Постановление о присвоении кадастрового номера земельному участку

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядок раздела и объединения земельных участков» статья 132 Земельного кодекса Украины (ЗК) дополнена пунктом «ж», в соответствии с которым одним из существенных условий договора отчуждения земельного участка является кадастровый номер земельного участка.

Следующим шагом законодателей стало принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка обретения прав на землю» от 5 ноября 2009 года. Данным Законом внесены изменения в статью 120 ЗК и в статью 377 Гражданского кодекса Украины. Одним из существенных условий договора, предусматривающего обретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, является кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с обретением права собственности на эти объекты. Указанные нормы вступили в силу с 1 января 2010 года.

Но, к сожалению, сформировавшиеся на Украине земельные отношения на данный момент не готовы к применению Закона. Лишь тогда будет возможным стопроцентное включение кадастрового номера в договор как существенного условия, когда абсолютно на все земельные участки, границы которых будут согласованы и определены в натуре на местности, в установленном порядке будет оформлено право собственности, пользования, и право это будет удостоверено зарегистрированным право­устанавливающим документом. Или как минимум будет принято соответствующее решение органа местного самоуправления или исполнительной власти относительно площади участка и четко установлены границы (кадастровая съемка).

Кроме того, законодательно не были определены: порядок присвоения кадастрового номера; лицо, осуществляющее его присвоение; документ об определении (присвоении) кадастрового номера. На повестке дня остались такие вопросы:

— Можно ли присвоить кадастровый номер, если не оформлялись правоустанавливающие документы на земельный участок?

— Если можно, то что является основанием?

— Кто должен определить площадь участка, если относительно него не принималось решение, и на основании каких документов?

— Возможно ли присвоение номера без проверки обменного файла участка Государственного земельного кадастра (ГЗК)?

Главный вопрос: можно ли придавать юридическое значение площади, границам земельного участка без утвердительного ответа на поставленные выше вопросы?

До вступления в силу вышеупомянутого Закона территориальные органы земельных ресурсов присваивали кадастровые номера земельным участкам при оформлении документации по землеустройству, удостоверяющей право на земельный участок. На изготовление технической документации предоставлялось разрешение соответствующего органа власти, указывалась ориентировочная площадь. Составляющей технической документации была кадастровая съемка, которой определялась точная площадь земельного участка, границы ограничений обременений, предусматривалось согласование границ смежниками и вынесение их в натуру. Техническая документация утверждалась соответствующим советом, администрацией. Решением (распоряжением) определялся правовой статус земельного участка, собственник (пользователь), условия использования участка, устанавливалась площадь земельного участка, который передавался в собственность или пользование.

После принятия решения присваивался кадастровый номер, осуществлялась государственная регистрация правоустанавливающего документа на земельный участок. При присвоении кадастровых номеров руководствовались изданным Госкомземом Украины указанием «О присвоении кадастровых номеров земельным участкам для ведения Государственного реестра земель» № 12 от 20 марта 2002 года (Указание). Пунктом 1.4 Порядка присвоения кадастровых номеров земельным участкам для ведения Государственного реестра земель (приложение к Указанию) определено понятие кадастрового номера земельного участка как уникального на территории Украины кода, присваиваемого каждому земельному участку с целью его идентификации и остающегося неизменным на протяжении всего времени физического и юридического существования земельного участка как единого целого.

Постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) № 1021 от 9 сентября 2009 года утвержден Порядок ведения Поземельной книги, пунктом 4 которого нормативно определено понятие кадастрового номера как индивидуального цифрового кода (номера), который не повторяется на всей территории Украины, присваивается земельному участку при осуществлении его государственной регистрации и сохраняется за ним на протяжении всего времени существования такого участка.

Приказом Госкомзема Украины № 168 от 15 февраля 2010 года был утвержден Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Пунктом 4.7 Порядка кадастровый номер земельного участка считается присвоенным с момента открытия Поземельной книги на соответствующий земельный участок. Поземельная книга открывается в день государственной регистрации и выдачи документа, удостоверяющего право на земельный участок.

Приказом Госкомзема № 370 от 14 мая 2010 года был отменен приказ Госкомзема № 168 от 15 февраля 2010 года. После отмены приказа кадастровый номер присваивался в соответствии с Указанием. Постановлением КМУ № 749 от 18 августа 2010 года утвержден Временный порядок присвоения кадастрового номера земельному участку. Содержание постановления практически повторяет порядок, который отменен приказом Госкомзема. Сохранилась норма, предусматривающая, что кадастровый номер земельного участка присваивается земельному участку во время проведения его государственной регистрации и сохраняется за ним на протяжении всего времени существования такого участка.

Как видим, существующая нормативная база построена таким образом, что кадастровый номер присваивается земельному участку при оформлении правоустанавливающих документов и их регистрации на дату открытия Поземельной книги. Но как быть в случаях, когда земельный участок никогда не создавался юридически, но на нем находится строение и собственник имеет намерение его продать? Идея о том, что каждый земельный участок должен иметь правоустанавливающий документ и определенные кадастровой съемкой границы очень правильная, но земельная реформа длится уже 20 лет, и до ее завершения еще далеко. Процедура приватизации или оформления права пользования довольно длительная, а продать строение необходимо срочно. В этой ситуации лишь два выхода: определять кадастровый номер на основании кадастровой съемки или идти длинным путем оформления прав.

Присвоить кадастровый номер может только тот орган, который осуществляет государственную регистрацию земельного участка в момент открытия Поземельной книги. С 1 января 2011 года вести Поземельные книги и регистрировать земельные участки будут территориальные органы земельных ресурсов. Ими также будет присваиваться кадастровый номер. Но опять-таки, присвоение номера требует оформления правоустанавливающего документа и его регистрации.

Другое дело с определением кадастрового номера. В соответствии с пункта­ми 10—13 постановления КМУ № 749 от

18 августа 2010 года определение и присвоение кадастрового номера земельному участку осуществляют территориальные органы Госкомзема. Для определения кадастрового номера земельного участка разработчик документации по землеустройству подает в территориальный орган Госкомзема по местонахождению земельного участка:

— заявление об определении кадастрового номера земельного участка;

— документацию по землеустройству (материалы кадастровой съемки);

— обменный файл.

Запрещается требовать представления документов и сведений, не предусмотренных этими пунктами.

Территориальный орган Госкомзема проверяет на протяжении трех рабочих дней соответствие границ земельного участка данным очередного кадастрового плана и определяет кадастровый номер земельного участка. Отметка об определении кадастрового номера ставится на титульном листе документации по землеустройству. В отметке указываются кадастровый номер, дата его определения, фамилия и инициалы должностного лица, сделавшего эту отметку, и ставится его подпись. Исправления в такой отметке не допускаются. Определенный и указанный в данных документах кадастровый номер земельного участка не считается присвоенным. В дальнейшем документация по землеустройству и обменный файл передаются в ГЗК на проверку. ГЗК вносит соответствующие сведения в автоматизированную систему, подает в территориальный орган Госкомзема документацию по землеустройству с отметкой о приеме обменного файла согласно акту приема-передачи.

Таким образом, мы имеем определенный и проверенный в установленном порядке кадастровый номер земельного участка.

Законодательство не определяет, определенный или присвоенный кадастровый номер необходим для осуществления сделок. Если мы внимательно прочитаем постановление КМУ, то узнаем, что определенный номер не изменяется до его присвоения. Поэтому определенный (проверенный в ГЗК) кадастровый номер будет идентичным присвоенному. И только в том случае, если при оформлении право­устанавливающего документа советом будет принято решение о передаче в собственность земельного участка другой площади, чем тот, которому определен кадастровый номер, земельному участку определяется и присваивается новый кадастровый номер. При этом предыдущий кадастровый номер получает статус архивного и в дальнейшем не используется.

Таково мое мнение о возможности решения проблемы, сложившейся в отношении определения и присвоения кадастрового номера земельного участка при отчуждении объектов недвижимости. Если объектом сделки является земельный участок, право на который удостоверено государственным актом, но кадастровый номер не присваивался, то присвоение кадастрового номера осуществляется в порядке, преду­смотренном пунктами 15—20 постановления КМУ № 749 от 18 августа 2010 года.

До сих пор в некоторых регионах территориальные органы земельных ресурсов не определяют и не присваивают кадастровые номера без регистрации земельного участка. Если отсутствует кадастровый номер и площадь земельного участка, то нарушаются требования Гражданского и Земельного кодексов, поскольку отсутствие существенных условий договора является основанием для признания договора незаключенным. Поэтому здесь, по-моему, необходимо выбирать меньшее зло и все-таки определять кадастровый номер земельного участка с последующим его присвоением при регистрации земельного участка.

Для урегулирования ситуации в правовом поле необходимо инициировать изменения в Земельный и Гражданский кодексы Украины и соответствующие нормы изложить в такой редакции: «Кадастровый номер и площадь земельного участка являются существенными условиями сделок относительно отчуждения объектов недвижимости в случае, если права на земельный участок прошли государственную регистрацию».

Разделом 4 Инструкции, утвержденной приказом Госкомзема Украины № 43 от 4 мая 1999 года, определен порядок хранения государственных актов. Владельцы земельных участков сохраняют выданные им государственные акты как документы периодического использования. Второй экземпляр государственного акта хранится в несгораемых шкафах в помещениях соответствующих советов или государственных администраций или по их поручению — в помещениях районных (городских) отделов (управлений) земельных ресурсов Госкомзема Украины.

В соответствии с пунктами 4.16, 4.17 Инструкции, утвержденной приказом Госкомзема № 325 от 22 июня 2009 года, при выдаче нового государственного акта государственный акт старого образца возвращается в соответствующий территориальный орган Госкомзема на хранение. В случае прекращения права собственности на земельный участок, добровольной замены государственного акта, раздела или объединения земельного участка землевладелец возвращает свой экземпляр государственного акта территориальному органу Госкомзема, где сохраняется второй экземпляр государственного акта, после чего на них делается отметка «отменено». Такие акты остаются на хранении в архиве территориального органа Госкомзема.

СПИЦЫНА Людмила — первый заместитель начальника Главного управления Госкомзема в Запорожской области, г. Запо­рожье

Решение

Именем Российской Федерации
г. Сочи 07 июня 2017 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Сидорука К.К.
при ведении протокола секретарем Юхимук О.В.
с участием:
представителя административного
истца Маевского С.А.
представителя административного
ответчикапо доверенности
от ДД.ММ.ГГГГ года № № Ксифос И.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Епиченко Е.К. к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи о признании незаконным отказа в присвоении адреса жилому дому и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:

Епиченко Е.К. обратилась с административным иском в суд кДепартаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи(далее – Департаменту) о признании незаконным отказа в присвоении адреса ее жилому дому площадью № квадратных метров, расположенному по адресу: с инвентарным номером: № Также, административный истец просит возложить обязанность на административного ответчика присвоить новый адрес данному жилому дому с указанием недостающих адресообразующих элементов, идентификационных элементов объекта адресации, а также номером записи в государственном адресном реестре.
Согласно иску Епиченко Е.К. обратилась к административному ответчику с заявлением о присвоении адреса своему жилому дому, однако в ответе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ года, полученном истцом ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данной просьбы было отказано со ссылкой в качестве основания отказа на отсутствие условий для присвоения адреса объекту адресации в соответствии с п.п. «г» п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 года № 1221 (далее –Правил).
Епиченко Е.К. данный отказ считает незаконным, поскольку п.п. «г» п. 40 Правил содержит большой перечень ссылок на другие пункты Правил, содержащие в себе различные недостатки, препятствующие присвоению адреса объекту адресации.
Вместе с тем, описание конкретных недостатков со ссылкой на конкретные пункты Правил в оспариваемом отказе отсутствует. Таким образом, административный истец лишен возможности узнать, какие конкретно недостатки ему необходимо устранить для возможности присвоения адреса своему дому.
Кроме того, все условия присвоения адреса, перечисленные в пунктах 5, 8 — 11 и 14 — 18 Правил, на которые отсылает п.п. «г» п. 40 Правил, административным истцом соблюдены, следовательно, оснований для отказа в присвоении адреса ее дому у административного ответчика не имелось.
Извещенный надлежащим образом административный истец в судебное заседание не явился, его представитель на исковых требованиях настаивал, дополнительно пояснив, что земельный участок под домом истца имеет все необходимые адресообразующие элементы, в том числе номер участка, которым является его кадастровый номер.
Представитель административного ответчика против удовлетворения иска возражал, пояснив, что оспариваемое решение об отказе в полной мере соответствует требованиям Правил. Более того, на основании п. 9 Правил зданию может быть присвоен адрес лишь в том случае, если он будет соответствовать адресу земельного участка, расположенного под ним.
Поскольку адрес земельного участка административного истца не содержит своего порядкового номера относительно улицы, на которой расположен, следовательно, присвоение такого номера зданию, расположенному на этом участке, приведет к нарушению п. 9 Правил.
В связи с этим, для присвоения адреса жилому дому Епиченко Е.К., ей необходимо обратиться с заявлением о присвоении адреса либо одновременно дому и участку, либо сначала участку, а затем уже дому.
На основании положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав участвующих лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Истец является собственником жилого дома площадью № квадратных метров, расположенного по адресу: с инвентарным номером: №, что следует из представленной копии свидетельства о регистрации права (л.д. 6).
Аналогичные сведения указаны в кадастровом паспорте на данное здание (л.д. 8-9). Согласно этому паспорту объект находится на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0401005:234.
С целью определения точного адреса дома с указанием всех адресообразующих элементов, в том числе номера дома относительно улицы, на которой он расположен, административный истец обратился с соответствующим заявлением в Департамент.
Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ года в присвоении адреса заявителю отказано в связи с отсутствием условий для его присвоения объекту адресации со ссылкой на п.п. «г» п. 40 Правил.
Согласно п.п. «г» п. 40 Правил действительно должно быть принято решение об отказе в присвоении адреса при отсутствии условий, указанных в пунктах 5, 8 — 11 и 14 — 18 Правил.
Из содержания п. 9 Правил следует, что в случае присвоения адреса зданию,он должен соответствовать адресу земельного участка, в границах которого оно расположено.
Как утверждает представитель административного истца, и это не отрицает представитель административного ответчика, земельный участок, на котором расположен дом, имеет адрес: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ульянова.
Таким образом, в настоящее время адрес дома Епиченко Е.К. соответствует адресу земельного участка, на котором он расположен.
При этом, суд считает правильным вывод представителя административного ответчика о том, что в случае присвоения этому дому номера относительно улицы, на которой он расположен, будет нарушен п. 9 Правил, поскольку адреса дома и участка будут отличаться.

Вместе с тем, по смыслу определений терминов «адресообразующие элементы» и «идентификационные элементы объекта адресации», содержащихся в п. 2 Правил, номер земельного участка является обязательным элементом адреса такого участка.
Более того, номер является обязательным элементом структуры адреса любого земельного участка в силу п. 49 Правил.
Однако, суд не может согласиться с доводом представителя административного истца, что номером земельного участка в его адресе является кадастровый номер.
Так, вышеуказанные Правила приняты во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона № 443-ФЗ). Основной целью данного закона является регулирование отношений, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра.
По смыслу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закона № 218-ФЗ), а ранее ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, кадастровый номер – это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ, и сохраняется, пока данный объект существует как единый объект зарегистрированного права.
Из содержания ст. 8 Закона № 218-ФЗ следует, что в сведениях кадастра недвижимости содержатся обязательные сведения о кадастровом номере объекта недвижимости (п. 2 ч. 4), а также дополнительно могут содержаться сведения о его адресе, при наличии такового (п. 21 ч. 5).
При таких обстоятельствах законодатель фактически допускает возможность отсутствия у объекта недвижимости адреса при наличии кадастрового номера.
Кроме того, по смыслу определения термина «адрес», изложенного в ч. 1 ст. 2 Закона № 443-ФЗ, целью присвоения адреса является описание места нахождения объекта адресации, тогда как присвоение кадастрового номера в кадастре недвижимости имеет своей целью лишь учет соответствующего объекта недвижимости.
Таким образом, суд полагает, что правовая природа кадастрового номера земельного участка и его номера, относительно элемента уличной дорожной сети, а именно улицы, проспекта и т.п., отличаются.
При таких обстоятельствах у административного ответчика действительно отсутствовали основания для присвоения адреса жилому дому ответчика, поскольку земельный участок под этим домом не имел номера относительно элемента уличной дорожной сети, следовательно, присвоение такого номера жилому дому повлекло бы нарушение п. 9 Правил.
Оспариваемый отказ настоящий суд также считает составленным в соответствии с требованиями Правил, поскольку сам документ соответствует форме, утвержденной п. 42 Правил, и в нем согласно п. 41 Правил содержится причина отказа со ссылкой на положения п. 40 Правил.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований из административного иска у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Епиченко Е.К. к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи о признании незаконным отказа в присвоении адреса жилому дому и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи в течение месяца с момента оглашения.
Судья
К.К. Сидорук
На момент публикации не вступило в законную силу
Согласовано судья

Суд:

Хостинский районный суд г. Сочи (Краснодарский край)

Иные лица:

зам. директора Департамента архитектуры и градостроительства

Судьи дела:

Сидорук К.К. (судья)

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх