Порядок проведения предрейсовых медосмотров

Обязанность

Статьей 212 ТК РФ и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В частности, работодатель должен:

  • в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).

Согласно ст. 213 ТК РФ сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Приказом Минздравсоцразвития России от 16.05.2005 N 338 работы по непосредственному управлению транспортными средствами включены в перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) <1>.

<1> Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Обязанность проведения такого специфического вида медицинских обследований, как предрейсовые медосмотры водителей транспортных средств, установлена п. 1 ст. 20 Закона о БДД <2>.

<2> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Примечание. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Кроме того, Закон о БДД предусматривает и медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, которое, в частности, заключается в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (п. 1 ст. 23 Закона о БДД).

Кроме того, эта обязанность упоминается и в других нормативных документах. Например, регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров наряду с организацией в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей является основным требованием по обеспечению надежности водителей в процессе профессиональной деятельности <3>. Также организация, занимающаяся перевозками, обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или с симптомами заболеваний, для чего нужно организовать предрейсовые, межрейсовые и послерейсовые (в зависимости от условий работы) медицинские осмотры водителей в порядке, определяемом Минздравом РФ <4>.

<3> Пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2.
<4> Пункт 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27.Обратите внимание: время проведения медицинского осмотра перед выездом на линию и после возвращения включается в рабочее время водителя (пп. «г» п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, разработанного в соответствии со ст. 329 ТК РФ).

Итак, предрейсовые медосмотры относятся к мероприятием по охране труда (эта обязанность возложена на работодателя), а также обеспечивают безопасность дорожного движения.

Получается, что все организации, эксплуатирующие транспортные средства, независимо от вида деятельности должны обеспечить проведение предрейсовых медосмотров. Но ответственность за невыполнение данного требования зависит от того, осуществляет ли организация лицензируемую деятельность по перевозкам.

Ответственность

В настоящее время лицензированию подлежат только перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (пп. 62 п. 17 Закона N 128-ФЗ <5>).

<5> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании <6> лицензионным требованием является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

<6> Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства от 10.06.2002 N 402 (фактически утратило силу в отношении грузоперевозок и пассажирских перевозок на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом).

Основные требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, закреплены Законом о БДД, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения <7> и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами <8>.

<7> Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27.
<8> Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса от 08.01.1997 N 2.

Следовательно, непроведение предрейсового и послерейсового медосмотров организацией, имеющей лицензию на перевозки, квалифицируется как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, что влечет наложение штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

В подтверждение приведем судебные дела, проверяя законность и обоснованность решений по которым, арбитражные суды кассационных инстанций признавали правомерность такого подхода: Постановления ФАС ВВО от 06.04.2005 N А38-4561-14/661-2004, ФАС ВСО от 19.05.2005 N А58-5503/04-Ф02-2161/05-С1, ФАС ДО от 03.08.2005 N Ф03-А04/05-2/2255, ФАС СЗО от 11.11.2005 N А26-4720/2005-22 и др.

Если организация осуществляет пассажирские перевозки для обеспечения собственных нужд или нелицензируемые перевозки, то непроведение медосмотров водителей квалифицируется как нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ), влекущее наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ, на ПБОЮЛ — от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Организация

Порядок проведения периодических и предварительных медицинских осмотров установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Согласно п. 5 Порядка они проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

Порядок проведения предрейсовых медосмотров регламентирован другим документом — Методическими рекомендациями «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее — Методические рекомендации). В Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» сказано, что Методические рекомендации утверждены Минздравом России совместно с Минтрансом России и помогут работодателю правильно организовать данные медосмотры.

Арбитражные суды, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, применяют именно этот нормативный документ.

Итак, согласно Методическим рекомендациям задачей предрейсовых медицинских осмотров является недопущение водителей к управлению транспортными средствами в случае выявления у них определенных признаков (например, употребления алкоголя, похмельного синдрома, утомления).

Примечание. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами) (Методические рекомендации).

Согласно п. 1.2 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям) предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.

Таким образом, организации для проведения медосмотра исходя из конкретных условий, как правило, выбирают один из следующих вариантов:

  • заключение с медработником трудового договора, содержание здравпункта;
  • договор на проведение медосмотра, заключенный с медицинским учреждением.

Каждому из вариантов соответствует ряд требований. Рассмотрим важнейшие из них.

  1. Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств (код 06.034) включены в состав прочих услуг в Номенклатуру работ и услуг по оказанию медпомощи <9>, подлежащих лицензированию в соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности <10>. Указание на то, что предрейсовые медицинские осмотры может проводить только медицинский персонал, имеющий соответствующий сертификат, а медицинское учреждение — лицензию, содержится и в п. 1.4 Типового положения.

<9> Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава России от 26.07.2002 N 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности».
<10> Положение о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499.

Значит, если организация заключает договор с медицинским учреждением, то ей необходимо удостовериться в наличии у него соответствующей лицензии. Принимая в штат медработника, нужно обратить внимание на наличие у него сертификата. Если у медработника нет сертификата, то надо направить его на обучение.

Обратите внимание: для поручения работнику проведения медосмотра необходимо:

  • медицинское образование работника (он должен иметь квалификацию врача, фельдшера, медицинской сестры). Наличия только сертификата недостаточно (см., например, Постановление ФАС ВВО от 13.10.2005 N А82-6378/2005-31);
  • сертификат, подтверждающий прохождение курса специальной подготовки.
  1. Если организация, создавшая медпункт, планирует оказывать услуги по предрейсовому медосмотру сторонним организациям, то ей необходимо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и отразить это в учредительных документах. Напомним, что лицензионные требования и условия перечислены в п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
  2. Если медосмотры проводятся собственными силами, организация обязана предоставить для этих целей специально оборудованное помещение. Требования к его оснащению установлены в п. п. 4, 5 Типового положения.

Обратите внимание: несоблюдение требований по оснащению медицинского кабинета признается нарушением условий лицензионной деятельности и является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление ФАС СЗО от 05.12.2005 N А66-3336/2005).

  1. За качество проведенного предрейсового медосмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством медработник несет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, и другую ответственность. Так сказано в Методических рекомендациях. Отметим, что ст. 12.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. К ней может быть привлечено должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Штраф налагается в размере от 5 до 10 МРОТ.

Если подобное нарушение правил охраны труда повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то данное деяние признается преступлением, ответственность за которое установлена ст. 143 УК РФ.

  1. Как показывает опыт аудиторских проверок, организации для оптимизации налогообложения заключают с медицинским работником гражданско-правовой договор. Предостерегаем налогоплательщиков: гражданско-правовой договор с признаками трудового может быть признан таковым в судебном порядке и повлечь соответствующие налоговые последствия. Поэтому организации должны с осторожностью подходить к заключению подобных договоров.

Расходы

Затраты на оплату услуг медицинского учреждения, проводящего предрейсовые медосмотры, уменьшают налогооблагаемую прибыль в качестве расходов на обеспечение нормальных условий труда на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Если организация осуществляет медосмотры самостоятельно, то уменьшить налогооблагаемую прибыль можно только на расходы, связанные с проведением обязательных медосмотров и отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. На это неоднократно было указано в официальных разъяснениях (Письма Минфина России от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340, УФНС по г. Москве от 28.06.2005 N 20-12/46417).

Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

По поводу основания, по которому расходы на оплату труда медперсонала уменьшают налоговую базу, однозначного мнения нет. В судебном порядке признаны правомерными следующие варианты:

  • отнесение зарплаты, а также расходов по охране труда, медицинскому страхованию, повышению квалификации медперсонала и, кроме того, на покупку медикаментов к расходам на обеспечение нормальных условий труда согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановления ФАС СЗО от 18.08.2005 N А42-8826/04, ФАС УО от 18.10.2005 N Ф09-582/05-С7, от 07.06.2005 N Ф09-5606/04-С7, от 19.07.2004 N Ф09-2812/04-АК);
  • отнесение заработной платы медицинских работников к расходам на оплату труда на основании ст. 255 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 30.06.2005 N А42-9476/04);
  • зарплата медперсонала — это другие расходы, связанные с производством и реализацией, в силу пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановление ФАС ПО от 26.10.2004 N А55-933/2004-11).

Отметим, что в указанных спорах налоговые органы настаивали на определении налоговой базы в отношении деятельности медпункта в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ.

Однако согласно последним разъяснениям Минфина (Письмо от 14.11.2005 N 03-03-04/4/86) применять ст. 275.1 НК РФ нужно только когда медпункт организации одновременно проводит медосмотры работников и оказывает услуги сторонним организациям.

В состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль по основному виду деятельности организации, могут быть включены затраты на содержание медпункта, находящегося непосредственно на территории организации, в той их части, которая относится к деятельности медпунктов, обусловленной требованиями законодательства.

Налоговая база в отношении иной деятельности медпунктов определяется отдельно в соответствии с требованиями ст. 275.1 Кодекса.

Согласно ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Напомним, что ст. 275.1 НК РФ устанавливает особый порядок признания убытка от осуществления данной деятельности.

По сути, у налогоплательщика возникает обязанность ведения раздельного учета. Метода распределения расходов Налоговым кодексом не предусмотрено, поэтому налогоплательщик должен самостоятельно разработать методику и закрепить ее в учетной политике для целей налогообложения.

Е.В.Ермолаева

Эксперт журнала

«Транспортные услуги: бухгалтерский

учет и налогообложение»

Социальная защита заимодавцев со стороны государства
Путевой лист в разъяснениях контролирующих ведомств

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх