Постановка на наркологический учет

Основания и порядок постановки на наркологический учет

Наркологический учет без согласия гражданина незаконен. Никто не имеет права заставить пациента встать на учет.

В этой сфере сложилась и сохраняется совершенно неправовая ситуация. С одной стороны, из действующих норм федеральных законов следует недопустимость постановки на учет без ведома и согласия гражданина. С другой стороны, на уровне подзаконных актов Минздрава продолжает применяться сомнительная, принятая еще в СССР, регламентация недобровольного учета. Подобные несоответствия в реальной жизни создают благодатную почву для манипуляций нормами со стороны недобросовестных представителей органов правопорядка и медицинских служб, что приводит к значительным нарушениям прав граждан.

Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, остается совместный приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравохранения СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией».

Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 «О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР». Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.

С этим нельзя согласиться, т.к. «полуотмененным» приказом 1988 года регулируются, в основном, вопросы двойного подчинения, прежде всего – взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения, что делает одностороннее действие этого акта невозможным.

Однако и милиция (пренебрегая собственным ведомственным приказом 2003 года) ведет себя, как будто отмененный акт действует, и органы наркоконтроля (о которых в приказе 1988 года, разумеется, нет и речи), в своей деятельности ссылаются на «мертвый» приказ советских времен. И даже на портале «КонсультантПлюс» в справке к приказу № 402/109 ничего не говорится о его отмене одной из сторон.

Утвержденная этим приказом Инструкция обязывает ставить на учет всех, кому поставлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, равно как и тех, кто попал в поле зрения органов как употребляющий (или даже однажды употребивший) «наркотические или другие средства, влекущие одурманивание». Инструкция предусматривает:

• направление на медицинское освидетельствование «граждан, находящихся в состоянии неалкогольного опьянения», на основании:

1) их выявления милицией;
2) сообщений любых лечебных учреждений, в том числе службы «скорой помощи»;
3) материалов производств об административных правонарушениях;
4) информации медицинских вытрезвителей;
5) информации следственных органов;
6) информации работодателей в отношении работников;
7) информации соседей в отношении соседей;
8) информации средств массовой информации.

«В случае доставления таких лиц непосредственно в медицинское учреждение работники последнего освидетельствуют их без направления», о результатах чего незамедлительно уведомляют орган милиции по месту выявления;

• «незамедлительное» оформление органом внутренних дел учетных документов (при получении информации о выявленном потребителе). На лиц с диагнозом «наркомания» в милиции заводится «сторожевая карточка», на прочих – учетная карточка «списочного учета»;
• заполнение наркологическим учреждением «контрольной карты диспансерного наблюдения» (после установления в результате освидетельствования диагноза либо факта потребления). О взятом на учет лице в 3-дневный срок уведомляется орган внутренних дел по месту жительства лица.

Врачи наркодиспансеров, как правило, утверждают, что давно не передают информацию о поставленных на учет. Кто-то, может быть, и не передает.

Добровольно обратившиеся за лечением в диспансер или наркологическую больницу ставятся на учет, по Инструкции, только в наркодиспансере. Если они не нарушают режим посещений, предписанный врачом, информация о них в ОВД не передается.

Отдельно должен вестись учет снятых с учета.

Согласно Инструкции, работники медицинского наркоучреждения и сотрудники милиции ежеквартально проводят пофамильную сверку учтенного контингента на обслуживаемой территории.

Интересно, что взять на учет можно, при желании, практически любого человека. Согласно Инструкции, отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет. «Подучетным» может стать и человек, о котором стало известно, что он употребил (употребляет) в целях «одурманивания» легальные психоактивные вещества (лекарственные средства или, например, растения типа Salvia Divinorum).

Организация учета уточняется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и приказом Минздрава России от 31 декабря 2002 года № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений». В приказе от 12 сентября 1988 года, ссылающемся на основополагающий приказ от 20 мая того же года, детализируются сроки нахождения на учете и необходимая частота посещения пациентом врача.

Перечисленные ведомственные документы, служащие единственным нормативным основанием наркоучета, входят в противоречие со статьями 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы) от 22 июля 1993 года (последняя редакция от 30 декабря 2008 года), в которых указано, что медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента:

«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ» (статья 33).

Согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении:

• лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,
• лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами,
• лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Основания и порядок недобровольного вмешательства для каждого из названных случаев должен быть установлен законодательством Российской Федерации.

Наркологическая патология не отвечает ни одному из названных условий.

Во-первых, ни одна из форм наркомании не входит в исчерпывающий перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715.

Во-вторых, немедицинское употребление наркотиков также нельзя отнести к общественно опасным деяниям (в юридическом смысле, конечно). Таковыми считаются преступления (статья 14 УК РФ), а не административные правонарушения. Ответственность за потребление запрещенных веществ предусмотрена не УК, а статьей 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Также не является преступлением приобретение, хранение, изготовление наркотиков в размере, не являющимся крупным, т.е., по смыслу закона – для личного употребления (статья 6.8 КоАП). Правонарушения признаются «противоправными, виновными действиями» (статья 2.1 КоАП), а не общественно опасными деяниями.

В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, т.е. не подпадает под действие соответствующих норм Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 22 июля 1993 года (далее – Закон о психиатрии; последняя редакция – от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (статьи 26 и 27). Тяжелым психическим расстройством Закон о психиатрии признает хроническое и затяжное расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Несомненно, в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя (например, застигнутого за случайным употреблением марихуаны) страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно. Если же признавать конкретного наркомана страдающим тяжелым расстройством, то и процедура такого признания должна соответствовать требованиям Закона о психиатрии. Решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается, по Закону о психиатрии, комиссией врачей-психиатров. Инструкция же 1988 года позволяет врачу психиатру-наркологу единолично принимать решение о постановке гражданина на учет.

По справедливому мнению Е.И.Цымбала, «наркоманию, токсикоманию и алкоголизм следует признавать психическими расстройствами, поскольку они:

— меняют отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

— включены в разделы F10-F19 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ) класса V («Психические расстройства и расстройства поведения») Международной классификации болезней 10-го пересмотра;

— в их основе лежит нарушение психической деятельности – неспособность больного произвольно регулировать свое поведение адекватно объективным требованиям окружающей обстановки.»

Таким образом, в отношении больных наркоманией, как страдающих психическим расстройством, вместо учета, должно устанавливаться диспансерное наблюдение (в том числе и без согласия больного), но только в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о психиатрии, согласно которой «диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

Акты Минздрава СССР (упомянутые выше приказы от 20 мая и 12 сентября 1988 года) не согласуются с этими предписаниями закона, так как не содержат основного критерия – тяжести заболевания.

Учет больных наркоманиями и динамическое наблюдение за ними, а также профилактическое наблюдение предусмотрены действующим Положением о наркологическом диспансере, утвержденным приказом Минздрава СССР от 14 августа 1985 года № 1078 (хотя данное Положение не раскрывает порядка и условий постановки на учет). Но и этот устаревший нормативный акт может применяться лишь в части, не противоречащей федеральным законам.

Наконец, необходимость учета наркозависимых оговаривается в статье 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. (далее – ФЗ о наркотиках; последняя редакция – от 25 ноября 2008 года), где указывается, что «порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции».

Такой подзаконный акт, регламентирующий учет больных наркоманией, по настоящее время не принят.

Соответственно в этой части ФЗ о наркотиках уже более 11-ти лет не работает, его статья 56 не применяется. При отсутствии же специального регулирования применяется общее отраслевое, т.е. – Закон о психиатрии. Важно подчеркнуть, что ФЗ о наркотиках, в отличие от Инструкции 1988 года, предусматривает исключительно учет больных наркоманией, а не всех лиц, допускающих или однажды допустивших употребление запрещенных психоактивных веществ. Так что «профилактический учет» противоречит, помимо прочего, и ФЗ о наркотиках, в целом отнюдь не либеральному.

Несмотря на законодательные установления, исключающие возможность недобровольного медицинского учета, на практике граждане ставятся на учет по основаниям и в порядке морально и в правовом смысле устаревшего приказа – без информированного добровольного согласия (статья 32 Основ), а иногда и вовсе без информирования поставленного на учет о его новом статусе. Бывает, что гражданин узнаёт, что «состоит на учете», случайно.

Даже если признать, что наркологический учет допустим в настоящее время в какой-либо форме (хотя бы на основании Положения о наркодиспансере), то лишь при соблюдении действующего федерального законодательства, с учетом иерархии правовых норм. При таких условиях наркопотребитель может быть поставлен на учет следующими двумя путями:

1. Обратиться за лечением самостоятельно и дать согласие на постановку на учет.

2.Будучи доставленным на медицинское освидетельствование и получив положительный результат, согласиться встать на учет.

Но «добровольный наркоучет» – нонсенс, так как не служит целям контроля, ради которых он создавался. Поэтому добровольной постановки на учет практически не существует, если не считать таковой учет подростков по инициативе родителей или иных законных представителей. В последние годы юридические основания родительского принуждения несколько расширены: федеральными законами от 1 декабря 2004 года № 146-ФЗ8 и № 151-ФЗ9 возраст добровольного согласия человека на медицинское вмешательство для подростков, больных наркоманией, повышен с 15 до 16 лет. Необходимо отметить, что данное изменение относится только к несовершеннолетним, больным наркоманией, т.е. тем, которым поставлен соответствующий диагноз, и не распространяется на случаи освидетельствования (тестирования), а равно постановки на наркологический учет, на что, по общему правилу, требуется добровольное информированное согласие лица после достижения им 15-летнего возраста.

Известны единичные случаи самостоятельной постановки на учет в целях получения отсрочки от призыва на военную службу. Но это случаи исключительные и не характерные.

Существует некоторое число больных совершеннолетнего возраста, не состоящих на учете и добровольно обращающихся в государственные наркологические стационары. Это – малоимущие наркоманы, не имеющие средств на анонимное лечение. Таких пациентов также ставят на учет в наркодиспансере, но сведения о них, при соблюдении предписанного врачом режима, по Инструкции не должны передаваться милиции. Насколько это соблюдается, трудно сказать. Сами наркозависимые обычно не верят, что их обращение в наркологию останется неизвестно органам и воспринимают постановку на учет как вынужденную плату за бесплатное лечение.

Что такое наркологический учет

Как правило, пациенты с разными тяжелыми хроническими заболеваниями состоят на диспансерных учетах в соответствующих клиниках или отделениях ближайшей больницы. Поскольку алкоголизм и наркотическая зависимость также являются хроническими болезнями, требующими длительного лечения, для таких пациентов существует свой специальный учет – наркологический.

Понятие «наркологический учет» далеко не новое, а сама процедура в привычной на сегодня схеме утвердилась еще во времена Советского Союза. В мае 1988 года Минздрав СССР и МВД выдали совместный приказ, согласно которому люди, употребляющие психоактивные вещества, в принудительном порядке отправляются на лечение и наблюдение у нарколога. Теперь, как и тогда, продолжительность терапии варьируется от одного до нескольких лет и рассчитывается в индивидуальном порядке. Кстати, попасть в наркодиспансер грозит не только людям, употребляющим наркотики. В законодательстве речь идет о психоактивных веществах, а к ним, помимо опиоидов, каннабиноидов и кокаина, также принадлежат многие седативные, снотворные и алкоголь.

Сегодня наркологический учет – это прикрепление больного к профильному диспансеру с целью наблюдения за состоянием здоровья пациента и оказания ему бесплатной медицинской помощи. Эта норма предусмотрена в Федеральном законе № 3185-1.

По правилам, постановка на учет в наркодиспансер проходит по месту жительства больного. Для оформления документов врачу понадобится личная информация о пациенте: его полное имя, адрес проживания, место учебы или работы. Поэтому к наркологу надо идти с документами, подтверждающими личность. Чтобы в принудительном порядке поставить на учет водителя, управляющего автомобилем в нетрезвом состоянии, понадобится протокол, составленный инспектором ГИБДД, а также результаты медицинского освидетельствования.

После регистрации, которую проводит врач на первом приеме, пациент официально получает статус человека с заболеванием наркотического характера. В отличие от других диагнозов, этот вносит определенные коррективы в гражданские права пациента, о чем более детально поговорим дальше.

Кто и по каким причинам попадает на учет

Несмотря на то, что согласно действующему законодательству России принудительное лечение запрещено, однако в случае с постановкой на учет в наркодиспансере на практике эта процедура редко является добровольной. В подавляющем большинстве под наблюдение нарколога попадают автоматически. Скажем больше, многие граждане на протяжении нескольких лет могут даже не вспоминать, что числятся в списках «клиентов» наркодиспансера. Этот факт, как правило, проясняется, когда человек оформляется на новую работу или желает получить права на вождение.

Учет в наркодиспансере – это вынужденная мера и для пациента не самый приятный период в жизни. Однако принудительный курс лечения часто помогает спасти жизнь человеку с зависимостью от алкоголя или психотропных веществ. Кроме того, для многих наблюдение в диспансере может стать своеобразной профилактикой, после которой человек хорошенько подумает, прежде чем в следующий раз выпить лишнего или принять наркотик.

Некоторые источники утверждают, что в России каждый сотый водитель, рискнувший сесть за руль в нетрезвом состоянии, оказывается на учете в наркодиспансере. Некий процент людей с алкозависимостью на прием к наркологу приходит по принуждению родственников, хотя есть и так называемые «добровольцы», осознавшие, что нуждаются в помощи врача. Несмотря на то, что пребывание на учете имеет свои недостатки и ограничения для гражданина, но в конечном итоге длительное наблюдение у специалиста алко- или наркозависимому идет на пользу.

Наркоучет – виды и сроки

Пребывание на учете в наркодиспансере не имеет унифицированных сроков. Сколько времени пациент будет находиться в «черном списке», зависит от его состояния, степени прогрессирования болезни, а также желания избавиться от зависимости. Всех пациентов диспансера можно разделить на три группы. Это лица, пребывающие под профилактическим наблюдением, стоящие на диспансерном или анонимном учете.

Профилактический учет

Если человек только «балуется» наркотическими веществами или периодически «снимает стресс» алкоголем, то его ждет профилактический учет. В эту группу входят водители, попавшиеся на вождении в нетрезвом виде, а также начинающие наркоманы, не проходившие ранее лечения в диспансере.

Профилактическое наблюдение может быть эффективным для пациентов с еще не сформированной зависимостью от психоактивных веществ. Для такой категории людей наблюдение в наркодиспансере служит уроком: в ходе терапии они должны понять, что жить и решать проблемы можно без наркотиков и алкоголя.

Время пребывания на профилактическом учете, как правило, ограничивается 12 месяцами. За это время человек успевает осознать ошибки, а специалист – понаблюдать за ним, изучить его поведение и психическое состояние.

Решение о том, когда снимать человека с профилактического наблюдения, принимает нарколог. Свой «вердикт» он фиксирует в письменном виде.

Диспансерный учет

Поводом для постановки гражданина на диспансерный учет является диагноз, подтверждающий наличие у него проблем с алкоголем или наркотиками. Срок диспансерного наблюдения у специалиста обычно составляет три года. Иногда врач может продлить период реабилитационной программы до 5 лет. На протяжении всего этого времени пациент должен регулярно сдавать анализы и проходить плановые осмотры у нарколога. Часто у людей, страдающих зависимостью от алкоголя или наркотиков, имеются проблемы с законом. Бывает, что пациента досрочно (до истечения 3 лет) снимают с диспансерного учета в связи с его тюремным заключением (если срок наказания превышает 3 года).

Программу лечения алко- или наркозависимости человек может проходить как в стенах клиники, так и будучи дома. Если стоящий на учеты выбирает домашнюю программу лечения, то его регулярно посещает представитель клиники, проверяющий образ жизни пациента.

В случае если больной вовремя не является на осмотр, врач может обратиться за помощью к правоохранительным органам. Тем не менее, согласно законодательству, полиция может только единожды обеспечить привод больного. В последующие разы гражданин волен не появляться на осмотр, но вместе с тем он должен осознавать все последствия своего решения. А в таком случае даже после 5 лет пациента не снимут с наркологического учета, если на протяжении этого времени врач не мог наблюдать за пациентом.

Курс лечения и продолжительность пребывания человека на диспансерном наблюдении определяет медкомиссия. Решение о снятии пациента с учета – также ее прерогатива.

Анонимный учет

Если алкозависимый или наркоман попадает в наркодиспансер по собственной воле, а не по принуждению, он может рассчитывать на анонимный учет. То есть лечение зависимости проходит в анонимной форме и данные о болезни гражданина «не светятся» в общей базе данных. Пребывание на анонимном учете – это платная услуга. Сняться с наблюдения пациент может в любой момент по собственному желанию. Такой вид лечения имеет много плюсов, но есть и минусы. Например, даже состоящие на анонимном учете не могут получить водительские права или сдавать экзамены в вузе.

Независимо от разновидности наблюдения, в течение первых 6 месяцев пациент обязан посещать нарколога как минимум 1 раз на 30 дней. Если во время визита к врачу будет установлено, что пациент нарушает правила лечения, продолжает злоупотреблять спиртным или принимает наркотики, продолжительность терапии пересматривается в сторону увеличения.

Учет в наркодиспансере и ограничения для пациента

Учет в наркологическом диспансере накладывает некие ограничения на привычный образ жизни. Все запреты имеют юридические основания и четко расписаны в разных нормативных актах России.

Пока человек состоит на учете, он не может занимать некоторые должности. Это ограничение предусмотрено в Постановлении Правительства РФ № 377 от 28.04. 1993 г. Например, состоящему на наркоучете нельзя работать с бензолом, наркотическими веществами, нефтью, взрывчатыми материалами, носить оружие или работать в области транспортной связи. Кроме того, пациенту диспансера запрещена фармакологическая и фармацевтическая деятельность, ему нельзя работать пожарным, спасателем, инкассатором, его не примут на военную службу или в экстренную медицинскую помощь. А если клиент наркодиспансера был замечен еще и в административном правонарушении, то минимум три года ему даже не стоит мечтать о трудоустройстве.

Правительственное постановление № 1396 (редакция от 21.11.2001 г.) ограничивает таким людям право на получение водительского удостоверения. В приказе Министерства здравоохранения РФ № 344 (от 11.09.2000 г.) предусмотрен запрет на возможность оформления лицензии на покупку, ношение или хранение оружия людьми, состоящими на учете в наркодиспансере. В частности речь идет о гладкоствольном, нарезном охотничьем и оружии для самообороны. В другом приказе Министерства здравоохранения России (№ 332 от 10.09.1996 г.) ограничивается право на усыновление или установление попечительства над ребенком, если гражданин числится в списках пребывающих на наркоучете. Кстати, часто состоящие на учете родители сталкиваются с угрозой потерять родительские права. Аргументом в пользу лишения или ограничения родительского права являются статьи 69 и 73 Семейного кодекса РФ.

Кроме того, актуальное наблюдение в диспансере станет помехой для оформления вида на жительство или разрешения на временное проживание. Этот момент регламентируется правительственным постановлением №794 (редакция от 28.03.2008 г.).

Как сняться с учета

Наблюдение в наркодиспансере – это не клеймо на всю жизнь. По истечении определенного времени с него можно сняться. Но если попасть в «черный список» довольно легко, то для снятия с учета одного лишь желания пациента не всегда достаточно. А если гражданин попал на учет в наказание за вождение подшофе, то не исключено, что для «отбеливания» биографии ему понадобится помощь адвоката.

Срок, когда можно сняться с учета, зависит от вида наблюдения, а также состояния пациента. Сняться можно только в том случае, если устранены все причины, из-за которых гражданин оказался на учете. Кроме того, важно понимать, что в правовом поле России не существует такого понятия как «автоматическое снятие с учета».

Если гражданин попал на профилактический учет, то очистить свою биографию он сможет через год. Но это только в случае соблюдения всех правил: человек ежемесячно проходит осмотры у нарколога и психолога, сдает лабораторные анализы. По истечении этого времени гражданина снимают с учета и возвращают ему все ограниченные ранее права. Но существует и другой вариант развития событий, более проблематичный – когда человек игнорировал визиты к наркологу или попросту забыл, что стоит на учете. В таком случае он будет числиться в списках пациентов под наблюдением до тех пор, пока не пройдет все процедуры, предусмотренные законодательством. То есть независимо от того, сколько времени прошло со дня постановки на учет, гражданин обязан в течение 12 месяцев регулярно посещать наркодиспансер. Только после этого его снимут с профилактического наблюдения.

Люди, страдающие алкоголизмом, программу реабилитации должны соблюдать 3 года, после чего (при наличии положительных сдвигов) могут попрощаться с диспансером. Для наркоманов период под наблюдением продолжается 5 лет. Снятие с учета возможно только после полного излечения. Кстати, если пациент перенес «белую горячку» (алкогольный делирий), то срок наблюдения у врача продлевается еще на 12 месяцев. Если человек был поставлен на учет, но на приемы в диспансер не приходил, то началом периода наблюдения будет считаться дата, с которой он начал регулярно посещать нарколога. Ни справки о «кодировании», ни характеристика с места работы или от соседей, ни свидетельствования членов семьи не рассматриваются как причина для снятия с учета.

Если лечение в наркодиспансере носило принудительный характер после задержаний водителя в нетрезвом состоянии сотрудниками ГИБДД, процедура снятия с учета проходит через суд. Для этого водителю придется нанять адвоката и обратиться к судебным наркологам. Дело о снятии с наркоучета рассматривают при наличии копии медкарты пациента наркодиспансера. Судебные наркологи-психиатры изучают записи врача, наблюдавшего гражданина, в некоторых случаях представители суда вызывают доктора в суд для выяснения деталей дела.

Кстати, помощь адвоката может понадобиться гражданину еще на этапе постановки его на наркологический учет. Юрист может проверить законность таких действий и если обнаружит некие несоответствия с правовыми нормами, в дальнейшем проблема будет рассматриваться в зале суда. Если адвокат докажет незаконность постановки на учет в наркодиспансер, гражданин будет уволен от наблюдений у нарколога.

Можно ли сняться с учета досрочно

Главная причина для снятия с наркоучта – полное выздоровление, или, как говорят врачи, – ремиссия пациента. Но в некоторых случаях наблюдение в диспансере прекращается преждевременно.

Первая причина – изменение места жительства пациента. Если гражданин переезжает на другую территорию, то вместе с ним «мигрирует» и его медкарточка. То есть по своему старому адресу на наркоучете он больше не числится. По правилам мигрирующий человек должен продолжить наблюдение уже по месту своего нового жительства. Вторая причина – отбывание гражданина в места лишения свободы. Для людей с наркологической зависимостью досрочное снятие с учета может случиться после переведения в лечебный профилакторий. И последняя законная причина для снятия с наблюдения в наркодиспансере – смерть гражданина.

Независимо от предыстории, в результате которой человек пристрастился к алкоголю или наркотикам, учет в наркодиспансере может стать для него той самой спасительной соломинкой, которая поможет начать жизнь заново. И чем раньше человек обратиться за помощью, тем быстрее он сможет забыть все это как страшный сон.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх