Постановление без протокола

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

Т, Р. Мещерякова

СРОКИ СОВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Рассматривается проблема конфликта законов, по-разному устанавливающих сроки совершения процессуальных действий на стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, вносятся предложения по совершенствованию законодательства об адми~

■ нистратиеной ответственности.

Стадия исполнения постановления по делу об административном правонарушении является заключительной стадией производства по такому делу.

Важную роль своевременного и правильного исполнения постановлений о назначении административных наказаний В. В. Головко видит прежде всего в необходимости строго соблюдать законность1. Своевременное и правильное исполнение наказания возможно также и при соблюдении сроков совершения процессуальных действий.

Прежде всего необходимо определить начальный момент стадии исполнения наказания,

A. В. Семенистый считает, что исполнение постановления по делу об адми-

нистративном правонарушении начинается с этапа вступления постановления в законную силу2. ‘

Действительно, нормы о моменте вступления в силу постановления по делу

об административном правонарушении содержатся в гл. 31 КоАП РФ, устанавливающей общие положения по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Но делать вывод о том, что стадия исполнения ■ постановления начинается с этапа вступления его в законную силу, не совсем верно. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу является моментом, в большинстве случаев предшествующим началу исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Но, к примеру, назначение и исполнение наказания на месте совершения правонарушения, назначение наказания в виде предупреждения, административного аресту, административного выдворения, административного приостановления деятельности не зависят от момента вступления постановления в законную силу и следуют за моментом вынесения постановления по делу об административном правонарушении. И в этом случае необходимо отметить, что если связывать момент начала исполнения постановления со вступлением его в законную силу, то должен действовать единый порядок исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

B. В, Головко называет этап вступления постановления в законную силу завер-. шающим этапом стадии рассмотрения дела3. Назвать это утверждение абсолютно верным нельзя. Действительно, если постановление по делу об административном

правонарушении не было обжаловано, то оно вступает в законную силу по истечении десятидневного срока с момента получения лицами копий постановлении. Если же постановления по делу обжалуются, то в промежутке между рассмотрением дела и его исполнением есть целая стадия — пересмотр постановлений и, возможно, решений, вынесенных по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, вступление постановления по делу об административном правонарушении в силу является юридическим фактом, в большинстве случаев предшествующим стадии исполнения вынесенного по делу постановления.

Вопросам структуры стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в литературе уделено большое внимание4;

Изучив имеющиеся точки зрения на данный вопрос, мы приходим к выводу

о том, что стадию исполнения постановления об административных правонарушениях можно разделить на три этапа: обращение постановления к исполнению, исполнение наказания, окончание исполнения постановления. Исходя из этого, сроки совершения процессуальных действий на стадии исполнения постановления можно разделить на четыре группы:

1) сроки на этапе обращения постановления к исполнению;

2) сроки реального исполнения наказания;

3) сроки окончания исполнительного производства;

4) срок давности исполнения постановления по делу об административном

правонарушении. *

Понятие «обращение постановления к исполнению» имеет очень важное правовое значение. Однако А. С. Дугенец утверждает, что результаты анкетирования и интервьюирования практических работников, а также лиц, привлекаемых к административной ответственности, изучение специальной юридической литературы дают основания утверждать, что нередко этот термин правоприменителями понимается неверно5.

Верной следует признать точку зрения Д. Н. Бахраха и Э. Н. Ренова, согласно которой на этапе обращения постановлений к исполнению соответствующий орган должен своевременно направить вынесенное постановление органу-исполнителю6, .

А. О. Макаров дает следующее определение срока административного наказания: это промежуток времени, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, должно совершить необходимее, процессуальные действия, претерпеть определенные ограничения и лишения7. Сроки административных наказаний определяются законом как определенный временной период, в течение которого наказание исполняется непрерывно (лишение права управления транспортным средством), как период, в течение которого наказание может быть исполнено в любой момент (уплата штрафа), либо точно законом не определены и зависят от действий ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, уполномоченных на исполнение ттякязятшй

Окончание исполнения постановления по делу об административном правонарушении связано с реальным исполнением наказания. После того, как наказание будет исполнено полностью, постановление по делу об административном

правонарушении с отметкой о его исполнении будет возвращено судье, в орган, должностному липу, вынесшим указанное постановление. .

КоАП РФ установил годичный срок давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Но какой момент считать окончанием этого срока: момент предъявления постановления к исполнению (момент обращения постановления к исполнению) или непосредственно окончание исполнения наказания?

Единого мнения на этот счет не существует.

Так, Федеральным арбитражным судом Поволжского округа было установлено, что таможенным органом не представлялась заявителю в установленном порядке отсрочка или рассрочка исполнения постановления по делу об административном правонарушении, так как постановление таможенного органа не исполнено в полном объеме, следовательно, истек срок давности исполнения, предусмотренный ст. 31.9 КоАП РФ8.

Противоположный вывод был сделан Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа. Как следует из материалов дела, исполнительный лист арбитражного суда о взыскании с предпринимателя штрафа за административное правонарушение предъявлен к исполнению (приведен в исполнение) в пределах предусмотренного ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ срока. При таком положении у арбитражного суда отсутствовали основания для признания постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущество должника недействительным9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичной позиции придерживаются и ученые. Так, Д. Н. Бахрах указывает, что давность исполнения связана с началом исполнения (обращением к исполнению), а не с его завершением10. С указанным мнением следует согласиться по следующим причинам:

отдельные виды административных наказаний имеют большую продолжительность, нежели один год;

поскольку непосредственно исполнять наказание будут лица, привлеченные к административной ответственности, то на должностных лиц возлагается обязанность только начать эту процедуру, то есть привести «механизм» исполнения наказания в движение. Именно об этом и говорит законодатель, устанавливая срок давности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. .

В соответствии с чЛ ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, которые вынесли постановление.

Однако при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решением судьи, должностного лица постановление может быть изменено путем уменьшения размера административного наказания (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). В этом случае исполняться будет не постановление по делу об административном правонарушении, а решение, вынесенное по жалобе. Накого должна быть возложена обязанность по обращению решения кисполнению: на должностное лицо, принявшее решение, или все-таки на должностное лицо,

принявшее постановление? Представляется, что независимо от того, было ли изменено постановление по делу об административном правонарушении в части уменьшения размера наказания или нет, постановление должно обращаться к исполнению лицом, вынесшим постановление по делу.

Вступившее в законную силу постановление (а в случае назначения наказания в виде административного ареста, административного приостановления деятельности после вынесения) в течение трех дней направляется должностным лицам, уполномоченным приводить его в исполнение.

А. С. Дугенец приходит к выводу о том, что процессуальное действие «обращение постановления к исполнению» предотавляет собой факт передачи постановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшими его, органу, должностному лицу, непосредственно исполняющим постановление по делу об административном правонарушении11.

Представляется, что этап обращения постановления к исполнению фактом передачи постановления к исполнению завершается, а не является его единственным элементом.

Помимо установления факта вступления постановления в законную силу, получения вступившего в законную силу постановления на этапе обращения постановления к исполнению могут быть решены вопросы об отсрочке и рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания. .

Случаи и условия предоставления отсрочки и рассрочки исполнения наказания в виде административного ареста, лишения специального права или административного, штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) определены ст. 31.5 КоАП РФ. Максимальный срок отсрочки составляет один месяц. Рассрочка допускается на срок до трех месяцев.

Вопрос о возможности неоднократного предоставления отсрочек и рассрочки законодателем не решен. Государственный таможенный комитет, давая[ разъяснения о порядке применения норм КоАП РФ, указал, что отсрочка и (или) рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания могут быть предоставлены судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, неоднократно12. Вероятно, такой подход является правильным. Во нельзя затягивать процесс исполнения наказания на неопределенный срок, поскольку одним из принципов привлечения к административной ответственности является принцип оперативности.

КоАП РФ момент для обращения за предоставлением отсрочки или рассрочки исполнения административного наказания не определяет. Молено предположить, что с соответствующим ходатайством лицо, привлеченное к административной ответственности, вправе обратиться в любой момент! с вынесения постановления о назначении административного наказания до начала реального исполнения постановления, а в случае назначения наказания в виде административного штрафа — до окончания исполнения постановления. ■

В соответствии со ст. 31.8 КоАП РФ вопросы об отсрочке, о рассрочке рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление,

в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. .

Лица, заинтересованные в разрешении указанных вопросов, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствую- * щих вопросов.

Представляется, что в трехдневный срок известить лицо о дате и месте рассмотрения ходатайства достаточно сложно. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно было бы предложить, чтобы во избежание затягивания в рассмотрении этих вопросов лицо, заинтересованное в предоставлении отсрочки или рассрочки, заявляло соответствующее ходатайство лично. Если у должностного лица будет время на незамедлительное рассмотрение ходатайства, то оно сделает это в момент обращения заинтересованного лица, если же нет, то дата рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки будет определена в присутствии заинтересованного лица с тем, чтобы не требовалось дополнительного извещения.

Вопросами исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях занимаются в основном судебные приставы-исполнители. В своей деятельности они руководствуются Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ. Поскольку указанный закон был принят во время действия КоАП РСФСР, его нормы соответствовали нормам исполнения постановлений этого нормативного правового акта. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не был приведен в соответствие с принятым КоАП РФ. Поэтому на практике возникают противоречия в применении норм, регламентирующих процесс исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, в части соответствия сроков, установленных КоАП РФ и данным федеральным законом.

Согласно ст, 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения постановления.

В то же время ст. 31.9 КоАП РФ установлено, что постановление о назначении административного наказания приводится к исполнению в течение года со дня его вступления в законную силу.

Получается, что КоАП РФ и’приведенным Законом по-разному определяется дата, с которой постановление обязательно к исполнению. В соответствии с Фе-

■ деральным законом «Об исполнительном производстве» такой срок исчисляется с момента принятия постановления, в соответствии с КоАП РФ — с момента его вступления в законную силу. Во-вторых, различны сроки, установленные указанными нормативными правовыми актами для предъявления (обращения) постановления к исполнению,—три месяца и один год соответственно*

Существует три подхода к решению данного противоречия.

Одни правоприменители утверждают, что применяться должны сроки, установленные КоАП РФ13.

Согласно второй точке зрения сроки предъявления исполнительных документов к исполнению должны устанавливаться Федеральным законом «Об исполнительном производстве»14. ‘

И, наконец, существует мнение о том, что применяться должны сроки, установленные и КоАП РФ, и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»15.

Представляется, что спор о применении конфликтных положений двух законов должен быть разрешен в пользу КоАП РФ по двум причинам:

КоАП РФ является специальным законом по отношению к Федеральному закону «Об исполнительном производстве», поскольку в ст. 1.1, ст. 1.4 КоАП РФ определено, что порядок производства по делам об административных правонарушениях устанавливается самим КоАП РФ;

КоАП РФ должен применяться как акт, принятый позднее.

Чтобы не возникало путаницы и сложностей в вопросе о сроках обращения постановлений по делам об административных правонарушениях, необходимо исключить из ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» норму, определяющую сроки предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению, Тогда судебные приставы-исполнители, получившие вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, будут руководствоваться только нормами КоАП РФ, регламентирующими порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сроки же совершения исполнительных действий судебными приставами-исполнителями, поскольку они не указаны в КоАП РФ, определяются по нормам Федерального закона «Об исполнительном производстве». Установленный п. 1 ст. 13 указанного Закона двухмесячный срок для совершения исполнительных действий не является пресекательным: его истечение не влечет невозможности совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, не является основанием для прекращения исполнительного производства и не освобождает должника от обязанности исполнить требования исполнительного документа16,

В соответствии с ч. 1 ст. 31.4 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

Возникает вопрос: можно ли считать добровольную уплату штрафа (или обязанность добровольной уплаты щтрафа), исполнение дисквалифицированным лицом самостоятельно постановления о дисквалификации исполнением постановления по делу об административном правонарушении? Мы считаем, что ответить на этот вопрос можно утвердительно, поскольку совершение таких юридически значимых действий, как уплата штрафа, прекращение управления юридическим лицом и будет являться исполнением постановления по делу об административном правонарушении. Поэтому предлагаем изменить ч. 1 ст. 31.4 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции:

«Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение лицом, привлеченным к административной ответственности, уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации».

Примечания

1 Парыгин Я П. Исполнение административных наказаний: Учеб. пособие. М., 2006.128 с.

3 Парыгин Н. И Указ. соч.

6 Бахрах Д., К, Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989; С. 89.

7 Макаров А. О. Порядок исчисления срока при применении дисквалификации // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: Сб. материалов II Всерос, науч.-практ. конф. Пенза, 2003.226 с.

10 Административная ответственность (часть общая): Учеб, пособие / Под ред. Д, Н. Бахраха. Екатеринбург, 2004.231 с.

пДугенецА. С Вопросы уплаты административного штрафа //Юрист. 2004. № 10, С. 40-43.

12 Письмо Государственного таможенного комитета РФ «О разъяснении положений КоАП

России, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» от 20 марта 2003 г. № 01-06/11998 // Справочно-правовая система «Консультант*». .

13 Постановление ФАС Поволжского округа от 9 октября 2003 г., дело Ка А 55-3275/03-30; Постановление ФАС Центрального округа от 20 июля 2005 г., дело № А23-774/05А-1-24; Шагабутдинов А. А. О вопросах применения законодательства при исполнении административных наказаний // Рос. судья. 2005. № 8.

Уральского округа от 7 марта 2006 г., дело № Ф09-1291/06-С6; Архив Костромского районного суда Костромской области, дело № 15-3/2004; Куликов О. Штрафная административная ответственность: реальность или фикция? // Законность. 2005. № 9. С. 30

15 См.: Пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24 марта 2005 г. № 5; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2005 г., дело № А19-31235/04-27-Ф02-3901/05-С2 // Справочно-правовая система «Консультант*».

7 декабря 2016

Решение Пермского краевого суда от 01 октября 2012 г. по делу N 21-536

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Жданова В.С. на постановление инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» Пермского края от 26.07.2012 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 03.09.2012,

УСТАНОВИЛА:

По факту данного дорожно-транспортного происшествия 26.07.2012 инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» Пермского края со ссылкой на ч.5 ст.28.7 КоАП РФ, п.1 ст.4.5 КоАП РФ, вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Жданова B.C. по окончании срока административного расследования.

Жданов B.C. обжаловал данное постановление в Березниковский городской суд Пермского края, указывал на отсутствие в его действиях нарушений п.п. 8.4, 8.5 Правил дорожного движения, на нарушение водителем Н. требований п.п. 9.2, 9.10, 10.1, 11.1, 11.2 Правил дорожного движения, управлявшим транспортным средством со скоростью 80-90 км/ч и допустившим выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, без указания поворота, что и явилось причиной дорожно-транспортного происшествия. 18.07.2012 на официальном разборе данного дорожно-транспортного происшествия у заместителя командира полка ДПС Жданов B.C. присутствовал. Официальное уведомление о явке 19.07.2012 в ГИБДД Жданов B.C. не получал.

Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 03.09.2012 постановление инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» от 26.07.2012 о прекращении дела об административном правонарушении в отношении Жданова B.C. по окончанию срока административного расследования на основании п.1 ст.4.5 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба Жданова B.C. — без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Жданов B.C. просит постановление и решение отменить, указывает на неправильное определение должностным лицом обстоятельств, имеющих значение для дела. Кроме того, выносилось определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования лишь по ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ. Иные протоколы не составлялись, определения (постановления) не выносились.

В рассмотрении жалобы Жданов B.C., его защитник К., Н., извещенные должным образом, участия не принимали.

Изучив материалы КУСП ** по факту дорожно-транспортного происшествия, материалы дела по жалобе на постановление, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в следующих случаях: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения; действие лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственности; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Прекращая 26.07.2012 производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо ГИБДД МО МВД России «Березниковский» Пермского края исходило из окончания срока административного расследования. Между тем, при том, что дорожно-транспортное происшествие произошло 26.05.2012, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности — два месяца — истекал лишь 26.07.2012, то есть указанный день являлся последним днем привлечения Жданова B.C. к административной ответственности при доказанность наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.12.14 КоАП РФ. Срок проведения административного расследования, на окончание которого указано в постановлении о прекращении производства по делу об административном ответственности, на срок давности не влияет, какого-либо значения для его исчисления не имеет.

Таким образом, окончание установленного ч.5 ст.28.7 КоАП РФ срока проведения административного расследования не является основанием для прекращения производства по делу на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Несоблюдение установленного срока не препятствует также в дальнейшем составить протокол об административном правонарушении при наличии в действиях того или иного участника дорожно-транспортного происшествия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица о прекращении дела об административном правонарушении в связи с окончанием срока проведения административного расследования не может быть признано законным, подлежит отмене.

Следует отметить, что, делая ссылку на п.1 ст.24.5 КоАП РФ, должностное лицо не учло, что ч.1 ст.24.5 КоАП РФ предусматривает несколько оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении или отказа в возбуждении дела, под п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в качестве такого основания указано отсутствие события административного правонарушения.

Кроме того, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности влечет отказ в возбуждении дела об административном правонарушении либо прекращение производства по делу об административном правонарушении в случае наличия соответствующего процессуального документа о возбуждении дела об административном правонарушении.

В данном случае в отношении Жданова B.C. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 12.14 КоАП РФ, в связи с нарушением требований п.п. 8.4, 8.5 КоАП РФ в соответствии со ст.28.1 КоАП РФ не возбуждалось (ч.4 ст.28.1 КоАП РФ приводит перечень процессуальных документов, с момента составления: которых дело об административном правонарушении считается возбужденным). В материалах дела имеется лишь определение инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» от 27.05.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.27 КоАП РФ, и проведении административного расследования для установления личности водителя, оставившего место дорожно-транспортного происшествия. По результатам проведенного административного расследования 20.06.2012 в отношении Жданова B.C. составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ.

Таким образом, постановление от 26.07.2012 не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, материал по факту дорожно-транспортного происшествия с учетом двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории правонарушения, требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит возвращению в орган ГИБДД для решения вопроса об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

При этом обращается внимание на то, что согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение. Исходя из положений ст.ст.1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации. Возможность обсуждения вопросов о нарушении лицом Правил дорожного движения Российской Федерации при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрена. Вопрос о наличии в действиях заявителя нарушения требований Правил дорожного движения может исследоваться лишь при наличии факта возбуждения дела об административном правонарушении. При отказе в возбуждении дела об административном правонарушении данный вопрос может быть предметом исследования лишь в рамках гражданского судопроизводства.

Поскольку при рассмотрении жалобы в городском суде допущенные должностным лицом нарушения устранены не были, решение от 03.09.2012 также подлежит отмене.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛА:

Решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 03.09.2012, постановление инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» Пермского края от 26.07.2012 отменить, материал ** по факту дорожно-транспортного происшествия от 26.05.2012 21:20 по адресу: г. Березники, пр. **** возвратить в ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» Пермского края для решения вопроса об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ.

Решение вступило в законную силу.

Судья — Е.С. Филатова

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

  1. Введение

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ под административным наказанием понимается установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Система административных наказаний за совершение административных правонарушений предусмотрена в статье 3.2 КоАП РФ. За совершение правонарушений в области дорожного движения установлены следующие виды наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение права управления транспортными средствами, административный арест, обязательные работы.

Наиболее распространенным видом административных наказаний является административный штраф. В соответствии с ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, которое выражается в рублях.

  1. Сроки уплаты административных штрафов за нарушение правил дорожного движения (далее – ПДД).

Большинство водителей хотя бы однажды сталкивались с необходимостью уплаты штрафа за нарушение ПДД. Сроки уплаты административного штрафа и последствия его несвоевременной уплаты установлены административным законодательством Российской Федерации.

Административный штраф за совершение правонарушения в области дорожного движения должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, в полном размере в течение 60 дней с даты вступления в законную силу постановления о наложении такого штрафа, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Однако ч. 1.3. ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области дорожного движения (исключением являются административные правонарушения, предусмотренные ч. 1.1 ст. 12.1, ст. 12.8, ч. 6, 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. 12.24, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ), не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Данная норма КоАП РФ не применяется, и административный штраф уплачивается в полном размере, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

  1. Ответственность за неуплату административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Неуплата административного штрафа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо в виде обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

  1. Сроки давности взыскания штрафов за нарушение ПДД.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ срок давности взыскания административного штрафа составляет два года с даты вступления постановления о привлечении к административной ответственности в законную силу.

В течение указанного срока судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание на имущество должника – на его денежные средства, находящиеся на счетах в банках Российской Федерации, на периодические выплаты должнику (например, на заработную плату), на имеющиеся у него ценные бумаги.

Если сумма задолженности превышает 30 000 рублей, судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. Течение срока давности в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания продлевается на срок рассрочки.

В соответствии ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольной уплаты задолженности указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства и составляет пять дней со дня получения должником постановления.

1. Исключена.

2. При совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства по уголовным, гражданским, экономическим делам или делам об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется, делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания и выносится постановление о наложении административного взыскания.

3. В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения, штрафа или депортации (в соответствии с санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), которое вступает в законную силу с момента его вынесения. При этом штраф может быть уплачен на месте. Положения настоящей части не применяются при наличии обстоятельств, указанных в части 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

31. В случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется. Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс. Данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.

4. Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в соответствии с частью 3 настоящей статьи, должно содержать дату и место его составления; наименование органа, должность, фамилию, имя и отчество лица, вынесшего постановление; сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; отметку о том, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены его права и обязанности; принятое решение; решение по ходатайству об отсрочке, рассрочке исполнения постановления о наложении административного взыскания в случае его заявления; срок запрета въезда в Республику Беларусь в случае принятия решения о депортации; порядок уплаты штрафа в случае принятия решения о наложении административного взыскания в виде штрафа, в том числе основания для увеличения такого штрафа на две базовые величины. Постановление подписывается лицом, его составившим, и объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено.

41. Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в соответствии с частью 31 настоящей статьи, должно содержать дату и место его составления; наименование органа, должность и фамилию лица, вынесшего постановление; сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; изображение транспортного средства, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами в момент совершения правонарушения; принятое решение. Постановление о наложении административного взыскания подписывается лицом, его составившим. Копия постановления в течение трех дней со дня его вынесения вручается или высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, либо по ходатайству этого лица направляется ему посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

5. Исключена.

51. Если физическое лицо не согласно с привлечением его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 31 настоящей статьи, и подало об этом письменное заявление в Государственную автомобильную инспекцию по месту жительства в течение одного месяца со дня получения копии постановления о наложении административного взыскания, а также в случае опротестования такого постановления данное постановление утрачивает силу в день получения указанного заявления (протеста). В дальнейшем административный процесс по данному факту ведется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом положений статьи 4.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и части 5 статьи 2.7 настоящего Кодекса.

6. Протокол об административном правонарушении не составляется, если лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, не установлено.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх