак является конститутивным, а не формальным.

Многие авторы считают, что ст. 23 ГК РФ позволяет определять деятельность незарегистрированного субъекта как предпринимательскую. По нашему мнению, это не так. Суд в данном случае вправе применить правила об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью, к договорам такого лица. Решение суда не подменяет регистрацию, лишь устраняет дисбаланс в регулировании сложившихся отношений. Гражданин впоследствии обязан пройти процедуру государственной регистрации или прекратить осуществление незаконной деятельности.

Такую деятельность правильно было бы называть незаконной деятельностью в сфере экономики, а не незаконной предпринимательской деятельностью. Понятие «предпринимательская деятельность» охватывает только допускаемую государством деятельность в сфере предпринимательства. Иное понимание приводит к выводу о регулировании не только законной, но и незаконной деятельности. А это в принципе неверно. Незаконная деятельность государством запрещается. Наличие запрета является своеобразным водоразделом между действиями законными и незаконными, т.е. правонарушениями. Назначение запрета заключается именно в определении правонарушения, за совершение которого лицо привлекается к ответственности.

Анализ признаков предпринимательской деятельности свидетельствует о сложной юридической природе данного явления как правовой конструкции. Понятие «предпринимательская деятельность» предстает как категория, характеризуемая двойственностью — наличием и сочетанием частноправовых и публично-правовых аспектов. Данное обстоятельство предопределяет и специфику правового регулирования отношений по поводу осуществления этой деятельности.

Принято считать, что в регулировании предпринимательской деятельности проявляются два основных сектора: сфера государственного регулирования предпринимательской деятельности (публично-правовой аспект) и сфера договорного регулирования предпринимательских отношений (частноправовой аспект).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Таким образом, сущность государственного регулирования раскрывается через:

установление правил деятельности, осуществление контроля за их исполнением, применение установленных мер ответственности.

Регулирование в сфере гражданского (частного) права отличает принцип автономии воли участников отношений, их самостоятельность и равноправие с

—I

на любой стадии отношения: к

при установлении правил поведения, закреплении прав и обязанностей; р

а

при исполнении обязанностей, осуществлении прав; с

при определении способов защиты в случае нарушения прав, неисполнения | обязанностей. Д

Гражданское право направлено, прежде всего, на обеспечение частных с

—I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интересов с учетом охраны (путем ненарушения) публичных интересов. Оно н

н

предоставляет возможность выбора варианта поведения, создания собственного варианта, не противоречащего общим началам и смыслу гражданского законо- и

Из

дательства (ст. 8 ГК РФ). е

к

Административное право и иные отрасли публичного права не могут обой- | тись без контроля за исполнением, поскольку направлены на охрану публичных Д (государственных, общественных) интересов с учетом охраны (ненарушения) | частных интересов. Публичное право не предоставляет вариантов поведения и №

го

предусматривает санкции за неисполнение установленных правил. (

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осущест- » вляется, как правило, путем предъявления требований к предпринимателям в 4 процессе осуществления ими этой деятельности. Указанные требования — это содержащиеся в правовых актах указания, адресуемые предпринимателям, которые являются для них обязательными. Они могут формулироваться в виде запретов, ограничений, обязывания к совершению определенных действий. К последней группе предъявляемых требований относятся, в частности, требования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, 81

лицензирования, обеспечения безопасности продукции и производственных процессов, налогообложения и др.

Сферы государственной регистрации субъектов имущественного оборота, лицензирования хозяйственной деятельности и подтверждения соответствия продукции установленным требованиям традиционно относились к сфере публичного права, рассматривались с точки зрения деятельности соответствующих государственных органов по предоставлению разрешений, сертификатов.

Цивилистическая доктрина к данным сферам правового регулирования относится индифферентно, как будто положения законов в этих сферах касаются только деятельности государственных структур и не влияют на статус хозяйствующих субъектов. Подобное влияние рассматривается как инородное для сферы частного права. Так, в одном из учебников по гражданскому праву1 указывается, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать императивные правила, в т.ч. запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, без которой невозможен соответствующий юридический результат — возникновение юридического лица, появление, прекращение, изменение прав на недвижимость.

Недостаточность такого понимания стала особо проявляться в последние годы в связи с происходящими изменениями в российской экономике и правовой системе. С возникновением и формированием нового субъекта экономики и права — предпринимателя — способного самостоятельно осуществлять экономическую деятель-3 ность и нести ответственность за ее состояние и развитие, функция организации ? экономической жизни все больше переходит из государственной сферы в частную. г- Вопросы документальной фиксации участников имущественного оборота,

т

§■ обеспечения безопасности и качества предоставляемых товаров и оказываемых

| услуг и иные необходимы, прежде всего, самим участникам экономической дея-

| тельности. Государство опосредовало частные интересы в категорию публичных,

£ что повлекло необходимость контроля за их обеспечением и введение различных

1 штрафных санкций за неисполнение.

| В сфере частного права контроль практически отсутствует, отношения строят-

2 ся на доверии — вере в силу заключенного договора. При неисполнении условий § договора участникам отношения достаточно восстановления нарушенной сферы | интересов, предоставления компенсации за сам факт нарушения, нет необходи-| мости в применении карательных санкций.

2 Утверждение в экономической жизни фигуры предпринимателя как хозяй-

§ ствующего субъекта, способного наладить производство, осуществлять и управ-

ш

й лять производственной деятельностью, пусть даже в небольшом объеме, приводит <3 к тому, что многие аспекты регулирования предпринимательских отношений | меняют свою правовую природу. Все больше полномочий предоставляется само™ регулируемым организациям и самим субъектам предпринимательства в сфере установления и соблюдения требований безопасности производимой продукции. Об этом свидетельствуют положения действующего законодательства о лицензировании, техническом регулировании, саморегулируемых организациях, об отдельных видах деятельности.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх